Движение, пространство и время – формы существования материи



Что представляют собой движение, пространство и время? Являются ли они необходимыми свойствами, присущими всем предметам и процессам реального мира? Эти вопросы имеют глубокий философский смысл.

Чтобы правильно понять, что такое движение, необходимо подойти к его рассмотрению с позиций диалектического материализма, отбросив метафизику и идеализм. Это и было сделано основоположниками марксистской философии. «Движение, – писал Ф. Энгельс, – рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением»[17].

Таким образом, движение применительно к материи означает изменение вообще. Любые изменения материальных объектов, будь то изменения физических или химических свойств предметов, изменения, происходящие на Солнце или в космическом пространстве, в живом мире или в общественной жизни, – всё это есть движение. При этом источником движения всегда и везде выступают внутренне присущие объектам противоречия, которые свойственны всем без исключения предметам и явлениям. Самодвижущаяся материя не нуждается в сверхприродном двигателе. Движение есть способ существования материи. Это значит, что материя не может существовать вне движения, которое поэтому так же объективно, как и сама материя.

Поскольку материя вечна, несотворима и неуничтожима, постольку и её коренное неотъемлемое свойство – движение – тоже вечно, несотворимо и неуничтожимо. Это важнейшее философское положение находит подтверждение в законе сохранения и превращения энергии, который устанавливает, что при любых материальных преобразованиях общее количество энергии всегда остаётся постоянным, неизменным, т. е. сохраняется количество движения. При этом движение не уничтожается не только в количественном, но и в качественном отношении, так как материальное движение способно бесконечно переходить из одной формы в другую.

Движение невозможно отделить от материи. Естественнонаучным выражением неразрывной связи материи и движения является закон взаимосвязи массы и энергии, который гласит, что любой материальный объект, имеющий массу, обладает определённой энергией, соответствующей этой массе. Поэтому можно сказать: там, где есть материя, всегда есть движение и, наоборот, там, где есть движение, всегда есть материя.

Диалектический материализм в строгом соответствии с наукой доказывает несостоятельность взглядов современных идеалистов, которые, отрывая движение от материи, создают «теории» о существовании «чистого» движения без материи, истолковывают взаимосвязь массы и энергии как превращение массы в энергию. В действительности, хотя масса и связана с энергией, перейти в энергию она не может, так же как материя не может перейти в движение. Движение, будучи неотъемлемым свойством материи, формой её бытия, всегда и везде связано с материей, а материя всегда и везде находится в движении.

Положения марксистской философии об объективности движения, о неразрывности движения и материи указывают науке пути познания конкретных свойств движущейся материи, многообразных явлений природы, помогают преодолевать утверждения проповедников идеализма и религии о возникновении энергии за счёт уничтожения материи или о создании материи из ничего.

Движение противоречиво по своей природе. Эта противоречивость проявляется в том, что такие характеристики движения, как изменчивость и устойчивость, выступают в неразрывной связи. Вечная и всеобщая изменчивость мира отнюдь не исключает моментов относительной устойчивости, относительного покоя, временных состояний равновесия вещи, предмета, явления. Если бы не было этой устойчивости, мир представлял бы собой неразличимый хаос.

В мире существуют многообразные состояния и проявления материи (атомы, молекулы, электромагнитное поле, поле тяготения, множество явлений живой природы, многообразные общественные явления и т. д.). Все эти разнокачественные состояния материи находятся в непрерывном движении, которое проявляется в различных формах. Выделяют следующие основные формы движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.

Механическое движение включает в себя пространственное перемещение различных тел: движение мельчайших частиц, перемещение атомов и молекул, движение больших тел, включая и космические объекты[18].

Физические изменения охватывают тепловые и электромагнитные процессы, внутриядерные и внутриатомные преобразования, взаимодействия «элементарных» частиц и т. д.

Химическая форма движения включает процессы соединения атомов в молекулы и распада молекул, образования и разрушения веществ, происходящие в неорганической и органической природе.

