Что представляют собой философские категории



Категориями называются основные понятия той или иной науки. Так, категориями физики являются масса, энергия, гравитация и другие, биологии – биологический вид, естественный отбор, наследственность и т. д., политической экономии – производственные отношения, товар, стоимость и т. п. Есть категории и в философии. С такими из них, как материя, сознание, бытие и некоторые другие, мы уже встречались. Философские категории отличаются от категорий других наук тем, что они являются наиболее общими (или даже предельно общими) понятиями. Различные категории отражают разные связи, стороны и свойства действительности.

Особое место среди философских категорий занимают так называемые соотносительные категории, которые рассматриваются попарно (форма и содержание, сущность и явление, случайность и необходимость и т. д.). Специфика данных категорий заключается в том, что их соотношение выражает всеобщие диалектические закономерности, всеобщие устойчивые связи между различными сторонами явлений. Принципиально эти связи не отличаются от связей, фиксируемых главными, основными законами, поэтому их иногда называют неосновными законами диалектики.

Отдельные философские категории отражают те или иные существенные стороны явлений действительности (качество, количество, противоположность), существенные моменты развития (отрицание, скачок). Пользуясь этими категориями, мы формулируем основные законы диалектики.

Категории являются итогом многовекового познания человеком окружающей действительности, теми ступеньками, по которым поднималось его познание в процессе овладения тайнами природы. Вместе с тем категории служат орудием дальнейшего познания, средством правильного, научного анализа событий, фактов, проблем.

Материалистическое понимание категорий коренным образом отличается от идеалистического. Если материалисты считают, что в категориях, как и в понятиях вообще, отражаются отношения, объективно существующие в действительности, то идеалисты рассматривают категории как самостоятельные, не зависящие от действительности формы мысли.

В отличие от метафизики, которая считает категории неизменными и не видит их взаимосвязи, диалектика рассматривает их как изменчивые, развивающиеся, взаимосвязанные. Изменение категорий, обогащение их содержания, появление новых категорий происходит вместе с изменением и развитием действительности, которую они отражают, вместе с развитием и углублением человеческих знаний. Категории гибки, подвижны, изменчивы и в другом отношении: будучи тесно связанными между собой в процессе мышления, они могут даже переходить одна в другую или становиться тождественными. Без этой гибкости категории не могли бы верно отражать сложную и изменчивую действительность.

 

Единичное, особенное и общее

Рассматривая качественную определённость вещей и явлений, мы установили, что они отличаются друг от друга. Нет абсолютно одинаковых вещей. Даже двух одинаковых листьев на дереве не бывает, каждый из них чем-то отличается от других, имеет свои, только ему присущие, особенности. Совокупность индивидуальных, неповторимых черт, принадлежащих отдельной вещи и отличающих её от всех других предметов, называют единичным. Именно на основании таких черт мы можем, например, выделить знакомого нам человека из многих тысяч людей.

Но вещи не только своеобразны и отличны, они также и сходны между собой. Нет вещей, которые бы не имели ничего общего. Так, хотя листья и отличаются друг от друга, но у них имеются черты, благодаря которым они и являются листьями. Даже вещи, которые на первый взгляд не имеют ничего общего, при более внимательном рассмотрении оказываются сходными в некоторых существенных свойствах, сторонах, качествах.

Возьмём, например, такие минералы, как алмаз и графит. Алмаз – кристалл, драгоценный камень, по твёрдости превосходящий все другие природные вещества. Чаще всего он бесцветен, но может быть красного, оранжевого, зелёного цвета. Алмаз плохо проводит электричество. Графит же – это чёрная, жирная на ощупь масса, очень мягкая. Он хорошо проводит ток, непрозрачен, имеет металлический блеск. Вместе с тем оказывается, что при всем различии между ними алмаз и графит имеют глубокое внутреннее сходство. Они представляют собой природные разновидности одного и того же химического элемента – углерода. Резкое различие их физических свойств обусловлено разным молекулярным строением.

Значит, алмаз и графит наряду со своими отдельными, индивидуальными свойствами обладают всеми свойствами углерода. Поскольку углерод является химическим элементом, алмаз и графит имеют также свойства, присущие химическим элементам. Наконец, и алмаз и графит – это вещи, материальные предметы и, следовательно, им присущи черты, общие для всех материальных объектов.

Сходные, одинаковые, повторяющиеся черты, принадлежащие ряду вещей, выступают как общее, а сами эти вещи образуют класс, или множество.

Как показывает пример с алмазом и графитом, общность существенных свойств или сторон предметов не всегда видна с первого взгляда, не всегда лежит на поверхности. Она может корениться в общности происхождения, в подчинении одним и тем же закономерностям или в том, что данные предметы представляют собой звенья единой цепи развития.

Вместе с тем из этого примера видно, что степень общности бывает различной. Если свойство быть углеродом является более общим по сравнению со свойством быть алмазом, то в отношении свойства быть химическим элементом оно является менее общим. Менее общее свойство в отношении свойства более общего выступает как особенное. В данном случае углерод представляет собой особый химический элемент.

Свойства и черты, которые присущи всем без исключения явлениям действительности, называются всеобщими, или наиболее общими. Всеобщие черты развития вещей и явлений, формы их существования исследуются диалектикой и отражаются в её законах и категориях. Самой важной и предельно общей из этих категорий является категория материи, которая охватывает бесконечное качественное и количественное многообразие мира вещей и явлений по их всеобщему свойству быть объективной реальностью. В данном случае познание отвлекается от конкретных сторон и связей отдельных вещей и процессов, схватывая главное, определяющее, общее для них всех, а именно их объективность.

