Глава 4. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: КОСМИЧЕСКАЯ ПРИМАНКА



Случай с Джерри Ирвином

 

В своей книге о кельтском фольклоре Уолтер Эванс-Венц сообщает: человек, вернувшийся из волшебной страны, обычно не помнит, ни что он там видел, ни что он там делал. Это справедливо и для многих современных сообщений об НЛО. Проснувшись 2 марта 1959 г. в госпитале Сидар-Сити, рядовой 1-го класса Джерри Ирвин действительно ничего не помнил. 23 часа он находился без сознания, временами бессвязно бормоча что-то о «кителе на кустах». Когда же он пришёл в себя, то первым делом спросил: «Кто-нибудь остался в живых?»

История рядового Ирвина покрыта тайной, и почти ничего не было сделано для её прояснения. Единственный раз о ней упомянуто в литературе по НЛО директором APRO Джеймсом Лоренценом, и, насколько мне известно, она так и не стала предметом дальнейшего расследования. А ведь такое расследование могло бы пролить свет на социальную сторону сообщений об НЛО. Возможно, как полагает Лоренцен, проводилось военное расследование, но оно держалось в секрете. Если это верно, то секретность, используемая властями для сохранения общественного спокойствия, — не лучший способ решения проблемы. Точно установленные факты, относящиеся к происшествию с Ирвином и служащие нам как бы введением в обсуждение проблемы «контакта», ясно показывают, насколько необходимо сегодня открытое официальное исследование всех аспектов феномена.

В конце дня 28 февраля 1959 г. техник по обслуживанию реактивных снарядов Джерри Ирвин возвращался на машине из Нампы (шт.Айдахо) в свою казарму в Форт-Блиссе (Эль-Пасо, шт.Техас). Он доехал до Сидар-Сити (шт.Юта) и повернул на юго-восток на шоссе № 14. Проехав после поворота около 10 км, он увидел необычное явление. Всё вокруг осветилось, и какой-то пылающий объект прорезал небо справа налево. Ирвин остановил машину, вышел и проследил за удалявшимся на восток объектом, пока тот не скрылся за горой.

Свидетель решил, что это объятый пламенем воздушный лайнер, идущий на вынужденную посадку. В таких случаях нельзя терять ни минуты. Поэтому он, отказавшись от мысли ехать дальше, черкнул на клочке бумаги: «Ушёл на поиски, по-видимому, разбившегося самолёта. Прошу оповестить полицию», положил записку на руль, затем для уверенности, что записка будет найдена, вывел обувным кремом на крыле своей машины «СТОП» и ушёл.

Примерно через полчаса мимо проезжал инспектор по надзору за охотой и рыбной ловлей. Он передал записку шерифу Сидар-Сити Отто Пфифу; тот собрал группу добровольцев, и они отправились на означенное место. Спустя полтора часа после того, как Джерри Ирвин увидел странный «объект», его нашли без сознания и доставили в больницу. Никаких следов разбившегося самолёта обнаружить не удалось.

В госпитале доктор Бродбент установил, что температура и дыхание Ирвина в норме. Казалось, он просто спит, но разбудить его не удавалось. Доктор Бродбент поставил диагноз: истерия. Когда Ирвин наконец проснулся, он чувствовал себя хорошо, но всё ещё был озадачен увиденным объектом. Кроме того, он удивился пропаже своего кителя. Однако, когда поисковая группа нашла Ирвина, никакого кителя на нём не было. Пострадавшего отправили самолётом в Форт-Блисс и поместили для четырёхдневных обследований в военный госпиталь Уильям Бомонт, после чего он вернулся на службу. Однако его допуск к секретным работам был аннулирован.

Спустя несколько дней Ирвин, идя по лагерю, неожиданно упал в обморок, но быстро пришёл в себя. Ещё через несколько дней, в воскресенье 15 марта, он снова потерял сознание на улице Эль-Пасо и был доставлен в центральный юго-западный госпиталь. Его состояние ничем не отличалось от зафиксированного в Сидар-Сити. Он очнулся в 2 часа ночи уже в понедельник и задал тот же самый вопрос: «Кто-нибудь остался в живых?» Ему объяснили, что сегодня 16 марта, а не 28 февраля, и вновь отправили в госпиталь Уильям Бомонт под наблюдение психиатров. Здесь он пробыл более месяца. Результаты обследований, как сообщает Лоренцен, ссылаясь на капитана Валентайна, зафиксировали нормальное состояние, и 17 апреля Ирвин благополучно выписался.

На следующий день, следуя необъяснимому желанию, он без разрешения покинул лагерь, сел в Эль-Пасо на автобус и в воскресенье 19 апреля во второй половине дня оказался в Сидар-Сити. Дойдя до места, откуда он видел тот самый объект, Ирвин свернул с дороги и двинулся по холмам прямо к кусту, где всё ещё лежал его китель. В петлице торчал карандаш, плотно обёрнутый бумагой. Он размотал бумагу и сжёг её. Именно в этот момент он, по-видимому, вышел из транса и отправился искать дорогу, не понимая, зачем он сюда попал. Вернувшись в город, Ирвин встретился с шерифом Отто Пфифом, и тот подробно рассказал ему о происшествии более чем полуторамесячной давности.

Супруги Лоренцен встретились с Ирвином уже после того, как он вернулся в Форт-Блисс и подвергся новому обследованию, столь же бесполезному, как и предыдущее. Его случай привлёк внимание главного инспектора, санкционировавшего новое освидетельствование, и 10 июля Ирвин вновь попал в госпиталь. 1 августа он не явился на перекличку. Через месяц Ирвина внесли в список дезертиров, и с тех пор его никто не видел.

 

Возвращение в Нью-Хэмпшир

 

Случай с Ирвином заставляет вспомнить ещё одно происшествие, ставшее образцом современного американского фольклора и ареной непрерывных раздоров между сторонниками и противниками НЛО: сообщение Бетти и Барни Хилл и последующее их обследование под гипнозом, проведённое д-ром Бенджамином Саймоном, о котором обстоятельно рассказал в своей превосходной книге The Interrupted Journey («Прерванное путешествие») Джон Фуллер. Чтобы не потерять нить последующего обсуждения, центрального для этой главы, читателю придётся запомнить основные особенности случаев с Ирвином и супругами Хилл.

Рапорт № 100-1-61, архив 100-й эскадрильи бомбардировщиков, командование стратегической авиации, база ВВС Пиз (шт.Нью-Хэмпшир); подготовлен майором Полом У. Хендерсоном. Это единственный официальный документ, имеющий отношение к данному случаю, и он содержит одну деталь, о которой не знали ни д-р Саймон, ни Джон Фуллер: объект, увиденный супругами Хилл, был зафиксирован военным радаром.

«22 сентября 1961 г. во время случайной беседы майора Гардинера Б. Рейнольдса с капитаном Робертом О. Дохедеем с базы ВВС Пиз выяснилось, что 20 сентября ночью в 2.14 по местному времени произошёл странный инцидент, но в тот момент ему не придали никакого значения.»

Вот вкратце обстоятельства наблюдения:

«В ночь с 19 на 20 сентября между полуночью и часом супруги Хилл ехали на юг по шоссе № 3 близ Линкольна (шт.Нью-Хэмпшир), когда через ветровое стекло автомобиля увидели в небе странный объект. Он привлёк их внимание своей формой и яркостью, сравнимой с блеском звёзд. В это время стояла безоблачная погода.»

В том же служебном рапорте, подготовленном руководством базы ВВС Пиз, событие описано со слов Бетти Хилл:

«Очевидцы ехали на машине в южном направлении по шоссе № 3 южнее Линкольна (шт.Нью-Хэмпшир), когда заметили ярко светящийся объект впереди по ходу их движения под углом примерно 45 градусов к горизонту. Он показался им странным из-за своей формы и яркости, сравнимой с блеском звёзд. Погода была ясная. В течение нескольких минут они наблюдали объект из машины, затем остановились и продолжили наблюдение, время от времени пользуясь биноклями.

По словам свидетелей, объект очень быстро перемещался к северу. Затем он внезапно изменил направление полёта и взял курс на юг. Вскоре после этого он остановился и замер в воздухе, не издавая никаких звуков. В этот момент оба очевидца смотрели в бинокли. Пока объект оставался неподвижным, из него начало появляться что-то, похожее, по словам очевидцев, на крылышки, которые, выстроившись, образовали V-образную фигуру. На концах «крылышек» имелись красные огни... Объект начал снижаться, пока не оказался всего “в сотне метров” над машиной. Тогда свидетели решили побыстрее убраться подальше.

После того как объект оказался над ними, послышалась серия коротких и громких вибрирующих звуков (“гудений”), будто уронили камертон. Это гудение, добавили они, ощущалось в машине. Больше они объект не видели. Супруги продолжили путь, но когда достигли окрестностей Ашленда (шт.Нью-Хэмпшир), находящегося примерно в 45 км от Линкольна, то снова услышали “гудение” объекта, но и на сей раз его не увидели. Г-жа Хилл сообщила, что объект двигался очень странно: быстро менял направление полёта, многократно перемещаясь то вверх, то вниз. Этот полёт был охарактеризован как прерывистый и неровный.»

