Возможность и действительность



Многообразные предметы и процессы, существующие в объективном мире, не вечны. Они возникают в своё время в силу естественной необходимости, в результате того, что сложились определённые предпосылки, причины и условия, вызвавшие их появление. Поэтому в ходе развития всегда бывает такой момент, когда нового предмета, процесса ещё нет, он ещё не возник, а условия для его появления уже сложились, уже подготовлены предшествующим развитием.

Наличие основания, комплекса предпосылок, причин и условий возникновения нового называют возможностью. Категория возможности отражает объективную тенденцию развития действительности.

Понятие «действительность» употребляется в широком и в узком смысле. В широком смысле оно означает всё существующее в объективном мире, в узком – диалектическую противоположность возможности. В этом случае действительность определяется как осуществлённая, реализованная возможность.

Возможность и действительность тесно связаны между собой. Возможность порождается развитием действительности, а действительность подготавливается возможностью. Поэтому их нельзя отрывать друг от друга.

В практической деятельности отрыв возможности от действительности приводит к абстрактным рассуждениям о беспочвенных, нереальных возможностях, так как настоящая, а не вздорная возможность всегда связана с действительностью и порождается ею. Отрыв же действительности от возможности ведёт к опасной утрате чувства нового, к потере перспективы.

Возможность и действительность нельзя также и отождествлять друг с другом, ибо их разделяет сложный процесс превращения первой во вторую, подчас длительный и трудный этап развития. В общественной жизни, например, превращение возможности в действительность требует серьёзного напряжения, связано с борьбой различных социальных сил. Отождествление возможности и действительности приводит на практике к самоуспокоению, к почиванию на лаврах и может лишь демобилизовать активность народных масс.

Необходимо различать абстрактную и реальную возможности. Реальной называют возможность, для осуществления которой сложились все условия. Абстрактная возможность – это такая возможность, которая хотя и соответствует законам природы и общества, не противоречит им, но для превращения которой в действительность ещё нет необходимых условий.

Абстрактная возможность становится реальной, когда эти условия складываются. Так, с возникновением капитализма появляется и возможность социалистической революции, ибо эта возможность заложена в противоречиях капиталистической формации. Но вначале она носит лишь абстрактный характер: нет ещё развитого пролетариата, противоречия капитализма ещё не стали достаточно острыми, не сложилась революционная ситуация и т. д. Однако по мере развития капитализма эта абстрактная возможность превращается в возможность реальную, а в наше время такая реальная возможность в ряде стран уже воплотилась в действительность. Точно так же ещё десяток лет назад возможность полёта человека па другие планеты солнечной системы была возможностью абстрактной. Теперь же, в связи с развитием науки и техники и первыми достижениями в освоении космоса, эта возможность стала реальной, и уже недалеко то время, когда такие полёты превратятся в действительность.

Вероятность осуществления абстрактных возможностей различна. Некоторые абстрактные возможности настолько далеки от осуществления, что граничат с невозможностью. Однако полностью отождествлять абстрактную возможность и невозможность все же нельзя, ибо невозможность противоречит законам природы и общества и не может стать действительностью.

Из сказанного вытекает, что различие между абстрактными и реальными возможностями хотя и существенно, но относительно. Многие абстрактные возможности находятся на различных стадиях превращения в реальные. Что касается практической деятельности, то здесь следует в первую очередь ориентироваться на реальные возможности. При этом нужно учитывать, что степень осуществимости реальных возможностей может быть различной. Одни из них ближе к осуществлению, другие – дальше.

В природе для превращения возможности в действительность достаточно наличия одних объективных условий, поскольку это превращение происходит стихийно, без участия сознания и воли людей. Например, для прорастания семян дикого растения достаточно того, чтобы они попали в почву с нужной температурой и влажностью.

Другое дело – превращение возможности в действительность в общественной жизни, где действуют люди, обладающие сознанием и волей. Здесь такое превращение происходит не автоматически, а в результате деятельности людей. Возможность мирной формы перехода от капитализма к социализму, например, существует в ряде стран. Но для того чтобы превратить эту возможность в действительность, необходима организованная революционная деятельность масс. Значит, в общественной жизни одних объективных условий для превращения возможности в действительность недостаточно. Необходимы ещё и субъективные условия (осознание необходимости преобразований, решимость активно добиваться их, организованность народа, классов, партий и т. д.).

Зависимость превращения возможности в действительность от сознательной деятельности людей приобретает большое значение ещё и потому, что в многообразной действительности одновременно возникают разные возможности, связанные с существованием противоположных (прогрессивных и реакционных) тенденций и сил. Какая из этих возможностей реализуется, определяется в значительной степени действием этих сил, исходом борьбы между ними.

