Из публикации «Сама виновата»



(Московская правда. 1 февраля 2000)

Похоже, чужим горьким опытом никому и никого не научить: москвичи и гости столицы продолжают относиться к личным и общественным материальным ценностям весьма легкомысленно.

В воскресенье днем в милицию обратилась 40-летняя гостья столицы, менеджер по профессии, приехавшая в Москву из Нальчика. Женщина поведала милиционерам очень печальную историю: 20 минут назад на 13-Парковой улице к ней подбежал неизвестный мужчина, вырвал из рук целлофановый пакет и убежал. Все бы ничего, но в пакете лежали 300 тысяч рублей. Пока грабителя не нашли.

Первый абзац этой заметки – общая мысль (тезис) о том, что чужой опыт мало кого учит. А второй абзац выступает как аргумент в пользу этого общего утверждения автора.

Отчет

В газетах часто публикуют материалы о важных общественно-политических событиях - конференциях, собраниях, заседаниях, митингах, встречах различных делегаций, спортивных соревнованиях и т.д. Чаще всего они излагаются в форме отчета. Задача этого жанра – дать читателям достаточно полное, развернутое представление о конкретном событии, его ходе, развитии, значении для общества. По сравнению с заметкой отчету свойственна большая детализация сообщения. Это качество оказывает непосредственное влияние на размер материала. Различаются несколько видов отчетов.

Прямой информационный отчет воспроизводит событие в хронологическом порядке. Журналист лишь точно и подробно отражает происходящее, ничего не комментируя. Его позиция выражаетсяв том, на каких фактах, деталях он акцентирует внимание читателей. Например, в отчете о съезде, конференции речи выступающих могут быть даны всжатом виде или наоборот, достаточно полно с определенной детализацией.

Аналитический отчет или отчет с комментариями. Сообщая о событии, журналист осмысливает его, дает собственную оценку происходящему. Для этого он в качестве доказательств имеет право привлекать дополнительные факты и цифры, ставить на их основе проблему, вычленяя измногих затронутых, например, на собрании вопросов наиболееактуальные. Такой вид отчета по методу разработки темы приближается к аналитическим жанрам, в частности, к корреспонденции.

Тематический отчет является разновидностью аналитического отчета, строится не в том порядке, в котором протекало событие, а выборочно, в соответствии с задачами, которые ставит перед собой журналист. Он вправе отказаться от освещения каких-либо побочных деталей, сосредоточив свое внимание на главном, сгруппировать выступления людей по определенным темам или узловым вопросам. Иногда автор полностью посвящает отчет одному выступлению, кратко сообщив об остальных.

Вид отчета журналист выбирает при сборе материала. Развитие событий подсказывает ему нужный поворот темы, который потом диктует отбор и добор фактов. В подготовке отчетов, освещающих большие события - митинги, демонстрации, соревнования, нередко принимает участие специальная бригада в составе нескольких журналистов. Каждый из них собирает свою часть материала, затем все объединяют, и коллективно пишут отчет. Построение аналитического и тематического отчетов нуждаются в продуманной композиции материала. Язык данного жанра отличается деловитостью, ясностью, точностью.

Интервью

Термин «интервью» в переводе с английскогоязыка означает беседу. Этот жанр представляет собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами, имеющую общественный интерес,предназначенную для передачи по каналам средств массовой информации. Характерной особенностью интервью является то, что изложение фактов или высказывание о событиях ведется в нем от имени человека, которого интервьюируют, а не от лица журналиста. Именно этим - мнением специалиста, компетентного в данном вопросе авторитетного лица - и ценно интервью для читателей, слушателей, зрителей.

Однако роль журналиста не сводится здесь к простой передаче высказанных фактов. Наоборот, успех интервью зависит от умения ведущего. В своих вопросах он должен предугадывать то, о чем хотели бы спросить у собеседника сами читатели. Журналист, который не учитывает этого, задает неинтересные, второстепенные, одним словом, «не те» вопросы, может вызвать досаду и раздражение у аудитории.

Как и другие информационные жанры, интервью должно быть злободневным, отличаться целеустремленностью, деловитостью. Интервью может играть даже роль официального политического документа, если его дает журналисту крупный политический деятель, глава правительства, президент. Особенность таких официальных интервью в том, что они отражают не индивидуальное мнение, а точку зрения официальной власти, политической партии, движения.

