FOLK PEDAGOGY IN EDUCATIONAL PRACTICE OF V.A. SUKHOMLINSKY



Kamaeva Elena Evgenievna

 

Annotation. This article deals with the importance and role of folk pedagogy in the experience of the Soviet educator V.A. Sukhomlinsky. Based on a review of scientific sources shows the role of methods and means of folk education in the classroom and in overtime work at Pavlyshschool. Confirmed the idea about the value of pedagogy of Sukhomlinskyfor the development of modern Russian education.

Keywords: folk education, ethnopedagogy, civic education, pedagogicalheritage, education of the individual

 

Народная педагогика тесно и неразрывно связана с духовной культурой каждого народа, являясь её неотъемлемой частью. Многие исследователи убеждены, что народная педагогика возникла в тот же исторический период, когда появился человек: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ»- писал великий русский педагог К.Д. Ушинский. Исследования, посвященные рассмотрению образовательного потенциала народной педагогики, доказывают, что сегодня, несмотря на многовековую историю, она не теряет своей значимости в образовательных практиках[1;2;6]. Эта идея подтверждается в трудах и опыте выдающихся ученых, педагогов, общественных деятелей, среди которых: К.Д. Ушинский, В.С. Соловьев, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский и др. Они были единодушны в признании необходимости воспитывать молодое поколение в духе народности, патриотизма, национальной культуры своей страны.

Определений народной педагогики немало. Признанным авторитетом в области образования и, в частности, народной педагогики является Г. Н. Волков: именно он впервые ввел термин «этнопедагогика», представляя её как историю и теорию народного воспитания. Г.Н. Волков писал: «Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций» [2, с. 4].Из этого определения следует, что народная педагогика и этнопедагогика не существуют по отдельности: они взаимодополняют друг друга. По мнению А.Д. Кайдаровой, народная педагогика - это «бесценное наследство, представленное народной мудростью, оставлено предками последующим поколениям в виде легенд, былин, сказок, пословиц, поговорок, колыбельных песен, частушек, считалок, старинных примет, девичьих гаданий, прощальных плачей и т.д.» [5, с. 45]. Н.В. Адаева характеризует ее как «составную часть коллективного народного творчества, т.к. она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, мировоззрение, представление о человеке, семье, воспитании подрастающего поколения» [1, с. 38]. Как и любая область педагогического знания и образовательной практики, народная педагогика включает в себя определенные функции, средства и методы воспитания. В процессе своего научного исследования Г. Н. Волков определил, что этнопедагогика (а вместе с ней и народная педагогика) изучает:

1) основные педагогические понятия народа (подразумевая под этим уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);

2) ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);

3) функции воспитания (включая в данные понятия подготовку к труду, формированию морально-волевых черт характера, развитие ума, заботу о здоровье, привитие любви к прекрасному);

4) факторы воспитания (к которым относил природу, игру, слово, общение, традиции, дело, быт, искусство, религию, пример-идеал, личности-символы, события-символы, идеи-символы);

5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);

6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);

7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники) [2, с. 7].