Следовательно, объективно не только единичное, но и общее. Особенность объективного существования общего заключается в том, что оно существует не отдельно от конкретных вещей, а в самих этих вещах как их общие свойства, черты, стороны. Возьмём, например, яблоко, грушу, сливу и т. д. Они обладают свойствами, которые присущи им всем, любому плоду вообще. Это и есть общее, существующее в отдельном и через отдельное.

Как прежние, так и современные объективные идеалисты полагают, что общее существует отдельно от единичного, от конкретных вещей, как нечто самостоятельное, что общее предшествует единичному и творит его. Так понимаемое общее превращается в абсолютную идею, в идеальную сущность конкретных вещей, которая будто бы и определяет их бытие. Но ведь никто не видел «дом вообще» или «лошадь вообще», никто никогда не ел «плод вообще». В действительности люди имеют дело только с конкретными домами, лошадьми, плодами.

Многие философы, в том числе материалисты-метафизики, впадали в противоположную крайность. Они отрицали объективное существование общего, заявляя, что объективно существуют лишь отдельные вещи. Общее, по их мнению, есть не что иное, как результат человеческого мышления, оно создаётся разумом человека для собственного употребления. Общее с этой точки зрения представляет собой лишь название сходных предметов.

Материалистическая диалектика исходит из того, что единичное и общее существуют во взаимосвязи. В «Философских тетрадях» В. И. Ленин писал: «...отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведёт к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. и т. д.»[35].

Каждый конкретный предмет представляет собой единство общего, особенного и единичного. Так, каждый пролетарий обладает индивидуальными чертами (единичное). Если он докер, то он обладает особенностями портовых рабочих (особенное). У него есть и черты, свойственные любому пролетарию, – он живёт продажей своей рабочей силы (общее).

Диалектико-материалистическое понимание общего и его взаимосвязи с единичным очень важно для правильного познания действительности. Мы уже видели, что общее коренится в сущности вещей, выступает как проявление их внутреннего единства. Поэтому познание сущности предметов и явлений, законов их развития заключается в познании общего. А познаётся общее только через единичное. Вначале при помощи органов чувств человек воспринимает единичное, отдельные явления и их различные свойства. Затем мышление анализирует эти восприятия, отделяет существенное от несущественного, общее от единичного и, синтезируя, сочетая общие и существенные признаки какого-либо класса явлений, вырабатывает понятие об этих явлениях. Понятие выражает общие и вместе с тем существенные черты, свойственные определённому классу явлений. В целом процесс познания идёт от единичного через особенное к общему и всеобщему.

Категории единичного и общего помогают также верно понять процесс возникновения нового. Дело в том, что новое в природе и в обществе часто возникает не сразу. На первых порах оно зарождается как единичное, затем укрепляется и формируется, становится особенным, а потом общим или даже всеобщим. Так зарождаются все новые начинания и движения, например социалистическое соревнование, движение ударников коммунистического труда; так возникло и укрепляется коммунистическое сознание. Коммунистическая общественная формация впервые начала складываться в одной стране, а в настоящее время социалистическая революция победила в большой группе стран, образовавших мировую социалистическую систему. Неизбежная победа коммунизма во всем мире приведёт к тому, что он станет всеобщим.

Неверное решение вопроса о соотношении общего и единичного приводит к серьёзным теоретическим и политическим ошибкам. Так, для догматизма характерно непонимание того, что общее существует в особенном и единичном и потому проявляется всегда в той или иной конкретной форме в зависимости от условий, конкретной обстановки и специфических особенностей развития явления. Игнорирование специфики единичного, перенос центра тяжести на применение общего независимо от изменения условий и обстоятельств неизбежно приводит к тому, что догматики твердят общие формулы, не анализируя в должной мере новых обстоятельств, и тем самым отрываются от жизни, от народных масс.

Другая ошибка, свидетельствующая о неверном решении вопроса о соотношении общего и единичного, – это недооценка, а то и прямее отрицание роли общего и преувеличение роли особенного и единичного. Эта ошибка является одним из теоретических источников правого ревизионизма. Известно, что ревизионисты замазывают или прямо отрицают наличие общих для всех стран закономерностей социалистической революции, преувеличивают значение особенностей отдельных стран. Творческий марксизм-ленинизм исходит из того, что реализация общих закономерностей социалистической революции является обязательной, ибо они имеют решающее значение, и в то же время требует вскрытия и учёта особенностей проявления этих закономерностей в каждой стране в зависимости от её конкретно-исторических условий.

 

Причина и следствие

Сталкиваясь с каким-либо незнакомым явлением или событием, мы обычно задумываемся: почему оно существует, почему оно возникло или произошло? Размышляя над этими вопросами, мы ищем причину явления или события. И это не случайно. Опыт показывает, что не бывает беспричинных событий, что события всегда представляют собой следствия определённых причин. Установление причины явления или события есть важнейший момент его познания. Наука начинается там, где вскрывается причинно-следственная связь.

Что такое причина и следствие? Какова связь между ними?

Причинно-следственная связь, или причинность, – одна из форм всеобщей связи, а именно такая форма связи, при которой одно явление или обстоятельство обусловливает, вызывает другое. Фактор или обстоятельство, вызвавшее какое-либо явление, называется причиной. Причина обусловливает возникновение явления, изменение его состояния или его исчезновение. Результат действия причины называется следствием.

Причинно-следственная связь характеризуется рядом существенных черт. Прежде всего причинная зависимость явлений носит всеобщий характер. Нет ни одного явления, ни одного события, которые не имели бы своих естественных причин. Можно сказать, что причинность – это всеобщий закон объективного мира, не знающий исключений.

