Глава 5. НЕБЕСНЫЙ КОМПОНЕНТ: ЗНАМЕНИЯ



Видения

 

«Они говорят на всех языках Земли. Они знают всё о прошлом и будущем всего человечества и каждого человека в отдельности».

Это заявление было сделано в 1968 г. испанским служащим, утверждавшим, будто он с 1954 г. находится в контакте с инопланетянами. «Обитатели планеты Вольф-424 (так!) живут среди нас, приняв человеческое обличье. Эта миролюбивая цивилизация значительно опередила нас в своём развитии. У меня с ними установлен постоянный контакт. Они пишут мне или звонят, и тогда мы встречаемся».

Как же он вступил в контакт с этими высокоразвитыми существами? Оказывается, в 1954 г. в Мадриде «тарелка» сбросила в университетском саду камень, покрытый тайными письменами. Фернандо Сесма тщательно перерисовал все эти значки, и вскоре установилась двусторонняя связь. Такие вот абсурдные истории лежат в основе многих современных культов, породивших самые настоящие секты.

Похожие фантастические слухи распространялись и в Великобритании. Британские учёные, как утверждалось, вступили в контакт с таинственным космическим радиоисточником и по просьбе инопланетян под покровом строжайшей секретности приступили к каким-то работам. Некоторые из этих учёных исчезли. Инопланетяне надеялись посредством контакта взять под контроль развитие нашей цивилизации. С какой целью? Я сам получил несколько писем от людей, утверждавших, будто они состоят в тайных организациях, чьи штабы находятся — дословно — «за пределами нашего мира». Они сообщили мне, что в задачу их объединений входит препятствовать человечеству в освоении космического пространства. Другие же участники контакта заявляли прямо противоположное. Таким образом, вера в существование внечеловеческого контроля за судьбами землян так же стара, как и обыкновенная политика.

Так, мадридский репортёр Армандо Пуенте утверждал, будто Сесма за три месяца предупредил его о предстоящем покушении на Роберта Кеннеди. Кроме того, Сесма «предсказал» волну наблюдений НЛО в Аргентине (гораздо более лёгкая задача!).

Аналогичная способность, которую люди приписывают обитателям тарелок, некогда была прерогативой эльфов и фей. В эту способность в равной степени верили и невежественные средневековые крестьяне, и учёные мужи. Поэтому одним из первых вопросов, которые инквизиторы задали Жанне д’Арк, был такой: «Знала ли ты что-нибудь или принимала ли участие в сборищах, устраиваемых у источника фей близ Домреми, вокруг которого пляшут злые духи?» Ещё один вопрос и ответ на него были записаны в следующем виде: «Когда её спросили, знала ли она (до сего дня), что феи — это злые духи, [она] ответила, что не знала».

Не касаясь всей проблемы колдовства, важно подчеркнуть непрерывность верований, идущих от примитивной магии через мистический опыт и веру в волшебство, через религию к современным похищениям людей летающими тарелками. Изучение колдовства показало, что эти сюжеты тесно переплетены между собой. В данной главе, не затрагивая индивидуальной веры, мы обратимся к социальному значению вполне реальных слухов независимо от того, истинна или ложна их основа.

Сила видений лучше всего прослеживается на примере ряда вошедших в историю человечества «чудес». В 1852 г. в Ноке (Ирландия), свидетели созерцали Деву Марию в сопровождении светящихся существ:

«Она стояла, вытянув руки вверх и в стороны. В такой позе никто из свидетелей до этого никогда не видел её ни на картинах, ни в скульптурных изображениях.»

Трое свидетелей обратили внимание на её босые ноги. Бриджет Тренч, захваченная зрелищем, бросилась навстречу видению, желая облобызать ноги Богородицы. Но её руки обхватили пустоту.

«Пытаясь обнять Деву, я ничего не почувствовала, кроме стены, но фигуры выглядели такими объёмными и живыми, что я никак не могла понять и удивлялась, почему руки не ощущают того, что так ясно и отчётливо видят глаза.»

Бриджет ещё отметила, как сильно лил тогда дождь, и добавила:

«Я потрогала землю руками — она была абсолютно сухой. Ветер дул с юга, прямо в сторону фронтона, но в ту его часть, где находились фигуры, ни одна капля дождя не попадала.»

Св. Иоанн стоял немного в стороне от остальных фигур. Одетый словно епископ, он в левой руке держал большую открытую книгу. Пальцы правой руки были подняты в наставительном жесте. Один из свидетелей, Патрик Хилл, подошёл достаточно близко, чтобы рассмотреть в книге строчки и буквы.

Когда о видении дали знать приходскому священнику, тот предположил, что это, должно быть, отражение от цветных витражей церкви, и спокойно провёл остаток вечера, не выходя из дому. Явление продолжалось несколько часов. Вымокнув насквозь, очевидцы вернулись домой только к полуночи. На следующее утро уже ничего не было видно.

