Познание как процесс отражения действительности в сознании человека



Вопрос о познаваемости мира, о способности человеческого мышления постигать истину имеет огромное значение для науки и практики. Если мир и законы его развития познаваемы и наши знания правильно отражают действительность, то познанные силы природы и общества могут быть поставлены на службу человеку.

Однако не все философы признают тот, казалось бы, очевидный факт, что мир познаваем. В прежней и современной буржуазной философии познаваемость мира открыто отрицали и отрицают агностики. Они заявляют, что наше познание не даёт верной картины действительности, что её нельзя познать ни с помощью органов чувств, ни с помощью разума.

Существует несколько разновидностей агностицизма. Некоторые агностики исходят из того, что источник знаний человека – это опыт, а опыт, по их мнению, есть не что иное, как совокупность наших ощущений и восприятий. Судить о достоверности наших мыслей о предметах означает с этой точки зрения сопоставлять свои мысли со своими же собственными ощущениями и восприятиями. Получается, что мы не можем знать ничего, кроме своих собственных ощущений и восприятий.

Этот вывод ошибочен, потому что сам опыт истолковывается здесь в идеалистическом духе. На самом деле в опыте человеку даны не просто его ощущения и восприятия, за которыми ничего больше не стоит. В ощущениях и восприятиях человека правильно, верно отражаются объективно существующие вещи, их свойства.

Среди агностиков есть и такие (Кант и его последователи), которые признают существование вещей независимо от человеческого сознания и всё же считают их непознаваемыми. По их мнению, хотя вещи и воздействуют на наши органы чувств, вызывая у нас ощущения и восприятия, однако эти чувственные данные не содержат сведений о сущности самих вещей. Отсюда они делают ошибочный вывод, будто объективно существующие вещи представляют собой, как говорил Кант, «вещи в себе», сущность которых человек не может познать ни посредством органов чувств, ни с помощью теоретического мышления.

Особенно реакционными являются утверждения агностиков о невозможности познания законов общественного развития. Не случайно агностицизм широко распространён в современной буржуазной философии, которая стремится подорвать доверие народных масс к научной теории, указывающей пути и средства революционного изменения мира.

Материалисты и до Маркса всегда выступали против агностицизма, доказывая, что познание есть отражение в сознании человека объективного мира. Однако, будучи метафизиками, они не умели применить диалектику к теории отражения, к объяснению процесса познания. Домарксовские материалисты не смогли вскрыть диалектический характер связи между качественно различными ступенями познания и объяснить переход от незнания к знанию, от сущности первого порядка к сущности более глубокой и т. д. Познание, с их точки зрения, представляет собой простое запечатление вещи или её свойств в мозгу человека, пассивное созерцание. Прежние материалисты рассматривали человека изолированно от общественных отношений и не понимали, что основу познания составляет общественная практическая деятельность, направленная на изменение мира. Этого не способны понять и современные буржуазные философы, так как они заинтересованы в увековечении капиталистического строя, а не в его революционном преобразовании.

Марксистско-ленинская философия разоблачила реакционную сущность агностицизма и вместе с тем преодолела недостатки прежних материалистических теорий познания. Как показали классики марксизма, основной порок агностицизма заключается в метафизическом противопоставлении идеального материальному, чувственных данных – мышлению. Обосновывая невозможность познания мира, агностики неверно истолковывают опыт, изгоняют практику из теории познания, принижают разум человека, обрекают людей на пассивность. Однако их вывод о непознаваемости мира опровергается успехами практической, трудовой деятельности людей. Тот факт, что люди все глубже познают природу и общество и преобразуют их в соответствии со своими целями, служит лучшим опровержением агностицизма, не верящего в силу человеческого разума.

В основе теории познания диалектического материализма лежит признание того, что внешний мир существует объективно и отражается в человеческом сознании. Это значит, что предметы и явления действительности, их свойства и отношения воздействуют на органы чувств людей, вызывая у них соответствующие ощущения и восприятия, на основе которых люди вырабатывают понятия. Внешний мир, его предметы и процессы являются источником всех наших знаний.

Но процесс познания не является пассивным запечатлением окружающего мира человеком, субъектом, как это полагали метафизические материалисты. В своей трудовой деятельности люди активно преобразуют природу и общество, и эта деятельность выдвигает перед ними определённые задачи, решение которых требует познания законов природы и общества. Следовательно, познание – это активное и целенаправленное отражение действительности, а не просто пассивное её созерцание.

Диалектический материализм рассматривает познание человека, его мыслительные способности как продукт общественного развития, как результат активного преобразования общественным человеком окружающего мира. Материальная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, составляет основу познания и его цель.

