КРЫМСКАЯ ВОЙНА. ПОДГОТОВКА ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА
1. Причины и повод для начала войны. Экономическая отсталость России, недостатки её политической системы особенно наглядно проявились во время Крымской войны (1853 – 1856). Её главной причиной было стремление Николая I к дальнейшему укреплению позиций России на Балканах, безопасность южных, черноморских границ.
Поводом для войны стал религиозный спор о ключе от храма Вифлеемского в Палестине, которая входила тогда в состав Османской империи. На этот символический ключ претендовали Россия и Франция. Другим яблоком раздора между Россией и Францией был ремонт купола храма Гроба Господня в Иерусалиме. Турция отдала предпочтение Франции. Сочтя это решение оскорбительным для России, Николай направил русские войска в Дунайские княжества (Молдавию и Валахию), находившиеся в зависимости от Османской империи. Турция в ответ объявила России войну в октябре 1853 г. Поначалу Россия действовала энергично и успешно. В ноябре 1853 г. русская эскадра под командованием выдающегося флотоводца П.С. Нахимова уничтожила турецкий флот в Синопской бухте. Благодаря явному военному преимуществу России война вскоре должна была окончиться её победой. Николай был уверен, что европейские державы не станут вмешиваться в конфликт. Однако он ошибся в своих расчётах. Англия и Франция заключили союз, чтобы воспрепятствовать усилению России в Черноморском регионе и в марте 1854 г. объявили ей войну. Австрия и Пруссия заняли позицию нейтралитета, однако и они желали поражения России.
|
|
2. Оборона Севастополя. Англо-французская эскадра высадила крупный десант в Крыму, близ Евпатории. Целью союзных сил было овладение Севастополем — главной военно-морской базой России. Русские войска, находившиеся в Крыму, потерпели неудачу и отступили. Союзники подошли к Севастополю и осадили город. Русские военные корабли были затоплены у входа в севастопольскую бухту, чтобы предотвратить возможность захода в неё англо-французской эскадры. Моряки сошли на берег и вместе с солдатами защищали Севастополь. Его героическая оборона продолжалась с октября 1854 по август 1855 г. Руководил обороной адмирал Нахимов, погибший на боевом посту. Среди защитников города был и молодой армейский офицер Лев Толстой — будущий великий писатель. Он рассказал об этих событиях в своём раннем произведении «Севастопольские рассказы».
Падение Севастополя и неудачи русской армии в Крыму во многом объяснялись техническим превосходством англо-французских войск. Их ружья и пушки отличались большей дальнобойностью и точностью, а флот имел паровые суда, тогда как русский — преимущественно парусные. Остро стоял для русской армии и вопрос снабжения, переброски подкреплений. В это время на юге России не было железнодорожных путей сообщения, а грунтовые дороги находились в плохом состоянии. Наконец, весьма нерасторопной оказалась и николаевская администрация, не сумевшая обеспечить необходимый порядок. Царские генералы за редким исключением были бездарными полководцами.
|
|
3. Парижский мир. Одновременно с осадой Севастополя боевые действия развернулись и на Кавказе. Здесь русские войска перешли в контрнаступление и, вступив на территорию Турции, овладели сильной крепостью Карс (ноябрь 1855 г.). Это заставило союзников поспешить с заключением мирного договора, который и был подписан в Париже в марте 1856 г. Его главным содержанием был запрет России иметь военный флот и крепости на Чёрном море. Оно объявлялось закрытым для военных судов всех стран. Однако более других пострадала от такого решения Россия: её южные границы становились беззащитными в случае новой войны.