Спустя 10 дней после происшествия глухой ребёнок обрёл слух, а слепой от роду прозрел, совершив паломничество в Нок. Вскоре каждую неделю стало происходить по 7-8 исцелений.

«Находившийся при смерти человек, которого в дороге, пока его везли в Нок, рвало кровью и который по прибытии получил последнее причастие от архидиакона, мгновенно исцелился, как только выпил немного воды с растворённым в ней кусочком цемента от фронтона.»

Всё это случилось в тяжёлые для ирландской католической церкви времена. Большинство священнослужителей, близких к архидиакону Кавана, сомневались и относились к происходившему неодобрительно. Как позднее в Лурде и Фатиме, духовенство вначале пыталось отмежеваться от паломничества. Оно даже обратилось с просьбой к местным и национальным газетам воздержаться от широкой огласки видения, однако пресса, настроенная против католицизма, напечатала насмешливые комментарии.

Были, естественно, предприняты попытки объяснить явление с помощью физики. По просьбе комиссии по расследованию, образованной архиепископом Туамским, профессор из Мейнута провёл специальный эксперимент. В присутствии 20 священников он с помощью «волшебного фонаря»[4] спроецировал картинку на фронтон и установил, что видение не могло быть результатом фотографической мистификации. Позднее корреспондент лондонской газеты Daily Telegraph устроил самостоятельную проверку и заявил следующее: «Какая бы причина ни лежала в основе видений, действие “волшебного фонаря” в любом случае следует исключить».

Многие детали этой истории сходны с сообщениями о наблюдениях НЛО: необычный пульсирующий огненный шар, светящиеся существа внутри или около него, отсутствие дождя в том месте, где наблюдалось видение, и, наконец, предполагаемые чудесные исцеления. Всё это присутствует и в современных рассказах об НЛО.

Для тех, кто не следит внимательно за специальной литературой по НЛО, чудесные «исцеления» могут показаться неожиданными. Однако вот, к примеру, сообщение из Дэмона (шт.Техас), от 3 сентября 1965 г. У полицейского, облученного светом, исходившим из парившего объекта, мгновенно зажила рана на руке. Или сообщение из Петрополиса (Бразилия) от 25 октября 1957 г., в котором говорится, что умиравшая от рака девочка была спасена благодаря фантастической операции, выполненной двумя мужчинами, спустившимися с неба. Или случай с доктором X — французским медиком, который в октябре 1968 г. наблюдал около своего дома два странных объекта и мгновенно исцелился от обширной гематомы и разновидности паралича.

Случай в Ноке нельзя назвать самым замечательным примером схожести религиозных видений и наблюдений НЛО; к этому сюжету мы ещё вернёмся в главе 7. И, хотя это событие произошло в Ирландии, оно имеет мало общего с классическими особенностями веры в эльфов.

Все наиболее типичные черты подобных инцидентов вобрало в себя событие, происшедшее на рассвете в субботу 9 декабря 1531 г. в Мексике. Помимо громадного социального и психологического воздействия, оно оставило и материальные следы, которые всё ещё можно увидеть и которые до сего дня являются объектом глубочайшего поклонения.

57-летний индеец из племени ацтеков Хуан Диего, чьё настоящее имя Нахуатль означало «Поющий орёл», шёл в церковь в Тлалтелолко близ Мехико. Вдруг он остановился как вкопанный, услышав приятное и мелодичное пение птиц. Было очень холодно, и ни одна порядочная птица не стала бы петь в такое время, однако ласкающая слух мелодия продолжала звучать, а потом внезапно оборвалась. Чей-то женский голос произнёс его имя: Хуан Диего. Голос доносился с вершины холма, окутанной «морозной дымкой и светящимся облаком». Поднявшись на холм, индеец увидел её. Как пишет Этель Кук Элиот в книге A Woman Clothed with the Sun («Женщина, облачённая в солнце»):

«Ещё не рассвело, но Хуан стоял будто против солнца, так как от всего её тела — с головы до ног — истекали золотые лучи. Это была мексиканская девушка лет четырнадцати изумительной красоты.»

Похоже на прекрасное начало для классического сказочного видения. Но из последующего разговора Хуан Диего узнал, что девушку зовут Мария и что она желает видеть именно на этом месте храм. «А теперь ступай в Теночтитлан [Мехико] и расскажи епископу всё, что ты видел и слышал».

Такое было проще сказать, чем сделать. Бедные индейцы не имели обыкновения ходить в испанскую часть города, а тем более — в резиденцию епископа. Но Хуан, набравшись смелости, быстро спустился с холма и обратился к епископу Фрею Хуану де Зумарраге с просьбой выслушать его. Епископ, хотя и выказал расположение к индейцу, естественно, не поверил ни единому его слову. Хуан вернулся обратно, вновь встретил девушку и посоветовал ей отправить к епископу более подходящего посланника.