Процитированный рапорт примечателен теми сведениями, которые в нём отсутствуют. Подобная ситуация, по-видимому, вообще типична для большинства рапортов ВВС США (подавляющая их часть имеет прямое отношение к НЛО), когда, то ли из-за нерешительности свидетеля, то ли из-за недостаточности последующих мероприятий, наиболее важная информация оказывается упущенной. В представленном случае очевидцы забыли проинформировать ВВС о существах, которых они могли видеть в бинокли на борту летательного аппарата. В то же время надлежащим образом проведённое расследование могло бы выявить одно обстоятельство, которое сами свидетели осознали не сразу: они не могли объяснить, что происходило между двумя периодами «гудений». То есть они не могли вспомнить, как проехали полсотни километров между Индиан-Хедом и Ашлендом, о чём лишь вскользь упоминается в рапорте ВВС.

Вскоре обоих свидетелей стали мучить ночные кошмары. Страшные сны побудили их обратиться к психиатру, и тот применил гипноз для поиска источника сложившейся ситуации. Таким образом удалось установить, что причина кошмаров восходит к тем самым двум часам, о которых супруги ничего не могли вспомнить. Под гипнозом, проведённым раздельно, Бетти и Барни Хилл заявили, что их забрали на борт НЛО какие-то странные существа.

Я прослушал часть магнитофонной записи, касавшейся «похищения» Бетти и Барни Хилл, а также провёл два дня в Нью-Хэмпшире вместе со свидетелями — д-ром Саймоном и Джоном Фуллером. Этот случай представляет собой не какое-то частное событие, а является неотъемлемой частью глобального феномена.

Прежде всего, интересно отметить следующее. По мере того как в ходе сеансов гипноза в памяти супругов Хилл всплывали новые подробности, эта история приобретала всё больше и больше черт, сближающих её с другими случаями посадок НЛО, о которых супруги ничего не могли слышать. Вот одна такая деталь, по воспоминаниям Бетти Хилл: как только машина остановилась, навстречу двинулась группа «людей», они открыли дверцу и направили на Бетти какую-то острую штуковину. Когда я спросил, с чем можно сравнить этот маленький предмет, она сказала: «Наверное, с карандашом».

Нет необходимости повторять рассказ супругов Хилл о том, каким образом они были похищены или как выглядел объект изнутри. Всё это уже неоднократно описано в обширной литературе. Достаточно лишь отметить, что сказанное Бетти и Барни под гипнозом в целом хорошо согласуется между собой. Кроме того, полезно остановиться на подробном описании существ, данном свидетелями. Вот слова Бетти:

«Большинство из этих людей были не выше меня... И ни один из них не превышал ростом Барни, поэтому я оценила бы их рост от полутора метров до метра шестидесяти. Грудь у них шире нашей; носы больше (длиннее) среднего, хотя я встречала людей с такими носами, например Джимми Дьюранта. Цвет лица серый, причём такой, когда серую краску подмешивают к чёрной; губы голубоватого оттенка. Волосы и глаза очень тёмные, возможно, даже чёрные...

В некотором смысле они напоминали монголоидов... своими круглыми лицами, широкими лбами и грубоватостью черт. Кожа казалась голубовато-серой, но, возможно, была всё же светлее. Глаза со зрачками постоянно двигались. У меня создалось впечатление, что больше всего эти глаза похожи на кошачьи.»

Со своей стороны, Барни сказал следующее:

«Головы этих людей имели скорее неправильную форму: большой череп, сужающийся к подбородку. Глаза очень широко расставлены, и, казалось, их поле зрения значительно превышает наше. Меня это поразило... Рот напоминал горизонтальную линию с короткими перпендикулярными штрихами на концах. Эта линия как бы представляла собой губы, но без присущей нам мышечной ткани. И, когда эти существа издавали какие-то мычащие звуки, рот едва приоткрывался. Кожа, как мне запомнилось после беглого взгляда, была сероватой, почти металлической на вид. Я не заметил никаких признаков волос или головного убора. Я также не заметил носа; вместо него виднелась пара, по-видимому, ноздревых отверстий.»

В этих двух описаниях есть несколько очевидных противоречий. Так, Бетти говорит об очень чёрных волосах, а Барни никаких волос не заметил. Описание этих людей, данное Барни, не вызывает у меня никаких ассоциаций с образом симпатичного американского актёра Джимми Дьюранта! С другой стороны, эти создания удивительно напоминают пилотов НЛО из многочисленных рассказов, известных в то время только очень узкой группе специалистов.

Хотя имеются расхождения относительно носа и губ, сказанное Бетти о форме головы и цвете кожи совпадает с описанием Барни. В этом отношении весьма существенно ещё одно замечание Бетти: «У меня создалось впечатление, что командир и тот, кто меня исследовал, отличались от остальных членов экипажа, но, поскольку мне не хотелось на них смотреть, трудно сказать что-то определённое по этому поводу».

В разбираемом случае есть ещё две знаменательные детали. Одна из них — способ общения странных существ. Между собой они говорили на каком-то языке, совершенно непонятном для свидетелей. Когда же они обращались к Хиллам, то свои мысли выражали по-английски. Бетти показалось, что они говорили по-английски «с акцентом», а у Барни сложилось впечатление, будто слова существовали отдельно от незнакомца:

«Голоса я фактически не слышал. Но в голове у меня возникало понимание того, о чём он говорил. Это выглядело не так, как если бы он, сидя в противоположном углу комнаты, разговаривал взглядом, обращённым к моим немигающим глазам, а, скорее, как будто слова сами рождались во мне, а он не принимал в этом никакого участия.»

Это крайне важное заявление — превосходное описание механизма общения — может служить ключом к разгадке всего происшествия, и оно, конечно, относит данный случай к области теории видений, как её называл, скажем, пионер парапсихологии Дж.Тирелл в своих знаменитых лекциях, прочитанных в Британском обществе исследований психики. В рамках этой теории кажущаяся абсурдность событий, из которых состоит происшествие, может быть объяснена включением в мозгу очевидцев некоей системы восприятия высокого уровня. Такое объяснение вовсе не требует привлечения каких-либо обычных физических процессов и заставляет вспомнить некоторые нейрофизиологические эксперименты и сообщения вполне надёжных свидетелей о наблюдении «призраков». Однако если возможность объяснения призраков как явления, исключительно связанного с нервной системой человека, в принципе допустима, то для НЛО такое толкование непригодно. Поэтому крайне необходимо продолжить изучение видений прошлого, особенно в сравнении с такими сообщениями, как рассказ супругов Хилл.

Весьма примечателен также и «опыт», проведённый странными существами над Бетти Хилл. Пока Бетти находилась в летательном аппарате, она подверглась какому-то подобию медицинского обследования. Под гипнозом Бетти рассказала, что в пупок ей ввели длинную иглу, причинившую боль, которая сразу прошла, когда командир помахал у неё перед лицом руками. Во французском «Пастушечьем календаре» XIX в. изображены пытки, которым подвергали людей черти: они пронзали животы своих жертв длинными иглами. Очевидно, что во всех таких историях присутствует некая психологическая константа. И возникает проблема установления разумной связи между этим психологическим аспектом и чисто физическими характеристиками, регистрируемыми во время наблюдения, такими, например, как след на экране военного радара, оставленный НЛО, который видели супруги Хилл.

Сложность указанной проблемы можно было бы, пожалуй, проиллюстрировать с помощью случая, не столь хорошо известного, как происшествие с Бетти и Барни Хилл, но не менее драматичного. Этот случай никогда не был описан на страницах англоязычной литературы по НЛО и потому не мог оказать никакого влияния на знания американцев в этой области. Даже во Франции он почти не известен. Это случилось 20 мая 1950 г. около 16 часов в центральном районе Франции, неподалёку от реки Луары. Официальное расследование местной полиции подтвердило наличие материальных следов, упомянутых в сообщении, сделанном одной француженкой.

«В хорошем расположении духа, напевая популярный мотив, я спешила домой готовить обед. Кругом было спокойно и тихо, ни малейшего дуновения ветерка; вокруг не было ни души. Вдруг я оказалась окутанной ярким, ослепляющим светом, и передо мной возникли две огромные чёрные руки. На каждой было по пять чёрных пальцев с желтоватым медным отливом. Грубые пальцы слегка дрожали. Эти руки тянулись ко мне не сзади, а откуда-то сверху, как будто были подвешены над моей головой, дожидаясь подходящего момента, чтобы схватить меня. Чёрные руки не сразу дотронулись до моей головы. Я сделала два или три шага, до того как они ко мне прикоснулись. У рук были видны только кисти — остальное отсутствовало! Они дотронулись до моего лица и сильно сдавили голову, как это делает хищная птица со своей несчастной, беспомощной жертвой. Затем прижали мою голову к какой-то груди, твёрдой, как железо. По волосам и шее побежал холод, но с одеждой никакого контакта не было. Как огромные тиски, кисти постепенно сжимали мою голову. Прикосновение этих ледяных рук навело меня на мысль, что они не из плоти. Огромные пальцы закрывали мне глаза — и я ничего не могла видеть, нос — и я не могла дышать, а заодно и рот — чтобы не дать мне закричать.»

Не имея возможности защищаться, женщина сдалась на милость незнакомца:

«Когда меня окружил этот мощный, ослепляющий свет, мне показалось, что я парализована, а когда до меня дотронулись руки, возникло отчётливое ощущение сильнейшего электрического удара, как будто меня поразила молния. Моё беспомощное, без признаков жизни тело казалось совершенно сломленным.»