Печальный финал Крымской войны вызвал негодование в русском обществе. Россия уже давно не знала военных поражений. Главный виновник катастрофы император Николай I не дожил до этого позора. Он скоропостижно скончался 18 февраля 1855 г. в возрасте 58 лет. Ходили слухи, что, потрясённый неудачами России в войне, царь принял яд.
|
|
4. Шаги по тонкому льду. После севастопольской катастрофы необходимость немедленных реформ стала очевидна для всех, включая и нового царя Александра II (1855 – 1881). Главным камнем преткновения для России было крепостное право. Однако его отмена затрагивала коренные интересы правящего класса — дворянства. Поэтому реформаторы действовали осторожно, порой напоминая поведение человека, ступающего по тонкому льду. В 1856 г. Александр II, выступая перед московским дворянством, заявил, что «лучше освободить крестьян "сверху", чем ждать, пока они сами освободят себя "снизу"», то есть путём восстания. В 1857 г. по распоряжению императора был создан Секретный комитет по крестьянскому делу. Он состоял главным образом из представителей столичной аристократии и потому действовал нерешительно. В ноябре 1857 г. царь направил рескрипт (предписание императора конкретному лицу) виленскому губернатору В.И. Назимову, в котором повелевал создать в Литовской губернии дворянские комитеты для выработки проектов положения об освобождении крестьян. Вскоре такой же рескрипт получили и другие губернаторы России. Повсюду стали создаваться дворянские комитеты. В Петербурге в феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Разрешено было публично обсуждать вопрос об освобождении крестьян в газетах и журналах.
|
|
Многочисленные дворянские наказы, стекавшиеся в Главный комитет по крестьянскому делу, должны были быть соответствующим образом отредактированы, так как дворяне, как правило, настаивали на освобождении крестьян без земли или с минимальным наделом. Правительство понимало, что такое решение вопроса грозит новой пугачёвщиной. Для корректировки дворянских проектов и выработки итогового документа в марте 1859 г. при Главном комитете были созданы Редакционные комиссии, которые возглавил доверенный человек императора генерал Я.И. Ростовцев. Этот орган и подготовил Манифест об освобождении крестьян и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — два основных документа великой реформы.
Разработка этих документов проходила в обстановке острой конфронтации различных общественных сил. Консерваторы требовали сохранения всей земли за помещиками. Либералы настаивали на компромиссном решении. Левые радикалы, объединившиеся вокруг журнала «Современник», считали необходимым передачу крестьянам всей земли без выкупа и дальнейшее развитие сельского хозяйства России по американскому, фермерскому пути. Среди радикалов выделялся своим публицистическим даром и политическим темпераментом литературный критик и писатель Николай Чернышевский. Главой либерального течения был родной брат царя великий князь Константин Николаевич и товарищ министра внутренних дел Н.А. Милютин. Консерваторы имели в своих рядах таких влиятельных людей, как министр юстиции В.Н. Панин и шеф жандармов А.Ф. Орлов. Что касается самого царя, то он обычно исходил из необходимости компромиссов и уступок различным общественным силам. Здравый смысл подсказывал императору, что время, отпущенное старому порядку, подошло к концу. Российская империя входила в новый период своей истории — эпоху Великих реформ.
ЭПОХА ВЕЛИКИХ РЕФОРМ
1. Выкупная сделка. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта. В этот же день он утвердил и Положение, в котором определялись конкретные условия реформы. 5 марта 1861 г. оба документа были обнародованы.
Крестьянская реформа сводилась к двум основным вопросам: получившие личную свободу крестьяне приобретали также и надел земли, однако за эту землю они должны были выплатить помещику выкуп — значительную сумму денег. Размер участка земли, получаемого крестьянами, зависел от того, где они жили. В Южной России, где земля была плодородной и потому стоила дороже, надел был меньше, чем в нечерноземных губерниях. И там и там установилась своего рода вилка: максимальная и минимальная норма надела, различавшаяся примерно в три раза. В степной полосе размер надела ограничивался единой уставной нормой. На Севере России и в Сибири помещичьего землевладения практически не существовало,
Стоимость земли правительство определило, исходя из следующего принципа: общая сумма выкупа при помещении её в банк начинала приносить помещику обычный для того времени годовой банковский процент (6%). Эта сумма годового дохода, получаемого помещиком от банка, должна была равняться той сумме, которую он прежде (до отмены крепостного права) получал ежегодно от своих крестьян в виде оброка. Иначе говоря, помещик в результате реформы не терпел никакого убытка.
