КУЛЬТУРА РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.



1. Золотой век... Первую половину XIX в. иногда называ­ют золотым веком российской культуры. И с этим нельзя не согласиться. Действительно, в этот период во всех наиболее значимых областях культуры — архитектуре, живописи, ли­тературе и др. — создаются произведения мирового уровня и значения. В чём же секрет такой культурной плодовитости именно этих десятилетий? Дворянская культура в этот пери­од сохраняет свою элитарность и ориентацию на европей­ские образцы. Свободно владея иностранными языками, об­разованная часть русского дворянства внимательно следила за новинками европейской культурной жизни, увлекалась за­падными философскими учениями, читала иностранные кни­ги и журналы. Таков был западный вектор дворянской куль­туры. Но наряду с ним существовал и другой, отечественный вектор. Потрясшие Россию события — война 1812 года, вос­стание декабристов — пробудили интерес к познанию своей страны не только в её прошлом, через «Историю государства Российского» Карамзина, но и в настоящем, через путешест­вия по России. Не случайно вторая четверть XIX в. стала вре­менем расцвета «дорожной прозы» — путевых записок и сти­хов, писем и дневников. Едва ли не все писатели и поэты той поры были путешественниками. Сложное и сильное чувство, которое они испытывали во время этих путешествий, пожа­луй, лучше всех передал Лермонтов в своём знаменитом сти­хотворении «Родина».

Словно очнувшись после долгого сна, творческие люди ви­дят перед собой огромную, загадочную и прекрасную страну. Даже оба русских императора — Александр I и Николай I — стремились узнать поближе свою империю и много путешест­вовали по её просторам. Встреча европейской образованности и российского «лермонтовского» патриотизма и породила тот феномен, который позже назовут золотым веком российской культуры.

2. Ключ Карамзина. Своего рода ключом к пониманию слож­ных процессов, происходивших в русском обществе в первой половине XIX в., может служить литературное творчество и политическое учение Карамзина. Собрав и осмыслив ог­ромную информацию о прошлом России, он, как никто дру­гой, понимал своё время и свою страну. Карамзин наметил алгоритм её исторического развития. Во времена Петра Вели­кого Россия твёрдой рукой утвердила себя как европейская держава. Русские люди научились спокойно смотреть в глаза европейцам и сами почувствовали себя европейцами. Однако такая самоидентификация была бесспорна лишь на первый взгляд. Она требовала дальнейшей расшифровки. Великая держава должна была определить свою всемирно-историчес­кую миссию, создать свою идеологию и, наконец, сохранить своё историко-культурное своеобразие. В идеологии всегда содержится историческая мифология, то есть определённым образом подобранные исторические образы и их трактовка. В этом отношении вполне закономерно, что краеугольным камнем российской идеологии стала «История государства Российского» Карамзина, а также его публицистические про­изведения, и в первую очередь «Записка о древней и новой России». «История...» Карамзина утверждала как причаст­ность России к европейскому сообществу, так и своеобразие её исторического пути в рамках этого сообщества. Она учила читателя патриотизму и помогала избавиться от чувства не­полноценности, нередко свойственного русским по отноше­нию к иностранцам.

3. Прощайте, лапти... В то время как дворянская культура пе­реживала свой золотой век, традиционная культура русского крестьянства теряла свои чёткие очертания и насыщалась про­дуктами городской мещанской культуры, заполонившей дерев­ню в связи с быстрым ростом отходничества, развитием путей сообщения и появлением в сельской местности разного рода продавцов мелочных товаров, скупщиков продукции крестьян­ских промыслов. Меняется облик крестьянских домов и вне­шний вид крестьянина. Сапоги вытесняют лапти, а рубашки из цветных тканей — грубые сермяги. Быстрее всего этот процесс шёл в местностях, расположенных по берегам крупных рек или вдоль больших дорог. Наблюдательные путешественники отме­чали, что более всего признаков городской культуры можно за­метить в сёлах Ярославской и Костромской губерний.