Биологическая форма движения – это разнообразные проявления жизни, взаимоотношения живых организмов между собой и с неорганической природой.

Социальная (общественная) форма движения охватывает многообразные процессы, происходящие в обществе, включая изменения в области производства, классовые и национальные отношения, процессы развития материальной и духовной культуры, взаимодействие общества и природы.

Если рассмотреть основные формы движения материи в том порядке, в котором они здесь приведены, то окажется, что любая из них тесно связана со всеми другими, причём основой их взаимной связи является связь между находящимися в движении материальными объектами. Более сложная форма движения развивается из более простых и содержит их в себе в подчинённом виде. При этом каждая форма движения качественно отличается от других и несводима к другим формам движения.

Проследим все сказанное на примере биологической формы движения материи. Эта форма движения возникла на нашей планете в результате закономерного развития физических и химических процессов, которое привело к созданию условий для появления белковых соединений – материальных носителей жизни. Возникновение жизни означало появление более высокой формы движения материи по сравнению с механической, физической и химической формами движения.

Вместе с тем биологическая форма движения не отбрасывает низшие формы, а включает их в себя. Так, в живом организме происходят многочисленные физические и химические изменения, обеспечивающие ему получение необходимых веществ и энергии из внешней среды.

Однако хотя биологическая форма движения и содержит в себе низшие формы, она не сводится к ним, а качественно от них отличается. Эта качественная специфика биологической формы движения состоит в присущем живым организмам постоянном самообновлении химического состава, в саморегулируемом обмене веществ с окружающей средой и в естественной способности к самоорганизации.

Современная наука, все глубже проникая в тайны природы и открывая новые виды материи и различные уровни её организации, расширяет наши знания о формах движения материи, их взаимной связи и качественном различии.

Диалектическое понимание форм движения материи, их взаимосвязи и взаимопереходов имеет важное мировоззренческое и методологическое значение и служит острым оружием в борьбе против антинаучных взглядов на природу и общество. Дело в том, что многие современные буржуазные философы и естествоиспытатели метафизически сводят высшие формы движения материи к низшим или распространяют законы низших форм движения на высшие. Так, биологические изменения они представляют как простую сумму физико-химических процессов, утверждая, что основными законами, управляющими живой материей, являются законы физики и химии. Тем самым смазывается качественная специфика живой природы, её коренное отличие от природы неорганической. Некоторые буржуазные философы и естествоиспытатели, абсолютизируя особенности живой материи, ищут причины зарождения жизни и жизнедеятельности в каких-то таинственных нематериальных силах.

Анализируя сложные явления социальной жизни, буржуазные учёные нередко механически переносят физические и биологические понятия и законы на общество. Одни из этих учёных, ссылаясь на биологический закон естественного отбора, делят расы на низшие и высшие. Другие утверждают, что учение об обществе может стать точной наукой только в том случае, если физика и биология будут распространены на область общественных отношений. При этом они сводят законы социальных явлений к физическим и биологическим законам, толкуют о «социальной энергетике», «социологических атомах» и т. д.

Отрицание социальных закономерностей путём их сведения к понятиям и законам естествознания имеет целью затушевать классовые противоречия современного капиталистического общества. «На деле никакого исследования общественных явлений, никакого уяснения метода общественных наук нельзя дать при помощи этих понятий, – писал В. И. Ленин. – Нет ничего легче, как наклеить «энергетический» или «биолого-социологический» ярлык на явления вроде кризисов, революций, борьбы классов и т. п., но нет и ничего бесплоднее, схоластичнее, мертвее, чем это занятие»[19]. Механистическое отождествление понятий и законов естественных и общественных наук – наглядное свидетельство кризиса современных буржуазных учений об обществе.

Философские выводы о природе движения имеют принципиальное значение для понимания сущности пространства и времени, которые наряду с движением также являются формами бытия материи. При этом пространство и время присущи всем состояниям материи, т. е. являются всеобщими формами её бытия. Любое изменение в мире происходит где-то, в каком-то пространстве и когда-то, в какое-то время.

