Шестнадцать выводов священника Кирка



 

Во второй половине XVII в. один шотландский учёный собрал все, какие только смог найти, рассказы о «добряках» и в 1691 г. написал поразительный трактат под названием The Secret Commonwealth of Elves, Fauns and Fairies («Тайный союз эльфов, фавнов и фей»). Это была первая попытка систематического описания методов действия и организации странных существ, которые докучали шотландским фермерам. Автор манускрипта, священник Кирк из Аберфойла, изучал теологию в Сент-Андрю и получил звание профессора в Эдинбурге. Позднее он служил священником в церковных приходах Балкедера и Аберфойла, где и скончался в 1692 г.

Для описания организации эльфов Кирк придумал название «Тайный союз». К сожалению, нет возможности целиком привести текст его трактата, но мы можем суммировать его выводы об эльфах и других воздушных существах следующим образом:

1. Они являются чем-то промежуточным между человеком и ангелами.

2. У них очень лёгкие «флюидные» тела, сравнимые с плотными облаками. В основном их видят ночью. По своему желанию они могут появляться и исчезать.

3. Они умны и любознательны.

4. Они обладают силой, позволяющей забирать с собой всё, что им нравится.

5. Они живут под землёй в пещерах, в которые могут проникать через любую трещину или отверстие, доступные только для воздуха.

6. Пока люди ещё не расселились по большей части территории земли, эти существа жили на ней и занимались земледелием. Их цивилизация оставила следы на вершинах гор; она процветала в то время, когда повсюду ещё росли леса.

7. Каждые три месяца они меняют место жительства, поскольку не любят засиживаться на одном и том же месте, а предпочитают путешествовать. Именно тогда и происходят встречи, внушающие страх людям, даже на больших дорогах.

8. Благодаря своей способности меняться их тела позволяют им плавать по воздуху со всеми своими домочадцами.

9. Они делятся на племена. Как и у нас, у них есть дети и кормилицы, свадьбы и похороны и т.д., с одной лишь разницей: они делают это только для того, чтобы передразнивать наши обычаи или предрекать земные события.

10. Считается, что их дома удивительно большие и красивые, но чаще всего они недоступны человеческому зрению. Кирк сравнивает их с заколдованными островами. В этих домах есть никогда не гаснущие лампы и огонь, горящий без дров.

11. Говорят они очень мало. Когда дело всё же доходит до разговоров, они пользуются языком, похожим на свист.

12. Их привычки и язык, когда они разговаривают с людьми, такие же, как и у жителей тех мест, где они обитают.

13. Их философия основана на следующих принципах: ничто не умирает; всё развивается циклично, и при очередном цикле каждая субстанция возрождается и совершенствуется. Движение является универсальным законом.

14. Считается, что у их вождей есть своя иерархия, но нет ни видимого поклонения Богу, ни религии.

15. У них есть много книг, лёгких и весёлых, но есть и сложные и серьёзные, повествующие об абстрактных материях.

16. По своему собственному желанию они могут с помощью волшебства появиться перед нами.

Сходство между выводами Кирка и рассказом Фация Кардано, разделёнными ровно двумя столетиями, весьма красноречиво. Кардано, а также Парацельс писали, подобно Кирку, о возможности заключения договора с этими существами и об их способности по своему желанию появляться и отвечать на вопросы. Парацельс не захотел открыть содержания этого договора «из-за тех бед, которые могут обрушиться на каждого, кто попытается сделать это». Кирк также был очень сдержан в данном вопросе. Однако для более глубокого погружения в эту тему необходимо, очевидно, отправиться в мир колдовства и магических ритуалов, но это не входит в задачу настоящей книги.

Основная мысль Кирка состоит в том, что каждая эпоха оставила потомкам свою тайну для разгадки. Гораздо быстрее, чем мы думаем, говорит он, общение с воздушными существами станет для нас столь же естественным, как, например, печатный станок или искусство кораблевождения, — все те вещи, которые поначалу вызывали огромное изумление.

До сих пор не удалось найти ни одного автора, который утверждал бы, что знает физическую природу этих существ. Все они знакомят нас со своими мнениями о проблеме или с различными предположениями, высказанными их современниками, но даже не пытаются уверить, будто нашли окончательное решение. По словам Кирка, тела «добряков» настолько

«приспособляемы благодаря духу, ими управляющему, что они могут делаться видимыми или невидимыми, когда им это заблагорассудится. У некоторых из них тело или оболочка такие губчатые, тонкие и хрупкие, что питаются они, всасывая крепкие ароматические ликёры, проникающие внутрь, как чистый воздух и благовония.»

Некоторые средневековые оккультисты разделяли все невидимые существа на четыре класса: 1) ангелы, боги древних; 2) черти или демоны, падшие ангелы; 3) души умерших, а также духи Стихий, соответствующие Тайному союзу Кирка; 4) гномы, живущие на земле, эльфы, обитающие в пещерах, гоблины, феи, корриганы, тролли, домовые из русских сказок и сильфы, живущие в воздухе. Такое деление, очевидно, весьма произвольно, и сам Парацельс признавал, как трудно дать каждому классу то или иное определение. Тела обитателей стихий, состоящие из «эластичной полуматериальной субстанции, достаточно бесплотны, чтобы быть невидимыми, и способны изменять свою форму по определённым законам». Джон Макнейл из Барра объяснял Эванс-Венцу:

«Старые люди, по их словам, не знали, состояли ли эльфы из плоти и крови или были духами. Они видели их в человеческом обличье, но только значительно меньшего роста. Я слышал, как мой отец рассказывал, будто эльфы имели обыкновение приходить и разговаривать с людьми и затем мгновенно исчезать на глазах у изумлённых очевидцев. А женщины-эльфы заходили поболтать прямо в дома, а затем также бесследно растворялись. Эльфы, как считали многие, — это духи, способные по своему желанию то появляться, то становиться невидимыми. И когда они уводили с собой людей, то забирали и тело, и душу

Другой человек, с которым беседовал Эванс-Венц, утверждал, будто «воздушные эльфы отличаются от тех, что живут в скалах». Подобным же образом и в Бретани народная молва делит корриганов на две группы: карликовые существа, наделённые магической силой и даром прорицания, и белокожие воздушные корриганы. Существа первой категории темнокожи и волосаты, с пальцами, оканчивающимися когтями. У них старческие лица и глубоко посаженные глаза, маленькие и блестящие, словно горящие угольки. Голоса у них низкие, «надломленные старостью».