По словам жертвы, она слышала смех незнакомца, в спину её что-то больно ударило, похоже, какой-то металлический предмет. Затем её потащили назад через кусты.

«Похититель тащил меня через кусты, пока мы не достигли небольшого пастбища, и здесь неожиданно остановился. Зачем? Его руки постепенно соскользнули с моего лица вниз, и я попыталась позвать на помощь, но так как голос у меня пропал, то получился едва слышный тоненький писк. Через некоторое время, сидя в кустах, я вроде бы пришла в себя. Но дышать было очень больно. Сумку с деньгами я всё ещё держала в руке. Наконец, несмотря на слабость, я сумела встать и тогда услышала слева в кустах какой-то шум. Я решила, что смогу взглянуть на своих мучителей и распознать их лица, но ничего не увидела! Только качались ветки; я слышала, как они хлестали по воздуху, и видела, как приминалась трава, словно под ногами какого-то невидимого существа. Это привело меня в ужас. Я потихоньку выбралась на тропу и с трудом продолжила свой путь. Мои ноги, разодранные о кусты, кровоточили; мной владело странное, не поддающееся чёткому определению чувство нервной истощённости, словно через меня пропустили сильный электрический ток. Горький металлический привкус во рту вызывал слабость: мышцы совершенно не слушались меня. К ногам будто были подвешены гири, а спину раздирал болезненный жар, словно под действием пламени или обжигающего луча. В какой-то момент мне показалось, что меня трут невидимой щёткой. Так я шла минут пять или шесть. В конце тропы был поворот, а оттуда я смогла увидеть дома. Тогда боль постепенно стала утихать.»

Вот ещё одно замечательное наблюдение:

«Всё это продолжалось минут пятнадцать-двадцать; мне казалось, что я попала в какой-то нереальный мир. Вдруг что-то зашумело, как бывает при сильном ветре во время грозы, при внезапном порыве горячего воздуха или при урагане. Я увидела гнущиеся, как при неожиданно налетевшей буре, деревья, и меня чуть ли не прижало к земле. Почти одновременно появился яркий, ослепляющий белый свет. Мне почудилось, будто что-то с невероятной скоростью рассекло воздух, но я ничего не увидела. Вскоре всё опять стихло. Я неважно себя почувствовала, меня стало тошнить.

Добравшись до дома начальника шлюза, я открыла дверь. Хозяева вышли мне навстречу и спросили, что случилось, так как они из дома тоже видели какой-то свет. Жене начальника очень хотелось узнать, что же всё-таки произошло. Когда я наконец пришла в себя и смогла говорить, хозяева обратили моё внимание на ярко-красные следы от пальцев, оставшиеся у меня на лице. Перекисью водорода мне промыли царапины на ногах и смазали какой-то мазью, а затем холодной водой вымыли лицо. Руки мои были в ужасном состоянии.

Спустя довольно долгое время я, не рассказывая никому о случившемся, продолжила свой путь в город за покупками, а домой, еле волоча ноги, вернулась другой дорогой.»

Накануне вечером свидетельница наблюдала «какую-то падающую звезду», которая внезапно остановилась, затем как будто поднялась и снова на время застыла среди других звёзд. Потом она увеличилась в размере и стала двигаться туда-сюда, то пропадая, то вновь вспыхивая. Внезапно «звезда» устремилась по изогнутой траектории к горизонту и скрылась за ним с большой скоростью. Больше свидетельница никогда об этом не вспоминала. Официальное расследование закончилось ничем. Этот случай так до сих пор и остался необъяснимой попыткой похищения.

Что можно сказать о подобного рода сообщениях? Они не более и не менее правдоподобны, чем другие описания наблюдений НЛО; они обнаруживают сходство с наиболее драматичными историями прежних времён, породившими волшебные сказки; они также имеют много общего с появлением в 1897 г. воздушного корабля.

В моём архиве имеется ещё несколько надёжно подтверждаемых случаев, когда существа — а иногда и сами НЛО — оказывались невидимыми.

 

Унесённые ветром

 

Сейчас мы познакомимся с несколькими историями о похищениях или попытках похищений, приписываемых обитателям летающих тарелок. Эти происшествия являются составной частью проблемы НЛО в целом и не могут быть объяснены по отдельности. Исторические примеры, собранные Эванс-Венцом, свидетельствуют о том же.

«Этот тип веры, согласно которому эльфы могут похищать людей, был очень распространён и до сих пор существует во многих районах западной Ирландии.

Здесь (в Нох-Маге) постоянно видели “добряков”, большими группами играющих в травяной хоккей или футбол. И среди них часто встречались похищенные ими молодые мужчины, женщины и дети.»

Людей не просто похищали, но — как и в некоторых историях с летающими тарелками — захватывали и снова возвращали. Вот что рассказал Эванс-Венцу человек по имени Джон Кэмпбелл:

«Человек, которого я видел, Родерик Макнейл, был похищен, а затем доставлен обратно, но оказался в пяти километрах от того места, откуда его забрали. Они приходят около полуночи.»

Священник Кирк приводит несколько похожих историй о необыкновенных похищениях, но самая фантастическая из них связана с ним самим: полагают, будто добрый священник сам был похищен странными существами.

«Г-жа Дж. Макгрегор, хранительница ключей от старого церковного кладбища, где находится могила Кирка (хотя говорят, будто его там нет, а гроб заполнен камнями), сказала мне, что Кирка увели в волшебный холм, и показала его — он располагался как раз перед нами, за небольшой долиной. Холм полон пещер, в которых живут “добряки”. Она ещё добавила, что после того, как его похитили, Кирк являлся к одному из своих родственников.»

Эванс-Венц, пересказавший эту любопытную историю, позже провёл расследование обстоятельств смерти Кирка. Он повстречался с преемником Кирка, священником Тейлором, в Аберфойле, и тот внёс ясность:

«Когда он исчез, люди говорили, что его похитили, поскольку эльфы были недовольны им за слишком широкое предание огласке их секретов. Во всяком случае, когда Кирк находился в волшебном холме, у него, видимо, случился инсульт, и он умер. Я попытался навести справки в церковном архиве, но не нашёл никаких записей о подлинных обстоятельствах смерти Кирка, однако у меня, естественно, нет ни малейшего сомнения в том, что его тело покоится в могиле.»

Кирк верил в способность «добряков» похищать мужчин и женщин, и это поверье, получив широкое распространение, дошло до нас самыми различными путями. Такой факт даёт нам возможность детально рассмотреть четыре аспекта поведения эльфов, имеющих непосредственное отношение к нашей теме:

1) обстоятельства и цель похищений;

2) случаи возвращения из Магонии и формы благодарности эльфов, когда похищенные люди во время своего пребывания в волшебной стране оказывали им какие-то ценные услуги;

3) вера в способность эльфов время от времени похищать людей;

4) релятивистские, как я их называю, особенности путешествия в Магонию.

Хартленд сообщает, что в одной шведской книге, увидевшей свет в 1775 г., было опубликовано официальное заявление мужа повивальной бабки, сделанное им под присягой 12 апреля 1671 г., согласно которому его супруга была уведена в волшебную страну принимать роды у жены тролля.

«Это заявление даёт нам основание верить, что в 1660 г. действительно произошло описанное событие. Питер Рам утверждает, будто однажды вечером, когда он и его жена были дома, к ним пришёл маленький смуглый человечек, одетый во всё серое. Он стал просить жену заявителя пойти и помочь его супруге, у которой начались предродовые схватки. Заявитель, видя, что они имеют дело с троллем, стал молиться за свою жену, благословил её и именем Бога повелел пойти с незнакомцем. И её как будто унесло ветром.»

Домой женщина вернулась «тем же путём», но, находясь в обществе троллей, она отказывалась от любой предлагавшейся ей пищи.

По другой версии, муж повивальной бабки сопровождал её, а дорогу в лесу указывал «земляной человечек» — гном, обратившийся к ним за помощью. Сначала они вошли в дверь из мха, потом из дерева и, наконец, из блестящего металла. Лестница, уходившая под землю, привела их в великолепную спальню, где отдыхала жена «земляного человечка». Согласно рассказу Кирка о другом происшествии, участников которого он знал лично, похищенная женщина оказалась в доме маленьких человечков, ярко освещённом, но при этом не было видно ни лампы, ни огня.

Священник Кирк рассказал также, что позднее он «в сопровождении другого духовного лица» посетил одну 40-летнюю женщину и спросил у неё, что она знает об эльфах. По слухам, эта женщина уже в течение многих дет почти ничего не ела и частенько допоздна задерживалась в поле, наблюдая, как пасутся овцы; здесь-то она и повстречала незнакомцев и поговорила с ними. Однажды вечером она заснула на холме, но утром перед рассветом проснулась в совершенно другом месте. По словам Кирка, это была печальная молчаливая женщина.

В некоторых историях Магония предстаёт далекой страной, невидимым островом, добраться до которого можно, лишь отправившись в длительное путешествие. В других, как, например, в приведённом выше индейском предании, Магония — небесная страна. В этом случае обнаруживается прямое сходство со столь популярной сегодня верой во внеземное происхождение НЛО. Согласно другой, не менее распространённой теории, Магония — нечто вроде вселенной, сосуществующей параллельно с нашей. Она становится видимой и осязаемой только для избранных людей, и места расположения ведущих в неё «врат» известны лишь эльфам и немногим посвящённым.

