Исторический материализм – наука о наиболее общих законах развития общества



Общественная жизнь сложна и многогранна. Поэтому она является предметом изучения многих наук, каждая из которых исследует какие-либо её конкретные явления, стороны и законы. Историческая наука, например, изучает историю народов и стран во всей подробности и многообразии. Её интересуют конкретные события жизни, подробности быта страны или группы стран на том или ином этапе их исторического развития. Политическая экономия изучает законы производства и распределения материальных благ на различных ступенях развития общества. Правовые науки исследуют деятельность государственных органов, правовые отношения и т. п.

Однако все эти и другие частные науки, изучающие отдельные стороны и законы общественной жизни, не могут ответить на ряд вопросов, касающихся общих закономерностей общественного развития. Решение таких вопросов даёт исторический материализм.

Предметом изучения исторического материализма является человеческое общество в целом, вся совокупность составляющих его сторон. Будучи философской наукой, исторический материализм рассматривает соотношение общественного бытия и общественного сознания, диалектику производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки общества, законы классовой борьбы и революции. Он выясняет также роль масс, классов, партий, личности в истории. Все общественные явления и процессы исторический материалист изучает во внутренней связи, взаимодействии и взаимообусловленности, что и позволяет понять человеческое общество как единое целое.

В соответствии с этим главная задача исторического материализма состоит в изучении наиболее общих законов общественного развития. Характер этих законов, формы их проявления и действия различны. Имеются общие законы, которые действуют на протяжении всей истории человечества. Такими законами являются, например, закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил и ряд других.

Наряду с ними есть законы, действующие лишь на некоторых этапах исторического развития. Например, закон классовой борьбы действует лишь в тех обществах, где существуют антагонистические классы.

Наконец, имеются законы, присущие только отдельным формациям. Так, для капитализма характерен закон конкуренции и анархии производства, для социализма – закон планомерного развития народного хозяйства.

Законы общественной жизни, подобно законам природы, объективны, т. е. действуют независимо от сознания и воли людей. Люди могут о них и не знать, но они действуют всегда и всюду, где есть соответствующие условия. Объективный характер законов развития общества означает, что люди не могут по своему желанию создавать, изменять или уничтожать эти законы. Они могут лишь открыть их, познать и затем использовать в своих интересах.

Закономерности общественной жизни нетождественны закономерностям природы. Природа не ставит перед собой какие-либо цели или задачи, поэтому законы природы проявляются как действие слепых сил. Другое дело – в обществе. Здесь законы проявляются лишь через деятельность людей, обладающих сознанием и волей, ставящих перед собой определённые цели и добивающихся их достижения.

Однако то обстоятельство, что закономерности общественной жизни проявляются через сознательную деятельность людей, не означает, что они зависят от их сознания. Законы развития общества, будучи объективными, действуют так же неизбежно и независимо от людей, как и законы природы. Империалисты не могут, например, приостановить по своему желанию движение человечества к коммунизму, потому что это – объективная закономерность.

Исторический материализм, рассматривая характер действия объективных законов развития общества, тем самым раскрывает содержание исторической необходимости и свободы человека. В понятиях свободы и необходимости выражаются взаимоотношения между сознательной деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Свободны ли люди в своих действиях и поступках или они всегда являются пленниками и рабами законов природы и общества? На этот вопрос философы-марксисты и буржуазные философы отвечают по-разному.

Одни буржуазные философы, сторонники субъективного идеализма, утверждают, что поступки человека определяются исключительно его волей и сознанием и никак не связаны с объективными законами общества. Согласно их мнению, человек всегда поступает так, как ему заблагорассудится. Такая точка зрения называется волюнтаризмом и служит для оправдания произвола в действиях людей.

Другие буржуазные философы считают, что все действия и поступки людей определяются внешними, не зависящими от них обстоятельствами. Поэтому-де люди бессильны как-то направлять свои действия, сознательно влиять на ход событий. Тем самым с человека снимается всякая ответственность за его поступки. Подобная точка зрения называется фатализмом. Она оправдывает преклонение перед существующими внешними обстоятельствами, выражает бессилие в познании и использовании законов развития общественной жизни. Как волюнтаризм, так и фатализм являются реакционными теориями.