«Послушай, сын мой, — живо ответила она. — Я могла бы послать многих. Но ты тот единственный, которого я выбрала для этого дела. Итак, завтра утром снова иди к епископу. Скажи ему, что тебя послала Дева Мария, и напомни о моём сильном желании видеть на этом месте храм».

На следующее утро Хуан Диего вернулся в Мехико и опять встретился с терпеливым епископом. Индеец был так настойчив, а его рассказ казался таким искренним, что Фрей Хуан де Зумаррага заколебался. Он велел Хуану попросить у видения какое-нибудь осязаемое знамение, а двум своим слугам приказал следовать за индейцем и наблюдать за его действиями. Слуги шли за Хуаном по городу, отметили, что он ни с кем не разговаривал, и видели, как он взбирался на холм, а затем... исчез. Они обыскали окрестности, но не нашли никаких его следов! (Вновь прекрасная волшебная сказка.) Но Хуан таки поднялся на холм и передал видению просьбу епископа. Девушка ответила:

«Очень хорошо, сын мой. Приходи завтра на рассвете и получишь знамение. У тебя из-за меня много неприятностей, но я воздам тебе за них. Иди с миром и отдыхай».

На следующее утро Хуан не пошёл на свидание. Его единственный родственник — родной дядя — был при смерти. Целый день Хуан провёл у его постели, пытаясь облегчить страдания больного, и покинул его только во вторник, отправившись за священником. Когда он бежал в Тлалтелолко, видение снова преградило ему дорогу. Смущённый Хуан принялся объяснять, почему не выполнил указаний, но девушка промолвила:

«Сын мой, ты не должен горевать и бояться. Не здесь ли я, твоя Матерь? Разве ты не под моей защитой и покровительством? Твой дядя не умрёт. Как раз сейчас к нему возвращается здоровье. Теперь тебе нет смысла никуда торопиться, и ты можешь спокойно выслушать меня. Поднимись на вершину холма, нарви растущие там цветы и принеси их мне».

Хуан Диего хорошо знал: на вершине холма нет никаких цветов. В середине декабря их там просто и не могло быть, однако, достигнув места, он увидел кастильские розы «с покрытыми росой лепестками». Хуан сорвал их и, спрятав от жестокого мороза в длинную индейскую накидку — тильму, — принёс видению. Та аккуратно разложила цветы, сваленные в накидку, завязала два нижних угла типьмы у него на шее так, чтобы ни одна роза не выпала, и, посоветовав Хуану никому не показывать свою ношу, кроме епископа, которому и предназначалось это знамение, исчезла. Больше Хуан Диего никогда её не встречал.

Слуги в резиденции епископа принялись подшучивать над индейцем-фантазёром. Они «пихали его со всех сторон» и пытались выхватить цветы. Но, увидев, что розы будто растворяются, стоит только протянуть к ним руку, они, изумлённые, оставили его в покое. Хуан вновь предстал перед епископом.

«Хуан Диего поднял руки и развязал на шее концы грубой ткани. Тильма распахнулась, и из неё посыпались цветы (Хуан думал, что они и есть то самое драгоценное знамение), образовав на полу беспорядочную груду. Увы, они никак не напоминали букет, заботливо уложенный Пресвятой Девой! Однако смущение, охватившее Хуана из-за этой неловкости, было несравнимо с тем, какое он испытал потом. Не прошло и нескольких секунд, как епископ вскочил с кресла и бросился на колени перед Хуаном; за ним последовали все присутствовавшие в комнате.»

Епископ стоял на коленях перед тильмой Хуана, и, как отмечает Этель Кук Элиот, «с тех пор ей поклоняются миллионы людей», поскольку она размещена над высоким алтарём базилики Девы Марии Гуадалупской в Мехико. Тильма сделана из двух сшитых вместе кусков ткани, сотканной из манговых волокон, общим размером 1 м на 1 м 70 см. На этом грубом материале цвета необработанного льняного полотна можно видеть прелестную фигуру ростом 1 м 40 см.

«Окружённая золотистыми лучами, она как будто выступает из световой оболочки, ясно различимая и восхитительная каждой своей чёрточкой и цветовым оттенком. Голова очень изящно слегка наклонена вправо ровно настолько, чтобы уклониться от длинного шва. Глаза опущены вниз, но зрачки видны. Это создаёт впечатление неземной нежности и привлекательности. На зеленовато-синей мантии, покрывающей голову и ниспадающей до ног, разбросаны золотые звёзды, а край отделан чистейшей золотой нитью. На розовой тунике кружевами вышиты золотые цветы. Внизу находится полумесяц, а ещё ниже, по-видимому, голова и руки херувима.»