Так, в современную эпоху существует возможность предотвращения мировой войны. Но есть и другая возможность – возможность её возникновения, поскольку ещё продолжает существовать империализм. И вопрос о том, быть или не быть мировой войне, во многом зависит от организованности, сплочённости и решительности сил, борющихся за мир, от размаха и успехов их борьбы против поджигателей войны.

Одно из преимуществ социализма перед капиталистической и другими классово-антагонистическими формациями заключается в том, что он содержит не только качественно новые, но и несравненно большие возможности для прогресса во всех областях общественной жизни. Это объясняется самой природой социализма, где нет частной собственности и производители материальных благ являются свободными тружениками. Благодаря социально-политическому и идейному единству прогресс в условиях социалистического строя поддерживается всем обществом. Здесь нет классов или каких-либо других организованных социальных сил, сопротивляющихся назревшим преобразованиям.

Однако и в социалистическом обществе реализация новых возможностей не происходит автоматически, а требует усилий и борьбы. Конечно, эта борьба не является борьбой классов и представляет собой борьбу подавляющего большинства народа с отсталым, рутинным, косным. Поэтому при социализме и коммунизме новое успешнее претворяется в жизнь и осуществляется полнее, чем в любом ином обществе.

В нашей стране вся система управления народным хозяйством, строгий учёт объективных экономических законов, материальных и моральных стимулов деятельности работников производства создают новые широкие возможности дальнейшего роста социалистической промышленности и сельского хозяйства. Но для реализации этих возможностей необходима настойчивая повседневная работа партийных организаций, рабочих и колхозников, советских учреждений.

В партийных документах научно обоснована возможность и необходимость построения коммунизма в Советском Союзе, в странах социалистического лагеря, возможность победы его во всем мире, показана возрастающая роль субъективного фактора, роль Коммунистической партии как направляющей и руководящей силы в строительстве нового общества. В нашей стране есть все условия для возведения величественного здания коммунизма. И оно будет построено в результате организованной деятельности и творческой инициативы народных масс.

 

* * *

Мы рассмотрели важнейшие категории материалистической диалектики, их основные особенности и общие черты. Будучи узловыми понятиями науки, категории имеют огромное значение в познании окружающего нас мира. В них, как и в законах, обобщаются и в сжатом виде закрепляются достигнутые человечеством знания. Но роль категорий состоит не только в этом. Они служат одним из надёжных средств изучения природы и общественной жизни, глубокого проникновения пытливого человеческого разума в сущность вещей.

Каким образом категории выполняют эту роль? Возьмём, например, категорию «закон». Изучая определённые процессы, исследователь ставит перед собой в качестве одной из основных целей раскрытие законов, которым эти процессы подчинены. При этом ему известно, что законы объективно существуют, он знает, что такое закон, и т. п. Со всем этим он знаком потому, что овладел содержанием данной категории, выработанной предшествующими поколениями людей. Таким образом, исследователь применяет знания, добытые задолго до него, и, опираясь на них, может пойти дальше своих предшественников.

В ходе изучения предметов и процессов действительности исследователи выясняют разные их стороны и отношения, а для этого надо знать, что им присущи содержание и форма, сущность и явление, что они определённым образом связаны между собой и что эти связи могут быть необходимыми и случайными, единичными и общими и т. д. Знание категорий обеспечивает многосторонний подход к предметам и процессам, и поэтому категории выступают в качестве орудия всестороннего, достаточно полного исследования.

При этом необходимо учитывать особенности тех сторон и связей явлений, которые выражаются данными категориями, т. е. знать специфическое содержание каждой категории. Например, надо знать, что у предметов и процессов есть такие стороны, как сущность и явление, понимать, что они собой представляют, почему в познании нельзя останавливаться на внешней стороне предметов, а следует стремиться проникнуть в их сущность, которая хотя и недоступна непосредственному чувственному восприятию, но может быть обнаружена путём логического анализа чувственных данных, отображающих явление.

Ввиду того что всякая вещь (или процесс) представляет собой единство общего, особенного и единичного, следует, изучая её, выяснять как то, что у этой вещи является общим с другими вещами, так и то, что отличает её от других вещей, является для неё специфичным. Необходимо также различать содержание и форму явлений и процессов действительности, принимать во внимание важность соответствия формы содержанию, учитывать определяющее значение содержания и активную роль формы, избегая недооценки того или другого, и т. д.

Подобным же образом применяются и другие категории. Вследствие этого они вместе с принципами и законами диалектики составляют научный метод исследования. Категории являются также формами теоретического мышления, которое совершается только в понятиях, категориях и без них невозможно. Поэтому результаты теоретических обобщений в любой сфере человеческой деятельности в значительной степени зависят от того, пользуются ли люди научными, диалектическими категориями.