Однако надо заметить, что помимо причинности существуют и другие формы связи. Многие из них переплетены с причинной зависимостью, но не сводятся к ней. Важнейшие формы связей отражаются такими соотносительными категориями, как единичное и общее, а также необходимость и случайность, форма и содержание, возможность и действительность и другие, которые мы рассмотрим в дальнейшем. Причинная связь составляет лишь звено в бесконечной цепи универсального взаимодействия явлений.

Причинная связь объективна, т. е. она присуща явлениям самого материального мира и не зависит от сознания людей. Так, причиной существования тех или иных свойств и признаков у живого организма является структура и группировка хромосом в ядре оплодотворённой зародышевой клетки, из которой он возник, и эта связь существует в самой природе и не зависит ни от какого сознания. Отстаивая позицию диалектического материализма в вопросе о причинности от нападок идеалистов, В. И. Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» писал, что причинная зависимость содержится в самих вещах, а не привносится в них извне.

По вопросу о всеобщности и объективности причинных связей давно идёт острая борьба между основными философскими направлениями – материализмом и идеализмом. Материалисты стоят на точке зрения детерминизма – учения, согласно которому причинная обусловленность носит всеобщий и объективный характер.

Учение, отрицающее объективный характер причинной связи и её всеобщность, называется индетерминизмом, а его сторонники – индетерминистами. Одни из них вообще отрицают причинность, считая, что это лишь привычная, повторяющаяся последовательность ощущений. Другие полагают, что причинность дана рассудку человека до всякого опыта, т. е. априорно, и он как бы накладывает причинность на события, упорядочивает их с её помощью. Иными словами, в понимании причинности индетерминисты стоят на позициях субъективного идеализма.

Они заявляют, будто данные современной науки говорят об отсутствии причинности в микромире, в психических процессах, в общественной жизни. «Физические» идеалисты, например, пытаются почерпнуть свои аргументы в пользу отрицания причинности из области физики микромира. Они исходят из того, что в мире макротел, где действуют законы классической механики, мы можем одновременно и точно определить координаты тела и его скорость. Причина здесь понимается как сила, приложенная извне к некоторому телу, а следствием является изменение положения этого тела в пространстве или его скорости. Эта форма причинности, заключающаяся в чисто внешнем воздействии тел друг на друга, является механической.

В микропроцессах нельзя одновременно и с неограниченной точностью определить координаты и импульс микрочастицы. Следовательно, заключают индетерминисты, ни одна микрочастица не подчиняется закону причинности. По их мнению, частица свободно выбирает путь своего движения, и это якобы свидетельствует о том, что в микромире нет причинной обусловленности.

На самом деле вывод из того факта, что в микромире нельзя одновременно определить координаты и импульс частицы, должен быть совсем другим, а именно: там нет механической формы причинной связи и действуют другие виды этой связи. Диалектический материализм как раз и исходит из многообразия типов причинной связи. Он не сводит её к какому-то одному виду, а считает, что в разных областях действительности она проявляется по-разному.

Объективные идеалисты, как правило, не являются сторонниками индетерминизма и «признают» причинность. Но для них причины идеальны, сверхъестественны и восходят к абсолютной идее, духу, богу и т. п., что противоречит науке и открывает путь поповщине, мистике. Так, современные католические философы-неотомисты прямо утверждают, что конечная причина всего сущего – бог.

Важнейшей чертой причинной связи является её необходимый характер. Это значит, что определённая причина при наличии соответствующих условий обязательно, неизбежно вызывает определённое следствие. Так, нагревание металла с необходимостью приводит к его расширению, но оно не может превратить его, скажем, в хлор. Из семени пшеницы, брошенного в почву, при наличии соответствующих условий вырастает колос пшеницы, но было бы напрасно ожидать появления какого-либо другого растения.

Из сказанного не следует, однако, что все явления, имея свои причины, необходимы. Связь между причиной и следствием необходима, но сама причина по отношению к какому-либо процессу может быть случайной, причём тогда будет случайным и следствие этой причины. Если, например, болезнетворные бактерии попадают в организм человека, то при наличии определённых условий (ослабленное состояние организма и т. п.) он обязательно заболевает. Но попадают бактерии в организм не с необходимостью, а более или менее случайно. Значит, болезнь случайна.

Приведённые примеры показывают, что определённая причина вызывает определённое действие только при наличии соответствующих условий. Причина – это то, что вызывает следствие, условия – это такие явления, которые нужны для наступления следствия, способствуют его наступлению, но сами вызвать следствие не могут. Например, для того чтобы загорелась спичка, необходим целый ряд условий: она должна быть сухой и вместе с тем не слишком хрупкой, в окружающей среде должно быть достаточно кислорода и т. д.

Не менее важную черту причинно-следственной связи составляет её строгая последовательность во времени: явление, становящееся причиной, обязательно предшествует следствию. Следствие не может возникнуть раньше этого явления или одновременно с ним. Оно всегда наступает немного позже. Однако предшествование во времени представляет собой хотя и необходимое, но недостаточное условие для того, чтобы данное явление можно было считать причиной. Не все то, что было раньше какого-либо явления, служит его причиной. «После этого» не всегда значит «поэтому» или «по причине этого». Лето всегда следует за весной, осень за летом и т. д., но весна не является причиной лета, а лето не является причиной осени. Смена времён года вызывается движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси к плоскости её орбиты.

Когда наука не была ещё достаточно развита, а научные знания не были достоянием большого числа людей, люди часто не отличали причинной связи от временной последовательности. Это являлось одним из источников различных суеверий и предрассудков, пережитки которых в той или иной форме сохранились и до настоящего времени.