Дядя Хуана выздоровел. Он был настолько слаб, что, ожидая священника, даже не смог выпить лекарство, приготовленное заранее племянником. Вдруг он увидел, как комната наполнилась мягким светом. Прямо перед ним появился светящийся девичий силуэт. Дева уверила его, что он вскоре поправится, и рассказала о миссии, порученной Хуану Диего. Потом она добавила: «Взывай ко мне и к моей иконе святой Марии Гуадалупской». Так или примерно так были поняты её слова.

В последующие шесть лет более восьми миллионов индейцев приняли христианскую веру. И сегодня к тильме Хуана Диего всё ещё приходят до полутора тысяч человек ежедневно, чтобы склонить перед ней колени.

Этот рассказ напоминает некоторые важные детали многих рассмотренных нами историй об эльфах: таинственная приятная музыка, извещающая о приближении эльфов; цветы (и снова розы), растущие в невероятных местах; наконец, знак, вручённый человеческому посланнику и меняющий свою природу после того, как удалились эльфы (подобно углю, данному повивальной бабке гномами и превратившемуся в золото). Похожие символы встречаются во множестве сказок. Действительно, невозможно удержаться от того, чтобы не вспомнить слова Хартленда из его книги Science of Fairy Tales («Наука волшебных сказок»): «Этот акт дарения как будто ничего не стоящего предмета, который при соблюдении определённых рекомендаций прямо на глазах превращается в нечто совершенно противоположное, имеющее огромную ценность, является для эльфов обычным делом. Это одно из наиболее очевидных проявлений сверхчеловеческой силы». И, наконец, последний аспект — космический символизм, полумесяц в ногах Пресвятой Девы, прямо как в Апокалипсисе:

«И явилось на небе великое знамение — жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд» (Отк. 12, 1).

 

Обман в действии

 

Что всё это означает? Насколько обоснованно проведение параллелей между религиозными видениями, верой в эльфов, историями о карликовых существах, обладающих сверхъестественной силой, рассказами вековой давности о воздушных кораблях в Соединённых Штатах и современными сообщениями о приземлениях НЛО?

Я готов решительно утверждать, что обоснованно, поскольку механизм, порождающий эти различные верования, один и тот же. Их социальный контекст и их воздействие на людей неизменны. Поэтому решающим становится изучение этого глубоко скрытого механизма. Совсем недостаточно заниматься лишь познавательной стороной проблемы — являются ли НЛО материальными объектами или нет. Попытка понять смысл и намерения так называемых летающих тарелок так же тщетна, как и погоня за эльфами, когда преследователь не в состоянии отличить видимое от реального. Феномен имеет устойчивые, неизменные признаки, часть которых мы попытались определить и чётко обозначить. Но мы обязательно должны отметить и хамелеоноподобный характер вторичных черт наблюдений: форма объектов, внешний вид «пилотов» и их высказывания меняются в зависимости от той культурной среды, в которой они оказываются.

В историях о воздушном корабле (см. главу 2) большинство бородатых личностей, совершивших в 1897 г. посадки на Среднем Западе или в каких-нибудь других местах, просили колодезную воду, медный купорос или ещё что-то в этом роде. Рассказы очевидцев выглядели вполне здраво, хотя и казались несколько странными американским фермерам того времени. Сам воздушный корабль соответствовал тогдашним представлениям о сложном летательном аппарате: у него были колёса, турбины, крылья, мощные прожекторы. Но есть одно обстоятельство, о котором мы пока ещё не упоминали: воздушный корабль, вполне правдоподобный для очевидцев 1897 г., отнюдь не является таковым для нас. Мы знаем, что подобный аппарат, судя по его описаниям, не в состоянии летать, если только его внешний вид не был предназначен для введения в заблуждение потенциальных свидетелей. Но если это так, то зачем? И что это было? В чём состояла цель такой мистификации?

Может быть, воздушный корабль, как и шалости эльфов или летающие тарелки, является настолько хорошо организованным обманом, что его образ способен глубоко проникнуть в человеческое сознание, а затем забыться, как периодически забывают о посадках НЛО и как забывали в средние века облик сверхъестественных существ? Но забыто ли всё это на самом деле?

Действия людей основаны на воображении, вере и убеждениях, но не на объективных наблюдениях; это хорошо знают военные и политики. Даже наука, претендующая на рациональное развитие своих методов и теорий, подвержена воздействию эмоций, прихотей или страхов. Управлять воображением индивида — значит, формировать судьбу всего человечества.

Обходя стороной вопрос о физической природе НЛО, мы должны сосредоточить внимание на более сложной проблеме: их воздействии на наше воображение и нашу культуру. Сегодня невозможно оценить, как в перспективе феномен НЛО повлияет на наши взгляды на науку, религию, на освоение космоса. Между тем, похоже, он всё же достигает желаемого результата. И своеобразная особенность этого механизма такова, что он одинаково воздействует как на тех, кто «верит», так и на тех, кто сомневается в его физической реальности.

