ПРИНЦИП КОНТАМИНАЦИИ ПЕСЕННЫХ ТЕКСТОВ



 

  Это  слияние  в  один  нескольких  песенных  текстов,  сходных  по напеву,  структуре  стиха. Части могут быть не связаны общим сюжетом.

 Например в протяжной песне соединены три сюжета, но поется она на один и тот же напев:

           1. Ах ты Волга, Волга-матушка,

                 широко ты, Волга, разливалася.

                 Во круты бережка не вбиралася.

                 Залила же Волга все горы и долы,

                    все горы и долы, луга зеленые,

                 луга зеленые, заповеданы.

                 Ничего-то в лугах не оставалося.

                 Оставался в лугах один част-ракитов куст,

                 на кусточке сидит птичка маненька,

                 птичка маненька, разудаленька.

                 Разудаленька – млад соловьюшек.

                 Высоко-то он сидит, далеко-то он глядит.

                 Далеко-то он глядит, через три поля,

                 через три поля, во сине море.

                 За синим-то морем стоит зелен сад,

                 как во садике стоит горенка,

                 стоит горенка, рассосновенька,

                 как во горенке – стол дубовенький.

               

             2. Как по Питерской дорожке

                 молодой майор идет,

                 молодой майор – сам полковничек.

                 Выносил он, вывозил нам указушки,

                 нам указушки про большой набор,

                 про большой набор – про солдатствие.

              3. Отец с матерью за столом сидят,

                  за столом сидят, на детей глядят,

                  на детей глядят, думу думают.

                 Думу думают они крепкую:

                  «Нам которого сынка во солдаты отдать?

                  Нам большого-то отдать – жаль, детей много,

                  детей много, детей малыих,

                  дети малые – больно глупые.

                  Знать, другого-то отдать – жаль, жена умна.

                  Жаль, жена умна, работать она люта.

                  Работать люта– по ней дом у нас стоит.

СОЕДИНЕНИЕ В КОМПОЗИЦИИ ОДНОГО ПЕСЕННОГО ТЕКСТА НЕСКОЛЬКИХ ПРИЗНАКОВ

 

Например:  в  вышеприведенном песенном   тексте   наблюдается соединение  3-х принципов:

 

1. Ступенчатого сужения образов (в первом сюжете – от «Волги-матушки» до «млад-соловьюшка»).

 

2. Вычленения единичного из множественного (в третьем сюжете – из всех детей выбран третий сын).

 

 

3. Контаминации.

 

1.2.ОСОБЫЕ ФОРМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ  ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ

 

Если композиция – это план, структура поэтического текста, то форма изложения – это язык, манера повествования. Различаются ТРИ основные формы изложения содержания поэтического текста.

1. Рассказ ведется от 3-го лица, со стороны, или от автора.                                 

Эта форма изложения – ПОВЕСТВОВАНИЕ.

 

                            Вниз по Волге-реке…

                            Вдоль по морю…

                            На заре было на зорюшке… и т.п.

2. Рассказ ведется от 1-го лица.

Эта форма изложения – МОНОЛОГ. Среди них есть песни-рассказы и песни-воспоминания.

                     а) Песни-рассказы:

                        Уж вы ночи, ночи темные, ночи осенние,

                        надоели вы, ночи, надоскучили,

                        со милым-то дружком меня разлучили.

                       Воля моя, воля девичья.

                       девкою была – волю видела.

                       замуж отдали за немилого,

                       за немилого, за постылого


                  в)Монолог-воспоминание:

                       
                       Ой, то не вечер, то не вечер,

                       ой, мне малым -мало спалось,

                       ой, мне малым-мало спалось,

                       ой, да во сне привиделось.

 

Разновидностью монолога является ПОЛИЛОГ - рассказ от первого лица множественного числа («мы»).

                          Все мы песни перепели…

или:

                         В хороводе были   мы…

 

3. В изложении текста песни разговор между двумя действующими лицами (или группами). Эта форма изложения – ДИАЛОГ. Возможна в плясовых, игровых, частушках, календарных.

 

     Например, хороводная игровая «стенка на стенку»:

А мы просо сеяли, сеяли!

А мы просо пололи, пололи!

А мы просо вытопчем, вытопчем!

А чем же вы вытопчете, вытопчете?

А мы коней выпустим, выпустим.

 

Например, игровая:

Шел да пошел!

Ай, да куда?

В город на базар!

Ай, да зачем?

 

3(а). Чаще всего в одном песенном тексте встречаются СОЧЕТАНИЯ форм изложения. Например, в песне «Вниз по Волге-реке…» - повествование и диалог;

а в песнях «Не шуми ты, мать зеленая дубравушка…»

              «Не будите меня, молодую, утром рано на заре…»

                                                                        - монолог с диалогом.

(Примечание: здесь предполагается чтение полного текста песен.)

4. Любая форма изложения (диалог, монолог, повествование) в композиции текста может сочетаться с каким-либо принципом (ступенчатого сужения образа, вычленения единичного из множественного, образного параллелизма).

 

Например, в следующем тексте – сочетание  монолога  с  диалогом, при этом  в  композиции - прием   положительного   параллелизма.

 


Приём                 Не шуми ты, мать зеленая дубравушка,

положительного Не мешай мне, добру молодцу, думу думати,

параллелизма                

                            Как на утро мне, молодчику, у допросе быть

                            Пред грозным судьей, перед самим царем.

