Взаимодействие производительных сил и производственных отношений



Установив, что материальное производство является основой жизни и развития общества, необходимо выяснить, в чем же заключается источник, причина развития самого производства и каковы закономерности этого развития. К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что нельзя искать источник развития производства вне производства. Этот источник заключается в диалектическом взаимодействии производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы и производственные отношения – это две необходимые стороны производства. Без какой-либо из этих сторон процесс производства невозможен. Они всегда находятся в единстве, потому что люди не могут привести в действие средства производства, не вступая при этом в определённые производственные отношения. Вместе с тем, несмотря на тесную взаимосвязь друг с другом, производительные силы и производственные отношения являются разными сторонами общественного производства. Они отличаются друг от друга и по своему значению в производстве, и по характеру своего развития, и по своей роли в жизни общества.

Производство находится в непрерывном развитии, так как для своего существования люди должны постоянно производить материальные блага, причём во все возрастающих масштабах. Это обусловлено непрерывным ростом населения и его потребностей. Развитие производства всегда начинается с развития производительных сил, и прежде всего с совершенствования орудий труда как наиболее революционного, наиболее подвижного элемента производства. Люди постоянно преобразуют орудия труда, совершенствуют технику, потому что без этого невозможно увеличивать производство материальных благ. Вместе с тем развиваются, совершенствуются и сами люди, приобретая новые трудовые навыки, обогащая свой производственный опыт. Техника, трудовые навыки и опыт людей передаются от поколения к поколению. Этот процесс совершается непрерывно и образует материально-техническую основу развития общественного производства.

С изменением производительных сил изменяются и производственные отношения. Производственные отношения определяются, таким образом, характером и уровнем развития производительных сил. Производительные силы оказываются тем самым ведущей стороной в развитии производства.

Из того факта, что производительные силы выступают как ведущая сторона производства, нельзя, однако, сделать вывод, будто производственные отношения являются пассивным элементом, автоматически следующим за развитием производительных сил. Производственные отношения в свою очередь оказывают активное воздействие на их развитие либо ускоряя его, либо замедляя. Новые производственные отношения ускоряют развитие производительных сил, старые – замедляют, задерживают это развитие.

Так, социалистические производственные отношения способствуют развитию производительных сил, обусловливают высокие темпы роста производства и беспрепятственное осуществление научно-технической революции в Советском Союзе и других странах социалистической системы. Капиталистические отношения производства, наоборот, задерживают развитие производительных сил. Это находит своё выражение в хронической недогрузке предприятий, хищническом расточении важнейшей производительной силы общества – людей, в создании преград техническому прогрессу, уничтожении материальных благ в целях сохранения высоких цен на товары и т. п.

Для успешного развития производства необходимо, чтобы производственные отношения соответствовали характеру и уровню производительных сил. Этот общий закон развития производства, открытый К. Марксом, выражает диалектическое взаимодействие между производительными силами и производственными отношениями во всех общественно-экономических формациях. Действуя в разных обществах по-разному, этот закон всегда обусловливает развитие общества по пути прогресса.

В антагонистических обществах, основанных на частной собственности, соответствие производственных отношений уровню развития производительных сил носит временный характер и никогда не обеспечивает полного простора для развития производства. Это соответствие существует в таких обществах лишь на ранних этапах их развития, когда производственные отношения ещё способствуют развитию производительных сил. Так, например, обстояло дело, когда возникли рабовладельческий, феодальный и капиталистический способы производства.

Однако производство не стоит на месте. Производительные силы и производственные отношения непрерывно развиваются, но их развитие происходит по-разному. Производительные силы совершенствуются значительно быстрее, чем производственные отношения. В результате между развившимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями возникает противоречие, несоответствие, которое в антагонистических обществах неизбежно приводит к социальному конфликту.

Этот конфликт может быть разрешён лишь путём социальной революции, в ходе которой устаревшие производственные отношения заменяются новыми, соответствующими новым производительным силам. Необходимость социальной революции вызывается тем, что господствующие классы старого, отживающего общества кровно заинтересованы в сохранении прежних производственных отношений и активно сопротивляются всякой попытке их изменения и установления новых отношений производства.

Диалектическое развитие производительных сил и производственных отношений обусловливает переход от одного способа производства к другому. Как же происходит этот переход?

Новый способ производства, основанный на антагонизме классов, возникает в недрах старого общественного строя. Этот процесс связан с ростом производительных сил. «Ни одна общественная формация, – писал К. Маркс, – не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества»[67].

