КУЛЬТУРА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX в.



1. Грамотность, книги, образование. Главным свидетельством быстрого культурного развития России в этот период служит распространение грамотности. И если в 1860 г. доля грамот­ных составляла не более 7% всего населения, то к 1897 г. она поднялась выше 21%. В этих показателях — яркое отражение той многоуровневой модернизации, которая набирала темпы на просторах империи.

Начавшийся ещё в дореформенный период и завершив­шийся в 80-е гг. XIX в. промышленный переворот сопровож­дался переселением сотен тысяч крестьян из сельской мест­ности в города. Машинное производство требовало от рабочих по меньшей мере умения читать и писать, а от инженеров и техников — специальных знаний, полученных в высших и средних учебных заведениях. В результате данный период отмечен прежде всего быстрым развитием начального, сред­него и высшего образования. Главную трудность представляла начальная сельская школа. Здесь действовали земские и цер­ковно-приходские школы. Последние были любимым дети­щем обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева. Средняя школа была представлена главным образом гимназиями и ре­альными училищами. Лица, окончившие гимназию, могли по­ступать в университет, а те, кто окончил реальные училища, — в высшие учебные заведения технического профиля.

Одновременно с развитием всех уровней образования для мужчин идёт формирование системы женского образования: женских гимназий, Высших женских курсов, епархиальных училищ для дочерей духовенства.

Развитие грамотности, сочетаясь с ростом тиражей пери­одических изданий, увеличивало социальную активность го­родского населения. Пресса стала четвёртой властью наряду с исполнительной, законодательной и судебной. Чтение газет разной общественной ориентации становится необходимым элементом повседневной жизни образованных горожан. В то время как обычным чтением либеральной интеллигенции были «Русские ведомости», читатели национально-консер­вативных взглядов предпочитали «Московские ведомости» М.Н. Каткова или «Новое время» А. С. Суворина.

Необходимым атрибутом образованного человека всегда была книга. В России в эту тревожную эпоху читают много и увлечённо. Книгоиздательское дело превращается в область крупного предпринимательства. Здесь возникают такие неви­данные прежде гиганты рынка, как книгоиздательские фирмы И.Д. Сытина, М.О. Вольфа, А.С. Суворина, А.Ф. Маркса.

Чёткой просветительской направленностью отличалась книгоиздательская деятельность Ф.Ф. Павленкова — основа­теля знаменитой биографической серии «Жизнь замечатель­ных людей».

2. Два мира. Развитие культуры в пореформенной России оп­ределялось общим ходом её исторического развития. На смену сословному обществу, где монополией на светскую культуру обладали исключительно дворяне, идёт буржуазное общество с его формальным равенством всех перед законом, культом индивидуализма и всевластием денег. Уходил в прошлое ста­рый мир — а на смену ему шёл мир новый, пугающий и при­влекательный.

В России новая система ценностей сталкивалась с про­чно укоренившимися традициями дворянской элитарно­сти и крестьянского общинного коллективизма. Прощание с прошлым носило драматический характер и порождало острое чувство неудовлетворённости жизнью. Лишившись поддержки окружающих, человек чувствовал невыносимое одиночество. В этой связи в образованных слоях населения вырос интерес к религии и философии. В духовной жизни, как и в материальной сфере, «спрос определяет предложе­ние». Ответом на потребности времени стал расцвет рели­гиозно-философской мысли (В.С. Соловьёв, Д.С. Мережков­ский, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев). При поддержке правительства происходит всплеск ортодоксаль­ного православия: повсюду строятся храмы и монастыри, прославляются новоявленные святые (Серафим Саровский), возникает прижизненный культ выдающихся церковных де­ятелей (Иоанн Кронштадтский).

Все эти социально-психологические коллизии разворачи­вались на фоне традиционных российских проблем: невеже­ства народа, произвола властей, бесправия личности. Альфой и омегой русской жизни была бедность. В крестьянской сре­де, где нищета — обычное явление, она не вызывала особых нравственных переживаний. В городе, где роскошь и доволь­ство одних существовали на фоне прозябания других, нищета остро переживалась как унижение.

