Этические проблемы исследований на эмбрионе



Юдин Б. Г. Человек как объект технологических воздействий// Человек. – 2011. - №3.

Кэмпбелл А., Джилетт Г., Джонс Г. Медицинская этика. / Пер. с англ.- М.,2005. С 142 -147.;С. 177 – 181; 188-193.

Харченко Т.В., Мурзакматов М.А. Морально-этические аспекты исследований эмбрионального развития человека //Человек. 2004. №2. С.98-102.

Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика/ Э. Сгречча, В. Тамбоне. – М., 2002. – С. 307 – 322.

Морально-этические проблемы контрацепции и стерилизации.

Силуянова И.  Этико-правовые проблемы аборта, контрацепции и стерилизации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.demographia.ru

Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика/ Э. Сгречча, В. Тамбоне. – М., 2002. – С. 263 – 281.

Петрова А. Рожать нельзя стерилизовать [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. vginekolog. ru

 

Медикализация системы деторождения: возможности и границы.

Бредникова О., Нартова Н. Дискриминация женщин в области репродуктивных прав в современной России: вспомогательные репродуктивные технологии [Электронный ресурс]. Режим доступа

Берри К. Искусственная репродукция [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cmserver.ru.

Балашов Н. Репродуктивные технологии: дар или искушение? //Православный медицинский сервер/ Orthomed.ru.

Сабурова В.И Этические проблемы пренатальной диагностики http://bioethics.orthodoxy.ru

Проблема статуса отцовства и материнства: генетического, биологического и социального.

Тищенок П.Д. Новейшие биомедицинские технологии: философско-антропологический анализ/ Вызов познанию: Стратегии развития науки в современном мире. – М., 2004. С.309-332.

Соколова Н.А. Суррогатное материнство в новом законопроекте [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.demographia.ru

Основная учебная литература

Балыкин Д.А., Киселев А.С. История и современное развитие биоэтики/ Д.А. Балыкин, А.С. Киселев. – М.: ГЭОТАР-Медиа., 2012. – 142с.

Хрусталев Ю.М. Биоэтика/Ю.М. Хрусталев. – М., Медицина, 2011. – 408 с.

 

Дополнительная литература

Яровинский М.Я. Медицинская этика (биоэтика)/М.Я. Яровинский. - М., 2006.

Кэмпбелл А., Джилетт Г., Джонс Г. Медицинская этика. / Пер. с англ.- М.,2005. Гл.6.

Зильбер А.П. Этюды медицинского права и этики/ А.П. Зильбер. – М, 2008. Гл. 11.                                                                                             

Антипова Н.Д. О правовой защите плода // Человек. 2007. № 2. С. 109-114.

Романовский Г.Б. Право на аборт: отечественный и зарубежный опыт // Человек. 2003. № 6. С. 141-145

Резниченко А.А. Долгий спор о защите эмбрионов // Человек. 2011. № 3

Сурожский А. Об абортах/ А. Сурожский.О современной медицинской этике. – СПб,. 2009. С. 30-34.

Соколова Н. А.,  Массино Ю. С. Пренатальная диагностика: приобретенная аномалия медицинской генетики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.demographia.ru

Соколова Н. А., Массино Ю. С. Уничтожение больных детей до рождения как один из государственных приоритетов в «решении» демографических и социальных проблем [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.demographia.ru

Психологическое доабортное консультирование/[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cmserver.ru

Тищенко П.Д. Биотехнологическая ре-де-кон-струкция человеческого в человеке и проблема ответственности: казус сексуальности/[Электронный ресурс]. Режим доступа

 

Тема 4. Медико-этическая проблемы умирания и смерти. Этика паллиативного лечения. (2 часа).

 

План семинарского занятия

1. Проблема права человека на достойную смерть и процесс медикализации смерти. Юридические и социальные проблемы эвтаназии: зарубежный и отечественный опыт.

2. Отношение к боли в современном «обществе анестезии». Боль и страдания: экзистенциальное измерение. Концепция Э. Кюблер – Росс.

3. Идеология паллиативной медицины. Западный и отечественный опыт хосписного движения.

 

 

Ключевые понятия: эвтаназия, самоубийство, биологическая смерть, клиническая смерть, паллиативная помощь, хоспис.

