Анаксимен за первооснову всех вещей принимал



A.Воздух

B. Огонь

C. Число

D.Воду

Анаксимен относится к

A.Школе Платона

B. Пифагорейской школе

C. Милетской школе

D.Школе элеатов

6. Философ, с точки зрения которого в основе мира лежит «апейрон»:

A.Демокрит      

B. Фалес

C. Анаксимандр

D.Гераклит        

7.Основным принципом философии досократиков был:

A.эмпиризм

B. теоцентризм

C. космоцентризм

D.антропоцентризм

9.  Впервые своих учеников называл философами:

A.Демокрит

B. Парменид

C. Пифагор     

D.Фалес

10. Невозможность помыслить движение доказывал:

A.Гераклит

B. Пифагор             

C. Парменид

D.Демокрит            

11. Всеобщей первоосновой у Гераклита является:

A.Апейрон

B. Воздух

C. Огонь

D.Вода

12. Впервые проблема соотношения «бытия» и «небытия» была поставлена:

A.Эмпедоклом             

B. Демокритом

C. Сократом          

D.Парменидом 

Кому принадлежат идея о том, что нет ничего неизменного в мире?

A.Фалес

B. Гераклит

C. Платон

D.Демокрит

14. Важнейшим принципом для Парменида является истина, что:

A.«бытие есть и небытие тоже есть»;

B.  «человек есть мера всех вещей»;

C.  «бытие есть, небытия нет»;

D. «всё течет»;

15.  Главная идея Гераклита, которая была проиллюстрирована им через образ реки:

A.«всё течет», «всё меняется»;

B. «всё полно богов»;

C. «жизнь бесконечна»;

D.«всё имеет начало и конец».

16. Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

A.Один из первоэлементов

B. Всеобщая изменчивость вещей

C. Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

D.Божественное Слово

17. Впервые выразил идею атомистического строения материи:

A.Аристотель

B. Пифагор

C. Демокрит

D.Фалес

18. Какому периоду соответствует группа мыслителей? Приведите в соответствие:

A.Досократический период   1. Аристотель, Сократ, Платон,

B. Классический период         2. Пиррон, Сенека, Плотин

C. Эллинистический период  3. Эмпедокс, Гераклит, Демокрит

Человек есть мера всех вещей» - философское кредо

A.Фалеса

B. Сократа             

C. Платона     

D.Протагора     

20. Сторонником этического релятивизма был/были:

A.Софисты        

B. Аристотель

C. Сократ            

D.Киники

21.  Основоположник системы объективного идеализма в философии:

A.Демокрит      

B. Платон

C. Анаксагор          

D.Аристотель

Разделение между «первой» и «второй» философией мы находим в текстах

A.Фалеса

B. Аристотеля

C. Платона               

D.Парменида

23.   Суть «этического рационализма» Сократа заключается в следующем:

A. возлюбить ближнего как самого себя

B. относиться к другому как к самому себе

C. добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

D. познать самого себя

Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.

A. Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

B. Сначала существует живая лошадь, а идея лишь абстрактное понятие, созданное нашим разумом

C. Идея идеальна, настоящая лошадь – материальна

D. Идея первична, настоящая лошадь вторична

25.  Метафизика, с точки зрения Аристотеля, исследует:

A. мир людей;

B. природу,

C. первые или высшие причины;

D. влияние идей на феномены.

Определение человека как «политического животного» было сформулировано

A. Парменидом

B. Аристотелем

C. Платоном

D. Гераклитом

В какой из философских школ эпохи эллинизма принцип удовольствия являлся основополагающим?

A. Стоиков

B. Скептиков

C. Эпикурейцев

D. Неоплатоников

28. Определите: для кого из названных философов характерно то или иное понимание назначения философии

A. Цель философии – обеспечение безмятежности духа (атараксии), свободы от страха перед смертью и явлениями природы.

B. Цель философии – научить человека сохранять самообладание, достоинство и невозмутимость духа в трудной ситуации, научить его умению жить и умирать.

C. Цель философии «убедить делать на словах то, что бедность принуждает делать в жизни».

1. Диоген

2. Сенека

3. Эпикур

29. Учение о непроизвольном, автоматическом и безответственном принципе созидания мы обнаруживаем в философии:

A. Киников

B. Стоиков

C. Скептиков

D. Неоплатоников

30. Идея вечного возвращения времен наиболее ярко нашла свое воплощение в философии:

A. Киников

B. Скептиков

C. Эпикурейцев

D. Стоиков

 

Тема 3. Средневековая философия

Семинар № 6. Философия патристики (3 часа)

Вопросы для собеседования на семинаре:

1. Средневековая философия (V-XIV вв.) как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. Роль Плотина и Филона Александрийского в становлении христианской культуры.

