Из публикации «Как погибают самолеты»



(АиФ №12. 2001)

Старый, видавший виды «Икарус», доставляющий пассажиров от здания аэропорта к трапу самолета, лихо развернулся на полосе и взору пассажиров предстал ИЛ-18. На нем нам предлагалось лететь по маршруту Москва-Львов. На плохо покрашенном фюзеляже проступал герб города Берлина и флаг ГДР. Теперь самолет принадлежал компании «Украинские авиалинии», и на борту красовался уже украинский флаг.

«Не боитесь летать на таком “гробе”?» - спросил я стюардессу.

«Что вы! Это наш лучший самолет. Все остальные гораздо хуже».

Те, что хуже, - это Ан-24 и Як-42, ресурс большинства которых давно уже выработан…

Как правило, описание проблемной ситуации существует в единстве с оценкой разных ее сторон. В приведенном выше отрывке оценочную нагрузку несут вопрос журналиста, обращенный к стюардессе: «Не боитесь летать на таком «гробе?», и ее ответ: «Что вы! Это наш лучший самолет. Все остальные еще хуже», и последующее уточнение автором ее ответа.

Далее в данной статье автор пытается также найти ответ на вопрос: почему так часто в последние годы разбиваются самолеты? Ему удалось выявить пять причин:

1. Созданные на базе прежнего «Аэрофлота» 466 авиакомпаний стремятся выкачать как можно больше денег из перевозок, но не выделяют средства на ремонт самолетов;

2. Летчики очень плохо (в основной своей массе) подготовлены, так как учебные полеты сокращены до минимума;

3. Все российские аэропорты, наземное оборудование, взлетно-посадочные полосы устарели;

4. Диспетчерский состав, аэродромные службы подготовлены плохо, часто не выполняют инструкции;

5. Отечественные авиадвигатели малонадежны.

У другого автора этот перечень, вероятно, был бы несколько иной и причины сформулированы были бы хотя и отчасти, но по-другому. Это предопределено не только тем, что автор – «другой» человек, что он может получить другую информацию из других источников, но и тем, что он может нацеливать себя на другой уровень анализа причин авиакатастроф, его детализации.

Каждая из названных выше причин аварий российских самолетов при желании и возможности может быть «развернута». Так, говоря о первой причине, автор мог бы назвать те авиакомпании, скупость которых привела к большему числу авиакатастроф. Кроме того, он мог бы, например, привести статистику, показывающую зависимость крушения от изношенности авиалайнеров. Говоря о второй причине, также мог назвать те денежные суммы, которые необходимы для хорошего обучения летчиков, и которые реально выделяются. Он мог бы указать нормативы по налету часов курсантами и то количество часов, которое получается на практике.

Усугубляя причинно-следственный анализ гибели самолетов, автор мог бы попытаться установить:

1. По какой причине авиакомпании не стремятся и не могут обеспечить надежность авиа-перелетов?

2. Кем и почему не выделяются необходимые средства на обучение летчиков?

3. Кто виноват в том, что не подготовлен и плохо работает диспетчерский состав?

4. В чем причина плохого содержания аэропортов?

5. Почему не все самолеты снабжены радарами?

6. Почему сегодня в России не созданы надежные (по мировым стандартам) авиадвигатели?

Рецензия

В переводе с латинского языка рецензия - это рассмотрение, оценка. С помощью этого жанра журналист осмысливает и оценивает научные, общественно-политические, художественные произведения. Главное отличие рецензии от других жанров состоит в том, что ее объектом являются не непосредственные факты действительности, на которых основаны такие жанры, как заметка, репортаж, корреспонденция, а факты и явления, уже изученные, осмысленные и отраженные в книгах, спектаклях, кинофильмах и т.д. Рецензия оценивает достоинства и недостатки работы ученого или художника, сопоставляя результаты исследования с жизнью, делая соответствующие выводы. Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения, дает им оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач. Если же автор на основе глубокого анализа выдвигает ряд научных, общественно-политических проблем, то это уже будет теоретическая, литературно-критическая статья, научное исследование.

Что же служит объектом рецензирования в первую очередь? Всю новую книжную продукцию, теле -, кино - и театральные произведения охватить, конечно, невозможно. Поэтому периодические издания откликаются на те работы, которые представляют наибольший интерес для аудитории. Задача газеты - заметить лучшее, популяризировать его, а также указать на ошибочные или слабые работы. Областные, республиканские издания должны в первую очередь обращать внимание на продукты творчества местных художников, писателей, ученых, деятелей искусств, не упуская из виду и общенациональные явления в этих сферах.

Главное назначение рецензии - помочь читателю или зрителю глубже разобраться в вопросах политики, экономики, науки, техники, искусства. Рецензия всегда целенаправленна, рассчитана на определенную аудиторию, читательскую группу. Она содержит данные о рассматриваемом произведении, о замысле автора, дает анализ и указывает на общественную значимость работы. Рецензент в своей публикации должен дать читателям ответ, правильно ли автор произведения осветил тоили иноеявление жизни, на каких идейных позициях он находится; насколько глубоко раскрыта тема; каков художественный, публицистический или научный уровень работы.

