Глава 7. ДУХОВНЫЙ КОМПОНЕНТ: МОРФОЛОГИЯ ЧУДЕС



Что произошло в Фатиме

 

Многочисленные описания феномена НЛО вынуждают нас одновременно рассматривать две категории понятий, которые мы всё время пытаемся разделить: физическую (или техническую) и духовную (или божественную). Многие очевидцы после встречи с НЛО утверждают, будто для них этот феномен имеет религиозный смысл. Вполне возможно. Может быть, мы нуждаемся не только в научном прогрессе, но и в возвышении нашего сознания, в глобальном историческом осмыслении верований — как материалистических, так и идеалистических, — через которые мы на ощупь пробираемся уже около ста веков. Стивен Спилберг использовал эту идею в финале своего фильма Близкие контакты третьего типа. Уитли Страйбер сделал то же самое в книге Приобщение к тайне. Ещё более полно та же идея раскрыта в превосходном романе Джона Фаулза Червь (1986).

Знаменитые видения в Фатиме являются ярким историческим примером религиозной окрашенности встреч с НЛО. Фактическая сторона событий достаточно хорошо известна, но я готов биться об заклад, что истинную суть происходившего в 1917 г. возле этого маленького португальского городка знают немногие. Ещё меньше людей, как я полагаю, знают, что серия наблюдений существа, которое приняли за Деву Марию, началась за два года до этого с целого ряда классических наблюдений НЛО.

Если мы принимаем фатимские события в толковании, данном католической церковью, то мы оказываемся перед феноменом, который не может быть объяснён ни физической причиной, ни иллюзией. В 1930 г. после 13-летних трудоёмких исследований, проведённых многочисленными экспертами, католическая церковь вынесла следующий вердикт:

«Солнечный феномен 13 октября 1917 г., описанный в прессе того времени, явился удивительнейшим событием и произвёл огромное впечатление на тех, кто имел счастье наблюдать его... Этот феномен, не зарегистрированный ни одной астрономической обсерваторией и, следовательно, не имеющий естественного происхождения, наблюдался людьми разных категорий и разных социальных групп, верующими и неверующими, журналистами крупнейших португальских газет и даже людьми, находившимися в нескольких километрах от этого места. Это исключает любое объяснение феномена как факта коллективной иллюзии.»

«Чудо», как назвал бы его читатель, было предсказано за несколько месяцев тремя неграмотными детьми, которым привиделась женщина, «окутанная ярким светом». Она не назвала себя Девой Марией, а лишь сказала, что явилась «с неба», и велела им приходить на это место каждый месяц вплоть до октября, когда произойдёт публичное чудо, «чтобы все могли поверить».

Фатимские события включали светящиеся шары, свет необычных оттенков, ощущение «горячих волн» — т.е. все хорошо известные характеристики НЛО. Здесь же наблюдались движение тарелки «падающим листом», т.е. зигзагообразное снижение её по воздуху, а также пророчества и потеря сознания — обычная реакция некоторых очевидцев, которую я называю «психическим компонентом наблюдений» НЛО, а Дженни Рэндлз обозначает как «фактор Оз».

 

Модель пророчества

 

Первое появление фатимской Девы относится к 13 мая 1917 г. Трое детей пасли овец и вдруг увидели яркую вспышку. Они побежали к поросшей травой низине, называемой Кова-да-Ириа (букв. Грот святой Ирины, древнее священное место), посмотреть, что же произошло, и оказались окружёнными ярким светом, который почти ослепил их. В центре сияния они заметили маленькую женщину. Она заговорила с ними и попросила каждый месяц приходить на это место.

Если в первый раз очевидцами оказались лишь трое детей, то на свидание 13 июня явилось пол сотни человек. Они увидели следующую картину: маленькие пастушки вдруг опустились на колени и словно преобразились, будто перенеслись в другой мир. Самая старшая, десятилетняя Люсия, начала разговаривать с невидимым существом, ответы которого не были слышны. Однако, по словам одного из присутствовавших, он уловил очень слабый голос или жужжание пчелы (типичный звук для современных НЛО). Потом все очевидцы услышали взрыв и увидели облачко, поднимавшееся невдалеке от дерева. Именно вокруг этого дерева происходили и все последующие события.

Через месяц, 13 июля, число очевидцев возросло до 4,5 тысяч. Третье видение примечательно во многих отношениях. Оно позволило очевидцам дать детальные описания физических явлений, достаточно специфических, чтобы мы могли сравнить их с данными об НЛО. Присутствовавшие, пишет Жозеф Пеллетье в книге Sun Danced at Fatima («Танец Солнца в Фатиме»), констатировали следующее:

«Жужжание или гудение, уменьшение солнечного света и тепла, беловатое облачко вокруг дерева видений и мощный звук при исчезновении Девы.»

Любопытно также, что дети были напуганы видением ада и, кроме того, получили пророчество, предвещавшее появление неизвестных огней в небе.

