Что изучает марксистско-ленинская философия



Марксистско-ленинская философия представляет собой общетеоретическую основу научного мировоззрения. Она изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления и вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир, давая подлинно научные ответы на вопросы, имеющие значение для любой области знания и практической деятельности. К ним относятся, например, следующие вопросы: каков мир по своей природе; каковы причины и характер происходящих в нем изменений; что представляет собой человек, его мышление; как человек познает природу и общество; как возникли и почему существуют классы, нации, государство, наука, мораль; всегда ли будут социальные революции; можно ли научно предвидеть будущий социальный строй и управлять ходом общественного развития; какую роль в истории играет революционная деятельность масс, их организованность и сознательность?

Конечно, не все люди осознают, что верное решение подобных философских вопросов определяется научным мировоззрением. Некоторые наивно считают, что имеющиеся у каждого человека свой образ мыслей, своё мировосприятие вовсе не зависят ни от какой философии. Однако это далеко не так. Человек существует не один, он живёт в обществе и всегда связан с тем или иным коллективом. Но нельзя жить в обществе и не зависеть от общества. Наши мысли и поступки всегда так или иначе связаны с мыслями и делами других людей. И своё собственное мировоззрение каждый человек вырабатывает в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности в данном обществе, под влиянием господствующего в нем мировоззрения.

Люди на каждом шагу решают не только производственные или чисто житейские проблемы, но и такие вопросы, как, например, вопрос об отношении мышления к бытию, хотя и не называют его основным вопросом философии. Ведь мы часто задумываемся о том, реальны ли намечаемые нами цели, планы. А что такое план, цель? Это наш замысел, идеальная модель того, что ещё не существует в действительности, но что надо создать, воплотить в жизнь. При этом если наши цели, планы не соответствуют действительности или учитывают не все её стороны, если они нереальны, то их осуществить нельзя. В этом случае наша деятельность приводит к неожиданным и чаще всего нежелательным последствиям. Марксистская философия и призвана помочь людям правильно понять окружающий мир, глубоко разобраться в сложных событиях, фактах, правильно их оценить, верно определить свои цели и задачи и успешно действовать в направлении их осуществления.

Марксистско-ленинская философия решает общие теоретические, мировоззренческие проблемы исходя из диалектико-материалистического понимания действительности. Она доказывает, что мир в основе своей материален, и изучает его таким, каков он есть, без всяких посторонних прибавлений. С этих позиций решается и центральный, коренной философский вопрос – вопрос об отношении мышления к бытию.

Из признания материальности мира, первичности материи вытекает необходимость изучать закономерности развития природного и социального бытия. Их изучением занимается материалистическая диалектика, которая рассматривает все явления мира в процессе непрерывного изменения и развития. Эти изменения могут быть самыми разнообразными и затрагивать любые свойства предметов, их структуру, внутреннее строение. Но какими бы многообразными ни казались изменения в живой и неживой природе и в общественной жизни, они всегда имеют общие черты. Марксистская диалектика и исследует всеобщие законы изменения и развития действительного мира.

В природе и в обществе все происходит диалектически. Эту объективную диалектику действительного мира познаёт наше мышление и выражает её в наиболее общих философских законах, принципах, используя при этом предельно широкие понятия, или категории. Почему же мышление способно правильно отражать диалектику объективного мира? Понять это нам помогает диалектико-материалистический взгляд на само мышление. Философия марксизма изучает все явления, в том числе и мышление, в процессе изменения и развития. Опираясь на данные науки, она доказывает, что мышление есть продукт человеческого мозга, а сам человек является в свою очередь продуктом закономерного развития природы и общества. Поэтому законы мышления, возникнув в процессе развития природы, не противоречат законам объективного мира, а с необходимостью согласуются с ними.

Законы марксистской диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания) и её категории (причина и следствие, форма и содержание, необходимость и случайность и др.) отражают наиболее общие свойства и связи вечно изменяющегося мира и поэтому служат действенным средством его познания.

Раскрывая диалектическую связь познающего мышления и окружающей нас действительности, В. И. Ленин отмечал: «...если всё развивается, то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? Если нет, значит, мышление не связано с бытием. Если да, значит, есть диалектика понятий и диалектика познания, имеющая объективное значение»[10].