Виды интервью. Наиболее распространенный вид этого жанра - интервью-диалог, представляющий собой беседу в форме вопросов и ответов. Журналист наряду с основными вопросами задает собеседнику уточняющие, направляющие в русло беседы вопросы, выясняет с их помощью дополнительные детали, факты, что позволяет делать материал более полным, интересным.

Интервью-монолог представляет собой ответ-сообщение интервьюируемого на вопрос корреспондента, поставленный в начале материала. Ответ строится как цельный рассказ собеседника, напоминающий по форме корреспонденцию или статью.

Интервью-сообщение характерно тем, что ответы пересказываются журналистом или излагаются в сокращенном виде. Иногда содержание беседы передается в форме отчета журналиста о состоявшемся разговоре.

Интервью-зарисовка носит более сложный и творческий характер, оно отличается значительным расширением роли журналиста, дает возможность не только задавать вопросы, но и высказывать свое мнение, комментировать факты, о которых идет речь, рассказывать об обстановке, в которой проходила беседа, давать краткие характеристики своего собеседника, несколькими штрихами создавать его портрет.

Интервью-мнение - это развернутый комментарий компетентного лица к некоторому событию, факту, проблеме.

Коллективное интервью дает представление о мнении нескольких людей по тем или иным вопросам. Как правило, этот вид жанра отражает беседы «за круглым столом», «деловые встречи», редакционные «четверги» и другие подобные мероприятия.

Подготовку к интервью журналист начинает задолго до беседы с интервьюируемым. Он детально изучает тему будущего разговора, составляет перечень вопросов, которые необходимо задать. Бывает, чтобеседа неограничивается подготовленными вопросами. В этом случае всегда нужно точно знать цель разговора, его предмет, чтобы не уходить в сторону от главного. Подготовленность, знание проблем, которые могут быть затронуты в ходе беседы, оказывают непосредственное влияние на качество интервью. Кроме того, должна учитываться и профессиональная этика журналиста (система запретов, ограничивающих набор средств и методов «добычи» информации).

Анкета - массовый вид интервью, своеобразная заочная беседа. Желая узнать мнение большой группы людей по какой-нибудь проблеме, журналист рассылает вопросы, а то и просто задает их с газетного листа, затем, получив ответы, анализирует их и публикует.

Репортаж

В отличие от других информационных жанров репортаж не просто сообщает о фактах, событиях, а показывает их через непосредственное восприятие автора, как бы воссоздавая картину происходящего. В основе репортажа всегда находится общественно значимоесобытие, которое развивается на глазах у читателя, слушателя зрителя. Это своего рода история события.

Характерные особенности жанра - оперативность, динамичность наглядность происходящего, активно действующее авторское«я»,которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия»,позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие. Наиболее ярко авторское «я» проявляется в репортажах, где журналист не просто очевидец, а участник события. Здесь вполне уместны его личные чувства, мысли, которые придают материалу большую убедительность, но в то же время не заслоняют собой главных событий.

Бывают репортажи, где автор не упоминает о себе. Однако само описание события в документально точных и ярких подробностях убеждает читателя в том, что рассказывает очевидец. Отобрать такие детали, не придумывая их и не изменяя правде жизни, - большое профессиональное мастерство, которым отличаются ведущие репортеры.

Рисуя живую картину жизни, журналист часто использует в репортаже элементы интервью, отчета, зарисовки, корреспонденции - вводит в текст небольшие диалоги, характеристики персонажей, их «микропортреты», авторские раздумья, обобщения. Размер репортажа находится в прямой зависимости от значимости события.

Виды репортажа

Событийный - наиболее распространенный вид репортажа - оперативно отражает общественно значимые события, которые излагаются в хронологической последовательности.

Познавательный репортаж. В его основе не событие, а тема, которую освещает репортер. Это может быть рассказ о буднях рабочего коллектива, научной лаборатории и т.д. Такие материалы планируется редакцией заранее, они не столь оперативны, как событийные. Автор в этом случае выстраивает материал по своему усмотрению.