Понимая, что крестьяне не в состоянии сразу же выплатить помещикам весь выкуп целиком, правительство выступило в роли посредника. Оно немедленно выплатило помещикам 80% стоимости полученной крестьянами земли, но при этом обязало крестьян погашать в течение многих лет этот долг казне. Остальные 20% суммы выкупа крестьяне должны были уплатить помещику самостоятельно, без участия правительства. Лишь после этого они становились полностью свободными от всякого рода повинностей по отношению к барину.
Согласно Положению, у помещиков оставалось не только большое количество пахотной земли, но также леса и различные сельскохозяйственные угодья (сенокосы, выгоны для скота).
2. Последствия реформы. Подготовка Крестьянской реформы и её осуществление проходили на фоне непрерывных крестьянских волнений. Особенно много их было в 1861 г., когда в деревне узнали об условиях освобождения. Крестьяне почувствовали себя обманутыми, так как общее количество земли, находившейся в их пользовании, не увеличилось, а даже сократилось. В некоторых местностях распространились слухи, что царский манифест был подменён дворянами, которые скрыли от народа истинный указ царя-батюшки. Для борьбы с непокорными крестьянами правительство направляло войска. Иногда дело доходило до расстрела безоружных крестьян солдатами.
Реформа 1861 г. носила компромиссный характер и не могла в полной мере удовлетворить обе стороны. Левые радикалы призывали народ к революции, к вооружённой борьбе с правительством. Во многих городах начались студенческие беспорядки. За пропаганду идей революции в 1862 г. был арестован и сослан в Сибирь лидер радикалов Н.Г. Чернышевский.
Однако, несмотря на это, отмена крепостного права открыла новые возможности для развития в России рыночных отношений. Многие крестьяне, получив свободу, уходили в города и устраивались наёмными рабочими. Наиболее удачливые заводили собственное дело и даже становились крупными предпринимателями. Те же, кто оставался в деревне, по-прежнему страдали от нищеты. Но и дворяне после реформы 1861 г. стали беднеть, разоряться, так как полученные от правительства средства быстро были истрачены, а доходы, получаемые от крестьян, резко сократились.
Малоземелье заставляло крестьян арендовать землю у помещика. Но тот, не имея прежних доходов и подношений от крестьян, неуклонно повышал стоимость аренды. Отсюда возникало экономическое противостояние, переходившее в глухую вражду. Так зрели предпосылки крестьянских бунтов и погромов помещичьих имений в 1905–1907 гг.
3. Судебная, Земская, Городская и Военная реформы. При всех её недостатках Крестьянская реформа всё же была огромным шагом вперёд на пути модернизации России. Большая часть населения обрела наконец права личности. Однако свободные юридически, вчерашние крепостные крестьяне оставались в зависимости от бедности и даже нищеты.
Освобождение крестьян стало лишь первым шагом на пути реформ, на который вступило правительство Александра II. В 1864 г. была проведена Судебная реформа. Вместо старых сословных судов вводился единый для всех граждан России суд, основанный на принципах состязательности процесса, гласности, участия присяжных. Закон чётко разграничивал компетенцию каждой судебной инстанции — мирового и окружного суда, судебной палаты, Сената. Судья отныне был совершенно независим от местной администрации.
Правительство стремилось привлечь к участию в решении насущных проблем общественные силы. С этой целью в 1864 г. была проведена Земская реформа. В губерниях и уездах создавались земства (от слова «земля»), которые состояли из выборных представителей всех сословий. В их задачи входило решение вопросов образования, здравоохранения и транспорта. В отличие от прежних органов местного самоуправления, земства имели собственный бюджет, формировавшийся за счёт специального налога с населения. Это позволяло им проявлять самостоятельность и приносить реальную пользу населению.
