КАК ВОЗНИКЛО СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ СИФИЛИСА



Мистика-этическая, эмпирика-терапевтическая, патогенетическая и этиологическая спецификации болезни и их историческое развитие.

ИСТОРИЯ НАУКИ о сифилисе восходит к концу XV столетия. Исторические источники содержат более или менее дифференцированные описания этой болезни (говоря по-современному — спецификации болезни [Krankheitseinheit]), которые, несмотря на различные определения заболевания и особую номенклатуру, соответствуют современным представлениям о сифилисе. Подверглась определенным изменениям и симптоматика заболевания. Ретроспектива развития знаний о сифилисе, восходя к концу XV столетия, теряется в тесных переплетениях мнений того времени о явлениях инфекционных заболеваний кожного характера, часто локализованных на половых органах, заболеваний, которые иногда приобретали масшабы эпидемий.

В этой неразберихе самых различных, лишь впоследствии, спустя века, различенных болезней, современный врач найдет помимо сифилиса проказу, чесотку, туберкулез кожи, кости и желез, оспу, микозы кожи, гонорею, мягкий шанкр, возможно, также паховую гранулему и ряд других заболеваний, еще и теперь считающихся неспецифическими кожными болезнями, а также общеконститутивные заболевания, такие как подагра.

Сложные социально-политические и жизненные условия Европы конца XV века: войны, голод, стихийные бедствия (необычайные засухи и наводнения), поражавшие обширные области, — приводили к резкому увеличению числа различных эпидемий и заболеваний1. Частота этих несчастий и вызываемые

26

1 Block I. Der Ursprung der Syphilis: Eine medizinische und kulturgeschichte Untersuchung. Bd. 1-2., Jena, 1901-1911, S. 138; Baas J. Grundriss der Geschichte der Medizin und des heilenden Standes. Stuttgart, 1876, S. 259; Hergt F. Geschichte, Erkenntnis und Heilung der Lustseuche. Hadamar, 1826, SS. 47, 56;

27

Как возникло современное понятие сифилиса

Как возникло современное понятие сифилиса

ими страдания были так велики, что это не могло не привлечь усиленного внимания исследователей и стимулировало развитие сифилидологии.

Кроме того, надо отметить особое влияние астрологии, если не на все эти исследования, то, по крайней мере, на некоторые из них. «Большинство авторов допускают, что соединение 25 ноября 1484 г. Сатурна и Юпитера под знаком Скорпиона в Доме Марса было причиной уязвления плоти (Lustseuche). Благой Юпитер был подавлен злыми планетами Сатурном и Марсом. Знак Скорпиона, который ведает половыми органами, объясняет, почему именно они и подверглись в первую очередь нападению новых болезней»1.

Принимая во внимание доминирующую роль астрологии в ту эпоху, легко понять убедительность, какую имели подобные объяснения причины сифилиса. Примечательно также, что почти все авторы того времени указывали на звезды как на первую и важнейшую причину эпидемий этого заболевания. «Рга-eterea, affectus hic secundum plurimum initium sumit in pudendis, indeque ex-panditur per Universum corpus, neque alius reperitur morbus qui sic initiatur. Sed existimo ego hoc contingere propter Analogiam quandam inter pudenda et morbum hune, merito coelestis ifluxus ut affirmant Astronomi, ex coniunctione Saturni et lovis in tertia scorpionis facie in 23 gradu transacta 1484 tumque aliarum stellarum fixarum configuratione tune temporis simul concurrencium, unde in longis tem-porum spatiis multi visuntur morbi insurgere, simulque veteres deperire ut infra dare ostendemus. Cumque merito stellarum concursus morbus hic originem traxerit, tumque ab eodem foveatur, praesertim a scorpionis signo, pudenda respicit...»2.

