ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г. СУМЕРКИ РЕФОРМ
1. Начало войны. Общая численность вторгшейся в Россию наполеоновской армии, включая подкрепления, вызванные уже после начала войны, составляла более 600 тыс. человек. Русские войска, действовавшие против Наполеона, в начале войны были разделены на три армии, прикрывавшие путь на Москву, Петербург и Украину. Их общая численность составляла около 200 тыс. человек. Наполеон стремился уже в начале кампании разгромить русскую армию в решающем сражении. В этой ситуации Александр I и его генералы приняли единственно правильное решение — без боя отступать вглубь страны. Впрочем, сам царь, лишённый полководческих способностей, благоразумно уступил генералам руководство боевыми действиями. В районе Смоленска две русские армии (П. Багратиона и М. Барклая-де-Толли) соединились, но продолжили отступление. У села Бородина, в 110 км к западу от Москвы, русская армия остановилась, чтобы дать бой Наполеону. К этому времени командование всеми войсками царь поручил популярному в армии и народе генералу М.И. Кутузову. Под руководством Кутузова русские войска 26 августа 1812 г. дали неприятелю знаменитое Бородинское сражение. В нём участвовало около 120 тыс. русских и 130 тыс. наполеоновских солдат. И те и другие имели примерно по 600 пушек. Сумев навязать Наполеону выгодное для русских место битвы и свой план сражения, Кутузов проявил себя под Бородином как выдающийся полководец, достойный ученик великого А.В. Суворова.
|
|
На Бородинском поле и русские и французы сражались очень мужественно. Историки называли это сражение самой кровопролитной битвой со времени изобретения огнестрельного оружия. Наполеоновская армия потеряла 58,5 тыс. солдат, русская — 43 тыс. Однако и после этого сражения Кутузов приказал своим войскам отступить вглубь России. Он берёг армию и понимал, что приближающаяся зима, а вместе с ней голод и морозы нанесут французам невосполнимые потери. 2 сентября 1812 г. наполеоновские войска заняли Москву. В опустевшем городе, большинство жителей которого ушли от завоевателей, вскоре начались пожары. Они уничтожили около 80% городских домов, которые были в основном деревянными. Не имея ни хлеба, ни крыши над головой, французы уже 7 октября выступили из Москвы, пытаясь пробиться по Калужской дороге на юго-запад, в тёплые и хлебные области Украины.
2. Тарутинский манёвр. Однако Кутузов предвидел такое решение Наполеона. Ещё в сентябре он поставил свою армию именно на этом направлении — в лагерях близ села Тарутина, перекрыв тем самым французам путь к спасению. Несколько дней ожесточённых боёв за город Малоярославец на калужском направлении убедили Наполеона в том, что он уже не имеет достаточно сил, чтобы опрокинуть русские войска. Так называемый Тарутинский манёвр Кутузова принёс блестящие результаты: французы вынуждены были уйти из России по гой же самой Смоленской дороге, по которой они шли к Москве. Здесь всё было разорено и опустошено ими ещё в начале войны. Тяготы пути, голод, лютый мороз и действия партизан довершили дело. «Великая армия» Наполеона к концу 1812 г. практически перестала существовать, в то время как окрепшая и многочисленная русская армия шла следом за французами, выпроваживая их из России.
|
|
3. Сто дней. 25 декабря 1812 г. Александр I издал манифест, в котором извещал своих подданных об изгнании неприятеля из России. Вскоре Австрия и Пруссия присоединились к России в её борьбе с Наполеоном. В октябре 1813 г. союзные войска разгромили французов в грандиозной трёхдневной Битве народов под Лейпцигом. 19 (31 марта) 1814 г. победители вступили в Париж. Наполеон был взят в плен и сослан на остров Эльбу. Его попытка восстановить свою власть во Франции (Сто дней) завершилась окончательной победой союзников (без участия русских войск) в битве при Ватерлоо, близ Брюсселя, в июле 1815 г. На сей раз Наполеон был сослан англичанами на остров Святой Елены у западного побережья Африки, где и скончался в 1821 г. Позднее его прах был перевезён в Париж.
|
|
Очарование незаурядной личности французского императора сохранялось и после его падения. Несколько сподвижников добровольно последовали за ним в изгнание. Один из них, граф де Лас Каза, записал свои беседы с Наполеоном и, вернувшись в Европу, издал знаменитую книгу «Мемориал Святой Елены».
