ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ГОСУДАРСТВО РУСЬ
История России. Краткий курс: пособие для поступающих в вузы
Предлагаемая читателю книга — это яркий и образный обзор главных событий российской истории от Рюрика до наших дней. Автор не просто знакомит читателя с основными фактами нашего прошлого, но и предлагает оригинальную концепцию возникновения и развития России как самобытной цивилизации, со своими историческими, политическими, культурно-религиозными и географическими особенностями. Пособие предназначено для школьников и студентов, а также для всех, интересующихся отечественной историей.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 3
§ 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ГОСУДАРСТВО РУСЬ. 16
§ 2. РАСПАД «ИМПЕРИИ РЮРИКОВИЧЕЙ». 24
§ 3. «ПРИШЁЛ НАРОД НЕВЕДОМЫЙ...». ВЛАСТЬ ОРДЫ... 29
§ 4. ОТ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВУ.. 31
§ 5. РОССИЯ В XVI СТОЛЕТИИ.. 37
§ 6. СМУТНОЕ ВРЕМЯ.. 43
§ 7. ПРАВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ.. 49
§ 8. КУЛЬТУРА РУСИ.. 53
§ 9. ЦАРЬ-РЕФОРМАТОР ПЁТР I. 58
§ 10. ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ.. 63
§ 11. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в. 67
§ 12. РОССИЯ В ОЖИДАНИИ РЕФОРМ... 72
§ 13. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г. СУМЕРКИ РЕФОРМ... 77
§ 14. ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ.. 81
§ 15. ЭПОХА НИКОЛАЯ I. 84
§ 16. КУЛЬТУРА РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. 89
§ 17. КРЫМСКАЯ ВОЙНА. ПОДГОТОВКА ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА.. 91
§ 18. ЭПОХА ВЕЛИКИХ РЕФОРМ... 94
§ 19. НАРОДНИЧЕСТВО.. 96
§ 20. НАЦИОНАЛЬНО-КОНСЕРВАТИВНЫЙ КУРС АЛЕКСАНДРА III. 100
§ 21. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. 102
|
|
§ 22. РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ.. 106
§ 23. ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1905-1907) 110
§ 24. РОССИЯ МЕЖДУ ДВУХ РЕВОЛЮЦИЙ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.А. СТОЛЫПИНА.. 114
§ 25. КУЛЬТУРА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX в. 117
§ 26. РОССИЯ И ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.. 120
§ 27. РОССИЯ В РЕВОЛЮЦИОННОЙ СМУТЕ.. 128
§ 28. СОВЕТСКАЯ РОССИЯ: ВЫБОР ПУТИ (1921-1929) 163
§ 29. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1920-1930-е гг. 174
§ 30. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА 1920-1930-х гг. 178
§ 31. СССР В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. 182
§ 32. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1938-1941 гг. 183
§ 33. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА.. 185
§ 34. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ... 190
§ 35. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1945-1953 гг. 194
§ 36. БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ СТАЛИНА.. 199
§ 37. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Н.С. ХРУЩЁВА.. 201
§ 38. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА Н.С. ХРУЩЁВА.. 205
§ 39. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Л.И. БРЕЖНЕВА.. 210
§ 40. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА Л.И. БРЕЖНЕВА.. 213
§ 41. ЗАКАТ СССР. Ю.В. АНДРОПОВ.. 216
§ 42. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА М.С. ГОРБАЧЁВА.. 218
§ 43. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА М.С. ГОРБАЧЁВА.. 224
§ 44. РАСПАД СССР. 227
§ 45. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА Б.Н. ЕЛЬЦИНА.. 229
§ 46. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В.В. ПУТИНА И Д.А. МЕДВЕДЕВА.. 236
§ 47. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В.В. ПУТИНА И Д.А. МЕДВЕДЕВА.. 238
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 239
ПРИЛОЖЕНИЕ.. 240
|
|
Александр Невский. 240
Даниил Галицкий. 242
Михаил Черниговский. 244
Сергий Радонежский. 245
Митрополит Алексий. 246
Князь Даниил Холмский. 247
Софья Палеолог. 248
Нил Сорский. 249
Максим Грек. 250
Протопоп Аввакум.. 251
Патриарх Никон. 252
А.Д. Меншиков. 253
Н.И. Новиков. 254
К.Б. Растрелли. 255
А.И. Герцен. 256
А.М. Горчаков. 257
Адмирал С.О. Макаров. 258
С.Ю. Витте. 259
Иоанн Кронштадтский. 260
Г.Е. Распутин. 261
И.В. Сталин. 262
Н.С. Хрущёв. 264
Л.И. Брежнев. 265
М.С. Горбачёв. 267
ВВЕДЕНИЕ
Каждому возрасту человека соответствует определённая степень познания окружающего мира. Этот всеобщий закон наиболее наглядно представлен в школе. Переходя из класса в класс, школьники получают всё больше информации по изучаемому предмету и всё более сложные пояснения к этой информации. Так обстоит дело и с отечественной историей. За пять лет изучения этого предмета (6 — 10 классы) наш юный читатель прошёл вместе со своей страной более чем тысячелетний исторический путь. Одновременно с историей России он изучал всеобщую историю, без знания которой невозможно представить место нашей страны в мировом историческом процессе. Теперь настало время подвести некоторые итоги. Накопленные знания позволяют сделать первые самостоятельные шаги в призрачном мире минувшего. Для начала мы хотели бы предложить читателю порассуждать о том, что такое история и какую пользу приносит людям эта наука о прошлом. В качестве точки отсчёта для таких размышлений мы предлагаем наши собственные наблюдения на сей счёт. И хотя они основаны на многолетнем опыте, мы вовсе не считаем их абсолютной истиной, а лишь хотим показать вам историю как знание особого рода, знание, дающее человеку вторую жизнь.
|
|
В наших рассуждениях об истории попробуем воспользоваться наводящими вопросами. Вот первый из них.
Кому и зачем нужна история?
Тут, кажется, ответ не за горами. История нужна всем. Но при этом разным «потребителям» нужен свой «сорт» истории.
1. История нужна правителям. Они ищут в ней свою награду и оправдание. Они сравнивают себя с героями прошлого. Они и сами хотят «войти в историю». С этой целью они строят дворцы и храмы, пишут мудрые законы, благоустраивают свою страну. Желание «войти в историю» бывает столь сильным, что для его утоления безумцы порой поджигали прекрасные храмы и совершали чудовищные преступления. Однако в узде здравого смысла это желание — великий двигатель прогресса.
|
|
2. История нужна простому человеку. Она — его единственное неотъемлемое достояние. Даже потеряв всё, он хранит её как последний козырь в неудавшейся игре с жизнью. Каждый знает, кто его родители, где он жил в детстве, с кем дружил и с кем враждовал. Подобные простые сведения очень важны. Это наша собственная микроистория — «система координат», пользуясь которой мы ориентируемся в своём личном времени и пространстве. Человек, потерявший память о своём прошлом, уподобляется животному. Его единственным ориентиром в жизни становится поиск пропитания.
Но маленькому человеку нужна не только «маленькая», но и «большая» история. Безымянные труженики, чьи имена, как дорожную пыль, сметает ветер времени, могут утешать себя мыслью о том, что и они положили камень в основание пирамиды фараона или триумфальной арки императора.
3. История нужна народу. Это его память. Народ, не знающий своей истории, теряет ориентиры во времени и пространстве. Он превращается в стадо. И любой ловкий демагог может погнать это стадо, куда ему вздумается.
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости; кочующие племена не имеют ни истории, ни дворянства», — говорил Пушкин. И чем выше поднимается народ в своём развитии, тем сильнее у него интерес и уважение к собственной истории.
Старая французская пословица гласит: «Не следует ждать от яблони апельсинов». Любой народ не может и, вероятно, не должен знать свою историю во всей её сложности и противоречивости. Народу необходимо не столько достоверное знание, сколько уверенность в том, что у него есть великое прошлое.
Подведём итоги. История даёт каждому его долю бессмертия или, скорее, вторую жизнь. А в этом нуждаются и народы, и правители, и простые люди...
Трудно найти человека, который бы не испытывал уважений к слову «история». Однако у каждого — свои представления об этом предмете, своя степень погружённости в историю. И здесь самое время поставить второй вопрос.
Что же такое история России?
Его можно сформулировать и по-другому: каковы исторические достижения и перспективы нашей страны?
1. Загадка русской истории. Многие отечественные и европейские мыслители пытались дать свой ответ на вопрос об исторической роли России. Но даже самые проницательные из них в конце концов лишь разводили руками. Приведём пример. Русский писатель и революционер Александр Герцен состоял в переписке с английским историком и философом Томасом Карлейлем. В одном из писем к Герцену Карлейль писал о своём интересе к «вашей обширной родине, которую я всегда уважал как какое-то огромное, тёмное, неразгаданное дитя провидения, которого внутренний смысл ещё не известен, но который, очевидно, не исполнен в наше время...».
Действительно, Россия с её скачкообразным развитием была загадкой для Европы во времена Герцена и Карлейля. Такой она остаётся вплоть до наших дней. Конечно, с иностранцев спрос не велик. Но и сами русские зачастую плохо знают свою страну, её географию и историю, культуру и национальную психологию. «Велико незнание России посреди России», — горестно восклицал Николай Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями».
2. Путь России. Смысл русской истории пытался постичь друг А.С. Пушкина, философ Пётр Чаадаев. Однако даже этот умнейший человек своего времени не ушёл в своих размышлениях дальше убеждения в том, что русские как народ «существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок»...