Ф. Энгельс подчёркивал, что существеннейшей основой человеческого мышления является изменение природы человеком и что его разум развивался соответственно тому, как он научался изменять окружающий мир[43]. Все формы познания вырабатываются в процессе практики, совместной трудовой деятельности людей. Человек познает мир, находясь в обществе и используя опыт, накопленный предшествующими поколениями и закреплённый в орудиях производства, зафиксированный в языке, науке, культуре и т. д.

Как же осуществляется процесс познания? Ответ на этот вопрос дали основоположники марксизма. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, – писал В. И. Ленин, – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»[44]. Следовательно, процесс познания включает чувственное познание (живое созерцание) и рациональное познание (абстрактное мышление). Основой познания является практика.

Чувственное познание имеет три формы: ощущения, восприятия и представления. Чем же эти формы отличаются друг от друга и как они связаны между собой?

Начальной формой отражения мира человеком являются ощущения. Ощущения возникают в результате непосредственного воздействия материальных объектов, вещей на органы чувств. В. И. Ленин отмечал, что «ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания»[45]. Воздействовать на органы чувств могут самые разнообразные свойства вещей. Мы можем ощущать твёрдость предмета, воспринимать звуки, цвета и т. д. Разные вещи и явления действуют на органы чувств по-разному. В одном случае органы чувств вступают в непосредственный контакт с предметами. Так возникают, например, ощущения сладкого или солёного, упругости, гладкости и т. д. В другом же случае мы воспринимаем предмет на расстоянии. Таким путём возникает, например, зрительный образ предмета в результате воздействия отражённого или излучаемого им света на сетчатку глаза. Но как бы ни действовал предмет на наши органы чувств, ощущение появляется как результат воздействия на них внешнего раздражителя (электромагнитных и звуковых колебаний, механического давления и т. д.).

Так, например, источником зрительных ощущений является такой внешний раздражитель, как свет, т. е. электромагнитные колебания с определённой длиной волны. Человеческий глаз воспринимает электромагнитные колебания, длина волны которых находится в пределах 605-720 миллионных долей миллиметра, как красный цвет. Колебания с меньшей длиной волны воспринимаются как оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый цвета, а колебания с большей длиной волны – как пурпурный. Наш глаз способен различать тысячи цветов и их оттенков. Он различает также яркость света, детали рассматриваемого предмета, формы видимых объектов и многие другие свойства предметов. Внешними раздражителями, вызывающими вкусовые ощущения, являются различные химические вещества, воздействующие на специальные вкусовые органы.

Ощущения являются источником всех наших знаний. «Иначе, как через ощущения, – писал В. И. Ленин, – мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем; ощущения вызываются действием движущейся материи на наши органы чувств»[46]. Сравнивая и сопоставляя между собой различные ощущения, можно определить сходные свойства объектов, получить необходимые сведения об их строении.

Источником наших знаний ощущения служат благодаря тому, что они представляют собой субъективный образ объективной действительности, чувственный образ свойств предмета. Ощущения субъективны по форме, так как их возникновение связано с деятельностью органов чувств субъекта. Вместе с тем они объективны по своему содержанию, ибо в них отражаются объективные свойства вещей. Например, сладость, цвет, форма и другие подобные свойства и качества предметов воспринимаются индивидуально, субъективно каждым человеком. Но этот субъективный образ соответствует объективной природе вещей. Так, сладость как вкусовое ощущение отражает объективное свойство сахара или другого сладкого продукта.

Ощущения верно отражают объективно существующую действительность, правильно информируют нас о явлениях внешнего мира. Правда, не все виды ощущений имеют одинаковое значение в жизни человека. Одни из них передают более ценную для практической и познавательной деятельности человека информацию, другие – менее ценную. В обыденной жизни самую большую информацию даёт человеку зрение. Затем идут слух, осязательные, вкусовые и обонятельные ощущения.

Различная степень развития органов чувств подтверждает марксистское положение о том, что чувства человека – продукт закономерного развития природы и прежде всего самого человека как социального существа. Природная и социальная среда, практическая деятельность формируют чувства человека, оттачивают их остроту. Так, опытный сталевар по оттенкам цвета стенок печи или расплавленного металла может определить его температуру. Врач, прослушивая больного, определяет состояние его организма по тем шумам или пульсу, которые он улавливает своими органами чувств. Конечно, это не значит, что заключения врача основываются только на ощущениях. Напротив, его выводы – результат глубокого анализа того, что он ощущал, и здесь огромную роль играют знания и практический опыт.

