Социальная сущность человеческого сознания. Его творческая роль



Высшее, чего достигла эволюция жизни на Земле, – это мыслящий человек. Человек занимает особое место в мире, потому что он является носителем социальных качеств. Воздействие социальных факторов значительно ускорило эволюцию человека, сыграло огромную роль в развитии его сознания. Человек – существо общественное, и его сознание также представляет собой социально-историческое явление. Эту особенность человеческого сознания впервые глубоко исследовали основоположники марксизма. Сознание, писали К. Маркс и Ф. Энгельс, с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока существуют люди.

Сознание представляет собой высшую форму отражения действительности. Оно включает в себя совокупность таких основных элементов, как ощущения, восприятия, мышление, с помощью которых человек познает и преобразует природное и социальное бытие.

Сознание человека возникло и развивалось в процессе его трудовой деятельности. Чтобы жить, человек должен трудиться, производить орудия труда и материальные блага. А каждый момент труда необходимо предварительно осмыслить, осознать. Трудовая деятельность возможна лишь в том случае, если человек заранее, в мыслях создаёт план, программу своих действий, намечает цель и предвидит конечный результат. Именно производительный труд и создал человека как существо, способное осознавать свою деятельность и целенаправленно изменять мир.

Но труд невозможен вне коллектива, вне общества, а общество невозможно без связи и общения между людьми, т. е. без языка, речи. Язык, как и сознание, зарождается и развивается в обществе в ходе трудовой деятельности людей. «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми»[20].

Установив, что труд не может существовать вне общества, так же как и общество не может существовать без трудовой деятельности людей, основоположники марксизма вместе с тем исследовали роль труда и языка в совершенствовании физических и умственных способностей человека, в развитии его мозга. Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» показал, как под воздействием этих факторов изменялся мозг человека: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своём сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству»[21]. Мозг человека отличается от мозга обезьяны не только количеством нервных клеток, но главным образом способностью давать обобщающее отражение действительности в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Данные современного естествознания показывают, что физиологической основой человеческого мышления являются нервные процессы, происходящие в мозгу. Мозг человека состоит из различных структурных слоёв. Особую роль играет его верхний слой толщиной в несколько миллиметров, так называемая кора больших полушарий головного мозга, состоящая из миллиардов нервных клеток, которые соединены множеством отростков. Эти клетки способны образовывать огромнейшее количество связей, мгновенно перебрасывать нервные импульсы из одной группы клеток в другую, всесторонне анализировать поступающие сигналы. Важную роль играют также подкорковые слои, обеспечивающие нормальную деятельность коры головного мозга.

В коре имеются различные по своей структуре участки (поля), которые выполняют те или иные функции. Каждый участок способен анализировать и обобщать определённый вид раздражений (зрительные, слуховые и т. д.). Некоторые поля (например, речедвигательные, речеслуховые, речезрительные) связаны с соответствующими органами через множество других клеток. Наукой установлено, что наиболее сложные по строению участки коры головного мозга возникли на последних этапах эволюции нервной системы.

Сознание нельзя понять в отрыве от мыслящей материи, от мозга. Мозг является органом мысли, а сознание, мысль – результат деятельности мозга. Посредством мышления человек вычленяет те свойства и качества предметов и явлений, с которыми ему приходится иметь дело на практике. Таким образом, мыслительная деятельность человека обусловлена его практической деятельностью. В мыслях закрепляется то, что повторяется, что постоянно встречается в окружающем нас мире.

В сложном процессе отражения и преобразования человеком внешнего мира выделяют следующие моменты: восприятие раздражений, вызываемых воздействием вещей и явлений окружающего мира; передача этих раздражений в мозг в виде нервных импульсов; образование на основе рефлекторной деятельности ощущений, представлений, понятий и других идеальных моделей реальных вещей и явлений; предвидение наиболее вероятной ситуации в будущем, её оценка и выработка соответствующей программы действия; предвидение результатов действия; само действие и информация о его ходе, результатах; достижение цели. Этот процесс протекает непрерывно и приводит к обогащению человека опытом, к расширению его возможностей учитывать новые ситуации. В зависимости от сложности конкретной обстановки отдельные моменты этого процесса могут занимать больше или меньше времени, причём некоторые из них обычно происходят автоматически, не осознаются.

Говоря об особенностях психической деятельности людей, И. П. Павлов писал, что у человека на протяжении исторического развития выработалась качественно новая по сравнению с животными система отражения действительности, так называемая вторая сигнальная система – речь, слово. Отличительной её чертой является обобщённое отражение действительности на основе переработки множества данных первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений). Это достигается благодаря использованию языка, речи. С помощью слова человек переходит от конкретных чувственных восприятий и представлений к общим понятиям, суждениям, умозаключениям, т. е. к мысли.

Слово воспринимается нами как внешний раздражитель, обозначающий предметы и явления действительности. Каждый из нас, осмысливая значение слов, представляет реальные вещи и процессы, вспоминает свои прежние переживания. Следовательно, отношение мысли к предметам и явлениям объективного мира у человека опосредствовано словами. Язык является средством передачи мысли, её непосредственной материальной, чувственно воспринимаемой оболочкой.