Применение материалистической диалектики к познанию мира составляет предмет марксистской теории познания, которая всесторонне исследует сложный, противоречивый процесс отражения человеком реальной действительности. Марксистская теория познания, или гносеология, анализирует особенности различных форм отражения объективного мира, исследует как чувственное, так и логическое познание, их взаимную связь и тем самым выясняет природу, источник наших ощущений, восприятий, представлений, понятий, раскрывает наиболее общие закономерности познания. Способны ли наше мышление, создаваемые нами научные теории дать истинное отражение внешнего мира? Если да, то каков путь познания истины и существует ли надёжный объективный определитель, критерий истинности научной теории? Как связаны между собой абсолютное и относительное в познании? Как развивается научное познание? Теория познания диалектического материализма и отвечает на эти вопросы.

Неотъемлемой частью марксистско-ленинской философии является исторический материализм, который представляет собой диалектико-материалистическое понимание истории развития общества и его современного состояния. Руководствуясь общими принципами диалектического материализма, применяя его законы, категории, теорию познания к объяснению общественной жизни, исторический материализм углубляет и конкретизирует философский материализм и диалектику. Так, например, когда исторический материализм рассматривает применительно к обществу основной вопрос философии, то он устанавливает закономерную связь между общественным сознанием людей, их политическими, правовыми, философскими и другими взглядами, и общественным бытием, экономическими условиями жизни, теми производственными отношениями, которые складываются в зависимости от характера общественного производства.

Исторический материализм изучает наиболее общие законы развития общества и особенности их проявления в конкретных исторических условиях; исследует движущие силы общественного прогресса, закономерности развития производства, законы классовой борьбы и революций; выясняет происхождение и роль общественных идей, их влияние на ход развития общества.

Таким образом, марксистско-ленинская философия как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления представляет собой цельное и стройное диалектико-материалистическое мировоззрение. Выражая в обобщённом виде закономерности самой действительности, она выступает как общетеоретический метод познания и преобразования мира. Поэтому диалектический и исторический материализм является общей методологией для всех остальных наук.

Может возникнуть вопрос: зачем нужна философия, её метод для конкретных, или специальных, наук, если, например, такие науки, как математика, физика, биология, история, имеют свои методы исследования? Может быть, каждая наука сама себе философия? Если это так, то конкретные общественные и естественные науки вполне могли бы обойтись без философии. Однако подобные взгляды, безусловно, ошибочны. Быть «свободным», независимым от какой бы то ни было философии вообще невозможно, и очень часто за видимостью «безразличия» к вопросам мировоззрения скрываются идеи чуждой нам идеалистической философии.

Бурное развитие естествознания и общественных наук не может заменить или оттеснить научное материалистическое мировоззрение уже потому, что только философия способна достигнуть наивысшей степени обобщения. Любая конкретная наука исследует закономерности, которые характерны только для определённой области явлений. Что же касается законов и категорий диалектического материализма, то они, как уже отмечалось, охватывают все без исключения явления мира.

История развития науки показывает, что неверные исходные философские принципы часто заводили в тупик самых крупных учёных. Да это и понятно. Ведь любая наука должна, так или иначе, решать вопросы о природе явлений, которые она изучает, и тех законов, которые лежат в их основе.

Связь науки с философией особенно ярко выступает в те моменты, когда совершаются крупные открытия и происходит ломка старых, уже устоявшихся научных понятий, принципов, переосмысление исходных положений, а иногда и законов. В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» показал, что незнание диалектики, неумение различать абсолютное и относительное в физических теориях приводит многих видных естествоиспытателей к ошибочным идеалистическим выводам, к утверждениям, что законы науки не отражают ничего объективного. Он не раз отмечал, что без солидного философского обоснования естественные науки не в состоянии вести последовательную борьбу против реакционного мировоззрения, которое всегда так или иначе связано с интересами отживающих классов.

Было бы, разумеется, большим заблуждением считать, что марксистская философия является «наукой наук» и стоит над всеми другими науками. Диалектический материализм учитывает и глубоко обобщает новейшие данные естественных наук и на этой основе обогащает и развивает свои законы, понятия, категории. Союз между диалектико-материалистической философией и естествознанием, о необходимости которого писал В. И. Ленин, нужен как для естественных наук, так и для самой философии, ибо в противном случае она перестала бы носить творческий характер и превратилась бы в тормоз для развития науки.