Вызревание нового способа производства в недрах старого строя совершается стихийно, независимо от воли и сознания людей. Это происходит потому, что люди, улучшая орудия производства, не думают о том, к какому в конечном счёте коренному перевороту в производстве это приведёт. Но как только новые производительные силы в достаточной степени созреют, возникает необходимость замены старых производственных отношений новыми.

Социалистический способ производства не может возникнуть в недрах капитализма. При капитализме складываются лишь материально-технические предпосылки нового общественного строя в виде крупного индустриального, машинного производства. В капиталистическом обществе развивается и рабочий класс как носитель нового способа производства. Но сами социалистические производственные отношения при капитализме не возникают. Этому мешают частнокапиталистическая собственность на средства производства, эксплуататорские классы и буржуазное государство.

Для того чтобы возник и сформировался социалистический способ производства, необходимы социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата. Взяв власть в свои руки, рабочий класс под руководством коммунистической партии, в союзе с широкими массами трудящихся уничтожает капиталистические производственные отношения и устанавливает новые, социалистические отношения производства.

Эти особенности возникновения социалистического способа производства характерны для всех стран, вступающих на путь социализма, хотя в зависимости от конкретно-исторической обстановки, в которой совершается пролетарская революция, процесс перехода от капиталистического способа производства к социалистическому может протекать по-разному. Вместе с тем при всем различии форм перехода от капитализма к социализму сущность революционных преобразований остаётся одна: уничтожается частная капиталистическая собственность и утверждается общественная социалистическая собственность – экономическая основа социализма. Возникновение социалистического способа производства в СССР и в других странах социалистической системы наглядно подтверждает всё сказанное.

Итак, победа социалистической революции и утверждение диктатуры пролетариата в той или иной её форме являются необходимыми условиями создания социалистического способа производства. Эту истину отрицают реформисты и правые ревизионисты. Стремясь ослабить международное рабочее движение, лишить его революционной перспективы, они твердят о возможности постепенного перерастания (а не революционного превращения) капитализма в социализм.

Мы рассмотрели диалектику развития производительных сил и производственных отношений, обусловливающую переход от одного способа производства к другому, замену одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной. Наряду с производственными отношениями в обществе существуют и другие отношения, например политические – между классами, нациями и государствами, нравственные, религиозные и т. д. Как же связаны эти отношения с производственными отношениями и друг с другом? Какую роль они играют в общественной жизни? Ответ на эти вопросы даёт марксистское учение о базисе и надстройке общества.

 

Базис и надстройка общества

Производственные отношения образуют в своей совокупности экономический строй общества, его экономическую структуру, или, иначе говоря, базис общества. Слово «базис» означает по-гречески «основание» и, таким образом, называя совокупность производственных отношений базисом общества, марксизм тем самым подчёркивает, что от производственных отношений людей зависят все другие общественные отношения – политические, нравственные и т. д. Главное назначение базиса состоит в том, что он даст возможность организовать производство материальных благ и их распределение, т. е. обслуживает общество экономически.

Над базисом общества возвышается надстройка – политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и другие идеи, а также соответствующие этим идеям организации и учреждения. Так, например, политические и правовые идеи проводятся в жизнь посредством государственной машины, которая включает в себя суд, тюрьмы, армию, разведку и т. д. Религиозные идеи всегда связаны с различными религиозными организациями.

Между базисом и надстройкой существует неразрывная, органическая взаимосвязь. В этой взаимосвязи главную роль играет базис. Он порождает надстройку, обусловливает её. Поэтому, каков базис общества, такова и его надстройка. Если общество расколото на антагонистические классы и в нем существует эксплуатация человека человеком, то, естественно, и базис общества является антагонистическим, а надстройка отражает этот антагонизм. Так обстоит дело в рабовладельческом, феодальном и капиталистическом обществах, имеющих антагонистический базис и антагонистически противоречивую по своему содержанию надстройку. При капитализме, например, базис является антагонистическим потому, что здесь интересы основных классов – буржуазии и пролетариата – противоположны и между ними существуют непримиримые противоречия. Внутренне противоречива и надстройка капиталистического общества. Она включает в себя взгляды и соответствующие им учреждения не только буржуазии, но и рабочего класса. При этом господствующими в ней являются идеи и учреждения господствующего класса – буржуазии.

Из того факта, что базис является определяющим по отношению к надстройке, нельзя делать вывод, будто надстройка лишь пассивно отражает базис, покорно следует за ним. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин всегда подчёркивали активную роль надстройки, её относительно самостоятельное развитие.

