Оформление поэтического текста расшифрованной песни
Министерство культуры Российской Федерации
Московский государственный университет культуры и искусств
Институт музыки
Кафедра народно-певческого искусства
Специальность 051100 «Дирижирование»
О ПОДГОТОВКЕ ДИПЛОМНОГО РЕФЕРАТА ПО ПРЕДМЕТУ
«Музыкальное исполнительство и педагогика»
(итоговая аттестационная работа на основе специальных предметов:
«Методика собирания и расшифровка записей народных песен» и
«Специальная педагогическая подготовка»).
Методические указания для студентов дневной и заочной формы обучения
Составитель – доцент кафедры
русского народно-певческого
искусства -
Новикова Т.С.
Москва 2008
СОДЕРЖАНИЕ
I. Структура работы _________________________________________4
11.Составление сборника расшифрованных песен_______________4
1. Основные правила оформления нотного материала ___________5
|
|
2. Оформление поэтического текста расшифрованной песни _____7
III. Содержание вступительной статьи и определение темы работы _ 8
IV. Требования:
1. Оформление дипломного реферата________________________12
2. Условия для подготовки к проведению государственного
экзамена______________________________________________13
V.Приложения (образцы)
1. Обложка_______________________________________________14
1а). Титульный лист________________________________________15
2. Оглавление____________________________________________ 16
3. Паспортные данные (таблица) ____________________________17
4. Таблица метронома______________________________________18
5. Аналитические таблицы:
а) поэтическое содержание и средства выразительности
поэтического языка в песнях сборника____________________19
б) музыкально-стилистические особенности________________19
в) музыкально-исполнительские особенности_______________20
6. Литературные источники ___________________________ _____21
ТЕЗИСНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕМ ИЗ КУРСА «РУССКОЕ НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
I . Поэтическое содержание песенных текстов
1.Четыре принципа композиции в песенных текстах____________22
2.Особые формы изложения содержания поэтического текста
в народных песнях______________________________________26
|
|
3.Символкика народной поэзии___________________________28
4.Выразительные средства поэтического языка в текстах народных песен______________________________________________________30
Музыкальная стилистика
1.Мелодика в русских народных песнях______________________33
2.Типы русского народного многоголосия ___________________ 35
3.Ритмическое соотношение стиха и напева в народных песнях (принципы тактировки)__________________________________38
4.Структурное соотношение стиха и напева в народных песнях_____________________________________________________47
5. Ладовая организация в напевах народных песен ____________51
а) нотные примеры к теме «Ладовая организация»_________54
Дипломный реферат, представляемый на экзамен, является результатом комплексной специальной педагогической подготовки студентов: методики и практики собирательской работы – музыкально-этнографических экспедиций (проводятся после 2 и 3 курсов), расшифровки собранного в экспедициях песенного материала и составления сборника, а также написания вступительной статьи историко-этнографического и музыкально-стилистического содержания.
|
|
I. Структура работы
Обложка и титульный лист (приложения № 1, 1а) стр. 12 - 13).
Оглавление (наименование основных разделов работы с указанием страниц. Приложение № 2, стр. 14).
Вступительная статья (разделы, составляющие ее, выносятся в оглавление, как план работы).
Сборник песен (нотный и текстовый материал расшифрованных песен).
Паспортные данные к песенному сборнику(приложение № 3, стр. 15).
Литературные источники (указывается литература, которой автор воспользовался для подготовки вступительной статьи с обязательными исходными данными. Приложение № 6 стр. 18).
II . Составление сборника расшифрованных песен *
Составить сборник – это расшифровать, оформить и систематизировать нотный материал, а также зафиксировать необходимые паспортные данные в единую таблицу (смотри приложение № 3): год и место записи, фамилия, имя, отчество и год рождения исполнителей, а также жанр песни и количество голосов в партитуре.
В случае, если песни записаны от большого коллектива (более 4-х исполнителей), список поющих может быть дан отдельно, например, в содержании вступительной статьи или в приложении после паспортных данных, а в общей таблице помечаются только запевалы.
|
|
Систематизировать нотный материал – значит, сгруппировать песни либо по жанровым признакам, либо по географическому принципу, либо по исполнительским традициям. Это, прежде всего, отразится в названии: например «Кадрили и кадрильные песни Ярославской области», «Свадебный обряд села Плехово Курской области», «Песенные традиции юга Волгоградской области».
______________________________________________________________________________*)Для студентов дневного отделения в сборнике должно быть не менее 15 песен, а для студентов заочного отделения - не менее 10.
1. Основные правила оформления нотного материала
Нотный текст оформляется на отдельных листах нотной бумаги (на лицевой стороне) черным цветом. Обязательной является расшифровка первых трех строф песни, а в случае ритмического и мелодического варьирования напева необходима и дальнейшая, полная или фрагментарная нотация.
ЗАГОЛОВОК песни – это ее название, которое определяется по первым словам или по первой фразе; пишется красиво, крупно, разборчиво.
ПОДЗАГОЛОВОК песни – это жанр; пишется под названием, более мелким шрифтом.
Существуют понятия – научная и народная терминология жанра. Если народное определение имеется и записано от самих исполнителей, то оно не должно заменять собой научное, а пишется рядом, в скобках или заключается в кавычки. Например: хороводная - («круговая», «луговая»); протяжная - («тяглая», «долгая», «голосовая»).