Проблемный репортаж несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Для этого автор вправе привлекать дополнительные факты, цифры, обращаться к другим событиям. Такой материал близок к корреспонденции. С помощью проблемного репортажа журналисты поднимают актуальные экономические, научные, другие вопросы, заостряя на них внимание для дальнейшего более серьезного изучения. Большие возможности дает этот вид жанра для критики недостатков.

Жанры в чистом виде встречаются довольно редко. Как правило, границы их условны, и каждый из них несет в себе элементы других жанров. Но не стоит относить это к их недостаткам. Скорее наоборот, синтез, взаимопроникновение жанров позволяет журналисту более ярко и выразительно отражать окружающую жизнь, находить для этого новые формы и краски.

Репортаж является едва ли не самым распространенным жанром в современной отечественной журналистике. Именно репортажи составляют около 50% печатного газетного материала и около 80% телевизионного информационного эфира. «Репортаж нашего корреспондента …» – эта фраза буквально «налипла» на губах ведущих наших новостных программ. Безусловно, репортаж является одним из основных информационных жанров, однако, он близок и к некоторым другим жанрам (особенно художественно-публицистическим), поскольку использует метод наглядного изображения действительности.

Аналитические жанры

Комментарий

Термин «комментарий» в переводе с латинского языка означает толкование. Этот жанр используется для оперативного разъяснения важных событий общественной жизни. До недавнего времени его считали одной из разновидностей статьи, которая отличается оперативной и гибкой формой, применяется для отклика на такие явления, как документ, речь политического деятеля, выступление прессы и т.д. Однако, несмотря на то, что эти два жанра часто стоят в одном ряду, между ними есть существенная разница. Комментарий требует минимального размера и выстраивается, как правило, вокруг одного факта (или цепи однозначных фактов). Статья же подразумевает обстоятельный анализ явления, раскрытия его с разных сторон, привлечение фактов различных планов.

Как показывает практика, комментарий сегодня уверенно занял собственные позиции как самостоятельный жанр в ряду других аналитических жанров. Особенно это заметно в публикациях на международные темы. Комментарий представляет собой актуальное публицистическое выступление, которое объясняет факты и явления с политических позиций, на которых стоит автор. Основные требования к этому жанру - лаконичность и точность оценки автором происходящих событий. Комментарий должен создаваться на широкой фактической основе - отсюда также большое познавательное значение комментария. Факты здесь служат ярким фоном, своеобразной иллюстрацией, поскольку главное в этом жанре - разъяснение этих фактов, пристрастные авторские раздумья, весомые, обобщающие и аргументированные выводы. Политический обозреватель и комментатор С.И. Беглов подчеркивает, что чем меньше фактов-поводов в одном комментарии, тем прямее и проще путь через ступени аргументации к обобщению.

Газетная практика дает большое количество примеров скромных по объему, построенных на одном или нескольких близких друг другу фактах, лаконичных комментариев. Вместе с тем, нельзя отрицать и право на существование развернутых комментариев, в которых автор опирается на факты из различных источников, прослеживает историю того или иного явления, раскрывает читателями его истинный смысл. Примеры таких материалов можно найти в политической, отраслевой прессе, где письмо читателя или журналистский материал глубоко, всесторонне комментирует политолог, экономист, специалист в той или иной сфере.

Часто газеты публикуютредакционный комментарий - материал без подписи автора, отражающий позицию всего редакционного коллектива по тому или иному вопросу.

Публикации этого жанра довольно разнообразны по применяемым в них литературно-публицистическим средствам, которые определяются творческой и политической задачей, поставленной журналистом. Комментарий может иметь пропагандистскую, критическую, сатирическую, полемическую окраску в зависимости от конкретного повода.В соответствии с этим в тексте комментария широко используются приемы сопоставления, аналогии, цитирования. Комментарий может быть опубликован:

- в качестве дополнительного материала к основному. Тогда в нем поясняются и комментируются главные положения основноготекста. При этом он может не иметь собственного заголовка, а быть помеченным как «Комментарий редакции», «Мнение обозревателя» и т.д. ;

- в качестве самостоятельного материала, комментирующего события, о которых газета сообщала ранее или которые общеизвестны. Их помещают под рубриками «Колонка комментатора», «Наш комментарий».

