Глава 1. ЗАГАДОЧНЫЕ ВСТРЕЧИ В ПРОШЛОМ



 

Начнём с простого факта: человек всегда осознавал, что он не одинок. В преданиях всех народов Земли тщательно хранятся рассказы о контактах с другими формами жизни и высшим разумом за пределами «тварного мира». Особенно знаменательны утверждения, будто мы окружены бесплотными созданиями, способными проявлять себя в материальном мире неизвестными нам путями. В этой главе собраны некоторые из таких преданий и прослеживается поразительное сходство старинных рассказов и современных случаев контактов с неведомыми существами.

Я начал работать над книгой во время деловой поездки в Париж. Несколько часов свободного времени предоставили мне приятную возможность посетить один из самых выдающихся шедевров всех времён — часовню Сент-Шапель, расположенную на территории Дворца Правосудия около собора Парижской богоматери. Ощущение было потрясающее; его можно сравнить только с путешествием по сокровищнице, наполненной до краёв драгоценными камнями. Внутри самой часовни нет почти ничего: несколько скульптур и деревянных живописных панно. Стены — сплошные витражи, и парижский свет, причудливо пробиваясь сквозь них, создаёт ощущение, совершенно незнакомое обычному человеческому опыту.

На одном из витражей Сент-Шапель изображено похищение пророка Иезекииля похожим на смерч объектом (Иезекииль видел какие-то колёса и четырёх необычных существ). Он был унесён на находящуюся вдали вершину горы, где он и стоит, растерянный и изумлённый.

За долгие годы изучения феномена НЛО я разговаривал со многими очевидцами (я мог их слушать и смотреть им прямо в глаза), которые рассказывали мне, как были подхвачены смерчем, видели необычных существ и по завершении всего оказывались в состоянии растерянности и изумления. Они обращались ко мне, чтобы рассеять своё замешательство. Но я не мог им предложить ничего, кроме своих заверений, что их случай не единственный, что многие другие люди тоже были невольными участниками похожих приключений и что, я надеюсь, наука будущего, в конце концов, признает реальность такого рода событий и будет рассматривать их в качестве важнейшего источника новых знаний.

Опрошенные мною очевидцы никогда не будут увековечены на витражах часовни, где изображены короли и королевы, стоящие на коленях и сложившие руки в традиционном жесте поклонения. Это простые люди с присущими им надеждами и слабостями. Но, тем не менее, их рассказы достойны быть услышанными.

 

Похищения

 

Моя первая встреча с этой женщиной (я буду называть её Элен; из уважения к очевидцам, упомянутым в этой книге, их имена намеренно изменены, за исключением случаев, которые ранее уже публиковались) состоялась, когда она пришла рассказать мне о своих планах постройки какого-то особенного двигателя. Высокая, модно одетая, похожая скорее на манекенщицу или секретаршу, эта женщина была поглощена проблемой энергетического кризиса и для её разрешения разрабатывала новый тип двигателя.

Во время нашей беседы Элен призналась, что идея о создании двигателя пришла к ней после того, как она побывала на борту НЛО. Она видела его летом 1968 г., возвращаясь из калифорнийского города Ломпока в Лос-Анджелес вместе с группой музыкантов.

— После концерта мы собрали вещи и где-то в 2.15 ночи отправились в путь. Мы ехали уже минут тридцать-сорок, может быть, даже целый час. Дорога шла на юг и пролегала по ровной местности. Справа, вдали от дороги виднелась гряда холмов. Вдруг из-за них поднялся какой-то белый свет и направился в нашу сторону. Самолёт не мог бы так изменить направление полёта, поэтому мы решили, что это вертолёт. Аппарат стал совершать беспорядочные движения и виражи: то заметно удаляться, то очень быстро вплотную приближаться.

Я прерываю Элен, чтобы снова вернуть её к тем волнующим воспоминаниям и шаг за шагом восстановить все её ощущения:

— Какова была ваша реакция на происходящее, — спрашиваю я. — Что видели другие?

Последовал чёткий ответ:

— Все четверо, мы отдавали себе отчёт в происходящем. Много говорили об объекте, но никто не сказал «давайте спрячемся» или что-то в этом роде. Джордж и Барбара сидели впереди; Джордж за рулём, я — за ним, а Дейв справа от меня. Дейв и Барбара были напуганы, а мы с Джорджем — крайне возбуждены.

— Да, но это мог быть и обыкновенный вертолёт. Как вёл себя дальше этот объект?

— Он пролетел над машиной и расположился впереди нас на высоте от тридцати до шестидесяти метров над землёй. Был он, как мне показалось, длиной в шесть рядов автотрассы и выглядел как какое-то очень красивое белое сияние. В памяти у меня он запечатлелся как некое окно, хотя, впрочем, я в этом не совсем уверена. Объект был очень большим, но не производил никакого шума. Неожиданно в четырёх точках, расположенных по периметру летательного аппарата, возникли белые воронкообразные лучи и осветили каждого из нас.

Она посмотрела вверх и содрогнулась, как будто объект всё ещё находился там и парил над ней...

— Что вы почувствовали в этот момент?

— Я помню, как оставила своё тело на сиденье машины и отдалилась от него примерно на метр, — сказала она безразличным тоном, как будто речь шла о совершенно обычном деле. — С остальными произошло то же самое: мы вышли из тел! С этого момента я больше ничего не помню и до недавнего времени полагала, что ничего более и не случилось. Но позднее я начала понимать: что-то всё-таки должно было произойти, поскольку дальше я помню себя уже вернувшейся в машину. Я осматриваюсь и вижу мерцающий свет вокруг Барбары и Дейва; мы медленно погружаемся обратно в свои тела.

Мне трудно представить себе такую сцену. Однако понятие «астральное путешествие» — не новость. Таким же способом, наверное, ведьмы отправлялись на шабаш, а святые общались с небесами. Американский бизнесмен Роберт Монро, автор книги о психических опытах, создал учебные центры, где электромагнитные волны определённого диапазона помогают людям под гипнозом покидать свои тела. В 60-е гг. адепты психоделической культуры с энтузиазмом встретили это понятие. В принципе, любое живое существо, вероятно, способно перемещать своё сознание за пределы собственного тела. Но автомобиль лишён сознания и не способен на астральное путешествие.

— А машина? — спрашиваю я Элен.

— Машина в этот момент оставалась с нами, а затем начала медленно удаляться; она двигалась как бы сама. Во всяком случае, я так почувствовала.