Пока мы можем сделать лишь одно наблюдение: существует возможность формирования у большой части общества веры в реальность сверхъестественных существ, летающих машин, в множественность обитаемых миров путём организации тщательно обставленных показов, детали которых уже усвоены культурой и символикой соответствующих эпох и территорий.

Может быть, встречи с обитателями НЛО предназначены для управления нашими верованиями? Обратимся к их изменчивому характеру. В Соединённых Штатах они появляются в виде чудовищ из научно-фантастических романов; в Латинской Америке — кровожадны и сразу вступают в схватку; во Франции — ведут себя благоразумно, по-картезиански, как миролюбивые туристы. Ирландские джентри, если верить их представителям, были аристократическим народом, организованным на манер военно-религиозного ордена. Пилоты воздушного корабля напоминали сильные личности со всеми характерными чертами, присущими американским первопроходцам.

Для иллюстрации сказанного обратимся к следующему случаю. Дата: 23 октября 1954 г. Место: окрестности Триполи (Ливия). Около 3 часов ночи итальянский фермер увидел летательный аппарат, приземлившийся в десяти метрах от него. Он напоминал яйцо, расположенное горизонтально. Его верхняя, прозрачная половина была залита очень ярким светом, а нижняя казалась металлической. В носовой части по бокам имелись две двери, а в центральной — внешняя лестница. В задней части находились два вертикально расположенных колеса, одно над другим, и две торчавшие из них цилиндрические трубки. Во время посадки аппарат издавал звук, похожий на работу компрессора, «используемого для надувания автомобильных камер». Ничего похожего на пропеллер не наблюдалось. Над фюзеляжем возвышались две антенны, одна позади другой, а внизу располагалось нечто вроде шасси с шестью колёсами (две пары в головной части аппарата и одна сзади). Размеры машины составляли 5-6 м в длину и 2,5-3 м в ширину. Внутри находились 6 человек в желтоватых комбинезонах и противогазах. Один из них снял противогаз и стал дуть в какую-то трубку. Его физиономия напоминала обыкновенное человеческое лицо.

Когда очевидец приблизился к объекту и коснулся лестницы, его отбросил на землю сильный электрический удар. Один из пилотов сделал такой жест, как будто хотел предупредить свидетеля, чтобы тот в своих же интересах держался подальше от аппарата. Другой пилот вынул какое-то колесо, потом положил его на прежнее место, а затем нажал на кнопку какого-то небольшого устройства, и колесо закрыла крышка. Внутри кабины стояло что-то вроде радиоприемника, опутанного проводами, за которым сидел оператор в наушниках. Каждый из шести пилотов был занят своей приборной панелью.

Всё это продолжалось минут двадцать. Потом объект бесшумно поднялся на 45 м над землёй и улетел на восток с ошеломляющей скоростью.

Следы, оставленные колёсами шасси на мягком грунте, позднее были сфотографированы. Они напоминали следы от обыкновенных резиновых колёс. Их длина составляла всего около 60 см.

Если бы существовала возможность создания идеальных, обладающих массой трёхмерных голограмм и их транслирования в иную эпоху, я бы предположил, что именно это и видел фермер. С помощью такой гипотезы мы могли бы объяснить и многие другие видения. Часто во время наблюдений НЛО, а также и религиозных чудес фигуры представляются трёхмерными изображениями, чьи ноги не касаются земли. Но как же тогда быть с другими материальными проявлениями, физическими воздействиями, такими, как электрические удары?

После прочтения сообщения о ливийской посадке возникает соблазн предположить, что фермер вовсе не случайно наблюдал маневры межпланетных визитёров, а был намеренно подвергнут воздействию этого хорошо подготовленного показа, предназначенного для того, чтобы быть запечатлённым и переданным дальше: отсюда и противогазы, и приборные панели, а также радиоприёмник, «опутанный проводами».

То же самое справедливо и для другого, итальянского случая, имевшего место 24 апреля 1950 г. в Аббиат-Буаззоне, близ Варесе:

«Примерно в 22 часа Бруно Факкини, услышав какие-то звуки и увидев вспышки, решил, что это гроза; но вскоре он заметил тёмную массу, зависшую между столбом и деревом в 200 м от его дома. Затем появился человек в плотно облегающем костюме и шлеме на голове; он как будто собирался делать ремонт. Ещё три фигуры уже трудились возле огромного летательного аппарата. Когда работа была закончена, люк, из которого вырывался свет, закрылся, и объект улетел.

