Семинар № 7. Схоластика и философия позднего средневековья (3 часа)



Вопросы для собеседования на семинаре:

1. Философия латинской патристики: Северин Боэций.

2. Философия схоластики. Средневековые университеты. Схоластика и рационализм. Теория «двойственной истины».

3. Спор о природе универсалий в средневековой схоластике. Номинализм и реализм. Номинализм Оккама и Дунса Скота.

4. Философия Фомы Аквинского. Понятие бытия и его иерархия. Проблема сущности и существования. Доказательства бытия Божия.

5. Арабская средневековая философия и медицина. Аверроэс (Ибн-Рушд) и Ибн-Сина (Авиценна).

 

                            Обязательная литература:

1. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013. Глава 4. Средневековая философия. С.232-254.

2. Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. М.: Республика, 2002.

3.История философии. Запад – Россия – Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. М.: «Греко-латинский кабинет»,

1995. С.245-280.

4.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье. С.-Пб.: Пневма, 2012.

5.Спиркин А.Г. Философия. М.: Юрайт, 2012.

6.Соколов В.В. Средневековая философия. М.: УРСС, 2010.

7.История средневековой философии. В 2-х частях. Ч.1. Патристика.

Минск, ЕГУ, 2002.

8.Рюмина М.Т. Христианская средневековая философия. //Философия – культура – медицина. Теория и история. Лекции по философии и культурологии. М.,2009. С.302-337.

                                 Дополнительная литература:

1. Боэций Северин. Утешение Философией. М.: Наука, 1988.

2.   Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М.:

Канон, 1996.

3. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.: Канон, 1995.

4.  Фома Аквинский. Сочинения. М.: УРСС, 2002.

5.  Фома Аквинский. Сумма теологии. Пер.А.В.Апполонова.т.1-3.М.: Сигнум

Веритатис, 2006-2008.

6. Авиценна. Канон врачебной науки. Минск: Поппури,2000.

7. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.,1979.

8. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви.

М.,1991.

9. Степанянц М.Т. Восточная философия. М.: Восточная литература, 1997.

10. Зудгоф К. Медицина средних веков и эпохи Возрождения. М.:   

Вузовская книга, 1999.

11. Абеляр П. Теологические трактаты. М.: Прогресс, Гнозис,1995.

12. Хейзинга Й. Осень средневековья. М.: Наука, 1988.

13. Жак ле Гофф. Средневековая цивилизация Запада. М.,1992.

 

Ключевые понятия:

Схоластика, ислам, номинализм, реализм, универсалии, сущность, существование, субстанция, доказательство бытия Бога, рационализм, мистика, благодать, «умное делание».

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Версии соотношения души и тела в средневековой философии.

2. Проблемы веры и разума в философии средних веков. Богословский рационализм и иррационализм.

3. Средневековая картина мира. Взаимоотношение науки, философии и религии.

4. Реализм, номинализм, концептуализм. Логика и диалектика схоластов.

5. Пять доказательств бытия Божьего у Фомы Аквинского по аналогии сущего – насколько они убедительны?

6. Типы обоснования теодицеи в средневековой философии.

7. Достаточно ли человеку для его спасения одного нравственного совершенства (античная и христианская версии)?

8. Идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков.

9. В группе проводится ролевая игра, в которой осуществляется реконструкция средневекового диспута по теме: «Какова природа универсалий, понятий, идей?» Студенты занимают разные позиции в ответах на этот вопрос, соответствующие позициям номинализма и реализма. При этом прослеживается логическая взаимосвязь ответов на главный вопрос темы диспута и моделью картины мира. Цель ролевой игры: формирование философского и логического мышления у студентов, а также практических навыков аргументации своей позиции.

Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля к теме «Средневековая философия»

Тематика рефератов:

1. Вера и разум в средневековой философии.

2. Жизнь Иисуса Христа как предмет философских, литературных и исторических

исследований.

3.  Библия как Откровение и исторический документ. Содержание и структура

 Библии. Ветхий Завет и Новый Завет.

4. Христианский аскетизм: исторические типы и формы.

5. Христианство и медицинская практика.

6. Влияние христианства на средневековое искусство.

7. Философия Боэция – «последнего римлянина».

8. Представления о красоте в средневековой философии.

9. Вероучение ислама и философия.

10. Философия «сердца» как средоточия человека в христианской культуре.

11. История и культура Византии.

12. Икона как «умозрение в красках». Богословие иконы православной церкви.

13. Иконопочитание и иконоборчество в истории христианства.

12. Средневековая медицина.

13. Авиценна как врач и как философ.

14. Философия Григория Паламы и исихазм.

15. Синергия как принцип философии восточного православия.

16. Культура и философия средневековой Европы.

Вопросы для письменного контроля:

1. Средневековая картина мира. Библия как источник откровения о мире.

2. Учение христианства о человеке. Человек как «образ» и «подобие» Бога.

3. Христианский идеал человека. Особенности христианской этики.

4. Основные принципы средневекового типа философствования.

5. Основные проблемы философии патристики: учение о природе Бога Троицы, проблема человека, философия истории.

6. Учение Аврелия Августина об этическом самосовершенствовании человека.

7. Историософия Аврелия Августина.

8. Православие и католицизм. Сходство и различие. Смысл принципа «филиокве».

9. Соотношение веры и разума в схоластике.

10. Учение Фомы Аквинского о сущности и существовании, об иерархии бытия.

11. Реализм и номинализм как основные направления схоластики.

12. Доказательства бытия Бога в схоластике.

13. Теория «двойственной истины» в арабской философии (Аверроэс) и ее влияние на схоластику.

14. Христианская антропология.

Вопросы для устного контроля:

1. Связь христианской антропологии с представлением о Боге как о Живом и Личном.

2. Что есть общего и что различного между этикой ветхозаветной и этикой новозаветной?

3. Отношение к душе и телу в христианстве и в платонизме.

4. Учение о бессмертии души в христианстве и в платонизме.

5. Роль философии в выработке христианских догматов.

6. Христологические и тринитарные споры на Вселенских Соборах.

7. Ереси в христианстве: пелагианство, арианство, монофизитство, несторианство и др.

8. Бессмертие человека в христианстве. В чем его отличие от понимания

бессмертия в других религиях и философских системах?

9. В чем заключается онтологическое доказательство бытия Божия       

(Ансельма Кентерберийского)?

10. Каковы доказательства бытия Бога Фомы Аквинского?

11. В чем заключается рационализация веры в схоластике?

12. Каково влияние арабской философии на схоластику?

13. Развитие медицины в средневековой культуре.

14. Философия и медицина Авиценны.

            Тестовые задания:

1. К работам Блаженного Августина относятся:

A.«Сумма теологии»

B. «Ночные бдения Бонавентуры»

C. «Исповедь»

D.«О граде Божьем».

2. К философии патристики относится деятельность таких мыслителей:

A. св. Григорий Нисский

B. Дунс Скот

C. св. Иоанн Дамаскин

D. Ансельм Кентерберрийский.

3. Спор об универсалиях велся между следующими направлениями в философии:

A. между рационализмом и эмпиризмом

B. между реализмом и номинализмом

C. между сциентизмом и антисциентизмом

D. фрейдизмом и неофрейдизмом.

4. Разработка теории «двойственной истины» принадлежит:

A. Николаю Кузанскому

B. Фоме Аквинскому

C. Аверроэсу (Ибн-Рушду)

D. Уильяму Оккаму.

5. Основной принцип средневековой культуры называется:

A. антропоцентризм;

B. космологизм;

C. теоцентризм;

D. геоцентризм.

 

     


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 413; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!