По просьбе Элен я договорился со специалистами о проведении сеанса регрессивного гипноза. Во время сеанса Элен вспомнила, как находилась на борту «тарелки» и видела её двигатель. Она встретила там одетого в белое мужчину, который показал ей этот изумительный мотор. Его-то она и собиралась теперь построить.

Я начал проверять фактическую сторону рассказанной Элен истории. Прежде всего, я имел долгий телефонный разговор с Джорджем. Он не видел Элен в течение нескольких лет, но помнил это происшествие как «поворотную точку в своей жизни». Дейва я отыскал в другом городе, куда он переехал. Мой знакомый психиатр встретился с ним и записал его рассказ. Как и Джордж, он прекрасно помнил всё происшествие и описывал его теми же словами. С момента случившегося Элен преследует идея построить двигатель, принцип работы которого раскрыл ей один из пилотов «тарелки». Это стало целью всей её жизни. Однако такой двигатель по чисто физическим причинам никогда работать не будет.

В этой истории с НЛО было 4 свидетеля, и всё как будто указывает на реальность события. Но вот тут-то у меня и возникает много новых вопросов.

Рассмотрим данную историю с точки зрения теории «космических кораблей». Можем ли мы полагать, как и те, кто свято верит в НЛО, что Элен видела инопланетный космический корабль, прилетавший к нам с исследовательскими целями? На первый взгляд, такое объяснение вполне соответствует фактам.

Но как быть с паранормальными эффектами? Можем ли мы игнорировать свидетельство Элен о её «телепортации» внутрь НЛО? Можем ли мы игнорировать «абсурдность», характеризующую весь этот эпизод в целом? Насколько это согласуется с идеей о космическом корабле?

«Встреча» на борту корабля становится совершенно бессмысленной, если мы допустим, что человек в белом — пришелец с далёкой звезды. Почему, собственно, пришельцы должны быть похожи на нас? Зачем им показывать нам двигатель, который невозможно построить по объективным физическим причинам? В этой книге мы снова и снова будем возвращаться к этим и другим схожим вопросам.

Есть и ещё более необычные сообщения о похищениях. Не останавливаясь на проблеме их подлинности, мы должны констатировать наличие таких свидетельств. В 1985 г. женщина по имени Кэти рассказала исследователю Бадду Хопкинсу, что она побывала внутри какого-то объекта, в абсолютно белом помещении, где находились маленькие серые существа. Под гипнозом Кэти вспомнила о чём-то похожем на медицинское обследование. В своей книге Незваные гости Хопкинс выдвигает следующее предположение: обитатели НЛО приурочили свой визит к определённому дню месяца, чтобы удалить у Кэти яйцеклетку, погрузив её на время операции в состояние «квазианестезии».

Согласно Хопкинсу, в начале 1978 г. Кэти почувствовала себя беременной; тогда ей было 19 лет. Дату её свадьбы, первоначально намеченную на конец весны, перенесли на апрель. Беременность была подтверждена медиками. Однако в марте у Кэти возобновилась менструация, и новое обследование показало отсутствие беременности. Узнав об этом, Кэти зарыдала и стала повторять: «Они забрали моего малыша». По данным Хопкинса, под гипнозом, проведённым в 1985 г., Кэти вспомнила, как какие-то существа прикасались к ней, как они сковали её движения и сделали ей что-то вроде операции.

В некоторых других случаях похищенные мужчины и женщины сообщают об интимных контактах с неведомыми существами. Вслед за Хопкинсом многие исследователи утверждают, будто такие сообщения служат доказательством проведения космическими пришельцами генетических экспериментов на человеке. При этом они упускают из виду одно важное обстоятельство: эти современные истории имеют много общего со странными рассказами, пришедшими к нам из далёкого прошлого, со страниц древнейших письменных источников.

 

Время богов

 

Описание летающих объектов из заоблачных стран, а также жизнеустройства, природы и философии их обитателей часто можно встретить в религиозной литературе. Действительно, как уже не раз отмечалось различными авторами, канонические тексты любой религии упоминают о контактах человеческого общества с «высшей расой» существ, спустившихся с неба. В частности, в Библии можно встретить такие слова:

«Идут из отдалённой страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю» (Ис. 13, 5).

Пришельцы умели летать по воздуху на светящихся аппаратах, иногда называемых «небесными колесницами». Этим манифестациям сопутствовали впечатляющие физические и метеорологические эффекты, называемые древними авторами «вихрем», «огненным столбом» и т.п. Обитатели подобных аппаратов, которым народное воображение впоследствии приписало крылья и светящийся ореол, были похожи на людей и вступали с ними в контакты. Они имели строгую военную организацию:

«Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч [ангелов[1]], среди их Господь...» (Пс. 67, 18).

Эти предания не ограничиваются только Египтом, Израилем и Месопотамией. В ранний период истории Японии, называемый Дзёмон и закончившийся к началу третьего века до н.э., была развита примечательная художественная традиция изготовления глиняных статуэток. Первоначально эти маленькие, крайне примитивные изваяния изображали человека. Но к середине указанного периода мастера стали делать статуэтки гораздо крупнее, с классическими чертами, но совершенно иным рисунком: широкая грудь, кривые ноги, очень короткие руки и большие головы, как будто в закрытых шлемах. Некоторые исследователи видят сходство между этими статуэтками и обитателями НЛО, которых видели тогдашние очевидцы.

Археологи расходятся во мнениях по поводу природы шлемов на головах у статуэток. Д-р-Дженто Хасебе, основываясь на схожести шлемов с обнаруженными им в Африке деревянными масками, в 1924 г. высказал предположение, что этот головной убор в действительности представляет собой траурную маску. Однако на севере Японии, близ Тохоку, у некоторых особо тщательно сделанных статуэток можно увидеть нечто похожее на «солнцезащитные очки»: огромные глаза с насекомоподобными горизонтальными прорезями — деталь действительно примечательная.

Сходство статуэток догу с современными описаниями внешнего вида обитателей НЛО является, возможно, серьёзным обстоятельством. Это привело некоторых исследователей периода Дзёмон, в частности русского писателя Казанцева, к мысли, что статуэтки могут указывать на уходящую в далёкое прошлое память о пришельцах из каких-то других мест. Шлем, снабжённый фильтром, большие очки, расширяющийся высокий воротник и комбинезон — всё это, конечно, выглядит интригующе.