Идеалисты отрицают, что ощущения могут быть источником достоверных знаний о внешнем мире, давать его объективно верное отражение. Многие буржуазные философы и естествоиспытатели считают, что ощущения отражают не объективные свойства вещей, а лишь изменения, происходящие в органах чувств под воздействием на них предметов. Получается, что содержание ощущений вообще не зависит от свойств внешних раздражителей, т. е. предметов и явлений внешнего мира, а полностью определяется свойствами, природой самих органов чувств.

Довольно распространённой является точка зрения, согласно которой ощущения являются не образами предметов внешнего мира, а условными знаками, символами, иероглифами. Если встать на эту позицию, то нельзя сказать, что именно отображают наши ощущения, что им соответствует, и, следовательно, нельзя объяснить, как же все-таки могут быть познаны вещи. Выходит, что мы не можем знать, каковы вещи сами по себе, ибо знак может обозначать любой предмет, любое событие, но сам он не обязательно похож на то, что им обозначается. Таким образом, недоверие к органам чувств как орудиям познания ведёт к агностицизму.

Лучшее опровержение «теории иероглифов» – это практика. Успехи людей в познании природы и общества, их целенаправленная трудовая деятельность были бы невозможны, если бы ощущения не отражали объективные свойства вещей. Как отмечал В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм», человек не мог бы биологически приспособиться к среде, если бы его ощущения не давали ему объективно правильного представления о мире.

Более сложной формой чувственного познания являются восприятия, которые отражают непосредственно воздействующий на органы чувств предмет в целом. Как правило, наши ощущения даны нам не изолированно друг от друга, а в определённом сочетании. Ведь вещь воздействует на разные органы чувств различными своими свойствами, которые в самой этой вещи находятся в неразрывном единстве. В процессе совмещения, соединения отдельных ощущений в целостный образ предмета и возникает восприятие. Таким образом, способность восприятия, т. е. способность отражать предмет как единое целое, обусловлена тем, что сами объективно существующие вещи представляют собой определённое единство, целостность различных свойств и качеств.

Чувственное познание человека сложилось как способность восприятия. Мы воспринимаем какой-то конкретный, определённый предмет (стол, стул, лимон и т. д.), а не набор изолированных ощущений (цвета, формы, запаха и т. п.). Поэтому восприятия возникают не только на основе ощущений, но и одновременно с ними.

Как и ощущения, восприятия являются идеальными образами предметов, и их нельзя осязать или видеть. Они отражают преимущественно единичные предметы с их внешней стороны. Однако при определённых условиях такое отражение может быть не совсем точным. Это зависит от состояния органов чувств, от положения воспринимаемого объекта и т. п. Так, ложка в стакане с водой кажется переломленной. Солнце выглядит сравнительно небольшим и т. д. Но это обстоятельство не является непреодолимым препятствием к познанию. Человеческое познание протекает и в других, более совершенных формах, чем ощущения и восприятия. Знания, полученные посредством ощущений и восприятий, уточняются, корректируются мышлением, а выводы мышления проверяются практикой. Так взаимодействие ступеней и форм познания и практики позволяет человеку за видимостью, кажимостью распознавать объективное положение дел, способствует более точному отражению общих и существенных свойств различных предметов и явлений.

Человек способен сохранять в своей памяти то, что он воспринимал когда-то ранее, и воспроизводить образы предметов, когда эти предметы отсутствуют. Такой воспроизведённый образ предмета, не воздействующего в данный момент на органы чувств, называется представлением.

Представления создают возможность обобщений, так как сохранение в памяти образов предметов делает возможными процессы сравнения, сопоставления и отвлечения, выделяющие типичные, характерные черты предметов. Итак, если восприятия отражают предметы во всех их конкретных, неповторимых свойствах и деталях, то представления выделяют их общие черты. Выделение общего помогает познанию сущности предметов. Имея представление о какой-либо вещи, мы быстрее постигаем её особенности, назначение.

Ощущения, восприятия и представления, т. е. формы чувственного познания, являются образами действительности. «Основное отличие материалиста от сторонника идеалистической философии, – писал В. И. Ленин, – состоит в том, что ощущение, восприятие, представление и вообще сознание человека принимается за образ объективной реальности. Мир есть движение этой объективной реальности, отражаемой нашим сознанием»[47]. В отличие от знака образ сходен с тем, что он отображает. Соответствие образов объективной природе вещей проверяется практикой.

Человек не останавливается на ступени чувственного познания. Он может выйти за его пределы, узнать о всеобщих, необходимых и существенных свойствах и отношениях предметов, познать их закономерные связи, недоступные непосредственному чувственному созерцанию. Это достигается на рациональной, или логической, ступени познания благодаря мыслительной деятельности. Мышление способно косвенным путём установить то, что в настоящее время нельзя видеть или вообще невозможно непосредственно наблюдать. Так, мы не можем чувственно воспринимать условия зарождения жизни на Земле или скорость движения света, однако мысленно человек постигает и такие явления и процессы.

