ЛЕПКА сюжетная «Кто под дождиком промок?»



Задачи. Учить детей самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию вырази­тельных образов (промокшие под дождем животные).

Объяснить связь между пластической формой и способом лепки. Продолжать освоение скульптурного способа (лепки из целого куска) путем вытягивания и моделирования частей; предлагать на выбор при­емы декорирования лепного образа (рельефные дополнения, прореза-ние или процарапывание стекой).

Предварительная работа. Беседа о дожде и дождливой погоде на предыдущем занятии по ознакомлению с окружающим миром; рассма­тривание иллюстраций к литературным произведениям А. Барто «Зай­ка», В. Сутеева «Под грибком».

Материалы, инструменты, оборудование. Глина, стеки, дощечки или клеенки для лепки, салфетки бумажные и матерчатые.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить дождливую погоду и представить, как выглядят и как ощущают себя животные во время дождя. Обобщает высказывания детей: животным под дождем неуютно, прохладно, хочется куда-нибудь спрятаться (под кустик, в норку); шерстка намокла и прилипла, уши прижаты; птицы сидят на мокрых ветках, нахохлившись, т. е. взъерошив мокрые перья. Дети входят в образ и показывают, как зайчики сидят, съежившись и прижав уши, под мокрым кустом; как воробышки нахохлились, сжа­лись в комочек, растопырили перышки.

— Сейчас мы с вами будем лепить животных, промокших под дож­
диком. Лепить будем из глины — она такая же влажная, как шерстка
или перышки промокших животных. Попробуем лепить туловище из
Целого куска глины, не деля его на части, а потом добавив мелкие дета­
ли — ушки, хвостики.

163


Представьте себе животное, кото­рое вам хочется слепить. Скажите мне тихо-тихо, на ушко. (Воспитатель под­ходит к детям и помогает определить­ся с замыслами.) Дети отбирают нуж­ное количество глины и начинают лепить. Воспитатель помогает детям индивидуальными советами и наводя­щими вопросами. («Какты покажешь, что шерстка у зайчонка намокла от дождя? Пригладь влажной салфеткой или мокрыми пальчиками. Прижми ушки зайчонка к спине, чтобы в них не попали капельки дождя».)

А теперь поможем бедняжкам — промокшим животным — спрятаться от дождя. Давайте слепим для них кус­тик, норку или гнездышко.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Сказка М. Гаршина «Лягушка-путешественница»

Задачи. Расширять представления детей о том, что сказки бывают не только народные, но и авторские. Учить детей осмысливать содержа­ние сказки, характеры персонажей.

Инициировать творческую активность детей при передаче сказоч­ных образов в двигательных этюдах. Развивать воображение: умение придумывать разные варианты сказочных событий и другие окончания сказки.

Предварительная работа. Первая часть сказки читается детям накануне. До слов: «Вечером вся компания остановилась в болоте, с зарею утки с лягушкой снова пустились в путь...»

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям о прочитан­ной недавно народной сказке «Сивка-бурка», спрашивает, кто ее напи­сал. Напоминает детям, что народные сказки сочинялись людьми еще когда книг не было, да и писать люди еще не умели. Поэтому они запо­минали сказки, а потом пересказывали их другим, часто добавляя в нее новые слова и события.

Говорит детям, что, кроме народных сказок, есть и такие, которые придумывают писатели, авторы. И называются они — авторские сказки. Говорит, что авторские сказки очень похожи на народные: имеют сказочные зачины и окончания, часто — трехкратные повто­рения событий, в них животные действуют, как люди, могут оживать

164


деревья, цветы, камни. Это и не удивительно, ведь часто писатели-сказочники дописывали народную сказку, используя яркие описа­ния, сравнения. И от этого сказка становилась еще интереснее и красивее.

Предлагает послушать окончания сказки.

Беседа по содержанию:

— Почему лягушка захотела полететь вместе с утками?

— Как утки отнеслись к ее желанию?

— Какой способ путешествия придумала лягушка?

— Как чувствовала себя лягушка в полете?

— Смогла ли лягушка попасть на юг? Почему?

— Чем заканчивается сказка?

Этюды на передачу образов: воспитатель предлагает детям «превра­титься» в лягушек и показать жестами и мимикой, как лягушка сидела на болоте, как радовалась моросящему дождику и квакала от удоволь­ствия.