Хартленд приводит следующий рассказ, иллюстрирующий это последнее представление:

«Однажды в Ницдейле фея наградила молодую мать за то, что та вскормила грудью её дитя, и взяла её с собой в волшебную страну. В зелёном склоне холма открылась дверь, обнаружив проход, и туда ступили молодая женщина и её спутница. Там фея смочила левое веко кормилицы тремя каплями драгоценной росы, и они очутились в прекрасной стране с извилистыми речушками и колосящимися спелыми хлебами, где деревья сгибались под тяжестью сладких, как мёд, плодов. Здесь кормилице преподнесли волшебные дары, а когда капля нежной росы коснулась её правого глаза, она приобрела способность созерцать и другие чудеса. На обратном пути фея провела рукой перед глазами женщины и вернула им естественную способность видеть.»

Эта история подводит нас ко второму пункту — к благодарности эльфов за услуги со стороны людей и к форме, которую эта благодарность принимает. Сама по себе благодарность подтверждается многими скандинавскими и североевропейскими историями о подарках эльфов, к примеру вот такой:

«Немке-повитухе, которую позвал к себе водяной (или русалка) помочь роженице, эта последняя сказала: “Я, как и вы, христианка; меня похитил водяной и сделал одной из себе подобных. Когда мой муж придёт сюда и предложит вам деньги, не берите у него больше, чем вы обычно просите, иначе он свернёт вам шею. Берегитесь!”»

В другой истории у повивальной бабки спросили, сколько она желает получить. Она сказала, что не хочет больше, чем берёт с других людей. Эльф ответил на это: «Тебе повезло. Если бы ты запросила больше, для тебя бы это плохо кончилось!» И её фартук доверху наполнили золотом.

В померанской истории повивальная бабка на аналогичный вопрос ответила точно так же, и карлик, сказав: «В таком случае подставляй фартук!», наполнил его мусором, валявшимся в углу комнаты. Потом он взял фонарь и учтиво проводил её домой. Но, когда женщина вытряхнула фартук, на пол посыпалось чистое золото.

Подарки эльфов обычно обладают волшебными свойствами, и это может быть проиллюстрировано сказками чуть ли не любого края света. В частности, такими сюжетами изобилует китайский фольклор. В одной истории карлик наполнил фартук женщины содержимым, которое та не должна была видеть, пока не придёт домой. Но как только карлик исчез, она, естественно, одним глазком подсмотрела и обнаружила, что несёт обыкновенный уголь. Разгневанная женщина выбросила его, сохранив два куска как доказательство бесчестности карлика. Придя домой, она увидела, что угли превратились в драгоценные камни. Женщина бросилась назад на поиски остальных кусков, но их уже и след простыл.

Существует множество историй, в которых люди оказывались в Магонии по своей воле: либо с поручением доставить послание или привезти его назад, либо для оказания какой-либо услуги живущим там сверхъестественным существам. Но — и это мой третий пункт — кроме того, встречаются и многочисленные рассказы о непосредственном похищении эльфами людей. Как и в случаях похищения людей обитателями НЛО, опубликованных Баллом Хопкинсом в книге Незваные гости, эльфы забирают мужчин и женщин, особенно беременных женщин или молодых матерей, а также воруют маленьких детей. Иногда, как утверждают, они взамен похищенного подкидывают не настоящего ребёнка, а оставляют вместо него метлу, завёрнутую в тряпьё, или отдают одного из своих детей.

«Под верой в подменышей я понимаю веру в то, что эльфы и другие воображаемые существа выслеживают маленьких детей или... иногда даже взрослых и, когда малыши остаются без присмотра, могут схватить их и унести с собой, оставив взамен одного из своих младенцев.»

Эта вера не ограничивается только Европой. Она встречается и в таких удалённых от Европы местах, как Китай или тихоокеанское побережье Америки. Как же должны поступать родители, если однажды обнаружат пропажу своего ребёнка? Хартленд говорит, что:

«Лучший способ, существующий в северной Шотландии, это отнести подменённого младенца туда, где эльфы бывают чаще всего, и оставить его там. Обычно, как утверждают, это те места, где раздается странный жалобный стон или расположено мегалитическое сооружение. Вместе с ребёнком необходимо отнести хлеб, масло, молоко, сыр, яйца и мясо или птицу.»

Затем на один-два часа родители удаляются. Если дары исчезают, их ребёнок будет возвращён.

Но иногда в ход идут и более радикальные средства, и нам остаётся лишь посочувствовать тем бедным детям, с которыми могли жестоко обращаться только потому, что их суеверные родители подозревали, будто они похожи на эльфов! 17 мая 1884 г. в лондонской газете Daily Telegraph сообщалось, что в Клонмеле были задержаны две женщины, обвинённые в жестоком обращении с трёхлетним ребёнком. Они полагали, будто это подменыш, и мучили его, надеясь заполучить у эльфов «своего ребёнка»! В средние века такого рода суеверия приводили к убийству детей с врождёнными дефектами. В некоторых случаях подобным же образом обходились и с «подменёнными» взрослыми людьми, и Хартленд приводит забавный пример такого происшествия:

«История из Бейднока повествует о мужчине, который обнаружил, что его жену, женщину со спокойным характером, вдруг ставшую невыносимо сварливой, подменили. Он разжёг большой костёр и принялся угрожать нынешней хозяйке своей постели, что бросит её в огонь, если она не скажет о судьбе его настоящей жены. Тогда та призналась: жену действительно похитили, а ей выпала доля заменить её. Но благодаря решительности героя этой истории ему посчастливилось заполучить свою жену обратно на волшебном холме близ Инвернесса.»

Конечно, миф об НЛО ещё не достиг подобного размаха, но мы, возможно, не так уж и далеки от этого. Американский телесериал The Twilight Zone («Сумеречная зона»), к примеру, уже использовал этот сюжет в тех эпизодах, когда среди людей были внедрены очень мало отличающиеся от них инопланетяне. Как показывает вера в подменышей, эта идея не нова.

Какова же цель таких похищений? Мнение исследователей народных сказок вновь оказывается очень близким к тем представлениям, которые сейчас складываются вокруг НЛО: эти контакты преследуют генетические цели. По словам Хартленда:

«Мотивы, приписываемые эльфам преданиями северных стран, связаны с сохранением и улучшением их собственной расы путём похищения человеческих детей и их воспитания среди эльфов для последующего породнения с ними, с одной стороны, и путём получения грудного молока и использования женщин-матерей для заботливого ухода за отпрысками эльфов, с другой.»

Подобным же образом Бадд Хопкинс, художник из Нью-Йорка, ставший одним из виднейших «экспертов» по сообщениям о похищениях, писал в 1987 г.:

«Хотят ли обитатели НЛО уменьшить дистанцию между нашими расами, чтобы когда-нибудь переселиться на нашу планету и соединиться с нами?.. Или эти незнакомцы просто хотят улучшить свой род, а затем отбыть гак же таинственно, как и появились?»

Однако эта причина не всегда является целью похищения; часто эльфы возвращали людей, лишь потанцевав или поиграв с ними. Но не менее часто имеет место и странное явление: люди, проведшие один день в волшебной стране, возвращались в свой мир, став старше на год или больше!

Это наш четвёртый пункт, и он, пожалуй, самый замечательный. Там время течёт не так, как у нас. В этих историях мы впервые встречаемся с мыслью об относительности времени. Но как же эта мысль пришла к сказочникам много веков назад? Чем она была вызвана? Никто не в состоянии ответить на эти вопросы. Однако факт существования асимметрии времени Магонии и нашего мира представлен в сказаниях всех стран.

Обсуждая это сверхъестественное течение времени, Хартленд рассказывает историю о Рисе и Луэллине, записанную примерно в 1825 г. в окрестностях Нита (Уэльс). Рис и Луэллин служили у фермера. Однажды ночью они возвращались домой, и Рис попросил своего друга остановиться и прислушаться — звучала какая-то музыка. Луэллин ничего не услышал, а Рис пустился в пляс под мелодию, которую слышал сотни раз... Он уговорил Луэллина идти вперёд с лошадьми, пообещав вскоре догнать его. Однако Луэллин так в одиночку и добрался до дому. На следующий день его обвинили в убийстве Риса и посадили в тюрьму. Но один «опытный в делах эльфов» фермер догадался, что же произошло на самом деле. Собрались несколько человек — среди них и рассказчик этой истории — и отправились вместе с Луэллином на то место, где, по словам обвиняемого, исчез его спутник. Внезапно Луэллин закричал: «Тише! Я слышу музыку, я слышу мелодичные арфы».

Все прислушались, но никто ничего не услышал. Одна нога Луэллина стояла на внешнем краю «волшебного круга». Он предложил рассказчику поставить свою ногу на его, и тогда тот тоже услышал звуки арф и увидел множество маленьких человечков, танцевавших в кругу около шести метров в поперечнике. Затем каждый из пришедших проделал то же самое и тоже смог всё это наблюдать. Среди танцевавших маленьких эльфов был и Рис. Луэллин поймал Риса за одежду, когда тот оказался поблизости, и вытолкнул его за пределы круга. Рис тотчас спросил: «А где же лошади?» — а затем попросил разрешения закончить танец, который, как ему казалось, не продолжался и пяти минут. И никто не смог убедить его в том, что прошло уже так много времени. После этого происшествия Рис стал печальным, заболел и вскоре умер.