Переход от чувственной ступени познания к рациональному, теоретическому познанию есть скачок, диалектическое отрицание низшей ступени познания высшей. Следовательно, являясь ступенями единого процесса, чувственное и рациональное познание не только качественно различны, но и тесно связаны между собой.

Абстрактное мышление, будучи качественно новым моментом познания, его высшей ступенью, даёт возможность выявить не только внешние свойства и отношения предметов, но и их глубокие внутренние, всеобщие связи, раскрыть законы изменения и развития природы, общества, самого познания, проникнуть в самые сокровенные тайны окружающего нас мира.

Мышление представляет собой продукт исторического развития общественной практики, является производным от неё. В отличие от чувственных форм познания мышление является обобщённым и опосредствованным отражением действительности. Опосредствованный характер мышления заключается в том, что посредствующим звеном между ним и внешним миром выступают чувственные данные. Ощущения и восприятия – единственный источник познания, и поэтому мышление связано с внешним миром только через чувственное познание. Деятельность мышления состоит в переработке данных, полученных посредством органов чувств, которые и доставляют необходимый для него материал. Мышление, следовательно, возможно только на основе чувственных данных.

Как обобщённое познание действительности мышление проявляется в том, что оно направлено на выделение общих, существенных свойств вещей и процессов. Это выделение становится возможным благодаря тому, что мысль отражает объективно принадлежащие предметам общие свойства. «...Мышление, – отмечал Ф. Энгельс, – если оно не делает промахов, может объединить элементы сознания в некоторое единство лишь в том случае, если в них или в их реальных прообразах это единство уже до этого существовало»[48].

Процесс обобщения был бы невозможен, если бы не было языка. Мышление и язык неразрывно связаны друг с другом. Выделяя общее в предметах и явлениях, мы выражаем это общее в языке, в слове. Только благодаря обобщающей роли языка человек может сообщать свои мысли другим людям и в свою очередь узнавать их мысли, суммировать знания. «Всякое слово (речь) уже обобщает... Чувства показывают реальность; мысль и слово – общее»[49] – писал В. И. Ленин.

Необходимость теоретической деятельности выросла из потребностей практики. Как подчёркивал К. Маркс, люди начинают свою деятельность не с теоретического отношения к предметам, а с активного действия, с практического отношения к ним, удовлетворяя свои потребности[50]. Практическая деятельность ставит перед людьми задачи, для решения которых человек теоретически выделяет, познаёт и оценивает нужные свойства и качества вещей, не даваемые непосредственно. Решение одних теоретических задач выдвигает другие, решение которых ставит третьи задачи, и т. д. Таким образом, мышление, как и практика, является активной и целенаправленной деятельностью.

Как и чувственное познание, мышление протекает в определённых формах. Этими формами являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это форма мышления, которая отражает общие и существенные признаки предметов и явлений. Совокупность этих общих признаков составляет содержание понятия. В языке понятие выражается словом или группой слов (например, «металл», «растение», «общественно-экономическая формация» и т. д.).

Понятия возникают на основе восприятий и представлений, но в отличие от них лишены наглядности. Содержание понятий нельзя представить в виде наглядного образа. Можно представить себе, например, определённое растение, но нельзя представить растение вообще; можно представить конкретного красивого человека, но нельзя вызвать в воображении наглядный образ красоты и г. д. Точно так же невозможно иметь наглядное представление о таких связях, как закон или причина, однако их можно понять, т. е. выработать понятие о них.

Любая наука имеет целую систему понятий, с помощью которых выражаются открываемые ею закономерности, формулируются её исходные принципы. Мы уже знакомы с такими основными философскими понятиями, как материя, движение, сознание, причинность и др. Есть свои понятия и у всех других наук. Например, в физике существуют понятия атома, массы, энергии и многие другие, в политической экономии – понятия стоимости, товара и т. д. Формирование научных понятии связано с практическими задачами, с активной целенаправленной деятельностью человека.

Понятие не есть простая сумма восприятий или представлений. Оно является результатом сложного и длительного процесса познания, включающего в себя изучение массы единичных явлений, фактов. При этом используются самые различные приёмы научного исследования: анализ и синтез, наблюдение, эксперимент, гипотеза и т. п. Благодаря этому за отдельными явлениями обнаруживаются их объективные общие, существенные, необходимые связи.