 

Заоблачные колдуны

 

Обычно считают, что термин «летающая тарелка» родом из США. Разве его не придумал в 1947 г. один американский бизнесмен? Разве военная администрация Соединённых Штатов не начала первое официальное расследование этой тайны несколько недель спустя?

Да, всё это так. Но ещё в январе 1878 г. один техасский фермер описал некий тёмный летающий объект словами «большая тарелка», а в одной древней японской хронике говорится, что 27 октября 1180 г. какой-то необычный светящийся объект, похожий на «глиняную чашу», летел в полночь со стороны гор провинции Кии в направлении горы Фукухара, расположенной на северо-востоке. Спустя некоторое время он изменил свой курс на южный и скрылся из виду, оставив после себя светящийся след.

«Ввиду того, что прошло много времени со дня наблюдения, — как любят говорить исследователи военно-воздушных сил США, — сегодня уже трудно получить какие-либо дополнительные данные». И всё же интересно отыскать средневековую японскую хронику, повествующую о «летающей глиняной посуде».

Мы должны поздравить японцев и как организаторов первого официального расследования. Эго настолько забавная история, к тому же имеющая много общего с современной деятельностью ВВС США, что я не могу удержаться от её пересказа.

24 сентября 1235 г., за семь веков до нашего времени, генерал Йорицума расположился на привал со своей армией. Вдруг часовые увидели странное явление: какие-то таинственные источники света, петляя, описывали круги в северо-западной стороне неба. Это продолжалось до раннего утра. Генерал Йорицума приказал провести, как мы сказали бы сегодня, «полномасштабное научное расследование», и его подчинённые приступили к работе. Вскоре отчёт был готов. «Всё, что наблюдалось, генерал, имеет совершенно естественное происхождение, — твёрдо заявили они. — Это ветер заставляет раскачиваться звёзды». Поведавший мне эту историю г-н Юдзука Мацумура из Йокогамы добавил с грустью: «Учёные, получающие зарплату от государства, всегда делают подобные двусмысленные заявления!»

Небесные феномены были для средневековой Японии, по-видимому, настолько обыденным явлением, что оказывали прямое воздействие на жизнь людей. Мятежи, восстания и всякого рода социальные волнения часто связывали с небесными видениями. Японские крестьяне имели «нехорошую» привычку толковать любое небесное знамение как одобрение со стороны небесных властей их выступлений против феодальной системы или иноземных захватчиков. Они были абсолютно уверены, что их бунт увенчается успехом. Можно привести много примеров подобных ситуаций. Так, 12 сентября 1271 г., когда голова знаменитого священника Нитирэна уже лежала на плахе, на небе появился яркий объект, похожий на полную луну. Власти Тацунокуси (Камакура) испугались, и казнь не состоялась.

3 августа 989 г., в период больших социальных волнений, наблюдались три необыкновенной яркости круглых объекта; вскоре они слились в один. В 1361 г. летящий объект, «похожий на барабан около 6-м в поперечнике», появился со стороны острова, расположенного на западе Японии. 2 января 1458 г. в небе был виден яркий объект, похожий на полную луну; за его появлением последовали «странные знамения» на небе и на земле. Люди «изумлялись». Спустя два месяца, 7 марта 1458 г., пять звёзд образовали кольцо вокруг луны. Трижды они меняли цвет, а потом внезапно исчезли. Встревоженные правители посчитали знамение предвестником больших волнений по всей стране. Жители Киото ожидали каких-то бедствий, забеспокоился даже сам император. Через десять лет, 8-марта 1468 г., тёмный объект, издававший «звуки, похожие на скрип колеса», пролетел в полночь со стороны горы Касуга к западу. В рамках естественных причин трудно объяснить сочетание таких характеристик, как звуковой эффект и тёмный цвет летящего объекта.

Вечером 3 января 1569 г. на небе появилась пылающая звезда. Она была воспринята как знак серьёзных перемен, возвещающий о падении династии Чу. Такие явления продолжались и в XVII, и в XVIII вв. Например, в мае 1606 г. над Киото всё время наблюдались огненные шары, а однажды ночью многие самураи видели, как один такой огненный шар, похожий на вращающееся красное колесо, завис над дворцом Нидзё. На следующее утро город был охвачен слухами, и люди шептали: «Это, должно быть, какое-то предзнаменование».

Начиная с полудня одного из сентябрьских дней 1702 г. солнце на несколько дней стало кроваво-красного цвета, и на землю, казалось, падали нити, нисходящие прямо от него. Это явление напоминает «чудотворные» видения, наблюдавшиеся в Фатиме (Португалия) в 1917 г.

2 января 1749 г. всю Японию охватило беспокойство, когда появились три «похожих на луну» круглых объекта; они наблюдались в течение четырёх дней. Беспорядки в обществе нарастали, и, поскольку их связь с таинственными «небесными объектами» казалась предельно ясной, правительство приняло решение действовать и казнило мятежников. Но, когда люди увидели на небе три «луны», выстроившиеся в ряд, а через несколько дней — два «солнца», смятение стало всеобщим.

В данном случае японцы, скорее всего, стали свидетелями какого-то естественного атмосферного явления, схожего с миражом, и ошибочно связали его с имевшими тогда место социальными волнениями. Однако сегодня уже невозможно отделить реальные наблюдения от их эмоциональной интерпретации. Важно другое — существование связи между теми или иными необычными явлениями, увиденными или выдуманными, и поведением очевидцев. Представленные сообщения доказывают, что на жизнь многих людей могут оказывать воздействие некие картины, выходящие за пределы их понимания.

Беглый просмотр сюжетов западноевропейских средневековых легенд показывает, что схожие слухи о странных летающих объектах и сверхъестественных проявлениях присутствуют и в них. Вот, к примеру, слова Пьера Боестюо, написанные в XVI в.:

«Вид неба так часто бывал обезображен бородатыми и волосатыми кометами, факелами, сияниями, световыми столбами, копьями, щитами, драконами, двойными лунами и солнцами и другими подобными вещами, что если кто-то и захотел бы подсчитать по порядку все эти явления, хотя бы только со времени рождения Христа, и выяснить их причину, то на это не хватило бы целой человеческой жизни.»

