Творчество и судьба В.М. Гаршина.



Творчество В. М. Гаршина складывалось в условиях пореформенного строя, когда Россия окончательно стала на буржуазный путь развития.

В. М. Гаршин родился 2 февраля 1855 года в в дворянской семье скромного достатка. Отец был военный. В доме Гаршиных бывали сослуживцы отца, участники недавно закончившейся Крымской кампании. Нередко велись там разговоры о различных эпизодах героической обороны Севастополя, и будущий писатель внимательно прислушивался к волнующим рассказам о войне.

Воспитателем был П. В. Завадский -- человек, причастный к революционному движению, участник тайного общества, поддерживающего связи с Герценом. Благодаря ему уже с детских лет Гаршин вошел в круг интересов передовых демократических кругов. Даже читать он выучился по старой книжке революционно-демократического журнала "Современник".

В гимназические годы Гаршин много читал; он интересовался социальными вопросами и наряду с этим проявлял большую склонность к естественным наукам. Наблюдения над природой, над растительным и животным миром были любимым занятием Гаршина-подростка. Этот интерес к естествознанию он сохранил на всю жизнь.

Уже в гимназические годы Гаршин отличался болезненной чуткостью ко всем проявлениям социального зла и неправды. Тягостные впечатления общественной жизни угнетали его, терзали его совесть и рано довели до тяжелого нервного заболевания, приступы которого, хотя и редкие, выводили Гаршина из состояния душевного равновесия.

Он мечтал поступить в университет или в крайнем случае, в Медицинскую академию, но воспитанников реальных гимназий туда не принимали, и он вынужден был поступить в Горный институт.

Учение Гаршина в институте было прервано военными событиями. В апреле 1877 года началась война с Турцией. В. М. Гаршин сразу же решил поступить добровольцем в действующую армию. По окончании войны Гаршин был произведен в офицеры, но меньше чем через год вышел в отставку.

Еще в студенческие годы Гаршин начал печататься. В 1876 году он опубликовал свой первый газетный очерк "История Энского земского собрания", затем напечатал несколько критических статей о живописи. Вернувшись из армии, он целиком отдался литературному творчеству и стал постоянным сотрудником "Отечественных записок",

"История Энского земского собрания" отличается значительной социальной остротой. Гаршин поднял самые жгучие вопросы времени: он говорил о голоде в деревне и о полном равнодушии к голоду земских деятелей, далеких от народа и чуждых ему. Гаршин показывает, что в клевете на народ объединяются и мрачные крепостники и либералы, ликующие по поводу предстоящих "преобразований".

Мученьям народа посвящен был и прославивший Гаршина рассказ "Четыре дня", написанный под свежим впечатлением русско-турецкой войны и помещенный в 1877 году в "Отечественных записках". Гаршина привлекал освободительный характер войны. Герой "Четырёх дней", родственный по настроениям "самому писателю, пошел воевать вдохновленный освободительной идеей. Но мы застаем его в рассказе уже в тот момент, когда прежнего воодушевления в нем нет, когда в его душе зародилось сомнение в необходимости этой войны. Размышления героя и составляют содержание рассказа.

Гаршин предпочитает таких "юродивых", которые идут на войну, повинуясь непосредственному чувству долга. Эти люди сродни простым солдатам, честно и мужественно выполняющим свои воинские обязанности.

"Трус" (1879). Здесь Гаршин показывает человека, потрясенного сознанием неисчислимых бедствий, которые война приносит людям. Как и в "Четырёх днях", от его имени ведется рассказ, первая фраза которого гласит: "Война решительно не дает мне покоя". Он не может понять, почему война воспринимается как нечто нормальное, в то время как гибель от несчастного случая все считают бедствием, катастрофой. В рассказе "Трус" гибнет от гангрены молодой студент Кузьма. Гаршин, не скупясь на страшные подробности, описывает его раны, мучения, показывает последовательные стадии болезни, в конце концов сводящие больного в могилу. Это создает как бы фон и своеобразный зловещий аккомпанемент к размышлениям главного героя. Страдания Кузьмы выступают как своего рода мерило, которым определяется размер народного бедствия: "Кузьма кажется мне единицею, одной из тех, из которых составляются десятки тысяч, написанных в реляциях". Рассказ Гаршина отражает стремления лучших людей его времени понять природу, характер, причины войны вообще, данной войны в частности.

“Из воспоминаний рядового Иванова”. Как всегда, люди из народа, простые солдаты вызывают восхищение автора своей нравственной силой, горячим патриотизмом, верностью воинскому долгу.

В способности сблизиться с народом Гаршин видит главную нравственную ценность интеллигентного человека. Герой рассказа, рядовой Иванов, прежде всего дорог автору тем, что чувство близости с народом составляет главную черту его характера. Когда Иванову предлагают перебраться в офицерскую палатку, он отказывается, говоря: "Мне ведь с солдатами больше бывать приходится. Лучше уж совсем с ними". И он в самом деле совсем с ними. Он не "опрощается", не подделывается к ним, не проповедует, не учит; он живет с ними одной Жизнью, становится для них своим человеком и в этом находит внутреннее удовлетворение.

Прямую противоположность герою рассказа представляет образ офицера Венцеля. Рисуя этого сухощавого, бледного и нервного молодого человека, умного и утонченного, Гаршин показывает, к чему ведет разобщение с народом. Оно доводит Венцеля, человека с хорошими задатками, до презрения к народу, до холодной жестокости и бессердечного мучительства. Венцель не злодей по натуре, в нем есть даже добрые чувства, и вместе с тем в глазах автора он преступник, виновный перед народом страшной виной.