Таким образом, в научных понятиях даётся обобщённое отражение действительности, в них собраны в концентрированном виде знания и опыт, накопленные наукой и практикой за целый исторический период. Поэтому они являются как бы подведением некоторого итога в развитии познания, представляют собой ступеньки познания объективного мира, узловые звенья в цепи любой научной теории. С помощью понятий наука может объяснить причину происходящих изменений, их природу и особенности, вскрыть управляющие ими законы. В этом и заключается огромная познавательная ценность понятий, выступающих как средство дальнейшего познания действительности. Так, например, К. Маркс и Ф. Энгельс, выделив из всей совокупности общественных отношений отношения производственные как основные, существенные, определяющие, указали путь к изучению действительных социальных противоречий, закономерностей развития классовой борьбы в антагонистических формациях и других важнейших явлений общественной жизни.

В процессе мышления понятия обычно выступают как элементы суждения. Суждение – это форма мысли, в которой утверждается или отрицается принадлежность какого-либо признака определённому предмету или группе предметов, отношение между предметами или существование каких-либо предметов. В языке суждения выражаются предложениями.

Например, мысль, выраженная в предложении «Империализм есть загнивающий и умирающий капитализм», является суждением, в котором утверждается, что империализм имеет такой признак, как быть загнивающим и умирающим капитализмом. В предложении «Не существуют млекопитающие, живущие в воде» выражается суждение, отрицающее существование млекопитающих определённого вида. Приведённые суждения по-разному относятся к действительности: первое соответствует ей, второе не соответствует; первое истинно, второе ложно. Истинность или ложность суждений в конечном счёте проверяется на практике. Получить определённое суждение человек может как путём непосредственного наблюдения, так и опосредствованно, опираясь на другие суждения.

Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений получается новое суждение, называется умозаключением, или выводом. Суждения, на основании которых делается определённый вывод, называются посылками, а новое суждение – заключением, или следствием. Умозаключения широко применяются для получения знаний о явлениях, недоступных непосредственному наблюдению, но подчиняющихся определённым установленным законам. С помощью умозаключений обосновывается истинность или ложность тех или иных положений (т. е. даётся их доказательство или опровержение), осуществляется объяснение установленных фактов и законов, на основе познанных закономерностей природы и общества делаются научные предсказания.

Рассмотрев чувственную и рациональную ступени познания, следует ещё раз подчеркнуть, что они неразрывно связаны между собой. Научное познание начинается с непосредственного восприятия лежащих на поверхности отдельных сторон, связей предмета или явления. Далее производятся опыты, эксперименты, которые дают материал для сравнения и сопоставления этих сторон и связей, для выделения общего. Затем следуют абстрагирование, т. е. отвлечение от одних свойств и отношений предметов и явлений и обобщение, т. е. выделение других, главных, определяющих свойств и отношений. Абстрагирование производится на основе тщательного отбора и изучения огромного материала.

Далее научное познание предметов и процессов природы и общества выявляет их более глубокие внутренние связи, их взаимодействия, взаимные переходы, вскрывает определяющие закономерности развития этих предметов, процессов. По мере углубления познания наше отражение этих связей, отношений и даже самого объекта теряет чувственную наглядность. Но это не препятствует познанию. Сила научной абстракции позволяет понять то, что человек непосредственно не наблюдает.

Теоретическое познание, будучи сложным и противоречивым процессом, таит в себе возможность отлёта, отхода человеческой мысли от действительности. «Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятие слепка (= понятия) с неё не есть простой, непосредственный, зеркально-мёртвый акт, а сложный, раздвоенный, зигзагообразный, включающий в себя возможность отлёта фантазии от жизни; мало того: возможность превращения (и притом незаметного, несознаваемого человеком превращения) абстрактного понятия, идеи в фантазию (in letzter Instanz[51] = бога). Ибо и в самом простом обобщении, в элементарнейшей общей идее («стол» вообще) есть известный кусочек фантазии»[52]. В результате такого отлёта фантазии от жизни возникают религия, идеализм, искажённое отражение действительности.

Философский идеализм, писал В. И. Ленин, – это одностороннее преувеличение, раздувание, превращение в абсолют одной из чёрточек, сторон, граней познания. Идеалистическое миропонимание В. И. Ленин называл пустоцветом, вырастающим на живом дереве истинного, объективного и всесильного человеческого познания.

Объективный идеализм отрывает общее от единичного, рациональное от чувственного, абсолютизирует роль в познании общих понятий, идей. Субъективные идеалисты абсолютизируют значение ощущений и восприятий в познании, а логические формы познания считают не связанными с опытом, с практикой. В этом обособлении и абсолютизации, преувеличении того или иного момента познания и заключаются теоретико-познавательные, или гносеологические, корни идеализма.

На самом же деле мышление и его формы коренятся в практике людей, выросли из неё. Как отмечал В. И. Ленин, практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики.