Что же нужно русскому человеку для понимания своей страны? (В нашем пособии мы используем понятие «русский человек» в расширительном смысле, как человек любой национальности, воспитанный в традициях русской культуры и называющий Россию своей родиной.) Прежде всего ему следует хотя бы в общих чертах знать прошлое России. Решению этой задачи и должно помочь настоящее пособие. Мы предлагаем нашему юному читателю взглянуть на историю России «с птичьего полёта», проследить важнейшие процессы «от истока до устья», то есть от эпохи древних славян до Второй мировой войны и далее — до наших дней.
Умение видеть Россию — «русскую цивилизацию» — как развивающуюся во времени сложную систему понадобится вам не только для успешной сдачи ЕГЭ или «дополнительного вступительного испытания» по истории, существующего в целом ряде отечественных вузов. Это умение — необходимое условие вашей гражданской зрелости.
Разумеется, мы не можем в рамках нашего пособия дать ответы на все вопросы. Наша цель — пробудить интерес к прошлому нашей страны. И тогда история — чтение книг, просмотр фильмов, посещение музеев и памятных мест — из учебной дисциплины превратится в увлекательное путешествие во времени. Прошлое оживёт и станет для вас второй жизнью.
Три кита
Экзамен по истории — своего рода рыцарский турнир. Знания — ваши доспехи и оружие. Любовь к истории словно боевой конь несёт вас к победе.
Однако не будем слишком самоуверенны. Экзамены, безусловно, вещь серьёзная. Здесь, как и в любом другом деле, важно понять того, кто ожидает абитуриента по другую сторону барьера. Чего хотят от вас, холодно поблёскивая очками, эти неумолимые экзаменаторы? Какого рода знания и рассуждения принесут вам успех? Ответ на этот вопрос будем искать в россыпях очевидного. Вот первая аксиома. Оценщик ваших ответов — профессиональный историк, преподаватель школы или вуза. Он в первую очередь желает увидеть в вашем ответе научный подход к делу. Или хотя бы его элементы. В чём же состоит и чем отличается такой подход от школьного урока истории?
Подобно земле в представлении древних людей — историческая наука стоит на трёх китах: проблемный подход, источники и историография, то есть совокупность знаний, накопленных историками по данному вопросу.
1. Проблемный подход. Каждый исторический факт для историка имеет значение не только сам по себе, но прежде всего в связи с каким-то важным процессом — создания единого Русского государства, формирования системы крепостного права, генезиса капитализма, подчинения Церкви государству, развития чиновничье-бюрократического аппарата и т.д. Факты — своего рода кирпичики, из которых историк строит здание своих теорий. Отдав должное вопросам «кто?», «где?» и «когда?», он всё же предпочитает им вопрос «почему?».
2. Источники. Общий культурный уровень любой цивилизации можно определить и по тому, как она относится к своему прошлому, и в частности — к историческим источникам. Сегодня во многих странах существует сложная система архивов, музеев и научных центров, основной задачей которых является собирание, хранение и изучение исторических источников. Есть она и в нашей стране.
Исторические источники в целом делятся на три вида: письменные, устные и вещественные. Соотношение этих видов и их внутренняя иерархия зависят от изучаемого периода. Так, например, для истории ранних славян главное — вещественные источники, добытые путём археологических раскопок. С появлением письменности на роль основного источника по истории Руси выходят летописи. По мере развития чиновничье-бюрократического аппарата возрастает роль приказного делопроизводства и актового материала. Для Нового времени (для России — примерно с XVIII в.) характерно обилие документов личного характера — писем, дневников, мемуаров. Технический прогресс сопровождается появлением нового вида источников — фотографий, аудио- и видеозаписей.
Любой предмет, любое слово или фраза, пришедшие к нам из прошлого, несут определённую информацию о том обществе, в котором они возникли. Важно только умело извлечь и правильно истолковать эту информацию. Этим тонким делом занимается особая отрасль исторической науки — источниковедение.
3. Историография. Каждый историк ищет истину. Однако абсолютно достоверно описать прошлое так же невозможно, как воссоздать в деталях вчерашний день. Историческая память также избирательна, как и обычная память человека.
Несколько утрируя, можно сказать, что история — это историк. Подобно тому как журналист выбирает материал для вечерней передачи на радио или телевидении, так и историк, рассказывая о событиях прошлого, из россыпи бессвязных фактов подбирает те, что кажутся ему важными, выстраивая между ними причинно-следственные связи.
Историк всегда соотносит своё исследование с тем, что уже сделано предшественниками. Трудно найти значимую историческую проблему, по которой не высказался бы кто-нибудь из исследователей со времён первого русского историка Василия Никитича Татищева (1689— 1750) и до наших дней. В большинстве случаев таких высказываний можно найти десятки и даже сотни. Историк не должен «изобретать велосипед». Поэтому, работая над какой-нибудь проблемой, он прежде всего изучает «историографию вопроса», то есть мнения и достижения предшественников.
«Каменный гость»
Кто не знает памятник Карлу Марксу на Театральной площади, в самом центре Москвы... Глыба серого гранита, из которой вырастает огромная голова мыслителя, напоминает о тех временах, когда идеи Маркса были истиной в последней инстанции...
1. Формационный подход. В середине XIX в. Маркс создал одну из самых масштабных интерпретаций истории человечества — формационный подход. Марксизм — сложное и многогранное учение, основанное «на трёх китах» — немецкой классической философии, английской политэкономии и теориях утопического социализма. Марксизм охватывает не только историю, но также экономику и философию. В нашей стране учение Маркса долгое время было не только официальной идеологией, определявшей все сферы жизни общества, но и своего рода «религией без Бога» — догмами, которым следовало верить, не требуя доказательств.
Историю марксизм рассматривает с точки зрения исторического материализма, где главным двигателем прогресса является развитие производительных сил общества. На определённом этапе уровень развития производительных сил вступает в противоречие с характером производственных отношений. Этот конфликт завершается переходом на более высокую общественно-экономическую формацию: от первобытно-общинного строя — к рабовладельческому, от рабовладения — к феодализму, от феодализма — к капитализму и от капитализма — к социализму и коммунизму. Этот последний рассматривался как идеальное общество будущего, где не существует частной собственности на средства производства и эксплуатации человека человеком. В коммунистическом обществе отмирает государство и благодаря высокому уровню развития производительных сил обеспечена полная социальная справедливость и народное самоуправление.
Борьба классов (рабы — рабовладельцы, крестьяне — феодалы, буржуазия — феодалы, пролетариат — буржуазия) рассматривалась Марксом как двигатель прогресса, «локомотив истории». Она ускоряла переход от одной формации к другой, который мог быть как эволюционным, так и революционным.
Критики марксизма часто упрекали его в «экономическом детерминизме», то есть в преувеличении роли экономического фактора в жизни общества. В этом есть большая доля истины. Сегодня теория марксизма, и особенно её политическая составляющая — учение о коммунизме, рассматривается как своего рода утопия, которая, однако, была достижением европейской общественно-политической мысли середины XIX столетия.
2. Фальшивомонетчики истории. Наряду с различными интерпретациями истории существуют и банальные фальсификации. Это сознательное искажение исторических фактов в угоду той или иной политической конъюнктуре. Так, например, противостояние во второй половине XX в. между Востоком и Западом (холодная война) сопровождалось заведомо ложными утверждениями геополитических соперников Советского Союза об извечной агрессивности и культурной отсталости России. Великие исторические достижения нашего народа (создание Древнерусского государства, освобождение от власти Орды, победа над Наполеоном, разгром немецко-фашистской Германии и т.д.) представлялись как случайность или результат вмешательства внешних сил. Национальная политика России, в реальности сложное и противоречивое явление, под пером фальсификаторов представлялась как бесконечное притеснение малых народов. Случалось, что и отечественные историки строили свои теории, исполняя политический заказ. Обычно содержание такого заказа сводилось к преувеличению уровня развития России, её успехов в тот или иной период. Серьёзные учёные с презрением относятся к такого рода построениям. Однако соблазн популярности и щедрой мзды, а порой и страх репрессий бывает слишком велик...
3. История для бедных. Ещё одно искушение для историка — историческая мифология. Это довольно тонкий и отчасти нравственный вопрос. Дело в том, что каждое государство имеет свою официальную идеологию, материалом для которой служат исторические события и образы деятелей прошлого. Мифы требуют своих героев и злодеев. Заметим, что исторический миф не является заведомым обманом. В нём всегда есть достоверное историческое ядро, окутанное туманом фантазии, а также набор деталей, необходимых для полноты картины. Таким образом, миф — это упрощённая и, может быть, единственно возможная форма восприятия народом своего прошлого. Можно сказать, что миф — это история для бедных.
Историки легко могут подвергнуть сомнению достоверность мифа. Однако зачастую они предпочитают либо принять официальную точку зрения, либо вообще не высказываться по этому скользкому вопросу. Наследники Геродота поступают так не только из соображений личной выгоды, но и в силу ясного понимания необходимости мифов для патриотического и нравственного воспитания общества.
Разрушение мифа — такой же соблазн для историка, как и его созидание. Время от времени историк «выходит из тени» и начинает публично развенчивать тот или иной исторический миф, заложенный в идеологическую матрицу современного ему общества. Один делает это из любви к истине, другой — из желания прославиться, третий — из детской склонности к разрушению...