Вот ещё некоторые подробности: объект издавал звук, похожий на гул гигантского улья, а воздух вокруг него казался невероятно горячим. Две фигуры стояли на земле около лестницы, третья — на телескопическом подъёмнике, нижняя часть которого упиралась в землю. В руках у этой фигуры были какие-то трубки. Они-то и генерировали вспышки, замеченные Факкини. Рост пришельцев составлял примерно 1 м 70 см, и одеты они были в серые водолазные костюмы. Через овальное прозрачное стекло просматривались лица, скрытые серой маской. Из нижней части маски на уровне рта выходила гибкая трубка. У каждого к голове крепились наушники. Внутри аппарата виднелось нечто похожее на кислородные баллоны и много-много всяких циферблатов. Когда Факкини предложил свою помощь, люди обменялись между собой гортанными звуками, а один из них вынул откуда-то из-за пазухи приборчик, похожий на фотоаппарат, и направил на Факкини луч света, отбросивший его на несколько метров. Затем Факкини подхватил воздушный поток и снова бросил на землю. Не обращая больше на него внимания, люди встали на подъёмник и вернулись в аппарат, который тут же улетел. После бессонной ночи Факкини вернулся на место происшествия и нашёл несколько кусочков металла, оставшихся после пайки, а также четыре круглых отпечатка и пятна вырванной травы. Он рассказал о своём наблюдении только спустя 10 дней, когда врач, осмотревший его синяки, оставшиеся после падения, посоветовал ему обратиться в полицию. Специалисты Министерства обороны, исследовавшие образцы металла, обнаружили в них “антифрикционный материал, обладающий высокой жаростойкостью”. Свидетелями этого происшествия были и другие люди, но их опрашивали частные расследователи.»

Был ли г-н Факкини преднамеренно подвергнут воздействию инсценированного явления космических пришельцев? Какова может быть цель столь тщательно продуманной мистификации? Кто может позволить себе затеять такое сложное дело ради столь мало видимого результата? Способно ли человеческое воображение на подобный самообман? Или мы должны допустить, что некая высокоразвитая цивилизация из далёкого космического пространства и иного времени на протяжении двух последних тысячелетий показывает нам трёхмерные космические представления, пытаясь направить развитие человечества? Если это так, то заслуживает ли она нашей благодарности?

Или же мы имеем дело с параллельной вселенной, с другим измерением, где живут похожие на нас люди и куда мы можем отправиться, лишив себя возможности вернуться в настоящее? Являются ли эти существа только полулюдьми, которым для поддержания контакта с нами требуются смешанные браки с земными мужчинами и женщинами? Не в этом ли источник тех многочисленных сказаний и легенд, где генетика играет большую роль: символика Пресвятой Девы в оккультизме и религии, волшебные истории о повитухах и подменышах, интимные детали в сообщениях о летающих тарелках, библейские сказания о женитьбе ангелов Господних на земных женщинах, чьи отпрыски были исполинами? Не из этой ли таинственной вселенной сверхсущества посылают к нам объекты, способные в любой момент исчезнуть и вновь материализоваться? Может быть, НЛО скорее некие «окна», чем «объекты»? Сегодня мы не располагаем какими-либо доказательствами, подтверждающими эти предположения, но всё же с точки зрения исторического постоянства феномена трудно найти им альтернативу, если не отвергать реальности всех этих фактов, что, конечно, было бы предпочтительнее для спокойствия нашего рассудка.

Пока ещё не пришло время для разрешения этой проблемы. Если же нам абсолютно необходимо во что-то верить, мы можем присоединиться к одной из многочисленных групп людей, у которых на всё есть свои, готовые «ответы». Прочитайте книги Д.Мензела или отчёт Э.Кондона — превосходные образцы научной беззаботности. Или подпишитесь на журналы, «доказывающие», что «летающие тарелки действительно существуют и прилетают из далёкого космоса». Я пишу не для таких людей, а для тех немногих, кто уже через всё это прошёл и достиг более высокого и совершенного уровня восприятия, для тех, кто распознал многочисленные кошмары человеческой истории, для тех, кто уже понял тонкие механизмы коллективного бессознательного.

 

Догадки

 

Кому-то может показаться бессмысленным построение догадок вокруг тайны, которая по всем признакам до сих пор остаётся непознанной. Но в этой книге мы уже видели, что феномен НЛО оставил целую серию отметин в представлениях и взглядах наших современников в форме, не только поддающейся распознанию, но даже имевшей свои прецеденты. Представляется не лишённой смысла попытка разработать строгие тесты, как социологические, так и физические, чтобы установить, содержат ли в себе описанные очевидцами явления заранее обусловленную цель или нет.

Всякий раз, когда обнаруживаются необычные обстоятельства, человеческому сознанию свойственно анализировать их до тех пор, пока они на некотором уровне не облекаются в рациональные формы. Однако вполне возможна ситуация, когда природа сталкивает нас со столь сложно организованными обстоятельствами, что наши визуальные и логические ошибки полностью затмевают опознаваемую форму. Учёные не найдут ничего нового в этом утверждении. История науки свидетельствует о прогрессе в двух направлениях: в усовершенствовании исследовательской техники и в улучшении аналитических методов. Кроме того, предположение о возможном существовании во Вселенной разумных существ, обнаруживающих такую организацию, модель которой нельзя построить на основе наших современных понятий, также теоретически правдоподобно. Поступки этих существ непременно будут казаться беспорядочными и абсурдными или вообще останутся незамеченными, особенно если эти существа владеют физическими средствами выхода в любой момент за пределы сферы человеческого восприятия или в другие измерения. Такие физические действия останутся в научных архивах как некие чисто случайные события, легко объяснимые инструментальными погрешностями или разнообразными естественными причинами.