А затем показать, как прохожие удивлялись, увидев летящую лягушку. А потом, как лягушка-путешественница хвасталась другим местным лягушкам о своем путешествии, и другие понравившиеся эпизоды.

Педагог предлагает детям пофантазировать:

— А как еще лягушка могла бы полететь на юг? (На воздушном шарике, прицепившись за хвост птицы, на облаке и пр.)

— Что могла увидеть лягушка внизу, на земле, когда она летела вме­сте с утками?

— Как по-другому могла бы закончиться эта история?

Обобщение воспитателя:

— Как называется сказка, которую мы сегодня читали?

— Была ли эта сказка народной? Почему? Кто ее автор? (В случае затруднения воспитатель называет автора сам.)

РИСОВАНИЕ

«Чудесные превращения кляксы» («кляксография»)

Задачи. Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и быто­выми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необыч­ных форм (клякс). Развивать творческое воображение.

Предварительная работа. Наблюдения на прогулке и беседа о том, на что похожи облака, на что похожи лужи.

165


Материалы, инструменты, оборудование. Краски — акварельные и гуашевые, цветная тушь, мягкие кисточки разных размеров, кисточ­ки-флейцы, старые зубные щетки, срезы овощей (картофель, свекла), тряпочки, губки, газеты для сминания и штамповки; баночки с водой, трубочки для коктейля (соломинки).

Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение «О том, кто получился из кляксы» (Д. Чиарди, перев. Р. Сефа).

Воспитатель спрашивает у детей, что такое клякса? Уточняет пред­ставление о том, что это пятно неопределенной формы, которое полу­чается, если нечаянно разлить цветную жидкость — краску или тушь. Из-за того, что пятно не имеет точной формы, его можно превратить в кого или во что угодно.

— Давайте и мы с вами сегодня сначала нарисуем кляксы, а потом превратим их в кого захотим или в того, на кого они будут похожи. Как вы думаете, как можно поставить или получить, или нарисовать кляксу? Воспитатель обобщает ответы детей и показывает несколько способов:

— ставит отпечаток губкой, тряпочкой, комком бумаги;

— штампует срезом свеклы, которая оставляет следы своего сока;

— рисует лужицу мягкой кисточкой, кисточкой-флейца, зубной щеткой;

— наносит на лист бумаги немного цветной жидкости (туши) и раз­дувает ее из трубочки или соломинки в разные стороны.

Затем предлагает детям самим изобразить разные кляксы — на отдельных листочках разными способами. Дети свободно эксперимен­тируют. Воспитатель напоминает, что главное в кляксе — неопределен­ность, неожиданность, необычность формы.

После того как дети освоят несколько способов и создадут по три—пять клякс, воспитатель предлагает «оживить» кляксы — пре­вратить их в живые существа или предметы. Советует внимательно рассмотреть кляксы, поворачивая листы бумаги в разные стороны. Показывает для примера: это моя клякса, если на нее посмотреть

так, она похожа на уточку, только нужно дорисовать клювик и лапки; а если кляксу перевернуть, она напоминает испуганного зайчон­ка — сидит под кустиком, дрожит, вот только еще одно ухо нарисую. А в кого превратятся ваши кляк­сы? Воспитатель тихо, на ушко спрашивает у каждого ребенка о его замыслах и ассоциациях, нереши­тельным детям помогает советами или косвенными вопросами.

В конце занятия устраивается общая выставка «живых» клякс.

166


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Занятие № 8

Задачи. Учить детей видеть равное количество в группах разных предметов, обозначая это количество цифрой.

Развивать у детей внимание и координацию движений под счет.

Учить детей выстраивать ряд из пяти предметов, различающихся по ширине на 2,5 см; учить детей ориентироваться во времени.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный материал:

Различные игрушки и объемный счетный материал.

Поднос.

Карточки с цифрами 1, 2, 3 в трех экземплярах.

Пять полосок разных неповторяющихся цветов (красная, синяя, зеленая, желтая, белая или черная) длиной примерно 30 см, ширина самой широкой 13 см, каждая последующая уже предыдущей на 2,5 см.

Раздаточный материал:

Наборы цифр от 1 до 5 для каждого ребенка (каждая цифра разме­ром примерно 4—6 см).

Пять полосок бумаги неповторяющихся цветов, одинаковые по длине и разные по ширине, разница по ширине — 1,5 см. Желательно наличие нескольких комплектов полосок различных по сочетанию цветов (например, в одном комплекте самая широкая — красная, в другом — зеленая и т. п.).