Крах наполеоновской империи привёл к существенным изменениям политической карты Европы, которые были утверждены на состоявшемся в Вене в 1814 – 1815 гг. конгрессе стран-победительниц. Большая часть Польши вошла в состав Российской империи под названием Царство Польское. Русский император становился одновременно и королём польским. Некоторые территории получили также Австрия и Пруссия. На французский трон вернулась свергнутая революцией династия Бурбонов.
4. Священный союз. После разгрома Наполеона при Ватерлоо монархи Австрии, Пруссии и России вновь встретились в Париже. На этот раз они заключили Священный союз (14 сентября 1815 г.) — соглашение о взаимопомощи, текст которого был полон христианской патетики. Небывалые жертвы и страдания европейских народов в период Наполеоновских войн заставили правителей, и прежде всего впечатлительного Александра I, с новой силой ощутить ценность евангельских идеалов любви и мира. Однако на практике Священный союз, к которому присоединились монархи Франции, Испании, Норвегии и других государств, вылился в совместную борьбу государей против любых попыток как внешних, так и внутренних сил изменить политический строй, существующий в странах Европы. Монархи периодически встречались на конгрессах Священного союза в различных городах Италии и Австрии. Вдохновителем военно-политических акций Союза был австрийский канцлер К. Меттерних.
|
|
Своё понимание целей Священного союза Александр I в 1821 г. определил в таких словах: «Более не может быть политики английской, французской, русской, прусской или австрийской, есть только одна общая политика, которая для всеобщего спасения должна совместно проводиться народами и королями... Провидение поставило под моё начало 800 тысяч солдат не для того, чтобы я тешил своё самолюбие, но для защиты религии, морали и права, для обеспечения торжества принципов порядка, на которых зиждется человеческое общество...»
Русское самодержавие оставалось верным принципам Священного союза до середины XIX в. и активно помогало консервативным европейским режимам в их борьбе с радикальной оппозицией. Отдельно стоял вопрос о применимости принципов Священного союза по отношению к борьбе за независимость христианских народов Османской империи (греков, сербов, хорватов и др.). Александр уклонился от активной помощи грекам, предоставив решение этого вопроса англичанам.
5. Сумерки реформ. Внутренняя политика Александра после событий 1812–1815 гг. стала менее энергичной, чем в первый период его царствования. Самодержец не забывал, однако, о своих планах реформировать центральные учреждения и превратить самодержавный деспотизм в монархию, ограниченную законом. В 1815 г. он утвердил весьма либеральную конституцию для Царства Польского, а в 1816 г. возвратил из ссылки Сперанского. В 1818 г., выступая в польском сейме, царь обещал дать конституцию и России. Проект реформы Александр на этот раз поручил разработать своему другу детства, либерально настроенному вельможе Н.Н. Новосильцеву. Созданный им проект («Уставная грамота») сильно напоминал польскую конституцию. Однако до его реализации дело не дошло.
Камнем преткновения для русского либерального реформаторства по-прежнему был крестьянский вопрос. В начале своего царствования Александр открыто говорил о необходимости освобождения крестьян. Теперь он стал более сдержан в словах. Однако дело всё же понемногу двигалось вперёд. В 1816 – 1819 гг. крепостное право было отменено в прибалтийских землях (Эстляндии, Лифляндии, Курляндии). Крестьяне получили личную свободу, но вся земля осталась у помещиков, которые были вполне довольны таким решением крестьянского вопроса. Отныне крестьяне могли уходить в города на заработки, либо наниматься в батраки, либо арендовать у помещика участок земли. В крае стали быстро развиваться рыночные отношения. В самой России об отмене крепостного права речи пока не шло. Более того, в 1822 г. царь восстановил отменённое им в 1809 г. право помещиков ссылать своих крепостных в Сибирь.