Согласно изданию 1594 г. этой же книги, вот что произошло в нескольких километрах от Тюбингена (Германия) 5 декабря 1577 г. ровно в 7 часов утра:

«Около солнца появилось несколько тёмных облаков, какие бывают обычно во время сильной грозы; вскоре от солнца отделились ещё облака — огненные и кроваво-красные, а другие — жёлтые, как шафран. Из-за этих облаков показались какие-то яркие светящиеся тела, по форме напоминающие большие, высокие и широкие шляпы, и даже земля озарилась жёлтым и кроваво-красным светом. Казалось, она покрывается этими шляпами, большими и широкими, переливающимися различными цветами: красным, синим, зелёным, а больше всего — чёрным.»

Особенно интересно отметить, что подобные рассказы о небесных объектах часто сопровождаются описанием странных существ — всё это напоминает современные приземления НЛО.

Поскольку толки об этих событиях возбуждали любопытство многих авторитетов римской католической церкви, уместно, пожалуй, обратиться к цитате из жития св. Антония, уроженца Египта, жившего на рубеже III-IV вв. н.э. и стоявшего у истоков христианского монашества. Однажды в пустыне св. Антоний повстречался со странным существом маленького роста, которое после короткой беседы быстро удалилось.

«В узкой, закрытой со всех сторон каменистой долине он заметил карлика с рогами на лбу и с ногами, очень похожими на козлиные. Увидев его, Антоний приготовился к физической и духовной борьбе, однако тварь протянула ему плод пальмы и сказала: “Я смертное существо, один из обитателей этой пустыни, которых заблудшие язычники в своём ослеплении боготворят и почитают под именем фавнов, сатиров и инкубов. Я послан от имени моего племени просить тебя вымолить для нас, несчастных, расположение вашего, а также и нашего Господа Бога, который, как мы знаем, пришёл в сей мир для спасения всех людей, и голос его был услышан по всей земле”. Осознав смысл этих слов, Антоний заплакал от радости. Он возрадовался славе Христа и краху Дьявола, изумляясь всё это время тому, как он мог понимать язык сатира, и, ударив посохом о землю, воскликнул: “О горе тебе, Александрия! Уже твари говорят о Христе, а ты вместо Бога поклоняешься чудовищам”.

Не успел он закончить, как дикое создание умчалось прочь, словно на крыльях.

Не раз надо пройти через сомнение, чтобы поверить в реальность этой встречи; её правдивость была подтверждена событием, происшедшим во времена царствования Константина, свидетелем которому был весь мир. В Александрию был привезён человек такого рода, и его выставляли напоказ как удивительное зрелище. После смерти его безжизненное тело, предохранённое солью от разложения во время летней жары, было доставлено в Антиохию, чтобы его мог увидеть сам император.»

В этой истории мы вновь встречаемся с рассказом, правдивость которого не поддаётся проверке: жизнеописания первых святых полны чудес, и их следует рассматривать скорее как литературные образы, а не как научные факты. Важно другое: канонические религиозные тексты содержат материал, который, если можно так выразиться, «выдаёт дворянские грамоты» целой категории существ сверхъестественного, как полагают многие, происхождения.

Детали и форма описания наблюдений здесь не имеют особого значения. В рассказе св. Антония странное существо названо сатиром или карликом, и само оно заявило, что язычники также используют слова «фавн» и «инкуб». А св. Иероним говорит о «человеке такого рода». В ходе нашего знакомства с древними легендами мы будем всё время сталкиваться с подобной путаницей. Относительно последнего рассказа, по крайней мере, ясно, что увиденное св. Антонием существо не было ни ангелом, ни дьяволом. В противном случае он бы сразу их распознал.

В индийской астрономической книге почти двухтысячелетней давности «Сурья-сиддханта» говорится: «Ниже луны, но выше облаков вращаются сиддхасы (идеальные люди) и видьяхарасы (носители знания)». По утверждению австралийского автора Эндрю Томаса, согласно индийской традиции, сиддхасы могли становиться «по своему желанию очень тяжёлыми или лёгкими как перо, преодолевать пространство и пропадать из виду».

В писаниях лионского епископа Агобарда также можно найти рассказ о летающих по небу и приземляющихся существах. Агобард родился близ Нарбона (Франция) около 779 г. и переехал в Лион, когда ему было 20 лет; в 37 лет он стал архиепископом. Этот «один из самых знаменитых и учёнейших прелатов IX в.» (он скончался в 840 г.) оставил рассказ о чрезвычайно интересном происшествии.

«Мы видели и слышали множество людей, скатившихся до такой глупости и опустившихся до таких глубин безумства, как вера в существование некоей страны, которую они называют Магонией, откуда на облаках приплывают корабли; эти корабли (рассказывают они) увозят в свою страну плоды, побитые градом и сорванные бурей, после того как небесные навигаторы уплачивали мзду заклинателям грозы за полученные ими зерно и плоды. Мы даже видели некоторых из этих безумцев, верящих в реальность столь абсурдных вещей и выставивших напоказ перед толпой четырёх человек, закованных в кандалы, трёх мужчин и одну женщину, которые якобы свалились с этих кораблей. После того, как их несколько дней продержали взаперти, этих людей привели ко мне в сопровождении толпы, намеревавшейся забросать их камнями. Но правда восторжествовала.»

В приложении читатель найдёт более детальное изучение рассказа Агобарда.

Мы ещё увидим, что оккультисты дают этому же происшествию совершенно иное толкование.

 

Семеро гостей Фация Кардано

 

В средние века существовало мощное течение мысли, отличавшееся от официально господствовавшего религиозного и достигшее кульминации в работах алхимиков и герметистов. Среди них встречались настоящие учёные и такие выделяющиеся своим независимым мышлением люди, как Парацельс и Джон Ди, жизнь которых была насыщена разнообразными приключениями. Природа таинственных существ, рядящихся в блестящие одежды или покрытых тёмной шерстью, чрезвычайно увлекала их. Они были первыми, кто провёл параллель между этими странными созданиями и существами, описанными в Библии и в текстах первых каббалистов.

Согласно библейской традиции, небесная иерархия включает человекоподобных существ, называемых херувимами, что по-древнееврейски означает «достигший полноты знания». Иезекииль описывает их такими словами:

«И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня (Иез. 1, 13).»