Законом развития человеческого познания является движение от явления к сущности, от внешнего к внутреннему. Об этом свидетельствует вся история науки. Так, например, физика ещё на ранних ступенях своего развития изучала электрические явления. Но наука не знала тогда ни строения атома, ни законов взаимодействия составляющих его частиц и поэтому не могла проникнуть в сущность этих явлений. В конце XIX – начале XX в. учёные стали все глубже проникать во внутреннюю структуру атома. Это позволило выявить, что носителями электричества являются такие входящие в состав атома «элементарные» частицы, как, например, электрон. В результате было доказано, в чем состоит сущность электричества.

Указанные черты познания характерны и для общественных наук. Буржуазная политическая экономия до К. Маркса видела лишь внешние свойства, проявляющиеся в товарах, – их полезность (потребительная стоимость) и способность обмениваться (меновая стоимость). Однако за непосредственной формой проявления свойств товаров скрывались глубокие внутренние связи. И эти связи обнаружил К. Маркс, установив, что между всеми товарами есть нечто общее – общественный труд, необходимый для их производства.

Товар представляет, собой нечто двойственное, а именно единство потребительной и меновой стоимости. Поэтому и воплощённый в товаре труд должен быть двойственным. Раскрыв это, К. Маркс показал, что стоимость товара выражает общественный характер труда, общественные отношения людей. В. И. Ленин отмечал: «У Маркса в «Капитале» сначала анализируется самое простое, обычное, основное, самое массовидное, самое обыденное, миллиарды раз встречающееся, отношение буржуазного (товарного) общества: обмен товаров. Анализ вскрывает в этом простейшем явлении (в этой «клеточке» буржуазного общества) все противоречия (respective[53] зародыши всех противоречий) современного общества»[54].

Огромная ценность научного теоретического мышления состоит в том, что оно является могучим орудием познания мира.

 

Что такое истина

Первая и основная задача научного познания – это раскрытие истины. Марксистско-ленинская философия понимает под истиной правильное, верное отражение человеком объективной действительности, воспроизведение её в сознании такой, как она существует. Истинным может быть содержание восприятий, представлений, понятий, суждений, теорий. О самих предметах и процессах внешнего мира бессмысленно говорить, что они истинны. Истина – это такие знания о вещах объективного мира, которые соответствуют этим вещам. Если знания не соответствуют тому, что есть на самом деле, в действительности, то они являются заблуждением, они ложь, а не истина.

Возникает вопрос: может ли в наших знаниях быть такое содержание, которое зависит не от человека, а от самого отражаемого предмета? Поскольку истина – это правильное отражение объективного мира, то наш вопрос можно сформулировать короче: существует ли объективная истина?

Диалектический материализм исходит из того, что объективная истина существует. Это подтверждается всей историей научной и практической деятельности человечества, которая показывает, что в наших знаниях имеется объективное содержание. В. И. Ленин убедительно раскрыл это в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм».

Объективной истиной является содержание всех подтверждаемых на практике данных науки, установленных ею фактов и законов. Объективно истинно, например, суждение: «Земля существовала до человека». Так как законы науки отражают связи и отношения, объективно существующие в вещах и явлениях, то заключённые в них знания дают нам сведения об объективном мире, независимые от человека. Рассмотрим, например, закон физики, который гласит, что все металлы электропроводны. Зависит ли это свойство металлов от человека? Нет, оно было присуще металлам до того, как его открыли люди, и обусловлено особым характером строения атомов металлов. Такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества, и называется объективной истиной.

Признание объективной истины вытекает из материалистического понимания теории отражения. Наше сознание отражает, копирует объективную реальность, реально существующий мир. «Считать наши ощущения образами внешнего мира – признавать объективную истину – стоять на точке зрения материалистической теории познания, – это одно и то же»[55] – писал В. И. Ленин.

Для современных буржуазных философов характерно отрицание объективной истины. Некоторые из этих философов считают, что истинно только то, что приносит пользу личности, выгодно ей, помогает добиться успеха. Такое понимание истины антинаучно и в высшей степени реакционно. Если истина – это то, что полезно личности, индивиду, то истинна религия (она выгодна самой церкви и эксплуататорам, ибо помогает им держать в темноте трудящихся), истинна идеология империализма (она полезна империалистической буржуазии) и т. д. Кроме того, такое понимание истины оправдывает любой произвол и насилие.

На самом деле соотношение между истиной и пользой как раз противоположно тому, что утверждают буржуазные идеологи. Полезно то, что истинно, ибо истинные знания помогают человеку добиться максимального успеха. Знание истинно, если, опираясь на выводы из него, люди добиваются на практике осуществления своих целей. Полезность не причина, а следствие истины.