«Войне скоро придёт конец, но, если народы не перестанут оскорблять Бога, будет другая, ещё более ужасная война во время правления папы Пия XI [заметим: он умер в 1939 г.]. Когда однажды ночь осветится неизвестным ярким огнём, знайте, что это знамение, посланное вам Господом. Он будет наказывать мир за его преступления войной, голодом, преследованиями Церкви и его Святейшества папы. Дабы помешать этому, я приду просить освящения России... Если мои мольбы будут услышаны, Россия обратится в другую веру и настанет мир. В противном случае, она распространит свои ошибки по всей земле.»

В этой характерной декларации мы обнаруживаем смесь серьёзного и абсурдного, уже подмеченную нами во многих случаях «контактов». То же произошло и в Лурде, где видение, претендовавшее на роль Девы Марии, побуждало маленькую Бернадетту к совершению абсурдных поступков.

Однако пророчество продолжало действовать. 13 августа на том же месте собралось уже 18 тысяч человек, но тех детей в этот раз не было. Их бросили в тюрьму по приказу влиятельного лица, решившего положить конец всем этим «глупостям». В их отсутствие все услышали раскат грома, за которым последовала яркая вспышка. Вокруг дерева образовалось белое облачко. Оно парило несколько минут, затем поднялось и рассеялось. Облака на небе стали малиново-красными, а затем окрасились в розовый, жёлтый и голубой цвета. Вот несколько характеристик, данных очевидцами: «расцвеченный свет, как радуга на земле», «облака вокруг солнца, отбрасывавшие на людей свет разных опенков». Очевидцы видели «падающие цветы» и знаменитый феномен «волосы ангела», так часто следующий за появлениями НЛО и трактуемый иногда как эффект ионизации. Некий Мануэль Педру Марту заявил под присягой в ходе последовавшего затем церковного расследования, что видел «в облаках светящийся вращающийся шар».

Детей выпустили из тюрьмы, и 19 августа они пасли своих овец около Алжустрела. Вдруг около 16 часов они почувствовали, как повеяло холодом. Солнце, по их словам, стало желтоватым, а местность окрасилась цветами радуги; это же подтвердили и взрослые (как позже установило расследование). Дети увидели вспышку и яркое сияние, окутавшее близлежащее дерево. В центре его возникло нечто в белых и золотых одеяниях. Дети упали на колени, и их «души наполнились восторгом». Затем последовал разговор, во время которого видение призывало их «совершать жертвоприношения за грешников». Спустя десять минут сияющая Дева медленно поплыла на восток, сопровождаемая рокочущими звуками.

 

Явление летающего шара

 

13 сентября толпа насчитывала уже 30 тысяч человек, включая и двух скептически настроенных священников, специально пришедших установить ложность так называемых «чудес». Место действия представляло собой обширный амфитеатр, где большая часть народа устроилась как можно ближе к дереву видений. Оба священника расположились на возвышенности и оттуда могли всё отлично видеть. Следующее описание основано как раз на их свидетельстве.

Полдень. Солнце становится менее ярким, хотя на небе нет ни облачка. Тысячи людских голосов: «Вот она... смотрите!» Все видят светящийся шар, медленно спускающийся в долину с востока на запад по направлению к детям. Он останавливается у дерева. Возникает белое облачко, и прямо с чистого неба начинают падать блестящие белые «лепестки». Задержимся на мгновение на точном описании этого эпизода.

«Поскольку люди напряжённо следят за необычным зрелищем, все вскоре замечают, что вопреки законам перспективы эти сверкающие шарики по мере приближения становятся всё меньше и меньше, и когда люди протягивают руки или шляпы, желая поймать их, то замечают, что они тают на глазах.»

Дети снова видят нечто в центре шара, и между Девой и Люсией возобновляется диалог. Подтверждается обещание чуда, которое последует 13 октября. Затем светящийся шар поднимается и исчезает в солнце.

Когда у одного из священников спросили, каким ему показался шар, он, очень взволнованный, ответил, что это была «небесная колесница, перевозящая Богоматерь от её трона до сего запретного пустынного места». Определение Земли как тюрьмы или запретной пустыни довольно распространено среди тех, кто оказывался свидетелем подобных явлений.

Последнее видение, как и предсказывалось, состоялось 13 октября 1917 г. перед толпой, на сей раз насчитывавшей 70 тысяч человек. (Толпа постепенно росла от 3 до 50, 4500, 18 000, 30 000, 70 000 человек.) В полдень видению предшествовала яркая вспышка, сопровождавшаяся нежным и приятным ароматом. Дети вошли в контакт с Девой. Очевидцы наблюдали за изменениями, происходившими на лицах трёх детей, преображённых видением.