монолог              Вот как станет меня царь выспрашивать:

 сына                         «Ты скажи-тка, добрый молодец,

+                        Уж и с кем ты воровал, с кем разбойничал?

диалог                           Да и много ли было во товарищах?»

                           «Ты, надежа-государь, все я правду скажу.

                           Нас, товарищей, было четверо:

                           Вот как первый-то товарищ – мой булатный нож,

                           А другой товарищ – сабля вострая,

                           Как и третий-то товарищ – ночка темная,

                           А четвертый товарищ – был сам я , молодец».

 

1.3. СИМВОЛИКА В НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ

 

  Склад старинной народной песни – протяжной, плясовой, хороводной,  обрядовой (календарной, свадебной) и других постепенно изменялся, и едва ли какая-либо песня дошла до нас в первоначальном виде. Но то, что дошло,  свидетельствует об огромных художественных достоинствах поэтического языка народной песни.

    По своему словарному составу народная песня вобрала в себя все разновидности и оттенки народного языка. По нему можно представить себе быт народа, его обычаи, верования, общественный быт, географические названия. Кроме того, народный язык сохранил много старинных и местных слов и выражений, которые ныне требуют пояснения. Они составляют своеобразие, и красоту народной речи: «баской» - красивый; «бранный» - узорчатый, вышитый; «душманный» - душистый, пахучий; «колотовка» - сварливая женщина и т.п.

 Среди различных средств поэтической выразительности, способствующих богатству образного содержания песни, на первом месте стоит – СИМВОЛИКА. Символ – это художественный образ, взятый из природы, который иносказательно, условно заменяет собойобраз, явление, состояние. Среди символов в народной поэзии различают:

- символы женского образа;

- символы мужского образа;

- символы-знаки;

- символика  состояния, настроения  и действия.

 

а) Женская символика.

В народном языке образ женщины, выраженный иносказательно, через сравнение с природой, может показать и возрастную категорию, и семейное положение, и настроение, и характер. Так, например, в народной поэзии закрепились образы:

- символ девушки, молодки – «яблонь», «вишня», «белая березка», «ласточка»;

- образ срубленной ивы, вербы – обиженная родителями девушка.

- калина, рябина – печальная замужняя женщина.

- кукушка – символ одинокой горюющей жены, матери, сестры.

 

б) Мужская символика.

Она также богата, многие символы стали устойчивыми, традиционными:

- образ сокола – богатырь, борец за правду (в былинах), а также – добрый молодец, суженый, жених;

- соловей – птица радости, счастья, любви. Чаще всего в песнях он предстает поющим на заре, пение его возвещает свет, радость;

- образ ворона в народных песнях всегда ассоциируется с мрачными картинами побоища (в солдатских, казачьих, ямщицких песнях). В лирических песнях ворон всегда зловещая птица, предвестник несчастья.

- символы свадебных пар: «голубь со голубушкой», «лебедь со лебедушкой».

 

в) Символы-знаки:

- гора – символ трудности. Всегда сопровождается эпитетами «высокая», «крутая»;

- полынь (чернобыль-разновидность полыни) и крапива – символы тоски, горя, злобы;

- аленький цветочек сохнет-вянет – образ неудачной, неразделенной любви;

- дуб – символ крепости, силы;

 

- вода – символ здоровья, молодости, красоты;

- реченька глубокая - преграда к свиданию девушки с милым;

- туча грозная – препятствие, мрачное настроение;

- ночь осенняя – грусть, печаль.

Особую значимость имеют символы гаданий в «подблюдных» песнях. Во время гаданий исполнялись песни, с помощью которых назначалось

 предсказание.

Несчастье предрекали: ворон, волк, блин, корыто, белое полотно (смерть) и т.д.

 

                   

                       Села ворона на матицу,

                       каркала ворона во всю голову…

                       Идет смерть по улице,

                       несет блин на блюдце…

 

                            

А счастье в подобных словах  сулят: медведь, мышка, курочка, кольцо, перстень, венец и т.д.

 

                               Курочка ряба навоз гребла.

                          она выгребла золот перстень.

                          Этим перстнем обручитися,

                          с милым другом венчатися! Слава!»

 

        

г) Символика настроения, состояния или действия всегда связана с картиной или образами живой природы, иносказательно отражающими чувства и переживания человека, его поступки в тех или иных жизненных обстоятельствах. Например, «Расшумелось сине море, поднималося волной»- символизирует тревожное состояние, связанное с

предчувствием беды;  слова: «Закаталось ясно солнышко всё за тёмные леса» ассоциируются с грустным настроением разлуки, потери чего-то светлого (образ солнца), радостного в жизни человека; действием «перейти через мостик» или  «переплыть с одного берега реки на другой» или «выехать за ворота» (в свадебной лирике) символизируется начало нового этапа в жизни (для девушки – замужество, чужая семья, разлука с родным домом).

    Следует учесть, что символика в свадебной поэзии связана с более устойчивыми образами (невеста – яблонька, вишенка, ёлушка, пташечка, берёзонька; жених – сокол, голубь) и действиями (заломать зеленую вишенку – взять замуж, покорить;). В отличие от этого, в необрядовой лирике раскрытию символов чаще всего помогает конкретное содержание поэтического текста. Там принятые устойчивыми образы-символы могут приобретать новое значение. Чаще всего в лирике присутствуют символы-знаки и символика состояния, настроения и действия. Важно знать, что народный поэтический язык ,как правило, имеет скрытый подтекст, нужно только его  разглядеть.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 502; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!