6. Военные поселения. Тяжким испытанием для сотен тысяч крестьян стали так называемые военные поселения. Война с Наполеоном подорвала экономику России, истощила государственную казну. Это заставило Александра подумать об экономии бюджета. В 1816 г. им было найдено оригинальное средство сокращения расходов на содержание огромной армии — военные поселения. Суть замысла заключалась в том, чтобы обязать государственных крестьян содержать расквартированные в данной местности воинские части. При этом 1/3 жителей военных поселений составляли крестьяне, а 2/3 — солдаты. Крестьяне жили вместе с солдатами в построенных по единому плану домах-общежитиях и обязаны были в свободное от сельскохозяйственных занятий время обучаться военному делу. Вся жизнь в поселениях подчинялась строгому регламенту, нарушение которого каралось телесными наказаниями. Дети крестьян, живущих в военных поселениях, записывались в солдаты. Со временем они должны были пополнить естественную убыль в полках. На практике военные поселения не дали того результата, которого ожидали царь и возглавивший дело генерал Аракчеев. Они вызвали ненависть крестьян и возмущение передовой части общества. В правление Николая I поселения были упразднены.
Мысль о необходимости освобождения крестьян в России не оставляла императора. В 1818 г. он поручил Аракчееву подготовить проект отмены крепостного права, отметив, что это необходимо «для будущего спокойствия самих владельцев крепостных крестьян». Исполнительный Аракчеев составил план постепенного выкупа крестьян государством. Минимальный размер надела (2 десятины) должен был обеспечить сохранение поземельной зависимости получивших свободу крестьян от их прежних хозяев. Проект крестьянской реформы, как и многие другие свои реформаторские замыслы, Александр не решился провести в жизнь.
7. Мистика власти. Трагедия сотен тысяч людей в годы Наполеоновских войн вызвала у Александра I своего рода духовное перерождение. Он не только усомнился в идеалах свободы, равенства и братства, которые привели к французской революции и, как следствие, возвышению Наполеона; более того, он стал очень религиозным человеком. Его вера была поначалу общехристианской, наднациональной. Он надеялся, что христианские идеалы смогут сплотить человечество, избавить его от новых испытаний. Себя он считал «избранником Всевышнего, призванным спасти Европу от наполеоновского ига».
В России новые настроения царя привели к активизации деятельности международного Библейского общества, к усиленному насаждению богословия в учебных заведениях. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Во главе его царь поставил обер-прокурора Синода князя А.Н. Голицына. Тогда же в России вновь расцвело масонство, разрешённое правительством.
В 1820 г. в Петербурге произошло выступление солдат Семёновского гвардейского полка, возмущённых жестокостью и самодурством своего полковника. Это событие потрясло Александра: в нём он увидел свидетельство проникновения революционных настроений в русскую армию. Жестоко расправившись с участниками выступления, которое в действительности не имело политического характера, царь усилил тайную полицию. В том же году он велел выслать из России иезуитов, заподозренных им в тайных кознях. В 1822 г. царь запретил масонские ложи и вскоре изменил своё отношение к Библейскому обществу. Его религиозность приобретает формы сугубо православного благочестия. Большое влияния на царя оказывает в этот период архимандрит новгородского Юрьева монастыря Фотий.
Последние два года царствования Александра были наиболее мрачными. Власть Аракчеева и других деятелей консервативного направления необычайно усилилась благодаря охватившей императора апатии, отрешённости от дел. Даже сообщения о тайных офицерских обществах не вызвали у него никакой реакции. «Предадимся воле Божией! — сказал он по этому поводу А.Н. Голицыну. — Он лучше направит ход вещей, чем мы, слабые смертные!» Случалось, царь говорил о своём желании отречься от престола...
Осенью 1825 г. во время поездки по южным губерниям России Александр I заболел и скоропостижно скончался в городе Таганроге 19 ноября. Мистические и покаянные настроения царя в последние годы жизни послужили основой для легенды о старце Фёдоре Кузьмиче. Рассказывали, что царь будто бы приказал положить в свою постель умершего в госпитале солдата, очень похожего на него лицом и фигурой. Сам же он скрылся в далёких сибирских скитах, где жил до 1864 г. под именем старца Фёдора Кузьмича. Эта легенда, не имеющая под собой серьёзных исторических оснований, оказалась созвучной народному представлению о греховности власти и о народном царе (царевиче), скрывающемся от врагов где-то в далёких краях.
ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ
1. Тайные общества. В ходе Наполеоновских войн тысячи русских офицеров побывали за границей, познакомились с укладом жизни европейских стран. Вместе с тем они явственно ощутили величие подвига русского народа, избавившего Европу от деспотизма Наполеона. Всё это заставило их по-новому взглянуть на положение русского крестьянства, на весь строй русской жизни. Среди передовых офицеров усиливаются либеральные настроения. Многие открыто возмущались теми порядками, которые установились в России после 1815 г.: мучительные для крестьян военные поселения, гонения на университеты, наконец — стремление Александра I поддерживать консервативные монархические режимы Европы порой в ущерб национальный интересам России.
