Художественно-публицистические жанры



Фельетон

Это один из сатирических жанров, задача которого - обличение общественных пороков, недостатков, содействие их искоренению. Как и другие, художественно-публицистические жанры, фельетон сочетает в себе понятийные и образно-выразительные средства.

Фельетон, как один из распространенных газетных жанров сатиры, использовался журналистами для борьбы с пережитками, которые мешали общественной жизни. В дореволюционной печати фельетонист был одной из важных фигур среди журналистов разных специализаций. Фельетоны печатались в многочисленных юмористических и сатирических журналах - «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Зритель», «Свет и тени» и др. В одном из них - «Осколках» - длительное время сотрудничал А. Чехов, ведя фельетонное обозрение «Осколки московской жизни». В 20-е годы XX века в нашей стране появляются сатирические издания «Крокодил», «Смехач», «Бегемот», «Лапоть», всего более двадцати журналов.

Фельетонист пользуется различными выразительными средствами при написании материала - сатирической метафорой, иронией, сарказмом, гротеском, вводит юмористические элементы. Но его задача - не рассмешить читателя, а вызвать у него определенные чувства, мысли, по отношению к отрицательным общественным явлениям. Это могут быть и гнев, и презрение к носителям зла. При подготовке фельетона журналисту важно выбрать правильную идейно-политическую позицию, оценить собранные факты с точки зрения их социальной сущности, точно определить размеры обличаемого зла, чтобы не впасть в преувеличение, сгущение красок, а также определить тон изложения материала. Злая сатира, которая вызывает негодование у читателей, достигается не грубыми словами или окриками в адрес героев фельетона, а глубоким обнажением корней зла, авторским объяснением, осмыслением, обобщением. Это дает сатирическая типизация, с помощью которой журналист создает собирательной образ, отражающий основные черты распространенных отрицательных явлений, бытующих в нашем обществе. Для этого он наряду с точными фактами использует и авторский домысел - воображаемые диалоги, эпизоды, которые отражают возможные поступки героя, исходя из его качеств, и тем самым делают образ более ярким.

Особенно часто это встречается в фельетоне без конкретного адреса, по форме приближенном к рассказу. Вместе с тем и в фельетоне с конкретными адресами, фамилиями, фактами важно достигнуть сатирической типизации.

В советской журналистике фельетон занимал исключительно важное место. Но с началом реформ в нашей стране этот жанр почти исчез со страниц газет и журналов. И это произошло не случайно. В большей мере данное «падение» жанра объясняется его особенностями. В чем они состоят?

Прежде всего, в том, что фельетон – это средство осмеяния какого-то зла. Именно в этом качестве оно использовалось соответствующими учредителями СМИ (в лице Агитпропа) на протяжении многих десятков лет. Когда у СМИ появились новые учредители в лице «денежных мешков», всевозможных «администраций», «олигархов», «финансово-промышленных групп» и т.д., то было бы странно ожидать от них осмеяния тех дел, которые происходили в основном по их воле и большей части населения России представлялись как зло. Кроме того, на фоне всевозможных «расследований», «сливов», бесконечного потока компромата, с помощью которых разные политические силы в течение десятилетия дрались за власть, фельетон просто не мог выглядеть «ударным» жанром. Наступление определенной стабилизации в стране, наметившаяся тенденция возрождения моральных ориентиров в жизни общества, несомненно, будут способствовать укреплению фельетона.

Памфлет

Этот жанр отличается от фельетона более острой сатирической окраской, нередко внешнеполитической направленностью. В отличие от фельетона, который строится на одном или группеблизких друг другу фактов, явлений, у памфлета более широкий масштаб. Его назначение - вести огонь по системе взглядов, вскрыть существенное в политике идейного противника, в его методах действия. Этот жанр отличается убийственной иронией, едким сарказмом, разящим выбранных антиподов. Много памфлетов публиковалось в советской прессе в годы Великой Отечественной войны, в них памфлетисты подвергали беспощадной критике фашизм. Их безжалостное разоблачение и осмеяние, презрение и насмешка возбуждали у читателей глубокое чувство ненависти к врагам.