Некоторые идеалисты считают истинным то, что соответствует мнению большинства, является общезначимым. Однако общезначимыми могут быть и различного рода заблуждения, например религиозные догмы, суеверия и т. п. Поэтому такое понимание истины является антинаучным. Субъективно-идеалистическое толкование истины бесплодно для научного познания и практической жизни, так как ставит истину в зависимость от произвола людей, от того, что они сами считают истинным. Объективные идеалисты хотя и не отрицают объективную истину, но видят её источник не в самой действительности, а в абсолютном духе или в божественном откровении.

Учение марксистско-ленинской философии об объективности истины исключительно важно для науки и практической деятельности. Оно требует не искажать факты в угоду своему мнению или желанию других, а уважать данные науки, считаться с ними. Верность истине тесно связана с убеждённостью, честностью, гражданским мужеством.

Как же человек познает объективную истину? Выражается ли она в его понятиях, суждениях, теориях сразу, целиком, полностью, абсолютно или же только приблизительно, частично? Ответ на этот вопрос даёт анализ соотношения истины абсолютной и относительной.

Различие между абсолютной и относительной истиной – это различие в степени глубины познания, полноты наших знаний о действительности. Категории абсолютной и относительной истины раскрывают в процессе развития познания соотношение между тем, что уже познано, и тем, что будет познано, между тем, что будет уточнено или изменено, и тем, что останется неопровержимым.

Абсолютная истина – это точное, исчерпывающее, полное отражение действительности, это незыблемое в объективной истине. Абсолютно истинное знание не может быть опровергнуто или уточнено в будущем, оно безусловно.

Относительная истина – это приблизительно верное, в основном точное знание, но оно неполно и в ходе познания становится всё более полным, уточняется и исправляется. Относительная истина выражает историческую обусловленность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания.

Знания людей на каждой исторической ступени определяются достигнутым уровнем развития науки и производства. Положения науки, её законы отражают связи и отношения, имеющие место при определённых условиях, которые весьма многообразны и изменчивы. Прогресс научного познания заключается не только в открытии новых фактов и законов, но и в уточнении тех условий, при которых эти законы верны. Таким образом, научные истины относительны в том смысле, что они не дают исчерпывающего знания об изучаемой области явлений, а уточняются и изменяются.

Так, например, в XVIII–XIX вв. атомистика превратилась в физико-химическую теорию строения вещества. В этой теории наряду с верным положением о том, что вещество состоит из атомов, которое представляло собой зерно абсолютной истины, содержался и элемент заблуждения – признание неделимости атомов. Открытие в конце XIX в. электрона, радиоактивности и другие достижения науки позволили уточнить наши знания в этой области, устранить ошибочные представления о неделимости атомов, расширить и углубить правильные представления и тем самым сделать значительный шаг к достижению абсолютной истины. Современная наука уже накопила ряд новых фактов, требующих дальнейшего совершенствования существующих теорий.

Абсолютную истину нельзя противопоставлять истине относительной. Они не исключают друг друга, между ними нет непереходимой грани. Ведь относительная истина содержит крупицу абсолютной истины. Из суммы относительных истин складывается истина абсолютная. Истина представляет собой движение мысли от неполного; лишь приблизительно верного знания к более полному и точному знанию. Истина – это процесс. И относительная истина – это лишь ступенька, этап на пути к абсолютной истине.

Разъясняя эти важнейшие положения, В. И. Ленин писал: «С точки зрения современного материализма, т. е. марксизма, исторически условны пределы приближения наших знаний к объективной, абсолютной истине, но безусловно существование этой истины, безусловно то, что мы приближаемся к ней»[56]. Следовательно, наши знания относительны не в том смысле, что в них не содержится абсолютная истина, а в том смысле, что приближение наших знаний к этой истине является постепенным, исторически обусловленным процессом.

Окружающий нас мир бесконечен, он находится в постоянном движении, развитии. Поэтому и познание является процессом вечного и бесконечного приближения к абсолютной истине через сумму истин относительных. Никакая теория не может дать раз и навсегда готовые, абсолютно точные, справедливые в любых условиях выводы и предписания. Но возможности человеческого познания безграничны, оно представляет собой бесконечный восходящий процесс.

Вся история науки и общественной практики подтверждает диалектический характер движения познания от относительной истины к истине абсолютной. Это можно показать на примере развития любого научного понятия, любой научной теории. Возьмём историю развития знаний о превращении энергии. Вначале был установлен тот единичный факт, что трение производит теплоту. Следующий этап развития знаний в этой области выразился в положении о том, что всякое механическое движение способно превращаться в теплоту. Это уже более глубокое знание, ибо оно содержит мысль о превращении любого вида механического движения в теплоту. Наконец, было установлено, что любая форма движения способна превращаться в любую другую форму движения.