В этой обстановке среди офицеров стали возникать тайные общества, целью которых были политические преобразования в России. Первым тайным обществом был созданный в 1816 г. «Союз спасения». Его организаторами были Сергей Трубецкой, Александр Муравьёв, Никита Муравьёв, братья Сергей и Матвей Муравьёвы-Апостолы, Иван Якушкин, Павел Пестель. Их мечтой было установление в России конституционного строя и отмена крепостного права. Некоторые наиболее радикально настроенные члены «Союза спасения» (Михаил Лунин, Иван Якушкин) предлагали для захвата власти убить царя. Однако для большинства заговорщиков, воспитанных в традициях верности престолу, этот путь казался неприемлемым. Они надеялись распространить свои взгляды путём мирной пропаганды и постепенного перевоспитания дворянства.
В 1818 г. «Союз спасения» был реорганизован в «Союз благоденствия». Его уставом стала «Зелёная книга» — программный документ, в котором формулировались основные цели организации: благотворительность, просвещение, помощь правосудию, содействие прогрессу в сельском хозяйстве. Благодаря умеренности целей «Союза благоденствия» он был довольно многочисленным, насчитывая 200 человек. Такие задачи, как государственный переворот, отмена крепостного права, введение конституции, не значились среди целей этой организации.
«Союз благоденствия» создал многочисленные легальные филиалы, которые имели просветительский и литературный характер. Один из них — общество «Зелёная лампа» — часто посещал А. С. Пушкин.
Волнения среди солдат гвардейского Семёновского полка в 1820 г. испугали правительство. Власти искали и арестовывали подозрительных лиц. Многие офицеры оказались под наблюдением полиции. В этих условиях большинство членов «Союза благоденствия» решили прекратить свою деятельность. С этой целью в январе 1821 г. в Москве был проведён съезд «Союза благоденствия», где было объявлено о его роспуске.
Однако радикально настроенные члены «Союза благоденствия» решили продолжить борьбу. Они создали две новые тайные организации — «Северное общество» в Петербурге и «Южное общество» на Украине. Во главе «Северного общества» встали С. Трубецкой, К. Рылеев, И. Пущин, Н. Муравьёв. «Южным обществом» руководили П. Пестель и А. Юшневский.
2. Программы преобразований. Среди участников движения не было единства в вопросе о будущем устройстве России. Так, например, П. Пестель в своём трактате «Русская правда» предлагал уничтожить монархию, а затем учредить республику. Пестель допускал возможность физического уничтожения «царствующего дома Романовых». Он выступал за немедленную отмену крепостного права и конфискацию значительной части помещичьих земель. Крестьяне должны были получить в пользование достаточное для существования количество земли из общественного фонда, а также возможность приобретать землю сверх минимальной нормы из особого, дополнительного, земельного фонда.
Гораздо более умеренной была программа «Конституция» одного из лидеров «Северного общества» Никиты Муравьёва. Он мечтал о превращении России в конституционную монархию, поэтому оставлял за монархом руководство всеми вооружёнными силами страны. Отмена крепостного права соединялась в «Конституции» Н. Муравьёва с практически полным сохранением помещичьего землевладения. Получив личную свободу, крестьяне должны были арендовать у помещика землю или становиться наёмными рабочими.
Заговорщики сходились на том, что России нужен парламент, и даже согласовали его название — Народное вече. Но избирательный ценз и избирательное право служили предметом дискуссии.
3. Противостояние. Смерть императора Александра I в ноябре 1825 г. заставила членов тайных обществ перейти от слов к делу. 14 декабря 1825 г. офицеры, участники «Северного общества», вывели свои воинские части на Сенатскую площадь. Их конечной целью было создание Временного правительства и провозглашение в России нового политического строя. Однако общее количество восставших оказалось невелико, а действия их носили пассивный характер. Они не пытались арестовать Николая I, захватить царский дворец или другие административные здания. Восставшие весь день стояли на Сенатской площади. Между тем Николай, убедившись в бесполезности переговоров, приказал окружить площадь верными ему войсками и рассеять мятежников огнём артиллерии. Восстание было жестоко подавлено. Та же участь постигла и пытавшихся поднять восстание в январе 1826 г. членов «Южного общества» — офицеров Черниговского полка.