Рассматривая феномен НЛО как особую часть гораздо более фундаментальной проблемы, мы должны осознавать возможность двоякой перспективы: неразрешимость проблемы вообще и продолжение проявления феномена на очень длительном отрезке времени; это справедливо независимо от того, является ли феномен по своей природе естественным или искусственным.

Развитие нового мифа, взращённого на этой двойственности, вполне предсказуемо. При отсутствии рационального разрешения тайны и благодаря значительному общественному интересу к проблеме вполне вероятно, что в предстоящие годы все разновидности шарлатанства будут использовать феномен в своих целях, хотя точно предсказать, в какие это выльется формы, конечно, невозможно. Может быть, мы явимся свидетелями зарождения нового мифологического движения, которое в конечном счёте даст нашему технологическому веку свой Олимп или свою Вальхаллу независимо от того, будем ли мы рассматривать такое развитие как достояние нашей культуры или как её несчастье. Так как многие наблюдения феномена НЛО кажутся достаточно достоверными и в то же время противоречащими научному знанию, образующийся при этом логический вакуум человеческое воображение пытается заполнить своими собственными фантазиями. Подобные ситуации часто наблюдались и в прошлом, и они дали наиболее сильные и основополагающие формы религиозной, поэтической и политической активности. Вполне возможно, что и феномен НЛО даст толчок аналогичным процессам, поскольку его проявления совпадают с возрождением интереса к технике в системе человеческих ценностей.

Это справедливо, ибо наука представляет собой такой деятельный процесс, при котором необъяснимые эмоциональные аргументы могут трансформироваться в системы организованных «подпроблем», способствующих рациональному осмыслению необходимости проявления интереса к проблеме НЛО. Поэтому разговор о том, что феномен НЛО не является «научной» проблемой, или даже просто постановка такого вопроса представляются полной нелепостью. Научной проблемы как таковой не существует; есть человек, который видит проблему и решает её со своей точки зрения, научна она или нет. Наука — это продукт человеческого интеллекта, а не какая-то характеристика, которой мы вольны наградить или, наоборот, лишить любой непонятный феномен, встречающийся на нашем пути.

Для учёного правомерна только такая постановка вопроса: может ли феномен быть изучен сам по себе или же он является частью более сложной проблемы. В данной книге сделана попытка проиллюстрировать этот последний подход. И мой вывод состоит в том, что феномен НЛО даёт нам уникальную возможность наблюдать за фольклором в процессе его создания и черпать научный материал из глубочайшего источника человеческого воображения. Будущие исследователи нашей цивилизации обрушат на нас своё презрение, если мы допустим утрату такого материала, ибо «предание — это метеор, который, единожды упав, не разгорится вновь».

Если же мы решили сделать некоторые первостепенные заключения, опирающиеся на существующие данные, тогда из нашего анализа довольно отчётливо вытекают пять основных положений:

Положение 1. С середины 1946 г. во всех странах начали весьма активно распространяться красочные слухи, источником которых стали многочисленные наблюдения неизвестных аппаратов, отмеченные в сельской местности, материальные следы, оставленные этими машинами, и их разнообразные воздействия на людей и животных.

Положение 2. Если из этих слухов извлечь лежащие в их основе архетипы, то внеземной миф окажется очень близким к вере кельтских народов в эльфов, к наблюдениям учёных мужей прошлых веков и к широко распространённой вере всех народов в существа, чьи физические и психологические описания ставят их в один ряд с современными уфонавтами.

Положение 3. Эти существа, которых свидетели, по их утверждению, видели, слышали и даже трогали, принадлежат к разнообразным биологическим типам. Среди них встречаются создания гигантского роста, существа, неотличимые от людей, крылатые существа и всякого рода чудища. Однако большая часть так называемых пилотов карлики, образующие две основные группы: 1) волосатые существа со смуглой кожей, похожие на гномов средневековых легенд, с маленькими сверкающими глазками и низкими, грубыми, «старческими» голосами; 2) существа, соответствующие средневековым описаниям сильфов или эльфов из волшебных историй, похожие на людей, но с несоразмерно большими головами и серебристыми голосами. Судя по описаниям, встречались существа как с дыхательными аппаратами, так и без них. В одном и том же сообщении могли соседствовать создания разного вида.