Журналист, пишущий рецензии, должен быть отличноподготовлен вэтой области, обязан хорошо знать ту сферу жизни, которую отражают авторы рецензируемых произведений.

Профессионально написанная рецензия отличается конкретностью, глубиной разбора произведения, стройной композицией и живым языком. Оценка и выводы не навязываются читателю, а сами вытекают из обстоятельного, аргументированного анализа, благодаря его логичности, обоснованности суждений.

Виды рецензии.Теоретическая рецензия предназначенадля оценкинаучной и общественно-политической литературы. Рецензирование таких книг- постоянная задача газет и журналов. Для регулярной квалифицированной полготовки этого вида рецензий редакциякроме собственных литературных сил привлекает в качестве внештатных авторов, научных работников, специалистов в области общественныхнаук. Добротной теоретической рецензии присущи научность анализа,полнота иобстоятельность сужений, безупречная литературная форма.

Художественная рецензия рассматривает произведенияхудожественной литературы и искусства. Сюда входят театральная, музыкальная, кинорецензии и т.д. Разумеется, журналист должен хорошо знать эти сферы деятельности. Так, например, для того, чтобы написать театральную рецензию, ему необходимо хорошо изучить не только пьесу, но и творчество данного драматурга, знать средства сценического искусства, чтобы профессионально оценить работу театра, отдельных актеров. Если же автор не подготовлен, слабо разбирается в предмете рецензирования, то в результате вместо обстоятельного разбора, который очень важен и для зрителей, и для работников театра, из-под его пера выйдетсхематичный, поверхностный пересказ пьесы с большим количеством общих фраз. Неквалифицированный автор может неверно оценить работу и вместо пользы принести вред своей публикацией.

Обзор печати

Этот жанр весьма схож с жанром рецензии, поскольку представляет собой одну из форм рецензирования. Однако объект его изучения значительно более узкий - это газеты и журналы. Этот жанр имеет большую историю. Он всегда присутствовал в газетах, которые вели полемику с другими органами печати. К. Маркс и Ф. Энгельс, редактируя «Новую Рейнскую газету», постоянно использовали обзор печати в качестве средства для борьбы с буржуазной прессой. В большевистских изданиях, которыми руководил В.И. Ленин, обзор печати также служил орудием полемики с буржуазными изданиями. Кроме того, обзор печати использовался для руководства местной партийной прессой, особенно в первые годы Советской власти. Многие провинциальные газеты не имели в то время достаточно квалифицированных журналистских кадров и задачей обзоров было повышение уровня журналистского мастерства работников печати на положительных примерах лучших изданий, разбор характерных ошибок и недостатков местной прессы. Обзоры печати заменяли тогда учебные пособия по журналистике, служили повышению профессионализма молодых газетчиков. Все это определило судьбу жанра как управленческого.

Одним из главных отличительных свойств жанра была его директивность, она требовала, чтобы обзоры печати перепечатывались теми газетами, которым они посвящены. Со временем резкую критичность обзора печати сменила проблемность. Не только критиковать, но и вскрывать корни негативных явлений, указывать пути их устранения - вот задача обозревателя печати. Она заключается не в назидательности, дидактизме, декларативности, а в глубине и компетентности анализа, аргументированности суждений автора обзора, на основе которых формулировались деловые советы.

Приступая к работе над обзором печати, журналист должен начать с тщательного чтения комплекта обозреваемого издания за определенный период времени. В ходе изучения газеты важно обращать внимание на то, систематично ли ведется освещение основных проблемно-тематических направлений, глубоко ли разрабатываются поднимаемые вопросы, какова действенность публикаций, на какие группы читательской аудитории рассчитаны газетные выступления, каковы география материалов, социальный и профессиональный состав авторов, жанровое разнообразие, язык, стиль текстов. Кроме знакомства с подшивкой газеты автор обзора может побывать в редакционном коллективе, поговорить с его работниками. Это значительно расширит его представления об изучаемом объекте.

Виды обзоров. Общий обзор используют для анализа деятельности периодического издания за определенный отрезок времени. В нем рассматриваются основные направления выступлений, тематика, идейно-политический и литературный уровень издания. Итогом являетсяобщаяоценка деятельности редакции.

Тематический обзор - наиболее распространенный вроссийской печати - применяется для изучения освещения актуальнойпроблемы какой-либо из сфер общественной жизни. Его назначение -осмыслить иобобщить опыт одной или нескольких газет за определенныйпериод,вскрыть недостатки, наметить пути их исправления. Типичноепостроение такого обзора: анализ - оценка - вывод - рекомендация.