После длительного расследования наиболее активные участники движения были сосланы в Сибирь на каторжные работы. Пять самых решительных мятежников (П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьёв-Апостол, П. Каховский, М. Бестужев- Рюмин) были повешены. Так печально закончилась первая в русской истории попытка изменить политический строй с помощью государственного переворота. Это был удивительный исторический феномен: заговор дворян, мечтавших во вред своему собственному процветанию освободить крестьян и решить задачи буржуазной революции...
Движение декабристов — одно из самых сложных явлений русской истории. Политическая утопия причудливо переплетается в нём с неписаными законами офицерской чести, а театральная конспирация масонских лож — с хмельной отвагой дворцовых переворотов.
14 декабря 1825 г. заговорщики попали в безвыходное положение: захватив власть с оружием в руках, мятежники рисковали втянуть Россию в новую Смуту, о последствиях которой они хорошо знали из истории. Но соблазн был очень велик. Судьба предоставляла им уникальный шанс на успех — династический кризис, ситуацию междуцарствия. Наконец, это был и вопрос чести. Отказаться от выступления после многих лет деятельности тайных обществ, после долгих размышлений и жарких споров многим казалось позорной трусостью. Единственным достойным выходом из положения было самопожертвование: показать свою готовность к мятежу, но при этом не начинать братоубийственную войну. Именно так зачастую поступали благородные люди на дуэли: принять вызов и встать у барьера, показав свою готовность умереть во имя чести, а затем пустить свою пулю в воздух, не желая пролить чужую кровь... Этим путём и пошли декабристы к своему трагическому финалу...
Исторические последствия движения декабристов столь же неоднозначны, как и само это движение. Жестокая расправа над декабристами — выходцами из лучших дворянских семей России — лишила молодого царя Николая симпатий со стороны дворянства, что заставило его искать опоры в быстро разраставшемся чиновничье-бюрократическом аппарате. Опасаясь возрождения дела декабристов, царь всеми силами препятствовал развитию свободомыслия в России. Вместе с тем он понимал, что их требования отражали реальные социально-экономические и политические проблемы России. Известно, что во время следствия по делу декабристов царь внимательно изучал их суждения. Эти проекты были учтены Николаем при подготовке некоторых позитивных мер его царствования.
Память о подвиге декабристов, отдавших жизнь за свободу народа, воодушевляла новые поколения русских революционеров. Декабристы заслужили историческое бессмертие. Не восхищаясь революцией как явлением, мы должны признать, что наличие революционной традиции является необходимым элементом в истории любой великой страны.
ЭПОХА НИКОЛАЯ I
1. Хранитель самодержавия. После кончины Александра I на российский престол взошёл его брат, 29-летний Николай Павлович. И по своим политическим взглядам, и по характеру он резко отличался от старшего брата. В его лице на смену либерализму и космополитизму пришли консерватизм и национализм. Авторитетами для Александра I были прежде всего французские просветители XVIII в. Николай же разделял национально-консервативные взгляды Н.М. Карамзина и даже приказал поставить памятник историку на его родине, в Симбирске. Своей главной задачей Николай считал укрепление и расширение Российской империи. С этой целью он стремился к дальнейшему развитию чиновничье-бюрократического аппарата, а также к усилению личной власти монарха. Яркое сатирическое изображение русского чиновничества того времени дал Н.В. Гоголь в своей знаменитой пьесе «Ревизор» и поэме «Мёртвые души».
Встревоженный восстанием декабристов, Николай I укрепил политическую полицию. В 1826 г. он создал в составе Собственной его императорского величества канцелярии так называемое Третье отделение, которое подчинялось лично монарху. Служившие там лица возглавляли политическую полицию. Вся Россия была разделена на пять жандармских округов, которые, в свою очередь, делились на отделения. С помощью корпуса жандармов царь намеревался не только бороться с крамолой, но и контролировать деятельность местной администрации. Он понимал, что рост бюрократического аппарата ведёт к коррупции и произволу чиновников. Николай постоянно совершал длительные поездки по стране, стремясь лично следить за положением дел в губерниях.