Сказанное о естественных науках в полной мере относится и к наукам, изучающим различные стороны общественной жизни. Исторические, экономические, правовые и другие науки раскрывают закономерности развития истории, экономических отношений, правовых форм и т. д. При этом каждая общественная наука, изучая закономерности, относящиеся к её области исследования, не может игнорировать наиболее общие законы развития общества в целом, т. е. те законы, которые изучает исторический материализм. Без знания этих общих законов нельзя научно объяснить взаимодействие различных сторон общественного процесса.

Между тем именно здесь возникает много общих методологических проблем. Например, в каком отношении находятся экономика и политика, наука и производство, уровень развития производства и форма распределения материальных благ?

Эти и другие философские проблемы имеют большое принципиальное значение не только для самих общественных наук, но и для решения многих жизненно важных вопросов, касающихся, например, экономического планирования, методов ведения хозяйства и т. д.

Диалектический и исторический материализм помогает понять во всей сложности характер отношений между классами и государствами, необходимость революционного преобразования капиталистического общества, научные основы политики Коммунистической партии Советского Союза и всех других братских партий, задачи международного коммунистического и рабочего движения. Марксистско-ленинские партии, опираясь на научную философию, учитывают при определении своей политики реально существующую расстановку классовых сил, национальные отношения и другие важнейшие объективные факторы общественной жизни, а также степень организованности и сознательности трудящихся масс.

Таким образом, знание диалектического и исторического материализма необходимо и для успешного развития конкретных наук, и для глубокого понимания существа самых сложных процессов современной общественной жизни, и для решения практических задач в любой сфере человеческой деятельности. Именно поэтому марксистско-ленинская философская наука служит теоретическим фундаментом строительства коммунизма. Ей принадлежит огромная роль в решении задач, поставленных XXIII съездом КПСС.

Философскую теорию нельзя рассматривать как сумму готовых формулировок, положений или догм, которые следует лишь запомнить, механически заучить, с тем, чтобы цитировать в подходящих случаях. Правильно понятая философская теория необходима для глубокого осмысления, анализа и обобщения реальных процессов и явлений природы и общества, для решения практических задач.

Выделяя слова Ф. Энгельса о том, что марксизм не догма, а руководство к действию, В. И. Ленин писал: «В этом классическом положении с замечательной силой и выразительностью подчёркнута та сторона марксизма, которая сплошь да рядом упускается из виду. А упуская её из виду, мы делаем марксизм односторонним, уродливым, мёртвым, мы вынимаем из него его душу живу, мы подрываем его коренные теоретические основания – диалектику, учение о всестороннем и полном противоречий историческом развитии; мы подрываем его связь с определёнными практическими задачами эпохи, которые могут меняться при каждом новом повороте истории»[11].

Научное диалектико-материалистическое мировоззрение является основой формирования коммунистической сознательности, идейной убеждённости масс. Глубокое творческое усвоение марксистской философии воспитывает у людей чувство нового, передового, непримиримость ко всему реакционному, консервативному, будь то аполитичность или нигилистическое отношение к идеалам и завоеваниям социализма, частнособственнические пережитки или буржуазно-мещанское восприятие действительности.

Жизнеутверждающая философия марксизма является действенной силой, побуждающей к активной борьбе за лучшую, светлую жизнь, способствующей воспитанию и самовоспитанию сознательных борцов за коммунизм. Она умножает творческую энергию всего советского народа и каждого человека в отдельности, помогает им успешно строить коммунистическое общество.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. В чем заключается сущность основного вопроса философии?

2. В чем состоит противоположность идеализма и материализма, метафизики и диалектики?

3. Каковы основные исторические этапы развития материализма и диалектики?

4. Почему диалектический и исторический материализм является качественно новой, высшей ступенью в развитии философской мысли?

5. Что изучает марксистско-ленинская философия и как она относится к другим наукам? В чем заключается партийность философии?

 

ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЬНОСТЬ МИРА. МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ

В окружающем нас мире существует бесчисленное множество самых разнообразных предметов и явлений. Вместе с тем он предстаёт перед нами как единое целое. Поэтому научная философия должна помочь человеку правильно ответить на вопросы: в чем состоит действительная основа единства мира и каковы всеобщие формы его бытия? Исходя из диалектико-материалистического решения вопроса о единстве мира, мы можем выяснить, что такое сознание, как оно возникло и развивалось.