В рассказах, посвященных мирной жизни, Гаршин рисует обычные, будничные факты действительности, из которых складывается цельная картина прочно укоренившегося в России капиталистического строя с его бездушием, жестокостью, властью денег, бесчеловечной эксплуатацией рабочих. Здесь Гаршин берет социальные противоречия в их привычных формах, в их будничном обличье. Герой Гаршина внезапно сталкивается с фактом общественной неправды, этот факт будит его мысль и совесть, заставляет мучительно задуматься над своим положением. Героиня рассказа "Происшествие" (1879), Надежда Николаевна, молодая интеллигентная девушка, которую жизненные обстоятельства толкнули на страшный путь проституции, начинает размышлять над своей судьбой, начинает думать, разбираться в своем личном положении, в общественном устройстве, и с этого начинается рассказ. Надежда Николаевна с раздражением и горечью говорит о своем прошлом и настоящем. Она знает ясно, что выхода для нее никакого нет и не может быть, кроме самоубийства, и она готова к этому шагу

Гаршина восхищают люди, вступающие в борьбу за свободу, даже если эта борьба не приводит к победе. Об этом говорит рассказ "Красный цветок". В произведении в аллегорической форме отражены черты, характерные для поколения революционеров-разночинцев 70-х годов. Герой - борец, мужественный, но одинокий, еще не связанный с народом и обреченный на гибель.

К героизму, к самопожертвованию, зовет Гаршин и в рассказе "Сигнал". Железнодорожный сторож Семен, чтобы спасти от крушения поезд, поднимает красный флаг, смоченный собственной кровью. Такой человек не пожалеет жизни, чтобы спасти от гибели невинных людей. Это воплощенное человеколюбие и готовность к подвигу. Но не только эти свойства подчеркивает Гаршин в духовном облике своего героя. Семен показан сторонником кроткого смирения и противопоставлен человеку, страстно ненавидящему хозяев современной жизни.

B. М. Гаршин был не только писателем-беллетристом, но и выдающимся критиком живописи. Он написал ряд статей о художественных выставках 70--80-х годов и отозвался в этих статьях на работы многих русских художников, крупных и мелких. В этих критических работах автор "Художников" заявил себя убежденным и горячим противником "искусства для искусства".

В рассказе "Художники" Гаршин зовет людей искусства и передовую интеллигенцию к сближению с народом, к уходу "туда", "в это горе", настоящее, не надуманное. Гаршин-критик признает лишь искусство правдивое, идейное, злободневное -- в широком смысле этого понятия. Художник, который не ставит значительных социальных вопросов, не волнует, не потрясает читателя или зрителя, для Гаршина не художник, а лишь "фабрикант стенных украшений". Он едко иронизирует над мастерами, которые заботятся только об изяществе формы, стремясь к бессодержательной "красивости", к внешней "гармонии", к нейтральным, без обидным сюжетам. С той же страстностью высказывается он и против протокольного фотографического, безыдейного натурализма, проникавшего в литературу и живопись его времени. Гаршин хочет видеть произведения, в которых отражались бы "драматические моменты русской жизни". Отсутствие таких произведений он объясняет оторванностью художников от народа, от родины. Это стремление к народности искусства особенно обострилось у Гаршина в последние годы его деятельности, когда он стал писать рассказы, доступные по языку и стилю простому народу.

Писал Гаршин и очерки. В 1882 году Гаршин поместил в одной из харьковских газет две корреспонденции. Это были очерки о Петербурге, письма "на родину физическую с родины духовной". В очерках Гаршина чувствуется перо настоящего художника; в них есть превосходные описания, скупые, точные, простые, внешне даже суховатые, но в то же время полные сдержанного волнения.

В историю русской литературы он вошел прежде всего как большой мастер социально-психологического рассказа. Именно в рассказах он создал типические образы людей, неспособных мириться с бездушием капиталистического порядка. Герой рассказов Гаршина -- "смирный, добродушный молодой человек, знавший до сих пор только свои книги, да аудиторию, да семью... думавший через год-два начать иную работу, труд любви и правды", -- внезапно сталкивается с каким-либо вопиющим фактом, типичным для буржуазного строя жизни. Это столкновение потрясает гаршинского героя и порождает глубокий нравственный кризис, который разрешается либо самоубийством ("Происшествие"), либо уходом "туда", "в это горе" ("Художники"). Такова схема рассказа Гаршина. В этом рассказе будничное перестает быть будничным; оно входит в поле зрения автора и читателя только тогда, когда теряет свои будничные очертания и внезапно приобретает характер давящего кошмара. Гаршин заостряет трагизм жизненных ситуаций. Каждая встреча, любое происшествие перерастает свои бытовые рамки и становится под пером Гаршина трагедией всечеловеческого значения.

Вообще, для Гаршина не существует единичных выражений жизненной неправды; в каждом конкретном образе зла он хочет увидеть "всю невинно пролитую кровь, все слезы, всю желчь человечества". Поэтому образы Гаршина часто приобретают характер аллегорий и символов; рядом с психологическим рассказом у Гаршина появляется аллегорическая сказка, а его шедевр -- "Красный цветок" -- представляет собой как бы скрещение этих двух гаршинских жанров. Двойственная жанровая природа "Красного цветка" подчеркивает закономерность объединения в творчестве Гаршина этих двух повествовательных линий. Они объединены стремлением показывать социальное зло во всей его наготе, без каких бы то ни было смягчающих обстоятельств, не отвлекая внимания читателя в какую-либо другую область, с тем чтобы все время поддерживать в нем напряженную работу мысли, чтобы, "убить его спокойствие".

В середине 80-х годов в творчестве Гаршина начинаются поиски новых путей. Писателя перестает удовлетворять разработанный ям ранее тип психологического рассказа. В этом рассказе все внимание автора сосредоточено было на духовной драме героя, а окружающий его внешний мир оставался в тени.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 699; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!