Помимо либеральных настроений в среде дворянства и нарождавшейся интеллигенции, жандармы занимались и волнениями крестьян. В 1826 г. русскую деревню взбудоражили пустые слухи о намерении нового царя отменить крепостное право; в 1830–1831 гг. по стране прошла волна стихийных бунтов, вызванных эпидемией холеры, в 1831 г. волновались крестьяне военных поселений в Новгородской губернии.
В 1826 г. император издал новый цензурный устав, подавлявший свободу печати. В 1833 г. министром просвещения был назначен известный своими консервативными взглядами граф С.С. Уваров, который занимал этот пост до 1849 г. Уваров сформулировал официальную идеологию Российской империи в трёх словах: самодержавие, православие, народность. Первое означало неприкосновенность системы абсолютной монархии в России, второе — тесный союз между самодержавием и Православной церковью, которая своим авторитетом освящала существующий порядок; под народностью понималось единство царя и народа, любовь подданных к своему государю.
2. Пути сообщения. Консервативные общественно-политические взгляды Николая I не мешали ему заботиться о развитии промышленности и транспорта в России. Занимая ещё при Александре I должность генерал-инспектора по инженерной части, Николай любил технику и естественные науки. При нём в 1837 г. открылось движение по первой в России железной дороге Петербург — Царское Село. В 1843–1851 гг. была построена железная дорога Петербург — Москва. Всего при Николае I в России появилось около 1 тыс. км железных дорог. И всё же по этому показателю Россия далеко отставала от передовых европейских стран. В Германии к 1855 г. было 6 тыс. км железных дорог, во Франции — 5500 км. Возможности тяжёлой промышленности России не позволяли быстро выйти на европейский уровень по этому важнейшему показателю прогресса.
При Николае I начали строить канал, соединяющий Волгу с Москвой-рекой. Однако технические просчёты помешали успешно осуществить этот грандиозный замысел. Но особенной заслугой Николая можно считать благоустройство грунтовых дорог, по которым и шли основные грузопотоки. Около 5 тыс. вёрст шоссейных дорог с твёрдым покрытием соединили между собой более 100 городов. Для утопавшей в грязи российской провинции даже относительно хорошая дорога была истинным благодеянием.
В 1839 г. в России проведена была финансовая реформа, в результате которой основной единицей обращения стал серебряный рубль. Был установлен твёрдый курс бумажных денег по отношению к рублю, что стимулировало приток иностранных инвестиций в экономику России.
3. Промышленность. Благодаря поддержке правительства быстро развивалась лёгкая, особенно текстильная, промышленность. Здесь произошёл переход от ручного к машинному производству — промышленный переворот. Однако механические ткацкие станки были в основном иностранного (английского и немецкого) производства.
Быстрое развитие промышленности требовало капиталов, рынка сбыта продукции и свободных рабочих рук. По всем этим направлениям главным препятствием было крепостное право. Понимая это, Николай, однако, боялся предпринимать какие-либо решительные шаги, которые могли задеть интересы дворянства. Память о печальной судьбе его отца и деда заставляла Николая действовать крайне осторожно. В его правление было создано нескольких секретных правительственных комитетов для изучения крестьянского вопроса. Однако до практических шагов дело так и не дошло. Царь ограничился лишь перестройкой системы управления государственными крестьянами в 1837 – 1842 гг., а также улучшением положения крестьян в западных губерниях России в 1847 г. Эти реформы были необходимым предисловием к отмене крепостного права. Судьба распорядилась так, что довести это дело до конца суждено было сыну Николая — императору Александру II.
4. Вокруг России. Внешняя политика Николая I отличалась наступательным характером. В европейских делах он сохранял верность принципам Священного союза и помогал монархам в борьбе с революцией. К этому времени относится известное определение Николая как «жандарма Европы» (Ф. Энгельс). По отношению к Царству Польскому, которое входило тогда в состав Российской империи, он проявлял строгость, граничившую с жестокостью. В 1830 – 1831 гг. русские войска подавили национально-освободительное восстание в Польше. После этого царь отменил польскую конституцию, закрыл сейм и упразднил польскую армию. Отменена была также коронация российского императора польской короной. В стране начала проводиться политика русификации.
Успешно развивалась борьба России за влияние на Балканах и в Турции (так называемый Восточный вопрос). В 1828 – 1829 гг. Россия нанесла Турции военное поражение, после чего к России отошло Черноморское побережье Кавказа. В 1833 г. Россия заключила необычайно выгодный мир с Турцией, по условиям которого черноморские проливы были закрыты Турцией для военных кораблей всех стран, кроме России. Однако в 1841 г. под влиянием Англии и Франции Турция изменила условия договора: Чёрное море стало открытым для всех.