Упоминание о пророчестве вновь возвращает нас к представлению о существовании связи между деяниями Тайного союза и делами человеческими. Эванс-Венц, подметив наличие этой связи ещё в старинных поэтических текстах, говорит, что во время последней битвы великого ольстерского героя Кухулина (которому благоволили сиды, или эльфы) одно из этих существ по имени Морригу летало над головой Кухулина, пока тот сражался, находясь в своей боевой колеснице. Эльфы приняли участие в битве при Клонтарфе (23 апреля 1014 г.), обеспечивая, выражаясь современным военным языком, «воздушное прикрытие» ирландской стороне. Перед битвой к Дунлангу О’Хартигану пришла женщина-эльф и умоляла его не вступать в бой. Она знала, что исход для него будет только один — смерть (здесь мы снова встречаемся с пророческим даром эльфов). Но он заверил её в своей готовности умереть за Ирландию. Согласно переводу У.Г.Хеннесси, опубликованному в журнале Review Celte, обе армии встретились близ Дублина.

«Описание этой ужасной схватки напоминает рассказ об одном из чудес Судного дня. Над головами сражавшихся возник дикий, неудержимый, страстный, безумный, безжалостный, яростный, мрачный, терзающий, жестокий, воинственный и задиристый Бадб, который пронзительно кричал и размахивал крыльями. Появились также сатиры и духи... небесные демоны-разрушители и дьявольское призрачное воинство.»

Можем ли мы изучать современные сообщения о наблюдениях НЛО без переосмысления всей проблемы видений? Большинство уфологов отвечают на этот вопрос утвердительно. Неопознанные летающие объекты, доказывают они, оставляют материальные следы и ведут себя подобно космическим зондам. Для них НЛО — это очевидные плоды научного творчества, не имеющие ничего общего ни с мистико-религиозным контекстом средневековых видений, ни с существами, которых изучал Кирк, поскольку всё это рассматривается ими только как всплески людской молвы, окрашенной в фольклорные гона.

Подобный подход, игнорирующий исторический контекст проблемы, не может более получать поддержку. В сообщениях о многих последних наблюдениях описываются объекты и существа, которые появляются и исчезают, подобно эльфам священника Кирка, но именно эти случаи не становятся достоянием общественности. Исследователи НЛО с большой неохотой публикуют их. Да и сами свидетели не особенно рвутся сообщать о таких историях, так как хорошо понимают, что им никто не захочет поверить. Однажды во время нашей беседы на эту тему Эме Мишель обратил моё внимание на реакцию учёных, встретивших в штыки результаты проведённого им анализа случаев французских видений. Они рассматривают подобные фантастические истории исключительно как порождение расстроенного сознания. «Интересно, что бы сказали эти учёные, — заметил Мишель, — если бы я опубликовал все данные

Среди случаев, заслуживающих особого внимания, но положенных под сукно самими энтузиастами изучения проблемы НЛО, упомянем событие, происшедшее 30 сентября 1954 г. в Нуатре (деп.Эндр-и-Луара, Франция). Примерно в 16.30 Жорж Гатай, руководивший бригадой из восьми каменщиков, внезапно заметил, что направляется прочь от строительной площадки. Он чувствовал «необычную вялость» и очень изумился, куда же это он идёт. Вдруг перед ним неожиданно предстало странное видение.

Метрах в десяти от него, выше на откосе, находился человек. На нём был серый рабочий комбинезон и короткие сапоги, а на голове — непрозрачный стеклянный шлем с забралом, доходившим до груди. В руке он держал какой-то удлинённый предмет: «Это мог быть или пистолет, или металлический прут». На груди светил яркий фонарь. Странный человек стоял перед большим сверкающим куполом, который «плавал» на высоте меньше метра. На верхушке купола располагалось нечто похожее на вращающиеся крылья или лопасти. Затем

«странный человек неожиданно исчез, и я не могу объяснить, как он это сделал, хотя и не сводил с него глаз; он именно исчез, как картинка, стёртая одним махом. Вслед за этим я услышал сильный свистящий звук, который заглушил даже грохот наших экскаваторов. Тарелка поднялась вертикально, двигаясь толчками, а затем так же, словно чудом, растворилась в голубоватой дымке.»

Гатай хотел бежать, но какая-то сила приковала его к месту. Он был «парализован» на протяжении всей этой сцены. В таком же состоянии оказались и члены его бригады — уникальный случай коллективной физиологической реакции. Никто из них до этого не верил в так называемые «тарелки».

Как только Гатай снова обрёл способность двигаться, он поспешно вернулся к своим подчинённым и закричал:

— Вы что-нибудь видели?

Бёруа ответил:

— Да. Летающую тарелку!

А водитель экскаватора Любанович добавил:

— А перед ней был человек, по одежде напоминавший водолаза.

Четверо других — Сеше, Вильнёв, Ружье и Амиро, водитель грузовика, — подтвердили все детали необычного зрелища.

Этот инцидент, заметим для себя, произошёл в уединённом сельском районе, когда во Франции только-только начиналась волна сообщений о наблюдениях НЛО. Гатай, сражавшийся во время войны в рядах Сопротивления и раненный в Люксембурге, заявил, что не склонен предаваться полётам фантазии. После происшествия он страдал от бессонницы, сильной головной боли и на неделю потерял аппетит. Странно, но все восемь очевидцев и по сей день не считают летающие тарелки явившимися из иного мира. Они уверены, что стали свидетелями какого-то секретного эксперимента, проведённого вполне земной страной, возможно, и Францией.

В начале сентября 1965 г. в Халапе (Мексика) наблюдался парящий в небе объект с освещёнными узкими окошками по периметру, через которые виднелось существо, одетое в чёрное, со сверкающими кошачьими глазами, державшее какой-то светящийся металлический прут. Это существо внезапно исчезло на глазах у стоявших на улице местного репортёра, двух таксистов и тореадора.

26 июля 1965 г. в Каразинью (Бразилия) наблюдали пятерых карликов в чёрной униформе и коротких сапожках. По словам очевидцев, «у одного из них в руке был какой-то ярко светившийся предмет, похожий на волшебную палочку».

28 января 1967 г. вблизи уипснейдского зоопарка в уединённом английском местечке Стадхем-Коммон в горах Чилтерн примерно в 13.45 небо неожиданно озарилось вспышкой молнии. По сообщению английского исследователя Р.Х.Б.Уиндера, изучавшего этот случай для журнала Flying Saucer Review, облака нависли над землёй, и пошёл дождь. В это время семеро мальчишек шли в школу вдоль неглубокой долины Делл, идеального места для игры в прятки. 10-летний Алекс Батлер посмотрел в южном направлении и на открытом месте по ту сторону долины отчётливо увидел фигуру «маленького синего человечка с бородой и в высокой шляпе».