Положение 4. Поведение этих существ, судя по сообщениям очевидцев, столь же абсурдно, как и нелепый внешний вид их летательных аппаратов. В многочисленных случаях разговоров с ними отмечалось их неизменное желание ввести собеседника в заблуждение. Это справедливо для всех известных случаев, начиная от встреч с джентри на Британских островах и бесед с пилотами воздушного корабля в 1897 г. на американском Среднем Западе и кончая дебатами с «марсианами» в Европе, Северной и Южной Америке и в других местах. Из-за столь абсурдного поведения профессиональные учёные держатся подальше от тех районов, где имеет место известная активность. Это же способствовало и тому, что «тарелочный миф» приобрёл религиозно-мистическую окраску.

Положение 5. Механизм видений в легендарное, историческое и настоящее время один и тот же и действует в рамках модели религиозных чудес. Некоторые случаи, нашедшие отражение в официальных изданиях католической церкви (такие, как происшествия в Фатиме и Гуадалупе), были фактически — если использовать точное определение — ни чем иным, как проявлением феномена НЛО, когда существо передавало послание, содержание которого больше касалось религиозной веры, нежели космоса или техники.

Опираясь на эти пять положений, я считаю правдоподобными следующие три суждения:

Суждение 1. Поведение высокоразвитой цивилизации совсем не обязательно должно представляться человеку логичным. Учёные, игнорирующие сообщения об НЛО, поскольку «разумные пришельцы, очевидно, так бы себя не вели», просто не задумывались серьёзно о проблеме внечеловеческого разума. На самом же деле наблюдения и выводы сходятся на том, что любое действие высокоразвитой цивилизации непременно должно казаться абсурдным для наблюдателя, стоящего на более низкой ступени развития. И это нисколько не препятствует контакту и даже соседству, о чём наглядно свидетельствует повседневная жизнь на нашей планете, где переплетается деятельность людей, животных и насекомых несмотря на различный уровень организации их нервной системы.

Суждение 2. Если мы призна́ем, что природа и структура времени так же сильно озадачивают современных физиков, как в своё время священника Кирка, то любая теория Вселенной, не принимающая во внимание наше априорное незнание, так и будет оставаться лишь академическим упражнением.

Суждение 3. Обсуждаемая нами тайна содержит все элементы мифа, который мог бы быть использован для долгосрочных целей социального воздействия. Это можно проиллюстрировать любопытной связью между содержанием сообщений и развитием техники от воздушных кораблей до ракет-призраков, летающих тарелок и биогенетических экспериментов — связью, которая никогда не получала удовлетворительного объяснения, оставаясь в рамках только социологии.

Относительно последнего суждения мне представляется примечательным то, что первый пример временного отключения электричества, вызванного НЛО, можно найти в пьесе Артура Кестлера Twilight Bar («Сумеречная полоса», 1933). В ходе пьесы, события которой разворачиваются на безымянном острове, где вот-вот должна начаться гражданская война, над городом пролетает огромный метеор, сопровождаемый высоким свистящим звуком, и все огни гаснут. Летательный аппарат опускается в море, и два существа, одетые в белые комбинезоны и двигающиеся будто в трансе, высаживаются на берег и представляются посланниками, направленными предупредить человечество, что у него осталось всего три дня на самоуправление. В противном случае, грозят пришельцы, человечество будет уничтожено, а Земля заселена высшей расой.

Первое упоминание о воздействии НЛО на автомобильное зажигание появилось в романе Бернарда Ньюмэна Flying Saucer («Летающая тарелка», 1950). Действительно, когда писалась его книга, уже имелись сообщения об НЛО, в которых отмечались магнитные нарушения (компас). В 1944 г. военные располагали значительной информацией о неопознанных летающих объектах, а первое широкомасштабное научное расследование было предпринято Национальным бюро стандартов годом раньше. Но остаётся признать, что совпадение литературных эпизодов, являющихся плодом человеческого воображения и реальных сообщений, исходящих от очевидцев, представляется весьма примечательным обстоятельством и открывает путь для ничем не ограниченных предположений.

Познание структуры времени предполагает высшее познание судьбы (я использую слово «судьба» не в смысле определения рока индивида, а как характеристику механизма, благодаря которому происходят физические события, и канвы, по которой они развиваются). Прежде чем перейти к вопросу о психическом компоненте восприятия феномена, может быть, есть смысл напомнить читателю две приводившиеся ранее детали:

1) относительность времени в Магонии — представление, пришедшее из уже рассмотренных нами многочисленных историй;

2) одну коротенькую, но удивительную фразу, брошенную сильфом Фацию Кардано и на четыре столетия предвосхитившую квантовую теорию: «Он добавил, что Бог творит [Вселенную] ежемоментно, и, стоит ему остановиться хотя бы на мгновение, как мир погибнет».

А Джероламо Кардано заключил: «Быль это или сказка, но так гласит запись».

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!