В 1870 г. правительство провело Городскую реформу. В городах для решения местных вопросов создавались городские думы, которые возглавляли крупные промышленники и купцы.
Поражение России в Крымской войне заставило предпринять радикальную Военную реформу. Она началась в 1874 г. Русская армия перестраивалась по европейскому образцу, по принципу всеобщей воинской повинности. Срок службы составлял отныне 6 лет вместо прежних 25. Особое внимание уделялось техническому оснащению армии и повышению уровня подготовки офицеров. Для лиц с высшим образованием (то есть преимущественно дворян) устанавливался минимальный срок службы — полгода. От призыва в армию освобождалось духовенство, а также народы Сибири, Средней Азии, Кавказа.
В основе всех Великих реформ Александра II лежал свойственный буржуазному обществу принцип бессословности, равенства людей перед законом и перед государством. Правительство и местная администрация передали часть своих функций обществу в лице его выборных представителей. Всё это противоречило самодержавным началам Российской империи. Желая сохранить статус России как могущественной европейской державы, правительство вынуждено было дать простор развитию новых институтов и принципов. Однако эти институты и принципы в конечном счёте были гибельными для самодержавия как политической системы. В этом противоречии заключалась главная проблема политического развития нашей страны в последующие десятилетия.
НАРОДНИЧЕСТВО
1. Крестьянский социализм. Вскоре после отмены крепостного права недовольные компромиссным характером реформы леворадикальные силы приступили к созданию тайных организаций, стратегической целью которых была подготовка крестьянской революции. Революционеры, которых в исторической литературе принято называть народниками, настаивали на справедливом (в их понимании) решении аграрного вопроса, а также на уничтожении самодержавия. Будущее устройство России они представляли себе весьма туманно, но в целом исходили из выдвинутой А.И. Герценом и развитой Н.Г. Чернышевским теории крестьянского общинного социализма. Социальной утопией народников было общество всеобщего равенства и справедливости, основой которого служит крестьянская община. Движение народников было весьма пёстрым по своему социальному составу. В нём преобладали разночинцы — выходцы из различных слоёв общества, утратившие социальные связи со своим сословием.
Теоретики народничества понимали, что их ставка на революционные настроения крестьянства противоречит ходу истории, обрекавшему крестьянство на разорение и исчезновение в условиях буржуазного общества. Однако вскоре из этого теоретического затруднения был найден выход. Восприняв славянофильскую идею о своеобразии исторического пути России, о её коренных различиях со странами Западной Европы, народники объявили, что разделение общества на противостоящие друг другу пролетариат и буржуазию есть сугубо европейское явление. В России благодаря существованию крестьянской общины с её традициями равенства и коллективизма есть возможность построить социализм немедленно, минуя капиталистическую стадию развития общества. Реальной основой взглядов народников было то, что Россия в этот период действительно была сугубо крестьянской страной. В 1863 г. только 10% её населения жило в городах, причём многие города являлись лишь административными центрами и не имели промышленных предприятий.
2. Нигилисты. Первой тайной организацией левых радикалов стала возникшая в конце 1861 г. в Петербурге «Земля и воля». Её руководителем стал Н.Г. Чернышевский. Однако вскоре его арестовали, а уже в 1863 г. была ликвидирована и сама организация. Созданная Николаем I система политической полиции действовала энергично и быстро. Это затрудняло развитие революционного движения. Однако был и важный фактор, содействовавший его развитию. Самоотверженность народников, их благородные идеалы, их готовность решительно порвать с традиционными культурными и моральными нормами (принёсшая им знаменитое прозвище — нигилисты) вызывали сочувствие в либерально настроенной части русского общества, помогавшего революционерам решать многие практические вопросы своей деятельности.