Алекс окликнул товарищей, и они побежали навстречу фигуре. Когда ребята приблизились метров на восемнадцать, она «исчезла в клубах дыма». Мальчишки, естественно, были очень удивлены, но, поскольку ничто в этой странной фигуре не вызвало у них страха или предположения о возможной опасности, они отправились искать «маленького синего человечка» и на сей раз увидели его по другую сторону зарослей, там, где только что были сами, и снова двинулись ему навстречу. Он опять пропал и появился на дне долины. В этот момент ребята услышали какие-то «голоса», доносившиеся из близлежащих кустов, и немного испугались. Голоса напоминали «иностранное бормотание». Наконец, перед самым звонком на урок, они увидели человечка в четвёртый раз.

Учительница г-жа Ньюкомб заметила сильное возбуждение детей и, несмотря на предупреждение, что «не поверит ни единому их слову», всё же рассадила ребят по одному и велела каждому из семи мальчиков описать на бумаге своими словами всё увиденное. Эти записи, позднее объединённые в книгу под названием The Little Blue Man on Stadham Common («Маленький синий человечек из Стадхем-Коммона»), представляют собой, как отмечает Уиндер, восхитительное чтение и, без сомнения, «займут почётное место в архивах начальной сельской школы Стадхема».

Расследование выявило в этом же районе ещё ряд наблюдений подобного рода, — включая две посадки в окрестностях Стадхема, — происшедших в течение нескольких месяцев после январского события. Специалисты, естественно, были крайне заинтересованы в том, чтобы узнать у ребят поподробнее о странном существе. Уиндер сообщает:

«По их оценке (основанной на сравнении с собой), рост маленького человечка не превышал 1 м плюс ещё 0,5 м на шляпу или шлем — головной убор, больше похожий на высокий котелок без полей, т.е. с закруглённой верхней частью. Цвет человечка был не чисто синий, а скорее мутный серовато-синий, и из-за этого очертания и детали делались неясными. Тем не менее, ребятам удалось различить линию, которая была то ли чёлкой, то ли нижним краем шляпы, два круглых глаза, маленький, на вид плоский треугольник вместо носа и цельнокроеное облачение, схваченное широким поясом, свисавшим до земли, а на нём — квадратную коробочку со стороной примерно 15 см. Руки человечка казались короткими и в течение всего времени оставались вытянутыми вдоль тела. Ноги и ступни рассмотреть не удалось.»

Что касается «клубов дыма», то это напоминало облако сизого тумана, выпущенного навстречу преследователям.

 

Волшебное окно

 

Священник Роберт Кирк был уверен, что какое-то время эльфы действительно жили на земле. И сегодня на севере Шотландии всё ещё существует схожая вера в некогда существовавших ши, или эльфов, вера, сохранившаяся в названии «добрые соседи», хотя иногда они становились опасными для человека.

«Ши не были от природы враждебно настроены к людям, и было известно, что иногда они делали добро своим любимцам, но, тем не менее, они очень легко обижались, были капризны и с наслаждением разыгрывали своих смертных соседей. Эти шутки приходилось безропотно сносить, так как сопротивление или агрессивность могли привести к ужасному возмездию — похищению детей или даже взрослых. Поэтому пассивное дружелюбие со стороны людей считалось наиболее приемлемым.»

На эти же предания ссылается и Вальтер Скотт, когда герой его романа Роб Рой Никол Джарви говорит своему спутнику, проходя по холмам эльфов близ Аберфойла:

«Их зовут... дуун-ши, что означает, насколько мне известно, “мирный народ”: этим хотят их задобрить. И мы тоже можем называть их этим именем, мистер Осбалдистон. Не стоит, знаете ли, дурно отзываться о хозяине, когда находишься в его владениях.»

Знаток гэльского языка Кэмпбелл, пастор из Тира, опубликовал книгу под названием Na Amhuisgean — The Dwarfs or Pigmies («На-амгуисган. Карлики или пигмеи»), в которой отмечает:

«Существование пигмеев в некоторых неизвестных районах, граничащих с “царством холода” или входящих в него, указывает на определённую связь между малым ростом жителей и холодным климатом и заставляет задуматься над проблемой первоначального распространения человеческой расы и о связях между народами, которые сегодня значительно различаются по внешнему виду, одежде, образу жизни и говору.»

Хотя связь между климатом и ростом не очень понятна, замечание Кэмпбелла наводит на интересные размышления. Он подчёркивает, что словом лапанах называют неких «маленьких, коренастых, ничтожных человечков», которые встречаются во многих сказках, и добавляет:

«В Хайлендсе бытует много чрезвычайно интересных народных сказаний, передаваемых из поколения в поколение..., в которых встречаются низкорослые, как пигмеи, человечки — отменные лучники, способные сразить мужчину большого роста и мощного телосложения благодаря искусному владению луком и стрелами.»

Несмотря на свой малый рост, они, как считается, были наделены значительной силой. Будучи «низкорослыми, они отличались от детей чертами взрослого человека, жилистого или мускулистого».

Этих карликов, или пигмеев, называли на-амгуисган или, точнее, на-хамгуисган. По-английски гэльское амгисг звучит как ависк. Такие же существа иногда встречаются под именами тамгаисг и амгуиш, и эти слова одинаково обозначают карликов. В этом смысле выглядит иронично, когда ависки в одной из сказок «Парень в кожаном одеянии», упоминаемой исследователем фольклора Макдугаллом) называют незнакомого мужчину «маленький человек», в то время как тот называет их «большие люди».

Существовал ли в действительности среди обитателей Западной и Центральной Европы далёкого прошлого карликовый народ? Имеют ли под собой основание легенды об эльфах и феях, согласно которым этот народ жил на севере Британских островов? Историки и археологи, исследовавшие эти вопросы, отвечают отрицательно. Однако некоторые авторы, например фольклорист Дэвид Макритчи, считают, что всё же некоторые признаки его существования имеются.

В предисловии к книге Тайсона Essay Concerning the Pygmies of the Ancients («Описание древних пигмеев»), вышедшей в Лондоне в 1894 г., профессор Уиндл из Бирмингема пишет, что карликовый народ поставлял многим королям «лучших воинов» и телохранителей. Тайсон, проведший обширное исследование карликового народа, цитирует греческого историка Ктесия:

«В центральной Индии есть чёрные люди, — которых называют пигмеями, — говорящие на том же языке, что и другие индийцы... В свите индийского раджи находится три тысячи таких пигмеев, так как они очень искусно стреляют из луков.»