Принадлежат ли эти загадочные создания, летающие по небу и приземляющиеся на своих «кораблях-облаках», невзирая на авторитет Агобарда, к той же категории существ, что и ангелы, спрашивают древние философы. Нет, потому что они смертны. В книге Монфокона де Виллара Entretiens sur les sciences secretes («Беседы о тайных науках») отмечается:

«Иудеи по традиции называли эти создания, представляющие собой нечто среднее между ангелами и людьми, “садем”, а греки, переставив буквы и добавив один слог, — “демонас”. Древние философы полагали, что демоны принадлежат к воздушной расе, властвующей над стихиями; умирающие и рождающиеся, они неизвестны сегодня, когда редко кто ищет Истину в её старом жилище, т.е. в Каббале и в теологии иудеев, владеет особым искусством общения с этим воздушным народом и умеет беседовать со всеми этими обитателями воздуха.»

Плутарх построил свою систему представлений о природе этих существ. Согласно А.Г.Клоку,

«он [Плутарх] считал нелепым, что между двумя противоположностями — бессмертными и смертными существами — больше ничего нет; природа не может иметь такой громадный изъян, должен существовать некоторый промежуточный вид жизни, обладающий особенностями тех и других. Поэтому, как между душой и телом у живых существ связующим звеном служит сознание, так и между божеством и человечеством существует особая категория демонов.»

Неудивительно, что между эзотерическими «философами» и Агобардом обнаруживаются разногласия по поводу сущности тех трёх мужчин и женщины, которые были схвачены толпой в Лионе:

«Знаменитому каббалисту Седекии в царствование вашего Пепина пришла в голову мысль убедить мир, что стихии населены теми самыми людьми, о природе которых я вам уже рассказал. Для достижения этой цели он обратился к сильфам с просьбой предстать в небе перед всеми. И они сделали это великолепно. Приняв человеческий облик, эти существа были видны в небе: вот они, облачённые в боевые одеяния, маршируют с оружием в руках, делают короткую остановку или разбивают лагерь и отдыхают в великолепных шатрах; или вот они на прекрасных воздушных кораблях эскадрами плывут по течению Зефира.

Что же произошло дальше? Вообразите себе, что этот век невежества вдруг решил задуматься над сущностью таких удивительных зрелищ. Народ сразу решил, будто колдуны завладели небесами и собираются устроить бурю и обрушить град на их урожай. Вскоре к мнению масс присоединились учёные богословы и законоведы. Поверил также и император; эта нелепая химера дошла до того, что мудрый Карл Великий, а за ним и Людовик Благочестивый наложили огромные штрафы на всех этих вымышленных небесных тиранов.»

Теперь мы подошли к рассказу о прямом контакте, который я вновь процитирую по книге Беседы о тайных науках:

«Видя, что простолюдины, учёные и даже коронованные особы напуганы ими, сильфы решили рассеять дурное мнение народа об их безобидном флоте таким образом: брать с собой людей из каждой местности и показывать им своих прекрасных женщин, свою республику и свои методы управления государством, а затем возвращать их обратно на землю в различные части света. И сильфы осуществили свой план. Те, кто видел таких людей, спускавшихся с неба, сбегались со всех сторон, заранее уверенные в том, что это колдуны, которые отделились от своих спутников с целью отравить урожай садов и полей. Люди, охваченные бешенством под влиянием навязчивой идеи, спешили растерзать этих невинных. Число тех, кто был обречён умереть от огня и воды, во всём королевстве оказалось невероятно большим.»

Самый необычный случай включает в себя похищение четырёх человек и возвращение их на землю:

«Однажды в Лионе произошло следующее: народ видел, как трое мужчин и одна женщина сходили с такого небесного че́лна. Вокруг них собрался весь город. Люди возбуждённо кричали: «Это колдуны, посланные Гримальди, герцогом Беневетским, врагом Карла Великого, уничтожить урожай франков!» Тщетно четверо невинных старались доказать, что они простые сельские жители и были увезены на короткое время удивительными людьми, которые показали им неслыханные чудеса и просили рассказать обо всём увиденном. Неистовствовавшая толпа не внимала их оправданиям и уже готова была предать их огню, когда на шум прибежал достопочтенный Агобард, епископ Лионский, ставший монахом в этом городе и приобретший здесь значительный авторитет. Услышав обвинения толпы и оправдания обвиняемых, он веско заявил, что и те и другие ошибаются. Не может быть правдой ни то, что эти люди спустились с неба, ни то, что, по их словам, они видели. Народ, охотнее поверивший словам доброго отца Агобарда, чем своим собственным глазам, освободил четырёх посланников сильфов. Позднее в своей книге Агобард подтвердил сказанное им перед толпой, а показания четырёх свидетелей были преданы забвению.»

Подобные истории были настолько общепризнаны в средние века, что проблема связи со Стихиями стала основным занятием алхимиков и важной частью их философии. Парацельс написал целую книгу о природе этих существ. Вместе с тем он приложил большие усилия к тому, чтобы предостеречь читателей от опасности общения с ними.

«Я не хочу говорить здесь о том, посредством какого договора вступают в общение с этими существами, благодаря какому договору они являются к нам и беседуют с нами, из-за тех бед, которые могут обрушиться на каждого, кто попытается сделать это.»

В своём трактате Зачем эти существа являются к нам он выдвигает следующую оригинальную догадку:

«Рано или поздно всё созданное Богом предстаёт перед Человеком. Иногда Бог ставит Человека лицом к лицу с дьяволом и духами, чтобы убедить его в их существовании. С вершины небес он также посылает своих слуг — ангелов. Таким образом, эти существа являются нам не для того, чтобы остаться среди нас или породниться с нами, а для того, чтобы мы могли понять их. Правда, они появляются весьма редко. Но почему должно быть иначе? Неужели недостаточно одному из нас увидеть ангела, чтобы все мы поверили в остальных ангелов?»

Парацельс родился в 1493 г. В тот год Фаций Кардано написал о визите к нему семерых странных гостей, похожих на создания, которые впоследствии весьма интересовали знаменитого философа. Этот случай стал известен благодаря записям его сына, Джероламо Кардано (1501-1576), хорошо знакомого нам математика.