В противовес этим теориям философы-марксисты рассматривают необходимость и свободу в диалектической взаимосвязи. Историческая необходимость – это то, что с неизбежностью вытекает из действия объективных законов развития общества. Она определяет поступки людей, но и люди в свою очередь, учитывая историческую необходимость, могут влиять на ход истории. Познав законы общественного развития, в которых проявляется эта необходимость, и, действуя в соответствии с ними, человек тем самым обретает подлинную свободу. Свобода человека, указывал Ф. Энгельс, состоит не в воображаемой независимости от законов природы и общества, а в познании этих законов, в возможности использовать их в практической деятельности.

Познание законов развития общественной жизни и их сознательное использование в интересах людей зависят от конкретных условий. В обществах, основанных на антагонизме классов, закономерности общественного развития, историческая необходимость проявляются как стихийная сила, с которой люди не могут справиться. Примером может служить капиталистическое общество. Идеологи буржуазии называют его «свободным миром». Но какая же в этом мире свобода? Ведь господство капиталистической собственности не даёт возможности вести производство по единому государственному плану. Законы этого общества, в частности закон конкуренции и анархий производства, действуют здесь как стихийная разрушительная сила, превращающая людей в рабов случая. Общественные отношения, при капитализме противостоят людям и господствуют над ними. Вполне понятно, что здесь не может быть и речи о сознательном использовании законов общественного развития, а, следовательно, и о свободе.

Другое дело – коммунистическая формация, где нет антагонистических классов. Социалистическая революция ликвидировала эксплуатацию человека человеком, установила новые производственные отношения, основанные на общественной собственности на средства производства. Законы общественного развития при социализме перестают оказывать разрушительное действие. Здесь люди ставят условия собственной жизни под свой контроль. Человек становится действительно свободным.

Свобода человека при социализме отнюдь не означает отрицания объективного характера законов развития общества, исторической необходимости. Историческая необходимость существует и в коммунистической формации. Но люди, познавая законы общественного развития, сознательно используют их в своей практической деятельности. Именно это и обусловливает свободу человека во всех областях общественной жизни.

Знание законов развития общества имеет огромное значение для практической деятельности людей. Оно позволяет им правильно разбираться в реальной обстановке, предвидеть, как будут развиваться события в будущем. Это особенно важно в современных условиях, в период перехода человечества от капитализма к социализму, а в нашей стране – перехода от социализма к коммунизму.

Неумение или нежелание считаться с объективным характером действия законов общественного развития приводит к субъективистским и волюнтаристским ошибкам в теории и на практике, не позволяет разобраться в реальной обстановке, правильно предвидеть ход событий. Деятельность, основанная на субъективизме и волюнтаризме, игнорирующая объективные закономерности развития общества, в конечном счёте обязательно приходит в противоречие с жизнью и заканчивается провалом.

Исторический материализм – это не только живая, вечно развивающаяся теория, но и метод познания общественных явлений, метод революционного преобразования действительности. Вместе с тем он является и общей методологией частных общественных наук. Находясь в тесной взаимосвязи с этими науками, опираясь на конкретные данные, добытые ими, исторический материализм обобщает эти данные, вырабатывает общетеоретические положения, имеющие руководящее значение для каждой конкретной общественной науки. Так, например, историческая наука может дать правильную периодизацию истории общества, лишь руководствуясь учением исторического материализма об общественно-экономических формациях. Основные понятия и законы исторического материализма помогают частным наукам разобраться в сложных явлениях общественной жизни. Без этих понятий и законов никакая частная наука об обществе не смогла бы развиваться.

Исторический материализм – наука творческая. Его нельзя рассматривать как свод закостеневших формул и выводов, годных на все времена и на все случаи жизни. Он является не догмой, а руководством к действию. Как и всякая революционная теория, исторический материализм не стоит на месте, а все время развивается, обогащается новыми положениями, полученными на основе практической деятельности рабочего класса и его партий.

