КОНСТРУИРОВАНИЕ из природного материала «На лесной поляне» (продолжение)



Содержание занятия. Дети изготавливают любой сказочный пер­сонаж, закрепляют на месте, отталкиваясь от образа, навеянного самим материалом. По мере изготовления поделок (это могут быть птицы, насекомые, бабочки, жуки, стрекозы, муравьи и пр.), дети при­носят их на макет, начатый на прошлом занятии, и находят им место.

Воспитатель начинает рассказывать историю: «В одном лесу была поляна. Поляна как поляна — с большими деревьями, цветами, пень­ками, сухими ветками под ногами. Днем на поляну приходили звери отдыхать, резвились бабочки, пели птицы. Но вот однажды вечером, когда солнце ушло отдыхать, озарил поляну волшебный лунный лучик. Он скользнул по веткам, пенькам, травинкам — и тут произошло чудо — все сучки, ветки, шишки ожили и превратились в... А теперь вы расскажите о превращениях своих героев». Далее каждый ребенок в том порядке, как они сидят, говорит о своей поделке — из чего и в кого она превратилась. Затем детям предлагается придумать, что же могло произойти, чем же могла завершиться эта история.

После занятия. Если поделки удались и вызвали у детей интерес, можно оставить макет в группе на несколько дней, чтобы желающие могли вернуться к своим поделкам, что-то доделать, поиграть.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Лиса в русских народных сказках»

Задачи. Знакомить детей с разными образами одного и того же ска­зочного героя; учить слушать и запоминать содержание сказки; учить осмысливать и сравнивать характеры и поступки героев; развивать Понимание детьми образной речи.

Предварительная работа. Сказка «Лисичка-сестричка и волк» читается детям накануне.

199


Материалы, инструменты, оборудование. Детские книги со сказ­ками, главным героем которых является лиса.

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям о том, что вчера читали сказку «Лисичка-сестричка и волк». Беседа по содержанию сказки:

— Что придумала лиса, чтобы получить рыбу на обед?

— Как лиса научила волка ловить рыбу? (Ответы детей.) Воспитатель предлагает детям всем вместе показать, как волк ловил

рыбу, приговаривая слова: «Ловись, рыбка, и мала, и велика. Ловись рыбка, и мала, и велика!»

— И что из этого вышло?

— А как волк отнесся к лисе, когда встретил ее с тестом на голове? (Пожалел лису.) Как можно охарактеризовать волка — какой он? (Доб­родушный, доверчивый, простофиля.)

— А какими словами можно назвать лису из этой сказки? (Хитрая, обманщица, плутовка...)

— В сказке нам встречались необычные слова. Давайте подумаем, что они означают: «Смотрит лиса — нельзя ли чем-нибудь поживить­ся?» Как сказать по-другому? (Поесть, полакомиться.) «Погоревал-по­горевал мужик, а делать нечего». (Загрустил, опечалился, расстроился.) «Захотела лиса еще что-нибудь стянуть». (Украсть, утащить, своро­вать.) «Мне больней твоего, еле плетусь». (Еле иду, еле ноги тащу, еле-еле передвигаюсь.)

Воспитатель предлагает послушать еще одну народную сказку о лисе, она называется «Снегурушка и лиса».

Похожа ли лиса из этой сказки на лису из предыдущей сказки? Чем похожа (непохожа)?

Мы уже с вами говорили, что в сказках обычно все происходит по три раза. Что в этой сказке было три раза? С кем встречалась Снегу­рушка, сколько их было? (Снегурушка встречается с тремя героями — медведем, волком и лисой.) Какие сказочные выражения и слова вам встретились в этой сказке? (Зачин «Жили-были старик со старухой», слова «заманили», «покинули», «потчевать».)

После занятия. На следующем занятии по рисованию дети создают разные образы лисы, которые используются затем при изготовлении книжек-самоделок. В свободное время можно организовать разыгры­вание сказки «Снегурушка и лиса» в кукольном театре.

РИСОВАНИЕ сюжетное «Лиса-кумушка и лисонька-голубушка»

Задачи. Продолжать учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать инте-

200


реС к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразитель­но-выразительными средствами. Познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; предавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения межДУ объектами. Развивать композиционные умения (показывать расположение персонажей и предметов в пространстве).