Джероламо Кардано жил в Милане и был не только математиком и физиком, но и оккультистом. В своей книге De Subtilitate он поясняет, что часто слышал от отца необычную историю и в конце концов нашёл в отцовском архиве описание этого значительного события:

«“13 августа 1491 г. Как только я закончил свой ежедневный ритуал, а это было примерно в восьмом часу вечера, передо мной предстали семеро мужчин в шёлковых одеждах, похожих на греческие тоги, обутых в блестящие башмаки. Одежда, выглядывавшая из-под красного сверкавшего пластрона, казалась вытканной из пурпура и отличалась необыкновенной красотой. Но так были одеты только двое, занимавшие, вероятно, более высокое положение, чем другие. Самого высокого из них, краснолицего, сопровождали двое спутников, а второго, с более бледным лицом и ниже ростом — трое. Таким образом, всего их было семеро”. Отец не написал, были ли покрыты их головы. “Им, наверное, было около сорока, но выглядели они не более чем на тридцать. На вопрос, кто они такие, последовал ответ, что они воздушные существа, но, подобно людям, рождаются и умирают. Их жизнь длиннее нашей и может достигать трёхсот лет. А на вопрос о бессмертии человеческой души они заявили: ничто, характерное для любого индивида в отдельности, не сохраняется после его смерти...” Когда мой отец спросил, почему они не открыли людям местонахождение сокровищ, если знали, где те находятся, гости ответили, что это запрещено особым законом, который грозит тяжелейшим наказанием любому, кто передаст это знание людям. Они пробыли с моим отцом более трёх часов.»

Самый примечательный эпизод беседы посвящён космологии:

«Когда же он спросил у них о первопричине бытия, их мнения разошлись. Самый высокий гость отказался признать вечное творение мира Богом, другой же, напротив, пояснил, что Бог творит его ежемоментно, и стоит ему остановиться хотя бы на мгновение, как мир погибнет... Быль это или сказка, но так гласит запись.»

Без малого три столетия спустя, в сентябре 1768 г., 16-летний молодой человек ехал в Лейпцигский университет с двумя спутниками, уроженцами Франкфурта. Почти всю дорогу лил дождь, и иногда экипаж с трудом преодолевал подъёмы. Когда путешественники в очередной раз оставили свои места и пошли позади лошадей, юноша заметил на уровне земли что-то странное и светящееся:

«Неожиданно я увидел в овраге по правую сторону от дороги что-то вроде амфитеатра, удивительным образом освещённого. В колоколообразном пространстве находились бесчисленные мерцающие огоньки, расположенные ступеньками одни над другими; их яркий свет слепил глаза. Но особенно мешала смотреть их подвижность: они скакали туда-сюда, сверху вниз и обратно, во всех направлениях. Большая часть этих сияющих огней, однако, оставалась неподвижной. Когда меня окликнули, я с величайшим сожалением заставил себя оторваться от этого зрелища, которое я хотел бы рассмотреть поближе... Осталось неясным, было ли это обиталище гномов или скопление светящихся тварей; я так никогда и не узнаю этого.»

Имя молодого человека — Гёте. Приведённый рассказ можно найти в шестой книге его автобиографии. Этой интересной находкой я обязан кинорежиссёру и знатоку оккультизма Кеннету Энгеру. Представился бы немецкому поэту и учёному случай больше узнать о «светящихся тварях», если бы он жил в XX в.? А Парацельс и Кардано, оказавшись среди нас, смогли бы найти новый материал для своих теорий о природе странных и неуловимых воздушных существ? Мы можем с уверенностью предположить, что их внимание было бы сразу же приковано к сообщениям о посадках НЛО.

 

Возвращение гуманоидов

 

Однажды январской ночью 1958 г. женщина, чьё имя я обещал не называть, ехала в разгар сильнейшей снежной бури по скоростной автостраде штата Нью-Йорк в окрестностях Ниагарского водопада. Было ровно 1.30. Она направлялась навестить сына, служившего в армии, и вела машину очень осторожно, следя за дорогой, так как опасалась, что автострада вот-вот окажется перекрытой. Из-за отвратительной видимости у неё совсем не осталось времени на размышление, когда она вдруг обнаружила прямо посреди дороги нечто похожее на остов самолёта:

«Проступили очертания чего-то большого, и я заметила тонкий освещённый стержень высотой, по крайней мере, пятнадцать метров, который укорачивался, будто погружаясь в землю. Двигатель сбавил обороты, а, когда я подъехала ближе, машина совсем остановилась. В панике я стала отчаянно пытаться завести её, поскольку оказалась в полной темноте. Потом я решила выйти из машины и посмотреть, что же случилось, но неожиданно увидела два силуэта, возникших возле стержня, который продолжал укорачиваться. Они, будто подвешенные, вращались и напоминали животных с четырьмя лапами и хвостом, но с двумя отростками в нижней части головы, похожими на руки. Не успела я перевести дух, как создания исчезли, и аппарат поднялся в воздух; тогда мне стало ясно, что это тарелка: она, вращаясь, поднялась зигзагами метра на три от земли, потом ещё выше, и дальше уже не было видно, куда она полетела. Вдруг снова зажглись фары. Я завела мотор, и затем всё пошло хорошо. Проехав немного вперёд, я вышла из машины, прихватив фонарь, и подошла к тому месту, где разворачивалась эта сцена. В снегу образовалась глубокая проталина шириной сантиметров тридцать, и в ней виднелась трава. Она была тёплая, но никаких следов примятости не наблюдалось.»

Дома в эту историю никто не поверил, и тогда свидетельница написала о ней Отто Биндеру (я тоже с ним переписываюсь) — автору серии репортажей под общим названием Наш космический век, печатавшихся во многих газетах.

В этом рассказе больше всего озадачивает не его содержание, а тот факт, что с 1946 г. подобные истории стали довольно обычным явлением во всех частях света. Физику, конечно, он покажется невероятным, как рассказ о карлике, встреченном св.Антонием, показался бы невероятным биологу. И всё же есть некоторое количество сообщений об аналогичных случаях, оставивших материальные следы, существование которых едва ли можно подвергнуть сомнению.

Хорошо известно происшествие в Сокорро (шт.Нью-Мексико). Полицейский Лонни Замора сообщил, что видел двух маленьких существ, одетых в белое и находившихся возле блестящего яйцевидного объекта, который стоял на четырёх опорах. Затем этот объект с грохотом сорвался с места, но удалился совершенно бесшумно. Этот случай произошёл 24 апреля 1964 г. и послужил поводом для сотрудников местной полиции и агентов ФБР провести замеры интересных следов, оставленных объектом. Здесь мы снова встречаемся с образцом эмоциональной реакции, которая удивительно напоминает уже знакомые нам средневековые сцены: свидетель событий в Сокорро, понимая, что увиденный им объект вряд ли сделан руками человека, перед дачей показаний специалистам ВВС США попросил встречи со священником.