Самодержавие предусматривало огромную личную власть одного лица — самодержца. Отсюда вырастало знакомое ещё декабристам искушение цареубийства. Казалось, что таким образом возможно одним ударом разрушить всю политическую систему Российской империи. Уже в 1860-е гг. среди народников распространилась мысль о необходимости убить царя и тем самым начать революцию. В 1866 г. осуществить эту идею попытался Д. Каракозов, стрелявший в императора во время его прогулки по Летнему саду в Петербурге. Покушение не удалось. Царь отделался испугом, а Каракозов был схвачен и повешен. Правительство усилило гонения против нигилистов. В 1866 г. был закрыт их любимый журнал «Современник».
В 1869 г. в Москве революционер Сергей Нечаев создал тайную организацию «Народная расправа». Она отличалась жёсткой дисциплиной и беспрекословным повиновением руководителю. Убеждённый в том, что цель оправдывает средства, Нечаев беспощадно расправлялся с теми, кто выступал против его распоряжений. Одного из них, студента Иванова, он обвинил в предательстве и убил. Вскоре организация была разгромлена полицией. Суд над её участниками привлёк всеобщее внимание. Он стал предупреждением для общества, показав, какие моральные риски несёт в себе революционное движение. Под впечатлением от «дела Нечаева» Фёдор Достоевский написал свой знаменитый роман «Бесы», который многие рассматривают как грозное пророчество великого писателя о дьявольских соблазнах русской революции.
3. «Хождение в народ». Особого размаха народническое движение достигло в 1874 г., когда сотни молодых людей отправились в деревню, «в народ». Следуя учению одного из виднейших революционеров того времени — Михаила Бакунина, они хотели поднять крестьян на немедленное восстание против правительства и помещиков. Однако народ не откликнулся на призыв радикальной молодёжи. Большинство участников «хождения в народ» было арестовано самими же крестьянами.
Помимо «бунтарского» учения Бакунина существовало и другое, более взвешенное мнение. Его высказывал другой крупнейший мыслитель народнического направления Пётр Лавров. Он призывал к долгой, кропотливой работе по воспитанию крестьян в революционном духе. После провала «хождения в народ» революционеры попытались осуществить идеи Лаврова. Они стали устраивать свои поселения (коммуны) в сельской местности, заниматься крестьянскими ремёслами, работать в земских школах и больницах, одновременно воспитывая у крестьян революционное сознание. В 1876 г. пропагандисты создали новую организацию со старым названием «Земля и воля».
Однако и этот путь оказался тупиковым. Крестьяне не воспринимали социалистической пропаганды народников. Их политическая воля была подавлена страхом перед военным и гражданским начальством. Единственной заботой большинства крестьян была непрестанная борьба за выживание, за кусок хлеба для себя и своей семьи.
Несколько лет тщетных усилий разрушили веру народников в идеи Лаврова. Пропагандистское направление исчерпало себя. Летом 1879 г. «Земля и воля» была распущена, вместо неё возникла новая организация пропагандистов — «Чёрный передел» во главе с Г.В. Плехановым. Вскоре она была раскрыта полицией, но все её руководители успели уехать в эмиграцию.
Вторым осколком «Земли и воли» стала «Народная воля», которая ставила своей целью борьбу за демократические реформы. Конечной целью народовольцев был захват власти и переустройство общества на началах крестьянского социализма. Так восторжествовало заговорщическое направление в народничестве, основателем которого был Пётр Ткачёв.
4. «Народная воля». Эта знаменитая организация ставила своей задачей распространение революционных взглядов среди всех слоёв населения, а также борьбу за политические свободы и введение конституции. По существу, она предвосхитила лозунги буржуазной революции. Это был шаг вперёд в развитии взглядов народников. Прежде они не хотели думать ни о чём, кроме утопической крестьянской революции.