2. Основные принципы христианской картины мира: теоцентризм, монотеизм и креационизм. Библия как книга христианского откровения. Человек как «образ и подобие Божие». Идеал человека и особенности христианской морали.

3. Проблема соотношения веры и разума в философии патристики.

4. Философия ранней патристики. Аврелий Августин о нравственном самосовершенствовании человека (трактат «Исповедь»).

5. Философия истории Аврелия Августина (трактат «О граде Божьем»). Соотношение Божественного провидения и свободной воли человека.

Обязательная литература:

1. Библия. Ветхий Завет. (Первая книга Моисеева: Бытие. Книга Иова. Книга Экклезиаста). Новый Завет. (Евангелие от Матфея. Главы 5,6,7. Любое издание.

2. Блаженный Августин А. Исповедь. М., Изд-во Сретенского монастыря, 2006.

3. Блаженный Августин. О граде Божьем. М.: Харвест, 2000.

4. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013.  Глава 4. Средневековая философия. С.214-232.

5. Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. М., Республика, 2003.

6. История философии. Запад – Россия – Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. М.: «Греко-латинский кабинет»,

1995. С.245-280.

7. Реале Дж,., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 1. Античность и Средневековье. С.-Пб.: Пневма, 2012.

8. Спиркин А.Г. Философия. М.: Юрайт, 2012

9. Соколов В.В. Средневековая философия. М., УРСС, 2010.

10. История средневековой философии. В 2-х частях. Ч.1. Патристика.

Минск, ЕГУ, 2002.

11. Рюмина М.Т. Христианская средневековая философия. //Философия – культура – медицина. Теория и история. Лекции по философии и культурологии. М.,2009. С.302-337.

                              Дополнительная литература:

1. Добротолюбие. Т.1, 2. М., 1992.

2. Немезий Эмесский. О природе человека. М., Канон, 1998.

3. Св.Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб, Axioma, 1995.

4. Христианство. Энциклопедический словарь. Под ред.Аверинцева С.С. М., Изд.

«Большая российская энциклопедия»,1993.

5. Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. М.,2001. Статьи: «Христианство»,

«Августин», «Патристика» и др.

6. Новейший философский словарь. М.: Книжный дом, 2003.

7. Трубецкой Е.Н. Философия христианской теократии в V веке. Учение Блаженного Августина о граде Божием. М.: Либроком, 2011.

8.  Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.,1998.

9.   Карташев А.В. Вселенские Соборы. М.: Республика, 1994.

10.  Флоровский Г. Восточные отцы IV века. Париж, 1931.(Репринт – М., 1992).

11.   Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: Путь к истине, 1991.

12.  Бычков В.В. Aesthetica Patrum. Эстетика Отцов Церкви. М.: Ладомир, 1995.

13. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия православной церкви. М.,1991.

14.  Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов. СПб.: Алетейя, 1998.

15.  Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.:ТОО «Рарог», 1993.

16. Зудгоф К. Медицина средних веков и эпохи Возрождения. М.: Вузовская книга, 1999.

17. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб.: Глагол, 1995.

Ключевые понятия:

Христианство, вера, средневековье, догматы, грехопадение, первородный грех, спасение, историософия, эсхатология, аскетизм, теоцентризм, монотеизм, креационизм, откровение, теология, богословие, свобода, бессмертие человека, икона, Вселенский Собор, патристика, ересь, Божественное провидение, свободная воля, арианство, иконоборчество, иконопочитание, красота.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Вера в структуре человеческого сознания.

2. Жизнь Иисуса Христа как предмет философских, литературных и исторических исследований.

3. Библия как Откровение и исторический документ. Содержание и структура Библии. Ветхий Завет и Новый Завет.

4. Христианская историософия. Грехопадение как начало человеческой истории, бытия во времени.

5. Как можно понять высказывание св. Григория Нисского о человеке, что «человек без души – труп, а душа без разума – скот»?

6. Связь христианской антропологии с представлением о Боге как о Живом и Личном.

7. В чем сходство и различие между этикой ветхозаветной и этикой новозаветной?

8. Христианский аскетизм: исторические типы и формы.

9. Отношение к телу в христианстве и в платонизме.

10. Христианство и медицинская практика.

11. Влияние христианства на средневековое искусство.

12. Совместимы ли «Афины» и «Иерусалим»?

13. Чем отличается античная мистика (Плотин) от христианской?

14. Исток злой воли в доктрине Августина.

15. Идея священной истории и «Града Божьего» в философии Августина.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 983; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!