Другой широко обсуждавшийся случай — сообщение одной семьи из штата Кентукки, заявившей, будто она была атакована несколькими «маленькими человечками» совершенно фантастического вида. Этот инцидент произошёл ночью 21 апреля 1955 г. и предоставил возможность понаблюдать за странным поведением «пришельцев». Было видно, как одно существо приближалось к ферме с поднятыми руками. Когда оно оказалось на расстоянии около 6 м, двое свидетелей выстрелили в чужака. Он «перекувырнулся» и исчез в темноте. Затем, когда хозяин вернулся в дом, это создание появилось в окне, и он снова выстрелил в него. Другое существо, замеченное на крыше, было сбито оттуда пулей, но, вместо того чтобы упасть, спланировало на землю.

У существ были сверх меры большие головы, почти идеально круглые, и очень длинные руки с огромными когтистыми кистями. Их светящиеся металлическим блеском костюмы напоминали одеяния сильфов 1491 г. Огромные глаза без зрачков были, вероятно, очень чувствительными — эти существа всякий раз подходили к дому с самой тёмной стороны. Глаза значительно превышали по размерам человеческие и располагались по обе стороны головы. Как правило, при ходьбе существа держались прямо, но, поражённые выстрелом, опускались на четвереньки и с огромной скоростью убегали; при этом казалось, что именно руки являются основной движущей силой.

10 сентября 1954 г. в маленькой французской деревушке Карубль (около границы с Бельгией) примерно в 22.30 Мариус Девильд вышел на улицу, и ему сразу бросилась в глаза какая-то тёмная масса на железнодорожных путях. Затем Девильд услышал шаги. Включив фонарь, он увидел перед собой двух существ в больших шлемах, одетых в какое-то подобие глубоководных водолазных костюмов. Они были широкоплечи, но их рук Девильд не рассмотрел. Ростом они были меньше 1 м 20 см. Девильд двинулся вперёд с намерением преградить им дорогу, но в этот момент из боковой части тёмного объекта, находившегося на рельсах, брызнул луч света, и Девильд почувствовал, что не может сделать ни малейшего движения. Когда он снова обрёл контроль над телом, оба пришельца уже вернулись в аппарат и улетели.

Это классическое наблюдение имело странное продолжение, но в своё время о нём не было сообщено. Французские гражданские эксперты, изучавшие данный случай, тесно сотрудничали с местной полицией, но на месте происшествия побывали и другие специалисты, в частности представители воздушной полиции, прибывшие из Парижа. Когда дело дошло до обследования обожжённых камней, найденных на том месте, где Девильд видел тарелку, выяснилось, что даже полиция не может получить информацию о результатах анализа. По словам шефа местной полиции,

«официальная организация, работающая во взаимодействии с воздушной полицией, принадлежит Министерству обороны. Само название этого Министерства исключает даже мысль о распространении какой бы то ни было информации.»

19 ноября 1954 г. полиция подтвердила, что Девильд сообщил ещё об одном наблюдении некоего объекта «вблизи своего дома». Однако, по заявлению полиции

«Девильд и его семья, опасаясь дурной славы, решили никого не посвящать в детали этого второго происшествия. Поэтому о нём нет никаких упоминаний ни в одной из местных газет.»

Кроме того, полиция сообщила гражданским исследователям — вежливо, но твёрдо, — что в дальнейшем любая информация о такого рода происшествиях будет храниться в секрете.

Тем временем сообщения продолжали поступать, и некоторые из них могли бы привести в восторг Парацельса. 14 октября 1954 г. шахтёр по фамилии Старовски рассказал, как на просёлочной дороге возле Эршена (также на севере Франции) он встретил странное, толстое, покрытое шерстью существо маленького роста с большими раскосыми глазами. Карлик был ростом менее 1 м 20 см, с большой головой, покрытой коричневой шапочкой, переходящей в повязку в нескольких сантиметрах над глазами. Глаза — навыкате с очень маленькой радужной оболочкой, нос плоский, губы толстые и красные. Маленькая деталь: свидетель ничего не сказал о том, видел ли он, как существо вышло из летающей тарелки или вернулось в неё. Он только сказал, что встретил странное существо, которое не пользовалось никаким дыхательным устройством. Не успел Старовски подумать о том, чтобы задержать незнакомца, как того и след простыл.

Спустя шесть дней, 20 октября 1954 г., в итальянском местечке Парравичи-д’Эрба (близ Комо) свидетель, поставив в гараж машину, заметил стоявшее около дерева странное существо ростом около 1 м 20 см в блестящем костюме. Увидев человека, существо направило на него луч из устройства, с виду напоминавшего карманный фонарик, и парализовало его. Освободило свидетеля движение, которое он сделал, сжав в кулаке ключ от гаража. Он бросился на незнакомца, но тот взмыл над землёй и полетел, издавая тихий свистящий звук. Рассказавшему эту невероятную историю было тогда 37 лет, и среди знавших его людей он пользовался репутацией человека, заслуживающего доверия. Он пришёл домой в состоянии глубокого шока и тут же лёг спать, охваченный сильным жаром. Детали этого происшествия стали известны в ходе расследования, предпринятого итальянской полицией.

Спустя 11 лет началась новая волна сообщений. 1 июля 1965 г. французский фермер Морис Масс из Валенсоля приехал на своё поле в 6-часов утра и стал готовить к работе трактор. В это время он услышал необычный звук. Обернувшись, он увидел приземлившийся на его лавандовом поле аппарат. Полагая, что это какая-то новая модель летательного аппарата, он направился к ней, решительно намереваясь заставить пилотов поискать другую посадочную площадку для своей штуковины. Но, приблизившись к аппарату метров на шесть, он наконец смог охватить взглядом всё происходящее и понять, что ошибся в своём предположении.

Объект овальной формы с круглой открытой кабиной стоял на шести тонких опорах и центральном стержне и был не больше автомобиля. Двое «пилотов», стоявших перед ним, казалось, изучали растения. Они были одеты в зеленовато-серые комбинезоны; с левой стороны на поясе у каждого висел какой-то приборчик, похожий на прямоугольную зажигалку, а с правой — другой, более крупный. Ростом они были меньше 1 м 20 см, с непропорционально большими головами. На лице человеческие глаза соседствовали с маленьким отверстием без губ вместо рта. У них не было ни приспособлений для дыхания, ни шлемов, ни перчаток. Кисти рук — обыкновенные, но маленькие. Когда Масс приблизился к ним, они, казалось, внезапно почувствовали его присутствие. Без малейших признаков страха или удивления один из «пилотов» достал из футляра какую-то трубочку, направил её на Масса, и тот вдруг обнаружил, что не может шевельнуться.