Комментарии готовит каждый отдел редакции по своей проблематике. Пожалуй, наиболее часто его использует международный отдел, оперативно откликаясь на важные внешнеполитические события, комментируя выступления политических деятелей, средств массовой информации, чтобы своевременно ориентировать аудиторию в необходимом направлении.

Корреспонденция

Это наиболее распространенный аналитический газетный жанр, который основывается на конкретном анализе фактов, изучении какой-либо локальной ситуации. Назначение корреспонденции - пропагандировать новые явления общественной жизни,вскрывать имеющиеся недостатки.

Корреспонденция строится на ряде фактов, объединенных одной общей темой. В ней выдвигаются злободневные вопросы, требующие незамедлительного решения. Обычно этот жанр ограничивается показом состояния дел на одном предприятии, в учреждении, отдельном районе.

Отличие корреспонденции от заметки состоит в том, что она не только информирует о событии, а берет «кусочек жизни», рассматривает его с различных сторон, в различных связях, не только сообщает факты, но и анализирует, обобщает их.

Корреспонденция имеет много сходных черт с комментарием: оба жанра оперативны, аналитичны, оперируют конкретной небольшой группой фактов. Однако каждый из них имеет и собственную специфику. Тематика корреспонденции шире, чем у комментария, а временныеграницыотражения событий более узкие.

От статьи корреспонденция отличается тем, что в своихрассужденияхжурналист идет от частного к общему, тогда как в статье материал обычно выстраивают наоборот - от общего к частному. В корреспонденции конкретные факты и примеры являются стержнем материала,их нельзя,как в статье, заменить другими, подобными, равнозначными (например,взять иное предприятие с теми же производственными проблемами).

Основные черты корреспонденции - это оперативность,актуальность,конкретность темы, точный адрес освещаемых явлений, четкиевременныеграницы происходящего, убедительность, аргументированностьизложения проблемы, обобщение, конкретные рекомендации улучшения дела.

Приступая к работе над корреспонденцией, журналист должен набросать план будущего материала, выделить основные вопросы, на которых следует сосредоточиться, определить источники информации. Изучение проблемы с разных сторон требует бесед со многими людьми, знакомства с литературой, публикациями по этому вопросу. Нередко собранный материал побуждает изменить первоначальный замысел, осветить тему под иным углом зрения.

Один из признаков профессионального мастерства - умение отбирать факты, отделять главное от второстепенного, но в то же время рассматривать эти факты в контексте окружающей их действительности. Изучая материал, журналист должен сам видеть тенденции развития явления в будущем и помочь увидеть это читателю.

Корреспонденцию лучше выстраивать вокруг одного вопроса, который бы стал стержнем материала. Это избавило бы его от употребления многих тем, расплывчатости, сделало бы работу журналиста более целенаправленной.

Виды корреспонденции

Информационная корреспонденция имеет некоторое сходство с заметкой, но отличается более широким отражением действительности, авторской оценкой освещаемых фактов. Этот вид жанра используют, как правило, для оперативного рассказа о положительном опыте работы в различных сферах общественной жизни.

Аналитическая корреспонденция используется журналистом для того, чтобы привлечь внимание аудитории к той или иной актуальной проблеме общественной жизни, с помощью глубокого, аргументированного анализа фактов попытаться найти пути решения этой проблемы. Такая корреспонденция отличается значительным объемом, детальной разработкой темы, четкой авторской оценкой жизненных явлений.

Статья

Статья - один из самых распространенных и сложных газетных жанров. Ей присущи наибольшая по сравнению с другими жанрами широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. Это - исследование, посвященное какому-нибудь важному конкретному вопросу, явлению, где сочетается высокий уровень обобщения с мастерством литературного изложения. Жанр статьи присутствует в большинстве периодических изданий, именно он в значительной мере определяет их аналитический уровень и направление.