4. Учиться, учиться и учиться... Одним из наиболее убеди­тельных критериев для оценки культурного уровня общества служит доступность образования. По этому критерию русское общество в период золотого века выглядело довольно неприглядно. Только 3–4% всего населения были грамотны. Обра­зование, особенно высшее, по-прежнему носило сословный характер. На этом фоне выделялся Московский университет с его демократическими традициями, а также его младшие собратья — открытые Александром I университеты в Казани, Харькове, Петербурге и Дерпте. Существовали также высшие учебные заведения закрытого типа — лицеи. В них учились только дети дворян. Лицеи действовали в Петербурге (Цар­скосельский лицей), Ярославле (Демидовский лицей), Нежине (Лицей князя Безбородко), Одессе (Лицей герцога Ришелье). Появляются первые технические учебные заведения — Мос­ковское ремесленное училище и др.

5. Издатели, писатели, читатели... Важным показателем куль­турного уровня общества наряду с грамотностью служит вос­требованность книг и периодических изданий. В такой бедной стране, как Россия, распространение книг ограничивалось прежде всего их высокой стоимостью. Однако крупные кни­гоиздатели, такие как А.Ф. Смирдин, следуя примеру просве­тителя екатерининского времени Н.И. Новикова, добивались снижения цены книг путём увеличения тиражей.

В первой половине XIX в. тиражи журналов исчислялись уже несколькими тысячами экземпляров. Среди самых попу­лярных отечественных журналов был основанный Карамзи­ным «Вестник Европы», пушкинский «Современник», «Рус­ский вестник» С.Н. Глинки, «Сын Отечества» Н.И. Греча и «Отечественные записки» А.А. Краевского, в которых со­трудничал В. Г. Белинский.

Средоточием российской науки в этот период оставались Академия наук и Московский университет. Среди целой пле­яды блестящих учёных-естествоиспытателей выделялись зна­менитый математик, создатель системы неевклидовой геомет­рии Н.И. Лобачевский, изобретатель гальванопластики физик Б.С. Якоби, астроном В.Я. Струве. В области гуманитарных наук заметных успехов добился археограф П.М. Строев и ис­торик М.П. Погодин.

В 1845 г. в Петербурге было создано Русское географическое общество. Гордостью России стало кругосветное путешествие отважных мореплавателей И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803 – 1806). Другая кругосветная экспедиция, во главе которой стояли Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, открыла последний неизвестный людям материк — Антарктиду (1821). Экспедиция Г. И. Невельского изучила Дальневосточный регион и открыла пролив между Сахалином и материком (1840 –1850).

В русской художественной культуре происходит последо­вательная смена направлений: от классицизма к сентимента­лизму, от сентиментализма к романтизму, от романтизма к ре­ализму «натуральной школы». Отражением этих процессов стало противостояние литературных обществ «Беседа любите­лей русского слова» и «Арзамас».

Появление и развитие новых форм художественного твор­чества наблюдается не только в литературе, но и в репертуа­ре театров, в музыкальных произведениях и, конечно, в жи­вописи.

Образцовые фасады. Наиболее точным выразителем духа времени всегда была архитектура. В первой половине XIX в. в России процветал поздний классицизм (ампир). Этот стиль отличался сочетанием классических форм здания (многоко­лонные портики, треугольный фронтон, круглые и прямо­угольные окна, форма купольной ротонды в верхней части здания) с обильной лепниной на военные темы (знамёна, барабаны, трубы, пики, мечи, стрелы, факелы и т.д.). В этом стиле строились почти все казённые здания в эпоху Нико­лая I. Церковное зодчество сочетало в себе позднекласси­ческие решения с эклектичным русско-византийским сти­лем (архитектор К.А. Тон) и элементами готики. В целом архитектура отразила свойственное николаевскому режиму стремление к регламентации и унификации во всех облас­тях. Все почтовые станции на больших дорогах строились по типовому проекту и были одинаковы. Жилая застройка даже в глухой провинции велась по «высочайше утверждён­ным образцовым фасадам». (Альбомы с изображением этих фасадов имелись в каждом городе в присутственных мес­тах.) Это придавало городским улицам николаевского вре­мени несколько унылое единообразие. Однако в этом было и своё преимущество: застройка городов велась согласно утверждённому ещё в 70-е гг. XVIII в. типовому плану горо­дов и способствовала созданию целостных архитектурных ансамблей.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!