Похожие истории можно найти и в работе Кейтли The Fairy Mythology («Сказочная мифология»), и в других книгах. История с Рисом и Луэллином весьма примечательна, так как она, относясь к XIX в., позволяет оценить преемственность в поведении эльфов и НЛО. В рассказах такого рода встречаются самые разные варианты возвращения захваченных эльфами людей. Один из них состоит в том, что до похищенного дотрагиваются кусочком железа. Неприязнь сверхъестественных существ к этому металлу — одна из тем теории об эльфах.

Неподалёку от Бридженда (Уэльс) есть место, где рассказывают, будто похищенная эльфами женщина вернулась обратно спустя 10 лет, но, по её представлениям, она отсутствовала лишь 10 дней. Хартленд приводит ещё одну чудесную историю на эту же тему про исчезнувшего мальчишку, сына фермера, по имени Джитто Бач, или Маленький Обманщик:

«Целых два года о нём ничего не было слышно; и вот однажды утром его мать, уже давно горько оплакивавшая смерть сына, открыла дверь и увидела Джитто, сидевшего на пороге с узелком в руках. Он был одет точно так же, как и в последний раз, когда она его видела, и совершенно не изменился с тех пор, нисколько не вырос. “Где же ты был всё это время?” — спросила мать. “А что? Я ведь только вчера ушёл”, — ответил он и, развязав узелок, показал ей одежду “маленьких детей” — так он назвал их, — которую те дали ему, чтобы вместе потанцевать. Это была одежда из белой бумаги без швов. Со свойственной матери предусмотрительностью она бросила её в огонь.»

Самые известные истории, где основной темой является относительность времени, — это, конечно, истории типа «Рип ван Винкль»[2], вдохновлённые многочисленными фольклорными сказаниями, повествующими будто бы о реальных событиях. Как ни странно, но и в древнекитайском фольклоре мы встречаемся со схожим сюжетом. Герой истории Ван Цзи — один из даосских святых.

«Как-то раз, когда Ван Цзи бродил по горам Ку Чоу в поисках хвороста, он наткнулся на пещеру, где несколько старцев играли в шахматы. Он бросил топор и подошёл посмотреть на игру. Один из старцев дал ему что-то вроде финиковой косточки и велел положить её в рот. “Как только он сделал это, голод и жажда оставили его”. Немного позже один из старцев-игроков сказал ему: “Ты уже давно здесь, теперь тебе пора возвращаться домой”. Но когда Ван Цзи наклонился, чтобы подобрать топор, топорище оказалось покрытым толстым слоем пыли. Спустившись в долину, он понял, что прошли не часы или дни, а минули столетия, и ничего не осталось от мира, каким он знал его.»

Схожая легенда существует и в Дании. В истории, представляющей собой типичный пример, невеста во время свадьбы, отправившись прогуляться по полю, проходила мимо холмика, «где веселились гномы». (Здесь мы снова встречаем «маленьких людей» вблизи волшебного объекта, описываемого то как большой плоский круглый стол, то как холмик. Под это описание вполне подходят расположенные на земле диск или большой конус. По поводу волшебного холма Хартленд пишет: «Холмик стоял, как обычно в таких случаях, на красных столбах!»).

«Гномы» предложили невесте бокал вина, и она присоединилась к их танцу. Затем она поспешно вернулась домой, но семью свою найти уже не смогла. Деревня изменилась до неузнаваемости. В конце концов, услышав её плач, пришла какая-то старуха и воскликнула: «Неужели ты та самая невеста моего двоюродного дедушки, что пропала сто лет назад во время свадьбы?» От этих слов бедная девушка рухнула на землю и испустила дух.

Обнаружение подобных историй, на несколько столетий опередивших релятивистского путешественника, придуманного Эйнштейном и Ланжевеном, действует просто завораживающе.

Сверхъестественное течение времени в Магонии часто бывает связано с ещё одним сюжетом: любовью между похищенным человеком и одним из обитателей сказочной страны. Пример такой истории — происшествие с Оссианом, или Ойсином:

«Однажды, ещё в юные годы, Ойсин заснул под деревом. Внезапно он проснулся и обнаружил, что перед ним стоит богато одетая девушка “нечеловеческой красоты” и смотрит на него. Королева легендарной страны Тир-на-н’Ог пригласила его разделить с ней королевский дворец. Ойсин и королева полюбили друг друга и были счастливы, но герою запрещалось ходить в дворцовый парк и становиться на некоторые плоские камни. Он, естественно, нарушил этот приказ и, забравшись однажды на камень, увидел свою родную землю, страдавшую от гнёта и насилия. Ойсин бросился к королеве и заявил, что должен вернуться.

— Как ты думаешь, сколь долго пробыл ты со мной? — спросила она.

— Трижды по семь дней, — ответил он.

— Трижды по семь лет, — раздалось в ответ.

Но Ойсин всё равно хотел вернуться. Тогда королева дала ему чёрного коня, с которого он не должен был сходить на землю на протяжении всего путешествия в другой мир, чтобы не ощутить огромную силу времени, способную сразу навалиться на него. Но Ойсин забыл об этом предостережении, когда что-то заставило его спешиться, и в тот же миг превратился в дряхлого, слепого и беспомощного старика.»

Нет необходимости подробно останавливаться здесь на сказаниях об острове Авалон и фее Моргане, на легенде об Огире Датчанине и на сказочных путешествиях короля Артура. Все эти предания основываются на особой природе времени в «другом мире» и не ограничиваются рамками лишь европейской истории, о чём вновь напоминает нам Хартленд:

«Многие народы, имеющие предания о Боге — т.е. о высшем существе, которое научило их сельскому хозяйству, жизненно важным ремёслам и указало путь к победе над врагами, — добавляют, что он покинул их на некоторое время и однажды снова вернётся. Кецалькоатль и Виракоча, боги Мексики и Перу, являются в этом смысле хорошо известными примерами.»

Подобным же образом Вишну имеет десяток воплощений для окончательного разрушения этого мира зла. В конце нынешней эпохи он появится в небе на белом коне и с огненным мечом.

Эти великие сказания так же хорошо известны, как и библейские похищения Еноха, Иезекииля и Илии. Но мало кто знает, что подобные легенды порождены народной верой в не столь знаменитые, но гораздо более простые и многочисленные подлинные истории, связанные с конкретными людьми (с некоторыми из них мы только что познакомились). Например, почти во всех книгах о Мексике упоминается Кецалькоатль, но в них, как правило, нет ни слова о верованиях в уже упомянутые нами чёрные существа, в шутников икалов. И хотя их связь с современными латиноамериканскими сообщениями об НЛО вполне ясна, они также имеют много общего и с верой в эльфов.

В своём исследовании легенд племени тенеяпа антрополог Брайан Стросс сообщает об икалах:

«Согласно преданию, эти существа прибыли из другого мира, и порой их видят летящими с какими-то привязанными к спине предметами, похожими на ракеты. С помощью этих ракет, как утверждают, они иногда похищают людей.»

Об этом же пишет и Гордон Крейтон:

«Икалы цоцилов летают по воздуху. Иногда они похищают женщин, причём после этого женщины становятся настолько плодовитыми, что могут рожать детей каждый месяц, каждую неделю или даже каждый день. Дети рождаются чёрными, и в отцовских пещерах их обучают искусству летать.»

Индейцы, с которыми беседовал Брайан Стросс, рассказали ему, что «лет двадцать назад» наблюдали массу икалов. Это возвращает нас примерно к 1947 г., к тому самому году, когда пилот Кеннет Арнольд, давший жизнь термину «летающая тарелка», провёл своё наблюдение в районе горы Рейнир (шт.Вашингтон).

 

За пределами разумного

 

За последние десятилетия многие сообщения о наблюдениях НЛО стали предметом изучения со стороны серьёзных специалистов, пытавшихся поместить их в рамки науки о Вселенной, современной физики, психологии или истории суеверий.

Самая привлекательная из предложенных и в то же время весьма поверхностная — это гипотеза о внеземных пришельцах, согласно которой НЛО представляют собой космические корабли с другой планеты. Однако она совершенно недостаточна для объяснения феномена в его историческом развитии. Сегодняшние «тарелки» нельзя рассматривать в отрыве от воздушного корабля 1897 г. или ещё более ранних наблюдений подобных объектов. С другой стороны, гипотеза о простом посещении неизбежно сталкивается со следующим утверждением: предполагаемые пришельцы по сравнению с нами ушли далеко вперёд в познании физики, настолько далеко, что объяснение их действий в терминах известных нам физических законов должно, по сути, завершиться провалом. Следующий большой недостаток всех до сих пор предложенных гипотез обнаруживается в описании самих существ и их поведения. Как мы увидим чуть позже, любая гипотеза в состоянии объяснить некоторые сообщения только ценой необоснованного отбрасывания многих других, гораздо более важных.

Скажем откровенно: сегодня феномен НЛО не даёт ни малейшего повода утверждать, будто он инопланетного происхождения. Наоборот, он проявляет себя как некое многомерное явление, способное манипулировать физической реальностью за пределами нашего пространственно-временного континуума.