Объяснение какого-либо явления укореняется и развивается в данном об-ществе,-если только оно соответствует господствующему стилю мышления данной эпохи. Именно поэтому астрология способствовала тому, что венерическое происхождение сифилиса стало differentia specified последнего. Религиозные учения, в соответствии с которыми болезнь рассматривалась как кара за греховное сладострастие, а половые связи рассматривались под углом зрения моральных норм, легли краеугольным камнем сифилидологии, прида-

1 Bloch L Op. cit., S. 26.

2 «Кроме того, у пораженного болезнью находят вначале изменения на половых органах, затем распространяющиеся по всему телу, и другой болезни, которая начиналась бы так, нет. Но я предполагаю, что эта болезнь возникает из-за определенного сродства между гениталиями и этой болезнью под влиянием небес, как утверждают астрономы, при схождении Сатурна и Юпитера в третьей фазе Скорпиона на 2 3 ° в 1484 г., а также из-за одновременного схождения иных звезд, появлявшихся в то же время. В эти периоды наблюдались многие болезни и смерть стариков, как мы еще скажем позднее. Причина болезни заключена в положении звезд, но болезнь возвращается вновь в особенности под знаком Скорпиона, который правит половыми органами...» (Rinius Benedictus. De morbo Gallico, tractatus. In: Luisinus. De morbo Gallico, v. 2, s. 18).

ли ей особый этический смысл. «Полагают, что эту болезнь посылает Бог для того, чтобы люди бежали от греха сладострастия»1.

Эпидемии дали материал для исследований и, в конечном счете, стимулировали их. Астрология, как господствующая наука, и религия, создававшая мистический настрой сознания, создали социально-психологическую атмосферу, в течение столетий способствовавшую постоянному подчеркиванию венерического характера обнаруженной болезни. По этой причине заболевание сифилисом в восприятии широких масс и по сей день отмечено как бы клеймом рока и греха.

Это первоначальное понятие сифилидологии — убеждение в венерической природе сифилиса2 или в том, что болезнь посылается за греховное наслаждение — выглядит сегодня слишком широким. Под него подпадает не только сифилис, как мы его знаем сегодня, но и другие венерические заболевания, например, гонорея, мягкий шанкр и паховая гранулема. Однако социально-психологическое и историческое обоснование этого понятия было настолько сильным, что потребовались четыре столетия, прежде чем развитие иных областей знания привело к окончательной спецификации этих заболеваний. Такая инертность мысли доказывает, что формирование и установление идеи зависит не от так называемых эмпирических наблюдений, исключительно важную роль в этом процессе играют факторы, берущие начало в психологии и традиции.

К концу XV и на протяжении XVI столетия стала возникать первоначальная форма науки о сифилисе. Однако она не была единственной. С ней взаимодействовали три другие идеи, корнями уходящие в иные социальные уклады и эпохи. Лишь в этом взаимодействии, в единстве и борьбе этих идей, определение сифилиса как специфического заболевания смогло развиться до современного уровня.

Вторая идея идет от врачей-практиков, использовавших различные фармацевтические средства. Судхоф пишет об этом: «Десятилетия практики, результаты которой передавались из поколения в поколение, сделали возможным выделить и

1 Brassavolus Antonius Musa. De Morbo Gallico. Tractatus. Цит. по: Bloch I. Op. cit., Bd. 1, s. 17.

2 Термин «morbus venereum», вероятно, идет от Бетенкура (Bethencourt) (1527), но венерическая природа заболевания подчеркивалась и раньше. «Summopere tarnen ca-vendum ne coitus fiat cum qua prius, brevi temporis spatio, concubit vir pustulatus, propter evitare contagionis periculum» [Чтобы избежать заражения, следует избегать половых сношений с женщиной, покрытой гнойниками, а также со здоровыми, которые перед тем сожительствовали с мужчинами, имевшими гнойные язвы] (Цит. по: Geigel A. Geschichte, Pathologie und Therapie der Syphilis. Würzburg, 1867, S. 11). «Caveat homo a nimia conversatione cum infectis et praecipue a coitu cum infecta muliere, est enim hie morbus contagiosus» [Надо остерегаться излишних разговоров с зараженными, но прежде всего — половых сношений с зараженной женщиной, ибо болезнь эта заразительна] (Цит. по: Geigel A. Op. cit., S. 11).

28

29


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!