Особенности жанра статьи наглядно проявляются при сопоставлении его с другими жанрами. Так, в отличие от корреспонденции, где в основе лежит ситуация, ограниченная местом и временем, а автор оперирует нескольким локальными фактами, в статье отдельные ситуации рассматриваются как части более широкого явления. Ей свойственны масштабность, глубина обобщения на основе осмысления большого количества фактов. Главное для журналиста в статье - проследить связи, соединяющие описываемую ситуацию с социальными проблемами современности.Автор не только анализирует отдельные факты, но и опирается на всю ихсовокупность. Аргументированная и выстроенная в соответствии с главной мыслью автором система фактов формирует логическийстержень статьи, становится ее концепцией. Можно, следовательно, сказать, что статья - это жанр публицистики, выражающий развернутую, обстоятельно аргументированную концепцию автора или редакции по поводу актуальной социальной проблемы.

Работа над статьей представляет собой следующий процесс.

Сначала журналисту предстоит выбрать тему, основательно подумать над ее разработкой. Дальше следует отбор материала, при котором требуется умение выделить наиболее важное, интересное, иначе публикация может оказаться расплывчатой, поверхностной.

Следующий этап работы - интерпретация фактов, явлений, выработка авторской концепции.

После этого автор выбирает вид статьи, в который он воплотит собранный материал. Возможно это будет передовая статья, или проблемная, а может - теоретико-пропагандистская, или научно-популярная.

При организации материала перед написанием текста очень важно составить план изложения, чтобы все данные - цифры, факты - четко и последовательно отражали главную идею автора, соблюдались пропорции в их изложении, была сделана правильная расстановка акцентов, выделение тех фактов, в которых наиболее ярко раскрывается суть вопроса.

Виды статьи.Передовая статья обычно открывает номергазеты,журнала. Она выражает точку зрения редакции по самому актуальному вопросу в данный момент. Передовая статья отражает политическую линию издания, ее назначение - своевременно откликаться на «злобу дня», помогать читателям правильно ориентироваться в проблемах общественнойжизни. Отсюда основные требования к этому виду статьи - актуальность темы,глубокое раскрытие и обоснование политической сущности выдвигаемыхзадач, конкретность и лаконичность обобщений, выводов, аргументации.

По целевому назначению передовая статья подразделяется на общеполитическую, пропагандистскую, проблемную и оперативную. Общеполитические публикуются в связи со знаменательными датами, выдающимися событиями внутренней и международной жизни. Пропагандистские статьи раскрывают перспективы созидания, осуществления тех или иных идей. Проблемные освещают вопросы, которые необходимо изучить или разрешить практически. Оперативные отражают наиболее актуальные в данный момент политические, хозяйственные задачи. Передовые статьи имеют конкретную адресность - к коллективам определеннойотрасли,различных сфер общественной жизни, к массовому читателю.

Теоретико-пропагандистские статьи обычно публикуются под рубриками «Вопросы теории», «Политические беседы», «Социальные проблемы». С их помощью журналисты, внештатные авторы, специалисты изучают актуальные вопросы теории, общеполитические проблемы применительно к насущным задачам современности, перспективам развития общества, раскрывают связи теории с практикой. На примерах конкретных ситуаций дают научно-теоретическое объяснение текущих событий. В таких статьях анализируются также теоретические аспекты экономики, политики, литературы и искусства. В теоретико-пропагандистских статьях органически сочетаются проблемность и популяризация положений теории, им свойственны и такие черты, как убедительность, наступательность.

Проблемная статья выносит на суд общественности актуальные политические, хозяйственные, нравственные, идеологические проблемы. Ее характерные черты - постановка, обсуждение, поиск путей решения злободневных вопросов общественной жизни. Поэтому проблемную статью еще называют постановочной. Этот вид статьи требует от журналиста глубокого изучения избранной проблемы, большой компетентности, твердой позиции в отстаивании собственной точки зрения, убедительной доказательности. Иногда такие статьи носят дискуссионный характер, в них излагается не одна, а несколько точек зрения на какую-либо проблему, сталкиваются различные мнения, взгляды. Публикуя их, журналист и редакция приглашают читателей высказать собственное мнение, принять прямое участие в коллективном выяснении истины. Именно проблемные, постановочные статьи сегодня все больше вытесняют распространенные раньше критические статьи, обличавшие различные недостатки, но не дававшие конкретных, конструктивных предложений по их устранению.

Поскольку статья является очень популярным публицистическим жанром, давайте проведем своего рода анализ (на базе полученных теоретических знаний) отрывка реальной статьи опубликованной в газете «Аргументы и факты».


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!