И добавляет:

«Где-то около озера Зира в Персии живёт будто бы коренное негритянское племя (чёрные пигмеи), представители которого, возможно, и составляли прославившуюся в веках чёрную стражу древних царей династии Сасанидов.»

Книга Тайсона была написана в XVII в. Процитировав Ктесия, автор продолжает:

«Талентоний и Бартолин считают, что рассказ Ктесия о пигмеях как об искуснейших лучниках очень хорошо иллюстрирует соответствующее место из Книги Иезекииля.»

Этот фрагмент из Книги пророка Иезекииля появился в следующем виде в Библии английского короля Якова I:

«Сыны Арвада с собственным твоим войском стояли кругом на стенах твоих, а Гамадимы были на башнях твоих...» (Иез. 27,11).

А в английской епископальной Библии изданий 1572 и 1575 гг. упоминались не «гамадимы», а «пигмеи». Не вдаваясь в лингвистические детали, отметим только очевидное: гэльское сказание о страже, состоявшей из воинов-карликов, не является единственным.

Если мы теперь вновь обратимся к Дэвиду Макритчи, к цитате из фламандского фольклорного журнала Ons Volksleven, то узнаем ещё больше:

«Фенлаццеры (народ, обитавший в нашей стране до кельтов) были маленького роста, но отличались большой силой, ловкостью и слыли отличными пловцами; они занимались охотой и рыболовством. В XI в. Адам Бременский так описал их потомков: “У них были большие головы, плоские лица, приплюснутые носы и большие рты. Их жилища располагались в скальных пещерах, которые они покидали в ночное время, чтобы совершать насилия, отличавшиеся кровожадностью”. Кельты, а позднее и представители германских народностей, высокие и крепкие, вряд ли относились к этим маленьким существам как к людям. Скорее они должны были воспринимать их как странные и таинственные создания. И когда эти негры, или фенландеры, опасаясь новых людей, скрытно прожили в своих пещерах довольно длительное время, и особенно когда в конце концов совершенно деградировали или вымерли от бедности, они трансформировались в воображении мечтательных германцев в таинственных существ, в нечто вроде привидений или богов.»

В подстрочном примечании Макритчи пишет: «Непонятно, на чём основывается автор, называя этих людей неграми». Сам он допускает возможность считать низкорослых фенландеров прототипом ависков из гэльских легенд.

Эта история имеет интересные параллели с любопытным преданием Оркнейских островов. В первой половине XV в. епископ Оркнейский Томас Таллок в книге De Orcadibus Insulis («Об Оркадских островах») сообщает подробности этого предания, согласно которому шесть столетий назад архипелаг был заселён папами и карликовым народом. Папы, как утверждают знатоки, — это ирландские священники. А карлики — это пикты. Далее Макритчи приводит фрагмент из книги Бэрри Orkney.

«Ясно, что это не кто иные, как петы, пикты или пики... Скандинавские авторы обычно называют их пики-пети или петы. Некоторые из них используют слово “петиа” вместо “пиктленд” (по саксонской грамматике). Кроме того, в исландских сагах узкий морской пролив, отделяющий Оркней от графства Кейтнесс [Шотландия — Перев.], обычно называют Петленд-фьорд.»

Как замечает Макритчи, то, что находится в древних архивах, поистине удивительно.

Ирландские священники были последователями святого Колумбы, правнука Конолла Гулбана, участвовавшего, по преданию, в жестоких битвах с карликовым народом. Сражения Конолла Гулбана с карликами послужили источником для некоторых сказаний; иногда в этих сюжетах фигурируют и другие легендарные герои. Оставаясь, насколько это возможно, верными подлинной истории, мы получаем следующее описание.

Согласно Дж.Ф.Кэмпбеллу с острова Айлей, Конолл Гулбан был сыном знаменитого Нейла, предка О’Нейлла из Ольстера, и прадедом святого Колумбы. Его приключения начались на северо-западе Ирландии «где-то в начале V в.». После различных испытаний Гулбан попал в «королевство Лохланн», располагавшееся, как считалось, в Скандинавии, о которой в те времена имелось довольно смутное представление. Здесь Гулбана заинтриговало странное сооружение, и он спросил своего проводника:

— Что это там за островерхое здание?

— Это дом Тамхейсгов, самых лучших воинов королевства Лохланн, — ответил проводник.

— Я слышал, как мой дед рассказывал о Тамхейсгах, — сказал Конолл, — но сам никогда их не видел. Пойду схожу к ним.

— Не советую тебе этого делать, — сказал проводник.

Конолл Гулбан, разумеется, пренебрёг этим предупреждением. Он направился прямо во дворец лохланнского короля и вызвал его на поединок. Как свидетельствует запись Кэмпбелла, тот ответил:

«В это позднее ночное время поединок невозможен, но ему [Гулбану] могут предоставить ночлег в доме амгусгов (ависков), где живут восемнадцать сотен амгусгов и ещё восемнадцать раз по двадцать...

Он пошёл туда и вошёл в дом, и не было ни одного амгуиша, который не ухмыльнулся бы ему; увидев это, он тоже оскалил зубы.

— Что означает твоя ухмылка в наш адрес? — спросили его амгусги.

— А что означает ваша в мой? — ответил вопросом на вопрос Конолл.

Они пояснили:

— Смысл нашей ухмылки в том, что твоя свежая королевская кровь утолит нашу жажду, а твоё свежее королевское мясо почистит наши зубы.

На это Конолл сказал:

— Смысл же моей ухмылки в том, что сейчас я найду среди вас самого длинного и головастого и его башкой вышибу всем остальным мозги, а его мозги выбью о другие головы.»

К счастью для доблестного Конолла, маленькие человечки в то время ещё не изобрели свой парализующий луч!

История Конолла Гулбана, увековеченная Кэмпбеллом в West Highlands Tales («Сказания западного Хайленда»), нашла продолжение и в других странах, где он участвовал во множестве замечательных сражений. Например, во Франции Конолл столь же невероятным образом одержал победу над «домом Тамхейсгов, самых лучших воинов, какие только были у французского короля». Макритчи заключает:

«В представленном виде этот эпизод, очевидно, так же невероятен, как и нелеп. Но это не мешает предположить, что основой данной истории могла быть реальная борьба между людьми высокого роста и карликовым народом; а чрезмерное число последних и та лёгкость, с какой герой расправлялся с ними, — это результат приукрашивания событий рассказчиками последующих времён.»