Как создатели, так и разрушители мифов особое внимание уделяют «знаковым фигурам» отечественной истории — личностям, ставшим символами той или иной эпохи. «Рыцарь без страха и упрёка» Александр Невский и «жестокий скряга» Иван Калита, непобедимый Дмитрий Донской и «кровавый тиран» Иван Грозный, отдавший жизнь за царя Иван Сусанин и «революционер на троне» Пётр Великий... О каждом из них существует свой миф и противостоящий ему «антимиф».
Как стать историком?
Быть историком трудно, но интересно. Конечно, для начала вы должны прочесть гору книг.
1. О чтении. Ни в коем случае не следует читать всё, что попадает под руку. Ведь под руку, как и под ногу, обычно попадает далеко не лучшее. А время, потраченное на пустяки, не возвратишь, как неудачную покупку обратно в магазин.
Короче говоря, советуем установить на вашей книжной полке строжайшую иерархию. Читайте книги по ранжиру. Начните с «генералитета». В любой области истории есть свои классики, труды которых стали точкой отсчёта для всех остальных. Начав с классики, вы ею же и кончите, так как у вас просто не останется времени для прочего.
Научитесь читать книги быстро. На самом деле это не так трудно. Здесь не нужна какая-то особая методика. Важно лишь отметить, что серьёзные книги по истории в первом приближении можно разделить на два вида: информационные и научно-исследовательские. В первых вы можете найти массу фактов, изложенных в виде более или менее внятного рассказа; во вторых — ответ на какой-то довольно узкий научный вопрос.
Информационные книги читайте внимательно, с карандашом в руке. Из них вы можете почерпнуть сведения, необходимые для всякого начинающего историка. Научно-исследовательские труды лишь на одну десятую состоят из собственных идей автора. Остальные девять десятых — это аргументация (или иллюстрация) выдвинутых положений, изложенная научным языком специалиста. Проверить прочность этой аргументации может только другой специалист. Не будучи таковым, не ломайте зубы об этот гранит. Разумнее ухватить то новое, что предлагает автор книги. Обычно он говорит об этом в концовках глав и в заключении всей книги.
Избегайте профессиональной узости. История, какой её оставили нам наши великие учителя, — это синтез истории как совокупности фактов и их объяснений, философии как определённого взгляда на жизнь и литературы как способности историка достойным образом представить свои знания и размышления. А потому старайтесь построить своё чтение таким образом, чтобы равномерно зачерпнуть из этих трёх источников.
В творческом соревновании историков часто выигрывает тот, кто знает нечто такое, чего не знают другие. Поэтому не бойтесь тратить время на изучение того, что не имеет прямого отношения к вашему ремеслу. Бывает так, что ключом к какой-нибудь исторической загадке вдруг станут данные биологии или астрономии.
Не торопитесь браться за источник. Конечно, это краеугольный камень исторической науки. Однако об него не долго и споткнуться. Серьёзная работа с ним требует глубоких знаний. И прежде всего следует ясно представлять, что, собственно, мы ищем в этом источнике. Или, иначе говоря, в чём состоит проблема. А это знание приходит лишь после основательной проработки историографии.
2. О мнениях. Читателю, знакомому с отечественной историей только по школьному учебнику, необходимо иметь в виду, что историческая наука строится на тщательном изучении источников, развивается через борьбу различных точек зрения и предусматривает проблемный подход к предмету. Жанр нашего пособия не позволяет в каждом случае оговаривать дискуссионность сюжетов, приводить различные точки зрения и аргументировать собственную позицию. Но всё это, безусловно, в нём присутствует, пусть и в ограниченном масштабе. Ведь вся прелесть нашей науки состоит не в том, что мы знаем, а в том, чего мы не знаем...
Русская цивилизация
1. Что такое цивилизация? Цивилизация — широко используемое в современной историко-философской литературе многозначное понятие, одно из значений которого — исторически сложившийся особый тип социума. Согласно классификации английского историка Арнольда Тойнби (1889—1975), в истории человечества можно выделить 21 цивилизацию — египетскую, шумерскую, эллинскую, китайскую, западную (западноевропейскую) и др. В их числе и русская православная цивилизация, которая, согласно Тойнби, генетически связана с византийской цивилизацией, однако при этом обладает рядом оригинальных характеристик. Она отличается и от западной, и от восточных, азиатских цивилизаций.
Всякая цивилизация, в том числе и русская, имеет склонность к распространению. Арнольд Тойнби отмечает: «Примитивные общества обладают сравнительно короткой жизнью, они ограничены территориально и малочисленны. Жизнь цивилизаций... наоборот, более продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенденцию к распространению путём подчинения и ассимиляции других обществ — иногда обществ собственного вида, но чаще всего примитивных обществ».
Не следует сравнивать цивилизации и различать их по принципу «плохие» — «хорошие». Каждая цивилизация хороша или плоха настолько, насколько она соответствует потребностям породившего её общества. Есть, конечно, и моменты общего порядка. Так, например, многие негативные явления, традиционно считающиеся особенностями русского образа жизни (нищета народных масс, жестокость правителей, вмешательство власти в личную жизнь людей), широко представлены и в истории других стран средневековой Европы.
Устройство русского общества изменялось под воздействием времени и обстоятельств. Менялось и соотношение основных факторов, определявших своеобразие русской цивилизации, — географического, социального, политического, этнического, религиозного.
2. Географический фактор. Для любой цивилизации первостепенное значение имеет её географическое положение. Русская цивилизация, сформировавшаяся в общих чертах к началу XV столетия и принявшая государственную форму Московского царства, наглядно подтверждает это положение. Можно сказать, что вся история формирования и развития русской цивилизации есть история преодоления недостатков её географического положения. Разумеется, географическое положение любой страны имеет свои плюсы и минусы. Но соотношение этих величин всегда различно. Для нашей цивилизации минусы явно преобладают над плюсами. Вот их краткий обзор.
Исторический центр русской цивилизации — земли, расположенные в радиусе 300 — 500 км от Москвы — отличается весьма неблагоприятными природно-климатическими условиями. Основная часть этой территории находится в «зоне рискованного земледелия». Долгая зима и короткое лето с частыми перепадами температуры, способными погубить урожай, — таков климат средней полосы России. Впрочем, и сам этот урожай даже в лучшие годы не бывает обильным из-за низкого плодородия почвы. В степных областях за счёт хорошей земли (чернозёма) и более благоприятного климата производительность труда крестьянина была в 1,5 – 2,5 раза выше, чем в центре страны (нечерноземье). Однако эти области России (Новороссия) в полной мере стали доступными для сельскохозяйственного использования лишь в конце XVIII столетия.
Русская цивилизация возникла и выросла в зоне нечерноземья, то есть там, где крестьянин из-за низкого плодородия почвы и суровости климата всё время находился на грани выживания. Для того чтобы прокормить себя и свою семью, ему приходилось в летнее время работать с невероятной энергией, возмещая своим трудом суровость природы. У этого бедняка, привыкшего беречь каждую копейку, не так-то просто было отнять часть произведённого им продукта (либо заработанных денег) на нужды государства — на содержание армии, администрации, царского двора и т.п. На стороне крестьянина в его противостоянии с государственной властью стояла сельская община. Подчинить общину и заставить её служить государству могла только сильная и жестокая система центральной власти. Именно такой она и стала в России. Со временем значительную часть этой власти государство уступило помещику. Власть помещика над крестьянами постепенно стала почти неограниченной.
Другой проблемой была бедность исторического центра России природными ресурсами. Болотная железная руда встречалась здесь довольно редко и была низкого качества. Добыча соли методом бурения скважин и выпаривания рассола требовала больших усилий и не всегда могла обеспечить потребности населения. Временами соль приходилось покупать за рубежом. Даже обычный белый камень-известняк, из которого построены многие средневековые соборы, на Руси встречался крайне редко. В центральных районах страны не было ни золотых приисков, ни серебряных рудников, ни медной руды, ни свинца. Только в Петровскую эпоху Россия начала осваивать природные ресурсы Урала и Сибири.
В строительстве заменой камню стало дерево. Бревенчатые постройки быстро возводились и легко разрушались, гнили от сырости или исчезали в огне пожаров. Зыбкость понятия «дом» толкала русского крестьянина на путь вечного странника.
Русская цивилизация долгое время не имела выхода к морям. На Балтийском море хозяйничали шведы и немцы, а на Чёрном — турки. Несколько веков Россия стояла у запертых перед ней ворот Европы. Русским был открыт лишь долгий и опасный путь из Архангельска через Белое и Баренцево море и далее вокруг Скандинавии — в Англию и Голландию. Борьба за выход к Балтийскому и Чёрному морям, к заветным византийским проливам продолжалась более двух столетий и стоила России огромных усилий. Выход к морю — дороге торговли и прогресса — долгое время был для наших предков несбыточной мечтой.
Вместо желанных водных просторов Русь получила от судьбы море степей. Русская цивилизация сложилась на границе с Великой степью, которая широкой полосой тянулась от Тихого океана до Карпат. Степняки были для Руси весьма беспокойными соседями. Изнурительная многовековая борьба с набегами кочевников была завершена лишь в 1783 г., когда Крымское ханство (последний осколок Золотой Орды) было включено в состав России.