 

Единство мира

Вопрос о том, что представляет собой мир как единое целое, является, пожалуй, одним из самых древних. Как только человек научился различать множество разнообразных процессов и явлений окружающего мира и осознавать самого себя, своё Я, у него появилась потребность ответить на этот вопрос, получившая со временем философское выражение.

Философские учения, которые признают, что окружающий нас мир имеет единую первооснову, называются монистическими (от греческого слова «монос» – один). В философии сложились два противоположных понимания единства мира. Философы, считающие, что первоосновой мира является материя, и признающие, что единство мира состоит в его материальности, отстаивают линию материалистического монизма. В противоположность этому сторонники идеалистического монизма исходят из того, что в основе всего существующего лежит идея, мышление, дух.

Некоторые философы заявляют, что единство мира состоит в его бытии, т. е. в том, что он существует. Но тогда встаёт вопрос: как понимать само это бытие, существование? Объективные идеалисты сводят бытие к проявлениям какого-то мирового духа, сверхматериальной силы. Субъективные идеалисты ставят его в зависимость от сознания человека. Подобное понимание бытия является несостоятельным и убедительно опровергается данными науки и практики, которые показывают, что бытие – это сам объективный мир.

Таким образом, утверждение о том, что единство мира состоит в его бытии, нельзя считать правильным, потому что понимание самого бытия может быть не только материалистическим, но и идеалистическим. Хотя бытие мира, отмечал Ф. Энгельс, и является предпосылкой его единства, ибо, чтобы быть единым, мир должен существовать, однако единство мира не заключается в его бытии. «Действительное единство мира, – писал он, – состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания»[12].

Среди философов есть и такие, которые не считают мир единым. Подобной точки зрения придерживаются сторонники дуализма (от латинского слова «дуо» – два), которые исходят из признания двух равноправных основ мира – материи и духа. Ярким представителем дуализма был французский мыслитель XVII в. Рене Декарт. Рассматривая взаимоотношение материального и духовного, дуалисты делают ошибочный вывод, что материя и дух существуют независимо друг от друга и между ними нет ничего общего.

Идея о независимости духовного от материального, души от тела используется и современными учёными в капиталистических странах (в частности, некоторыми физиологами и психологами). Они пытаются доказать, что первенствующую роль в жизненных процессах играет сверхъестественный дух и что психические процессы будто бы не связаны с физиологическими изменениями в организме. Однако это противоречит данным современной науки, которая накопила большой материал, опровергающий подобные взгляды.

Философы-материалисты всегда стремились объяснять единство мира, исходя из его материальности. Так, материалисты XVIII и XIX вв. отвергали как дуалистические, так и религиозно-идеалистические представления о мире и старались обосновать идею о его материальности. Однако материалисты домарксового периода не были до конца последовательны в проведении принципа материалистического монизма. Рассматривая природу, они исходили из этого принципа и утверждали, что в основе всех её предметов и явлений лежит материальное первоначало. Но поскольку в то время наукой ещё не были установлены многие связи между явлениями и процессами природы, не были раскрыты закономерности перехода одних форм бытия в другие, материалисты стояли на метафизических позициях и не исследовали связь, взаимодействие и развитие предметов и явлений природы. Вследствие этого их понимание единства мира носило упрощённый характер.

Кроме того, домарксовские материалисты не распространяли принцип материалистического монизма на область общественной жизни. Социальные явления они рассматривали не только с метафизических, но и с идеалистических позиций и не дошли до понимания того, что жизнь общества тоже имеет материальную основу и что этой основой является общественное бытие.

Подлинно научное понимание единства мира возможно только с позиций диалектического материализма, который представляет собой высшую форму материалистического монизма, существенно отличающуюся от монизма материалистов домарксовского периода. Эти отличия состоят в следующем.

Во-первых, марксистская философия рассматривает природу, исходя из диалектических принципов всеобщей, универсальной связи и взаимодействия предметов и явлений объективной действительности.

Во-вторых, единство мира исследуется диалектическим материализмом в неразрывной связи с принципом развития.

Наконец, в-третьих, диалектико-материалистическое понимание единства мира распространяется марксистской философией не только на природу, но и на общество.

Учение диалектического материализма о единстве мира и его закономерном развитии доказывается всем ходом научного познания. Большое значение для обоснования этого учения имели уже упоминавшиеся нами три естественнонаучных открытия XIX в., о которых писал Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

Первое из них – это открытие клеточного строения всех живых организмов, которое показало структурное единство живой природы и привело к выводу, что в основе происходящих в ней многообразных изменений лежат общие законы развития.