Постепенно в деятельности «Народной воли» на первый план стал выходить террор как средство давления на правительство, принуждения его к уступкам. Вместе с тем террор был ответом на те жестокие меры, которые применяли власти против участников революционного движения. Народники мстили царским сановникам за своих казнённых и замученных в тюрьмах товарищей. Главной целью террора стал сам Александр II, которого «Народная воля» приговорила к смерти.
Весной 1880 г., после того как народовольцы взорвали царскую столовую в Зимнем дворце, испуганный император пошёл на уступки. Он создал Верховную распорядительную комиссию во главе с генералом М.Т. Лорис-Меликовым. Целью этой комиссии, наделённой чрезвычайными полномочиями, была не только борьба с террористами, но и подготовка новых политических реформ. Предметом обсуждения влиятельных либералов стали идеи введения парламентаризма и конституции.
Подготовка глубоких реформ требовала времени. Однако молодые и нетерпеливые революционеры не хотели ждать. 1 марта 1881 г. они осуществили своё давнее намерение. Александр II был убит взрывом бомбы, брошенной ему под ноги народовольцем И. Гриневицким. Страна замерла от страшной вести. В глазах подавляющего большинства населения убийство царя, помазанника Божьего, было не только криминальным фактом, но и религиозным святотатством. Среди крестьян пошли слухи о том, что убийство Александра было местью дворян Царю-освободителю... Ситуация в стране обострилась. Однако в конечном итоге никакого революционного взрыва гибель царя не вызвала. Напротив, она стала последним успехом «Народной воли». Все её основные деятели (А. Михайлов, В. Фигнер, Н. Морозов, А. Желябов, С. Перовская) были казнены либо приговорены к пожизненному заключению в главной политической тюрьме России — Шлиссельбургской крепости. Попытки возродить организацию, предпринятые известным революционером Г. Лопатиным, окончились неудачей. Он был также арестован и брошен в каземат крепости.
На смену исчерпавшему себя революционному народничеству вскоре пришло либеральное народничество, отказавшееся от призывов к революции и вооружённой борьбы с правительством. Целью этого движения стало культурное просветительство и филантропическая помощь крестьянству. Признанным лидером либеральных народников стал публицист Н.К. Михайловский. Революционное народничество завершило свой исторический путь. Однако сама идея крестьянской революции не могла исчезнуть в крестьянской стране. Об этом свидетельствовала деятельность партии социалистов- революционеров, возникшей в 1903 г.
Крах народнических иллюзий заставил русских радикалов начать поиск новых теорий, отвечавших их политическим запросам. И вновь отечественная история удивляет своей парадоксальностью. На смену крестьянскому утопическому социализму приходит весьма далёкий от русских реалий марксизм. Известно было, что марксисты — принципиальные противники индивидуального террора. Поэтому полиция поначалу просто не обращала внимания на их сходки и на проникавшую в Россию марксистскую литературу. Время их идей ещё не пришло. Но именно этому учению суждено было стать знаменем подлинной, а не утопической Великой русской революции.
5. Русская интеллигенция. Острота социальных противоречий, характерная для пореформенной России, порождала напряжённые духовные искания, ярко отразившиеся в русской культуре этого периода. В ходе социально-политических катаклизмов третьей четверти XIX в. появился особый общественный слой, который принято называть русской интеллигенцией. Отличительным признаком этого рода людей является сочетание интеллектуальной профессиональной деятельности (учителя, врачи, инженеры, мелкие чиновники, учёные и т.д.) с высокими нравственными императивами. Для русской интеллигенции характерно чувство долга перед народом, отрицание ценностей буржуазного общества. Именно интеллигенция при всём разнообразии политических взглядов её конкретных представителей становится выразителем общественного мнения. Расшатывая монархию Романовых, интеллигенция приближала Великую русскую революцию. Приход к власти большевиков с их прямолинейным тоталитарным мышлением и почти религиозной верой в свои идеалы стал началом конца русской интеллигенции.
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!