Понятие пространства выражает порядок сосуществования материальных объектов и их взаимное расположение. Материальные предметы имеют пространственную протяжённость, форму и размеры. Каждый из них занимает определённое место среди других предметов и характеризуется тремя измерениями: длиной, шириной и высотой. Протяжённость как взаимодействие внутренне связанных между собой материальных процессов обусловлена свойствами движущейся материи.

Понятие времени выражает последовательность чередования материальных процессов, длительность существования предметов и явлений. Материя в любом виде и состоянии обладает временными свойствами. Для того чтобы изменения одного материального объекта вызвали соответствующие изменения в других объектах, необходимо определённое время. Время, выражаясь в изменении и развитии материи, имеет строго определённое направление. Оно течёт от прошлого к будущему и обладает свойством необратимости. Прошлое нельзя изменить, в прошлое нельзя возвратиться.

Диалектический материализм не ограничивается естественнонаучными представлениями о пространстве и времени и рассматривает вопросы об их объективном характере, о связи пространства и времени с движущейся материей и друг с другом, об их вечности и бесконечности.

Пространство и время существуют независимо от сознания людей и выражают совокупность свойств и отношений материальных предметов и явлений. Иными словами, пространство и время объективны. Человек исследует изменения далёких звёздных миров, охватывающие миллиарды лет, изучает «элементарные» частицы, существующие миллионные доли секунды, и везде пространство и время выступают как объективные формы движущейся материи. Независимо от материальных процессов пространство и время существовать не могут. Критикуя идеалистические и религиозные положения о существовании бытия вне времени и пространства, Ф. Энгельс отмечал, что бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства. В объективном мире нет ничего, кроме движущейся материи, и материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени.

Домарксистские материалисты признавали объективность пространства и времени, но оставались метафизиками в их понимании. Они, как и метафизически мыслящие естествоиспытатели, считали пространство и время самостоятельными физическими реальностями, независимыми от движущейся материи. Пространство понималось при этом как универсальное вместилище вещей наподобие ящика, а время – как длительность, не зависящая от материальных изменений. Такое представление позволяет с известной точностью характеризовать пространственные и временные отношения больших тел (макротел), движущихся с относительно малыми скоростями (например, движение автомобиля, самолёта, снаряда, космического корабля и т. д.). Когда же наука столкнулась со скоростями, сравнимыми со скоростью света (движение «элементарных» частиц), то оказалось, что такие взгляды и вытекающие из них представления о неизменности свойств пространства и времени являются явно недостаточными.

Развитие науки в наш век подтверждает положение диалектического материализма о зависимости свойств пространства и времени от движущейся материи. Как показывают современные данные науки, например теории относительности, пространственные и временные свойства тел тесно взаимосвязаны.

Взаимная связь пространственных и временных свойств материальных объектов начинает заметно проявляться при значительных скоростях движения. Так, например, «элементарные» частицы – мезоны в состоянии покоя существуют миллионные доли секунды, а если им придать большую скорость, то время их существования увеличивается в сотни раз.

Современная наука и практика опровергают домыслы идеалистов и церковников о божественном сотворении мира, о его ограниченности в пространстве и во времени и доказывают, что мир есть движущаяся в пространстве и во времени материя. Поэтому пространство и время столь же вечны и бесконечны, как и сама материя.

Итак, мы выяснили, что окружающий нас мир представляет собой различные виды движущейся материи, что в нем нет и не может быть нематериальных, сверхъестественных начал. В процессе естественной эволюции происходит переход от простейших форм материи к более сложным, от низших уровней её организации к высшим. В ходе развития материи из неживого закономерно возникает живое. Усложнение и совершенствование живых организмов приводит в итоге к возникновению человека.

Переход от животного мира к человеку явился гигантским скачком от биологической формы движения к социальной. Человек занимает особое место в мире. Он способен осознавать свои поступки и сознательно воздействовать на окружающую действительность, целенаправленно преобразуя природные и социальные условия своей жизни.

Что же представляет собой человеческое сознание?

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 294; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!