Счетная карточка из плотной бумаги (размером примерно 30x20 см — стандартный альбомный лист).

Карандаши.

Содержание занятия. У воспитателя на столе стоят или лежат три группы предметов, например: три мяча, три кораблика, три матреш­ки. Воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие это предметы, сколько групп и по сколько предметов в каждой группе. Дети считают: «Всего три группы». Воспитатель: «Какие? Что в них?» Дети посчитали вслух и сказали: «Три мяча, три кораблика, три мат­решки». У детей на столах лежат наборы цифр от 1 до 5. Воспитатель просит детей поднять и показать цифру, соответствующую количест­ву игрушек в каждой группе. Большинство детей покажет цифру 3. Воспитатель предлагает детям посмотреть на цифры друг у друга, све­рить со своей. После этого воспитатель вместе с кем-то из детей ста­вит к каждой группе на столе карточку с цифрой 3, вновь называя: «Три мяча» — ставит цифру 3; «Три кораблика», — ставит цифру 3 и т. д. Затем предлагает детям сравнить свои ответы с цифрами стоя­щими на столе, исправить свои ошибки, найдя соответствующую цифру 3 в своем наборе.

167


Далее воспитатель просит детей закрыть глаза, а сам убирает игруш­ки со стола и ставит на стол заранее приготовленный поднос с тремя группами других игрушек по две игрушки в каждой. Просит детей открыть глаза и процедура повторяется.

Воспитатель вновь просит детей закрыть глаза. А на столе на значи­тельном расстоянии друг от друга ставит разные предметы «группами» по одному: например, один гриб, один самолет, одного медведя. Дети открыли глаза. Воспитатель с улыбкой спрашивает: «Сколько здесь групп?» — при этом обводит каждый предмет круговым жестом, говоря при этом: «Группа. Группа. Группа». Далее повторяется процедура, ана­логичная прежним.

Игра «Руки—ноги»

Воспитатель предлагает детям придумать новые правила для игры: например, один хлопок — теперь сигнал для ног, а два хлоп­ка — для рук. Напоминает: кто ошибся садится на ковер или на пол рядом со стульчиком. Игра повторяется несколько раз. (См. занятия № 2 и 5.)


Воспитатель проводит горизонтальную линию на доске (помещает линию на фланелеграф). Слева от линии ставит «точку отсчета». Длина полосок одинаковая, разница только в ширине. Ряды выстраиваются в обоих направлениях: от самого широкого к самому узкому и наобо­рот, от самого узкого к самому широкому.

Воспитатель договаривается с детьми с какой полоски — самой широкой или самой узкой начнем строить ряд. Например, с самой широкой. Приглашает к столу двоих детей, чтобы найти самую широ­кую полоску и поставить на линию. В случае затруднения незаметно подсказывает. Аналогично другими парами детей, вышедшими к столу, определяются ширина последующих полосок и выстраивается ряд до самой узкой. «Посмотрите, какой у нас получился ровный разноцвет­ный заборчик». Дети анализируют ряд, выясняя отношения между полосками: например, «самая широкая красная, синяя уже красной, но шире желтой; желтая уже синей, но шире зеленой; зеленая уже жел­той, но шире белой. Белая — самая узкая. Белая — уже всех».

Затем ряд выстраивается в обратном порядке — от самой узкой к самой широкой.

На столах у детей лежат кар­точки из плотной бумаги с двумя проведенными линиями, рас­стояние между линиями пять-шесть сантиметров (размер кар­точки — стандартный альбом­ный лист).

На столах у них также по пять разноцветных полосок одинако­вой длины, но с разницей по

168


/

ширине между полосками 1,5 см. Воспитатель предлагает детям слева от нижней линии нарисовать «точку отсчета» и выложить на их счет­ных карточках ряд из полосок — от самой широкой до самой узкой. Дети выполняют. Воспитатель задает вопросы про «отношение» поло­сок по ширине и про их «соседей». Затем предлагает детям выложить ряд из полосок: от самой узкой до самой широкой. И также задает детям аналогичные вопросы, привлекая к ответам всех детей группы. Ребенок: «У меня самая узкая — синяя полоска. Рядом с ней желтая. Она шире синей, но уже зеленой». Воспитатель: «У кого так же? Встаньте!» Дети с таким же вариантом встают, соседи оценивают соот­ветствие названного и выложенного.

