Нация и класс. Пролетарский интернационализм



Рассматривая вопрос о формах общности людей, следует различать нацию и класс. Общее между ними состоит в том, что и нация и класс – явления исторические, возникающие на определённой ступени развития общества. Но между ними есть и различия. Прежде всего, нация представляет собой более широкое общественное явление, чем класс. Она включает в себя людей, принадлежащих к различным классам, общественным слоям и группам. Так, в дореволюционное время русская нация включала в себя рабочих, крестьян, городскую и сельскую буржуазию, а также интеллигенцию. То же самое можно сказать и о современных английской, американской, французской и других нациях, которые в классовом отношении далеко не однородны.

Различия между нацией и классом состоят и в том, что национальные отношения характеризуются большей устойчивостью, чем отношения классовые, что определяется спецификой нации как формы человеческой общности. Но это не означает, однако, что классовые различия и противоречия устраняются национальной общностью.

Современные буржуазные философы и социологи в ряде случаев подменяют вопрос о борьбе классов вопросом о борьбе наций. При этом они заявляют, что национальное угнетение и борьба против него якобы обусловлены самой природой людей, их внутренней враждебностью к представителям иной культуры, иной нации. Вставая на путь подмены классовых отношений отношениями национальными, буржуазные идеологи нередко отождествляют классовое и национальное. Они проповедуют «единство интересов» всех социальных групп, входящих в буржуазную нацию, и пытаются замазать внутринациональные межклассовые противоречия. Тем самым буржуазные идеологи стараются внушить народным массам, что главным врагом трудящихся являются не эксплуататорские классы данной нации, а люди, принадлежащие к другой нации. Разжигая национальную рознь между народами, идеологи буржуазии пытаются ослабить их борьбу против капиталистической эксплуатации.

Немало путаницы в понимание классового и национального вносят ревизионисты и «левые» оппортунисты. Ревизионисты выдвигают на первый план национально-специфическое, противопоставляют конкретные особенности борьбы за демократию, социализм в отдельных странах общим закономерностям строительства социализма, присущим всем странам. Тем самым они фактически сползают на позиции буржуазного национализма.

Ревизионисты стремятся свести коренные интересы революционного пролетариата капиталистических стран к так называемым общенациональным интересам. Они недооценивают руководящую роль рабочего класса в национально-освободительном движении. Конечно, общенациональные интересы в буржуазном обществе существуют и рабочий класс их учитывает. Сюда относятся борьба за национальную независимость, суверенитет народов и др. Но коренные классовые интересы пролетариата отнюдь не сводятся к этим проблемам, не исчерпываются ими, ибо конечная цель рабочего класса – победа коммунизма.

Так же как и ревизионисты, «левые» оппортунисты решают актуальные проблемы революционного движения с националистических позиций. Они подменяют классовый подход географическим и даже расовым подходом, стремятся разжечь националистические настроения среди народов, борющихся против колониализма, и тем самым наносят большой вред этой борьбе.

Марксизм-ленинизм решительно выступает против отождествления классового и национального. Понятие «национальное» нельзя рассматривать в застывшем, раз навсегда данном виде. Здесь необходим конкретно-исторический подход. Возьмём, например, национальные традиции и обычаи. Есть традиции прогрессивные, передовые, наиболее ярко выражающие самые лучшие черты той или иной нации. Такие традиции, будь то в области хозяйства, культуры или быта, заслуживают в условиях социализма всяческой поддержки. Вместе с тем существуют и отсталые, реакционные традиции, обычаи и нравы, противоречащие принципам социализма. Ни один сознательный член нашего общества, к какой бы нации он ни принадлежал, не станет выступать за сохранение таких реакционных традиций и обычаев, как, например, кровная месть, калым и т. п. Такого рода традиции должны настойчиво и терпеливо преодолеваться, ибо они мешают строить новую жизнь.

В своей практической деятельности коммунисты руководствуются принципом пролетарского интернационализма. Он помогает распознавать друзей и врагов рабочего класса независимо от их национальной и расовой принадлежности.

Пролетарский интернационализм является идеологией и политикой рабочего класса, коммунистических партий в области национальных отношений. В чем же состоит его сущность? Почему он в корне противоположен буржуазному национализму и космополитизму?

Прежде всего следует иметь в виду, что капитал – сила не только национальная, но и межнациональная, международная. Рабочему классу всех стран противостоит фронт буржуазии, которая ещё и теперь во многих странах сосредоточивает в своих руках экономическую мощь и располагает политической властью. Для успешной борьбы с буржуазией пролетариям разных стран необходимо объединить свои усилия. Такому объединению способствуют совпадение коренных, жизненных интересов рабочих всего мира, общность их идеологии – революционного марксистского учения.

