Способ производства – главная, определяющая сила исторического развития



Для того чтобы жить, люди должны производить средства к существованию, т. е. трудиться. К. Маркс в «Капитале» охарактеризовал трудовую деятельность людей как процесс взаимодействия человека с природой, как производство материальных благ. Труд, указывал он, – это вечное и необходимое условие жизни общества.

Чтобы производить материальные блага, необходимо иметь, прежде всего, предметы труда и средства труда. Предметами труда называются те материалы, на которые воздействует человек, которые он своим трудом подвергает обработке, – дерево, железная руда, каменный уголь и т. п. Предметами труда могут быть и материалы, к которым ранее был приложен труд человека, например металл, выплавленный в домнах, или сукно, сотканное из шерсти.

К средствам труда относятся прежде всего орудия труда, или орудия производства, с помощью которых люди воздействуют на предметы труда. Это топор, пила, плуг, станок, т. е. машины и различного рода инструменты, которые Маркс называл «костной и мускульной системой производства». С помощью орудий труда человек как бы усиливает органы своего тела. Например, простым, невооружённым глазом человек не может увидеть строение животной или растительной клетки, а при помощи электронного микроскопа он может это сделать.

В сознательном изготовлении орудий труда и их целесообразном применении состоит главное отличие людей от животных. «...Самый плохой архитектор, – писал Маркс, – от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове»[64].

Орудия труда являются основными средствами труда. Кроме орудий труда к средствам труда относится все то, без чего не может совершаться процесс производства, например земля, на которой расположены промышленные или сельскохозяйственные предприятия, склады, производственные помещения, транспорт и т. д. Предметы труда и средства труда, вместе взятые, называются средствами производства.

Хотя орудия и предметы труда играют в процессе производства очень большую роль, однако без человека они мертвы. Машина, которая не служит в процессе производства, говорил К. Маркс в «Капитале», бесполезна. Пряжа, которая не будет использована для тканья или вязанья, представляет собой испорченный хлопок. Нужно, чтобы живой труд охватил эти вещи и воскресил их из мёртвых. Отсюда следует, что процесс производства невозможен без людей. Только люди, обладая волей и сознанием, а также способностью к труду, могут привести в движение орудия труда.

Средства производства, созданные обществом, и в первую очередь орудия труда, а также люди, приводящие их в движение, составляют производительные силы общества. Важнейшим элементом производительных сил, главной производительной силой являются люди, трудящиеся. «Первая производительная сила всего человечества, – указывал В. И. Ленин, – есть рабочий, трудящийся»[65].

Определяя отношение людей к природе, производительные силы отражают вместе с тем власть человека над природой. Чем совершеннее орудия труда, чем больше приобретено людьми трудовых навыков, тем больше их успехи в покорении природы. Первобытные люди, вооружённые каменным топором и стрелами, были в сущности бессильны перед лицом природы. Современный человек, вооружённый мощной техникой, всё больше подчиняет природу своему господству.

Производительные силы представляют собой лишь одну сторону материального производства. Другой неразрывной его стороной являются производственные отношения.

История развития человечества показывает, что производство всегда носит общественный характер. Это значит, что люди производят материальные блага не в одиночку, а сообща, коллективно, группами, обществами. «В производстве, – писал К. Маркс, – люди вступают в отношение не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определённые связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство»[66]. Отсюда следует, что производственные отношения – это экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства материальных благ.

Что же конкретно представляют собой производственные отношения?

В основе производственных отношений лежат формы собственности на средства производства, или, иначе говоря, отношение людей к средствам производства. Именно от форм собственности, т. е. от того, в чьём владении находятся средства производства, зависит тот или иной тип производственных отношений.

Формы собственности обусловливают место, положение, роль классов и социальных групп в системе общественного производства, характер их взаимоотношений и обмена трудовой деятельностью. Если в обществе существует частная форма собственности, т. е. средства производства принадлежат эксплуататорам, как это имеет место при капитализме, то здесь производственные отношения являются отношениями господства и подчинения, эксплуатации человека человеком. Это происходит потому, что рабочие, лишённые средств производства, вынуждены продавать свою рабочую силу владельцам этих средств – капиталистам.

Если же в обществе господствует общественная форма собственности, т. е. средства производства принадлежат всему обществу, в именно так обстоит дело при социализме, то производственные отношения носят характер товарищеского сотрудничества свободных от эксплуатации людей.

Формы собственности определяют также формы распределения материальных благ, произведённых людьми в процессе производства. Во всех обществах, где основой производственных отношений является частная собственность, распределение материальных благ происходит в пользу небольшой кучки эксплуататоров, владеющих средствами производства. Например, в буржуазном обществе капиталист присваивает себе львиную долю материальных благ, хотя и не принимает непосредственного участия в их создании. В социалистическом обществе, которое основано на общественной собственности на средства производства, материальные блага распределяются между трудящимися в соответствии с количеством и качеством затраченного каждым из них труда.

Хотя люди вступают в производственные отношения как существа, сознающие свои действия и поступки, тем не менее, производственные отношения складываются объективно, независимо от их воли и желания. Это объясняется тем, что производственные отношения формируются по мере развития производительных сил, а люди не могут выбирать производительные силы по своему усмотрению. Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, застаёт уже готовые производительные силы и возникшие на их основе производственные отношения. Поэтому люди вынуждены приспосабливаться к условиям жизни, которые созданы в результате деятельности предшествующих поколений.

Производственные отношения, взятые в их связи и единстве с производительными силами, образуют способ производства. Способ производства – это способ соединения рабочей силы со средствами производства. Поскольку люди в разные времена пользуются различными средствами производства, а потому и соединяются с ними различными способами, не может быть производства вообще, производства, одинакового для всех времён и народов. Определённые этапы исторического развития отличаются друг от друга прежде всего способами производства. История знает пять основных способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

Способ производства, указывал К. Маркс в предисловии к своей работе «К критике политической экономии», обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества. Каков способ производства, таково в основном и само общество. Изменение способа производства является коренной причиной всех общественных и политических переворотов.

То обстоятельство, что определяющей силой общественного развития является способ производства, не означает, однако, что на это развитие не влияют никакие другие факторы. Как отмечалось выше, существенную роль в развитии общества играют географическая среда, плотность и рост народонаселения. На ход истории общества воздействуют также политические, правовые, философские, религиозные и другие теории и взгляды. Ф. Энгельс указывал, что дело обстоит совсем не так, будто только экономические отношения являются единственной активной причиной развития общества, а все остальное – лишь пассивное следствие. В действительности в процессе общественного развития происходит взаимодействие самых разнообразных факторов. Однако в конечном счёте решающей причиной этого развития является все-таки производство материальных благ, без которого немыслимо само существование общества.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!