Творческий путь В.Г. Короленко.



Владимир Галактионович Короленко – это, наверное, единственный (разве что кроме Гоголя) великий писатель, которого справедливо считают «своим» два народа: украинский и русский.

Судьба распорядилась так, что человек, неразрывно связанный с русской культурой, ставший, по существу, выразителем её глубинной сути, почти 40 лет прожил на Украине. Половину отпущенного ему срока он провёл в Житомире и Полтаве.

Две губернские столицы тогдашней Малороссии стали «альфой и омегой» жизненного пути писателя, во многом повлияв не только на его литературное творчество, но и прежде всего – на абсолютную и бескомпромиссную гражданскую честность, постоянное проявление которой позволило Максиму Горькому сказать о Короленко: «Среди русских культурных людей я не встречал человека с таким неутомимым стремлением к правде-справедливости».

Бесспорно, первые ростки этого «стремления к правде» появились в душе Короленко ещё в «волынском» детстве.

Житомир, где 15 июля 1853 года появился на свет будущий писатель (в доме в 1973 году открыт мемориальный музей), был тогда столицей большой Волынской губернии. Родился в дворянской семье.

Через 12 лет дворянин Владимир Короленко откажется присягать новому императору Александру III, поскольку предварительно сделал то, чего другие не делали: внимательно прочитал текст присяги. И нашёл там требование стать доносчиком: докладывать… «уведав о том, в ущербе его величества интереса, вреде и убытке». Последовал арест; трудный путь в Восточную Сибирь; тюрьмы и, наконец, поселение в отдалённом районе Якутской области, в слободе Амге.

Владимир Короленко начал свою литературную деятельность ещё в конце XIX века, но большой публикой не был замечен. Его первая повесть «Эпизоды из жизни искателя» появилась в журнале «Слово» в 1879 году. Сам автор, очень строгий к себе и вносивший в (им самим изданные) собрания своих произведений далеко не всё им написанное, не включил в них «Эпизоды...». А между тем, несмотря на большие художественные недочёты, эта повесть по-своему замечательна как историческое свидетельство нравственного подъёма, охватившего русскую молодёжь 70-х.

Герой рассказа – «искатель» – как-то органически, до мозга костей проникнут сознанием, что каждый человек должен себя посвятить общественному благу и ко всякому, кто заботится только о себе и думает о своём личном счастье, относится с нескрываемым презрением. Интерес рассказа в том и заключается, что в нём нет ничего напускного: это не щеголянье альтруизмом, а глубокое настроение, проникающее человека насквозь. И в этом настроении – источник всей дальнейшей деятельности Короленко.

В 80-х годах выходят в свет рассказы, в основу которых легли впечатления сибирской жизни. Их герои – бродяги, каторжники, «гулящие люди»: «Убивец», «Сон Макара», «В дурном обществе». «Соколинец», «Черкес». Сибирская тема будет продолжена и в рассказах 90-х годов: «Ат-Даван», «Марусина заимка».

Но есть у каждого художника слова произведение, которое как в фокусе собирает специфические особенности его художественного метода. Таким произведением для Короленко стала повесть «Слепой музыкант». Начата в январе 1886 года. Появление «Слепого музыканта» стало, как вспоминают современники Короленко, «настоящим триумфом для автора». Повесть вызвала огромный интерес не только благодаря совершенно необычной теме и талантливому умению подметить и донести до читателя нюансы психологии слепого, а, главным образом, потому, что она была посвящена проблеме человеческого счастья. Хотя сам Владимир Галактионович в 17-м году (через тридцать лет его повесть продолжала волновать общественность!) писал литературному критику Горнфельду: «Моя главная художественная задача была не специально психология слепого, а психология общественной тоски по недостижимому и тоски по полноте существования». О чём эта повесть? Об истории украинского народа, об его прошлом. В центре – слепорождённый мальчик, для которого мир лишён красок и света, жизни и счастья.

В 1885 году Короленко разрешено было поселиться в Нижнем Новгороде, и с тех пор всё чаще и чаще фигурирует в его рассказах верхневолжская жизнь. Романтического в этой жизни было крайне мало, зато было много беспомощности, горя и невежества – и это нашло своё отражение в новом цикле рассказов: «На солнечном затмении», «За иконой», «Река играет», в «Павловских очерках» и особенно в очерках, составивших целую книгу «В голодный год».

В течение последних шестнадцати лет Короленко работал над мемуарами «История моего современника»; опубликованы они уже в советское время, в 1922 году.

Не все идеи Октября Владимир Галактионович смог принять. Живя в Полтаве в годы Гражданской войны и наблюдая, как она переходит из рук в руки, писатель выступал против грабежей и погромов, ходатайствовал за арестованных большевиков, но не находил оправдания и ответному революционному террору.

Крылатой фразой, лозунгом, зовущим в будущее, стали слова Короленко: «Человек создан для счастья, как птица для полёта…», в это он страстно верил, к этому он стремился, за это боролся, во имя этого работал…

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 321; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!