Ещё более ста лет назад К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» выдвинули лозунг, в котором кратко выражена глубокая сущность пролетарского интернационализма: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Пролетарии должны объединиться, чтобы революционным путём уничтожить ненавистный народам капитализм и построить новое, коммунистическое общество.

Однако объединению, сплочению трудящихся всего мира мешает буржуазный национализм. Он подрывает единство рабочего класса, раскалывая рабочее движение на обособленные национальные течения и даже враждующие группы. В. И. Ленин предупреждал, что тот, «кто встал на точку зрения национализма, тот, естественно, доходит до желания окружить китайской стеной свою национальность, своё национальное рабочее движение... того не смущает даже, что своей тактикой разъединения и раздробления он превращает в ничто великий завет сближения и единения пролетариев всех наций, всех рас, всех языков»[74]. Поэтому непримиримая борьба против буржуазного национализма является обязанностью каждого марксиста-ленинца, каждого сознательного трудящегося.

Следует заметить, что к вопросу о национализме марксизм подходит конкретно-исторически. Он учитывает, что существует разный национализм. Есть национализм угнетающей нации, против которого пролетарский интернационализм решительно борется. Но есть и национализм угнетённых наций. Марксизм всячески поддерживает борьбу угнетённых народов против колониализма, за своё национальное освобождение, за свободу и независимость.

Опыт показывает, что в процессе расширения и углубления национально-освободительных движений в странах Азии, Африки идеология и политика национализма претерпевают существенные изменения. В национальном движении все более заметно проявляются два направления: прогрессивное и реакционное. Прогрессивные, демократические силы стремятся к тому, чтобы национально-освободительная революция не ограничивалась завоеванием государственной независимости, а вела к достижению полной независимости от империалистических стран. Реакционные же круги национальной буржуазии стремятся задержать развитие национально-освободительной революции.

Разоблачая буржуазный национализм и великодержавный шовинизм, марксисты-ленинцы решительно выступают и против космополитизма, являющегося одним из проявлений идеологии империалистической буржуазии. Космополитизм проповедует пренебрежение к национальным традициям народов, к их культуре. Монополисты США используют космополитизм как идейное оружие в своей борьбе за мировое господство.

Принципиальную противоположность пролетарского интернационализма и буржуазного национализма В. И. Ленин раскрыл, в частности, в работе «Критические заметки по национальному вопросу». «Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм, – писал он, – вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие две политики (более того: два миросозерцания) в национальном вопросе»[75].

Пролетарский интернационализм представляет собой стройную идеологию. В ней нашли научное выражение коренные интересы и задачи рабочего класса всех наций. Кратко эти задачи можно сформулировать следующим образом: борьба за освобождение всех народов от эксплуатации и угнетения, всестороннее и свободное развитие каждого народа, равноправие и дружба между народами всех стран. Важно подчеркнуть, что пролетарский интернационализм олицетворяет новый, коммунистический тип отношений между рабочими различных наций. Эти отношения основаны на равноправии народов, на глубоком взаимном понимании их общих и специфических интересов, на братской взаимопомощи и поддержке. «Интернационализм на деле, – писал В. И. Ленин, – один и только один: беззаветная работа над развитием революционного движения и революционной борьбы в своей стране, поддержка (пропагандой, сочувствием, материально) такой же борьбы, такой же линии, и только её одной, во всех без исключения странах»[76].

В борьбе с буржуазным национализмом, а также ревизионизмом, «левым» оппортунизмом и догматизмом марксисты-ленинцы руководствуются известными указаниями В. И. Ленина, который писал: «Сознательные рабочие все усилия прилагают, чтобы дать отпор всякому национализму, как грубому, насильственному, черносотенному, так и самому утончённому, проповедующему равноправие наций вместе... с раздроблением рабочего дела, рабочих организаций, рабочего движения по национальностям»[77].

Национальные отношения непрерывно изменяются, развиваются. Поэтому и рассматривать их следует конкретно-исторически. Специфика национальных отношений на империалистической стадии развития капитализма состоит в том, что нации делятся на господствующие, угнетающие, с одной стороны, и порабощённые, угнетаемые – с другой. Это деление отражает глубокую сущность капиталистического способа производства, его противоречия, неразрешимые в рамках этого способа производства. Капитализм в эпоху империализма стал «величайшим угнетателем наций»[78].

Принципиально иную природу имеют национальные отношения в условиях социализма. Рассмотрим их основные особенности.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 321; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!