Как возникло современное понятие сифилиса



различить из огромного количества хронических кожных заболеваний отдельные группы, которые поддавались лечению с помощью ртутных препаратов... Знание этого способа лечения становилось достоянием узких групп врачей, и в середине

XIV века мы уже впервые встречаем подробное описание таких хронических кожных заболеваний, лечение которых связано с общим методом втирания ртутных мазей. Другие виды чесоток, например, хроническая экзема и подобные ей кожные заболевания, такие как Scabies grossa, такому лечению не подлежали»1.

Судхоф говорит об использовании ртути, которое берет начало в очень древней металлотерапии, как о настоящем и единственном источнике понятия о сифилисе. Но я думаю, что это неверно. Во-первых, в известных и очень давних трактатах, в которых сифилис рассматривается как кожное заболевание, нет даже упоминания о ртути. Во-вторых, ртуть была излюбленным средством лечения многих других кожных заболеваний, таких как чесотки и проказа. В-третьих, если бы применение ртути было единственным решающим указателем на сифилис, то другие венерические болезни, такие как мягкий шанкр и гонорея, вообще не ассоциировались бы с сифилисом, поскольку ртуть при их лечении совершенно бесполезна. Лечебный эффект ртути поэтому представляется мне второстепенным фактором образования понятия о сифилисе.

Однако не следует и недооценивать значение этого фактора, поскольку лечение сифилиса ртутью было очень распространено. Например, мы читаем: «Metallica praecipue sunt argentum vivum» или «Compingitur autem materia cum us me-tallis et maxime cum argento vivo, ego tarnen magis utor cinaprio quam sublimato»2.

Заслуживает внимания то, что даже токсическое слюноотделение при втирании ртути считалось терапевтическим результатом эвакуации сифилитических токсин. «Sed, utplurimum per sputum fit (sel. evacuatio) ad quod faciendum nihil est argento vivo praestantius»3.

Применение ртути в лечении сифилиса считается чем-то давно известным и очевидным. Хотя это было связано с риском отравления, всегда считалось, тем не менее, что» tarn nobilis, tamque multis nominibus utilis, ac necessarius mercurius»4. Co временем лечебный эффект ртути стал общепризнанным, и он использовался также для диагностирования exjuvantibus''.

1 Взгляды Судхоффа на диагностирование сифилиса уже в XIV веке не были общепринятыми. Во всяком случае, дискуссии об этом заболевании не начинались до конца

XV века. См.: Sudhoff K. Der Ursprung der Syphilis. Leipzig, 1913, SS. 13,14.

2 Frizimelica Franciscus. De morbo Gallico, tractatus. In Luisinus. De morbo Gallico. v. 2, s. 33.

3 Ibid., S. 33.

4 Borgarutius Prosperus. De morbo Gallico, methodus. In: Luisinus. De morbo Gallico, Op. cit., v. 2, 1567, s. 178.

5 На основании того,что помогает распознавать болезнь (лат.). — Прим. перев.

Как возникло современное понятие сифилиса

Однако вплоть до XIX века определение понятия сифилиса так и не могло вполне состояться на основе применения ртути. Согласно с идеей наказания за разврат, к сифилису относились и другие венерические заболевания, такие как гонорея, мягкий шанкр и осложнения, связанные с ними, впоследствии выделенные путем патогенетических и этиологических исследований. Сюда же относились локальные, даже сегодня считающиеся «неспецифическими», заболевания половых органов, такие как воспаление крайней плоти. На эти заболевания ртуть не действовала; чтобы соединить обе концепции — применения ртути и наказания за плотский грех — делали такой вывод: «Ртуть иногда не лечит болезни разврата и даже иногда ухудшает состояние больного»1. Так решалась эта проблема. Идея применения ртути собственно относилась только к так называемому конститутивному сифилису, т. е. к стадии общего заболевания. Она не касалась первичной, чисто венерической стадии болезни, локализованной на половых органах, которая полагалась наказанием за плотский грех.

Эти две концепции развивались бок о бок, совместно, то взаимодействуя, то борясь друг с другом: (1) мистико-этическая идея наказания за «плотский грех»; (2) эмпирико-терапевтическая идея заболевания. Ни одна из этих концепций не была вполне последовательной, идеи сочетались друг с другом, хотя друг другу противоречили. Они сплетались между собой не по правилам логики, но по правилам психологии: теоретические элементы и практические, априорные и чисто эмпирические; опыт явно уступал эмоциональному априоризму. Были также врачи, которые вообще сомневались в существовании сифилиса. В одном из трактатов XVI века читаем: «Dicunt itaque nonnulli haud extare Galli-cum morbum, sed esse nostrorum hominum illusionem quandam. Nam quod Gal-licum dicimus aiunt esse diversas affectiones»2.

1 Hergt F. Op. cit. Эта книга имеет характерное посвящение: «Окисям ртути и солям ртути за их огромные заслуги перед страдающим человечеством свою огромную признательность выражает автор».

2 Tomitanus Bernardus. De morbo Gallico, libri duo. In: Luisinus. De morbo Gallico, Op. cit., s. 66. Томитанус думал, что опроверг этот довод тем, что приводит следующую историю болезни. «Juvenis erat, aetatis 22 annorum, temperaturae sanguinica...[молодой человек, 22 лет от роду, здорового телосложения]», был добросовестным и усердным студентом в Падуе. Дурная компания завлекла его к «meretrix perpulchra» [гулящей девке]. «Sequenti die praepitio dolere coepit, ille nil cogitât. Alia vero die indoluit magis, tandem adspiciens videt levem quandam erosionem in altéra glandulae parte cum rubore, inde caries adnata est. Diebus 14 transactis Bubo in femore supervenit [На следующий день у него заболела крайняя плоть, но он не придал этому значения. В последующие дни боль усилилась, и когда он стал рассматривать болевшее место, обнаружил небольшую эрозию и покраснение вокруг него. Через 14 дней показался гнойник на половом члене, который был вскрыт лекарем и очищен от гноя]». «Ubi vero menses très praeteriissent, coepit dolere, totus secundum articules et depilare, factusque est deformis.

30

31


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!