Относительно невозможности сохранения в этом сказании исторической достоверности на протяжении пятнадцати веков, Макритчи добавляет:

«Следует напомнить, что у гэльскоязычного населения устная передача из поколения в поколение родословной и сведений об исторических событиях, с максимально бережным отношением к языку и подробностям, была целой наукой.»

Какова же дальнейшая судьба карликового народа? Карлики, пишет Макритчи в книге Scots Lore («Знания шотландцев», 1895), были уничтожены или скрылись к началу VI в., когда Колумба и его последователи вели религиозную войну с пиктами. В те же времена, утверждает он, ирландцы применяли силу против этого народа и на севере Ирландии. Затем новых хозяев земли охватило смешанное чувство вины и страха к своим старым врагам. С тех пор родились многочисленные слухи относительно духов пиктов, всё ещё странствующих над их землями. А отсюда недалеко до фей и эльфов. Эта теория, обычно упоминаемая как «теория пигмеев», недолго удерживалась под напором данных, собранных историками о пиктах.

Впервые слово «пикты» появилось, как утверждает Уэйнрайт в книге The Problem of the Piets («Загадка пиктов», 1955), в 297 г., и с этого времени так стали называть всех людей, живших севернее Антонинова вала и не являвшихся шотландцами. В первые века нашей эры это были предшественники пиктов, образовывавшие различные группы и называемые «протопиктами». Могли ли пигмеи Макритчи встречаться среди протопиктов? Можем ли мы предполагать, что среди протопиктов находились карлики, которых по ошибке приняли за коренных жителей? Откуда же тогда они пришли? Теория Макритчи приводит лишь к путанице, и забавно наблюдать его замешательство, когда он вынужден сообщить, что фенландеры были не только карликами, но ещё и чернокожими. Может быть, речь идёт об икалах из Северной Европы, когда их история только начиналась?

Обсудив и отвергнув вслед за Хартлендом теорию пигмеев, Эванс-Венц отмечает, что она оставляет открытыми все вопросы об истоках веры в эльфов, поскольку эта вера не ограничивается лишь кельтскими землями, а распространена по всему миру. Так, А.Лэнг в своём введении к изданию 1922 г. книги Кирка пишет: «По крайней мере, на мой взгляд, подземные обитатели из книги Кирка представляют собой не отголоски воспоминаний, передаваемых из поколения в поколение, о реально существовавшем карликовом народе, жившем под землёй (как предполагает Вальтер Скотт), а скорее скрытую память о хтонических существах — Прародителях».

 

Творение фольклора

 

Независимо от того, насколько может быть интересно размышлять о происхождении древних верований, возможность понаблюдать за фольклором в процессе его создания ещё более притягательна. Когда оказывается, что современные слухи содержат в себе сходные элементы, уже интриговавшие поколения учёных, богословов и мыслителей, возникает смешанное чувство изумления и восторга. Когда на базе ВВС Райт-Паттерсон звонит телефон и местное отделение разведки сообщает о мотоциклисте, который только что видел на обочине дороги нечто, описываемое им как летающая тарелка с необычными волосатыми карликами, мы становимся свидетелями уникального соединения современного мира — с его технологией — и древних страхов со всей мощью их внезапности, мимолётности и иррациональности. Мы находимся в очень выгодном положении. Ни Эванс-Венц, ни Хартленд не имели возможности опросить людей, только что наблюдавших изучаемый ими феномен. Большая часть собеседников рассказывала им о давно прошедших днях, об историях, услышанных у камина. А нам, наоборот, кажется, будто мы можем окунуться в ночь и чуть ли не поймать эти существа. Мы идём по горячим следам, буквально наступая им на пятки; воздух по-прежнему возбуждённо дрожит, а серная дымка ещё не рассеялась, когда идёт запись рассказа очевидца.

Возьмём, к примеру, рассказ полковника ВВС, который ехал ночью по пустынному шоссе штата Иллинойс и вдруг заметил странный объект, летевший над его машиной. По словам очевидца, объект напоминал птицу, но его размеры соответствовали небольшому самолёту. Объект захлюпал крыльями и улетел. Когда такого рода истории немного возбуждённо рассказывают подростки, поздно вернувшиеся домой, это понятно. Но полковник ВВС?!

В ноябре-декабре 1966 г. в штате Западная Виргиния начала постоянно появляться некая «птица», названная репортёрами, не страдавшими нехваткой воображения, «человеком-мотыльком». 25 ноября 1966 г. в 7.15 утра 25-летний Томас Юри из Кларксберга встретил это существо близ Пойнт-Плезанта. Это было нечто большое и серое, и двигалось оно со стороны соседнего поля. «Оно поднялось, подобно вертолёту, и, пролетая над моей машиной, изменило направление полёта», — рассказал Юри американскому исследователю Джону Килу, потратившему много дней на сбор материалов в этом районе. Юри увеличил скорость до 120 км в час, но «птица» продолжала небрежно совершать круги над его машиной. На вид она была меньше 2 м в длину, а размах крыльев достигал 2,5-3 м. Другие свидетели, опрошенные Килом, указали также на большие глаза, круглые, красные и лучистые.

«11 января 1967 г. г-жа Макдэниел увидела средь бела дня такую «птицу». Выйдя из дома, она заметила нечто похожее на маленький самолёт, летевший вдоль дороги почти на уровне верхушек деревьев. Когда он приблизился, она поняла, что объект напоминает человека с крыльями. Он устремился вниз, пролетел у неё прямо над головой, сделал круг над расположенным по соседству рестораном и скрылся из виду.»

Г-жа Макдэниел пользуется в своём кругу репутацией разумного и ответственного человека.

Теперь рассмотрим следующее сообщение:

«Незнакомец был высок, худощав и силён. Нос его заметно выдавался, а мощные костлявые пальцы напоминали когти. Он отличался невероятной подвижностью. На нём был длинный ниспадающий плащ, который любят надевать джентльмены, отправляясь в оперу, а также солдаты и бродячие актёры, а на голове — высокий, на вид металлический шлем. Из-под плаща виднелся плотно облегающий комбинезон из какого-то блестящего материала, похожего на тонкую клеёнку или металлическую сетку. На груди висел фонарь. Самое странное — уши у этого существа были короткие и заострённые, как у некоторых животных.»