Вторым естественнонаучным открытием XIX в. было открытие закона сохранения и превращения энергии, которое послужило естественнонаучным доказательством единства и взаимной связи различных процессов природы. Оказалось, что такие явления, как механическое движение, теплота, электричество, химическая энергия, неразрывно связаны между собой и могут переходить друг в друга.

Третьим открытием естествознания XIX в. явилась дарвиновская теория. Она показала единство происхождения и развития всех живых организмов, в том числе и человека.

Последующие открытия ещё больше укрепили материалистический взгляд на природу как на единую систему взаимодействующих друг с другом материальных предметов и явлений. Большая роль в обосновании этого взгляда принадлежит спектральному анализу, позволяющему определить химический состав тел, находящихся в раскалённом газообразном состоянии. Спектральный анализ показывает, что небесные тела состоят из одних и тех же химических элементов, имеющих общую материальную природу. Единство материальных объектов доказывается и тем, что атомы всех химических элементов состоят из однотипных «элементарных» частиц (протонов, нейтронов, электронов).

В настоящее время материалистическое учение о единстве мира получает новые научные подтверждения благодаря углублению наших знаний о материальных основах жизненных процессов и закономерностях, управляющих развитием живой материи. Изучение живой клетки ведётся биологическими науками уже на молекулярном уровне с применением современных приборов и методов исследования. Биохимия, молекулярная биология, генетика установили, что кроме белков большую роль в жизненных процессах играют нуклеиновые кислоты, которые являются специфическим материальным носителем и передатчиком наследственных свойств и признаков. В последнее время выяснено, что биологическое свойство наследственности связано с определённым видом взаимодействия нуклеиновых кислот и белкового вещества.

Современные данные физиологии высшей нервной деятельности и психологии все глубже раскрывают зависимость сознания человека от материальных факторов и таким образом показывают, что в мире нет ничего, что не было бы порождено материей. Сознание, мышление, как и все жизненные процессы, не может проявляться и существовать вне материального, помимо и независимо от мозга.

Исключительно важное значение для правильного понимания единства мира имеет материалистическое истолкование общественной жизни. Открытие материальной основы жизни общества и действующих в нем объективных законов позволило доказать, что общественная жизнь не содержит в себе ничего таинственного или сверхъестественного и является результатом развития материального мира, высшей ступенью этого развитий.

Таким образом, диалектико-материалистическое учение о том, что единство мира состоит в его материальности, полностью подтверждается данными науки. Что же представляет собой материя, каковы её коренные свойства?

 

Понятие материи

Трудно назвать такую философскую школу или такого философа, которые обходились бы без термина «материя». Поэтому не удивительно, что этот термин приобретал в разные времена и в различных философских теориях разный смысл и значение. И в настоящее время среди философов и других учёных ведутся ожесточённые споры по вопросу о сущности материи.

Древние материалисты понимали под материей первооснову мира, тот «строительный материал», из которого состоит всё вещественное, телесное. Как мы уже знаем, одни из них брали за первоначальное, исходное воду, другие – воздух, третьи – огонь, считая, что все возникает из воды, воздуха или огня и все снова превращается в них. Затем философами была выдвинута гениальная догадка о том, что все вещественное состоит из атомов – мельчайших материальных частичек, неизменных и неделимых, которые вечно движутся в пустоте. Потом под материей стали понимать вечно существующую общую основу многообразных предметов и явлений природы.

В домарксистской материалистической философии и естествознании подобные взгляды на материю были общепризнанными. Спор шёл о том, можно ли считать материю естественной причиной всех вещей или же кроме неё есть ещё «первая причина», почему материальные объекты находятся в непрестанном движении и в чем источник движения, является ли материя единообразной и можно ли её мыслить как таковую в отличие от конкретных чувственно воспринимаемых вещей. При этом считалось, что для познания материи как первоосновы всех вещей достаточно раскрыть законы движения атомов. В то время многие учёные стремились свести физические и химические процессы к механическому перемещению атомов.