Чужаки пристально смотрели на Масса и, видимо, обменивались впечатлениями с помощью булькающих звуков. Как свидетельствует очевидец, эти звуки исходили из их гортаней, но при этом рты не шевелились. Между тем выражение их глаз было вполне человеческим. В частной беседе Масс сказал мне, что не был напуган их поведением и ощущал по отношению к себе скорее миролюбивое любопытство, чем враждебность.

Через некоторое время (по оценке Масса — через минуту) существа вернулись на борт летательного аппарата. Дверь закрылась, «как передняя часть архивного шкафа», но Масс всё ещё мог видеть их через открытую кабину. Они стояли к нему лицом и тоже смотрели на него. Аппарат тем временем начал удаляться: сначала он завис в метре над землёй, а затем по наклонной траектории устремился прочь со скоростью реактивного самолёта. Отлетев метров на пятьдесят, он исчез.

Я подробно расспросил свидетеля об этой последней детали наблюдения, но Масс стоял на том, что он не в состоянии сказать, то ли объект унёсся так быстро, что глаз просто не смог за ним уследить, то ли он действительно исчез. Однако Масс помнил вполне отчётливо: «Вот объект есть, а в следующий момент его уже нет». А Масс остался стоять парализованным на своём поле.

Слово «парализованный», строго говоря, не то, каким следует пользоваться, когда речь идёт о состоянии подобного рода. По словам Масса, он на протяжении всего наблюдения был в сознании. Все физиологические процессы (дыхание, работа сердца) протекали без затруднений. Он не мог только двигаться. Вот когда его действительно охватил страх. Один на поле, без всякой возможности позвать кого-либо на помощь, Масс стал думать о близкой смерти. Лишь минут через двадцать контроль над телом постепенно восстановился, и он смог отправиться домой.

Это событие имело одно последствие. В течение нескольких недель после происшествия Масс страдал сонливостью, и все его знакомые, как и опрашивавшие его специалисты, видели, насколько трудно ему было бодрствовать даже четыре часа подряд. Это ещё одна малоизвестная, но характерная черта случаев, когда очевидец наблюдает происходящее с близкого расстояния. Для Масса, привыкшего работать «от зари до зари», эго последствие оказалось весьма впечатляющим и нарушившим его привычный жизненный ритм. Другим последствием, связанным с широкой оглаской этого случая, явился огромный ущерб, причинённый посадкам Масса нашествием любознательных туристов, пожелавших увидеть следы, оставленные летательным аппаратом.

Здесь я должен заметить, что Масс — человек весьма уважаемый в своём кругу. В прошлом участник Сопротивления, он — добросовестный и преуспевающий фермер. Полицейские, расследовавшие этот случай под руководством капитана Вольне из Диня, считают его человеком, заслуживающим полного доверия.

И, тем не менее, этот человек рассказал нам историю, которая выглядит не просто странной, но и совершенно невероятной.

Какое впечатление произвели на Масса «пришельцы»? По ему одному понятным соображениям, он знал, что они не собирались причинить ему вреда. Враждебного настроя с их стороны не ощущалось, он был им совершенно безразличен. Когда он стоял перед ними в течение той, самой длинной минуты, его вдруг охватило чувство глубокой, ни на чём не основанной уверенности, будто они «хорошие». Причину этой уверенности Масс не мог объяснить, ведь он ни слова не понял из их причудливого разговора.

Этот эпизод абсолютно фантастический. Но он заставляет нас вспомнить историю Барни и Бетти Хилл, рассказанную под гипнозом, о том, как их похитили в американском штате Нью-Хэмпшир. Возвращаясь после отпуска из Канады в сентябре 1961 г., они увидели странный свет над горами Уайт. Свет приблизился к дороге, и... далее они только помнят себя сидящими в машине в сотне километров южнее без каких-либо воспоминаний о пройденном пути. Под гипнозом они припомнили целую серию событий и среди прочего то, как их похитили маленькие существа и подвергли «медицинскому» обследованию. Рассказ включает описание чужеземного языка, существ с почти человеческим выражением лиц, ощущения необыкновенного доверия и полного отсутствия впечатления, будто этот инцидент имел какую-то определённую цель или же являлся частью тщательно спланированной акции.

Способность стремительно покидать место действия, а также поведение, отрицающее законы логики или физики, роднит эти существа с чудовищами ночных кошмаров взрослых и ведьмами детских снов; этот вывод представляет значительный интерес для психологов. Однако летательные аппараты пришельцев оставляют глубокие следы на земле; об этом заявляют хорошо выспавшиеся свидетели, способные полностью отдавать себе отчёт в увиденном. Такого рода следы уже сотни раз фотографировались и измерялись.

Что же всё это означает? Как можно примирить эти явно противоречивые факты? Есть ли смысл искать, основываясь на нашем собственном интеллектуальном уровне, объяснение поведения существ, которые, по-видимому, значительно превосходят нас в развитии? Может быть, мы способны воспринимать их действия только в виде несвязных фактов и беспорядочных картинок, подобно собаке, увидевшей на доске математические формулы, написанные рукой человека? Если это так, то мы сможем по-настоящему «открыть» смысл их присутствия здесь лишь после появления новых представлений о мире. И если какие-то высокоразвитые существа порождают нечто, наблюдаемое нами сегодня как феномен НЛО, может быть, это как раз и делается с целью изменить судьбу человечества, наглядно показывая нам нашу ограниченность как в технической, так и в интеллектуальной областях.

Дети Неизведанного. Если они всё же нереальны, должны ли мы рассматривать слухи о них как знак каких-то изменений в человеческом воображении, изменений, озаряющих новые потайные области нашего «коллективного бессознательного»? Впрочем, возможно, они только дети нашей фантазии, и интерес к ним сродни нашей любви к Бэтмену и Золушке. Но, быть может, они вполне реальны. Ведь современная наука охватывает лишь ограниченную вселенную — частную вариацию бесконечности.

В любом случае важно понять, каким потребностям отвечают эти образы, и почему всё это так возбуждает нас и тревожит. Этому и посвящена данная книга.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!