Информационный обзор служит для сообщения о содержаниинаиболее важных материалов одной или нескольких газет. Его цель - проинформировать аудиторию, другие издания о конкретной инициативе редакции в освещении той или иной кампании, постановкекакой-либо важной проблемы, об удачных тематических номерах, подборкахи т.д.

Малые формы обзора печати - материалы, публикуемые подрубриками«По газетным страницам», «Свидетельствует пресса», которыезнакомят читателей с наиболее интересными публикациями других изданий.

Обозрение

Это один из распространенных аналитических жанров, в основе которого лежит осмысление системы событий и фактов, ограниченных определенными временными и географическими рамками. Обозрение дает читателю богатую, разностороннюю картину окружающей действительности, раскрывает связи между явлениями общественной жизни, указывает на тенденцию их развития.

Исследователи жанров журналистики отмечают следующие особенности обозрения:

- обозреватель оперирует не отдельным фактом, как хроникер, не отдельным событием, как репортер, а более или менее широкой совокупностью фактов, событий, ситуаций, явлений, процессов, сторон общественной жизни. Это набор не случайных, а тщательно отобранных фактов, из которых складывается правдивая картина действительности в ее определенном аспекте (политика, промышленность, сельское хозяйство, культура и т.д.).

- каждый отдельный факт, событие, явление рассматривается автором не самостоятельно (как у хроникера, репортера, корреспондента), а как элемент целого. Поэтому уже при отборе фактов журналистстремиться обнаружить связи и взаимосвязи между этими фактами.

Журналист, пишущий обозрение, прежде всего, должен опираться на большое количество фактов, которые создают перед читателем широкую панораму событий и явлений. Поиск таких фактов, отбор наиболее типичных из них для полного раскрытия выбранной темы требуют от обозревателя обращения к большому числу источников информации - периодической печати, книгам, личному досье, публикациям прошлых лет. Однако собранные факты - это только сырье, с помощью которого обозреватель «лепит» образ окружающей действительности. Он группирует эти факты вокруг поставленной проблемы, сопоставляет их друг с другом, дает по ходу пояснения, расставляя необходимые акценты. Авторская мысль, комментарий в обозрении составляют своего рода стержень материала, вокруг которого и идет группировка различной информации. В рамках данного жанра можно говорить о появлении «лица» автора, его позиции.

Виды обозрения.Общее обозрение охватывает наиболее значительные события, происшедшие за определенней промежуток времени в мире, стране, регионе. Масштаб и географические рамки анализируемых явлений прямо пропорциональны уровню периодического издания. Центральные газеты и журналы воссоздают широкую картину действительности, рассматривая взаимосвязи событий в мировом масштабе или в масштабе страны. Местные же газеты ограничиваются рамками тех районов, в которых они издаются. Общие обозрения планируются редакциями, как правило, с четкой периодичностью - раз в неделю или в месяц. Международное обозрение, которое можно отнести к виду общего обозрения, публикуется, как правило, один раз в неделю, подводя итоги прошедших семи дней. Вместе с тем, общие обозрения, освещающие, например, сезонные сельскохозяйственные работы, могут быть опубликованы и без определенной регулярности.

Тематическое обозрение отличается от общего тем, что освещает определенные стороны какой-либо из сфер общественной жизни. Такие материалы публикуются под рубриками «Экономическое обозрение», «Литературное обозрение», «Спортивное обозрение» и т.д. Их пишут обозреватели, специализирующиеся каждый в своей области. Такая суженная жанровая и тематическая специализация позволяет им глубоко разбираться в предмете исследования, постоянно повышать свое журналистское мастерство, быть наиболее компетентным сотрудником редакции по освоенной проблематике.

Международное обозрение в газетной практике прочно завоевало себе место как отдельный вид этого жанра. Оно может иметь как тематический, так и общий характер. Общее международное обозрение обычно рассматривает наиболее важные события, произошедшие на разных континентах. При этом обозреватель концентрирует внимание читателей на самых острых проблемах и наиболее горячих точках планеты. Тематическое обозрение по международным вопросам ограничивается рассмотрением положения в каком-нибудь одном регионе мира или в конкретной стране. Журналист же имеет возможность более подробно, с определенными деталями обрисовать сложившееся там положение.

Обзор писем также считается разновидностью обозрения. Он строится на анализе журналистами читательской почты, которую получают редакции газет и журналов. Обзор писем тоже может быть общим или тематическим. В общем обзоре читателям сообщается, сколько писем получила редакция за месяц, полугодие, год анализируется их тематика, выделяются наиболее интересные читательские мнения, актуальные вопросы общественнойжизни,поднимаемые в письмах. Для тематического обзора журналист отбирает несколько писем, которые объединяет одна общая тема, проблема, волнующая читателей. Порой он сталкивает в одном материале противоположные читательские мнения, размышляет над ними, дает собственную оценку, а иногда предоставляет читателям возможность самим дать ответ, кто из авторов писем прав. Нередко такие обзоры писем открывают интересные читательские дискуссии по важным проблемам.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!