Может быть, какой-то шутник переоделся в Бэтмена? Это кажется вполне возможным, особенно если принять во внимание тот факт, что «птица» что-то несла на спине, совершала невероятные прыжки, а в одном случае действительно летала. У этого предположения есть только одно но: последний эпизод произошёл не в Западной Виргинии в 1966 г., а в тёмном переулке на лондонской окраине в ноябре 1837 г. Как и в случае с «человеком-мотыльком» из Пойнт-Плезанта, лондонские власти, сколько это было возможно, игнорировали таинственного летающего человека. Наконец один из жителей Пекхэма написал письмо лорд-мэру, и цензуру пришлось снять. По ночам конные дозоры принялись обыскивать округу. Адмирал Кодрингтон учредил награду (так, между прочим, и не востребованную), а Дж.Вайнер в замечательной статье, посвящённой этой таинственной истории, сообщил, будто «сам старый герцог Веллингтонский пристегнул к седёльной луке кобуру и затемно пустился на поиски Джека “Пятки-на-пружинах”».

20 февраля 1838 г. 18-летняя Джейн Олсоп из Олд-Форда (Лондон) услышала настойчивый звонок в дверь. Открыв, она столкнулась с «отвратительным на вид» Джеком «Пятки-на-пружинах». Одежда его сверкала, а на груди висел яркий фонарь. Глаза напоминали два раскалённых огненных шара. Когда девушка закричала, незваный гость схватил её своими пальцами-когтями, но на помощь бросилась сестра. Пришелец выпустил в лицо Джейн струю обжигающего газа, и она упала, потеряв сознание. После этого Джек кинулся бежать, обронив свой плащ, который сразу же был подобран какой-то следовавшей за ним тенью.

«За два дня до этого, о чём стало известно уже после того, как случай в Олд-Форде занял первые полосы газет, г-жа Скейлс из Лаймхауза шла по аллее Грин-Дрэгон — плохо освещённой дорожке возле пивной. Вдруг женщина увидела притаившуюся в тени высокую фигуру и в нерешительности остановилась, поджидая шедшую позади неё сестру.

Сестра, описавшая эту личность как “высокого, худого, извините за выражение, джентльмена”, вскоре подошла и увидела, как тот, отбросив в сторону свой длинный плащ, направил фонарь на испуганную девушку. Не успела та вскрикнуть, как странное синее пламя выплеснулось ей в лицо, и г-жа Скейлс рухнула на землю в глубоком обмороке. После этого Джек спокойно удалился.»

Вайнер полагает, что у Джека на аллее Грин-Дрэгон было назначено свидание и он решил избавиться от нежелательных свидетелей. Через неделю после происшествия в Олд-Форде он постучался в дом г-на Ошворта на Тенер-стрит и спросил хозяина. Слуга, открывший дверь, пронзительно закричал, и Джек убежал. Больше его никогда не видели, по крайней мере в Лондоне. Состоялся ли контакт? Действительно, очень странно, замечает Вайнер, что за два дня Джек посетил два дома, находящихся менее чем в 1,5 км друг от друга, владельцев которых зовут Олсоп и Ошворт. Среди основных свидетелей, как и в Западной Виргинии, оказались две девушки. И в обоих случаях — сёстры. Это похоже на какую-то систему. Но она опять, увы, выглядит абсурдной.

В 1877 г. Джека в облегающих одеждах и блестящем шлеме снова видели в Олдершоте (графство Хэмпшир, Англия). На сей раз он пролетел над двумя часовыми, которые выстрелили в него. Он оглушил их залпом синего огня и исчез. Вайнер полагает, что в конце августа 1944 г. именно Джек стал причиной паники, возникшей в Маттуне (шт.Иллинойс, США). Его видели ночью заглядывающим в окно, «как будто он искал человека, которого знал лишь в лицо». Среди свидетелей в основном были женщины; некоторые из них теряли сознание, когда пришелец направлял на них какое-то устройство; после этого оставался странный резкий запах.

Весной 1960 г. на Сицилии итальянский ювелир Сальваторе Чанчи ехал неподалёку от Сиракуз, и вдруг в луче фар его машины появилось маленькое существо в блестящей одежде и водолазном шлеме. Вместо рук у него были «два маленьких крыла». Чанчи испытал нервный шок.

В субботу 16 ноября 1963 г. четверо молодых людей гуляли около Сэндлинг-Парка, что близ Хайта (графство Кент, Англия). Один из них, 17-летний Джон Флэкстон, описал чувство страха, испытанного всей четвёркой при виде некоего объекта, первоначально принятого за звезду:

«Это было что-то фантастическое. Красновато-жёлтый огонь опускался с неба под углом шестьдесят градусов. Приближаясь к земле, он, казалось, плыл медленнее.»

Как только объект скрылся за деревьями, на соседнем поле неожиданно вспыхнул яркий сверкающий огонь.

«Он парил примерно в трёх метрах над землёй на расстоянии метров восьмидесяти от нас. Казалось, он отслеживал все наши движения, останавливаясь, когда мы останавливались, будто следил за нами, и представлял собой овал примерно четыре с половиной на шесть метров с яркой плотной сердцевиной.

Он исчез за деревьями, и через несколько секунд появилась тёмная, волочащая ноги фигура, вся чёрная, ростом с человека, но без головы. По бокам у неё виднелось что-то вроде крыльев, как у летучей мыши, и она ковыляла в нашу сторону. Мы не стали искать приключений и дали дёру.»

Творение фольклора... От гномиков мы перенеслись в наши дни и встретились с Джеком «Пятки-на-пружинах» и «человеком-мотыльком». И увидели, что набор средств наших визитёров становится всё более определённым. Фонарь Джека и лучевое оружие продолжают присутствовать в современных сказках, в комиксах XX в., в телевизионных сериалах. Но вопрос вот в чём: реален ли феномен? А если нет, то как объяснить преемственность описаний, относящихся к временам, когда не было ни комиксов, ни телевидения?

Итальянский художник Р.Л.Йоханнис в 1947 г., когда «летающие тарелки» уже были известны в Соединённых Штатах, но ещё не существовало никаких документальных данных о посадках, оказался свидетелем замечательного события. Это случилось 14 августа. Он брёл вдоль маленького ручья в горном районе на границе Италии и Югославии и вдруг среди скал заметил большой ярко-красный линзовидный объект диаметром около 10 м. Рядом с ним находились два человека, по виду «дети», но потом он понял, что это какие-то никогда не виданные им карлики.

