Что такое философия, как она возникла и развивалась



Начальный курс философии

 

 

НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ФИЛОСОФИИ. Изд. 2-е, доработ. Для слушателей школ основ марксизма-ленинизма. М., «Мысль», 1968. 319с. (На обл.: Для системы партийной учёбы).

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Наше время знаменательно крупными научными и техническими достижениями, неизмеримо увеличивающими мощь человека, грандиозными преобразованиями природы, меняющими лицо Земли, глубокими революционными изменениями всех сторон общественной жизни.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в развитии человечества. Полувековая история развития социализма показала неизбежность крушения системы капиталистического рабства и утверждения коммунизма. Ныне идёт напряжённая борьба между социализмом и капитализмом в области политики и идеологии, борьба за умы и сердца людей.

Естественное желание каждого человека – понять смысл происходящих событий, правильно разобраться в прошлом и настоящем, заглянуть в будущее. Чтобы глубже проникнуть в сущность великих перемен во всех областях современной жизни, необходимо научное мировоззрение. Таким мировоззрением является марксизм-ленинизм, представляющий собой стройную систему философских, экономических и социально-политических взглядов.

Марксистско-ленинская философия – интересная, глубоко содержательная наука. Она обосновывает общетеоретические принципы познания и революционного преобразования мира, освещает наиболее общие законы развития природы и общества, раскрывает преимущества социалистического строя, перспективы формирования коммунистических общественных отношений.

Выполнение грандиозных планов коммунистического строительства в нашей стране требует сознательной организации производства и всех сторон общественной жизни и возможно лишь при условии активного участия в этом великом деле всех тружеников советского общества. Поэтому научное мировоззрение играет все большую роль в деятельности советских людей. Изучение философии марксизма-ленинизма воспитывает у людей глубокую идейную убеждённость, которая выражается в единстве знания и дела, в ясном осознании коммунистических идеалов и в активной борьбе за их осуществление.

Знание философии марксизма-ленинизма необходимо всем, кто стремится идти в ногу с жизнью. Оно придаёт человеку силу, уверенность в преодолении самых сложных препятствий и трудностей, помогает быть активным и целеустремлённым. Философия – надёжный спутник человека и в годы молодости, поисков истины и творческих дерзаний, и в зрелые годы размышлений, трезвого анализа опыта, фактов и событий, плодотворного созидания.

Книга «Начальный курс философии» знакомит читателя в краткой и доступной форме с философией марксизма-ленинизма, излагая её основные положения в связи с современной наукой и практикой коммунистического строительства. Книга написана в соответствии с программой школ основ марксизма-ленинизма. Она может оказать помощь и тем, кто самостоятельно изучает марксистско-ленинскую философию. Читатель найдёт в книге разъяснение основных теоретических положений, содержащихся в философских произведениях классиков марксизма-ленинизма, а также в документах Коммунистической партии Советского Союза.

Читатели, желающие углубить свои философские знания, могут обратиться к методическим пособиям, которые издаются для изучающих философию и имеют списки рекомендуемой литературы по каждой теме. Целесообразно использовать также философские словари и соответствующие наглядные пособия.

Книга «Начальный курс философии» выходит вторым изданием, в котором авторы учли замечания и пожелания, высказанные при обсуждении первого издания, уточнили и дополнили некоторые положения. Авторский коллектив выражает благодарность организаторам и участникам этого обсуждения, а также всем тем, кто прислал свои отзывы на учебное пособие.

 

ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Величайшей революцией в философской мысли явилось возникновение философии марксизма – диалектического и исторического материализма, который представляет собой качественно новую, высшую ступень в развитии философских знаний.

Чтобы понять, почему диалектический и исторический материализм является подлинно научной философией, необходимо познакомиться с тем, как развивалась домарксистская философия, и какие основные исторические этапы она прошла.

 

Что такое философия, как она возникла и развивалась

Слово «философия»– греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и о месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия, таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

Философия существует около трёх тысячелетий, и все это время в ней идёт борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас. Почему же идёт эта борьба, каковы её причины?

Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к материальному. При этом следует отметить, что когда мы говорим о сознании, идеальном, то имеем в виду не что иное, как наши мысли, переживания, чувства. Когда же речь идёт о бытии, материальном, то сюда относится все то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, т. е. вещи и предметы внешнего мира, явления и процессы, совершающиеся в природе и обществе. В философском понимании идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими научными понятиями (категориями), которые отражают наиболее общие и вместе с тем противоположные свойства предметов, явлений и процессов мира.

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии[1]. От решения этого вопроса, в конечном счёте, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счёте, определять его.

Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой второй стороны основного вопроса философии сводится, следовательно, к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости от того, что они берут за исходное – материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим.

Опираясь на данные науки и результаты всей многогранной практической деятельности людей, философы-материалисты доказывают, что мир никем не создан, что он вечен и бесконечно многообразен. Окружающие человека предметы и явления материального мира, утверждают они, существуют независимо от него, т. е. объективно.

Философы-материалисты признают, что материальное существовало раньше идеального и что мышление человека не может существовать без материального. Мысль есть продукт мозга, который, таким образом, является органом мысли. Само же мышление как идеальное есть способность мозга отражать объективный мир. Поэтому идеальное, сознание не может существовать абсолютно самостоятельно, независимо от объективного мира.

В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т. е. идеальное.

Идеалистическое направление имеет две основные разновидности: субъективный идеализм и объективный идеализм. Субъективные идеалисты за первичное принимают сознание человека, субъекта. Субъективный идеалист рассуждает примерно так: мы видим, слышим, осязаем предметы и явления, и поэтому нам кажется, что они существуют вне нас; на самом же деле все вещи, предметы, явления представляют собой лишь совокупность, комплекс наших ощущений. Таким образом, субъективные идеалисты ставят существование внешнего мира в зависимость от сознания человека, от мыслящего Я, а объективные качества предметов сводят к ощущениям субъекта. Это искажённое философское миропонимание противопоставляет сознание человека материальному миру. Субъективные идеалисты заявляют, что человеку непосредственно даны только его идеи, чувства, продукты его разума. За исходный пункт в данном случае берётся человеческое сознание, затем из него выводится природа и на этом основании, так или иначе, отрицается объективное, независимое от человека существование вещей и всего мира, закономерностей его развития.

Объективные идеалисты считают человеческие мысли, идеи и даже саму природу лишь частичкой некоей абсолютной идеи, мирового разума, сверхматериальной реальности. В отличие от субъективных идеалистов они принимают за первичное не самосознание субъекта или ощущения человека, а идею вообще, «мировую идею». Эта абсолютная идея является, по их мнению, основой всего сущего. Она превращается в природу и творит окружающее нас бытие.

Таким образом, объективный и субъективный идеализм – это разновидности идеалистической философии. Но в главном, основном они не отличаются друг от друга. И тот и другой берут за основу идеальное первоначало, признают идею, дух, сознание первичным, а действительный мир, природу – вторичным. И тот и другой отлично уживаются с религией и по-своему поддерживают её.

Следует заметить, что философский идеализм – это не чепуха, не простое недоразумение, не случайное заблуждение человеческого ума. Идеалистическое миросозерцание имеет глубокие корни, как в социальной жизни людей, так и в самом очень сложном по своему характеру человеческом познании.

Ещё на ранних ступенях исторического развития, когда появилось имущественное неравенство между людьми, и сложился рабовладельческий строй, привилегией господствующего класса, класса рабовладельцев сделался умственный труд, а тяжёлый физический труд стал уделом угнетённых, рабов. В этих условиях физический труд всячески принижался и презирался, а значение умственного труда сильно преувеличивалось, причём особенно высоко ценились занятия наукой и искусством. В преувеличении роли умственного труда и духовной деятельности человека всегда были заинтересованы господствующие классы, которые поддерживали иллюзию, будто изменения, происходящие в природе и обществе, зависят от сверхъестественной идеи, высшего духа.

Нужно также иметь в виду, что идеалистическое мировосприятие (как и религия) возникло в условиях крайне низкого уровня развития производства, при наличии у людей очень скудных знаний и весьма примитивных, неразвитых представлений об окружающем мире. Стихийные силы природы (землетрясения, засухи, наводнения и т. п.) казались тогда человеку чем-то таинственным и абсолютно неотвратимым. Не зная почти ничего о силах природы, люди приписывали им сверхъестественную роль, обожествляли их.

