ПРИШЁЛ НАРОД НЕВЕДОМЫЙ...». ВЛАСТЬ ОРДЫ



1. Имя народа. «Пришёл народ неведомый...» — такими сло­вами летописец начал свой печальный рассказ о нашествии татар на русские земли. Разделённая на княжества и уделы, страна не смогла собрать достаточно сил для отпора врагам, которых на Руси называли татарами. С научной точки зрения это не совсем правильно: татарами в конце XII в. называлось одно из монголоязычных кочевых племён Центральной Азии. Татары искони враждовали с собственно монголами и были почти полностью уничтожены Чингисханом. Однако название «татары» пережило сам народ, поскольку именно так русские называли всю массу кочевников, пришедших к границам Руси из заволжских степей в 20-е гг. XIII в.

Что касается современных татар, то они в этническом от­ношении не имеют практически ничего общего ни с татара­ми, уничтоженными Чингисханом, ни с «татарами», которых привёл на Русь внук Чингисхана Батый. Не следует забывать и того, что, во-первых, собственно монголы составляли лишь небольшую часть разноплемённой армии завоевателей; во-вто­рых, большинство монголов не вернулось из дальних походов. Они погибли в бою либо, оставшись в завоёванных странах, постепенно смешались с местным населением. Известно, на­пример, что уже в XIV в. основную массу населения Золотой Орды составляли потомки половцев и других кочевых народов причерноморских степей.

Современные историки, говоря о завоевателях XIII столе­тия, называют их по-разному: монголо-татары, татаро-монголы, просто монголы или татары. Под этим названием они подразу­мевают не какой-то определённый народ, а возникшее в начале XIII в. государственное объединение десятков кочевых племён. Русские книжники часто называли татар агарянами или измаильтянами — собирательным именем всех степных народов, употреблявшимся в Священном Писании.

2. Всадники погибели. Весной 1223 г. князья Южной Руси вместе с половцами выступили навстречу татарам, которые пришли в степи Причерноморья через Кавказ из Ирана. В кро­вопролитном сражении на реке Калке татары одержали верх. Однако вскоре они ушли обратно на восток, выполняя волю Чингисхана. Горький урок битвы на Калке не пошёл на пользу русским князьям. Они продолжали враждовать друг с другом и оказались совершенно не готовыми к новому нападению та­тар. На сей раз это был не скоротечный набег, а грозное на­шествие.

Численность войска Батыя, обрушившегося на Северо-Вос­точную Русь зимой 1237/38 г., точно не известна. Вероятно, она не превышала 100 тыс. человек. И всё же это было гораздо больше, чем могли выставить самые крупные русские княже­ства. Последние силы северо-восточных князей были разби­ты в битве на реке Сить 4 марта 1238 г. Помимо численности, армия завоевателей имела и ряд других преимуществ: стре­мительность передвижения, хорошо поставленную разведку, мощные стенобитные машины, железную дисциплину. Вырос­шие в седле, все монголы были ловкими всадниками. Возмож­но, это были лучшие воины своего времени. Во всяком случае, именно так представляют их в своих записках посетившие Монголию в середине XIII в. западноевропейские путеше­ственники — итальянец Плано Карпини и фламандец Гильом Рубрук.

Стремясь запугать народ, подавить волю к борьбе, татары крайне жестоко обращались с пленными, не щадили мирно­го населения. Так было не только на Руси. Ужасы нашествия изобразил в своих записках очевидец — папский посол в Вен­грию магистр Рогерий. Однако даже страх погибели отступал перед мужеством. Летописи полны примеров героизма защит­ников русских земель. Рязань помнила своего Евпатия Коловрата, а Смоленск почитал чудесного воина Меркурия.

Осенью 1240 г. татары захватили Киев и через Галицко-Волынскую землю пошли дальше на запад. Разгромив венгер­ское и польское войско, они вышли в Центральную Европу, где внезапно прекратили поход и повернули назад, в степи. Перепуганная Западная Европа вздохнула с облегчением. Од­нако для русских земель испытания были ещё впереди. Вос­пользовавшись плодами своих побед, татары создали систему своего владычества в покорённых землях. Громадная империя, возникшая в результате завоевательных походов Чингисхана и его ближайших наследников, вскоре распалась на несколько самостоятельных государств, одним из которых стала Золотая Орда (современники называли её просто Орда). Под властью ордынских ханов, первым из которых был брат Батыя Бёрке (правил в 1255 – 1266 гг.), находились западные районы совре­менной Средней Азии, Казахстан, Нижнее и Среднее Повол­жье, степи Северного Причерноморья и Крым. Русские земли рассматривались правителями Золотой Орды как улус — авто­номная область, входившая в состав их владений.

3. Власть Орды. Потомки Чингисхана создали сложную, из­менявшуюся со временем систему, главной целью которой было использование экономического и военного потенциала Руси в интересах завоевателей. Историки часто называют эту систему господства татаро-монгольское иго. Время сохранило крайне мало источников для изучения жизни наших предков в период господства татар (1240-е – 1480). Исследователи по-разному оценивают влияние завоевателей на различные сто­роны жизни Руси. Некоторые вообще считают татаро-мон­гольское иго мифом, созданным историками для оправдания культурной отсталости России. Однако главные положения всё же неоспоримы. Зависимость русских земель от Орды была губительной и всесторонней. В экономической сфере — ежегодная выплата огромной дани ордынским ханам; в поли­тической — жёсткий контроль Орды за деятельностью рус­ских князей; в культурной — принудительное использование русских мастеров для строительства и украшения городов Зо­лотой Орды, расхищение татарами материальных и художест­венных богатств Руси во время частых набегов и карательных экспедиций.

Однако известно, что «нет худа без добра». Власть Орды стала тяжким испытанием для русского народа. Именно по отношению к этому периоду русской истории более всего подходит суждение К. Аксакова: «История русского народа — это его житие». Всякий, кто читал жития святых, знает, что их главная тема — страдания и мучения святого, которые он претерпел за веру. Но время шло, и отчаяние сменилось на­деждой. Успешная борьба за независимость была возможна только на пути военно-политического объединения страны, пробуждения духовных сил народа. Сами того не желая, заво­еватели заставили медлительный русский народ проснуться, подобно Илье Муромцу слезть с печи и, опоясавшись мечом, отправиться навстречу своей судьбе...


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!