Оба существа были ростом меньше метра; их лысые головы превышали по размерам человеческие. На зеленоватых лицах без ресниц и бровей выделялись прямые носы, а широкие рты делали их чем-то похожими на рыб. Огромные круглые выпученные глаза светились жёлто-зелёным светом. Складки кожи вместо век образовывали кольца. Когда Йоханнис пошевелился, одно из существ дотронулось до своего пояса, и в тот же миг оттуда вырвалась струя пара и луч света. Йоханниса поразил электрический разряд, и он упал, беспомощный и обессиленный. Собрав все свои силы, он повернул голову и увидел две удалявшиеся фигуры. Спустя несколько секунд их уже не было.

В 1965 г. в ВВС США поступило сообщение о случае, очень похожем на происшествие с Йоханнисом. Мы с д-ром Дж. Алленом Хайнеком предприняли тщетную попытку получить результаты его расследования, проведённого в рамках проекта «Синяя книга» — официальной программы ВВС США по исследованию НЛО, действовавшей в 60-е гг. В конце концов информацию об этом случае по моему совету передали одной гражданской группе, которая провела быстрый, но серьёзный анализ показаний, данных единственным свидетелем, неким г-ном С. Подробности можно найти в превосходной книге руководителей этой группы, супругов Лоренцен. По их словам, «самое захватывающее из всех изученных ими сообщений» касалось случая, происшедшего 4 сентября 1964 г. в горах на севере Калифорнии, примерно в 12 км от Сиско-Гроув. Г-н С., увлечённый охотой, отстал от своих спутников и потерял дорогу. Наступила ночь, и он развёл костёр, чтобы его легче было найти.

Вскоре он увидел в небе свет и принял его за вертолёт, посланный на поиски. Когда же тот остановился и принялся бесшумно парить поблизости, г-н С. понял, что это какой-то необычный объект, и взобрался на высокое дерево, чтобы понаблюдать за ним с более выгодной позиции. Свет облетел вокруг дерева. Г-н С. увидел вспышку, и что-то тёмное упало на землю. Затем С. заметил фигуру, продиравшуюся внизу сквозь заросли, и ещё одну, шедшую с другой стороны. Они подошли к дереву и посмотрели на него. По оценке свидетеля, ростом они были несколько более 1,5 м и одеты в серебристые комбинезоны, укрывавшие их с головой. Потом появилось третье существо. Своим поведением оно напоминало скорее робота, чем животное или человека. Оно казалось темнее других и имело два красновато-оранжевых «глаза». Вместо рта у него было похожее на прорезь отверстие, которое открывалось, как дверца духовки.

Пока г-н С. не потерял сознания, он наблюдал, как странные существа пытались разными способами стащить его с дерева. Обороняясь, он бросал в них горящие клочки бумаги, а потом и одежды; это пугало атакующих и удерживало их на расстоянии. Против него они использовали довольно курьёзное оружие. Если верить сообщению, существо, похожее на робота, опустило свою «нижнюю челюсть», засунуло «руку» внутрь открывшейся прямоугольной полости и выбросило струю дыма в сторону г-на С. Дым струился словно густой туман и, когда достиг г-на С., тот потерял сознание. Эффект воздействия, по словам жертвы, был таким, будто его неожиданно лишили кислорода.

В эту историю трудно поверить: неужели существа оказались не в состоянии забраться на дерево? Если они располагали летающей тарелкой, то почему не подлетели прямо к убежищу г-на С.? Но не менее трудно доказать, что это был всего лишь страшный сон. Ведь когда наутро г-н С. очнулся внизу, привязанный ремнём к дереву, вокруг него валялись все те предметы, которые он, защищаясь, бросал в незнакомцев. Кроме того, имеется описание странного сильнодействующего газа, сыгравшего важную роль как в этой истории, так и в происшествиях, связанных с Джеком «Пятки-на-пружинах», в случае с Йоханнисом и в случае с Сонни Дисвергерсом, имевшем место в августе 1952 г.

Согласно сообщению капитана Руппельта о его расследованиях во Флориде, командир отряда бойскаутов Дисвергерс отправился в лес посмотреть вблизи на какой-то странный свет и столкнулся со страшным существом, которое смотрело на него с башенки диковинной летающей машины. Никогда ничего похожего он не видел.

«Он встал как вкопанный и вдруг заметил маленький огненно-красный шарик, плывший к нему по воздуху. Опустившись вниз, шарик превратился в красное облачко. Сонни бросил фонарь и нож и закрыл лицо руками. Туман окутал его, и он потерял сознание.»

Это сообщение подтверждается докладной запиской, подготовленной Руппельтом 12 сентября 1952 г. после возвращения из западного Палм-Бича. Капитан Руппельт и лейтенант Р.М.Олссон приступили к расследованию события утром 9 сентября.

«Чтобы установить, последовали ли за этим происшествием ещё какие-нибудь события, проигнорированные двумя офицерами службы технической разведки ВВС, было проведено совещание с капитаном Корни. Капитан сказал, что, насколько он знает, больше ничего примечательного не произошло. Его спросили, соответствует ли действительности заявление мистера Дисвергерса о якобы имевшем место анонимном телефонном звонке и прозвучавшей в его адрес угрозе. Капитан подтвердил, что примерно две недели назад Дисвергерс сообщил, будто неизвестные лица звонили ему на работу и угрожали. Ему, среди прочего, велели держать язык за зубами и забыть эту историю, в противном случае он сильно пожалеет об этом.»

Однако последнему не придали большого значения, и капитан Руппельт продолжил расследование, опрашивая людей, знавших руководителя бойскаутов, и особенно самих скаутов, которые были с ним в машине в тот момент, когда он решил пойти в лес посмотреть, что там происходит.

«Дав указание скаутам искать подмогу, если он не вернётся через десять минут, командир отправился в лес. Ребята утверждали, что видели, как мелькал луч его фонаря. С этого момента их рассказы немного отличаются друг от друга.»

Один мальчик показал, что

«не заметил первой вспышки, заинтриговавшей Дисвергерса, однако вскоре после того, как тот ушёл, подумал о летающих тарелках и вернулся в машину. Глядя в окно, он вдруг увидел белый светящийся полукруг диаметром менее 10 см (так!), опускавшийся за деревья под углом 45 градусов. Другие бойскауты этого не видели. Наблюдая дальше за шедшим по лесу Дисвергерсом, он вдруг заметил на поляне вереницу огней... Как только появились красные огни, он увидел, что Сонни “оцепенел” и упал.»

По словам двух других ребят,

«оба они видели Дисвергерса, шедшего по лесу, и луч фонаря, блуждавший среди деревьев; затем на несколько секунд их командир пропал, по крайней мере пропал свет. В следующий момент они заметили череду красных огней. Это напоминало осветительные ракеты. В движении огней не было определённой системы: одни летели вверх, другие — вниз, третьи непрерывно фонтанировали во все стороны. Только таких, разлетавшихся во все стороны огней, было штук шесть-восемь. Тогда ребята побежали вниз по дороге за помощью.»

