ТЕЗИСНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕМ ИЗ КУРСА
РУССКОЕ НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
1. Поэтическое содержание песенных текстов
1.1.Четыре принципа композиции в песенных текстах
. (или закономерности изложения сюжетов).
.
ПРИНЦИП СТУПЕНЧАТОГО СУЖЕНИЯ ОБРАЗОВ
Состоит в последовательном изложении содержания песни от более широкой картины к более узкой (от общего обзора к одному месту); из мира природы в мир конкретного персонажа; и, наконец, к выводу. Обычно в таких текстах есть признаки законченности изложения сюжетной линии, к которым относится наличие зачина, развития и итога. В приведенном примере есть ЗАЧИН - в виде обращения, пояснения:
Уж вы горы мои, горы Воробьевские,
ничего вы, горы, не спородили…
РАЗВИТИЕ - приближение к конкретному персонажу. (В нашем примере от «бел-горюч камня» к «млад-сизому орлу»)
Спородили горы один бел-горюч камень,
из-под камушка течет речка быстрая,
на той ли на речке стоял част-ракитов куст,
на кусту сидел млад-сизой орел,
во когтях держал черного ворона.
Орел у ворона спрашивает: где был и что видел?
-Был в чистом поле, видел тело белое.
|
|
Над ним – три ласточки:
первая – родна матушка,
вторая – родна сестрица,
третья – молода жена.
ИТОГ: Матушка плачет – что река бежит,
родна сестрица – что ручей течет,
молода жена – что роса падет,
солнце выйдет – росу высушит.
Законченность, завершенность сюжета может сочетаться и с другими принципами композиции песенных текстов.
ПРИНЦИП ИСКЛЮЧЕНИЯ ЕДИНИЧНОГО ИЗ МНОЖЕСТВЕННОГО
Состоит в том, что сначала дается общая картина, где много безымянных действующих лиц, из которых потом выделяется ОДИН персонаж, который становится ГЛАВНЫМ ГЕРОЕМ всего произведения (с именем или без него). Вниз по Волге-реке с Нижня Новгорода
снаряжен стружок, как стрела летит.
Как на этом на стружке, на c наряженном молодых гребцов сорок. два сидят.
Как один-то из них, добрый молодец,
призадумавшись сидит, пригорюнившись.
|
|
. ПРИНЦИП ОБРАЗНОГО ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПАРАЛЛЕЛИЗМА
Заключается в сравнении состояния человека и состояния природы.
Определились три формы параллелизма:
а) положительный (логический).
б) отрицательный
в) формальный.
А). Положительный параллелизм (состояния человека и природы похожи).
Загорала во поле ковыла,
заболело у молодца сердце.
Положительный параллелизм может быть развернутым а) в тексте первая половина о природе; б) вторая - с аналогичной ситуацией в жизни человека.
а)1. Дубровушка зеленая, ладу, ладу!
Дубровушка зеленая, душель моя!
2.Что ты рано зашумела?
3. Дане сама я зашумела.
4. Шумнули мною буйные ветры.
5. Буйные ветры с чистого поля.
6.С синего моря,вдоль по
б) 7. Прекрасная Катеринушка,
8. Да че ты рано замуж идешь?
9. Да не сама я замуж иду.
10. Меня батюшка отдавая.
11. А матушка снаряжая.
12. За воротики провожая.
13. Проводевши слезно плача
дуброве
Б) Отрицательный параллелизм (противопоставление, отрицание действий в природе и в жизни). В подтексте сравнения должна быть фраза: «не то, а другое»…
|
|
То не белая береза к земле клонится,
Не то, не шелковая трава приклоняется. [ А… ]
а… - Кланялся Добрынюшка
родной матушке.
То не ветер ветку клонит,
Не то не дубравушка шумит, [ А… ]
а… то мое сердечко стонет,
как осенний лист дрожит.
В) Формальный параллелизм (смыслы сравниваемого не соответствуют).
(чаще всего встречается в частушках-«нескладушках»)
Между небом и землей
поросенок вился
и нечаянно хвостом
к небу прицепился.
Возьму мыльце, пойду мыться,
не от дела похудела.
Все подружки шьют подушки,
милый Саша, воля ваша.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!