12 октября 1962 г. Эудженио Дуглас ехал под проливным дождём на своём грузовике с углём по дороге, соединяющей Монте-Маис и Исла-Верде (Аргентина). Светало. Внезапно Дуглас увидел впереди яркое пятно, похожее на свет фар встречной машины, но это был одиночный ослепляющий свет. Чтобы избежать столкновения, Дуглас сбавил скорость. Свет стал таким ярким, что водитель вынужден был пригнуть голову и съехать на обочину. Остановив грузовик, он вышел. Свет исчез.

Сквозь дождь Эудженио Дуглас смог различить круглый металлический аппарат высотой около 10 м. Вскоре на нём секундной световой вспышкой обозначилось отверстие, и в нём показались три силуэта. Они были похожи на людей, но в необычных шлемах с торчащими из них антеннами или чем-то вроде этого. Ростом они были выше 3,5 м. В увиденных существах Дуглас не обнаружил ничего отталкивающего, но, тем не менее, страшно перепугался.

Как только эти трое заметили свидетеля, луч красного света ударил в лицо и ожёг Дугласа. Выхватив револьвер, он выстрелил в каждую из трёх фигур и бросился бежать в сторону Монте-Маиса. Но палящий свет преследовал его вплоть до селения, где смешался с уличными огнями, и те сделались фиолетовыми и зелёными. Дуглас почувствовал едкий запах газа. Красота и драматизм этой сцены производят глубокое впечатление.

Взывая о помощи, Дуглас подбежал к ближайшему дому. Хозяин этого дома, Рибас, скончался накануне ночью, а члены его семьи, собравшиеся проститься с покойным, сообщили, что в тот момент, когда они услышали крики Дугласа, цвет пламени свечей и электрического света в доме стал зелёным и появился какой-то странный запах. Они бросились открывать дверь: под проливным дождём стоял Дуглас с натянутым на голову пальто и револьвером в руке. Уличное освещение у него за спиной тоже изменило цвет. Это было, несомненно, одно из самых фантастических зрелищ, запечатлённых в богатых архивах уфологии.

Эудженио Дугласа доставили в полицию. На его лице и руках пылали ожоги. В полиции раздалось множество звонков: очевидцы сообщали об изменении цвета освещения, но это отнесли за счёт колебаний напряжения в местной электросети, которыми, однако, никак нельзя объяснить изменение цвета пламени свечей! Дугласа обследовал врач и заключил, что ожоги вызваны излучением, похожим на ультрафиолет (по словам самого Дугласа, он почувствовал ожог, когда на него направили луч красного цвета). Когда жители посёлка прибыли на то место, где всё ещё стоял грузовик пострадавшего, они обнаружили большие отпечатки ног, почти в полметра длиной, но вскоре их смыл дождь.

В конце августа 1963 г. близ бразильского города Саграда-Фамилиа три мальчика: 11-летний Фернанду Эустаджиу, его брат, 9-летний Роналду, и их сосед по имени Маркос — отправились в сад, принадлежавший семье Эустаджиу, и стали набирать воду из колодца. Вдруг ребята заметили зависшую над деревьями сферу. Внутри неё они насчитали четыре или пять рядов людей. В нижней части сферы появилось отверстие, и два луча осветили землю. Затем, как бы скользя по лучам, в сад спустилось стройное существо трёхметрового роста и прошло по земле метров шесть странной походкой: спина прямая, ноги дугой, руки расставлены в стороны. Оно раскачивалось, как будто пытаясь обрести равновесие, а затем село на камень.

Все трое заметили на голове гиганта прозрачный шлем, а посередине лба, по их описанию, чёрный «глаз». Необычные треугольные каблуки высоких ботинок оставляли на мягкой земле характерные отпечатки, которые были видны ещё несколько дней спустя. Как только незнакомец коснулся земли, его блестящая одежда наполнилась воздухом. Брюки казались плотно пристёгнутыми к ботинкам. На груди находился какой-то странный квадратный предмет, время от времени вспыхивавший ярким светом.

Внутри сферы, по-прежнему неподвижно висевшей над садом, ребята разглядели пульт управления и пилотов, «крутивших ручки и щёлкавших выключателями». Когда гигант сделал движение, как будто пытаясь поймать одного из мальчиков, Фернанду схватил камень и сразу почувствовал, что ничего не может с ним сделать, пока незнакомец смотрит ему прямо в глаза. Затем гигант вернулся в сферу, снова воспользовавшись световыми лучами в качестве «эскалатора», но на сей раз держал руки по швам. Вскоре страх прошёл, но ребята не могли объяснить причину смены настроения. Когда сфера улетела, они были уверены, что космический пришелец-гигант и не собирался их обижать, и, кроме того, каким-то столь же непостижимым образом знали: он вернётся снова.

Шестью годами ранее благодаря превосходному расследованию, проведённому профессором Национальной медицинской школы в Рио-де-Жанейро Олаву Фонтесом, в литературе по НЛО появился ещё один интересный случай. Профессор расспросил и обследовал свидетеля Антониу Виллас-Боаса из Сан-Франсиску-ду-Сул (шт.Минас-Жерайс).

Вечером 5 октября 1957 г. Антониу с братом отправились спать примерно в 23 часа. Ночь была тёплая, и, когда Антониу открыл окно, он увидел в загоне для скота серебристое пятно света, как от мощного прожектора. Позднее, той же ночью, оба брата всё ещё видели этот свет. Затем он стал перемещаться по направлению к дому, чиркнул по крыше и исчез.

14 октября около 22 часов Антониу пахал на тракторе и увидел ослепляющий белый свет в северной части поля. Всякий раз, когда он пытался приблизиться к нему, источник света отступал. Так продолжалось раз двадцать, но при этом, казалось, что свет всё время ждал его. Другой брат Антониу наблюдал всю сцену. В конце концов Антониу оставил преследование, а свет просто исчез.

Следующим вечером Антониу очутился на том же месте один. Ночь была холодная, ясная и звёздная. В час ночи он заметил в небе нечто, напоминавшее красную звезду. Она выросла на глазах и превратилась в яйцевидный яркий объект, который завис над трактором, а затем мягко приземлился. Антониу попытался уехать, но двигатель трактора заглох. Он выпрыгнул из кабины и не успел сделать двух шагов, как кто-то схватил его за руку. После короткой борьбы четверо незнакомцев затащили его в летательный аппарат. Эти существа общались между собой с помощью разного рода рычащих звуков, которые свидетель не мог воспроизвести, хотя они не были «ни особенно высокими, ни слишком низкими». Несмотря на сопротивление, существа раздели Антониу, вымыли всё его тело чем-то похожим на мокрую губку и отнесли в другую комнату через дверь, исчерченную какими-то значками.

В мою задачу не входит описание всех деталей, сообщённых Виллас-Боасом; они обстоятельно изложены Фонтесом и Крейтоном, а позднее и супругами Лоренцен, которые в своей книге Flying Saucer Occupants («Обитатели летающих тарелок») целиком привели показания очевидца, снабдив их профессиональным комментарием д-ра Фонтеса, проводившего медицинское обследование свидетеля.

Антониу пробыл один в этой комнате довольно долго, во всяком случае, так ему показалось. Услышав шум за дверью, он повернулся и испытал «страшный шок»: дверь открылась, и к нему вошла женщина, как и он, обнажённая. У неё были светлые волосы, посередине разделённые пробором, голубые раскосые глаза, прямой нос, выступающие скулы. Лицо выглядело очень широким, «шире, чем у местных индейцев», и заканчивалось острым подбородком. Губы были очень тонкие, почти незаметные, а уши маленькие, но обыкновенные. Она сильно уступала Антониу в росте, доходя ему лишь до плеча. Женщина быстро и недвусмысленно дала ему понять, зачем пришла. Вскоре после интимной сцены явился какой-то мужчина и поманил незнакомку к себе; она показала пальцем на свой живот, потом на небо, улыбнулась и ушла вместе с мужчиной.

Незнакомцы вернулись с одеждой Антониу. Потом они провели его в комнату, где сидели остальные члены экипажа и «рычали друг с другом». Свидетель, почувствовав уверенность, что ему не причинят вреда, внимательно осмотрелся. Среди прочих вещей (все его наблюдения интересны) он отметил коробочку со стеклянной крышкой, похожую на будильник. «Будильник» имел одну стрелку и несколько меток, соответствовавших трём, шести, девяти и двенадцати часам, как на обыкновенном будильнике. Однако, взглянув на него через некоторое время, Антониу заметил, что стрелка осталась неподвижной, и решил, что это не часы.

Символика этого наблюдения Виллас-Боаса вполне ясна. Она напоминает рассмотренные выше истории о волшебной стране, где время стоит на месте, и о великом поэте, в комнате которого находились большие белые часы без стрелок с надписью: «Сейчас позже, чем ты думаешь». Именно такие романтические детали, характерные для многих контактов с НЛО, привлекают внимание (несмотря на иррациональный или очевидно абсурдный характер рассказа) и делают их столь похожими на сон. Антониу, видимо, подумал об этом, так как решил, что ему следует прихватить с собой какое-нибудь вещественное доказательство, и попытался украсть «будильник». Тотчас же один из сидевших гневно отвёл его в сторону. Попытка захватить что-либо с собой является неизменной особенностью рассказов об эльфах и, кроме того, напоминает усилия Бетти Хилл убедить своих похитителей позволить ей взять с собой необычную «книгу», которую она видела внутри их летательного аппарата. Как и в случае с Виллас-Боасом, пришельцы отказали ей в этой благоприятной возможности убедить мир, что происшедшее с нею было реальностью. (Она ещё видела некую странную карту, но о ней мы поговорим в другой главе.)