В непринужденной беседе дети вспоминают вместе с воспитателем, что было вчера, а что происходит сейчас, а что может произойти завтра.

Впервые воспитатель, услышав о произошедшем вчера событии, просит детей уточнить, в какую часть суток это случилось: «Это было днем, утром, вечером?»

АППЛИКАЦИЯ

«Цветные зонтики»

Задачи. Учить детей создавать аппликативные композиции на основе пейзажных рисунков. Совершенствовать изобразительную тех­нику: закрепить умение закруглять уголки для получения купола зон­тика, показать варианты оформления края (зубчики, маковки), позна­комить с новым приемом оформления аппликации — раздвижение.

Предварительная работа. Рассматривание зонтиков на прогулке во время дождя. Дидактическая игра на развитие цветового восприятия. Беседа о дождливой погоде и зонтиках на предыдущем занятии по познанию окружающего мира). Рисование осеннего неба (пасмурного, серого, грустного) по стихотворению Н. Некрасова (отрывок):

Осень невидимкой На землю сошла. Сизо-серой дымкой Небо облекла...

Материалы, инструменты, оборудование. Бумажные квадраты и прямоугольники разного цвета для вырезания детьми зонтиков, наборы цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые, клеенки, коробочки для обрезков.

Рисунки осеннего неба, выполненные детьми в самостоятельной художественной деятельности, — для фона аппликаций. Если не удает­ся выполнить рисунки, в качестве фона можно использовать листы цветной бумаги.

169


Содержание занятия. Перед занятием дети берут свои рисунки осеннего неба и переносят на столы.

Воспитатель читает детям стихотворение Ю. Кушака «Новый зон­тик»:

Снаружи — слякоть, мокрота.

На лужах пузыри...

Зато какая красота

Под колокольчиком зонта

У дождика внутри!

Воспитатель предлагает детям сделать свои зонтики и спрятаться от дождика.

— Красивые, нарядные зонтики мы сейчас вырежем из цветной бумаги, чтобы спрятаться от осеннего холодного дождя.

Воспитатель выставляет на мольберте или на фланелеграфе вариан­ты зонтиков, выполненные аппликативной техникой (см. схемы).

Зонтики такие разные, но вырезать их можно одним способом, а потом оформить каждый по-своему. Давайте вместе подумаем, как мы будем вырезать зонтик? Ели дети затрудняются, воспитатель под­сказывает, что таким способом они уже вырезали автобусы, троллей­бусы, трамваи для картины «Город» и качели-карусели для картины «Детская площадка». Дети вспоминают, воспитатель уточняет и пояс­няет, используя частичный показ: «Складываем прямоугольник попо­лам и от верхней точки сгиба ведем ножницами дугу к нижнему угол­ку, раскрываем и видим купол зонтика. Теперь подумаем, как этот зонтик можно оформить». Дети высказывают свои предположения. Воспитатель поощряет, отмечает интересные и оригинальные спосо­бы. Предлагает познакомиться с новыми способами. «Один способ нужен нам для оформления края зонтика, чтобы он стал как настоя­щий. Вот здесь вырезаем «зубчики» (движение ножницами «зигзаг» — см. рис.) или «маковки» (движение ножницами «волна» — см. рис.). Другой способ нам понадобится для оформления купола зонтика. Смотрите: я беру красный зонтик и перерезаю его на части," а потом эти части наклеиваю на бумагу другого цвета — например, желтого




 


170


\

(или зеленого, голубого), но не плотно друг к другу, а на небольшом расстоянии, чтобы были видны полоски другого цвета, и еще раз вырезаю зонтик так, чтобы вокруг красного зонтика получился жел­тый (зеленый, голубой) ободок. Правда, красиво? Посмотрите, как можно делить зонтик на части — вдоль или поперек, а линии разреза могут быть прямые, волнистые или зубчиками». Воспитатель выстав­ляет схемы оформления зонтиков. Предлагает детям выбрать матери­ал и приступать к работе.

В конце занятия воспитатель напоминает детям, что наклеивать зонтики нужно на осеннюю картину или на лист цветной бумаги, кра­сиво подобранный по цвету. И не забыть про ручку, за которую зонтик держат.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Как от холода спастись»

Задачи. Знакомить детей со свойствами разных материалов, учить правильно и аккуратно обращаться со своими вещами.