Обещанное чудо произошло при отбытии Девы из Кова-да-Ириа. Дождь, не переставая ливший на толпу, внезапно прекратился, и тяжёлые тучи рассеялись. Солнце появилось, как сверкающий серебряный диск: «Этот диковинный диск быстро вращался вокруг своей оси, отбрасывая во все стороны пучки окрашенного света. Красные лучи прорвались по краю солнца и окрасили облака, землю, деревья, людей; затем, сменяя друг друга, лучи фиолетовые, синие, жёлтые и других цветов». Изначально весьма скептически настроенный наблюдатель описал эти цвета как «безостановочно вращавшиеся монохроматические сектора».

В сообщениях говорилось скорее о плоском диске, чем о шаре. Через некоторое время он остановил своё вращение и «ринулся зигзагами вниз, к земле и перепуганным людям».

Многие наблюдатели подумали, что пришёл их последний час. Некоторые, в том числе и разоблачители, бросились на колени прямо в грязь и принялись публично исповедоваться. Однако диск снова взмыл вверх и исчез в лучах солнца — настоящего, вновь неподвижного и сверкавшего в небе. Потрясённые люди вдруг обнаружили, что одежда на них совершенно сухая.

Такова фатимская история, какой она в сжатом виде предстаёт перед нами на основании свидетельств того времени и расследований церкви. Заключительное «чудо» явилось кульминацией последовательной серии видений в сочетании с контактами и посланиями, которые, на мой взгляд, определённо позволяют рассматривать его как проявление феномена НЛО. Не только наблюдение шара или летающего диска, но и их движение, траектория «падающего листа», световые эффекты, раскаты грома, рёв, необычный аромат, падение «волос ангела», растворяющихся по мере достижения земли, волна тепла при приближении диска — всё это типичные характеристики НЛО, наблюдаемые по всему миру. То же самое можно сказать и о параличе, потере памяти, перемене убеждений и чудесных исцелениях.

 

Ангел мира

 

Лишь в немногих книгах, посвящённых Фатиме, можно найти что-либо о детях, главных героях этой истории. Однако, что касается феномена видений, то было бы чрезвычайно важно провести углублённое изучение прошлого и попытаться найти следы прежних событий, способных проложить путь очевидцу к экстраординарной реальности. В Фатиме события начались не 13 мая 1917 г., как утверждает большинство авторитетов. Действительно, эта дата соответствует первому появлению Девы, но за несколько лет до этого ей предшествовала целая серия видений ангела. И эти видения ставят под сомнение интерпретацию «чуда», предложенную католической церковью.

Как-то раз в апреле 1915 г. Люсия (тогда ей было 8 лет), находилась недалеко от Фатимы и читала молитву, перебирая чётки. Вдруг она увидела белое полупрозрачное облачко и человеческий силуэт. Потом это повторилось ещё раз, а затем третий раз, в октябре. В 1916 г. ангел являлся Люсии ещё трижды.

Весной 1916 г. Люсия гуляла со своими двоюродными братом и сестрой. Пошёл дождь, и дети спрятались в маленьком гроте. После обеда, когда дождь кончился, дети принялись играть у входа в пещеру. Неожиданно до них донёсся шум сильного ветра — другая константа НЛО, — и они увидели белое сияние, витавшее в долине над верхушками деревьев. Внутри сияния находился юноша дивной красоты. Он подошёл к ним и сказал: «Я ангел мира». Ангел научил их молитве и исчез, а дети, оставленные в состоянии транса, не переставая, механически повторяли молитву, пока не упали от изнеможения.

Следующее событие произошло очень жарким днём в середине лета 1916 г. На сей раз ангел появился внезапно и сказал:

— Что вы делаете? Молитесь! Много молитесь! Без конца возносите молитвы и совершайте жертвоприношения.

— Как же нам совершать жертвоприношения? — спросила Люсия.

— Жертвуйте всем, чем только можете... Особенно принимайте и терпеливо переносите страдания, посланные Господом.

Он оставил детей полностью парализованными. Только на склоне дня они пришли в себя и вернулись к играм. Но и в этом случае, как и в предыдущем, дети не хотели говорить об увиденном даже между собой. Пеллетье сообщает:

«Эта встреча имела столь интимный и глубоко священный характер, что ни у кого из них даже мысли не возникло рассказать о ней кому-нибудь, хотя бы частично. Очевидно, это была благодать, которую они должны были сохранить для себя. Чутьё диктовало им абсолютную убеждённость в этом.»

На следующий день дети всё ещё не могли осознать последствий видения: «Я не знаю, что со мной случилось, — сказала одна из девочек. — Я не могу ни говорить, ни играть, ни петь. У меня нет сил что-либо делать».

Ангел явился снова осенью 1916 г., на сей раз в пещере Кабезо, и причастил детей. Вот как Пеллетье представляет себе силу, заставлявшую детей копировать действия этого «ангела» и механически повторять его молитвы:

«Это настолько мощная сила, что она поглощает и почти полностью уничтожает их. Практически лишает телесных ощущений... тела становятся игрушкой таинственной, угнетающей силы, которая подавляет их.»