Одновременно шло освоение Россией Кавказа и Закавказья. Русско-иранская война 1826 –1828 гг. завершилась победой России. По условиям Туркманчайского мира к России отошли территории современной Армении, города Ереван и Нахичевань. Иран заплатил России 20 млн рублей контрибуции. Эта победа стоила жизни знаменитому русскому драматургу А.С. Грибоедову, исполнявшему должность русского представителя в Тегеране. 30 января 1829 г. автор бессмертного «Горя от ума» был растерзан толпой тегеранской черни, пылавшей ненавистью к русским.
Большой проблемой для России было присоединение Северного Кавказа. Воинственные и свободолюбивые горцы, исповедовавшие ислам, более двух десятилетий (1834 – 1859) сражались против русской армии под руководством имама Шамиля. Их борьбу негласно поддерживала Турция. За ситуацией на Кавказе внимательно следила Англия. Всё это затягивало решение проблемы. В общей сложности Кавказская война (присоединение к России Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа) продолжалась с 1817 по 1864 г.
В целом можно сказать, что Николай I был энергичным и умным защитником старого порядка, основанного на крепостном праве и абсолютной монархии. Однако уже к концу его правления стало очевидно, что, несмотря на все усилия императора, страна не может более оставаться великой державой, не изменяя своего внутреннего устройства.
5. Великий спор. Расправившись с декабристами, николаевский режим сурово подавил оппозиционные настроения в армии. Однако он же вызвал к жизни новую форму общественного движения — студенческие кружки, дружеские собрания на частных квартирах, не имевшие какого-либо организованного оформления. Время Николая I было отмечено напряжённой работой русской общественной мысли, стремившейся определить место России среди других стран, её историческое предназначение. Диапазон мнений был необычайно широк: от мрачного пессимизма П. Чаадаева до патриотических восторгов славянофилов.
В 1830-е гг. зарождаются и в 1840-е достигают полного развития два крупных течения русской общественной мысли — западники и славянофилы. К первым принадлежали историки Т. Грановский, К. Кавелин, Б. Чичерин, С. Соловьёв, журналист В. Боткин, писатель И. Тургенев. К левому крылу западников относились радикально настроенные мыслители А. Герцен, Н. Огарёв, В. Белинский. Позднее они перешли на позиции утопического социализма и признали революционные методы борьбы с правительством. Виднейшими славянофилами были А. Хомяков, братья И. и К. Аксаковы, П. и К. Киреевские.
Как западники, так и славянофилы представляли русский либерализм. Почти все они были дворянами и помещиками, владельцами крестьянских «душ». Однако при этом они считали необходимым отмену крепостного права. Их возмущала чиновничье-бюрократическая основа николаевской монархии, произвол власть имущих и полное бесправие народа.
Сближаясь в критике существующих порядков, западники и славянофилы далеко расходились в своих общественно-политических идеалах. Западники считали, что Россия должна повторить исторический путь Западной Европы: от самовластия к власти закона, от сословного неравенства и крепостничества к равенству и политическим свободам, от абсолютной монархии к парламентаризму. Наилучшим строем представлялась им английская конституционная монархия.
В отличие от западников славянофилы исходили из развитого ещё Карамзиным положения о принципиальной противоположности исторического пути России и Западной Европы. По их мнению, история стран Западной Европы начинается с завоевания одних народов другими. Завоеватели превращаются в правящий класс, который находится в постоянной борьбе с остальным народом. История России началась с мирного призвания варягов, которые положили основание правящей династии. Поэтому между правящими верхами и народом не существовало серьёзных противоречий. Русская монархия была подлинно народной властью. Лишь во времена Петра I произошёл культурный разрыв между верхами и народом. Установилась диктатура дворянства, которое обособилось от народа. По мере развития Российской империи этот разрыв увеличивался. Между царём и народом встало не только европеизированное дворянство, но и мощная прослойка чиновничества. Для оздоровления общества необходимо было, по мнению славянофилов, вернуться к традиционному единению царя и народа. Для этого следовало возродить народное представительство в форме Земского собора. Однако при этом вся полнота законодательной и исполнительной власти должна была оставаться в руках монарха. Огромное значение славянофилы придавали православию. Они считали, что именно в православии с наибольшей чистотой сохранились христианские идеалы. Религию славянофилы считали движущим началом истории.