 

Диалектика как метод

Рассмотренные нами принципы, законы и категории диалектики составляют её основное содержание. Отображая наиболее общие законы развития действительности, они не только дают верное представление о ней, но и вооружают людей научным методом её познания и преобразования, указывают пути и способы изменения природы и общества.

Хотя наука, техника и производство достигли в наши дни невиданного расцвета, познание было и остаётся очень сложным, трудным и длительным процессом раскрытия тайн природы, законов развития экономической, политической и духовной жизни людей. Поэтому овладение научным методом является одним из главных условий успешной, плодотворной деятельности в любой области науки и жизни. Метод показывает пути и способы раскрытия сущности исследуемых процессов, он помогает учёному избрать правильное направление поисков, предупреждает от многих ошибок как в теории, так и на практике. Английский философ Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарём, освещающим дорогу в темноте, и говорил, что даже хромой, идущий по дороге, опережает путника, который бежит без дороги. Вот почему с момента возникновения философии и других наук начались настойчивые поиски плодотворного метода.

В научной и производственной жизни люди пользуются самыми разнообразными методами, отличающимися друг от друга и по своей природе (количественные или качественные), и по характеру тех предметных областей, в которых они применяются (физические, биологические и т. д.), и по отношению к опыту (экспериментальные и теоретические). Отличаются они и по степени общности: одни из них используются в очень узкой области, другие – в более широкой, третьи – в любой области действительности.

Метод, который применяется при изучении всех областей действительности, всех предметов и явлений, называется всеобщим. Он вырабатывается и изучается философией. Методы, используемые только в одной или нескольких областях, называются специальными, или частными. Они вырабатываются в конкретных науках. Частные методы вытекают из специфики изучаемых объектов и, будучи пригодными в одной отрасли знания, могут оказаться неприменимыми в другой.

Так, например, методы физики или химии применяются для исследования закономерностей физической и химической форм движения материи. Они могут также применяться для решения некоторых проблем биологии, астрономии, геологии, археологии. Методы математики широко применяются в физике, химии, биологии и в конкретных социальных науках (например, в экономике и лингвистике). Но методы физики, химии, биологии не могут оказать существенную помощь таким, например, наукам, как этика или эстетика.

Есть методы, которые применяются многими или даже всеми науками (например, индукция и дедукция, анализ и синтез и т. д.). Однако эти методы являются особыми формами исследования объектов и не решают вопроса о том, каким должен быть общий путь познания.

Частные методы любой конкретной науки подчиняются некоторым общим закономерностям познания, вытекающим из наиболее общих законов развития материального мира и потому имеющим значение для всех отраслей знания. Эти общие закономерности познания и составляют содержание всеобщего метода, а учение о нем называется методологией[42]. В истории науки сложились два подхода к действительности, претендующих на роль всеобщего метода, – метафизический и диалектический.

Метафизика не может быть вполне научным и плодотворным методом познания. Как уже говорилось, исторически она сложилась в период возникновения специальных наук, когда предметы ещё рассматривались вне их связей и развития. Метафизика не соответствует действительной картине мира и не в состоянии охватить его во всей сложности. Это обусловлено её односторонним подходом к вещам и их отношениям, фактическим отрицанием развития и абсолютизированием качественных различий. Не видя совершающегося в мире развития, качественных переходов, метафизика считает единственным универсальным видом изменений лишь изменения количественные.

На роль научного метода может претендовать только диалектика, которая рассматривает объекты с точки зрения их взаимосвязи и развития и открывает всеобщие законы и формы этого развития. При этом диалектика может быть подлинно научным методом лишь тогда, когда она опирается не на идеализм, а на материализм. Дело в том, что материализм и идеализм как теории, истолковывающие характер познания, тоже имеют методологическое значение. Но в отличие от идеализма материализм научно решает вопросы о природе внешнего мира, о сущности сознания, о том, что представляет собой познание действительности. Он учит объективному подходу к изучаемым предметам, исключает все сверхъестественное и мистическое. Вот почему диалектика проявляется во всей своей силе лишь в органическом единстве с материализмом, лишь тогда, когда она становится материалистической. Вместе с тем и материализм оказывается подлинно научным, последовательным, лишённым односторонностей и недостатков только тогда, когда он находится в единстве с диалектикой, становится диалектическим.

Идеализм извращённо истолковывает действительность, неправильно решает вопрос о том, что такое человеческое познание. Действительные связи, существующие в мире, он заменяет вымышленными, сверхъестественными. Поэтому диалектика оказывается непригодной в качестве метода научного познания, если она является идеалистической, как, например, у Гегеля.