Только практика человека служит решающим критерием правильности познания причинно-следственных связей, в том числе критерием отличия причинной связи от простой последовательности во времени. Познание причинных связей в свою очередь имеет большое значение для практики человека, для научного предвидения, воздействия на процессы действительности и изменения их в нужном для него направлении.

Рассматривая причинную связь, необходимо учитывать, что причина далеко не всегда есть нечто внешнее по отношению к явлению, на которое она воздействует. Причины могут быть как внешними, так и внутренними. Внутренние причины изменения данной вещи коренятся в природе самой этой вещи, представляя собой взаимодействие каких-то её сторон. Внутренние причины играют более важную роль, чем внешние. Так, внутренней причиной всякой социальной революции является противоречие между производительными силами и производственными отношениями данного способа производства в данной стране, а не воздействие каких-либо внешних сил.

Но даже в том случае, когда причина бывает внешней, следствие не просто привносится или создаётся этой причиной, а является результатом взаимодействия причины и того явления, на которое она воздействует. Вот почему одна и та же причина может вызывать разные следствия. Так, под воздействием солнечных лучей тает лёд, растение усваивает углекислый газ и растёт, человек загорает, в его организме происходят сложные физиологические процессы. Но бывает, что разные причины вызывают одно и то же следствие. Так, низкий урожай зерновых культур может быть следствием или засухи, или нарушения агротехнических мероприятий – неправильного севооборота, использования плохих семян и т. п.

Таким образом, причиной явления служит взаимодействие либо разных объектов, либо сторон одного объекта, либо и то и другое, т е. совокупность внутренних и внешних факторов. «...Взаимодействие, – писал Ф. Энгельс, – является истинной causa finalis[36] вещей»[37].

Одна из характерных черт причинно-следственной связи состоит в том, что связь причины и следствия не прекращается и после того, как причина вызвала действие. Эта связь сохраняется и развивается, что проявляется в следующем.

Во-первых, следствие, оставаясь вторичным, зависимым от причины, может обратно влиять на причину. Так, новые общественные идеи и теории являются в конечном счете результатом изменений в экономических условиях жизни общества. Однако, возникнув, эти идеи и теории оказывают сильное влияние на все стороны социальной жизни, в том числе и на экономику.

Во-вторых, причина и следствие могут меняться местами, ролью, причём эти изменения проявляются двояко. Они могут заключаться в том, что следствие становится причиной, причина – следствием. Например, если изменение качества есть следствие количественных изменений, то новое качество является причиной нового количества.

Выражением того факта, что причина и следствие могут меняться местами, служит также то, что событие, которое здесь или теперь является следствием, может быть причиной в другой связи или в другое время. Ведь ни одно явление не находится в какой-либо одной причинно-следственной связи, а включено в целую сеть таких связей, и поэтому в разных её узлах явление может выступать то как причина, то как следствие. Так, дождь или снег, являясь следствием определённых метеорологических условий, сами могут оказаться, например, причиной высокого урожая, а урожай – причиной укрепления экономики колхоза и т. д.

Причинные связи очень многообразны по своему характеру, формам и значению. Они могут существенно отличаться друг от друга, так как действуют в различных областях действительности, выступают в разных формах, связанных со спецификой этих областей. Мы уже видели, например, что в микромире причинность существует не в такой форме, как в макромире. Различным формам движения материи также соответствуют разные типы причинных связей.

Именно вследствие этого с помощью причинных связей, действующих в неживой природе или в органическом мире, невозможно объяснить качественную особенность социальной формы движения материи. В основе общественной жизни лежат производство материальных благ и складывающиеся при этом отношения между людьми. Поэтому здесь действуют гораздо более сложные формы причинности.

В основе всех явлений, и в особенности сложных, лежит много причин. Но не все они имеют одинаковое значение. Есть причины основные, определяющие и причины неосновные, причины общие и непосредственные. Среди всех причин очень важно находить основные, решающие. При этом следует учитывать, что основными бывают, как правило, внутренние причины.

Смешение главного и неглавного, основного и неосновного характерно для эклектицизма. Его представители не выделяют главных связей и причин, для них «все одинаково важно». Развитие общества, например, зависит от многих причин – от плотности и роста населения, природных условий, производства материальных благ, от существующих идей, теорий и т. д. В буржуазной социологии до сих пор имеет хождение эклектическая «теория факторов», согласно которой все эти причины одинаково важны. Поэтому она не в состоянии научно решать проблемы общественной жизни. Марксистская же социология среди всех этих причин находит и выделяет определяющую, главную силу общественного развития – производство материальных благ. От этой причины зависят роль и значение всех остальных факторов жизни общества.

Диалектико-материалистическое учение о причинности имеет большое мировоззренческое и научно-атеистическое значение и противостоит телеологии – идеалистическому и религиозному учению о цели. Телеология утверждает, что все в мире целесообразно, потому что так задумано его «творцом». По остроумному замечанию Ф. Энгельса, согласно телеологии, кошки были созданы для того, чтобы пожирать мышей, мыши – чтобы быть пожираемыми кошками, а вся природа – чтобы доказывать мудрость творца[38].

Для подкрепления своих взглядов телеологи ссылаются, в частности, на живую природу, где мы действительно сталкиваемся с изумительным соответствием организмов условиям их существования, с совершенствованием строения животных и растений. Но, как показала научная биология в лице Дарвина и его последователей, это относительное совершенство организмов обусловлено не мудростью «творца», а возникло в ходе длительной эволюции как результат взаимодействия организмов со средой, естественного отбора и других биологических закономерностей.