Отрадой Руси были её большие и малые реки. Но и здесь были свои проблемы. Речная сеть Европейской России состоит главным образом из рек, текущих с севера на юг или с юга на север. Сообщение Москвы с Западом и Востоком по водным путям затруднялось необходимостью идти по суше, через волоки преодолевая водоразделы. Просторы России открывали почти неограниченные возможности для экстенсивного развития аграрной экономики. Однако тут возникала проблема бездорожья.
«Расстояние — наше проклятье», — говорил император Николай I. Однако расстояния помогали самодержавию удерживать народ от мятежа. Социально активные элементы общества (бунтовщики) всегда имели возможность выбора: бороться за свои права, оставаясь на месте, или отправиться в поисках лучшей жизни на безлюдные окраины государства. Главным пристанищем всех недовольных была Сибирь — «огромная тюрьма без крыши».
Перечислив главные минусы географического положения русской цивилизации, отметим и немногочисленные плюсы. Все они дали себя знать в относительно позднее время. Огромные и необжитые пространства России являются серьёзным препятствием для любого завоевателя. Это обстоятельство испытали на себе польский король Сигизмунд III и шведский король Карл XII, Наполеон и Гитлер. Прежде чем завоевать Россию, её надо сначала просто пройти. А это не так легко...
3. Политический фактор. Выработка политических форм, соответствующих задачам и возможностям русской цивилизации, завершилась к концу XVI в. Такой формой стала разновидность монархии — русское самодержавие. «Отцом русского самодержавия» называют московского великого князя Ивана III (1462–1505). При общем сходстве с западноевропейской политической традицией наша монархия имела и оригинальные черты. Монарх (государь всея Руси, царь, император) был не только высшим должностным лицом в государственном аппарате, связующим звеном исполнительной, законодательной и судебной власти, но также «хозяином земли Русской», сакральной фигурой, принявшей свою власть от Бога и ответственной перед Богом за благополучие страны. В народном представлении царь был отцом своих подданных, откуда и возникло известное именование — царь-батюшка. Он был воплощением высшей справедливости. Его неограниченные полномочия позволяли вершить суд «по совести», вопреки проискам корыстолюбивой знати. Русский мыслитель конца XIX в. Владимир Соловьёв не случайно назвал самодержавие «диктатурой совести».
Как и любая политическая система, российское самодержавие имело свои сильные и слабые стороны. К первым можно отнести способность монархии сосредотачивать все силы социума для решения важных общенациональных задач. Результатом подобных усилий стало освобождение от власти Орды и продвижение России на восток, строительство Петербурга и грандиозные проекты железных дорог, сталинская индустриализация и разгром гитлеровской Германии. Можно сказать, что самодержавие (единовластие) — оптимальная для России политическая система в экстремальных ситуациях. К ним относятся прежде всего ситуации подготовки к войне, ведения войны и послевоенного восстановительного периода.
Не следуя принятым в Европе системам контроля за действиями верховной власти, самодержавие, однако, никогда не было совершенно неограниченным. Ведь там, где слишком многое зависит от правителя, велик соблазн решить все проблемы, свергнув одного правителя и посадив другого. Так складываются предпосылки для дворцового переворота — заговора верхушки правящего класса, недовольной действиями самодержца. Примечательно, что тем же способом — цареубийством — пытались достичь своих целей и революционеры-декабристы и революционеры-народовольцы.
В своём историческом плавании корабль российского самодержавия подобно кораблю Одиссея должен лавировать между Сциллой и Харибдой. И если первая угроза — дворцовый переворот — к середине XIX в. благополучно миновала, то осталась вторая угроза — народный бунт, мятеж, революция. За много веков своего существования наша монархия выработала много средств для контроля над вечно недовольным народом. Это и социальная демагогия, и всякого рода «зрелища», на которые столь падка толпа со времён Древнего Рима, и развитая система тайной полиции, и многое другое.
И всё же главный недостаток российского самодержавия состоит в том, что эта система, воспроизводя себя на всех социальных уровнях, отучает людей проявлять инициативу. Пирамида власти проста. На каждом уровне есть свой монарх, требующий беспрекословного исполнения его указаний. Самостоятельность преследуется, инициатива считается дурным тоном. Постепенно подданные монарха становятся безразличны ко всему, кроме собственного благополучия. В таком окружении самодержец теряет чувство реальности и, не имея правдивых сведений о положении вещей, гонит государственную колесницу к высокому обрыву.
4. Социальный фактор. Через всю историю России проходит противостояние власти и общества, отражавшее, по выражению В.О. Ключевского, процесс «закрепощения сословий». Постоянное напряжение всех сил народа время от времени приводило к своего рода эмоциональным срывам — городским и крестьянским восстаниям. Обычно поводом для таких срывов была какая-то вопиющая по своей несправедливости мера властей: продажа хлеба за рубеж в голодные годы, задержка жалованья служилым людям, введение новых налогов, грабительская денежная реформа и т.п.
Историческая Россия с её лесами и болотами, косогорами и оврагами — объективно бедная страна. Её основной обитатель — нищий крестьянин, едва сводящий концы с концами. В России почти не было того рода людей, которых современная социология называет «средним классом». Это главным образом горожане, мелкие буржуа, люди не богатые, но и не бедные. Они имеют всё необходимое для жизни и потому не склонны к каким-либо радикальным действиям, угрожающим существующему политическому строю.
Но это ещё не всё. Для России всегда была характерна огромная разница по уровню жизни между знатью и рядовым населением. На фоне всеобщей нищеты богатство знати выглядело особенно вызывающе.
Социальная напряжённость — перманентное свойство русской жизни. И можно только удивляться тому, как сравнительно мало народных волнений и восстаний отмечают наши источники. Здесь сказывается и примиряющая роль Церкви, и пресловутый русский фатализм, и выработанная веками крестьянского труда привычка терпеливо переносить беды и лишения. Наконец, в подсознании каждого русского человека мерцает мысль о том, что Россия — такая страна, где как бы ни было плохо, всегда может быть ещё хуже. А потому — терпи, не поднимай головы от своей сохи или станка.
5. Этнический фактор. Русская цивилизация изначально складывалась как многонациональная. Народы Севера и Среднего Поволжья, кочевники степей Северного Кавказа и Казахстана, население распавшейся Золотой Орды... Всё это растворялось и смешивалось в огромном плавильном котле Российского государства.
Этническая пестрота национальных окраин имела свои положительные и отрицательные моменты. У каждого из малых народов России была своя знать. Зависимость от Москвы, необходимость платить налоги и выполнять разного рода поручения и распоряжения правительства раздражала правящую верхушку, толкала её на путь сепаратизма и мятежа. Центральная власть в борьбе с местным сепаратизмом пользовалась методом «кнута и пряника». Та часть местной элиты, которая лояльно относилась к центральной власти, включалась в состав правящего класса (дворянства) и получала соответствующие привилегии. Многие русские дворянские фамилии имели восточные корни. Но «пряники» доставались не всем. Смутьянов преследовали и подвергали разного рода наказаниям.
Проблема борьбы с местным сепаратизмом по значению сильно уступала тем положительным моментам, которые возникали в результате совместного проживания и интенсивных контактов русских и инородцев. Русская цивилизация не только обогащала малые этносы, обычно стоявшие на более низкой ступени культурного развития, но и сама обогащалась за счёт их материальной и духовной культуры.
Следует отметить высокую толерантность, терпимость русских к обычаям и образу жизни других народов. Русская цивилизация не распространялась принуждением, огнём и мечом. Её главным носителем был крестьянин с его вековым опытом и смекалкой, дружелюбием и приветливостью. Выдающийся русский мыслитель второй половины XIX в. Н.Я. Данилевский полагал, что в распространении русской цивилизации главную роль играла «уподобительная сила русского народа, претворяющая в свою плоть и кровь инородцев».
6. Религиозный фактор. Отличительной особенностью любой цивилизации служит свойственная ей система духовных ценностей. Эта система во многом зависит от религии, которой придерживаются носители цивилизации. Духовный стержень русской цивилизации — православие. В наше время сравнительно немного людей постоянно посещают храм, соблюдают обряды, говеют в посты и потому могут считать себя в полной мере воцерковленными. Однако православная система ценностей, в основе которой лежит общехристианская мораль, но своеобразие которой не подлежит сомнению, проникает в сознание далёких от Церкви людей через самые различные каналы. Это и разговоры наших родителей и близких родственников, и классическая русская литература, и произведения искусства, и многое другое. Православная система ценностей определяет ментальность и поведение русского человека.
В отличие от римского католицизма Русская православная церковь всегда избегала участия в политической жизни и в социальных конфликтах. Византийская теория симфонии, то есть полной гармонии в отношениях Церкви и государства, была воспринята на Руси. Идеал русского православия — монастырь с его отрешённостью от мира и молитвами о спасении души. Большинство русских святых — монахи.
Православная этика весьма неодобрительно относится к богатству, считая его грехом. «От трудов праведных не построишь палат каменных», — гласит старинная русская поговорка, отразившая распространённое мнение по этому вопросу.
7. Система ценностей. Помимо православной системы ценностей на русский менталитет повлияли исторические обстоятельства. Россия не знала трёх великих духовных движений Запада — Ренессанса, Реформации и Просвещения. Каждое из этих движений в основе своей имело утверждение ценности человеческой личности в различных её ипостасях. Ренессанс утверждал человека как центр мира в философском отношении. Реформация возвысила человека в религиозном отношении, предоставив ему право самостоятельно общаться с Богом, минуя все ступени церковной иерархии. Просвещение с его идеями естественного права и общественного договора утвердило равноправие людей в социальном отношении.