 

 

Основные нормативные документы

Венецианская декларация о терминальном состоянии (1983)

Декларация об эвтаназии (ВМА, 1987)

Декларация «О политике лечения смертельно больных пациентов, испытывающих хроническую боль» (ВМА, 1990)

 

 

Методические рекомендации

1.Дайте определение понятию «медикализация смерти». Укажите социальные и медицинские последствия данной практики; поясните изменение роли и обязанностей врача в связи с процессом медикализации смерти. Подумайте, чем медицинский взгляд на процесс умирания и смерти отличается от понимания этого процесса в философии, религии. Определите, каково отношение к праву на смерть в либеральной и традиционной этике, чем можно объяснить данное отношение. Какие принципы медицинской этики входят в противоречие друг с другом при реализации практики эвтаназии?

Обратитесь к значениям термина «эвтаназия», указав на современное понимание эвтаназии. Охарактеризуйте существующие виды эвтаназии. Рассмотрите юридическое решение проблемы эвтаназии в европейской и отечественной практике (обращаясь к последнему, укажите на существующие противоречия в решении вопроса эвтаназии). Оцените взгляд на эвтаназию российского пациента, принимая во внимание наши условия и причины требования легализации.

2.Подумайте, чем и как определяется отношение к смерти и боли в современном обществе; как можно проинтерпретировать понятие «медикализация» современного общества. Раскройте понимание современного общества, как «общества анастезии». Обратите внимание на то, что болезнь может восприниматься либо как «биологический факт» (с чем имеет дело врач), либо как факт автобиографический (с чем имеет дело пациент).  Соотнесите два этих «измерения» болезни и боли.

Учитывая, что болезнь, боль и страдания – это всегда индивидуальный опыт, поясните, в чем состоит особенность сообщения диагноза неизлечимо больному пациенту и какие этические требования здесь существуют.  Сообщение неблагоприятного диагноза должно коррелироваться со стадиями и возможными формами реакции пациента на данный диагноз (Э. Кюблер – Росс): охарактеризуйте их.

3.Поясните, как связаны друг с другом проблема эвтаназии и практика паллиативной помощи. Рассмотрите историю паллиативного движения на Западе и в России, определите  особенности хосписного движения в России. Укажите виды паллиативной помощи. Охарактеризуйте принципы и ценности паллиативной помощи. Какова этическая оценка паллиативной помощи?

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один или несколько правильных вариантов ответов

1.Впервые термин «эвтаназия» ввел в научный лексикон:

1. Гиппократ

2. Авиценна

3. Сократ

4. Ф. Бэкон

5. Вересаев В.В.

 

2.Эвтаназия называется добровольной с этико-правовых позиций, когда

1. умерщвляется новорожденный с фатальным диагнозом

2. умерщвляется пациент с диагнозом «смерть мозга»

3. компетентный больной дает устное согласие на лишение жизни

4. компетентный больной дает письменное согласие на лишение жизни

5. компетентный больной умерщвляется без его согласия

 

3.Согласно Декларации об эвтаназии(ВМА, 1987):

1. эвтаназия не этична

2. эвтаназия этична и оправдана правом пациента на достойную смерть

3. эвтаназия не допустима

4. необходимо не препятствовать течению естественного процесса умирания в терминальной фазе заболевания

5. пассивная эвтаназия допустима и этична с точки зрения медицинской этики

 

4.Паллиативная помощь – это:

1. помощь, оказываемая только терминальным онкологическим пациентам

2. помощь, оказываемая в хосписах престарелым людям

3. помощь, оказываемая тяжелобольным с любыми заболеваниями

4. синоним скорой медицинской помощи

5. помощь, предполагающая борьбу исключительно с физической болью

6. по защите тяжелобольного пациента от психофизических страданий и боли

7. помощь, направленная на увеличение продолжительности жизни, но не на улучшение ее качества

5.Установите соответствие между видами эвтаназии и их характерными чертами:

1. активная эвтаназия

2. пассивная эвтаназия

3. добровольная эвтаназия

4. недобровольная эвтаназия

 

A. по просьбе пациента или с предварительно высказанного согласия

B. лечение не начинается

C. самоубийство при помощи (ассистировании) врача

D. убийство (или умерщвление) из сострадания

E. прекращение лечение без согласия пациента (бессознательное состояние)

Дайте свой вариант ответа

 

6.«Родиной» современного хосписного движения является - __________________.

 

7.Государство, первым легализовавшее (после II мировой войны) процедуру активной эвтаназии - _________________.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ СООБЩЕНИЙ

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 350; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!