Перед началом нотной записи, над ключевыми знаками, пишется обозначение темпа (метронома). Для определения метронома нужно иметь в рабочем распоряжении «Таблицу метронома» (приложение №4, стр. 16), а также знать, что существуют два способа вычисления цифры его.
Первый способ – универсальный, он годится для произведений любой сложности.
Используется формула: õ= 60 х количество долей = X
количество секунд
Имеется в виду, сколько секунд прозвучит строфа (строка, запев) и сколько в ней (или в строке, запеве) долей: высчитанная по формуле цифра должна быть сверена с традиционной таблицей метронома. Если она совпадает со своим показателем в таблице, то пишем, например
õ= 88; а если близко к показателю, то õ» 88.
Второй способ годится для песен с несложным, простым, равномерным метрическим движением. По нему следует сосчитать, сколько долей прозвучало за 15 секунд времени и помножить эту цифру на 4. И в этом случае будет получена также точная или приблизительная цифра метронома.
Каким бы образом ни определялся метроном, для грамотного обозначения темпа нужно знать, что быстрее, чем 120 четверть не бывает: т.е. 126 и далее относится к ритмическим долям в виде ♪ (восьмых), а выше 240 - ♪ (шестнадцатых).
Нотный текст оформляется по правилам структурной и нотной графики, принятой современными правилами записи вокальной фольклорной музыки.
Среди них наиболее важные:
1.Структурное расположение напева.
Нотный материал должен быть изложен графически так, как и поэтическая строфа: строка под строкой, т.е. по методу, названному Е.В. Гиппиусом «аналитическим нотированием», позволяющим показать музыкально-ритмическую структуру песенных мелостроф в нотной графике. Иначе говоря, мы пишем нотный текст не «прозой», как в академической музыке, а стихом, «столбцом», как в поэзии. В связи с этим в нотах применяются знаки окончания музыкально-поэтической строки: / и строфы: //
При этом необходимость двойной тактовой черты в конце напева отпадает.
2.При подтекстовке слов в нотной записи соблюдаются следующие правила:
- нумерация строф (арабскими цифрами);
начало строфы в тексте пишется с заглавной буквы;
черта, разделяющая слово на слоги, пишется ниже, чем тире или дефис, т.е. по корню буквы;
сохраняются огласовки, дифтонги, диалектные особенности.
3.В нотной записи фольклорных произведений:
не используются ремарки о характере исполнения («певуче», «медленно», а тем более на итальянском языке – «largo», «allegro» и прочее);
не требуются обозначения «одна», «двое», «все», т.к. все это должно быть отражено в самой партитуре.
Для этого приняты различные виды акколады:
в записи одноголосного сольного исполнения напева акколада не используется:
в записи двухголосного напева (исполнено дуэтом):
в записи 2-х, 3-х (и более) –голосного напева (исполнено ансамблем, хором) используется полная хоровая акколада:
Выбор для записи многоголосного произведения одно-, двух-, или трехстрочной (на одном, двух или трех нотоносцах) партитуры зависит от мелодико-ритмического рисунка голосов, а также одновременного или разновременного произнесения текста. Если ритмы голосов сходны, то голоса могут быть объединены на одном или двух нотоносцах (двух- или трёхголосие); если ритмически, а иногда и самим текстом голоса разнятся, то каждый голос следует помещать на своем нотоносце (особенно это касается казачьего «дишканта»). При этом, если голоса помещены в условия партитуры с самого начала напева, то по партитуре сразу же определяется запевающий голос (верхний, средний, нижний), ясно, что поет один певец (певица) если это одноголосие; если запев подхватывает другой голос, то это показывают штили, т.е. двух- голосная запись; до вступления всех голосов их место обозначается паузами:
В расположении штилей, пауз, лиг – все должно соответствовать правилам нотной графики для записи вокальной музыки:
в одноголосии - лиги с обратной стороны от штилей; направление штилей справа от нотного знака вверх (до 3-й линии нотоносца), слева – вниз (выше третьей линии);
в двухголосии – лиги над штилями в верхнем и под штилями в нижнем голосах, причем в восьмых, шестнадцатых длительностях – над или под соединяющими их ребрами:
- но не внутри:
- унисон, в котором длительности различны, пишется с повтором нотного знака:
Оформление поэтического текста расшифрованной песни
После нотного изложения каждой песни следует ее текст, записанный с 1-й строфы и до конца. Так как название и жанр произведения уже отмечены в музыкальном материале, то здесь их повторять не следует.
Поэтический текст, также как и нотный, размещается на отдельном листе бумаги и только на лицевой стороне.
Строфы (куплеты) должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Начало строфы пишется с заглавной буквы, а строки с малой, или большой (согласно знакам препинания).
Форма изложения текста должна соответствовать форме напева, т.е. выписываются полностью повторные строки или, в случае точного повторения строк, отмечаются знаком (2).
Недопустимы сокращения текста, которые нарушают форму песенной строфы. Особенно это касается структуры с цепной связью строф.
Например: 1. Ой, голымба, ты голымбушка моя,
У голымбы ни кола, ни двора.
У голымбы ни кола, ни двора,
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 385; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!