В природе всё происходит по естественным, объективным законам, в частности вследствие причинной зависимости явлений. Цели появляются лишь там, где действуют разумные существа – люди, т. е. в процессе общественного развития. Но хотя люди и ставят перед собой определённые цели, это не отменяет объективного, причинного и закономерного характера развития общественной жизни.

 

Содержание и форма

Как уже говорилось, предметы и явления действительности обладают множеством различных сторон и включены в многообразные связи. Поэтому познание явлений не ограничивается выяснением их причинно-следственных связей, а идёт дальше, раскрывает другие их стороны и отношения. К таким сторонам предметов и явлений относятся, в частности, содержание и форма. Каждое явление, каждая вещь имеют своё содержание и свою форму, которые выступают как их противоположные стороны.

Содержание – это совокупность элементов и процессов данной вещи, то, из чего она состоит. Содержанием атома, например, являются те «элементарные» частицы, из которых он состоит, и происходящие в нем процессы. Содержание молекулы какого-либо химического вещества составляют входящие в неё атомы. Содержанием произведения искусства является действительность, жизнь людей, отражённая художником с точки зрения определённого эстетического идеала в системе художественных образов.

Форма – это внутренняя и внешняя структура, способ существования содержания. Иными словами, форма представляет собой строение содержания, определённую организацию его элементов и частей во времени и пространстве, совокупность связей между ними. Так, например, форму атома составляет определённый порядок расположения входящих в него «элементарных» частиц. Форму молекулы образует определённый способ организации атомов. Способами существования материи, формами её бытия являются движение, пространство и время. В художественном произведении формой является его внутренняя организация, которая служит средством выражения содержания. Сюда относятся композиция, язык, ритм, сюжет и другие изобразительные средства.

Содержание и форма тесно связаны между собой, находятся в единстве, составляют неотъемлемые стороны вещи. Нет вещей, лишённых формы или содержания. Вместе с тем эти стороны вещей взаимно обусловливают друг друга.

Определяющей стороной вещи является содержание. Оно обусловливает собой форму. В общем и целом форма соответствует содержанию, так что, каково содержание, такова в конечном счёте и форма. Соответствие формы содержанию является важным условием нормального развития предметов и явлений. Бесчисленные факты соответствия формы содержанию, их единства даёт растительный и животный мир. Каждый живой организм в целом и отдельные его органы устроены так, чтобы наилучшим образом выполнять свои жизненные функции в данных условиях. Если взять область искусства, то отличительная черта подлинных его творений – это соответствие формы содержанию, их единство. Форма здесь служит наиболее полному и яркому выражению содержания.

Однако соответствие формы содержанию нельзя понимать абсолютно, т. е. как такое соответствие, которое является полным и потому застывшим, неизменным, данным раз и навсегда. Изменчивость явлений природы и общества делает невозможным полное соответствие формы и содержания. Обычно можно говорить лишь об их соответствии в основном, в целом. Вместе с тем между формой и содержанием всегда существуют известные противоречия, ибо в процессе развития сначала изменяется содержание и лишь вслед за этим наступает изменение формы.

Хотя форма и зависит от содержания, но она не пассивна. Сложившись, форма приобретает относительную самостоятельность и активно воздействует на развитие содержания. Это воздействие может быть двояким. Если форма соответствует содержанию, она способствует его развитию. Если же этого соответствия нет, форма тормозит развитие содержания. Не соответствует содержанию устаревшая форма, а устаревает она вследствие некоторых особенностей своего развития.

Дело в том, что форма более устойчива и не так подвижна, как содержание. Поэтому она отстаёт от развития содержания и между ними нарастает противоречие. Если содержание изменяется непрерывно, то форма имеет тенденцию сохраняться до известного времени без существенных изменений. В результате происходит значительное отставание формы от развившегося содержания. Противоречие между ними обостряется и доходит до конфликта, так как старая форма тормозит развитие содержания, превращается в его оковы. Наступает кризисное состояние в развитии данного явления.

Но поскольку содержание не может не развиваться, конфликт этот разрешается и кризис преодолевается за счёт того, что содержание ломает, сбрасывает старую форму и приобретает новую, которая находится с ним в соответствии. Новая форма способствует полнокровному функционированию содержания и стимулирует его дальнейшее развитие до тех пор, пока снова не вступит с ним в противоречие. Взаимодействие формы и содержания – один из источников развития явлений и процессов.

Относительная самостоятельность формы проявляется также в том, что одно и то же содержание может развиваться в различных формах. Примером тому являются многообразие форм революционного перехода от капитализма к социализму, наличие различных форм правления в государствах одного и того же типа и т. д. Правда, определённому содержанию соответствуют не любые, а лишь определённые формы.

Новое содержание может использовать некоторые старые формы. Так, в социалистическом и коммунистическом строительстве используются некоторые формы прежних экономических отношений – товар, торговля, банки и др.

Таким образом, между формой и содержанием существует взаимосвязь, которую необходимо учитывать в теоретической и практической деятельности. Односторонний подход к проблеме связи формы и содержания, неумение вскрыть их диалектическое единство – эти ошибки характерны для метафизиков и идеалистов, которые отрывают форму от содержания, не видят их взаимозависимости, часто абсолютизируют относительную самостоятельность формы, рассматривая её как независимую от содержания.

Это находит своё выражение в стремлении буржуазных идеологов скрыть старое содержание за новыми формами. Они пытаются представить капитализм в виде «свободного мира», «подлинной демократии» или «демократического социализма», неоколониализм характеризуют как бескорыстную помощь слаборазвитым странам во имя «прогресса» и т. д.