Наконец один из членов экипажа жестом приказал Антониу следовать за ним на круглую платформу. Ему устроили подробную экскурсию по судну, а затем проводили до металлической лестницы и знаком предложили спуститься на землю. Антониу видел все детали приготовления к отлёту и наблюдал, как летательный аппарат поднялся в воздух и через несколько секунд унёсся прочь. Он отметил время: 5.30. Внутри странной машины он провёл более четырёх часов.

Следует заметить, что очевидец сам вызвался рассказать о своём наблюдении, когда в газете появилось объявление с просьбой звонить и сообщать об НЛО. Однако он крайне неохотно обсуждал интимные стороны своего опыта и открыл их только тогда, когда на этом настоял д-р Фонтес. Как и Морис Масс, Виллас-Боас примерно в течение месяца после происшествия страдал чрезмерной сонливостью.[3]

 

Интимные эпизоды

 

Когда фольклор, ветшая, переходит во второстепенные литературные формы, как вера в эльфов, вырождаясь, превращается в известные нам сегодня волшебные сказки, он, естественно, многое теряет, особенно те «взрослые» подробности, которым непозволительно оставаться в детских книжках. Но устранение пикантных подробностей из этих дивных историй приводит лишь к тому, что они становятся не более чем поводом для изумления. Случай с Виллас-Боасом едва ли уместен для чтения в детском саду, но удаление из рассказа эпизода с женщиной превращает его в историю без глубокого символического или психологического значения. Именно интимная сторона придаёт таким историям значимость и силу воздействия. Интимный (а в некоторых случаях, упомянутых Баддом Хопкинсом, и садомазохистский) компонент снабжает рассказы о похищениях эмоциональным «кодом», который делает их незабываемыми.

Без интимных деталей, т.е. без рассказов о подменышах, о повитухах, о смешанных браках с джентри, о чём ни слова не говорится в современных волшебных сказках, сомнительно, чтобы предания об эльфах пережили века. Это справедливо не только в отношении эльфов: самые замечательные случаи интимных контактов с нелюдьми обнаруживаются не в научно-фантастических романах или сказочных легендах — они, надёжно охраняемые, благополучно покоятся в архивах католической церкви. Чтобы отыскать их, нужно для начала выучить латынь и получить доступ в библиотеки, где хранятся эти уникальные записи. Там есть рассказы, перед которыми меркнет даже случай с Виллас-Боасом. Я полагаю, что читатель согласится со мной ещё до конца настоящей главы.

Давайте сначала внесём ясность: вера в возможность смешанных браков между представителями человеческой и нечеловеческой рас во все времена являлась следствием различных представлений.

Это настолько очевидно для библейских сказаний, что едва ли нужно развивать данную мысль. Пол ангелов — самая ясная из всех теологических проблем. В романе Анатоля Франса Восстание ангелов Аркадий — одно из небесных созданий — говорит молодому французу Морису, который обвиняет его в похищении своей подруги:

«Нет ничего убедительнее точных ссылок. Дабы увериться в том, что я тебя не обманываю, прочти, Морис, что написано о любовных объятиях между ангелами и женщинами в следующих трудах: Юстин, Апологии, I и II; Иосиф Флавий, Иудейские древности, книга I, глава III; Афинагор, О воскресении; Лактанций, книга II, глава XV; Тертуллиан, О покрывале дев; Марк Эфесский, Пселла; Евсевий, Евангельские назидания, книга V, глава IV; св. Амвросий в книге О Ное и ковчеге, глава V; св. Августин, О граде Божием, книга XV, глава XXIII; отец Мельдонат, иезуит, Трактат о демонах, с. 248.»

Так говорил бедному Морису Аркадий, его ангел-хранитель, пытаясь оправдаться за пропажу любовницы Мориса, хорошенькой мадам Жильберты. И ещё добавил беззастенчиво:

«Случилось то, что и должно было случиться. Все ангелы, восставшие как я, поступили бы с Жильбертой подобно мне. “Женщины, — говорит апостол, — из-за ангелов должны закрывать лица во время молитвы”.»

Это достаточно ясно. А как же феи и эльфы? Падки ли они на плотские желания? Рассмотрим следующие факты.

В предисловии к Saga de Hrolf («Сага о Рольфе») датский историк XVII в. Торфеус приводит слова исландского учёного Эйнарда Гасмонда, сказанные об эльфах:

«Меня убедили, что они действительно существуют и являются Божьими созданиями, что у них есть оба пола и они, подобно людям, женятся и имеют детей: этому у нас есть доказательства, так как известны случаи любовных связей их женщин с простыми смертными.»

Уильям Грант Стюарт вторую часть своей книги The Popular Superstitions and Festive Amusements of the Higtlanders of Scotland («Народные суеверия и праздничные забавы шотландских горцев») посвящает именно этой проблеме. В главе под названием «О страстности и склонностях фей» он рассказывает об интимных связях с ними:

«У фей удивительно влюбчивый нрав, и они очень охотно вступают в связь с мужчинами и привязываются даже к тем, которых, строго говоря, не назовёшь лучшими представителями их собственного рода.»

Это прекрасный образец витиеватой фразеологии. Стюарта, очевидно, ничего особенно не смущает, когда он пишет, что теперь такое между мужчинами и феями, по-видимому, не происходит.

«Отдавая должное как представителям человеческого рода, так и феям, мы должны сказать, что связи, подобные описанным и имевшим место между ними в прошлом, теперь случаются крайне редко — за одним исключением, касающимся старого доброго сапожника, живущего или до последнего времени жившего в деревушке Томантоул, который признался, что в юные годы несколько раз встречался и развлекался с одной “лананши”. Больше мы лично никого не знаем, с кем бы ещё случалось подобное.»

Если бы Стюарт оказался сегодня среди нас, то после прочтения материалов об НЛО ему пришлось бы пересмотреть это своё высказывание. Священник Кирк излагает дело гораздо яснее, когда говорит: «В нашей Шотландии есть много прекрасных воздушных существ, которые часто назначают свидания сладострастным юношам и предстают перед ними в виде суккуб или в виде юных любовниц и проституток; их называют Ланнан-Ши, или интимные духи».

Нужно ли напоминать читателю о том значении, какое придавал этим «интимным духам» средневековый оккультизм, и в особенности учение розенкрейцеров? Нужно ли говорить о многочисленных ведьмах, осуждённых на смерть за то, что у них были такие интимные духи? Как и у современных жертв похищений, исследованных Баллом Хопкинсом, у женщин, обвинённых в колдовстве, обычно находили на теле странные отметины или рубцы.

У волшебной веры и уфологии нет особых расхождений в вопросе об интимных связях. Это хорошо видно из исследования, проведённого Эванс-Венцом, который записал, например, такую историю:

«Моя бабушка Катрин Макиннис частенько рассказывала о знакомом ей мужчине по имени Лафлин, которого полюбила фея. Она приходила к Лафлину каждую ночь, и он, обессиленный этими визитами, стал её бояться. Дело приняло такой плохой оборот, что он решил бежать от феи в Америку. Когда всё было готово и он уже собирался уезжать, женщины, ходившие с заходом солнца на луг доить коров, отчётливо слышали, как фея пела такую песню:

Что делать девице с каштановыми локонами,

Когда Лаки поплывёт по волнам?

Лаки эмигрировал на остров Кэп-Бретон и поселился в Пикту (Новая Шотландия). В первом же письме домой друзьям он сообщил, что та же фея часто навещает его и в Америке.»

Этот случай Эванс-Венц снабдил важным комментарием:

«В высшей степени интересно отыскать такую редкую и любопытную историю... среди всех имеющихся у нас материалов. Оставляя в стороне её высокий литературный уровень, отметим следующее: она убедительно доказывает, что феи, соблазняющие в наше время смертных, являются почти тем же самым, если не абсолютно тем же самым, что и суккубы средневековых мистиков.»

Это позволяет нам вернуться к упомянутым выше церковным архивам. В одном из них хранится описание удивительного видения.

Книга Исидора Лизё, которую сам он приписал богослову Синистрари, показывает, что сообщения об инкубах и суккубах интриговали служителей культа не меньше, чем случай с Виллас-Боасом большинство современных исследователей НЛО. Отметив, что в канонических религиозных текстах нет чёткого мнения относительно подобных случаев, автор задаётся вопросом, как их следует судить, исходя из законов Церкви. В церковных архивах (особенно в материалах судов над ведьмами) можно найти множество записей об интимных связях с инкубами. С церковной точки зрения здесь возникает несколько проблем, Во-первых, насколько эти связи возможны физически? Во-вторых, чем эти демонические связи отличаются от скотоложества? В-третьих, какой грех совершают вступающие в эти связи? В-четвёртых, какое наказание они должны понести?

