Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля к теме «Философия Просвещения».
Тематика рефератов:
1. «Философский портрет» мыслителя Просвещения (Вольтер, Дидро, Гольбах, Джефферсон и др.)
2. Просветительская концепция воспитания.
3. Великие личности в истории. Роль просвещенного монарха.
4. Проблема суверенной человеческой личности (индивидуальности).
5. Принципы демократии и социального прогресса.
6. Идеи Просвещения в России.
7. Концепция «гражданского общества» у французских просветителей.
8. Влияние идеалов Просвещения на развитие европейской культуры.
Вопросы для письменного контроля:
9. Какие изменения претерпевает понимание «природы человека» на пути от «Декларации прав и свобод человека и гражданина» (1789) ко «Всеобщей декларации прав человека» (1948)?
10. Как связаны успехи естественных наук и французский материализм XVIII века?
11. Какова роль личности в истории согласно теориям французских просветителей?
12. Значение проекта «Энциклопедия» для решения задач просветительской идеологии.
13. Как связан девиз и лозунг эпохи Просвещения – «Свобода, равенство, братство!» с пониманием природы человека?
14. Какое понимание природы человека утверждается современным естествознанием (Конрад Лоренц, Н. Тинберген и др.)?
15. Актуально ли в настоящее время выражение Ж.Ж. Руссо «Человек рождается свободным, а между тем повсюду он в оковах»?
16. Каковы различия французского и немецкого Просвещения?
17. Каковы причины критики церкви и религии деятелями эпохи Просвещения?
|
|
Вопросы для устного контроля:
1. Почему идея энциклопедии получила развитие именно в эпоху Просвещения?
2. Каковы основные черты философии эпохи Просвещения?
3. Каких представителей французского Просвещения вы знаете?
4. Как Ж.Ж. Руссо относился к прогрессу науки?
5. Как французские просветители понимают Бога?
6. С каких позиций просветители относятся к религии и церкви?
7. Существует ли взаимосвязь между принципом самодвижения материи и атеизмом в философских взглядах просветителей?
8. Объясните, как соотносятся теизм, пантеизм, деизм и атеизм?
9. Кому принадлежит лозунг «Назад к природе!» и что он означает?
10. С какими целями просветители вели переписку с монархами? Каковы политические идеалы просветителей?
11. Какое издание Вольтер назвал «великим памятником нации»?
12. Как вы понимаете выражение «педагогическая утопия»?
Тестовые задания:
1.Т. Гоббс исходит из того, что человек:
A. Изначально добр
B. Изначально испорчен и зол
C. Политическое животное
D. Целостен
E. Идеален
2. Ж.Ж. Руссо исходит из того, что человек:
A. Изначально добр
B. Смеющееся животное
C. Изначально зол
D. Политическая марионетка
E. Экономическая марионетка
|
|
3. Теория «естественного права» утверждает:
A. Право индивида на жизнь
B. Право на достойную жизнь
C. Право на жизнь и свободу
D. Право на жизнь, свободу и собственность
E. Право на жизнь, свободу и творчество
4. Теория «общественного договора» это:
A.Невозможность договора с эгоистическим индивидом
B. Возможность договора с разумным эгоистом
C. Возможность достижения общего блага
D.Невозможность всеобщего счастья
E. Теория происхождения государства
5. Идеология Просвещения по своей направленности является:
A. Олигархичной
B. Аристократичной
C. Буржуазной
D. Монархической
E. Демократической
Тема 7. Немецкая классическая философия
Семинар № 13. Немецкая классическая философия. Философия И.Канта (3 часа)
Вопросы для собеседования на семинаре:
1. Особенности немецкого Просвещения. Философия И.В.Гете и Ф.Шиллера.
2. И. Кант и Просвещение.
3. «Коперниканский переворот» И.Канта в философии. Критический идеализм. Проблема всеобщности и необходимости научного знания. Априорные формы знания и познавательные способности человека (чувственность, рассудок, разум, воображение). Антиномии разума.
4. Этика И. Канта, её априорный характер. Мораль и нравственность. Категорический императив И. Канта. Формализм кантовской этики.
|
|
Обязательная литература:
1. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013. Глава 8. Критическая философия И. Канта. С.395-425
2. Введение в философию. В 2-х ч. Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003
3. История философии. Запад – Россия – Восток. Книга вторая. М.: Греко-латинский кабинет им. Ю.А.Шичалина. М., 1996.
4. Спиркин А.Г. Философия. М.: Юрайт, 2012.
5. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. М.,1991.
6. Реале Дж., Антисери Д., Мальцева С. Западная философия от истоков до
7. наших дней. Т.3. От Возрождения до Канта. С.-Пб.: Пневма, 2010.
8. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: ПЕР СЭ; СПб.:Университетская книга, 2000. С. 317-376.
9. Блок А.М. Устарел ли Кант? //Философия. Культура. Медицина. Теория и история. Лекции по философии и культурологии. М., «Добросвет-М», 2009. С.440-458
10. Шишков И.З. Критическая философия Иммануила Канта. //Философия. Культура. Медицина. Теория и история. Лекции по философии и культурологии. М., «Добросвет-М», 2009. С.459-495.
|
|
11. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.: Политиздат, 1991. С.303-460.
Дополнительная литература:
1. Кант И. Критика чистого разума. СПб.: Наука,2008.
2. Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995.
3. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство,1994.
4. Асмус В.Ф. Кант. М.: Наука, 1974.
5.Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.,2001.
6.Гулыга А.В. Кант. М.: Молодая гвардия, 1977.
7.Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХVIII-начала ХIХ века. М.: Высшая школа, 1989.
8. Поппер К.Р. Иммануил Кант – философ Просвещения. //Поппер К.Р. Все люди – философы. (4 –е изд.) М.: Едиториал УРСС, 2007.
9.Соловьев Э.Ю. И. Кант: знание, вера и нравственность. //Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М.: Политиздат, 1991. С.167-184.
10.Гайденко П.П. Прорыв к трансцедентному. Новая онтология ХХ века. М.: Республика, 1997.
11.Аникст А. Творческий путь Гёте. М.: Художественная литература,1986.
Ключевые понятия:
Романтизм, критический идеализм, «чистый разум», «практический разум», автономность, априорное, апостериорное, априорные формы, аналитические суждения, синтетические суждения a priori , познавательные способности человека, чувственность, рассудок, разум, критика, воображение, категории, идеи, явление, вещь в себе, феномен, ноумен, трансцедентальный, трансцедентный, трансцедентальный субъект, антиномия, этика, мораль, нравственность, гипотетические императивы, категорический императив, формализм.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. «Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос». Какой ответ Вы бы могли дать на этот вопрос Фауста?
2. Охарактеризуйте два периода в творчестве Канта. В чем их принципиальное отличие?
3. Каким образом априорные формы познавательной способности человека связаны, согласно Канту, с всеобщностью и необходимостью, а также объективностью знания?
4. Каким образом философия, по Канту, отвечает на три сформулированные им вопроса: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться»?
5. Что такое «ноумен» и что такое «феномен»? Каким образом связаны и чем различаются «явление» и «вещь в себе»?
6. Проанализируйте высказывание И.Канта: «Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе». (Кант И. Соч.Т.4,ч.1.С.414).
7. Разберите любой случай в медицинской практике (по выбору, например, нарушение врачебной этики в сфере трансплантологии). Покажите - каким образом в этом случае действует принцип кантовской этики: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» (И.Кант. Соч. В 6-ти тт. Т.4.Ч.1. С.304).
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 425; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!