Предварительная работа. Чтение русских народных сказок с рас­сматриванием иллюстраций в книжках «Лисичка-сестричка и волк», «Снегурушка и лиса».

Материалы, инструменты, оборудование. Книжки-самоделки, иллюстрированные на занятии по рисованию «Зайчишки — трусишка ихрабришка», художественные материалы на выбор детям — цветные карандаши, фломастеры, краски гуашь; кисточки, баночки с водой. Иллюстрации к сказкам.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить основных героев сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Снегурушка илиса», прослушанных на занятии по литературе. Спрашивает, чем лисич­ки в этих сказках похожи и чем отличаются друг от друга, как выглядят, какие у них характеры? Что можно сказать о лисичке, которая помогла девочке выбраться из лесу? (Добрая, заботливая, ласковая, вниматель­ная.) А какими словами можно описать лису, которая обхитрила волка в сказке «Лисичка-сестричка и волк»? (Хитрая, лукавая, недобрая.)

Воспитательспрашивает, можноли в рисунке передать характер и наст­роение разных лисичек. Напоминает, как передавали характер зайчиков (ушки прижаты к спине или стоят торчком, спина согнута или выпрямле­на и пр.). Помогает детям составить словесные портреты разных лисичек: Добрая лиса улыбается ласково и весело, у нее большие глаза, а хитрая лиса улыбается лукаво (чуть набок) или не улыбается вообще, прищурив узкие хитрые глаза; добрая лисичка смотрит прямо на нас, а хитрая отворачива­ется, чтобы никто не узнал, какие еще хитрости она задумала.

Затем воспитатель просит детей раскрыть свои книжки-самоделки, Рассмотреть в них свои картинки (осенний лес, зайчишки).

— Дети, в осеннем лесу, который вы нарисовали в своих книжках, Живут не только сказочные зайчики, но и герои других сказок. Давайте нарисуем, как на золотой полянке встретились две лисы — одна добрая Из сКазки «Снегурушка и лиса», а другая хитрая — из сказки «Лисичка-Сестричка и волк». Постарайтесь нарисовать так, чтобы было понятно, Какой характер у каждой лисы.

Дети выбирают художественные материалы по своему желанию

краски, карандаши, фломастеры) и начинают рисовать. Воспитатель

НаПоминает, чтобы не забыли нарисовать золотую полянку, на которой

стРетились лисички, помогает словесными описаниями портретов,

°ВеТами и косвенными вопросами. В конце занятия дети показывают

РУг другу книжки-самоделки.

201


После занятия. Дети оформляют обложку самодельной книжки. Дети рассматривают свои книжки-самоделки, сочиняют по ним сказ­ки и дарят книжки малышам.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«От ложки до книжки»

Задачи. Учить детей устанавливать простейшие причинно-следствен­ные связи, располагать события в определенной последовательности (на примере изготовления бумаги из дерева), учить называть признаки пред­метов, знакомить со свойствами бумаги, различными инструментами.

Предварительная работа. Составление «коллекции» бумаги разных видов — например, газетная, оберточная, писчая, папиросная, мелован­ная, промокательная (салфетки), гофрированная, фотографическая и др.

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки, на которых изображена последовательность изготовления бумаги; образцы бумаги разных видов и различные книги — детские книжки с иллюстрациями (сказки, стихи, рассказы про животных), книжки на плотном картоне для самых маленьких, книги для взрослых.

Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение С. Маршака «Мастер-ломастер», объясняет, что столяр — это человек, который делает из дерева мебель и другие вещи. Обсуждает с детьми, что собирался сделать мальчик сначала, какой инструмент ему был нужен, почему потом он решил сделать табурет, что случилось с топо­ром, почему он не смог сделать из дощечек рамку для картины, что в конце сделал мальчик из деревянных досок, почему и т. п.

Воспитатель обсуждает с детьми, для чего еще могли бы пригодить­ся маленькие деревянные дощечки, для чего могут понадобиться дере­вянные стружки, опилки (из опилок делают подстилку для хомяков, морских свинок и других животных, стружки и опилки — хорошее удо­брение для растений, декоративное украшение для газонов и т. д.).

Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, из чего делают бумагу. Рассказывает детям о том, что бумагу, на которой мы рисуем, пишем, из которой сделаны книжки, делают из дерева. Чтобы получи­лась бумага, на фабриках измельчают древесину, добавляют целлюлозу (особое вещество, которое тоже получают из древесины), смешивают с водой, соединяют с разными отбеливателями или красителями, с клеем и раскатывают получившуюся кашицу в длинное полотно. После высушивания полотно превращается в бумагу, которую можно резать на куски любого размера. Воспитатель уточняет, поняли ли дети, что такое краситель и отбеливатель (подсказывает, на какие слова они похожи — краски, красить, белый, белить). Воспитатель внимательно

202


рассматривает с детьми картинки и обсуждает, что на них нарисовано, как разложить картинки правильно — можно ли сначала положить эту картинку, а эту потом, и почему.

Воспитатель рассматривает вместе с детьми коллекцию бумаги раз­ных видов, предлагает детям описать, какая это бумага, — толстая или тонкая, плотная или рыхлая, цветная или нет. Есть коричневая особо прочная бумага, из нее делают конверты и даже заворачивают в нее посылки. «Промокашка» впитывает излишки воды и чернил потому, что в ней нет клея. Бывает бумага почти прозрачная (папиросная, шелковая), гофрированная, которой можно придавать определенную форму. Волни­стый упаковочный картон и ватман — тоже бумага. Иногда бумагу покрывают слоем металла, лака или полиэтилена (например, при изго­товлении упаковки). Воспитатель показывает детям, как намокает бума­га, как она рвется в сухом и мокром виде. Предупреждает, что с плотной бумагой (белой писчей и коричневой оберточной) нужно быть осторож­ным: краем листа такой бумаги можно порезать руку. Воспитатель пред­лагает детям разделить бумагу разных видов на группы в зависимости от ее свойств — какая бумага подойдет для рисования, какая — для завер­тывания подарков, какая — для вытирания пролитой воды и т. д.

Воспитатель называет вместе с детьми, что делают из бумаги (альбо­мы, открытки, коробки, книги). Рассматривает разные виды книг, обсуж­дает, какими бывают книги (толстыми, тонкими, красочными, с картин­ками и без), говорит, что у книги есть обложка, на которой напечатано, кто эту книгу написал и ее название. Просит детей догадаться, для кого предназначены разные книги, объяснить, почему они так думают (для малышей, потому что бумага очень толстая, они не смогут ее порвать, для взрослых, потому что совсем нет картинок и т. п.). Можно попросить детей принести из дома свою любимую книгу и рассказать о ней.

Воспитатель обсуждает с детьми, почему нужно экономно расходо­вать бумагу (можно сохранить деревья от вырубания), как можно сде­лать это самим детям в группе (рисовать на оборотной стороне исполь­зованного листа, вырезать так, чтобы оставалось меньше отходов, делать аппликацию из маленьких кусочков бумаги и т. д.).

Воспитатель рассказывает детям, что даже из маленьких кусочков бумаги можно сделать разные интересные поделки — игрушечную посуду, коробочку, игрушки. Называется такая бумага — «папье-ма­ше», что значит по-французски «жеваная бумага».

На занятии и затем в течение недели воспитатель обсуждает с деть­ми правила обращения с книгой.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ

1. Книги нужно смотреть и читать бережно, аккуратно: в книгах нельзя рисовать, нельзя рвать, загибать страницы.

2. Чужие книги, которые мы берем почитать, например, у друзей или соседей, нужно заворачивать в бумагу, чтобы они не испачкались.

3. Книги нельзя читать в грязных или мокрых местах, брать гряз­ными руками.

203


4. Чтобы узнать, на чем мы остановились при чтении книги, следу­ет использовать закладки.

5. Нельзя перегибать книги, садиться на раскрытую книгу.

После занятия. На следующем занятии по лепке дети делают поделки из папье-маше.

По желанию воспитателя можно в свободное время сделать бумагу вместе с детьми, для этого надо разорвать ненужную бумагу на мелкие кусочки, намочить, размешать в массу (например, пропустить бумагу через мясорубку или порубить электрическим ножом), массу выложить на прочную сетку и высушить, получится тонкий лист рыхлой, «худо­жественной» бумаги. Ее можно покрасить еще в массе или потом, ког­да она начнет подсыхать; в массу можно добавить для красоты кусочки сухих трав, листьев или цветов.


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 433; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!