Единение в вере («Запечатленный ангел» Н.С. Лескова).



Раскольники в повести «Запечатленный ангел» — это именно та горстка русских людей, у которых «с предковскими преданиями связь не рассыпана». В отличие от многих своих соотчичей они не утратили высоких ценностей человеческого духа. Именно поэтому они представляются автору значительными, надежными, притягательными людьми, которыми сильна русская земля.

Сама религиозная вера раскольников, унаследованная ими от отцов и живо сохраняемая в душе каждого из них, в изображении автора в значительной мере окрашена и пронизана этим изначально свойственным всем им эстетическим чувством. Их религиозность — это, если можно так выразиться, другая ипостась того же высокого художественного начала натуры каждого из этих людей.

Не столько вопросы веры, сколько чисто художническое, эстетическое поклонение выписанной с большим искусством иконе сплачивает артель каменщиков.

О силе и твердости духа человека, внешне уступчивого, речь идет в «Запечатленном ангеле». Герои писателя пребывают в постоянном поиске истинной христианской веры.

Главным событием в повести является переход артели каменщиков из старообрядчества в ортодоксальное православие в результате многих происшествий, которые свершались против воли самих раскольников, но которые, как оказалось в финале, велись «не жестокостью, а божиим смотрением». В повести создаётся идиллический образ общины-семьи. Порядок, заведённый в строительной артели, напоминает патриархальный. В ней царят добрые, почти семейные отношения. Идентичные кровнородственным, тем не менее, такие связи вырастают на основе иного, духовного, родства. Старообрядцы страстно поклоняются иконописному искусству. Переходя с одних работ на другие, они всюду возят свои святыни в «больших коробьях». Особенно дорога им икона ангела-хранителя, Строганова дела, которую предводитель артели Лука Кирилов носит на своей груди в специальном «парчовом кошеле на тёмной пестряди» с пуговицей. А так как Лука всегда идёт впереди остальных, то получается, будто сам ангел предшествует всей артели и направляет её путь.

Раскольники не мыслят себе иного бытия и считают его истинным, кроме того, оберегаемым ангелом-хранителем. Они даже не подозревают, что в замкнутости мира-общины, в чистоте и благообразии её жизни таится грех отчуждённости от остального мира.

В течение трёх лет сохраняется в неприкосновенности цельность жизни раскольничьей артели в городке на Днепре-реке, её идилличность. Казалось бы, ничто не может помешать их славному существованию. Однако, вместо ожидаемого благополучия, последовало одно злоключение за другим. Но, как говорит рассказчик в повести, Марк Александров, всех ангел руководствует, и «ангельский путь не всякому зрим...».

Для обретения истинной веры Лесков проводит своих героев через ряд испытаний:

1) ночной порой в артельном доме икона ангела очутилась не на отведённом ей месте - «аналогии» (аналое), а на полу. Причём случившееся трактуется Михайлицей, «Луки Кирилова хозяйкой», следующим образом: «Ангел-хранитель сошёл». Подобная формулировка означала отход ангела-хранителя от человека. Разумеется, для староверов это происшествие могло служить предвестием чего-то крайне негативного.

Староверы подвергаются варварскому нашествию чиновников и жандармов, которые похищают все их святыни. В результате погрома все иконы оказались сваленными в подвале консистории, а «Ангел» настолько понравился архиерею, что тот велел поставить его в алтаре на окне за жертвенником. Так староверский покровитель оказался в церкви. Общинный «ангел», оказываясь вопреки воле своих чтителей и сохранителей в церковном алтаре, фактически «вцерковливается» в повести первым. Вот для чего он «сошёл» и вот куда «пришёл».

2) События внешней жизни (например, встреча героев с московскими изографами-«братогрызцами», в чьей среде бесстыдно господствует торгашеский дух) порождают раздумья и сомнения в истинности раскольничьей веры.

В диалоге Марка Александрова и отрока Jleвонтия впервые в повести поднимается вопрос об основаниях, на которых зиждется противоборство старой и новой веры. Как известно из истории, причиной раскола послужило исправление ошибок, допущенных во время переписывания, в церковных книгах и обрядах, что привело к выделению части русского общества, несогласной с церковной реформой, в старообрядчество. Раскольники посчитали эту реформу ересью, направленной против истинной «старой веры», в особенности - замену двуперстного крестного знамения троеперстным. Однако в разговоре с Левонтием Марк опускает те причины, из-за которых возникла вражда между верующими, а в качестве аргументов против церковных приводит нелепые доводы: «Церковные кофий пьют», «зайцев едят» и «на небо смотрят не с верою, а в Аристетилевы врата глядят». Уже в этом разговоре обнаруживается, что старина, действительно, стоит «на едином упрямстве» и что само разделение на «староверов» и «церковных» утратило принципиальный смысл.

Левонтий первым посягает на безусловность раскола, и ему первому открывается скрытый смысл испытаний, выпавших раскольникам. В замкнутом и идиллическом существовании раскольничьей артели Левонтий увидел грех обособленности от остального мира. Кроме того, староверы в повести пытаются заявить своё моральное превосходство над церковными. Истинная же вера никогда не кичится своей правотой. Левонтий ищет правду, вот почему он хочет увидеть Памву безгневного, отшельника, и понять, в чём состоит «господствующей церкви благодать».

Именно Памва, у которого нет ни икон, ни толстых книг, заставляет рассказчика отказаться от догматизма в вопросах веры, а значит, и в жизни. Сила Памвы - не в уединённой святости его бытия, а в исключительной человечности, в его «беззавистности» и «безгневности».

Встреча со старцем выявляет ограниченность, неполноту, субъективность не только «старой» правды, но и вообще любого замкнутого в себе человеческого объединения с претензиями на моральное превосходство. Для Лескова истинная вера не должна быть агрессивной, подавляющей, но смиренно-мудрой, что послужит её славе и славе Творца.

Цель христианства Лесков видел в оздоровлении и возвышении нравственных норм, на которых должна основываться жизнь всего человечества. Но первыми же нарушителями этих норм становятся сами церковнослужители. Однако в «Запечатленном ангеле» раскол хуже православия потому, что стоит «не на добротолюбии и благочестии, а на едином упрямстве». И писатель приводит своих героев в православие потому, что его удерживает представление о «господствующей вере» (в её идеальном виде) как объединительнице народа.

Истинной можно считать любую веру (если она несёт в себе положительное, человечное этическое и эстетическое начало), которая не стремится навязывать другим свою правоту, то есть является веротерпимой, и основная задача которой - духовное и моральное воспитание людей. В «Запечатленном ангеле» такую веру исповедует Памва.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 594; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!