В искусстве идеологи буржуазии проповедуют бессодержательность художественного творчества, отрыв его от жизни, от борьбы трудящихся за мир, демократию и социализм. На первый план они выдвигают формалистические течения, рассматривающие искусство только как «чистую» форму и отрицающие его идейное содержание и партийный характер. Типичным примером такого рода «творчества» может служить абстракционизм – крайне формалистическое направление в живописи, широко распространённое в капиталистических странах.

Марксистско-ленинская эстетика, исходя из единства формы и содержания, считает, что в настоящих произведениях искусства глубокому идейному содержанию, правдивому отражению жизни с позиций великого дела строительства коммунизма должна соответствовать высокая художественная форма.

Рассматривая вопрос о форме и содержании, необходимо указать на некоторые особенности их диалектического взаимодействия в социалистическом обществе. К таким особенностям относится прежде всего неантагонистический характер противоречий между формой и содержанием при социализме и, как следствие этого, возможность исключения глубоких общественных конфликтов. Социально-политическое и идейное единство народа, осознанный характер общественного развития при социализме позволяют относительно своевременно перестраивать форму в соответствии с новым, изменившимся содержанием.

Правильное понимание взаимоотношения формы и содержания играет важную роль в практической работе. Наша партия придаёт большое значение своевременному изменению форм развития народного хозяйства и культуры. Во всей своей деятельности партия учитывает особенности взаимодействия содержания и формы при социализме и в процессе перехода от социализма к коммунизму. В настоящее время проводятся многие важные реформы, в том числе осуществляемая сейчас реформа планирования и управления народным хозяйством. Партия непрерывно совершенствует формы и методы своей собственной деятельности, стремясь к тому, чтобы уровень её руководства массами, созданием материально-технической базы коммунизма, развитием духовной жизни общества всегда отвечал непрерывно растущим требованиям эпохи строительства коммунизма.

 

Необходимость и случайность

Одной из важных философских проблем является проблема соотношения необходимости и случайности. В домарксистской философии её решали, как правило, односторонне. Философы-материалисты и детерминисты (Демокрит, Спиноза, французские материалисты XVIII в.) обычно считали, что в природе все имеет свою причину, поэтому все необходимо и нет никаких случайностей. Случайностью, по их мнению, люди называют то, причина чего им неизвестна. Но как только у явления, кажущегося случайным, установлена причина, оно перестаёт быть таковым. Материалисты отстаивали господство необходимости, и эта точка зрения была прогрессивной.

Философы-идеалисты, стоявшие на позициях индетерминизма, утверждали, что явления причинно не обусловлены и поэтому в природе и обществе нет необходимости, а господствует случайность. Многие из них считали, что все происходит в результате проявления «свободной воли» и желания людей. Подобную точку зрения нельзя считать научной.

Однако и детерминисты-метафизики допускали серьёзные ошибки. Прежде всего они отождествляли необходимость с причинной связью, в то время как это вовсе не одно и то же. Достаточно сказать, что не только необходимость, но и случайность причинно обусловлена, и уже поэтому отождествление необходимости с причинностью является неправомерным. Кроме того, метафизические детерминисты отрывали необходимость и случайность друг от друга и противопоставляли их друг другу. Они полагали, что, где есть необходимость, там не может быть случайности, а где есть случайность, там нет необходимости. В действительности же необходимость и случайность взаимосвязаны, и правильно их понять можно, только рассматривая их в единстве, во взаимообусловленности.

В объективном мире господствует необходимость – неизбежный ход развития явлений, вытекающий из их сущности и обусловленный всем их предшествующим развитием и взаимодействием. Категория необходимости выражает закономерный характер развития природы и общества.

Вместе с тем диалектический материализм признает и существование случайности. Рассматривая случайность, можно выделить ряд присущих ей черт.

Во-первых, как уже упоминалось, случайные явления, так же как и необходимые, имеют свои причины. Неверно думать, что случайность и беспричинность – это одно и то же. Беспричинных явлений вообще не существует.

Во-вторых, случайность объективна. Её существование не зависит от того, знаем мы её причины или нет. Отрицание объективного характера случайности приводит к смешению важных и незначительных факторов развития. История общества и жизнь отдельного человека приобретают в этом случае роковой, мистический характер.

В-третьих, случайность относительна. Нет абсолютной случайности, нет таких явлений, которые были бы случайны во всех отношениях и не были бы связаны с необходимостью. Случайное явление случайно не абсолютно, а лишь по отношению к определённой закономерной связи. В другой связи то же самое явление может быть необходимым. Так, с точки зрения общего хода развития науки случайно, что именно данный учёный сделал то или иное открытие. Но это открытие является необходимым результатом определённого уровня развития производительных сил, прогресса самой науки;  оно необходимо также в отношении таланта, интересов и целеустремлённой работы самого учёного.

Очень часто случайность возникает при столкновении двух или нескольких необходимых связей. Рассмотрим, например, случай, когда дерево свалено бурей. Сильный ветер по отношению к жизни дерева случаен, так как не вытекает с неизбежностью из сущности жизни и роста дерева. Однако по отношению к метеорологическим факторам ветер – явление необходимое, так как его возникновение обусловлено определёнными законами действия этих факторов. В точке пересечения этих двух необходимых процессов – жизни дерева и возникновения ветра – и появилась случайность. При этом не только ветер случаен для дерева, но и для ветра случайно, где и какое дерево встречается на его пути.

Значит, случайность есть нечто внешнее по отношению к данному явлению или процессу, и поэтому она для него возможна, но не обязательна, она может быть, а может и не быть.