К тому же люди везде подмечали удивительную гармонию, строгий порядок и законосообразность природных явлений: правильное чередование дня и ночи, размеренное движение небесных светил, совершенство и целесообразность строения живых организмов и т.п. Это невольно наводило на мысль о существовании мудрого творца природы или какой-то всемогущей сверхъестественной силы, от которой зависит все на свете, в том числе и судьба каждого человека.

Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии. При этом, как будет показано далее, появляется возможность одностороннего преувеличения, абсолютизации одной из чёрточек, одной из сторон процесса познания, что тоже ведёт к идеализму. А философский идеализм, как отмечал В. И. Ленин, есть дорога к религии, к поповщине.

С появлением эксплуататорских классов таинственный для людей смысл приобрели общественные силы. Религия в угоду имущим выдавала систему угнетения и порабощения за установленный свыше порядок, обожествляя власть господ, частную собственность, социальное неравенство.

Так исторически сложился тесный союз идеализма и религии, которые и ныне используются реакционными силами общества для защиты и оправдания давно изживших себя разнообразных форм эксплуатации. Любое эксплуататорское государство и сейчас поддерживает ту или иную форму религиозно-идеалистического миросозерцания, прилагая все усилия к распространению таких философских воззрений, которые оправдывают социальное неравенство.

Если идеализм и религия с древнейших времён служат в основном реакционным силам, то материализм, как правило, выражает интересы передовых сил общества. Материалистическая философия помогает обобщать данные науки и общественно-исторической практики, способствует их развитию.

Как уже говорилось, основной вопрос философии имеет две стороны, причём вторая его сторона отвечает на вопрос о познаваемости мира. При решении этого вопроса также сталкиваются противоположные взгляды. Материалисты всегда доказывали, что мышление человека может дать ему достоверные знания об окружающем мире. Признание возможности познания мира вселяет в нас уверенность в силе разума человека, побуждает к приобретению знаний и активной преобразующей деятельности.

Философов, которые оспаривают возможность познания мира, а таких немало в лагере идеалистов, называют агностиками (от греческого «а» – не, «гносис» – знание). Агностики считают, что мы вообще не можем судить о достоверности наших знаний, поскольку предметы, явления, вещи якобы нельзя сравнить с их идеальным отражением. Все сведения о предметах, явлениях, утверждают они, мы получаем из своих же собственных ощущений, восприятий, и поэтому у нас нет уверенности, что вещи, их качества воспринимаются такими, каковы они на самом деле.

Некоторые агностики, правда, признают, что в действительности вещи существуют объективно, но при этом сомневаются в возможности их познания. Такое «стыдливое» признание материализма помогает им занять «промежуточную» позицию между материализмом и идеализмом, оправдать попытки подняться «выше» того и другого. Однако подобная «нейтральность» в философии всегда оставляет достаточный простор для идеализма и неизбежно приводит к спутыванию противоположных точек зрения.

В современной буржуазной идеалистической философии все чаще проводится линия ярко выраженного агностицизма, неверия в силу разума. Ограничивая возможности человеческого познания, агностицизм обезоруживает человека, обрекает его на пассивность, оставляя при этом место вере во что-то мистическое, сверхъестественное. Поэтому агностицизм тесно связан с идеализмом и религией.

Сущность философского мировоззрения не исчерпывается ответом на вопросы о том, что принимается за первичное – материальное или идеальное и признается ли познаваемость мира. Для характеристики любой философской системы важно также учитывать, какой метод познания используется при философском рассмотрении окружающего мира. Если мы обратимся к истории философии, то увидим, что существуют два основных метода познания, два взаимно противоположных способа мышления – диалектика и метафизика.

Диалектика – слово греческое. Древние мыслители понимали под диалектикой такой способ ведения беседы, споров, посредством которого раскрываются противоречия в суждениях собеседника, выясняется истина, и уточняются понятия. Позже под диалектикой стали понимать философский метод, т. е. общие правила и средства познания окружающего мира, тот способ, с помощью которого мышление изучает данный предмет.

Диалектика рассматривает мир как единое, связное целое. Она исходит из того, что все вещи, явления, а также наши понятия как их мысленные отражения находятся во взаимной связи, в непрерывном движении и противоречивом развитии. Диалектический взгляд на природу, историю и человеческое мышление требует исследования изучаемого предмета во всех его связях и отношениях, прослеживания действительной истории его развития, раскрытия подлинных причин сложного и противоречивого процесса его изменения.