В итоге русская цивилизация в её ценностном аспекте оказалась существенно иной, нежели европейская. И если на Западе на первом месте в общественной системе ценностей находится личность, то у нас — коллектив во всех его разновидностях, от государства до сельской общины или партийной ячейки. И если западная духовная культура во главу угла ставит разум, — то у нас его место занимает вера. Наконец, если на Западе со времён Античности господствует закон, — то у нас с нашими монархическими традициями это понятие вызывает скептическую усмешку. Русский закон — это то, что в данный момент приказывает самодержец. Но, как известно, природа не терпит пустоты. И место обязательного для всех закона занимает совесть — неписаный нравственный закону регулирующий отношения между людьми. Воплощением этой высшей справедливости, перед которой склоняется любой закон, является самодержавный монарх.
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ГОСУДАРСТВО РУСЬ
Этногенез — происхождение нации (этноса) — самая таинственная область истории. Любая современная нация, подобно человеку, имеет возраст. Одни появились на исторической сцене несколько тысячелетий назад, другие — несколько веков. На территории современной России в далёком прошлом жили люди, не принадлежавшие ни к одной из современных наций. Их жизнь — область исследования археологов.
1. Каменный век. Археолог отличается от классического историка главным образом способом получения информации. Если первый разрабатывает преимущественно вещественные источники, то второй — письменные. Две эти области научного поиска тесно соприкасаются друг с другом. Археолог умеет работать с письменными источниками, а классический историк внимательно следит за находками археологов. Единственное, в чём классический историк уступает археологу, — это обстановка и результативность научного поиска. Археолог практически каждый день находит в своём раскопе что-то новое. Очищая от земли очередную находку, он испытывает волнующее чувство личной близости с прошлым. К этому остаётся добавить свойственный большинству археологов «полевой» образ жизни, романтику костров и палаток, возможность неформального общения студентов и маститых учёных...
Для изучения глубокой древности археологи создали особую периодизацию, основанную на материале, из которого древние люди делали свои орудия труда. Согласно ей палеолит (древнекаменный век) длился в период от 3 миллионов лет назад до 100 тысяч лет назад. Поздний палеолит — от 100 до 10 тысяч лет назад, мезолит (среднекаменный век) — от 10 до 7 тысяч лет назад, неолит (новый каменный век) — от 7 до 5 тысяч лет назад. В эпоху неолита люди открыли для себя много нового и полезного. Они изобрели топор и глиняную посуду, ткачество и лодку, лук и рыболовную сеть. В 5 – 4 тысячелетиях до н.э. на смену каменному веку приходит бронзовый. Люди научились плавить металл и, смешав медь с оловом, получать прочную бронзу. В I тысячелетии до н.э. в Восточной Европе появляется производство железа — и наступает железный век.
Приведённая выше периодизация не является универсальной для всего человечества. В различных регионах мира тот или иной период мог начаться раньше или позже.
2. Археологическая культура. Помимо хронологической периодизации археологи в своих изысканиях пользуются понятием «археологическая культура». Это некая историко-культурная и этническая общность, определяемая по трём основным признакам: составу, форме и украшению керамики (глиняной посуды), способу погребения и типу жилища. Иногда к ним прибавляется определённый тип оружия (топора, меча, наконечника стрелы). Полученные в результате раскопок материалы археологи систематизируют согласно этим признакам и наносят на карту места аналогичных находок. Так возникает территория распространения той или иной «археологической культуры».
Стоявшие за этими культурами этносы сталкивались между собой и нередко поглощали друг друга. Тогда «археологическая культура» исчезала либо полностью, либо оставив себе наследника в виде новой культуры.
Каждая археологическая культура имеет название, которое обычно происходит от названия места, где найдены предметы, наиболее характерные для этой культуры. Так, например, в средней полосе России известны фатьяновская культура (II тысячелетие до н.э.), дьяковская культура (первая половина I тысячелетия н.э.). Первая из них названа по деревне Фатьяново в Ярославской области, вторая — по селу Дьяковскому близ Москвы. Но всё это — следы неведомых народов, говоривших на неизвестном языке.
3. Языковые семьи. Что касается языков, то здесь на протяжении тысячелетий, как и во всём остальном, шёл процесс развития и усложнения. Историю языков можно представить в виде дерева, имеющего корень и ветви. Объединение языков, имеющих общее происхождение, называют языковой семьёй. Существующие ныне языковые семьи, на языках которых говорит современная Россия (индоевропейская, финно-угорская, тюркская и др.), возникли в III – II тысячелетиях до н.э.
4. Первобытно-общинный строй. «Древность темна», — говорил древнеримский историк Тацит. Общественные отношения в эти отдалённые эпохи трудно поддаются изучению, так как они практически не оставляли материальных следов. В эпоху палеолита господствовал так называемый первобытно-общинный строй. Люди жили большими родовыми общинами, которые, в свою очередь, объединялись в племена. Господствовал принцип уравнительного распределения продуктов и коллективный труд. Объединение было необходимым условием выживания в мире, где человеку со всех сторон грозила опасность.
В эпоху неолита начался важнейший в историческом отношении переход от присваивающего (охотничье-собирательского) хозяйства к производящему (земледелие и скотоводство). Этот процесс развивался быстрее в южных районах планеты с более тёплым климатом и плодородной почвой. Одновременно из общего комплекса занятий человека выделяется ремесло.
5. Греческие полисы. Помимо безымянных носителей археологических культур, в первой половине I тысячелетия до н.э. и первой половине I тысячелетия н.э. на территории современной России можно было встретить и представителей хорошо известных историкам народов и государств. По берегам Чёрного моря раскинулось ожерелье греческих городов-государств (полисов), основанных преимущественно выходцами из Малой Азии. Это Херсонес, Пантикапей, Горгиппия, Фанагория. В степях Северного Причерноморья существовала держава скифов — Великая Скифия. Фанагория была столицей враждовавшего с Римом могущественного Боспорского царства.
6. Кочевники Великой степи. Причерноморские степи как часть Великой степи, тянущейся от Тихого океана до Карпат, были торной дорогой для кочевников: скифов, сарматов, гуннов, аваров, тюрков, болгар и хазар. Все кочевники вели примерно один и тот же образ жизни. К ним можно отнести то, что рассказывал о скифах «отец истории» Геродот (V в. до н.э.): «У скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством...»
Сокрушительными волнами с востока на запад накатывали орды кочевников-степняков на поселения мирных земледельцев. Откуда они пришли и что заставило их покинуть родные кочевья — не знал никто. Даже сегодня в поисках ответов на эти вопросы наука не идёт дальше предположений. Полагают, что причинами переселений становились перемены климата, в результате которых прежние пастбища превращались в пустыню, а новые нужно было найти и завоевать.
В результате успешных военных действий кочевникам иногда удавалось создать государственные образования. Однако они были внутренне хрупкими и существовали недолго. Скотоводство по природе своей является весьма примитивным видом человеческой деятельности. И хотя кочевники-скотоводы имели собственную культуру, удовлетворявшую их духовные потребности, развитие хозяйства и общественных институтов шло у них крайне медленно.
7. Появление славян. В прошлом всегда хочется встретить пусть дальних, но всё же родственников, предков. Первые археологические культуры, бесспорно принадлежащие славянам, относятся к VI —VII вв. н.э. Это пражско-корчакская и пеньковская культуры. Их создатели были земледельцами и обладали навыками ремёсел.
Происхождение славян — одна из самых сложных проблем современной исторической науки. Причина этой сложности кроется в скудности источников. Только с появлением у славян письменности в результате просветительской деятельности Кирилла и Мефодия (вторая половина IX в.) славяне получили возможность фиксировать происходившие с ними события в виде исторических повествований.
То, что не смогли рассказать о себе сами славяне, могли бы рассказать их соседи. Но гордых эллинов и прагматичных римлян мало интересовала судьба бедного лесного народа. В античных источниках I в. н.э. (Тацит) встречаются упоминания о венедах. Расположение этих народов между германцами и сарматами позволяет видеть в них славян. Однако полной уверенности, что это именно они, у исследователей нет. После известия Тацита славяне надолго исчезают из поля зрения историков. О них нет никаких упоминаний от I и вплоть до VI в. н.э. Готский историк Иордан (VI в. н.э.) утверждает, что венеды, склавены и анты — это один и тот же народ. Вопрос о том, где они жили и чем занимались всё это время, остаётся открытым. Возможно, славяне скрываются под каким-то другим именем. Наиболее распространённая точка зрения состоит в том, что прародиной славян была Восточная Европа, точнее — земли в верхнем и среднем течении Вислы. Отсюда славяне в эпоху Великого переселения народов (IV—VI вв. н.э.) расселились на юг, на Балканы (южные славяне), на восток, в верхнее и среднее течение Днепра, а также на север, в район озера Ильмень (восточные славяне). Часть славян осталась на прежнем месте, в центре Восточной Европы (западные славяне). С расселением славян по Восточной Европе отношение к ним со стороны соседей резко меняется. Их стали замечать и бояться. Более других о них пишут византийские авторы, называя их врагами империи, совершающими набеги на её границы (Прокопий Кесарийский, VI в. н.э.).
Возникновение у восточных славян государства Русь относится к IX в. н.э., когда племена (или союзы племён) восточных славян (поляне, древляне, вятичи, кривичи, ильменские словене и др.) по уровню своего социально-экономического развития вплотную подошли к тому рубежу, на котором создание государства становится не только возможным, но и необходимым.