Это замечание можно отнести ко всему спектру близких контактов с НЛО.

 

Влияние Фатимы

 

Каковы же были последствия Фатимы? Жизнь многих свидетелей, присутствовавших при «чудесах», коренным образом изменилась. Некоторые исцелились от различных болезней.

«По просьбе матери я ещё раз отправился в Кова-да-Ириа в августе, во время видения, пишет инженер Мариу Годинью. И снова вернулся обескураженный и разочарованный. Но на этот раз произошло нечто необыкновенное. Моя мать, у которой много лет была опухоль на глазу, исцелилась. Врачи, прежде её лечившие, сказали, что не в состоянии объяснить причину выздоровления.»

Это всего лишь одно из сотен свидетельств. Во время последнего чуда многие люди вели себя странно, даже те, которые находились на расстоянии нескольких километров и с ними рядом не было никого, кто мог бы как-то повлиять на них. Так, 12-летний мальчик Альбану Барруш, находившийся в поле близ Минде, в 13 км от Фатимы, был так поражён, увидев пикирующий светящийся диск, что у него отшибло память: «Я не мог вспомнить, загнал ли я овец, убежал ли, да и вообще что я делал». Некоторые, подобно фермеру Мануэлю Франсишку, потрясённые увиденным, вернулись домой, рыдая. Другой очевидец — женщина, живущая ныне в США, около Албани, сказала: «До сих пор всякий раз, когда сверкает молния, я вспоминаю и боюсь». Г-н Мендес, известный адвокат, заявил в беседе с Джоном Хаффертом в 1960 г.:

«То, что я увидел в Фатиме, не могло не повлиять на мою духовную жизнь, и я уверен, что все, видевшие чудо, и даже те, кто только слышал о нём, не могут не находиться под влиянием его величия... И сегодня я вижу всё это так же живо, как и в тот момент, когда чудо произошло, и чувствую, как это необыкновенное событие властвует надо мной.»

Другой очевидец сказал: «Я не перестаю думать о знамении». Целая серия удивительных наблюдений была сделана людьми, находившимися не в Кова-да-Ириа, а за много километров от неё. Я уже говорил об Альбану Барруше из Минде. Г-жа Гильермина Лопес да Сильва, жившая в Лейрии, за 25 км от места явления чуда и не имевшая возможности отправиться туда, в полдень обратила свой взор к горам и увидела в небе «огромную красную молнию». Она была такая яркая, что её видели даже за 50 км от Фатимы (в Сан-Педру-де-Муэль её видели португальский писатель Афонсу Виера, его жена и тёща).

К сожалению, это явление не могло быть сфотографировано, поскольку фотоматериалы и технические возможности фотоаппаратов того времени не позволяли этого сделать. Фотография, часто появляющаяся в газетах, на самом деле представляет собой снимок солнечного затмения и не имеет никакого отношения к «чуду». Но зато существует множество фотографий толпы. Что же касается истинной яркости диска, то вопрос этот не решён. Двое очевидцев, смотревших на него в бинокль, говорят, будто видели лестницу и два существа. По свидетельству всех присутствовавших, края диска казались абсолютно чёткими, а сам диск не был ослепляющим, хотя на снимках видно, что многие прикрывают глаза. По утверждению некоторых, это явление до такой степени затмило солнце, что в какой-то момент стало видно луну и звёзды.

Среди свидетелей, находившихся далеко, был один школьник. Потрясённый увиденным, он поступил в семинарию и стал священником. В момент чуда этот мальчик вместе со своим братом и другими детьми находился в деревне Альбуритель, в 14 км от Кова-да-Ириа. Вот что он пережил:

«Я смотрел прямо на солнце. Оно казалось тусклым и не резало глаза, напоминая скорее вращавшийся снежный ком. Вдруг почудилось, будто солнце опускается зигзагами, угрожая земле. Перепугавшись, я бросился в толпу рыдавших людей, решивших, что настал конец света. Эта толпа собралась возле деревенской школы, а мы все выскочили из классов и побежали по улицам, заслышав возгласы удивления мужчин и женщин, находившихся на улице перед школой в момент начала чуда. Там был один неверующий, который всё утро насмехался над “простаками”, отправившимися в Фатиму посмотреть на обыкновенную девицу. Теперь же он стоял, словно парализованный, не отрывая глаз от солнца. Дрожа с головы до ног и подняв руки к небу, он упал на колени прямо в грязь и кричал, обращаясь к Богу. А люди в это время продолжали рыдать, прося у Бога прощения за грехи. Мы побежали к нашим двум деревенским часовням, которые быстро набились битком. В томительные минуты солнечного чуда окружавшие нас предметы окрасились во все цвета радуги... Когда же люди поняли, что опасность миновала, раздался взрыв всеобщего ликования.»

Двое из тех трёх детей из Фатимы умерли молодыми, как и предсказала Дева, а Люсия до преклонного возраста жила в монастыре.

