Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля к теме «Философия Нового времени»



Тематика рефератов:

1. Гипотетико-дедуктивный метод и образ науки Г. Галилея.

2. Представления И. Ньютона о природе и Боге.

3. Эмпиризм и рационализм как основные направления философии XVII века.

4. Эмпириорационализм Фр. Бэкона.

5. Теория познания Дж. Локка.

6. Социально-политические идеи Дж. Локка.

7. Т. Гоббс о государстве.

8. Концепция общественного договора в социально-политической мысли XVII века. 

9. Механицизм как картина мира и стиль мышления новоевропейской философии.

10. Юм о познании.

11. Метафизика Декарта.

12. Онтология Спинозы.

13. Монадология Лейбница.

14. Гносеология Дж. Беркли.

Вопросы для письменного контроля:

1. Научная программа Исаака Ньютона. Эксперимент. Абсолютное пространство и время.

2. Теория движения Г. Галилея. Создание теоретической механики.

3. Эмпиризм и рационализм как основные направления философии XVII века.

4. Философия Декарта: методология и метафизика.

5. Индуктивная методология Фр. Бэкона.

6. Теория общественного договора Т.Гоббса и Дж. Локка.

7. Сравнительный анализ представлений Декарта и Спинозы о субстанции.

8. Представление о врожденных идеях в философии XVII века.

9. Феноменализм Юма.

10. Субъективный идеализм Дж.Беркли.

11. Монадология Лейбница.

Вопросы для устного контроля:

1. Что такое научная революция?

2. Когда началось Новое время?

3. В чем характерные черты философии Нового времени?

4. Что такое научный метод?

5. В чем отличие экспериментального метода исследования от наблюдения?

6. Каких представителей философии эмпиризма вы знаете?

7. Что такое субстанция, модус, атрибут?

8. Сколько субстанций выделяли Декарт, Спиноза и Лейбниц?

9. В чем различие методов Ф.Бэкона и Р.Декарта?

10. Как Спиноза преодолевает дуализм Р.Декарта?

11. Почему люди заключили общественный договор?

12. Правомерно ли считать Локка представителем либерализма, а Гоббса ̶ авторитаризма?

13. Что такое солипсизм? Можно ли рассматривать Беркли как солипсиста?

14. Какие доказательства существования Бога приводят Декарт, Спиноза, Беркли?

15. Какие труды Лейбница вы знаете?

16. В чем основное отличие впечатлений от идей в философии Юма?         

Тестовые задания:

1. Научная революция произошла:

A. В XVII веке

B. В XV веке

C. В XII веке

D. В XIII веке

2. Метод исследования, предполагающий активное взаимодействие с изучаемым объектом:

A. Наблюдение

B. Анализ

C. Синтез

D. Эксперимент

Какой идол не выделял Ф. Бэкон?

A. Рынка

B. Пещеры

C. Страха

D. Рода

4. Согласно Локку субъективны:

A. Вторичные качества

B. И первичные, и вторичные качества

C. Первичные качества

D. И те и другие объективны

5. Работу "Этика" написал:

A. Декарт

B. Лейбниц

C. Спиноза

D. Локк

6. Онтологическое доказательство бытия Бога применялось:

A. Локком

B. Гоббсом

C. Декартом

D. Юмом

7. Принцип «существовать − значит быть воспринимаемым» был выдвинут:

A. Беркли

B. Гоббсом

C. Декартом      

D. Юмом

8. Юм не выделяет следующий принцип ассоциации идей:

A. Сходству

B. Смежности

C. Гармонии     

D. Причинности

Тема 6. Философия Просвещения

Семинар № 12. Философия эпохи Просвещения (XVIII в.) (3 часа)

Вопросы для собеседования на семинаре:

1. Эпоха Просвещения как необходимый этап развития общества. Сущность просветительской идеологии и её предпосылки. Кант о сущности Просвещения.

2. Понимание Бога - деизм и атеизм (Руссо, Вольтер, Дидро). Критика религии, суеверий и невежества.

3. Понимание природы. Механистическая картина мира. Фатализм.

4. Просветительская трактовка человека как естественного существа, нуждающегося в воспитании. «Человек – машина» (Ламетри).