Итак, мы получили подтверждение реальности красных огней. И, хотя свидетели находились довольно далеко и не могли ощутить их воздействия, всё же важно отметить, что огни «непрерывно фонтанировали» уже после того, как командир отряда (согласно его собственному рассказу о происшествии) потерял сознание.

В этой связи интересно вспомнить слова об эльфах, сказанные более столетия назад Леру де Линчи в его Livre des legendes («Книга легенд»):

«Когда смертные осмеливаются приближаться к ним, те открывают рот, и из него вырывается поток яда, который убивает неосторожного.»

7 октября 1954 г. г-н Маргайон увидел объект, приземлившийся на поле в Монтё (Франция). По форме он напоминал полусферу диаметром около 2,5 м. Свидетель начал задыхаться и в течение всего наблюдения чувствовал себя парализованным. Неожиданно возникающее ощущение нехватки воздуха, отмеченное и в Сиско-Гроув, часто упоминается очевидцами посадок. Мне представилась возможность самому проверить это во время исследовательской поездки в Бразилию летом 1988 г. Среди полусотни свидетелей, рассказывавших мне о близких контактах, многие упоминали о ярком луче, сопровождаемом удушающим газом.

9 октября 1954 г. в Лаву (деп.Виенна, Франция), местный фермер ехал на велосипеде и вдруг остановился, увидев человека, одетого в нечто вроде «водолазного костюма» и направлявшего на него двойной луч света. Незнакомец, у которого, по-видимому, были «ботинки без каблуков», удивительно сверкавшие глаза и волосатая грудь, держал перед собой две «фары», одну над другой.

Спустя 9 дней опять же во Франции, в Фонтене-Торси, супружеская пара сообщила, будто они видели в небе красный сигарообразный объект. Внезапно он спикировал на них, оставив за собой красноватый след, и приземлился в зарослях. Взобравшись на холм, они столкнулись с нескладным человекоподобным существом в шлеме ростом не более метра. Глаза его горели оранжевым светом. Один из свидетелей потерял сознание. Четверо людей из другого места видели объект в полёте. Третья независимая группа свидетелей из города Сансон-ла-Потри видела аппарат, улетавший на запад с громадной скоростью и ярко освещавший местность на 2-3 км вокруг.

Следующие строчки Роберта Херрика, взятые из The Night-Piece to Julia («Ноктюрн для Джулии»), адресованы тем, кто будет расследовать подобные случаи:

 

Её глаза, два светлячка, отданы тебе,

Падающие звёзды благоприятствуют тебе;

И эльфы тоже, чьи маленькие горящие глазки

Похожи на вспышку пламени, помогут тебе.

 

Обитатели НЛО, похожие на древних эльфов, — не инопланетяне. Они — выходцы из иной реальности.

 

Часть вторая

ИНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

 

Пока мы ехали от Берфорда до Стратфорда, я постигла совершенно удивительные и новые для меня вещи, имеющие отношение к тому, что я могу охарактеризовать только как Природа Реальности. Это постижение имело какую-то связь с блестящим диском и оказало на меня глубокое воздействие, послужив причиной того что обычно называют трансформацией личности. Я бы не взялась описать постигшее меня озарение, поскольку почти все религии мира тщетно пытались делать это.

Из письма очевидца автору книги

 

Основной вопрос, который ставит перед нами феномен НЛО: что происходит с людьми во время близких контактов? Реальны ли «похищения»? И если да, то куда отправляются люди?

Здесь вновь полезно обратиться к событиям XX в., имевшим место в Северной Америке, и проследить их связь с многочисленными случаями, происшедшими с разными народами в разные эпохи. Как мы уже видели, Тайный союз похищал людей так же, как и выходцы из Магонии и небесный народ из преданий американских индейцев.

Во второй части книги речь пойдёт о непосредственном взаимодействии людей и этих таинственных существ с точки зрения наших сегодняшних представлений об их физической реальности и об их влиянии на нас.

По мере продвижения от главы к главе читатель всё яснее будет видеть очертания основной идеи, проступающие из мглы человеческих знаний и зыбких мечтаний. Это не просто набор рассказов о встречах людей со странными небесными существами. Это очень древний и широко распространённый миф, который формировал наши верования, наши научные чаяния и наш взгляд на самих себя.

Словом «миф» в этой книге я обозначаю не что-то воображаемое, а, наоборот, нечто совершенно реальное, причём настолько реальное, что оно оказывает влияние на самые основы наших мыслей. Этот миф состоит из четырёх компонентов. Эмоциональный компонент (ему посвящена глава 4) принимает облик некоей космической приманки. Сюда относятся и случаи интимных контактов, которые обычно шокируют или возмущают, однако являются важной составной частью общей проблемы. Далее, в главе 5, мы повстречаемся с небесным компонентом, который включает в себя небесные знамения, рассказы о встречах с ангелами или посланцами других планет — иными словами, всё разнообразие внешнего вмешательства в человеческие дела. Я намеренно использую слово «небесный» вместо более точного и подходящего «внеземной», дабы избежать неправильного понимания этого последнего термина, основательно утвердившегося в современной культуре.

В главе 6 мы затронем наиболее сложную сторону исследований НЛО — психический компонент наблюдений. Этот аспект феномена все официальные и большинство частных исследований постарались обойти стороной, но он существует, и мы не можем больше закрывать на него глаза и стараться о нём не думать. Обычная логика неприменима к паранормальному. Для описания сущности опыта, часто включающего наблюдения, на первый взгляд логически абсурдные, я использую слово «металогика».

Наконец, в главе 7 мы подойдём к наиболее мощному и пугающему аспекту мифа об НЛО — духовному компоненту, который одаривает нас, по моему определению, «морфологией чудес». Все знаменитые чудеса, занесённые в анналы человеческой истории, — от библейских огненного столба и неопалимой купины до явления Пресвятой Девы Марии в Фатиме и видения ангела Морони мормонскому пророку Джозефу Смиту — согласуются с выстроенной нами мифологической схемой. Хорошо понимая, насколько мы всё ещё далеки от истины, я испытываю смешанное чувство трепета и смирения перед подлинными масштабами проблемы, которую мы пытаемся описать в рамках человеческого понимания средствами науки, неподвластной ни дьявольскому жару преисподней, ни божественному благословению, переданному лёгким прикосновением ангельского крыла.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!