Диалектический материализм в целом представляет собой одновременно и теорию и метод познания. Когда говорят о диалектическом материализме как о методе, его обычно называют материалистической диалектикой.

Почему же материалистическая диалектика может служить всеобщим методом? Во-первых, потому, что она отражает действительность такой, как она объективно существует. Сам познаваемый мир диалектичен. Поэтому материалистическая диалектика представляет собой не плод фантазии или чистого умозрения, а аналог развивающейся действительности.

Во-вторых, диалектический метод основывается не на частных, а на всеобщих законах, действующих во всех без исключения областях действительности: в природе, в обществе и познании. Поэтому он в состоянии делать выводы о верных путях познания, о ведущих к истине способах и приёмах мышления, которые имеют силу при изучении всех областей действительности.

Давая общее направление познавательному процессу, диалектический метод не заменяет методы частных наук. Напротив, он предполагает наличие у них специальных методов, которые опираются на принципы и положения материалистической диалектики. Наряду с этим диалектический метод в свою очередь базируется на достижениях специальных наук, их методов. Он использует также методы, общие для многих или даже для всех наук (индукцию и дедукцию, анализ и синтез и т. п.).

Непосредственное значение для практики имеют конкретные знания. Таких знаний, предполагающих ответы на частные вопросы, диалектика не даёт. Они могут быть получены лишь в результате специальных исследований, проводимых различными частными науками с помощью своих особых методов. Однако эти исследования являются более успешными, если частные науки руководствуются материалистической диалектикой. Изучение отдельных явлений всегда более плодотворно, если имеется верное представление о характере природы в целом и о взаимосвязи её отдельных частей, а также о характере самого познания. Именно такое представление и даёт диалектический метод.

Усвоение законов и категорий диалектики развивает способность к теоретическому мышлению и делает его более успешным, помогает выработать творческий стиль в работе, объективный научный подход к явлениям и событиям жизни. Диалектика способствует выработке широты взглядов, учит смотреть вперёд, многосторонне анализировать вещи, видеть в предметах и явлениях противоречия и качественные изменения, находить причины и движущие силы их развития, различать в вещах и процессах внешнее и внутреннее, существенное и несущественное, необходимое и случайное, форму и содержание. Она направлена против всякого субъективизма и догматизма.

Поскольку законы и категории диалектики отражают хотя и различные, но связанные между собой черты, стороны, существенные моменты процесса развития, постольку и при изучении любого предмета или явления требуется применять все законы и категории, выработанные научной диалектикой, в их взаимосвязи и единстве. Это требование является важным условием конкретного, всестороннего и глубокого познания.

Конечно, в мышлении людей, даже и не изучавших философию, в различной мере содержатся элементы диалектики, и они стихийно используют эти элементы в своей деятельности. Но научный метод состоит в сознательном применении диалектики к исследованию. Искусство сознательного и умелого использования материалистической диалектики в познании – дело трудное, требующее, чтобы им настойчиво овладевали.

Положения диалектики нельзя представлять себе как абстрактные схемы, которые можно одинаково применять во всех случаях жизни, «накладывать» на любые явления и процессы. Хотя эти положения и носят всеобщий характер, однако, пользуясь ими, следует в каждом конкретном случае учитывать особенности, специфику и частные законы развития изучаемых явлений и процессов. Чтобы правильно применять законы диалектики, необходимо тщательно изучать эти конкретные условия и специфику явлений, производить конкретный анализ каждой конкретной ситуации. Здесь требуется не догматический, а творческий подход.

Диалектика – подлинная душа марксизма-ленинизма, источник творческого характера и жизненности этого великого учения. Отход от диалектики означает отход от марксизма-ленинизма и приводит к серьёзным ошибкам, в частности к догматизму и ревизионизму.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Каковы особенности и значение философских категорий?

2.Что такое обще и единичное и как они между собой связаны?

3. В чём сущность диалектико-материалистического понимания причинности?

4. Каково диалектическое взаимодействие содержания и формы?

5. Что такое необходимость и случайность и как они соотносятся друг с другом?

6. Какие стороны предметов и процессов действительности отражаются в категориях сущности и явления?

7. Каково диалектико-материалистическое понимание возможности и действительности? Как возможность превращается в действительность в общественной жизни?

8. В чем существо диалектического метода познания?

 

ГЛАВА V. КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЁТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Наиболее общие законы развития природы и общества, которые изучаются диалектикой, являются также законами познания. Знание законов и категорий материалистической диалектики помогает разобраться в одной из центральных философских проблем, раскрывающих вторую сторону основного вопроса философии: способен ли человек познать объективную действительность и как протекает процесс познания?

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 366; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!