В последнее десятилетие XX века в российской журналистике также было опубликовано большое количество памфлетов. С помощью этого жанра противоборствующие политические силы демократов и оппозиции вели ожесточенную борьбу за умы читателей, слушателей, зрителей. Особенно яростно это происходило в ходе предвыборных кампаний, когда нужно было склонить аудиторию, превращавшуюся в этот момент в электорат, в ту или иную сторону. Нередко такие кампании переходили в открытые информационные войны. Памфлет использовался в них как одна из форм эффективного информационного оружия.

Очерк

Это главный художественно-публицистический газетный жанр с преобладающей функцией воспитания. Этот жанр занимает промежуточное место между журналистикой и литературой. Им с успехом пользуются и газетчики и писатели. От других газетных жанров он отличается большей образной художественностью, а от литературных жанров - документальностью, точным адресом событий, конкретными фамилиями героев. Такое сочетание образности и документальности дает журналисту широкую палитру красок, приемов и средств для глубокого отражения окружающей действительности. Очерк должен рассказывать о новых явленияхувлекательно, ярко и коротко, обобщать заметные жизненные факты. Известные русские писатели были также прекрасными очеркистами. В их числе Салтыков-Щедрин, Герцен, Успенский, Помяловский, Короленко, Горький и другие.

Нередко очерки становятся основой для больших художественных полотен. Продолжая работать над материалом, собирая новые факты, обобщая и осмысливая их, автор создает повесть, роман. Так из очерков родились известные сегодня всем «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Чапаев» Д. Фурманова, «Педагогическая поэма» А. Макаренко, многие произведения К. Паустовского, М. Пришвина и других писателей.

Задумывая написать очерк, журналист ставит перед собой задачу показать путем создания образа современника, его деятельности достижения нашего общества, материальные и духовные ценности, очертить, сделать набросок, по словам М. Горького, жизненных ситуаций, в которых утверждает себя человек. Герои очерка, как правило, люди действия, не изолированные от общества, а рассматриваемые во всем богатстве их социальных связей.

В отличие от художественного повествования в тексте очерка автор, прерывая рассказ о герое, может непосредственно обращаться к читателю, прямо высказывая свое отношение к изображаемому, что дает ему неограниченные возможности в осмыслении, объединении самых разнообразных фактов и явлений, далеко отстоящих друг от друга в пространстве и во времени. Именно эти авторские размышления часто являются структурообразующими элементами очерка, основным композиционным стержнем, вокруг которого и идет группировка всего собранного материала. Если очерк принадлежит перу мастера, подчеркивал Борис Полевой, то в нем есть все признаки рассказа, новеллы. Он отличается хорошим литературным языком, в нем есть и портретные характеристики, и яркое описание пейзажа. И строится он по схеме, по которой строится художественное произведение: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация - точка наивысшего напряжения, развязка. Наконец, хороший очерк иногда имеет и сюжет. Все это обусловлено тем, что очеркист обычно показывает явление, а не рассказывает о нем, как это обычно делает автор заметки, корреспонденции, статьи.

В очерке, как и в других, художественно-публицистических жанрах, автор имеет право на домысел, которой, однако, не должен противоречить фактической достоверности, документальной точности описываемых событий, действий героев очерка. Домысел, как правило, служит для того, чтобы выявить типическое, характерное в окружающей действительности. Важным средством типизации служит также деталь - выразительная подробность, с помощью которой очеркист добивается убедительности изображаемого, подчеркивает его характерные черты.

Виды очерка

Портретный очерк - наиболее распространенный вид этого жанра. Задача автора в данном случае - создать портрет «героя» нашего времени, на примере жизни и деятельности которого можно воспитывать новые поколения читателей. Этот вид очерка получил большое распространение в годы первых пятилеток, во время Великой Отечественной войны (например, очерки о героях, таких как Гастелло, Матросов воодушевляли советских воинов на новые подвиги). Распространенная ошибка молодых журналистов при создании портретного очерка – не описание жизни человека, а сведение ее к его биографии. Настоящий портретный очерк возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон (нравственной, интеллектуальной, творческой и т.д.), т.е. в результате выявления характера героя. Пример – портретные очерки М. Горького. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной российской печати довольно не просто.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!