Однако на рубеже нашего века наука встретилась с, казалось бы, неразрешимыми трудностями. Были сделаны крупнейшие открытия, которые опрокидывали господствовавшие тогда представления о неделимости атомов, о некоторых других свойствах материальных частиц, об энергии. Физика, проникнув в микромир, т. е. в мир атомных явлений, столкнулась с необычайными свойствами материальных частиц и новыми видами энергии.

Прежде всего был открыт электрон, оказавшийся значительно меньше атома. Эта частица может двигаться с такой скоростью, которая сравнима со скоростью света (скорость света – около 300 000 километров в секунду). При таких условиях масса электрона не остаётся постоянной, а значительно изменяется в зависимости от скорости его движения. А так как в то время под материей понималось все вещественное, имеющее постоянную механическую массу, то изменение массы электрона наталкивало на мысль, что электрон не материален, а значит, атом «дематериализуется» и материя исчезает.

Такое заключение делалось и из открытия радиоактивности, т. е. свойства некоторых химических элементов, например радия, испускать лучи. Оказалось, что это излучение идёт непрерывно и настолько интенсивно, что сам радий теряет массу. На этом основании некоторые физики пришли к выводу, что открытие радиоактивности тоже подтверждает вывод об исчезновении материи.

Новые открытия науки явно противоречили старым метафизическим представлениям о материи и её свойствах. Наступил кризис в физике. Некоторые естествоиспытатели пришли к ошибочному заключению, будто понятие материи устарело, будто не существует никакой объективной реальности, независимой от нашего сознания. Философ-идеалист и физик Эрнст Мах и его последователи пытались доказать, что физика исследует связи между ощущениями, а не между вещами, что атомы реально не существуют, что различные виды материи представляют собой лишь комплексы наших ощущений. Другой идеалист и естествоиспытатель, Вильгельм Оствальд, считал, что понятия «материя» и «дух» следует заменить понятием «энергия». Махисты отрицали объективный характер законов природы, утверждая, что эти законы устанавливаются разумом лишь для удобства объяснения мира, для упорядочения наблюдаемых явлений.

В. И. Ленин, анализируя в книге «Материализм и эмпириокритицизм» создавшееся в науке положение, раскрыл причины кризиса в физике, показав, что идеализм, используя трудности науки, вызванные крутой ломкой установившихся понятий, извращает её достижения. «Суть кризиса современной физики, – писал В. И. Ленин, – состоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т. е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом»[13].

Почему же в то время среди физиков стало распространяться идеалистическое поветрие? В. И. Ленин показал, что новая физика «свихнулась» в идеализм главным образом потому, что естествоиспытатели не знали диалектики. Многие из них не могли преодолеть метафизических представлений о неизменности свойств материальных объектов, продолжая по-прежнему считать, что такие свойства вещей, как масса, непроницаемость, инерция, являются раз навсегда данными, неизменными. Так, например, атомы рассматривались как неделимые элементы, всегда обладающие неизменными свойствами. Признание материальных объектов (в частности, атомов и их свойств) неизменными – это основной принцип метафизического, механистического материализма.

Именно метафизические представления и привели некоторых естествоиспытателей к выводу об исчезновении материи. Однако на самом деле, как показал В. И. Ленин, новые открытия в физике означали, что не материя исчезает, а «исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идёт глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными... и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи»[14].

Игнорирование различий между метафизическим и диалектическим материализмом, забвение или незнание диалектики неминуемо ведёт к философскому идеализму, который пытается истолковать материю как нечто производное от сознания.

Вместе с тем нельзя забывать и о социально-классовых причинах распространения идеализма и агностицизма. Современная буржуазия и её философские прислужники заинтересованы в насаждении извращённого миропонимания, которое используется ими как теоретическое оружие для борьбы против единственно научной марксистско-ленинской философии.

Диалектический материализм отвергает философские домыслы идеалистов как антинаучные и реакционные. Согласно диалектико-материалистическому миропониманию, окружающий нас мир бесконечно разнообразен и все вещи и явления отличаются друг от друга своими особенностями, свойствами. Но есть такое свойство, которое является общим для всех вещей и явлений. Это – свойство существовать независимо от сознания, быть объективной реальностью. Предельно широкое научное понятие, или категория, «материя» охватывает все, что объективно существует. Давая определение материи, В. И. Ленин писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»[15].

Ленинское определение материи выражает коренные основы научного материалистического мировоззрения. Материя – это объективный мир, существующий независимо от сознания. Человек воспринимает материальную действительность, ощущает многообразные формы проявления материи, познает внешний мир и закономерности его развития. В чётком разграничении материи и сознания, материального бытия и мышления состоит одно из главных отличий материализма от идеализма.