Метафизика тоже слово греческое. В древности оно означало учение о началах всего существующего. В дальнейшем под метафизикой стали понимать такой способ мышления, при котором предметы и явления рассматриваются вне их взаимной связи, как неподвижные, раз навсегда данные, лишённые внутренних противоречий.

В XVI–XVII вв. метафизический метод познания был исторически оправдан и играл положительную роль в естествознании. Как отмечал Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг», в начальный период развития естественных наук – физики, химии, биологии – необходимо было рассматривать природу, расчленяя её на отдельные части, разделяя различные процессы природы на определённые классы, исследуя их изолированно, вне связи с другими явлениями и процессами. Все это, говорил Энгельс, было основным условием исполинских успехов, которыми ознаменовалось развитие естествознания того времени.

Однако уже в XVIII в. выявилась ограниченность метафизики, ибо её рамки стали сдерживать развитие науки. Фактический материал, накопленный естественными и общественными науками, показал узость и односторонность метафизического понимания мира.

Но в буржуазной философии метафизика не была преодолена, она существует и по сей день. Правда, в настоящее время трудно найти философа, который бы полностью и безоговорочно отрицал развитие природы и общества. Да и не в этом дело. Как правило, современные метафизики упрощённо понимают характер всеобщей связи и сущность развития. Оставляя в тени вопрос о подлинном источнике движения и развития, они или усматривают его в действии нематериальных сил, или объявляют непознаваемым. Тем самым метафизика смыкается с идеализмом и агностицизмом.

Метафизический метод мышления оказывается беспомощным при изучении противоречивых сторон вещей и явлений, их взаимодействия, при определении существа коренных, качественных изменений. Истолковывая общественные явления, современные метафизики затушёвывают классовые противоречия, отрицают неизбежность социальных революций или объявляют их стихийными потрясениями, которые невозможно предвидеть. При этом игнорируются объективные закономерности развития общества, выхватываются и абсолютизируются второстепенные или просто внешние факторы, отрицается общественный прогресс, проповедуется мысль о вечности капиталистической системы.

Сохраняющийся в современной буржуазной философии антинаучный, метафизический способ мышления служит эксплуататорским классам, заинтересованным в увековечении и оправдании отживших капиталистических общественных отношений. В этих же целях, а также в целях борьбы против марксизма-ленинизма буржуазные философы извращают диалектику в идеалистическом духе или соединяют в своих философских системах разнородные, а порой и противоположные взгляды.

Диалектика и метафизика – это два противоположных метода познания действительности, два исключающих друг друга способа объяснения мира, а стало быть, и истолкования наиболее общих философских принципов и понятий. Как материализм, так и идеализм может быть диалектическим или метафизическим; при этом последовательный материализм несовместим с метафизикой. Равным образом и диалектика может быть как идеалистической, так и материалистической; при этом научная диалектика несовместима с идеализмом.

История философии, начиная с древнейших времён и до наших дней, насыщена борьбой материализма и идеализма, диалектики и метафизики. За этой борьбой философских взглядов, философских мировоззрений нужно видеть, в конечном счёте, борьбу реальных общественных сил – определённых классов и социальных групп.

Знакомясь с основными этапами развития философской мысли, следует учитывать исторические особенности каждой эпохи, соотношение классовых сил, уровень развития производства и науки. Правильная оценка этих факторов помогает понять, почему в данный исторический период на первый план выступает определённая мировоззренческая проблема, как влияют на философию экономический строй общества и уровень развития науки, почему изменялись предмет философии, её роль и значение в жизни общества, в силу каких причин происходит постоянная борьба философских направлений, течений, школ.

История не должна проходить для нас бесследно, ибо прошлое всегда так или иначе живёт в настоящем, а настоящее неизбежно явится составной частью будущего. Знание исторического развития философии может и должно предостеречь нас от повторения ошибок и заблуждений, свойственных мыслителям прошлого. Это знание может оказаться весьма полезным и для разоблачения современной буржуазной философии, представители которой в своей борьбе против коммунистической идеологии используют все отжившее, реакционное.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 316; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!