СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА 1920-1930-х гг.



1. Долой неграмотность! Для захвативших власть в октябре 1917 гг. большевиков первоочередной задачей стала так назы­ваемая культурная революция. Она включала в себя несколько социально-политических задач: 1) ликвидацию неграмотности и развитие системы образования; 2) превращение марксизма в господствующую идеологию; 3) воспитание новой советской интеллигенции; 4) использование старой интеллигенции на службе советской власти.

Первой задаче отвечало принятое в 1918 г. «Положение о единой трудовой школе», двухступенчатой, общедоступной, с преподаванием на родном языке. В 1919 г. был принят де­крет Совета народных комиссаров «О ликвидации безграмот­ности». Повсюду открывались кружки ликбеза. В 1923 г. было создано общество «Долой неграмотность!» под руководством председателя ВЦИК М.И. Калинина. В 1925 г. появился декрет Совета народных комиссаров «О введении в РСФСР всеобще­го начального образования».

Особую остроту проблема развития системы образования приобрела в связи с началом индустриализации и коллекти­визации. Вчерашние крестьяне, превратившиеся в индустри­альных рабочих, должны были иметь хотя бы начальное об­разование. В 1930 г. было издано постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном образовании». Одно­временно шло создание новых ремесленных училищ, технику­мов, институтов технического профиля. Промышленность ос­тро нуждалась не только в рабочих, но также в специалистах со средним специальным и высшим образованием.

2. Марксизм и православие. Превращение марксизма в гос­подствующую идеологию соответствовало установкам фор­мировавшегося политического режима. С этой целью ещё в 1919 г. был открыт Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова, где советские чиновники и партийные работ­ники получали знание основ марксизма. В 1921 г. было введе­но обязательное изучение марксизма в вузах, сохранявшееся вплоть до падения советского режима. Главный идейный со­перник марксизма — христианство в его православном вари­анте — подверглось жестоким гонениям. В 1918 г. был издан декрет Совета народных комиссаров об отделении церкви от государства и школы от церкви. Глава Русской православной церкви патриарх Тихон (Белавин) в 1922 г. был арестован за отказ передать государству церковные ценности и богослу­жебные предметы. Несмотря на то что Русская православная церковь признала советскую власть (Декларация митрополита Сергия, 1927 г.), гонения продолжались вплоть до практически полного уничтожения иерархических структур и самих иерар­хов Русской православной церкви в конце 1930-х гг. Символом этих преследований стало разрушение величественного храма Христа Спасителя в Москве в 1931 г.

3. Интеллигенция на распутье. Известно, что творческая ин­теллигенция по природе своей враждебна тоталитарному ре­жиму, так же как и коммунистическим утопиям. Подлинное творчество всегда индивидуально и не терпит принуждения со стороны властей. Являясь собственниками имеющего высо­кую рыночную стоимость интеллектуального капитала, пред­ставители творческой интеллигенции всегда тяготеют к ры­ночной экономике и индивидуалистическому мировоззрению. Понимая это, большевики стремились создать новую гене­рацию интеллигенции, всецело преданную советской власти и не обременённую нравственными проблемами дореволю­ционной русской интеллигенции, — советскую интеллиген­цию. Однако для подготовки новой интеллигенции из рабочих и крестьян нужны были опыт и знания старой (буржуазной) интеллигенции, упорно не желавшей признавать идеи мар­ксизма. По отношению к той её части, которая не покинула страну в годы Гражданской войны, большевики проводили политику кнута и пряника. Учёные, инженеры, писатели, со­гласившиеся сотрудничать с новой властью, получали разного рода материальные блага и привилегии. Не желавшие покло­няться новым богам отправлялись в тюрьмы и лагеря, в сибир­скую ссылку и на «стройки социализма».

Стремясь вернуть в Советскую Россию тех учёных, которые уехали в эмиграцию, большевики через своих агентов в Европе инициировали движение «Смена вех», названное так по сбор­нику статей русских эмигрантов, изданному в Париже в 1922 г.

Однако порождённые НЭПом надежды эмиграции на ско­рое перерождение советского социалистического уклада в обычный европейский капитализм и буржуазную демокра­тию не оправдались. Советский Союз уходил куда-то в сторо­ну от торной дороги европейской цивилизации. Эмигранты, поверившие в «смену вех» и вернувшиеся в Россию, как пра­вило, кончали свои дни в сталинских лагерях.

Зеркалом каждой эпохи служит архитектура. Делови­тый практицизм архитектуры 1920-х гг. (конструктивизм) в 1930-е гг. сменился тяжёлой помпезностью сталинского неоклассицизма. И в этом был дух времени. На смену космо­политическому идеалу мировой революции и строгим фор­мулам классического марксизма пришёл идеал Советского Союза как новой евразийской империи, как коммунистиче­ского Третьего Рима.