 

Физика Пресвятой Девы Марии

 

Мы познакомились с серией событий, на первый взгляд чудотворных — с наблюдениями в Фатиме создания, которое очевидцы описывали как Пресвятую Деву Марию. Эти очевидцы, несомненно, подвергались действию очень сильного искажения реальности, поэтому их заявления, сделанные после наблюдения чуда, заметно деформированы эмоциями. Однако это не означает, что их сообщения нужно отбросить: они совпадают с описаниями многих других наблюдений.

11 февраля 1858 г. 14-летняя девочка Бернадетта Субиру собирала хворост у ручья в окрестностях Лурда, городка на юге Франции, и услышала «сильный шум, как во время бури». Она огляделась вокруг: и деревья, и вода были неподвижны. Снова послышался шум. Испугавшись, девочка подняла голову и... «потеряла дар речи и лишилась мысли».

Из соседнего грота выплыло золотистое облачко. Вслед за ним появилось какое-то создание — по словам девочки, прекрасная дама. Она остановилась прямо над кустом, который раскачивался, как при сильном ветре. В Фатиме тоже был ветер, но он «прошёл поверху, не тронув деревьев». Фатимская Дева всегда появлялась на верхних ветвях небольшого дерева, ветки которого были согнуты в восточном направлении, куда всякий раз и улетало видение. Люсию из Фатимы очень подробно расспрашивали об этом, и она заявила следующее: «Ноги Богоматери только слегка касались листьев». В своей книге More About Fatima («Ещё раз о Фатиме») Монтес де Ока указывает, что «верхние ветви дерева были согнуты в форме зонтика и оставались в таком положении, словно невидимая тяжесть давила на них».

Едва Дева из Лурда посмотрела на Бернадетту, страх тут же покинул девочку, но она как будто забыла, где находится. Бернадетте захотелось помолиться, но, когда она попыталась поднять руку ко лбу, та оказалась парализованной. Лишь после того, как Дева осенила себя крестным знамением, Бернадетта смогла сделать то же самое. Когда эта история стала известна, к ней с недоверием отнеслись местные власти и священники. Отец Пейрамаль, городской кюре, был особенно раздражён и предложил: пусть Дева перед целой толпой, дабы всех убедить, заставит расцвести розовый куст. Бернадетта передала Деве пожелание местного священника, но та лишь улыбнулась. Две недели она являлась Бернадетте, и их беседы касались сооружения часовни и организации в ней процессий. Иногда диалог казался совершенно абсурдным, как и разговоры с «уфонавтами», о чём мы уже говорили. Один раз Дева повелела Бернадетте пойти умыться в несуществующем источнике, в другой раз предложила ей «поесть траву, которая растёт вон там»!

Изучение подобных событий с эзотерической точки зрения, несомненно, было бы поучительным. Такие «маги», как Гурджиев и Кроули, охотно посылали своих учеников выполнять бессмысленные поручения, например отнести тяжёлые камни на вершину горы во испытание преданности, или навязывали им образ жизни, имевший целью их духовное пробуждение[5]. История самой Девы Марии и сопровождавшие её жизнь чудеса имеют удивительно много общего с древними божествами, в частности с египетской богиней Исидой. Разве Марии не коснулся таинственный луч света, как и многих, подвергшихся воздействию НЛО? Затем она зачала ребёнка без отца. Сцена в Фатиме напоминает финикийские амулеты, о которых мы рассказывали в главе 2. Как бы там ни было, в данном случае мы занимаемся не толкованием мифологии, а скорее пытаемся свести воедино наблюдения, которые, возможно, формируют экстраординарные модели. Первая такая модель — облако и грот — это общее для видений в Фатиме, Лурде и других местах. Подтверждение этому мы находим и в апокрифах:

«Они стояли у грота: и вот сверкающее облачко снова окутало его. А повивальная бабка сказала: “Душа моя выросла сегодня, так как глаза мои увидели чудесные вещи, и родилось спасение Израиля”. И тотчас же облачко удалилось от грота, и появился яркий свет, такой яркий, что наши глаза не могли его выдержать. Мало-помалу этот свет растаял, и появился младенец.»

Поверхностное изучение событий в Лурде выявляет лишь то, что довольно-таки обыкновенную девочку (Бернадетта была неграмотна и большую часть времени проводила в молитвах, которые читала, выполняя мелкие поручения своих очень бедных родителей) вдруг посетили видения, и она стала делиться своими безумными грёзами со всё возраставшей толпой. Однако эта история заслуживает более обстоятельного изучения.