8. Рождение Руси. Ещё Аристотель размышлял о природе государства, утверждал, что «государство — продукт естественного возникновения». Условия возникновения любого государства, его форма определяются реальной исторической ситуацией, особенностями данного общества. Важным фактором, способствующим возникновению государства и его консолидации, служит внешняя опасность. Для восточных славян этот фактор имел особенно существенное значение. Борьба с кочевниками требовала объединения всех боевых сил, прекращения межплеменной вражды. На протяжении многих веков «Азия не перестаёт высылать хищные орды, которые хотят жить за счёт оседлого народонаселения; ясно, что в истории последнего одним из главных явлений будет постоянная борьба со степными варварами», — писал известный русский историк С.М. Соловьёв.
Переход от догосударственного, родового общества к государству шёл медленно и неприметно. У восточных славян он происходил в VI – IX вв., когда сложились предпосылки для возникновения государства в социально-экономической (имущественное неравенство, сильная знать) и в политической (образование славиний, больших союзов племён) областях.
9. Рюрик и Рюриковичи. Начальный этап существования государства обычно связан с возвышением одного из знатных родов. Этот род в жестокой борьбе побеждает соперников и превращается в правящую династию. Примерно то же самое произошло и на Руси. Под 862 г. русская летопись «Повесть временных лет» содержит рассказ о войне между родами и племенами на севере страны. Старейшины племён ильменских словен, кривичей, а также их соседей финно-угорских племён чуди и веси пригласили на княжение в Новгород варяжского князя Рюрика. Большинство исследователей полагают, что варягами на Руси называли выходцев из Скандинавии. Что касается Рюрика, то в нём можно видеть датского конунга Рёрика, нанятого восточными славянами для прекращения усобиц. После смерти Рюрика в 879 г. власть перешла к его сородичу Олегу. Варяги не любили подолгу оставаться на одном месте. В 882 г., собрав большое войско, Олег двинулся на Киев, где издавна существовали собственные традиции славянской государственности, послужившие основой для легенды о трёх братьях — основателях Киева. Однако во времена Олега легендарные братья Кий, Щёк и Хорив вместе со своей сестрой Лыбедью уже давно вернулись к себе на родину — в царство фантазии. Киевом в это время правили варяжские витязи Аскольд и Дир.
10. Путь «из варяг в греки». Воины Олега шли на юг, в Царьград, по знаменитому пути «из варяг в греки». Этот великий торговый путь раннего Средневековья связывал Балтийское и Чёрное моря. Он проходил по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать. Из верхних притоков Ловати лёгкие корабли волоком перетаскивали по особым дорогам через водораздел до притоков Верхнего Днепра. Оживлённое торговое движение по этому пути привело к тому, что именно здесь возникли крупнейшие города того времени — Новгород, Смоленск, Киев. Путь «из варяг в греки» стал как бы главной улицей Древнерусского государства. В то время реки вообще были наиболее удобными дорогами. Не случайно почти все древние города стоят по берегам рек, причём обычно на высоком мысу у впадения малой реки в большую.
11. Вездесущая Русь. Происхождение слова «Русь» загадочно. В тогдашней Европе многие племена и народы имели сходное название. Современные историки принимают объяснение, которое даёт «Повесть временных лет»: Русь — название варяжского (скандинавского) племени, из которого происходил Рюрик и его сородичи.
Понятие «Русь», «Русская земля» поначалу обозначало лишь киевские и прилежащие к ним южнорусские земли. Позднее, примерно в XII в., оно распространяется на всю территорию, занятую восточными славянами.
12. Свои и чужие. Первые правители Руси — Олег (882 – 913), Игорь (913 – 945), Ольга (945 – 964) — настойчиво расширяли свои владения, подчиняя себе племена древлян, северян, радимичей, кривичей, вятичей. Поначалу зависимость этих племён от киевских Рюриковичей проявлялась лишь в выплате ежегодной дани. Однако постепенно власть местных правителей сменялась властью присланных из Киева наместников (посадников). Оплотом государственной власти в новых землях были укреплённые городки («погосты»), в которых находились военные гарнизоны и торговые дворы купцов («гостей»).
Покорение независимых славянских племён было трудным и опасным делом. В 945 г. восставшие древляне убили приехавшего за повторной данью киевского князя Игоря. Вдова Игоря Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Опираясь на собственные силы, а также на отряды наёмников-варягов, Рюриковичи настойчиво добивались успеха.
Помимо распространения своей власти внутри страны, у первых киевских князей было две заботы: торговля с Византией и борьба со степными кочевниками — хазарами, печенегами, а с середины XI в. — половцами. Князья Олег и Игорь прославились своими дерзкими походами на Византию (907, 941, 944 гг.), целью которых был не только захват добычи, но и обеспечение беспрепятственной торговли русских купцов и Константинополе.
13. Походы Святослава. Сын Игоря и Ольги князь Святослав (965 – 972) был выдающимся полководцем. Он не только нападал на Болгарию и воевал с Византией, но также осуществил в 965 г. необычайно смелый поход из Киева на северо-восток. Через леса и болота земли вятичей и финно-угорского племени меря он прошёл к Волге, а потом, спустившись на судах вниз по реке, разгромил находившееся в Нижнем Поволжье враждебное Руси государство — Хазарию. Обратно в Киев Святослав прибыл из степей Северного Причерноморья. Война была любимым занятием Святослава. В 972 г. он возвращался через степь из похода на Болгарию и Византию. Извещённые византийцами печенеги подстерегли обессилевшее войско Святослава и уничтожили его. По древнему обычаю некоторых восточных народов, печенежский князь Куря приказал сделать из черепа Святослава пиршественную чашу.
14. Креститель Руси. Сын Святослава киевский князь Владимир, пришедший к власти в результате жестокой междоусобицы в 980 г., вошёл в историю прежде всего как «креститель Руси». После неудачной попытки ввести единый языческий культ Владимир около 988 г. вместе со своей дружиной принял крещение и провозгласил христианство государственной религией. Историки до сих пор спорят, где и при каких обстоятельствах это произошло. За эту заслугу со временем Церковь причислила его к лику святых и стала именовать равноапостольным. Введение новой религии часто сопровождалось жестоким насилием. Однако оно приобщило Русь к великой культурной традиции христианства. Новая религия осуждала рабство и, требуя «возлюбить ближнего своего как самого себя», способствовала гуманизации древнерусского общества.
Церковная иерархия, установленная Владимиром по византийскому образцу, стала второй, дополнительной системой власти, поддерживавшей первую — государственную. Она состояла из священнослужителей (митрополит — архиепископы и епископы — священники — дьяконы) и церковнослужителей (певчие и звонари). Связь Русской церкви с восточной ветвью христианства (византийским православием) выражалась прежде всего в том, что её главу — киевского митрополита посвящал в сан константинопольский патриарх, выбиравший кандидатуры на этот пост из числа своих приближённых. Попытки наиболее влиятельных русских князей подчинить себе митрополичью кафедру не имели особого успеха до середины XV в., когда была провозглашена автокефалия (самостоятельность) Русской церкви. В 1453 г. Византийская империя была окончательно завоёвана турками, а с 1480 г. Россия, свергнув власть Орды, стала единственной независимой православной страной. Это позволило поставить вопрос о возведении главы Русской церкви в достоинство патриарха. Однако для успеха этого замысла требовалась его поддержка не только московскими государями, но также другими вселенскими патриархами (иерусалимским, антиохийским, александрийским и константинопольским). В итоге московский митрополит был возведён в достоинство патриарха только в конце XVI в.
Государство уже со времён Владимира Святого оказывало Церкви материальную помощь: сначала в виде десятины (десятой части княжеских доходов), а позднее — через щедрые земельные пожалования и разного рода привилегии.
Распространение христианства на Руси вызывало возмущение приверженцев старых, языческих верований. Языческие жрецы (волхвы) не раз поднимали народ на восстание против новой веры и её служителей. Киевские князья беспощадно подавляли эти выступления при крещении Новгорода в 990 г., а также позднее, в 1024 и 1071 гг. в Суздальской земле.
15. «Заставы богатырские». Помимо крещения Руси князь Владимир имел и ещё одну историческую заслугу. Он создал надёжную систему обороны степных границ Руси от кочевников. Главным преимуществам кочевников — многочисленности, внезапности нападения и стремительности передвижения — он противопоставил не только высокую боеспособность своих дружин, но и хорошо налаженную службу дальней разведки, оповещения и связи. Могучие витязи (богатыри), стерегущие степные рубежи Руси от поганых (то есть язычников-степняков), стали героями древних русских сказаний — былин, возникновение которых относят именно к этому времени. Романтический образ непобедимых богатырей волнует воображение художников, писателей и поэтов и в наши дни.
16. Русская Правда. Расцвета своего могущества Русь достигла в правление сына Владимира Святого — князя Ярослава Мудрого (правил в 1019 – 1054 гг.). Ему подвластны были земли от Чёрного до Балтийского моря. Родства и дружбы с ним искали многие государи Европы. Разгромив печенегов в 1036 г. под Киевом, Ярослав надолго обеспечил безопасность южных границ государства. Устраивая новые города, князья часто называли их своим именем. Так, на реке Рось — южной границе Руси и Степи — возник город Юрьев, названный так по церковному имени Ярослава — Георгий (Гюргий, Юрий). Основанием города Юрьева (современный Тарту) он утвердил свои позиции в Прибалтике. Большое значение для внутреннего устроения молодого государства имел свод законов Русская Правда, составление которого началось при Ярославе Мудром. Этот памятник древнерусского законодательства дошёл до нас в трёх редакциях (краткая, пространная и сокращённая) и во множестве поздних списков. Его происхождение, структура и датировка вызывают споры среди историков.