Учение марксистско-ленинской философии о материи как объективной реальности вооружает современную науку в борьбе против идеализма. Вопрос о реальности объектов, изучаемых современной физикой, идеалисты до сих пор истолковывают извращённо. Они ставят под сомнение или вовсе отрицают объективное существование микрообъектов («элементарных» частиц) на том основании, что объекты микромира не могут наблюдаться непосредственно.

Несостоятельность подобных рассуждений видна уже из того, что реальность микрообъектов ставится идеалистами в зависимость от наших наблюдений. Современная наука и практика опровергают идеалистические измышления, создавая приборы, которые фиксируют «элементарные» частицы и тем самым подтверждают их объективное существование. Даже в том случае, если «элементарные» частицы можно фиксировать лишь косвенно, это не служит основанием для заключения, что они не являются объективной реальностью. Ведь они существуют независимо от того, воспринимает их кто-либо или нет.

Диалектический материализм обосновывает важнейший для науки вывод о том, что материальный мир бесконечно многообразен и каждый его объект, будь то капля воды или любой атом этой капли, бесконечно сложен и обладает неисчерпаемыми свойствами. Принцип неисчерпаемости материи вглубь В. И. Ленин обосновал в начале нашего века, когда был открыт электрон. В последующие годы стали известны десятки других «элементарных» частиц (протоны, нейтроны, мезоны и т. д.). Открытие этих частиц подтвердило вывод В. И. Ленина о бесконечной сложности материи и бесконечности её проявлений. При этом неисчерпаемость материи вглубь не следует понимать лишь в том смысле, что современная наука все время открывает новые «элементарные» частицы. Данные науки показывают, что свойства самих взаимодействующих частиц тоже неисчерпаемы.

О бесконечности многообразия материи свидетельствует также тот факт, что материя существует не только как вещество (все окружающие нас предметы, от песчинки до небесных тел, состоящие из «элементарных» частиц), но и как поле (электромагнитное поле, ядерное поле, поле тяготения). Эти два основных вида материи тесно связаны между собой и способны к взаимным превращениям.

Например, при взаимодействии таких частиц вещества с противоположным зарядом, как электрон и позитрон, возникают фотоны – кванты электромагнитного поля. В то же время фотоны при определённых условиях порождают попарно электроны и позитроны. Исследуя связь, взаимодействие и взаимопревращения вещества и поля, наука все глубже познает свойства неживой природы.

В последнее время значительно обогатились и наши представления о живой материи. Ныне наука все ближе подходит к разгадке сокровенных тайн жизни. Огромное значение в этом отношении имеет искусственный синтез отдельных компонентов живого. Так, в последние годы были синтезированы белок-инсулин, простейшие нуклеиновые кислоты, многие витамины и т. д.

В. И. Ленин говорил, что человеческий ум открыл много диковинного в природе и откроет ещё больше. При этом как бы ни изменялись естественнонаучные взгляды на строение материи, какие бы дальнейшие открытия в области физики, химии, биологии и любой другой науки ни были сделаны, они не смогут поколебать и тем более опровергнуть понятие материи как философской категории, которая служит для обозначения объективной реальности.

Ленинское определение материи охватывает и социальную действительность, общественное бытие, которое тоже существует независимо от воли и сознания людей. «Материализм вообще, – писал В. И. Ленин, – признает объективно реальное бытие (материю), независимое от сознания, от ощущения, от опыта и т. д. человечества. Материализм исторический признает общественное бытие независимым от общественного сознания человечества. Сознание и там и тут есть только отражение бытия, в лучшем случае приблизительно верное (адекватное, идеально точное) его отражение»[16].

Вопрос о том, как общественное сознание отражает общественное бытие, и ряд других связанных с этим философских вопросов будут предметом специального рассмотрения в последующих разделах книги, посвящённых историческому материализму. Здесь же важно отметить, что философский вывод о независимости общественного бытия от общественного сознания имеет огромное значение для общественных наук, для решения жизненно важных задач во всех областях человеческой деятельности.

Учение марксистско-ленинской философии о материи не исчерпывается выводом, что материальный мир существует объективно. Оно включает в себя также вопрос о формах существования материи.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 486; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!