Прежде всего, источник. Во время девятого появления Девы Бернадетта получила наказ «пойти к источнику умыться и напиться». Однако источника нигде не было. Бернадетта поискала, не нашла его и в отчаянии принялась рыть песок. Вода появилась и заполнила ямку, превратив землю в грязь. Бернадетта попробовала умыться, но ей удалось лишь вымазаться. Толпа смеялась над ней, особенно когда она пыталась попить воды, а затем отведать травы. Но Бернадетта, выкопав ямку «в состоянии оцепенения», сделала это, кажется, в нужный момент и в нужном месте, чтобы там появился источник. На следующий день на этом месте текла тоненькая струйка чистой воды. Слепой человек, Луи Бурриет, омыл глаза в этом источнике и прозрел. Умиравший ребёнок исцелился. Поведение толпы в корне изменилось, смех уступил место фанатичному приятию.

Следующая часть видений была отмечена просьбой покаяния. Бернадетта получила наказ «целовать землю за грешников». Девочка и все, кто там был, принялись целовать землю в знак покорности. Этот волнующий жест был даже истолкован некоторыми как социальная панацея. Ставен Брин свидетельствует:

«Они подавали пример моления и смирения, способного спасти Европу, если бы он был приложим к социальным проблемам того времени, которые, в конечном счёте, сводились к сумме проблем индивидуальных.»

Каким бы наивным и поверхностным ни казался этот взгляд на социальные проблемы, он иллюстрирует механизм, с помощью которого такие явления, как наблюдения НЛО или контакты с паранормальными созданиями, могут играть роль, выходящую за пределы их локального влияния. Для Франции конца XIX в., как и для Португалии 1917 г., явления таинственной Девы были во многих отношениях переломными моментами, социальными и политическими, оказавшими глубокое воздействие на коллективное сознание. То же самое относится и к недавним наблюдениям в Междугорье (Югославия).

Ещё один важный факт относится к состоянию транса, в которое погружалась Бернадетта. Врач, решивший продемонстрировать, что она всего лишь душевнобольная, проделал с ней интересный эксперимент. Этот человек, некий доктор Дузу, поднёс горящую свечу к руке Бернадетты и в течение 15 минут наблюдал за ней. Когда она закончила молитву, он видел, как экстаз сходит с её лица.

«Я попросил её показать мне левую руку. Тщательно осмотрел её и не нашёл ни малейшего следа ожога. Затем я попросил человека, державшего свечу, снова зажечь её и дать мне. Я несколько раз подставлял свечу под левую руку Бернадетты, но она живо отдёргивала её со словами: “Вы обжигаете меня!” Я констатирую этот факт так, как я его зафиксировал, не пытаясь объяснить.»

 

Сияющие существа

 

Эванс-Венц, который знал предания Тибета так же хорошо, как и Шотландии, был одним из крупнейших знатоков фольклора XX века. Всю свою жизнь пропутешествовав, он обосновался в Калифорнии и провёл последние годы около Сан-Диего, где подружился с местными индейцами и изучил их культуру и мифологию. Здесь ему удалось сделать и записать несколько интересных наблюдений. Среди них мы находим важные мысли о связи религии с паранормальными явлениями.

Самая интересная мысль, высказанная Эванс-Венцом, такова: античные боги продолжают играть свою роль под другими именами, по мере того как мифы, эволюционируя, переходят от одной цивилизации к другой. Не может ли быть так, спрашивает он, что каждый континент наделён своей собственной теллурической и психической силой, способствующей появлению неких созданий, которых люди впоследствии считают богами или богинями? Не могут ли параллели между учением мормонов и верованиями индейцев являться примерами такого процесса?

Франк Уотерс ещё до Эванс-Венца заметил, что белые колонисты в Америке сблизились с индейцами в духовном и эмоциональном плане. В книге Masked Gods («Боги в масках») он пишет:

«Здесь они встретились с огромным психическим созданием — духом местности, сердцем нового континента. Эта встреча совершенно сломила их. Но каждый не устоял по-своему.»

Согласно Эванс-Венцу, Бог и Христос виделись Джозефу Смиту, основателю церкви мормонов, как Сияющие существа (известные в других регионах мира как дэвы). Эти Сияющие существа являлись индейцам во время тайных ритуалов, совершаемых ими на возвышенных местах или на священных горах. Так, индейцы племени виннебагос рассказывают о юноше, который взошёл на гору, чтобы постичь мудрость. Он голодал в течение 12 дней, и его посетил дух, дал ему знания и научил чудотворным словам, приносящим здоровье, богатство и долгую жизнь. Юноша вернулся к своему народу с песней, выражавшей эту новую мудрость:

Я ушёл в одиночестве,

И мудрость пробудилась во мне.

Дух сказал:

Мечтай, о, мечтай ещё

И расскажи обо мне,

Мечтай же!

Подобные поиски мудрости повсеместно бытуют среди американских индейцев, хотя у некоторых племён (таких, как пуэбло и навахо) они являются прерогативой жрецов и посвящённых. Для Эванс-Венца существа, вступившие в контакт, стоят в одном ряду с кельтскими созданиями Тайного союза, и, как он считает, имеются доказательства их реальности. Существа охраняют тайные места, «которыми владеют, опекая будущее чудес». Эванс-Венц узнал об этом от ирландского поэта Уильяма Батлера Йитса. Одно такое тайное место есть во Франции, другое в графстве Уиклоу (Ирландия) и ещё одно в Кампанье (Италия), не считая Азии и Америки.