Случайность – это такое объективное явление, которое имеет основание и причину не в сущности данного процесса, а в других процессах, вытекая не из внутренних, а из внешних связей или из связей несущественных.

Как уже говорилось, необходимость и случайность находятся в тесной взаимосвязи. Эта связь заключается прежде всего в том, что одно и то же явление выступает в одном отношении как случайное, а в другом – как необходимое. Но этим данная связь не исчерпывается. Случайность есть дополнение и форма проявления необходимости. Это положение, высказанное Ф. Энгельсом в одном из писем[39], выражает другую глубокую сторону взаимосвязи необходимости и случайности.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что «чистой» необходимости, без случайностей, в объективной действительности не бывает и быть не может. Необходимость всегда проявляется, пробивает себе дорогу через массу случайностей, как нечто устойчивое, повторяющееся. Например, общественное развитие складывается из деятельности множества людей, имеющих самые различные стремления, цели, характеры. Переплетение, скрещивание и столкновение всех этих стремлений приводит в итоге к определённой линии развития, имеющей строго необходимый характер. И там, «где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда оказывается подчинённой внутренним, скрытым законам»[40].

Случайности всегда сопровождают и дополняют необходимость и поэтому играют известную роль в историческом процессе. Этим наряду с другими причинами объясняется тот факт, что одни и те же законы общественного развития в разных странах и в различное время выступают в особых формах, действуют со множеством оттенков. Если бы существовала только необходимость, а случайности не играли никакой роли, история, отмечал К. Маркс, носила бы очень мистический характер.

Из того обстоятельства, что необходимость может осуществляться только через случайности, вытекает, что случайности не только дополняют необходимость, но и представляют собой форму её проявления. Это очень существенно для понимания диалектики необходимости и случайности. Например, такой необходимый процесс, как произрастание дикого растения, выступает в форме ряда случайных моментов. Случайным является здесь, где и когда семя попадает в землю, в каких именно условиях оно оказывается и т. д. В этой же связи можно привести и другой пример. Известно, что движение молекул газа, находящегося в замкнутом сосуде, хаотично. Какая именно молекула, где и когда столкнётся со стенками сосуда – всё это случайно. Но хотя удары отдельных молекул о стенки сосуда случайны, в целом их движение подчиняется определённому закону, согласно которому давление газа на любой квадратный сантиметр площади стенок сосуда всегда одинаково и передаётся равномерно по всем направлениям. Таким образом, и здесь мы видим, что случайности (столкновения отдельных молекул со стенками сосуда) выступают как форма проявления необходимости, выражающейся в данном законе.

То же самое имеет место и в общественной жизни. Осуществление закономерных общественных явлений, например социальных революций, связано со многими случайными обстоятельствами, такими, как место и время тех или иных событий, круг лиц, оказавшихся во главе движения, и т. п. Эти обстоятельства случайны по отношению к историческому развитию, но именно через них осуществляются необходимые процессы.

Связь необходимости и случайности проявляется также и в том, что в процессе развития случайное может стать необходимым, а необходимое – случайным. Например, обмен товаров в условиях первобытнообщинного строя носил случайный характер, не вытекал из экономических законов этого общественного строя. При капитализме обмен товаров становится необходимым явлением, выражает сущность господствующих экономических отношений. Натуральное же хозяйство, необходимое в феодальном обществе, при капитализме превращается в единичное, случайное явление.

В социалистическом и коммунистическом обществе, где общественное развитие происходит планомерно, складываются благоприятные условия, позволяющие значительно ограничить действие нежелательных случайностей. Так, внедрение научной агротехники, широкая мелиорация земель и другие мероприятия значительно ограничивают отрицательное действие случайностей погоды на сельское хозяйство.

Наука не игнорирует случайностей, а изучает их, с одной стороны, для того, чтобы предвидеть возможность нежелательных случайностей и предотвратить или ограничить их, а с другой – чтобы использовать случайности положительные. Но главная цель науки заключается в том, чтобы за случайностями увидеть законы, познать необходимость. Знание законов позволяет управлять природными и общественными процессами, научно предвидеть их течение, целесообразно изменять их.

 

Сущность и явление

Познавая предметы и процессы действительности, люди сначала замечают то, что доступно непосредственному чувственному восприятию, что представляет собой внешнюю сторону вещей, так сказать, лежит на поверхности. Эта внешняя, поверхностная и сравнительно изменчивая сторона предметов и процессов называется в философии явлением.

Вместе с тем всем предметам присуща внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона, скрытая за явлением и недоступная непосредственному восприятию. Она называется сущностью. Короче говоря, сущность – это главное в содержании предмета, его основа.

Из сказанного ясно, что сущность и явление – разные, даже противоположные, стороны предмета. Подтверждением этому может служить и ещё одно их важное различие. Сущность обычно выступает как общее, а явление – как единичное, индивидуальное. Одна и та же сущность может выражаться во многих явлениях. Звуки, например, могут быть разными, а сущность их одна – колебательные движения частиц воздуха или другой упругой среды. Одну общую сущность имеет и все живое. Этой сущностью является обмен веществ, самовоссоздание живого тела из внешних компонентов. Сущность, следовательно, представляет собой то общее и вместе с тем основное, необходимое, что свойственно определённому классу предметов. Явление же единично, неповторимо.

Но сущность и явление, хотя они и противоположны, составляют необходимые стороны любого предмета или процесса и поэтому находятся в определённой взаимосвязи, в единстве. Нет явлений без сущности, так же как нет сущности без её проявлений. «...Сущность является. Явление существенно»[41], – писал В. И. Ленин. Так, нет звука без колебаний среды, нет цвета без электромагнитных волн определённой длины и т. д.