К. Маркс и Ф. Энгельс, создав новое мировоззрение – диалектический и исторический материализм, совершили великий научный подвиг. В. И. Ленин развил и обогатил марксистское учение применительно к новым историческим условиям. В области исторического материализма он открыл закон неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма, разработал теорию социалистической революции и учение о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой, стране. Он выдвинул принцип мирного сосуществования стран с различным общественным строем.

Своё дальнейшее развитие исторический материализм получил в решениях съездов, пленумов ЦК Коммунистической партии Советского Союза. В этих важнейших документах современности намечены конкретные пути и методы создания материально-технической базы коммунизма, формирования коммунистических общественных отношений, воспитания нового человека.

Примером творческого развития исторического материализма являются материалы Совещаний представителей коммунистических и рабочих партий 1957 и 1960 гг., в которых дан глубокий анализ исторических сдвигов, происшедших после Великой Октябрьской социалистической революции. В них раскрыта основная особенность нашей эпохи как эпохи перехода от капитализма к социализму, определена генеральная линия развития мирового коммунистического движения, стратегия и тактика марксистско-ленинских партий в их борьбе за мир, национальную независимость, демократию и социализм.

Глубокое знание законов развития социалистического общества характеризует всю практическую деятельность Коммунистической партии Советского Союза. Программа партии, принятая XXII съездом КПСС, – программа строительства коммунизма и нашей стране – является ярким примером творческой деятельности KI ICC в области марксистской теории.

Об этом же свидетельствуют и решения XXIII съезда КПСС, чётко определившего задачи экономического, социально-политического и духовного развития нашей страны на ближайшее пятилетие. Особое внимание при этом уделяется творческому развитию научной теории марксизма-ленинизма, органическому соединению её с практической деятельностью трудящихся и воспитанием народных масс в коммунистическом духе.

В полном соответствии с основными положениями исторического материализма строят свою практическую деятельность и другие марксистско-ленинские партии. Основываясь на общих закономерностях перехода от капитализма к социализму, они разрабатывают политику, стратегию и тактику применительно к историческим и национальным особенностям своих стран.

Творческое развитие исторического материализма предполагает необходимость защиты научной теории общественного развития от нападок её врагов. Руководствуясь принципом партийности марксистско-ленинской науки об обществе, Коммунистическая партия Советского Союза и другие марксистско-ленинские партии ведут непримиримую борьбу против идеологии империализма. Они вскрывают антикоммунистическую направленность современной буржуазной социологии, её попытки идейно обосновать господство монополий, эксплуатацию трудящихся, опорочить общественную собственность и коллективизм. Марксистско-ленинские партии выступают против восхваления милитаризма и войны, против оправдания колониализма и расизма, разжигания вражды и ненависти между народами.

Коммунистические и рабочие партии разоблачают реакционные направления современной буржуазной социологии, ставящие своей задачей опровергнуть материалистическое понимание истории и протащить идеализм в науку об обществе. Они выступают против биологического направления в социологии, которое отождествляет законы природы и общества и низводит тем самым людей до уровня животных, борющихся за существование. Коммунисты показывают несостоятельность и психологического направления в социологии, исходящего из отрицания объективного характера законов общественного развития и проповедующего субъективизм в анализе исторических явлений. Марксистско-ленинские партии критикуют метафизические теории современных буржуазных идеологов, отрицающих прогресс в жизни общества, неизбежность перехода человечества от капитализма к коммунизму.

Коммунистические и рабочие партии разоблачают также антимарксистские взгляды реформистов, ревизионистов, догматиков и сектантов.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Почему до К. Маркса и Ф. Энгельса не было научной теории общественного развития?

2. В чем состоит сущность материалистического понимания истории?

3. Какие вопросы изучает исторический материализм?

4. В чем заключается отличие законов развития общества от законов развития природы?

5. Какое значение имеет знание законов общественного развития для практической деятельности людей?

 

ГЛАВА V II. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

Открытие К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистического понимания истории позволило научно объяснить развитие человеческого общества. Огромную роль в познании процессов, происходящих в обществе, сыграло разработанное основоположниками марксизма-ленинизма учение об общественно-экономической формации. Рассмотрим основные положения этого учения.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!