Можем ли мы использовать огромное количество фантастических событий, описанных очевидцами НЛО, чтобы заполучить от наших богов, как древних, так и теперешних, ответ и таким образом либо свести их до человеческого уровня, либо осознать их могущество? А может, мы заплутали в их лабиринте? Может быть, время и место наших расследований по-прежнему выбирается неправильно? А ангелы небесные радуются этому или смеются над нашей глупостью?

Бывший священник-иезуит, отец Сальваторе Фрейкседо, тщательнейшим образом рассмотрел этот аспект феномена в нескольких книгах, в частности в работе Defendiamonos de los Dioses («Защитимся от наших богов»), и убедительно показал, что система духовного контроля, включающая НЛО, может функционировать через религиозные мифы, которые поддерживают человечество в состоянии повиновения отжившим свой век легендам. Однажды, во время одной из наших бесед, он обмолвился, что феномен может исходить от созданий, манипулирующих реальностью и нашей судьбой в своих личных целях. Используя нашу наивность и отсутствие критического осмысления «чудес», эти существа, по его мнению, играют нашими эмоциями, чтобы их почитали как богов.

 

Мормонская эпопея

 

«Я увидел, как в комнате появился свет. Он становился всё ярче, пока не стало светло, будто в полдень. Вдруг около моей кровати возник кто-то, висящий в воздухе, поскольку его ноги не касались пола. Он назвал меня по имени и сказал, что является посланником окружения Бога и имя его Морони; что Бог поручает мне работу; что моё имя будет известно в добре и во зле, среди всех племён и народов, на всех языках.»

Так начинаются откровения Book of Mormon («Книга Мормона») — с описания встречи, происшедшей ночью 21 сентября 1823 г. между Джозефом Смитом и ангелом. Сама книга, как сказал ангел, сохранилась на золотых досках, погребённых в определённом месте, и может быть переведена с помощью двух камней, зарытых в том же месте в серебряном ящике.

«После этих слов я увидел, как свет, наполнявший комнату, начал собираться вокруг говорившего со мной, пока опять не стало темно, кроме пространства вокруг него. Тогда я увидел дорогу, уходящую прямо в небеса, и он пошёл по ней и вскоре совсем исчез.»

В 1842 г. Джозеф Смит по просьбе полковника Уэнтворта из газеты Chicago Democrat написал очерк по истории церкви мормонов, содержавший дополнительные детали, касавшиеся видения:

«Свет, подобный дневному, но кристально чистый и восхитительный по своему виду и свечению, залил вдруг комнату; такое впечатление, будто дом наполнился охватившим его огнём. От этой картины я пришёл в шоковое состояние. В одно мгновение передо мной предстала фигура, окружённая ещё большим сиянием, чем то, которое уже наполняло пространство... Мне было указано место, где положены доски с начертанным на них кратким изложением записей древних народов, обитавших на этом континенте. В ту ночь ангел трижды являлся ко мне и трижды поведал об этом.»

Важно отметить, что это видение было у Джозефа не первым. Действительно, «ему было запрещено вступать в любые религиозные секты», поскольку, по его утверждению, ещё в 14 лет, когда он пребывал однажды в одиночестве в диком местечке, ему было дано мистическое откровение.

Ангел Морони посетил его после того, как Джозеф молил о явлении ему видения. «Я был абсолютно уверен, что получу божественное благословение, аналогичное тому, какое у меня было раньше». Ночью 21 сентября 1823 г. (в день осеннего равноденствия) ангел трижды являлся ему и в точности повторял одни и те же слова. После третьего видения Джозеф, услышав крик петуха и поняв, что наступает рассвет, очень удивился: «Наши встречи, должно быть, заняли всю ночь».

Джозеф Смит встал и принялся за обычную работу, но вскоре почувствовал, что крайне изнурён (как и дети из Фатимы) и не может ничего делать. Его отец решил, что он заболел, и отправил его домой. Перелезая по дороге через ограду, Джозеф упал и остался лежать на земле без сознания. К нему вновь явился ангел и повелел всё рассказать отцу и раскрыть все указания. Отец посоветовал Джозефу сделать всё, что ему было велено, и добавил: «Всё это от Бога».

После этого юноша отправился в то место, где были зарыты доски. По его утверждению, он нашёл их в каменном ящике, который без труда открыл, но вытащить их оттуда не смог. Ангел снова появился и повелел вернуться на это место ровно через год и поступать так впредь все последующие годы; через четыре года ему будет позволено взять эти доски.