Изучая историю народной педагогики, нельзя не вспомнить великого педагога XX столетия Василия Александровича Сухомлинского (1918 – 1970), его педагогическое наследие и опыт. В его трудах («Сердце отдаю детям», «Как воспитать настоящего человека», «Мудрость родительской любви», «Рождение гражданина» и многих других)четко прослеживается необходимость и важность идей народной педагогики. Доказано, что он является создателем органично сформированной, оригинальной педагогической системы, основанной на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся [5, с.45].Педагогическое наследие и деятельность педагога-новатора представлено в трудах современных отечественных исследователей (М. В.Богуславский, О.Г. Грохольская, Г.В. Нездемковская, Л.Ф. Суржикова, Хайруллин Р. З.и др.). Из биографии В.А. Сухомлинского известно, что его основная деятельность как педагога-новатора начинается с 1948, когда он становится директором школы в поселке Павлыш, где он начал активно применять идеи народной педагогики на практике. Как отмечают исследователи, Павлышская школа стала его «лабораторией и экспериментальной площадкой» [4, с. 48].По мнению Р. З. Хайруллина и Л.Ф.Суржиковой, Сухомлинский «достаточно полно раскрыл основные стороны народной педагогики, способствующие становлению личности: трудовое, физическое, эстетическое, нравственное, умственное воспитание; говорил о роли игры, природы, эмоций и семьи в формировании человека» [7, с. 38]. Сам же Василий Александрович определил сущность своей школы так: «Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ Человека, культ книги, культ родного слова» [2, с. 14]. Именно на этих идеалах строилась работа с детьми, с их родителями и педагогическим коллективом в знаменитой Павлышской средней школе известной также под названием «Школа радости». Эти идеалы Сухомлинского связаны с убеждением, что народная педагогика в первую очередь основана на богатом наследии предков, благодаря которому в человеке воспитываются такие качества, как гуманность, справедливость, патриотизм, умение дорожить святынями Отечества. Исследователи отмечают, что В.А. Сухомлинский использует идеи народной педагогики прежде всего в гражданском воспитании: «Одна из важнейших задач в его деятельности - донести до ученика понимание величия, духовной красоты, героизма, благородства, преданности человека высоким идеалам и на этой основе утвердить чувство самоуважения и ответственности за все, что делает сейчас и что предстоит ему сделать в будущем. С учащимися он проводил «Уроки гражданского видения мира» и стремился к тому, чтобы воспитанники не только знали, понимали добро и зло, справедливость, честь и бесчестие, но и испытывали непримиримость, ненависть к социальному злу и несправедливости» [7, с. 40]. Именно на этих уроках, как пишут учёные, Василий Александрович пытался привить детям чувство переживания за свою страну, за судьбы людей, живущих далеко или близко, воспитывая тем самым в молодом поколении качества настоящего гражданина. В трудах исследователей, изучающих педагогическую концепцию В.А. Сухомлинского, не раз подчёркивается его роль в развитии и становление этнопедагогики. Так, Г.В. Нездемковская в своих работах последовательно описывает вклад, который Василий Александрович привнес в развитие этнопедагогики: «…его заслуга в становлении этнопедагогики как науки состоит в том, что он разработал разнообразные и самобытные формы работы на основе украинской народной педагогики» [6, с.161]. Анализируя такие формы работы с детьми в Павлышской школе, как: «Сад матери», «Праздник бабушки и дедушки», «Комната сказки», «Уголок мечты» и т.п., автор подчеркивает, что все они проникнуты философией родного народа, его широким и оригинальным взглядом на мир, национальной психологией, самобытной культурой. Особое место в педагогике Сухомлинского занимал родной язык; ему была близка и понятна историческая миссия русского языка как носителя тесных духовных связей с другими народами [5,с.46].Особое место в педагогической деятельности Сухомлинского занимали пословицы, загадки, сказки, песни, народные песни. Используя фольклор, педагог развивал народоведческий подход в учебно-воспитательном процессе, который позволил ему добиваться глубокого познания учащимися важнейших источников, питающих любовь к родной земле. В своем педагогическом творчестве Сухомлинский определил такие источники народного патриотизма, как: материнская и отцовская любовь, колыбельная песня и родной язык, картины родной природы, история народа; мир предков, исторические судьбы других народов. Он разработал оригинальные формы внедрения творческих традиций народа в современную воспитательную практику (театр сказки, кукольный театр, сочинение сказок и праздников, оформление школы и классных комнат и т.д.); показал роль семьи в формировании личности ребенка[3].

Сегодня необходимость обращения к народной педагогике в целом и ее трансляции в образовательный процесс современной школы возрастает. В условиях нестабильного общества и сложных политических процессов мирового масштаба использование богатства и мудрости народа в подготовке молодых поколений неоценимо. Именно она учит добру, толерантности, уважению, нравственным отношениям между людьми и народами - всему тому, что блистательно использовал в своем педагогическом опыте великий педагог Василий Александрович Сухомлинский.

Список литературы:

1. Адаева Н. В. Патриотическое воспитание средствами народной педагогики / Н. В. Адаева // Академ. вестник Института пед. обр-я и обр-я взрослых РАО – 2013. – №1(34). – С. 38-43.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков – М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 168 с.

3. Ганьшина Г. В. Гуманистические идеи педагогики сотрудничества В.А. Сухомлинского / Г. В. Ганьшина // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2014. – 15 с.

4. Грохольская О.Г. Педагогические идеи и новаторский опыт В.А. Сухомлинского / О.Г. Грохольская // История и педагогика естествознания. – 2018. - №3. – С. 48-51.

5. Кайдарова А. Д. Народная педагогика в педагогической деятельности В.А. Сухомлинского / А. Д. Кайдарова // Научные записки. – 2014. – Вып. 123(I). – С. 44-47.

6. Нездемковская Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогики / Г. В. Нездемковская // Вестник Томского государственного универ-ситета. – 2009. – Вып. 325. – С. 157-163.

7. Хайруллин Р. З. Этнопедагогические взгляды В.А. Сухомлинского /Р. З. Хайруллин, Л. Ф. Суржикова // Человеческий капитал. – 2016. – № 9(93). – С. 37-41.

 

ИГРОВЫЕ ТРЕНИНГИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Карабанова Н. С., Красильникова Л. В.

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»,

г. Нижний Новгород

Аннотация. В статье освещена проблема высокой востребованности модернизации методической службы в ДОО, представлены результаты практического исследования по повышению профессиональной компетентности педагогов с помощью игровых тренингов с при решении задач речевого развития воспитанников.

Ключевые слова: методическая работа, профессиональная компетентность, активные методы обучения, тренинги, игровое моделирование.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!