17. Социальная структура. Основным населением Руси были лично свободные крестьяне (смерды), объединявшиеся в общину (вервь). Однако их земли постепенно превращались в вотчины — собственность аристократии. Владельцы вотчин требовали от крестьян натуральной, отработочной и денежной ренты за пользование землёй. В роли землевладельца выступал и князь, имевший собственное земельное владение, — домен. Крестьяне платили дань князю — верховному собственнику всей земли. На эти средства, собранные с населения, правитель содержал дружину, суд и администрацию.
Крестьяне в эпоху Руси, как и позднее, в период существования независимых княжеств-государств, часто попадали в личную зависимость от землевладельцев. Обычно это было связано с получением денежной или иной помощи. Наиболее тяжёлая форма личной зависимости — обельное холопство — была очень близка к рабству. Рабы составляли значительную часть населения Руси. В документах того времени их общее название — челядь. Главным источником рабства был захват пленных во время военных действий. Рабы использовались для самых различных нужд — от заведования княжеским хозяйством до тяжёлых полевых работ.
Личная зависимость, переплетаясь с поземельной, создавала весьма пёструю ткань социальных отношений на Руси. Однако крепостное право как система законодательного прикрепления крестьян к земле сложилось всё же гораздо позже. Оно было характерной чертой внутреннего устройства Российского государства в XVI – первой половине XIX в. Не ранее конца XV в. появилось и дворянство как особое сословие.
18. Община. Проблема выживания всегда стояла на Руси очень остро. Ещё в глубокой древности люди поняли, что, объединив усилия, они смогут более успешно противостоять опасностям, исходящим из окружающего мира. На Руси крестьяне и горожане объединялись в небольшие общины. Община помогала своим членам в трудную минуту, однако за это требовала беспрекословного исполнения своих неписаных законов. В русской деревне община сохранялась гораздо дольше, чем в Западной Европе — вплоть до начала XX в. Это объяснялось спецификой сельскохозяйственного производства в Восточной Европе, а также соображениями фискального и административного характера. Благодаря существованию общины властям легче было собирать налоги и усмирять волнения. «Общинная психология», во многом противоположная западноевропейскому индивидуализму, стала характерной чертой российского менталитета.
19. Образы власти. Символом могущества князя Ярослава Мудрого и величия Руси стали возведённые им в Киеве и Новгороде огромные соборы во имя святой Софии, Премудрости Божьей, сохранившиеся до наших дней.
Повторяя посвящение главного храма Византии — знаменитой константинопольской Софии, Ярослав Мудрый тем самым хотел выразить идею духовной самостоятельности Руси. По константинопольским образцам были построены в Киеве храмы в честь святого Георгия и святой Ирины, а также Золотые ворота. Мысль о величии Руси утверждал и единомышленник князя, первый киевский митрополит славянского происхождения Иларион в своём произведении «Слово о законе и благодати».
При Ярославе Мудром Русь обрела своих первых святых. Ими стали братья Ярослава Борис и Глеб, злодейски убитые по приказу их сводного брата киевского князя Святополка Окаянного (правил в 1015 – 1019 гг.). Причислив Бориса и Глеба к святым, Церковь тем самым выразила своё осуждение княжеских усобиц — главного бедствия Руси. Кроме того, этим актом был укреплён престиж правящей династии.
20. Ярославичи. Наследниками Ярослава стали его старшие сыновья — Изяслав (ум. 1078), Святослав (ум. 1076) и Всеволод (ум. 1093). Первый получил по завещанию отца киевское княжение, второй — черниговское, а третий — переяславское. Кроме этого, все они получили в управление обширные области в других частях Руси. Летопись сохранила трогательное обращение умиравшего Ярослава к сыновьям, которых он умолял жить дружно на благо Руси. Однако Ярославичи не сумели сохранить единства. Они часто враждовали друг с другом. Между тем на степных границах Руси на смену разбитым Ярославом печенегам пришёл новый опасный враг — кочевые племена половцев. В 1068 г. половцы разгромили объединённые силы сыновей Ярослава в битве на реке Альте. Узнав о поражении, возмущённые киевляне подняли восстание против своего князя Изяслава, который вынужден был бежать в Польшу.
21. Владимир Мономах. Раздоры князей, частые половецкие набеги и волнения горожан заставили киевскую знать в начала XII в. призвать на княжение внука Ярослава Мудрого, властного и авторитетного князя Владимира Всеволодовича Мономаха (правил в 1113 – 1125 гг.). После восстания 1113 г. в Киеве, вызванного произволом ростовщиков, он установил твёрдые нормы ссудного процента («Устав о резах»), а также, по мнению некоторых историков, подготовил новый свод законов — пространную редакцию Русской Правды.
Владимир Мономах сумел объединить силы русских князей для отпора половцам, которые были отброшены им далеко на юг, к предгорьям Кавказа. Государственный деятель, полководец и писатель Владимир Мономах остался в памяти потомков как один из самых выдающихся правителей Руси. Не случайно именно его образ вдохновил московских книжников начала XVI столетия на создание знаменитой легенды о шапке Мономаха — символическом подарке византийского императора киевскому князю, ставшем впоследствии родовой короной московских князей.
После кончины Владимира Мономаха киевское княжение перешло к его сыну Мстиславу (правил в 1125 – 1132 гг.). Он имел достаточно сил и мудрости, чтобы ещё некоторое время удерживать единство Киевской Руси. Однако с его смертью она стала быстро распадаться на самостоятельные княжества и земли. Таков был неуклонный ход истории...
РАСПАД «ИМПЕРИИ РЮРИКОВИЧЕЙ»
1. «Перелётные птицы Русской земли». Единство «империи Рюриковичей», как называют иногда домонгольскую Русь, не было прочным. Оно держалось главным образом на военной силе киевских князей, превосходившей возможности других правителей, а также на авторитете киевского великого князя как главы рода Рюриковичей. Наместниками Владимира Святого в различных русских землях были его сыновья. Равным образом и Ярослав Мудрый посылал в города своих сыновей, имея полное право отозвать их в случае необходимости. При таком порядке князья часто меняли место службы. Ключевский называл их «перелётными птицами Русской земли».
Эта система давала сбои уже при жизни Владимира Святого: известно, что Ярослав, будучи наместником в Новгороде, отказался подчиняться отцу. Разгневанный Владимир стал готовить поход против сына, однако внезапно умер.
Увеличение количества князей «Рюрикова дома», а также укрепление их связей с местной знатью вели к созданию на местах собственных княжеских династий. Основой для этого сепаратизма служил рост населения и соответственно экономического и военного могущества различных областей Руси. Процесс распада Руси как единого государства облегчался отсутствием прочных экономических связей между областями, господством натурального хозяйства, при котором практически всё необходимое для жизни людей производилось на месте. Наконец, сказалось и отсутствие в середине XII в. серьёзной внешней угрозы для всей восточнославянской общности. После блестящих побед Владимира Мономаха половецкие набеги ослабели, и для их отражения достаточно было усилий южнорусских князей. Но как часто бывало в истории, покой дорого обошёлся Руси. И когда степная угроза появилась в лице монголов, процесс обособления княжеств зашёл уже слишком далеко.
Перестав быть столицей единого государства, Киев продолжал оставаться крупнейшим городом Южной Руси. Права занять великое княжение киевское домогались представители различных ветвей династии Рюриковичей. Обманчивый блеск золотых куполов киевской Софии будоражил воображение. Однако реальное соотношение сил было таково, что великий князь киевский не мог уже навязывать свою волю суверенным правителям Чернигова, Смоленска, Полоцка, Владимира и других городов. Он оставался лишь старшим среди равных, инициатором и организатором совместных походов южных князей на половцев.
Среди политических наследников единой Руси наиболее значительными стали Владимиро-Суздальская, Новгородская и Галицко-Волынская земли. В каждой из них сложилась собственная политическая традиция.
2. Владимирская земля. Выделение Владимиро-Суздальской земли как самостоятельного политического целого произошло в правление здесь сына Владимира Мономаха князя Юрия Долгорукого (правиле 1132 – 1157 гг.). Занятый борьбой за Киев, Юрий не забывал и своих верхневолжских владений. Вдоль Волги и её притоков он выстроил цепочку крепостей — опорных точек его господства. К их числу принадлежала и Москва.
В памяти потомков остался и сын Юрия Андрей Боголюбский (правил в 1157 – 1174 гг.). По его заказу были построены великолепные белокаменные здания, сохранившиеся до наших дней, — Золотые ворота и Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли.
Владимиро-Суздальская земля стала колыбелью русской монархии. Такой тип власти соответствовал особенностям этой скудной земли. К сильной централизованной власти предрасполагали и такие особенности Северо-Восточной Руси, как слабое развитие городов, низкая плотность населения и его пёстрый этнический состав, а также относительная малочисленность и слабость знати, обусловленная общей бедностью края. Некоторые историки полагают, что владимирские князья первыми стали применять принцип служилого землевладения и таким образом положили начало возникновению дворянства.
