Ключевые слова: Предметный язык, цвет, цветовая культура, семантическое поле



 

SUBJECT LANGUAGE - MEANS OF CALCULATING COLOR CULTURE OF STUDENTS-DESIGNERS

 

Dyuzhakova Darya Aleksandrovna

Depessames Lidia Petrovna

 NGPU them. K. Minina

 

Abstract - The objective language is considered as a means of awareness of color culture, providing the accumulation of professional experience, continuous human self-development, individual creativity.

Keywords: subject language, color, color culture, semantic field

Интерес к цвету и форме возникает у человека тогда, когда он задумывается о смысле своего существования, осознает, что является частью окружающего мира, огромного единого пространства. Человек начинается осознавать, что единственное условие взаимодействия с миром – понимание и принятие себя как одной из единиц вселенской матрицы. По мнению профессора К.Я. Вазиной, познавать себя человек может через разнообразные системы средств и способов, так, один из них является цвет. [1]

Цвет – это феномен, который играет важную роль в жизни человека, существующий в гуще социально–пространственных процессов. Он имеет пространственные (географические) и временные границы [2]. Ряд великих умов со всего мира доказали, что воздействие цвета на человека многогранно. Такие ученые и философы как Платон, Пифагор, Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Михаил Васильевич Ломоносов занимались изучением цвета и его влиянием на человека. В повседневной жизни цвет устанавливает наше настроение и самочувствие, оказывает влияние на работоспособность и психологическое состояние. Не существует ни одной сферы деятельности человека, ни одной профессии, где бы ни приходилось решать вопросы, связанные с цветом. Рассматривая, обучение студентов творческих направлений, работа с цветом, психологические особенности его восприятие цвета является первостепенной и проблемы, возникающие на этом этапе, являются узловыми.

Так, исследования показывают, что успешное художественно-творческое развитие специалиста зависит от степени сформированности цветовой культуры: чувствительности цветового и художественного восприятия [3]. Поэтому одной из важных составляющих художественной подготовки является воспитание цветовой культуры у студентов-дизайнеров.

Учение о цвете как наука достаточно молодо, хотя этот феномен интересовал человечество с давних времен. Тем не менее, понятие цветовой культуры на данный момент еще не нашло точного ёмкого определения в научной терминологии. Обобщая накопленный ранее опыт, можно сделать вывод, что цветовая культура – это личностное отношение человека к цвету, основанное на сформированных культурных и исторических концептах. *Она включает в себя ассоциативный ряд, символику, философские представления и психологию человека (цветовые предпочтения). Так, взаимодействие всех вышеперечисленных компонентов цветовой культуры происходит постоянно, непрерывно и воплощается как доминанта в разных видах творчества (живописи, дизайне, ДПИ, архитектуре). Порой перетекает, синтезируется, взаимодействует и доходит до интеграции.

Грамотно сформированная цветовая культура обучающегося студента-дизайнера - это необходимый уровень сформированности интеллектуальных, изобразительных и колористических способностей, при достижении которых студент способен успешно решать типовые и творческие специфические задачи профессиональной деятельности.

Поэтому, формирование колористической культуры в рамках художественно-творческого обучения – это целенаправленный, непрерывный процесс личностно-ориентированной деятельности педагога и студентов, направленный на:

- усвоение теоретических знаний по цветовосприятию и цветовоспроизведению посредством применения современных педагогических технологий, основанных на формировании предметного языка и семантического поля дисциплины;

- развитие способности к творческому применению теоретических знаний, умений и навыков в создании и реализации архитектурных проектов;

- развитие профессиональных компетенция, заложенных в программе обучения, как личности, востребованной обществом в данном специалисте.

Накопленный опыт по теоретическому материалу в области технологий обучения развития и формирования цветовой культуры разного уровня позволяет утверждать, что в современной педагогике формированию цветовой культуры через предметный язык у обучающихся в средних и высших профессиональных учебных заведениях по художественно-творческим направлениям уделяется недостаточное внимание. Несмотря на то, что предметный язык является главным базовым компонентом профессионального поля будущего специалиста, ведь семантическое поле охватывает системы смыслов профессионального пространства, обозначает границы системы педагогической деятельности, структурируя содержание эмпирических и теоретических знаний студентов. *Отсутствие единого подхода и целостной системы позволяет лишь фрагментарно отрывочно рассматривать эти элементы науки о цвете на дисциплинах, оставляя несформированным профессионально-терминологический аппарат, что создает вопросы и проблемы в работе будущего специалиста.* Плохо развитое понимание семантического поля не дает возможность тонко чуять и ощущать окружающий мир, всё многообразие цвета – что является базисом современного дизайнерского искусства.

Также, проблема заключается и в ограниченном количестве практических занятий, где студенты могли бы оттачивать свое мастерство в работе с цветом, его взаимодействием друг с другом; и в дезорганизация целенаправленного методического и дидактического материала, что могло бы помочь эффективнее и успешнее развивать цветовую культуру у обучающихся.

*Проведенный анализ творческих проектов на вопрос технологии, представленных на различных конкурсах, итоговых просмотрах, показал: что у обучающихся первых курсов возникают трудности в создании гармоничного, эмоционально-выразительного по цвету образа, часто в творческих работах встречаются однообразие, скудность и стереотипность в цветопластическом решении композиции.

Все вышеизложенные противоречия и недостатки, невозможность прямого переноса содержания и методов обучения, применяемых на базе традиционных технологий обучения, а также отсутствие адаптационной методической системы обучения основам цветоведения и колористике, способной дать высокую профессиональную колористическую подготовку будущему специалисту-дизайнеру, определили проблему будущего исследования.
   Таким образом, подводя итог вышеизложенному материалу, мы наблюдаем противоречие между необходимостью изучения науки о цвете и отсутствием достаточных условий для этого. Учитывая перспективу вхождения России в Европейское образовательное пространство, а также современные требования общества к личностно-профессиональному развитию будущих студентов-дизайнеров необходимо: внедрение разнообразия практических работ, составления наглядного материала, выработке новой методической системы, предполагающую совокупность содержания средств и методов, направленных на развитие колористических способностей для созданий условий формирования цветовой культуры у студентов-дизайнеров.

 

Список литературы

1. Депсамес Л.П. Цветовая чувствительность - способ резонансного взаимодействия человека с миром и собой/ Л.П. Депсамес. - Н.Новгород: ВГИПА, 2005. - 3с.

2. Арефьева С.М. Формирование цветовой культуры учащихся художественных школ / С.М. Арефьева // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: сб. статей. – г. Набережные Челны.

3. Виноградова Н.В. Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи :на примере выполнения натюрморта: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.02) / Виноградова Наталья Владимировна; Курский государственный университет. – Курск, 2009. – 2 с.

 

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ

Железнова Е.Н., Новик И.Р.

ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина»

Аннотация. В статье обсуждаются результаты проведенного анкетирования учащихся 8 классов, направленного на изучение мотивов изучения химии.

Ключевые слова: предметная мотивация, интерес к химии, анкетирование


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!