Предварительная работа. Подготовка к проведению исследования «Сохранение температуры». За полтора-два часа до занятия на глазах у детей бутылочку с горячей водой и кусочек льда в пластиковом паке­тике нужно завернуть в одинаковое количество слоев бумаги, поло­жить под одеяло или подушки. Такую же бутылку с водой и кусочек льда надо оставить на столе в группе. (Для получения льда за несколько дней можно заморозить воду в морозильной камере.)

Материал. Кусочки меха, пуха, синтепона, картинки с изображени­ями одежды.

Содержание занятия. Воспитатель обсуждает с детьми, какую одежду мы носили летом, какую надеваем осенью, когда становится холодно. Дети выясняют, какая одежда нужна зимой, а какая — летом.

Воспитатель читает детям стихотворение П. Бондарчука «В гости», обсуждает, как нужно одеваться, чтобы не замерзнуть, какая одежда лучше защитит нас от холода. Воспитатель вспоминает вместе с деть­ми, что нужно сделать, чтобы сохранить теплыми в кастрюле кашу или вареную картошку (завернуть кастрюлю в бумагу, а затем в плат­ки и одеяла), и чтобы не поморозить зимой на улице купленные цве­ты (упаковать, завернув в несколько слоев бумаги). Вместе с детьми воспитатель изучает результаты опыта, который они начали прово­дить полтора-два часа назад (бутылочку с горячей водой и кусочек льда в пластиковом пакетике заворачивали в одинаковое количество слоев бумаги, одеяло или подушки). Дети исследуют, осталась ли

171


вода теплой, а лед — холодным. Сравнивают с водой в бутылке и кусочком льда, которые оставили на столе в группе: вода, которую оставили на столе, остыла, а лед — растаял. Воспитатель подчерки­вает, что несколько слоев бумаги или ткани содержат в себе больше воздуха, который помогает сохранить температуру того, что заверну­то в них.

Затем воспитатель предлагает детям придумать, как донести до дому купленное в жару мороженое, чтобы оно не успело растаять (например, завернуть в меховую шапку, в несколько слоев бумаги или пакетов).

Спрашивает у детей, что они думают, можно ли в жаркую погоду надевать теплую одежду, чтобы было прохладнее. Рассматривает с детьми картинки, на которых изображена одежда людей, живущих в очень жарком и сухом климате, рассказывает детям, что на юге, в тех местах, где летом бывает очень жарко и сухо, люди носят теп­лые ватные халаты, чтобы защитить себя от жары. Ватный халат помогает в холодную погоду сохранить тепло, а в жару не дает пере­греться.

Воспитатель рассматривает с детьми кусочки меха, пуха и синтепо­на, обсуждает с ними, почему меховая шкура лучше греет, почему одежда из пуха — одна из самых теплых.

Воспитатель рассказывает детям о том, что на севере, где очень холодная зима, люди носят теплую одежду. Ее делают из меха и шкур животных. Воспитатель рассматривает с детьми картинки, на кото­рых изображена одежда людей, живущих на севере, сравнивают с тем, как одеваются они в холодную погоду, находят сходства и отличия. Говорит, что ворсинка меха северного оленя похожа на трубочку: так в шкуре оказывается больше воздуха, и поэтому она легкая и теплая.

Воспитатель читает рассказ Э. Шим «Кто как одет». Рассматривает с детьми огурец, лук и капусту. Обсуждает с детьми, почему капусту позже всех убирают, почему много «одежек» греет лучше.

На занятии и затем в течение недели воспитатель обсуждает с деть­ми, как нужно одеваться для прогулки.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ОДЕЖДЫ ДЛЯ УЛИЦЫ

1. Прежде чем выйти гулять, посмотри в окно: какая там погода. Одевайся по погоде.

2. Если занимаешься на улице спортом, надень кроссовки, трени­ровочные штаны, легкую куртку.

3. Если идешь работать в огороде, надень старую одежду, которую не жалко запачкать или порвать, а на руки — перчатки.

4. Если на улице очень жарко, светит солнце, надень легкую одежду и не забудь панаму или кепку от солнца, они защитят голову от пере­гревания.

5. Если идешь гулять зимой, надень одежду в несколько слоев: она лучше сохраняет тепло.

172


После занятия. Это содержание актуализируется затем на занятии по ознакомлению с природой «Как звери готовятся к зиме».


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 1526; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!