Пороки буржуазной общественной системы были особен­но заметны свежим глазом, на фоне ещё не потерявших своё значение добродетелей старого мира. Эти настроения с ог­ромной художественной силой передали классики русской литературы — Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, И.А. Бунин. Всемирная слава их произведений объяснялась не только литературными достоинствами, но также и тем, что каждый из великих писателей был выразителем определённой нравственной и экзистенциальной философии. Все они были учителями жизни.

Разложение сословного общества породило такое специ­фическое социальное явление, как разночинец. Разночинец — это человек, потерявший связь с одним сословием, но не при­числивший себя к другому. Разночинцы появились в России с отменой крепостного права и проведением Великих реформ. В современной социологии такого человека можно определить как маргинала. В политическом отношении маргинал весьма неустойчив и впечатлителен. Психология разночинца предо­пределила его культурные интересы, которые были так или иначе связаны с движением народников. Разночинская среда стала главным источником формирования интеллигенции.

Интеллигент — это человек умственного труда с обострён­ным чувством нравственной ответственности как за свои пос­тупки, так и за то, что происходит вокруг. Одна из ключевых идей, популярных в среде русской интеллигенции того време­ни, — идея вины образованной части общества перед наро­дом. Искупить эту вину можно только бескорыстным служе­нием народу на ниве образования, здравоохранения и других полезных дел. Крайней формой этого искупления вины явля­ется революционная деятельность и связанное с ней самопо­жертвование.

Народнические идеи получили отражение не только в лите­ратуре, но и в живописи. Знаменитое Товарищество передвиж­ных выставок (1870), во главе которого стоял И.Н. Крамской, ставило своей целью реалистическое изображение народной жизни во всей её многогранности и драматизме. Участника­ми Товарищества были В.Г. Перов, Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедов, Н.А. Ярошенко и др. Идеологию Товарищества разделял и от­стаивал в печати художественный критик В.В. Стасов.

Становление буржуазных общественных отношений всег­да сопровождается усилением интереса к истории. Наряду с социальной тематикой русская художественная культура этого периода активно разрабатывала национальную тему. Поиски и отображение традиционных начал русской истории и культуры проникают во все формы художественного твор­чества.

Выразителем народного духа и народной жизни в русском театре стал великий драматург А.Н. Островский.

Вторая половина XIX – начало XX в. — время расцвета российской исторической науки. Многотомная «История Рос­сии» С.М. Соловьёва и знаменитый «Курс русской истории» В.О. Ключевского — только вершина айсберга, основанием которого служат труды Н.И. Костомарова, П.Н. Милюкова, А.А. Кизеветтера, М.К. Любавского, А.А. Шахматова, И.Е. За­белина и многих других.

Интерес к отечественной истории проявился и в живопи­си (Н.Н. Ге, В.И. Суриков, А.П. Рябушкин, В.Г. Маковский, И.Я. Билибин, В.В. Верещагин).

Национальная школа в музыке была создана труда­ми продолжателей М.И. Глинки — членами возникшего в 60-е гг, XIX в. объединения композиторов «Могучая куч­ка» (М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, Н.А. Рим­ский-Корсаков, А.П. Бородин). Наивысшим достижением русской музыкальной культуры этого периода стало творче­ство П.И. Чайковского.

3. Естественные науки. Среди многообразных достижений отечественной науки в данный период особо следует отметить исследования физиков А.Г. Столетова, А.С. Попова, П.Н. Яб­лочкова, астронома Ф.А. Бредихина, геолога В.И. Вернад­ского, почвоведа В.В. Докучаева, химиков Д.И. Менделеева, Н.Н. Зинина, А.М. Бутлерова, зоолога И.И. Мечникова, биоло­га И.М. Сеченова и физиолога И.П. Павлова. В 1904 г. Павлов первым из русских учёных был удостоен Нобелевской пре­мии. В 1908 г. лауреатом Нобелевской премии стал другой рус­ский физиолог — И.И. Мечников.

Высокий уровень русской культуры второй половины XIX – начала XX в. позволил ей стать органической частью европейской культуры, сохранив при этом духовное своеобра­зие и нравственную чистоту.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!