5. Учение о Дж. Локка о «гражданском обществе» и «разделении властей». Понятие прогресса.

6. Концепция «натурализации культуры» («Назад к природе!») Ж.- Ж. Руссо.

 

7. Роль общественного воспитания и образования в просветительской идеологии. Идея «Энциклопедии». Этика: теория «разумного эгоизма».

Обязательная литература:

1. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013.  Глава 7. Философия Просвещения. С.379-394.

2. Введение в философию. В 2-х ч. Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - Ч.1, глава 5. 

3.История философия, Запад-Россия-Восток. Книга вторая: Философия Нового

времени. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2000. - 480 с. (3-е изд.)

4.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время (От Леонардо до Канта). Спб.: Петрополис, 1996. – главы 15-17.

5.Спиркин А.Г. Философия. 2-е изд. М.: Гардарики. 2006. глава 5.

6.История философии: учеб. пособие. Под ред. Васильева В.В., Кротова А.А., Бугая Д.С. М., 2005.

7.Философия. Учебник для ВУЗов под общ. ред. В.В. Миронова М.: Норма, 2005. Раздел 1, глава 3.

8.Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. - М.: ИД «Форум» - Инфра-М, - 2008.

9.Гайденко П.П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. М.: ПЕРСЭ; Спб: Университетская книга, 2000. С. 305-316.

2. Новая философская энциклопедия. М., 2001.

3. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Издание второе, переработанное и дополненное.— М.: «Проспект», 1997 (Составители: Алексеев П. В., Панин А. В.).

Дополнительная литература:

1. Гайденко П. У истоков классической механики (и не только механики) //Знание – сила. – 1994, № 12.

2. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). – М., - Канон, 2008.

3. Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Руссо (от концепции просвещённого абсолютизма к теориям гражданского общества). М., - 2006.

4. Кучеренко Г.С. Человек эпохи Просвещения», М., 1999.

5. Французское Просвещение и революция. М., 1989.

6. Вольтер Философские сочинения. М.: Наука, 1983.

7. Кант И. Что такое Просвещение? //Кант И. Сочинения в 8-ми томах. М.: 1994., Т.8.

8. Ламетри Ж.О. Человек-машина. //Ламетри Ж.О. Сочинения. М.: Мысль, 1983.

9. Руссо Ж.Ж. Сочинения. Калининград, 2001.

 

Ключевые понятия:

Просвещение, идеалистическое понимание истории, деизм, атеизм, материализм, механицизм, вольтерианство, руссоизм, теория «естественного права», теория «общественного договора», теория «разумного эгоизма», эмпиризм, гражданское общество, неотчуждаемые права человека, сенсуализм, общественное воспитание.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Что означает девиз эпохи Просвещения – «Имей мужество жить собственным умом!»? (Sapare aude!)

2. Как связаны между собой понятия «суверенной, автономной личности», «естественного света разума» и «здравого смысла»?

3. Как вы можете охарактеризовать идеалы эпохи Просвещения?

4. Как связаны принципы личного интереса, свободолюбия индивида и «общественного договора»?

5. «Человек рождается свободным, а между тем повсюду он в оковах». Как эта идея Ж.Ж. Руссо связана с «естественным правом» и критикой им цивилизации?

6. Способствует ли прогресс знаний и культуры повышению нравственности человека? (Ж.Ж. Руссо).

7. Какова роль воспитания и образования в достижении задач просветительской идеологии?

8. Как связаны стремления просветителей к прямому диалогу с монархами и высказывание Вольтера «Мнения правят миром»?

9. Как связаны механистический материализм и фатализм просветителей?

10. О чём свидетельствует следующее высказывание: «…В вихре пыли, поднятом буйным ветром, каким бы хаотичным он ни казался, в ужаснейшем шторме,...нет ни одной молекулы пыли или воды, которая расположена случайно, не имеет достаточной причины, чтобы занимать то место, где она находится, и не действует именно тем способом, каким должна действовать» (И.Г. Гердер)?

11. Что образ Левиафана позволяет объяснить Т. Гоббсу?

12. Человек - продукт среды? Или среда – продукт деятельности человека?

13. Что вкладывали философы Просвещения в понятие «разумный эгоизм?


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 1066; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!