В широком понимании язык – это не только система слов, которые мы обычно употребляем в разговорной или письменной речи. Существуют и так называемые искусственные языки, т. е. языки науки: математические, химические и другие формулы и уравнения, таблицы, графики и т. п. Что же общего имеется у слов, цифр, формул и т. д. Это общее состоит в том, что они представляют собой знаки, которые не обязательно должны быть копиями, образами предметов, похожими на предметы. Вместе с тем знаки имеют определённое предметное или смысловое значение того объекта или образа, который они обозначают. Например, слово «квадрат», чертёж с изображением квадрата и математическая формула квадрата – все это знаки, которые имеют конкретное смысловое содержание и могут выступать в процессе мышления в качестве своего рода заместителей данного реального предмета. Аналогичным образом, когда мы пишем формулу химической реакции, то осознаем, что она обозначает реальные свойства и отношения химических веществ, и на этой основе судим о характере реального химического процесса.

С помощью системы знаков (например, логико-математических формул или кодов, которые вводятся в электронно-вычислительные машины) создаются модели, описывающие особенности целого класса явлений, «поведение» того или иного объекта, включая характер его возможных изменений в будущем. Таким образом, человек использует знаки и знаковые системы как надёжное средство отражения природной и социальной действительности.

Мыслительный процесс протекает по своим объективным законам, механизм действия которых все глубже раскрывается современной наукой, в частности кибернетикой. Отвлекаясь от биологической и социальной сущности мышления, кибернетика исследует его как процесс переработки информации. Уже созданы машины, которые, моделируя некоторые черты психической деятельности, производят с огромной скоростью различные вычисления и обработку научных данных, осуществляют некоторые логические операции и т. д. Это, конечно, не значит, что можно создать «думающие» машины, которые полностью заменят человека. Машина не мыслит, не чувствует, у неё нет и не может быть социальных качеств, которыми обладает человек, идеалов, интересов и т. п. Вместе с тем современные кибернетические машины уже оказывают огромную помощь человеку, умножая не только его физические силы, но и его интеллектуальную мощь. Дальнейшие перспективы в этом отношении, особенно в связи с освоением космоса, поистине безграничны.

Наука неопровержимо доказывает, что сознание есть результат деятельности человеческого мозга, что идеальное отражение действительности в виде ощущений, представлений, понятий осуществляется благодаря нервным процессам, происходящим в головном мозгу. Мозг человека как орган мысли, его способность отражать действительность в виде идеальных образов развивались под определяющим влиянием общественных факторов, представляющих собой в совокупности общественное бытие, основой которого служит материальное производство. В процессе общественного труда совершенствуются орудия производства, в сферу производства вовлекаются все новые природные вещества, создаются новые формы производственных связей, новые общественные учреждения и организации. При этом совершенствуется и сам человек, его мозг и органы чувств, его сознание и разум.

До сих пор мы говорили о том, как возникло сознание человека и каким образом происходит процесс отражения. Но человеческое сознание не является просто пассивным отражением объективной реальности, оно обратно воздействует на природу.

Осознание человеком своего места в мире и своей деятельности (равно как и деятельности других людей) составляет важнейшую особенность человеческого интеллекта. Человеческое отношение к миру – это процесс целенаправленного познания и вместе с тем активного целесообразного преобразования действительности.

Процесс деятельного преобразования мира выражает творческую роль человеческого разума. Практически преобразуя природу, человек создаёт своим трудом новые предметы, в которых материализуется, опредмечивается его сознание. Конечно, идеи, мысли сами по себе не материальны, не вещественны, они не могут изменять материальные предметы. Для этого необходимо от мысли перейти к действию. Тот мир вещей, который является делом рук человека, – от простых орудий труда, зданий и сооружений до самых сложных механизмов и приборов, включая космические корабли, – в конечном счёте, представляет собой воплощённую в этих вещах человеческую мысль. Созданный человеком вещественный мир – это настоящий сплав кристаллизованного опыта многих поколений, свидетельство замечательных возможностей человеческого разума, его изобретательности и творчества. «Сознание человека, – отмечал В. И. Ленин, – не только отражает объективный мир, но и творит его»[22].

Творческая роль сознания проявляется в преобразовании человеком не только природы, но и общества. Отражая общественное бытие, и прежде всего существующие в обществе экономические отношения, сознание людей вместе с тем активно воздействует на всю жизнь общества. Особенно большое влияние на общественное развитие оказывают передовые идеи, выражающие назревшие потребности в социальных преобразованиях. При этом прогрессивные идеи играют творческую роль в развитии общества не сами по себе, а лишь когда они являются достоянием масс – подлинных творцов истории. Передовые идеи, овладевая массами, становятся могучей материальной силой, революционизирующей и ускоряющей общественное развитие. Лучшее тому доказательство – созданный созидательным трудом миллионов людей социалистический строй, сознательная деятельность трудящихся, направленная на построение коммунизма.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Как обосновывает диалектический материализм единство мира?

2. Что такое материя? Каково значение ленинского определения материи для науки?

3. Как понимает диалектический материализм движение, пространство и время?

4. Что представляет собой сознание человека? Как оно возникло?

5. Какую роль в развитии сознания играет речь, язык?

6. В чем проявляется творческая роль сознания?

 

ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ

В предыдущих главах мы выяснили ряд важных вопросов, относящихся главным образом к философскому материализму, узнали, каков мир по своей природе, каково отношение между ним и сознанием человека. Теперь следует разобраться в том, как изменяются мир и наши знания о нем, каким законам подчинены эти изменения. Данными проблемами занимается материалистическая диалектика.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 773; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!