Тема нравственной ответственности человека в романе Л.Н. Толстого «Воскресение».



Толстой писал, что истинная жизнь, жизнь «разумного сознания» всегда хранится в человеке, как она хранится в зерне, и наступает время, когда жизнь эта обнаруживается. Однако на пути к истинной — духовной — жизни стоит «инерция» жизни животной. В преодолении этого «противоречия человеческой жизни», в борьбе с инерцией совершается движение к нравственному возрождению, к «воскресению».

Место и роль Нехлюдова в «Воскресении» определяются значительностью переживаемого им перелома в понятиях о жизни и нравственных представлениях, перелома, с необходимостью влекущего за собой и коренное изменение всего жизненного поведения.

Нехлюдов, внутренний мир которого «открыт» автору, а потому и читателю, наделен в романе особой, важной ролью — человека, непосредственно обостренным чувством воспринимающего мир внешний. Он оказывается как бы посредником между внешним, предметным миром и сознанием читателя. При этом собственное отношение Нехлюдова ко всему тому, что его окружает и входит в сферу его сознания, до предела обострено нравственной ситуацией «перелома», «пересмотра», «перестройки», с которой начинается движение романного сюжета.

Прозрение, пережитое Нехлюдовым, с необходимостью влекло за собой осознание не только нравственной, но и социальной ответственности и отказ от «барской» бездеятельности, созерцательности, пассивности. Начинается безостановочное, беспокойное странствие Нехлюдова — странствие, «путешествие» в прямом смысле слова — по разным ступеням русской социальной лестницы и странствие, «хождение души по мытарствам».

Чтобы нравственно возродиться, Нехлюдов должен не только искупить свой грех, свою вину перед Катюшей, — он должен радикально решить для себя «крестьянский вопрос», исправить несправедливость, безнравственность, «грех» владения земельной собственностью.

”Законы необходимости” жизни не отменяли, по мысли Толстого, законов ”свободы воли”, — свободы выбора и нравственной ответственности за сделанный выбор. В связи с этим следует дополнить уже сказанное о судьбе Катюши Масловой. Изгнанная из дома, лишенная средств к существованию, в силу объективных жестоких обстоятельств милая девочка Катюша превратилась в отвратительную Любашу из заведения Китаевой. Но ”Масловой предстоял выбор”: унизительное положение прислуги или ”хорошо оплачиваемое постоянное прелюбодеяние”. И она выбрала последнее. Толстой не мог не осудить этот ее выбор. Однако в несравненно большей степени он осуждал порядок вещей, сделавший возможной ”жизнь хронического преступления заповедей божеских и человеческих”, которую вели сотни и тысячи тысяч подобных Масловой женщин под ”покровительством правительственной власти”. «Воскресения» Катюши Масловой в религиозно-нравственном плане практически не происходит: она лишь как бы распрямляется к концу романа, отказавшись от брака с Нехлюдовым и обретя спокойствие, примирившись с жизнью под влиянием своих новых друзей — революционеров.

Одним из «некоторых передовых людей общества», выражающих высшее для своего времени нравственное сознание, — то нравственное сознание, которое «обличает нашу жизнь», отрицает ее, — и является в романе Толстого Симонсон. Он становится деятелем революции потому, что был революционным мыслителем.

Пафос «Воскресения» — в трезвом понимании и изображении гибельного, разрушающего действия тюрьмы и каторги, как орудий эксплуататорского государства, на народную нравственность, на человеческое достоинство. http://rvb.ru/tolstoy/02comm/introcomm_13.htm

 

Роман Л.Н. Толстого «Воскресение». Социальный критицизм и морализм писателя.

"Воскресение" (1889-1899).

Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого - откровенная, выдвинутая на первый план "тенденция" (в эти годы Толстой - сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало - проявились в романе со всей наглядностью.

Обличительная сила писателя в его последнем романе достигла высших своих пределов. Именно об этой сатирической манере Толстого пишет Б. Шоу: Толстой видит мир из-за кулис политической и общественной жизни, в то время как большинство из нас, одураченное, сидит в задних рядах партера. Критика Толстым суда, церкви, вплоть до Священного синода и его главы Победоносцева, которого все узнали в Топорове, тюрем, чиновничества, аристократического света и обитателей дна, всего устройства гос. системы была неотразимой и резкой.

Мысль о несправедливости устройстве жизни, основанной на господстве одних над другими, на унижении одних другими, на использовании непосильного труда и ужасных условий существования одних другими, незаслуженно владеющими и наслаждающимися всеми благами жизни, находит свое выражение в резком, обостренном контрасте, который становится основной опорой романной конструкции. Герой проходит по запутанным лабиринтам русской жизни, наблюдает то, что скрыто от чужих глаз, и в итоге горького опыта приходит к мысли о том, что его собственная жизнь и жизнь людей, пользующихся трудом народа, погибающего от непосильных условий в ужасных условиях существования, безнравственна и преступна.

Толстой пишет роман-разоблачение, роман-отрицание – отрицание не отдельных частных явлений жизни, а всей жизни, всего существующего порядка вещей, притом самого жестокого, ужасного и несправедливого по отношению к громадной массе народа.

Жестокости и нелепости суда, как утверждает Толстой, доведены до последней степени, поиски справедливости ни к чему не могут привести, так как возникает замкнутый круг, и суд превращается всего лишь в орудие для поддержание существующего порядка вещей, выгодного высшему сословию. Дьявольская интрига судебного производства, по Толстому, заключается в том, что никто из чиновников не несет никакой ответственности за совершаемые преступления перед людьми и народом, потому что дело устроено так, что она не падает на них.

По Толстому тюрьмы, остроги, каторжные этапы жизни не выполняют своего официального назначения: наказания, исправления преступников и ограждение общества от них. Он доказывает, что это наносит непоправимый нравственный вред, что это несет угрозу для общества.

Частые упреки Толстого в абстрактном морализме заключаются в утверждении, что он из моральных соображений отрицал всякое насилие и рассматривал как насилие всякое физическое принуждение.

Историей жизни Масловой Толстой резко разоблачает моральные устои буржуазного общества, рисуя картины узаконенного разврата, пьянства, цинизма. Он осветил ту жизнь России, с т.з. угнетенного крестьянства. Картины народных бедствий, критика помещичье-капиталистического государства, господствовавшего класса и казенной церкви - служанки государства и воплощение лжи и лицемерия.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 1087; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!