Как западники, так и славянофилы отказывались от насилия как средства достижения своих политических идеалов. И те и другие стремились повлиять на общество через публичное распространение своих взглядов. Убедить, а не заставить — таков был их общий принцип. Поднятые в этих дискуссиях вопросы проходят затем через всю дальнейшую историю России. Историки справедливо называют суждения западников и славянофилов «великий спор».
В дискуссиях западников и славянофилов постоянно возникала тема познания России, звучали призывы к углублённому изучению своей страны и её истории. Не случайно многие литературные произведения второй четверти XIX в. носят характер путевых записок, а их действие разворачивается во время путешествия героя по России.
Николаевский режим весьма подозрительно относился к собраниям западников и славянофилов. И те и другие испытали гонения со стороны властей. Однако правительство понимало, что они не являются революционерами и не представляют реальной опасности для существующего порядка. Поэтому по отношению к дворянским либералам власти ограничивались мягкими, «предупредительными» мерами.
6. Студенческие кружки. По-иному относилось правительство к деятельности московских студенческих кружков. Первыми, ещё в конце 20-х гг. XIX в., были кружок братьев Критских и кружок Сунгурова. В 1834 г. власти арестовали участников шумной студенческой компании, душой которой был сын богатого помещика Александр Герцен. Среди весёлых застолий и шумных сходок они обсуждали актуальные политические вопросы, восхваляли теории утопического социализма, критиковали правительство, высмеивали императора и его приближённых. Герцен и его друзья были жестоко наказаны. Одни посажены в страшную политическую тюрьму — Шлиссельбургскую крепость, другие отправились в ссылку в отдалённые губернии. Герцен был сослан в Вятку, его ближайший друг Николай Огарёв — в своё пензенское имение, под надзор полиции. Освободившись из ссылки в 1840 г., Герцен через год вновь был выслан, на этот раз — в Новгород. Спустя несколько лет Герцену удалось получить разрешение на поездку с семьёй за границу. Покинув Россию в 1847 г., он вскоре оказался в центре революционных событий во Франции. Правительство потребовало его возвращения в Россию, где Герцена неизбежно ожидали новый арест и тюрьма. Он предпочёл навсегда остаться в эмиграции. В 1853 г. Герцен основал Вольную русскую типографию в Лондоне, а с 1857 г. стал издавать свою знаменитую газету «Колокол», пользовавшуюся популярностью среди русских либералов, а позднее и революционеров-народников.
Среди московских собеседников Герцена выделялся историк Тимофей Грановский, будущий лидер западников. Всеобщее внимание привлекал и любитель немецкой философии и будущий знаменитый революционер Михаил Бакунин. В стенах Московского университета в эти же годы начинал свой тернистый жизненный путь литературный критик Виссарион Белинский. В 1840-е гг. он стал подлинным кумиром студенчества и передовой молодёжи. Его статьи были проникнуты общественным пафосом, критическим отношением к российской действительности. Начиная как типичный западник, Белинский к концу своей жизни перешёл на позиции утопического социализма.
Развитие русской общественной мысли связано было в этот период главным образом с Москвой. Однако и в Петербурге существовало общество критически настроенных молодых людей — кружок Петрашевского. Участники этого кружка, возникшего в 1845 г., собирались на квартире у журналиста и переводчика Михаила Петрашевского и обсуждали различные вопросы философии, политики и литературы. Они читали груды западноевропейских мыслителей и особенно увлекались идеями французского социалиста-утописта Шарля Фурье. Члены кружка подготовили издание «Карманного словаря иностранных слов», в котором сумели выразить некоторые либеральные идеи. Их мечтой было создание нелегальной типографии. Но дни кружка уже были сочтены. Революционные события в Европе встревожили Николая I. Все силы жандармов и полиции были брошены на поиски крамолы. Весной 1849 г. полиция арестовала участников собраний у Петрашевского. Всего под следствием оказалось 123 человека, из которых 21 человек был признан особо опасным и приговорён к расстрелу. Лишь в последнюю минуту приговорённые к смерти «политические преступники» узнали о царской «милости» — замене смертной казни многолетней сибирской каторгой. Среди сосланных в Сибирь петрашевцев был и писатель Ф.М. Достоевский.
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!