Надстройку вызывает к жизни базис. Но, раз возникнув, идеи и соответствующие им учреждения приобретают относительную самостоятельность в своём развитии. Эта самостоятельность проявляется прежде всего в том, что хотя идеи и отражают общественное бытие, однако они могут жить и собственной жизнью. Благодаря этому становится возможной идейная преемственность в человеческом обществе – сохранение в надстройке любого общества, в том числе и социалистического, духовных ценностей, выработанных на протяжении всей истории человечества. Надстройка социалистического общества наследует, сохраняет и использует замечательные достижения прошлого – научные открытия, выдающиеся произведения искусства, общечеловеческие нормы нравственности и т. д. Относительной самостоятельностью надстройки объясняется и сохранение тех или иных пережитков в сознании и поведении людей.

Относительная самостоятельность надстройки проявляется и в том, что, будучи порождена базисом, она в свою очередь оказывает влияние на базис, активно воздействует на его развитие. Так, например, социалистическое государство, являясь политической надстройкой нашего общества, всячески способствует развитию его экономического базиса.

Взаимодействие существует не только между базисом и надстройкой, но и внутри самой надстройки. Например, политика оказывает очень большое влияние на мораль, искусство и т. д. Одна из частей надстройки может в определённых условиях подчинять своему влиянию другие части. Так было, например, в условиях феодализма, когда философия являлась «служанкой богословия».

Базис и надстройка, как и все другие общественные явления, находятся в процессе непрерывного изменения и развития. Базис изменяется в зависимости от развития производительных сил, а надстройка – в зависимости от развития базиса. Этот процесс изменения совершается как внутри данного общества, так и при переходе от одного общественного строя к другому. В последнем случае происходит коренное изменение базиса и надстройки. Так было, например, при переходе от первобытного строя к строю рабовладельческому. Если в первобытном обществе не было частной собственности, классов и государства, а управление обществом осуществлялось всем народом, то сменившее его рабовладельческое общество имело уже совершенно другой базис, который возник на основе частной собственности и разделения общества на классы рабов и рабовладельцев. Этому базису соответствовала и своя надстройка – рабовладельческое государство, а также мораль, философия и религия.

Базис и надстройка социалистического общества по условиям своего возникновения коренным образом отличаются от базисов и надстроек, существовавших ранее. Возникновение базиса и надстройки в предшествовавших социализму антагонистических обществах происходило в недрах старого строя. Базис социалистического общества не может возникнуть в условиях капитализма, так как в основе социалистического базиса лежит не частная, а общественная собственность на средства производства.

Начало социалистическому базису кладёт социалистическая революция, установление диктатуры пролетариата. После установления своей власти рабочий класс проводит национализацию крупной промышленности, транспорта и т. д. и создаёт в хозяйстве страны социалистический сектор, который и служит основой для возникновения социалистического базиса. Важными вехами па пути его создания в нашей стране являлись индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства. Такой путь формирования социалистического базиса означает, что он возникает не стихийно, как это было в досоциалистических обществах, а сознательно, организованно и планомерно.

Что касается надстройки социалистического общества, то здесь дело обстоит несколько иначе. Отдельные её элементы – пролетарская марксистско-ленинская идеология, коммунистическая партия, профсоюзы рабочего класса – возникают ещё в недрах капитализма. Оформление же социалистической надстройки как единого целого происходит уже после победы социалистической революции и создания социалистического базиса.

И базис и надстройка социалистического общества в корне отличаются от базиса и надстройки антагонистических обществ не только по условиям возникновения, но и по своему содержанию. Как уже говорилось, базис социалистического общества основывается на общественной социалистической собственности и вытекающих отсюда отношениях сотрудничества и взаимной помощи свободных от эксплуатации людей. В нём нет внутренних антагонистических противоречий. Социалистический базис развивается и совершенствуется всем народом под руководством коммунистической партии.

То же самое следует сказать о социалистической надстройке. Надстройка социалистического общества – социалистическое государство, коммунистическая партия и другие общественные организации и учреждения, а также марксистско-ленинская идеология – характеризуется монолитностью, отсутствием антагонистических противоречий. Отражая передовой, прогрессивный социалистический базис, она оказывает глубокое воздействие на его укрепление и развитие.

В Программе КПСС разработаны конкретные пути и методы совершенствования базиса и надстройки в период строительства коммунизма. Уже в настоящее время происходит постепенное изменение производственных отношений социалистического общества, перерастание социалистической государственности в коммунистическое общественное самоуправление, возрастание роли научного марксистско-ленинского мировоззрения.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 1292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!