Ещё нагляднее, чем архитектура, дух времени сохранила литература. В 1920-е гг. она была полна воспоминаниями о ре­волюции и Гражданской войне. В относительно свободной атмосфере писатели рассуждали о тех потрясениях, которые пережила страна. В 1924 г. В. В. Маяковский написал поэму «Владимир Ильич Ленин», а на следующий год появился роман М.А. Булгакова «Белая гвардия». В 1928 г. начинается публика­ция романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Но уже ощутим холодок перемен. Пышное празднование 50-летия Сталина в 1929 г. было первым знамением грядущего культа «отца народов». Разномыслие уступает место единомыс­лию. Чуткий к переменам политической погоды А.Н. Толстой в 1929 г. издаёт первые главы романа «Пётр I» — талантли­вой апологии абсолютизма. Догоравшие идеалы революции вспыхнули последним пламенем в воспоминаниях Н.А. Ост­ровского. В 1932—1934 гг. он создал свой знаменитый роман «Как закалялась сталь». Та же тема революции и Граждан­ской войны доминировала в произведениях писателей и поэ­тов русской эмиграции. Создаются такие шедевры, как «Ока­янные дни» И.А. Бунина, «Дни» В.В. Шульгина, «Вечер у Клэр» Г. Газданова и «Очерки русской смуты» А.И. Деникина.

В 1930-е гг. темы революции и Гражданской войны в со­ветской литературе отходят на второй план. Укоренившийся сталинский режим требует от писателей прежде всего восхва­ления достижений советской власти: индустриализации, кол­лективизации и культурной революции. В 1932 г. выходит из печати первый том посвящённого коллективизации романа Шолохова «Поднятая целина».

Для контроля над творческой интеллигенцией были созданы творческие союзы — Союз архитекторов (1932 г.), Союз писа­телей (1934 г.) и др. Вступая в союз, писатель получал доступ к житейским благам (высокие гонорары и переиздание произ­ведений, квартира, дача, санаторий, Дом творчества и т.п.), но обязан был исполнять требования устава организации — все­цело служить делу партии и быть правоверным марксистом. Наиболее видным творческим личностям власти присуждали почётные звания: «Народный артист СССР», «Народный ху­дожник СССР» и т.д. Эти звания также давали их носителю определённые жизненные блага. Приманивая творческую ин­теллигенцию «пряником» привилегий, власть в то же время дер­жала её в страхе «кнутом» репрессий. Суровость наказания за явные или придуманные вины перед советской властью была разной: от запрета на публикацию произведений до смерт­ной казни. В сталинских застенках погибли в конце 1930-х гг. поэт О.Э. Мандельштам, журналист М.Е. Кольцов, писатели Б.А. Пильняк и И.Э. Бабель, режиссёр В.Э. Мейерхольд.

4. Массы и власть. Созданный усилиями Сталина и его ок­ружения политический режим требовал особой, дотоле не­известной стратегии управления огромными массами людей. Элементами этой стратегии стали и огромные архитектурные ансамбли в неоклассическом стиле (Выставка достижений на­родного хозяйства в Москве, застройка улицы Горького, про­спекта Мира и др.), и гигантские скульптуры с идеологической символикой (скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозни­ца»), и идейно направленные художественные фильмы, ко­торые демонстрировались по всей стране («Чапаев», «Ленин в Октябре», «Иван Грозный», «Александр Невский»). В длин­ном списке инструментов, с помощью которых создавалось тоталитарное сознание, не последнее место занимала история, точнее — историческая мифология. Предвидя скорую войну с Западом, Сталин в 1934 г. восстановил отменённое сразу после революции преподавание гражданской истории в шко­лах и в высших учебных заведениях. Прежнее критическое и нигилистическое отношение к прошлому России (школа М.Н. Покровского) сменилось потребительским подходом к ис­тории как к материалу для построения идеологических схем. Историки должны были на основе героических образов про­шлого воспитывать у молодёжи патриотизм — необходимое качество будущих советских солдат. История Древней Руси встраивалась в историю Европы и занимала там почётное мес­то. Своего рода катехизисом для изучения новейшей истории России стал «Краткий курс истории ВКП(б)» под редакцией Сталина, изданный массовым тиражом в 1938 г.

Сравнивая духовную культуру 1920-х и 1930-х гг., следу­ет помнить, как изменился сам потребитель культуры. Для 1920-х гг. это прежде всего более или менее просвещённый горожанин, привыкший сравнивать, анализировать и крити­чески смотреть на окружающий мир. Но время шло. Характер культуры менялся в соответствии с переменами в обществе. Для 1930-х гг. главный потребитель духовных ценностей — вчерашний крестьянин, брошенный в город волной коллективизации. В его сознании господствовала общинная система ценностей, его чувства были просты и откровенны, он нуждал­ся в безусловном авторитете и легко поддавался внушению. Создатели массовой культуры 1930-х гг. настраивают свою аудиторию на социальный оптимизм и доверие к власти. Они внушают народу слепую веру в коммунизм как «светлое буду­щее всего человечества». Эту работу по формированию «но­вого человека», исполненного чувства советского патриотизма и гордости за достижения своей страны, можно было бы толь­ко приветствовать, если бы не одно «но». Звенели победные фанфары первых пятилеток. Шелестели знамёна первомай­ских демонстраций. Но сквозь триумфальный шум чуткое ухо различало далёкий погребальный звон. Это новая Россия хо­ронила старую. «Русь уходящая», так ярко воспетая в неокон­ченной картине П. Корина (1925), уносила с собой не только свои долги и грехи, но также свою неповторимую пестроту жизни, цветущее разнообразие человеческих типов. Новый мир, который строили большевики, был более справедливым, но при этом и более однообразным...


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!