Опираясь на военную силу, на возводимые ими города-крепости, князья Рюриковичи начали энергично теснить местную знать. Особенно сильное сопротивление оказывало могущественное ростовское боярство. На расправы, начатые Андреем Боголюбским, знать ответила заговором, целью которого было убийство правителя. В ночь с 28 на 29 июня 1174 г. князь Андрей был убит заговорщиками в своей загородной резиденции Боголюбово, близ Владимира. Под свежим впечатлением этой драмы придворный священник Кузьмище Киянин написал «Повесть об убиении Андрееве» — замечательный памятник древнерусской литературы.
После гибели Андрея во Владимиро-Суздальской земле началась борьба за власть между братьями погибшего и ростовским боярством. Победителями в этой борьбе стали в конечном счёте сводные братья Андрея Михалко и Всеволод. Этот последний, прозванный за многодетность Большое Гнездо (правил в 1177 – 1212 гг.), был образцом правителя. Византиец по матери, он обладал большими дипломатическими способностями и умел находить общий язык с аристократией. Правление Всеволода стало временем расцвета Владимиро-Суздальской земли. Продолжалось, и с ещё большим размахом, чем при Андрее, строительство каменных храмов во Владимире и других городах. Шло наступление на восточного соседа — Волжскую Болгарию, державшую под контролем волжский торговый путь. С притязаниями Всеволода вынуждены были считаться в Киеве и Новгороде, Галиче и Смоленске. Неизвестный автор древнерусской героической поэмы «Слово о полку Игореве» восторженно отзывался о военном могуществе владимирского «самовластца».
Соперничество между «старыми» городами, родоплеменными центрами (Ростов, Суздаль), и «молодыми», построенными здесь Рюриковичами (Владимир, Переяславль-Залесский, Тверь и др.), стало главной причиной войны, вспыхнувшей после кончины Всеволода. Два его сына — Юрий, княживший во Владимире, и Ярослав, сидевший в Переяславле-Залесском, — вступили в борьбу с братом Константином, правившим в Ростове. Летописи называют Константина «философом». Однако он был и энергичным правителем. На помощь Константину пришли новгородцы во главе со знаменитым воителем князем Мстиславом Удатным. 21 апреля 1216 г. близ Юрьева-Польского, на берегах речки Липицы произошла кровопролитная битва. Победа досталась Константину. Однако с его смертью в 1218 г. на великое княжение владимирское вернулся Юрий Всеволодович (правил в 1218 – 1238 гг.). Сумев на этот раз поладить с братьями и племянниками, признав их удельные права, он на долгие годы обеспечил мир и порядок в Северо-Восточной Руси. Укрепляя свои позиции в Среднем Поволжье, Юрий в 1221 г. основал город Нижний Новгород, ставший со временем восточными воротами Руси.
3. Северная Венеция. Вторым крупнейшим осколком распавшейся «империи Рюриковичей» стала Новгородская земля. Здесь сложился своеобразный уклад общественной и политической жизни, во многом противоположный тому, который существовал во Владимиро-Суздальской земле. Если на северо- востоке Руси возобладала сильная автократическая власть, то в Новгородской земле, напротив, сложилась оригинальная политическая система — так называемая Новгородская республика. После народного восстания 1136 г., положившего конец правлению в Новгороде князей-наместников из Киева, высшим законодательным органом стало вече — собрание всех полноправных граждан. После долгих и обычно бурных дискуссий вече выносило решение путём голосования. Воля большинства становилась законом. На вече избирались и высшие должностные лица города — посадник (глава судебной и исполнительной власти), тысяцкий (руководитель новгородского ополчения), архимандрит (глава чёрного духовенства) и архиепископ (глава всей новгородской церковной организации, официальный представитель республики в её внешних сношениях). Вече решало вопрос и о заключении или расторжении договора с тем или иным князем. При этом оно являлось весьма архаическим политическим институтом, не имевшим ни регламента выступлений, ни расписания вечевых собраний, ни кворума, ни чёткой сферы компетенции.
Документация новгородского веча не сохранилась до наших дней. Учитывая его патриархальный характер, можно предположить, что её и не существовало. Конкретные механизмы принятия решений во многом остаются загадкой для историков. На вечевые собрания не допускались провинциалы, а правом голоса обладали только жители самого Новгорода, что сильно сокращало количество пользователей этой демократией. Допуск к принятию решений был урезан не только по территориальному, но и по имущественному признаку. По сути своей Новгородская республика была олигархией — властью богачей. В этом отношении Новгород иногда сравнивают с Венецией, где под видом республики процветала олигархия. Такого рода политический маскарад — обычная игра власть имущих. Трудно ясно видеть, где кончается реальность и начинается политическая демагогия.
Демократия — удел свободных и состоятельных людей. Много ли таких было в Новгороде? Новгородская земля с её лесами и болотами была неблагоприятной для ведения сельского хозяйства. Проблема выживания для основной массы населения — крестьян-общинников стояла здесь не менее остро, чем во Владимиро-Суздальской земле. Новгородская вечевая демократия в реальности была элитарной и распространялась лишь на узкий круг новгородцев — домовладельцев, глав больших патриархальных семей. Клановая система отвечала специфике новгородской экономики. И торговля, и промыслы были занятиями весьма рискованными, требовавшими объединения сил и средств узкого круга всецело доверяющих друг другу лиц. Оптимальной формой организации торгово-промышленного товарищества и был боярский род, большая патриархальная семья.
Князья в республиканский период истории Новгорода (1136 – 1478) приглашались в город на определённых условиях в качестве военных специалистов. Их главными задачами были организация походов на соседние страны, а также отпор таким же грабительским нападениям соседей. Захваченные в набегах п походах пленные становились собственностью своих господ. Роль князя во внутренней жизни Новгорода была невелика. Опасаясь тирании, новгородцы бдительно следили за его действиями. Даже место для княжеской резиденции было отведено за. пределами города — на Городище. Со времён Юрия Долгорукого новгородцы обычно признавали своим князем великого князя владимирского или же его сыновей. В случае конфликтов с Новгородом владимирский князь останавливал подвоз хлеба по реке Тверце из южных и центральных районов Владимиро-Суздальской земли. В городе начинался голод, и вскоре новгородцы вынуждены были идти на переговоры.
Новгород был столицей огромного государства, простиравшегося от Верхней Волги до Балтийского и Белого морей. Подобно тому как сам город делился на пять районов («концов»), Новгородская земля со временем разделилась на пять областей (пятин).
Просуществовав около трёх с половиной веков, своеобразное новгородское государство в 1470-е гг. было раздавлено военной мощью Москвы. Почему Господин Великий Новгород не мог, да и не хотел выступить в роли «собирателя Руси»? Кажется, хозяева города-государства были слишком увлечены подсчётом барышей, чтобы подумать о будущем своей земли. Не нужно было быть пророком, чтобы понять очевидное: с возникновением единого Российского государства новгородская независимость, а вместе с ней и новгородская политическая система неизбежно должны погибнуть. Так оно и случилось. Отказавшись от борьбы за первенство, Новгород подписал себе смертный приговор. Однако само существование Новгородской республики на протяжении трёх с половиной веков свидетельствует о наличии в средневековом русском обществе иных политических традиций, не носивших автократический самодержавный характер.
4. Благословенный край. Третьим историческим наследником распавшейся Руси стали её юго-западные области с городами Галич и Владимир-Волынский (ныне Западная Украина). Это был поистине благословенный Богом край. Он славился мягким климатом и плодородием почвы. Урожаи здесь были обильные. Широкие реки несли корабли к Чёрному морю, где плодов земли уже дожидались предприимчивые греческие или итальянские торговцы. Соответственно и доходы, которые собственник земли мог забрать у крестьянина, были здесь значительно большими, чем в других районах страны.
Имея такое изобилие, местная аристократия процветала. Галицкий боярин являлся на людях в богатых одеждах, окружённый толпой челяди. Пришедшим из Киева князьям было необычайно трудно править в этом вечно мятежном крае, где каждый боярин мог при необходимости выставить против князя целое войско. Положение Рюриковичей ещё более осложнялось близким соседством сильных государств — Венгрии и Польши, стремившихся утвердить в Галиче и на Волыни свою власть. В результате всего этого галицкие и волынские князья в XII — начале XIII в. были за редким исключением (Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславович) не более чем пешками в руках местного боярства. Только нашествие Батыя, разорившее Галицко-Волынскую землю и тем самым ослабившее её аристократию, привело к установлению здесь сильного княжеского правления. Власть в разорённом крае сосредоточил в своих руках энергичный и смелый Даниил Романович Галицкий (ум. 1264), действовавший в тесном союзе со своим братом Васильком. Однако уже в первой половине XIV в. раздираемая внутренними распрями и утратившая собственную династию князей Галицко-Волынская земля постепенно переходит под власть Польши и Литвы.
Помимо Владимиро-Суздальской, Новгородской и Галицко-Волынской земель на территории некогда единой Руси в XIII в. существовало ещё около десятка других суверенных владений — Смоленское, Рязанское, Черниговское, Новгород- Северское, Киевское, Полоцкое, Курское, Переяславское княжества. Политическое дробление Руси продолжалось за счёт разделения княжеств на ещё более мелкие единицы — уделы, где самостоятельно правили младшие братья глав княжеств-государств. (В современной исторической науке термин «княжества» иногда заменяют более аутентичным термином «земли», а «уделы» — термином «волости».) Процесс политического дробления Руси уже в XIV в. столкнулся со встречным процессом — постепенным объединением русских земель под властью одного общепризнанного правителя.
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!