Таким образом, развитие научного знания шло в данном случае по пути уточнения и обобщения первоначальных знаний. Здесь истина развёртывалась этап за этапом, все более обогащаясь, пополняясь и сохраняя преемственность.

Однако не всегда путь развития знания именно таков. В научном познании движение к истине, её достижение часто происходят в ожесточённой борьбе мнений и взглядов, сопровождаются отбрасыванием не получивших подтверждения на практике гипотез, ложных теорий, ненаучных понятий.

Вырабатывая абстракции, понятия, создавая научную картину мира, человек всё точнее отражает объективную действительность. Такова объективная диалектика раскрытия связей и отношений предметов и явлений мира, диалектика процесса познания истины.

Так как истинное знание – это знание, соответствующее действительности, то оно не может быть оторвано от неё. С изменением действительности должно изменяться и наше знание о ней. Значит, истинность знания зависит от места, времени, обстоятельств и других условий его формирования. Изменение этих условий приводит к тому, что истинное знание перестаёт быть истинным. Это означает, что абстрактной истины нет, она всегда конкретна. Истина добывается путём всестороннего изучения и учёта объективных связей, условий, места, времени, исторических особенностей, поскольку то, что истинно в одних условиях, может быть ложно в других и наоборот.

Учёт конкретных условий имеет особенно большое значение в области общественной жизни, так как здесь постоянно происходят изменения, появляются одни факторы, исчезают другие и т. д. Например, учёт расстановки классовых сил, их соотношения позволил В. И. Ленину в апреле 1917 г. выдвинуть лозунг «Вся власть Советам!». После июльских дней стало ясно, что меньшевики и эсеры, руководившие Советами, окончательно перешли в лагерь контрреволюции. Поэтому Советы уже не могли быть органами народной власти. В этих, условиях В. И. Ленин предложил временно снять лозунг «Вся власть Советам!», не отказываясь в принципе от Советов как нового типа государства. К сентябрю 1917 г., когда большинство Советов стали большевистскими, лозунг «Вся власть Советам!» снова был выдвинут партией.

Непонимание диалектики абсолютной и относительной истины, игнорирование конкретности истины приводит к двум крайним точкам зрения – догматизму и релятивизму. Догматизм преувеличивает абсолютный момент познания и отрицает его относительный характер. Он означает метафизический взгляд па познание как на нечто застывшее, неподвижное. Согласно этому взгляду получается, будто наука оперирует только окончательными, вечными истинами. Догматизм возникает как результат абсолютизации тех или иных положений, выводов, формул, которые берутся без учёта конкретных условий, места и времени. В. И. Ленин, борясь против догматизма, писал: «...основное положение марксистской диалектики состоит в том, что все грани в природе и в обществе условны и подвижны, что нет ни одного явления, которое бы не могло, при известных условиях, превратиться в свою противоположность»[57].

Будучи оторванными от жизни, от практики, догматики оперируют застывшими понятиями и формулами, распространяют их на такие явления или события, где они непригодны. Догматизм может проявляться в самых разнообразных сферах деятельности, выражаясь в формальном отношении к делу, в бюрократизме и т. п.

При изучении марксистско-ленинской теории во избежание догматического к ней отношения нельзя ограничиваться простым запоминанием и механическим повторением заученных положений. Такое знакомство с марксизмом, не подкреплённое глубоким и творческим овладением теорией, не может дать нужных результатов. Хорошо заученные верные положения могут оказаться бесполезными, если они не стали личным убеждением. Знание марксистско-ленинской теории должно служить руководством в практической деятельности, претворяться в жизнь, воплощаться в дела.

В отличие от догматизма релятивизм абсолютизирует относительный, условный момент познания и на этом основании отрицает абсолютную истину. «Релятивизм, как основа теории познания, – писал В. И. Ленин, – есть не только признание относительности наших знаний, но и отрицание какой бы то ни было объективной, независимо от человечества существующей, мерки или модели, к которой приближается наше относительное познание»[58]. Релятивизм неизбежно ведёт к агностицизму, к отрицанию достоверности научных знаний, к субъективизму. «Для объективной диалектики, – указывал В. И. Ленин, – в релятивном есть абсолютное. Для субъективизма и софистики релятивное только релятивно и исключает абсолютное»[59].

Особенно опасными являются релятивистское извращение и догматическое омертвление революционной теории. Релятивизм и догматизм всегда широко использовались правыми и «левыми» оппортунистами, ревизионистами всех мастей.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 1805; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!