Продолжение истории хорошо известно. Благодаря помощи богатого фермера Мартина Харриса Смит смог перевести письмена на золотых досках, пользуясь специальными камнями, найденными в ящике. Когда Харрис принёс доски и начало перевода профессору Чарлзу Энтони из Нью-Йорка, тот заявил, что перевод правильный, «более правильный, чем переводы с египетского, которые ему приходилось видеть до сих пор». Осмотрев ещё не переведённые доски, он сказал, что тексты на них египетские, халдейские, ассирийские и арабские, и письменно это удостоверил, но, узнав об ангеле, указавшем автору путь к открытию, поспешил разорвать бумагу.

11 человек засвидетельствовали, что видели доски, выкопанные Джозефом Смитом. В июне 1829 г. в ответ на полученное им откровение мормонский пророк отправился в лес вместе с Мартином Харрисом, Дэвидом Уитмером и Оливером Каудери. «Упав на колени в усердной молитве», он надеялся получить видение досок. Но ничего не происходило, и Мартин Харрис удалился, полагая, что его присутствие мешает произойти чуду. Оставшиеся возобновили молитвы, и через несколько минут появился ангел, держа в руках золотые доски: «Он переворачивал пластины одну за другой, и мы могли их видеть и чётко различать начертанное на них».

Книга Мормона была опубликована в 1830 г. Этот странный документ во многом похож на Библию Оаспе (Oahspe bible) или на Книгу Урантии — два исторических повествования, также «навеянных» божественным разумом. Библия Оаспе — это рассказ о происхождении и древней истории человечества, в котором много раз упоминаются краснокожие. Примерно в 1881 г. она явилась путём откровения Джону Боллоу Ньюбрафу и была продиктована ему Сияющими существами, по его определению — ангелами.

Нет никакого смысла пускаться в дебаты относительно степени правдивости заявлений Джозефа Смита. В данном случае мы ищем указания другого порядка и можем подразумевать под «чудом» любое явление — реальное, воображаемое и даже подстроенное, порождающее паранормальные эффекты, поддающиеся проверке. Превращение простого деревенского парня с фермы штата Нью-Йорк в гениального вожака толпы — факт необычный, и он заслуживает исследования, даже если подвергать его сомнению. Но изучение этого факта показывает, что поворотным пунктом в жизни пророка стало видение странного света и контакт с существом, окружённым свечением. Этот рассказ, как я полагаю, должен быть сохранён в ряду тех, которые мы уже отыскали в других верованиях и на других континентах. Эванс-Венца в своё время заинтриговало самое первое видение Джозефа Смита — не ангела Морони, а двух существ, имён которых он не имел чести узнать. В книге The Pearl of Great Price («Образец воздаяния») мы читаем, что это событие произошло, когда Смиту было 14 лет и он молился в лесу:

«Прямо над головой я увидел столп света. Он был ярче солнца и постепенно спускался ко мне... Когда свет достиг меня, я увидел два создания, сияние и блеск которых не поддаются описанию. Они парили надо мной в воздухе. Один из них говорил со мной...»

Являясь переводчиком тибетской Книги Мёртвых, Эванс-Венц лучше, чем кто-либо другой, смог обнаружить сходство между ролью Смита, написавшего Книгу Мормона, и ролью Тертонов, «отправителей» тайных письмён Тибета. Книга Мормона претендует на роль «священной истории древней Америки». Индейцы, как отмечается в ней, — это потомки одного еврейского племени, обосновавшегося в Америке за шесть столетий до Христа, хотя такое заявление вряд ли можно рассматривать серьёзно в свете достижений современной антропологии. Здесь мы вновь встречаемся со смесью достоверного и абсурдного, фактов и иллюзий. Может быть, подобные послания сознательно направлены на изоляцию верующих от остального общества?

В статье, опубликованной в апреле 1974 г. в журнале Occult, Джером Кларк и Лорен Коулмэн отмечают, что в истории мормонов много раз упоминаются три таинственных существа, называющих себя американскими апостолами Христа, призванными оставаться на Земле до второго пришествия. Со времён Джозефа Смита этих трёх «неофитов» видели несколько раз, и между ними и тремя «людьми в чёрном» из уфологического фольклора прослеживается интересное сходство. Неофитов видели то по отдельности, то группой, совершающими чудеса и исцеления. В одной из историй, упомянутых Кларком и Коулмэном, рассказывается, как г-жа Сквайре из штата Юта, ожидая возвращения своего мужа, пошла за водой. И хотя минутой раньше она возле дома никого не видела, перед ней вдруг возник мужчина с седыми волосами и длинной белоснежной бородой. Он попросил у неё поесть и заметил, что «она нездорова». Г-жа Сквайре ответила, что у неё действительно болит плечо, и незнакомец сказал: «Благослови вас Господь, сестра моя. Отныне вы не будете ни в чём нуждаться и всегда будете щедро одарены». Он перешагнул через порог, хозяйка вышла сразу за ним, но незнакомца уже и след простыл, и она не смогла увидеть, куда он делся. Это произошло летом 1874 г. Вскоре заботы о деньгах и о здоровье исчезли, и, как утверждают, эта женщина прожила до 89 лет.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!