Поскольку сущность есть основная, определяющая сторона вещи, её изменение обусловливает изменение явления. В то же время именно в изменениях явления обнаруживается изменение сущности. Явление есть внешнее выражение сущности. Это означает, что нет «чистых» сущностей, сущностей самих по себе, которые не обнаруживались бы в каких-либо конкретных свойствах, событиях и т. п. Более того, сущность как общее не может существовать вне единичных вещей. Она существует только в единичном и проявляется только через него.

Если материализм понимает категории сущности и явления как отражение определённых сторон материальной действительности, то идеализм даёт им неверное, извращённое толкование. Объективные идеалисты, например, считают, что сущность всех вещей составляет абсолютный дух. Нечто подобное проповедуют неотомисты, утверждающие, что в основе всего существующего лежит духовное, божественное начало, которое и составляет сущность всех явлений.

Примером субъективно-идеалистического истолкования взаимоотношения сущности и явления могут служить взгляды Канта. Он относил явления только к сфере сознания и рассматривал их как конструкции ума, как результат творческой деятельности личности. Явления, считал он, оторваны от вещей и процессов действительности, от их сущности. При этом Кант утверждал, что сущность непознаваема. В настоящее время субъективно-идеалистические взгляды на категории сущности и явления проводят неопозитивизм, прагматизм и другие течения буржуазной философии.

Неверное понимание соотношения сущности и явления ведёт к ошибочным представлениям о возможностях человеческого познания. Агностицизм Канта, например, связан как раз с тем, что он разрывал и противопоставлял друг другу явления и «вещи в себе» (предметы действительности). Кант утверждал, что знания людей ограничиваются лишь областью явлений, а перейти к «вещам в себе» и раскрыть их сущность люди не в состоянии, ибо между явлениями и «вещами в себе» существует непереходимая грань.

В противоположность агностицизму диалектический материализм отстаивает положение о том, что сущность вещей познаваема, и это постоянно подтверждается практикой, жизнью.

Явление и сущность действительно не совпадают, ибо, как уже было сказано, они представляют собой различные стороны предметов, причём сущность всегда глубоко скрыта и не может быть обнаружена путём непосредственного созерцания. Если бы сущность вещей и её проявления непосредственно совпадали, то познание не было бы таким сложным и длительным процессом, и наука вообще была бы не нужна.

Но так как сущность и явление закономерно связаны и сущность выражается в явлениях, то она может быть познана. Однако её познание осуществляется не с помощью простого чувственного восприятия, а путём абстрактного логического мышления. К. Маркс писал, например, что сущность стоимости и прибавочной стоимости не может быть обнаружена никакими приборами или экспериментами, но и то и другое заменяет сила абстракции.

Однако и абстрактное мышление не может сразу, прямо, непосредственно вскрыть сущность. Мышление постигает сущность только путём логического анализа явлений, т. е. материала, доставляемого чувственным познанием. Например, сущность жизни, состоящая в саморегулирующемся обмене веществ, может быть познана в результате анализа таких её проявлений, как питание, рост, размножение, раздражимость и т. д. Характер человека тоже нельзя познать без логического анализа его поступков и поведения.

Познавая сущность тех или иных процессов, наука раскрывает законы, которые ими управляют. Сущность и закон являются очень близкими, однопорядковыми понятиями. Ведь закон – это существенная, внутренняя, определяющая связь, связь внутри сущности или между сущностями.

Познание всегда идёт от явления к сущности, от внешней стороны вещей к глубоким закономерным связям. Но сущность не познаётся вся сразу, целиком, ибо она неисчерпаема. Поэтому, раскрыв определённую сторону сущности, познание на этом не останавливается, а идёт дальше – от сущности, так сказать, первого порядка к сущности второго порядка, которая является более глубокой, и так без конца.

Примером такого познания сущности может служить изучение людьми строения солнечной системы. Видя, что Солнце движется вокруг Земли, люди долгое время считали, что так оно и есть. Но это лишь видимость, т. е. такое явление, которое искажённо, неправильно представляет сущность. Тем не менее, в астрономии долгое время господствовала геоцентрическая система мира Птолемея, полагавшего, что Земля находится в центре мироздания. В XVI в. Коперник разработал гелиоцентрическую систему мира, согласно которой в центре Вселенной находится Солнце, а Земля, как и другие планеты, обращается вокруг Солнца и вращается вокруг своей оси. Позже система Коперника была уточнена в том отношении, что Солнце находится лишь в центре солнечной системы, а не в центре всей Вселенной. Тем самым была раскрыта сущность первого порядка. Затем Кеплер установил законы движения планет вокруг Солнца, а Ньютон открыл закон всемирного тяготения, на котором основаны законы Кеплера. Это явилось уже сущностью второго порядка. Однако закон тяготения является эмпирическим, описательным. Он устанавливает, что тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной массам этих тел и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними, но не отвечает на вопрос, почему дело обстоит именно так. Природа тяготения остаётся до сих пор нераскрытой и представляет собой одну из важнейших проблем современной физики. Решение этой проблемы откроет сущность третьего порядка.

В практической деятельности надо строго различать явление и сущность объективных процессов и стремиться находить сущность, скрытую за явлениями. Так, определение современной эпохи как эпохи перехода от капитализма к социализму во всемирном масштабе раскрывает её сущность, а это в свою очередь позволяет коммунистическим партиям верно ориентироваться в сложной обстановке, успешно решать конкретные задачи рабочего и национально-освободительного движения.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 1850; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!