Согласно Синистрари, понятие «демонические связи» впервые встречается у Дж.Карамуэля в его Theologia Fundamentalis («Основы теологии»). До него никто не проводил различия между демоническими связями и скотоложеством. Все моралисты, следуя св. Фоме Аквинскому, понимали под скотоложеством «любой тип плотской связи с представителем другого вида». Так, Кажетан в комментарии к сочинению св. Фомы ставит связь с демонами в один ряд с другими видами скотоложества. Аналогичным образом поступает Сильвестр, когда определяет разнузданность, а также Бонацина в книге De Matrimonio («О браке»). В этом смысле поразительным кажется замечание Виллас-Боаса, что, когда он лежал с той самой женщиной, у него из-за её «рычания» создалось впечатление, будто рядом с ним находится животное.

По поводу этой деликатной теологической проблемы Синистрари заключает: св. Фома никогда не имел в виду, что связь с демонами подпадает под его определение скотоложества. Под словами «другого вида», продолжает Синистрари, святой мог подразумевать только многообразие живых существ, но это едва ли относится к дьяволу. Точно так же, если мужчина совокупляется с мертвецом, то это не скотоложество, особенно с точки зрения учения томизма, отказывающего трупу в свойствах человеческого тела. Это справедливо и для мужчины, совокупляющегося с трупом животного. Рассуждения Синистрари просто завораживают, когда касаются области, имеющей прямое отношение к сообщениям об НЛО: Виллас-Боасу, конечно, пришлось бы очень нелегко перед лицом инквизиции, если бы он жил в XVII в. В самом деле, человек по имени Бенуа де Берн, который в 75-летнем возрасте признался на исповеди, что 40 лет находился в связи с суккубом по имени Мермелин, был осуждён и сожжён заживо.

Задачей любовного акта, пишет Синистрари, является продолжение человеческого рода. Неестественное оплодотворение, иначе говоря, связь, не способная привести к рождению детей, есть согрешение против природы. Но именно объект этого оплодотворения и позволяет различить степень греха. Если бы демонические связи и скотоложество относились к одной и той же категории, то человек, совокупившийся с демоном, мог бы просто сказать своему исповеднику: «Я совершил грех скотоложества». Однако очевидно, что такого греха он не совершал.

Попытка понять физические процессы, протекающие при связях с демонами, создаёт значительные проблемы. Очевидно, это самая сложная тема с точки зрения её истолкования (такая же сложная, как определение физической природы летающих тарелок!), и Синистрари устраивает любопытное обсуждение. Отметив, что основная его цель — определение степени наказания за подобные грехи, он пытается воспроизвести все возможные ситуации совершения этой греховной демонической связи. Прежде всего, он замечает:

«Существует немало людей, которые, похваляясь своими куцыми знаниями, имеют наглость отвергать то, что написано самыми просвещёнными авторами и что подтверждается повседневным опытом, а именно: демоны, будь то инкубы или суккубы, вступают в плотский союз не только с мужчинами и женщинами, но и с животными.»

Синистрари не отрицает, что некоторые мечтательные девушки часто воображают себе, будто присутствовали на шабаше. Подобным же образом церковь рассматривает обычные эротические сны вне связи с предметом нашего разговора. Когда Синистрари говорит о близости с демонами, он не имеет в виду чисто психические явления, а ссылается на те реальные физические связи, которые обсуждаются в фундаментальных текстах по чёрной магии. Так, в Compendium Maleficarum («Руководство по колдовству»). Гнаций приводит по крайней мере 18 случаев, когда ведьмы имели плотскую близость с демонами. Все случаи подтверждены сведущими людьми, чьи показания не вызывают сомнений. Кроме того, сам св. Августин недвусмысленно говорит в книге О граде Божием (15, 23):

«Широко распространено мнение, подтверждаемое прямыми и косвенными свидетельствами надёжных людей, что сильфы и фавны, обычно называемые инкубами, часто досаждали женщинам, домогались их и в конце концов вступали с ними в связь. Есть даже демоны, которых галлы зовут дузами (т.е. лютенами) и которые довольно часто совершают такие непристойные поступки: это подтверждают столь многочисленные и высокие авторитеты, что было бы слишком нагло отрицать их.»

Итак, дьявол применяет два способа вступления в плотские связи. К одному он прибегает для связи с колдунами и колдуньями, к другому — с мужчинами и женщинами, далёкими от чёрной магии.

Каково же мнение Синистрари по этому поводу? С существами, которых он называет демонами, могут вступать в плотскую связь два типа людей: те, кто заключает с ними определённый договор (и он приводит подробности процедуры заключения этого договора), и те, кто имеет с ними контакт. Значение этого фундаментального положения оккультизма для понимания веры в эльфов и современных рассказов об НЛО должно представляться очевидным.

Дьявол лишён плоти. Но тогда как же он ухитряется вступать в связь с мужчинами и женщинами? Как же женщины могут иметь детей от таких союзов? На эти вопросы теологи отвечают, что для известной цели дьявол на время берёт тела умерших мужчин и женщин или же создаёт новое тело из другой субстанции. Здесь мы вновь встречаемся с представлением, изложенным одним джентри и воспроизведённым Эванс-Венцом: «Мы можем старых делать молодыми, больших — маленькими, маленьких — большими».

Считается, что дьявол поступает одним из двух способов: либо он сначала принимает женское обличье и затем вступает в связь с мужчиной, либо суккуб, навевая сладострастные сны спящим мужчинам, использует вызванную «поллюцию» для того, чтобы дать возможность дьяволу выполнить вторую часть акта. Это мнение принадлежит Гнацию, который приводит большое число конкретных примеров. Гектор Боэций также документально подтверждает случай с молодым шотландцем, которого несколько месяцев навещала в спальне с закрытыми окнами и дверями суккуб восхитительной красоты. Искусительница делала всё, чтобы соблазнить его, но он не уступил ни её ласкам, ни мольбам.

Теологов особенно интриговала одна проблема: если такие демоны не подчиняются заклинателям и не боятся мощей и других святых предметов, и их нельзя отнести к той же категории, что и бесов, вселяющихся в людей, то действительно ли они являются дьявольскими созданиями? Не следует ли отнести их к особой категории вместе с эльфами и духами стихий, на которых они так сильно похожи? И, наконец, если эти создания имеют свои собственные тела, остаётся ли при этом неизменным традиционное воззрение, согласно которому суккубы и инкубы — это демоны, пользующиеся телами умерших людей? Можно ли объяснить, как от таких союзов рождаются дети? Каковы физические особенности этих детей? Можем ли мы согласиться с Лебруном, когда он пишет: «Если тела этих детей сильно отличаются от тел других детей, то их душам, разумеется, будут присущи качества, которых нет у других; вот почему кардинал Беллармино думает, что Антихрист родится от связи смертной женщины с инкубом». Если мы допустим, что приведённые в этой главе сообщения об НЛО указывают на наличие у феномена генетического аспекта, тогда поставленные выше вопросы имеют фундаментальный характер, и важно посмотреть, как понимает их традиция. Согласно Синистрари:

«Теологам и философам хорошо известно, что от плотской связи людей [мужчин или женщин] с демоном иногда рождаются человеческие существа. Как считают многие просвещённые богословы, именно таким образом должен родиться Антихрист... Кроме того, они замечают, что, как результат вполне естественной причины, произведённые таким образом дети инкуба высоки, очень сильны, чрезвычайно отважны, удивительно красивы и на редкость злобны.»

В качестве возможных сыновей дьявола в литературе приводится целый ряд исторических фигур: от Платона и Александра до Цезаря и Мерлина и даже «тот проклятый ересиарх, чьё имя Мартин Лютер!». Синистрари не согласен с этим предположением.

«Несмотря на огромное уважение, которое я испытываю к почтенным богословам, я не считаю, что их мнение может выдержать проверку. В самом деле, как очень хорошо заметил Перений в шестой главе Комментария к книге Бытия, вся сила, вся мощь человеческой спермы исходит от духов, которые испаряются и исчезают, как только истекают из детородных полостей, где копились в тепле. Врачи согласны с этим. Следовательно, демон не способен сохранить полученную им сперму в необходимом для производства потомства состоянии, так как во вместилище, где он может попытаться сохранить её, необходимо иметь температуру, равную естественной температуре человеческих детородных органов, которая устанавливается только в этих самых органах. А во вместилище, где тепло не естественное, а искусственное, духи распадаются, и никакое деторождение невозможно.

В Писании (Быт. 6, 4) мы также читаем, что от связи сынов Бога с человеческими дочерьми родились исполины. Таков буквальный смысл священного текста. Эти исполины были людьми высокого роста, как говорится в книге пророка Баруха (3, 26), и значительно превосходили других людей. Помимо громадных размеров, они обращали на себя внимание своей силой, своими грабежами и своей жестокостью. Согласно Комментарию к книге Бытия Корнелия Лапида, как раз на счёт преступлений этих великанов мы должны отнести основную причину Потопа.

Если обсуждаемые нами связи давали жизнь существам громадных размеров, значит, это были не простые связи мужчин с женщинами, а деяния инкубов, которые по своему происхождению вполне могут быть названы сынами Бога. Это мнение... не вступает в противоречие с Тертуллианом, полагавшим, что инкубы могут быть ангелами, позволявшими себе совершить грех сладострастия с женщинами.»

Перед нами, по сути, законченная теория контакта нашей расы с другой, нечеловеческой, имеющей иную физическую природу, но биологически совместимую с нашей. Ангелы, демоны, феи, эльфы, существа небес, ада или Магонии — они вызывают самые странные наши грёзы, ваяют наши судьбы, незаметно овладевают нашими желаниями... Кто же они такие?

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!