Вечерний звон, вечерний звон,
Как много дум наводит он
2. Примеры трёхсложных стоп: ДАКТИЛЬ
(чередование долей: сильная – слабая – слабая, т.е. ударный – первый слог в стопе).
/ ˘ ˘ / ˘ ˘ / ˘
Плещут холодные волны
/ ˘ ˘ / ˘ ˘ / ˘ ˘ / ˘
Вихри враждебные веют над нами
=== / ` ` / ` ` / ` ` /
Славное море – священный Байкал
===2 / ` ` / ` ` / ` ` /
Ехал из ярмарки ухарь-купец.
АМФИБРАХИЙ
(чередование долей: слабая – сильная – слабая, т.е. ударный слог – второй в стопе). ` / `
` / ` ` / ` ` / ` ` / `
Поехал казак на чужбину далеко
На верном коне на своем вороном
======
` / ` ` / ` / ` ` /
По Дону гуляет казак молодой,
А дева там плачет над быстрой рекой
А Н А П Е С Т
(чередование долей: слабая- слабая - сильная , т.е. ударный слог –
третий в стопе). ` ` /
` ` / ` ` / ` ` / ` ` /
Вниз по Волге-реке с Нижняя Новгорода
=======
` ` / ` ` / ` ` / ` ` /
Много песен слыхал я в родной стороне
=======
` ` / ` ` / ` ` / ` ` /
Есть на Волге утёс, диким мохом оброс
Как правило, песни, написанные на литературный текст – городские, романсовые, баллады или крестьянские с текстами литературного происхождения. Музыкальная акцентность в их напевах подчинена литературной и часто совпадает с ней. Поэтому тактировку в напевах следует выполнять, отталкиваясь от смысловых и музыкальных акцентов.
|
|
Но есть такие народные песни, в которых соединились стихи литературного происхождения с народными традиционными напевами, в тексты песен привнесены элементы протяжной лирики – словообрыв, вставные слова, частицы «ой, ах, эх, ну, да» и т.п. В них необходимо находить литературную первооснову, определять тип силлабо-тонического стопного стиха и после этого проводить тактировку и определение размера.
Сравним:
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Узник» Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу Черногривого коня / ˘ / ˘ / ˘ / ˘ Стих – хорей | И его народный вариант в распеве, записанном в ст. Темнолесской Ставропольского края [Ай,] растворите мне (тёмную) темницу, Дайте мне сиянье (ярка-бела) дня, [Че…] черноброваю (её) девицу, Сла… сладкогривого (его) коня. Здесь выделять акцентные доли по стиху, на них и придётся тактовая черта. |
|
|
СТРУКТУРНОЕ СООТНОШЕНИЕ СТИХА И НАПЕВА
В народных песнях
В основе песенной структуры лежит ПОВТОРНОСТЬ.
В процессе пения повторяются: слова, фразы, предложения, строки.
Кроме того, во время распевания текста добавляются:
а) вставные частицы, междометия, слова – «эх», «ох», «ну», «ну вот», «да ну», «любо любо» и т.п.;
б) словообрывы – «сторо… сторонушка»; «заря занима… алася»;
в) припевные фразы, предложения, возгласы – «Дид-ладо!», «Таусень!».
Всё это увеличивает структуру песенной строфы.
От того, как соединяются слова с напевом в песне – речитативно, распевно, полураспевно – и от того, какой величины сама текстовая строка, образуются различные по структуре соотношения текста и напева в народных песнях.
Всего их три группы: 1. Нестрофическая (простейшая)
2. Строфическая
3. Куплетная
I. Нестрофическая
В такой песенной форме слова и напев по протяжённости равны друг другу. Это – одномотивные, однофразовые, однострочные напевы. К ним относятся примеры известных колядок, считалок, закличек, а также плачи, скоморошины, былины, небылицы.
|
|
Например, «Иванушка – рачик», или «Гори-гори-гарко».
II . Строфическая
К ней относятся песни разных жанров, появившиеся в истории развития народного творчества после XVII века: свадебные, хороводные, лирические, протяжные и т.п.
Музыкально-поэтическая строфа – это относительно законченное музыкально-поэтическое построение, состоящее не менее чем из двух полных (или неполных) музыкальных предложений (т.е. строк).
Таких, разнообразных по структуре песен, большинство. Рассмотрим принцип образования двух-, трёх-, четырёхстрочных строф; они составляют основу образования и более развитых песенных структур.
По мнению А.В.Рудневой, переход от нестрофической (простейшей) формы к строфической связан с пением группами, когда одни поют, а другие подпевают, т.е. «алилёкают».
Припевные слова, включаясь в структуру напева, выполняют роль припева, но не являются самостоятельным припевом и не могут быть им названы. Таким образом, возгласы («Авсень!», «Любо!»), фразы («Душель моя», «розан мой, розан»), предложения («Виноградье, краснозелёное») – входят в структуру строфы.
Однако, есть и настоящие припевы, то есть самостоятельные по содержанию, форме и даже контрастные по отношению к основному напеву. Например, в песне казаков-некрасовцев «Ой, вы цыгане» можно считать самостоятельным «припев» со слов: Три садика зелена
|
|
Цыганочка весела,
Сидела, думала,
думала-подумала…»
Наиболее распространённые разновидности строфической формы:
а) двухстрочные;
б) трёхстрочные;
в) четырёхстрочные (и более развернутые).
Понятие «строка» - в стихе и в напеве различно: в словах – это законченное смысловое действие, а в песенной строке руководящая роль принадлежит напеву, его интонационной законченности. Поэтому «строка» в напеве – это музыкальная мысль, относительно или вполне законченная.
Например, филологическая запись текста песни:
Вдоль по морю, морю синему,
Плывёт стадо лебединое.
лебединое, гусиное.
Этот же текст в напеве имеет четырёхстрочную структуру, построенную по принципу «парной периодичности» (АА ВВ) из одной стиховой строки:
Вдоль по морю,
Вдоль по морю,
Вдоль по морю, морю синему,
Вдоль по морю, морю синему.
То есть, та или иная песенная структура образуется:
- за счёт припевных строк, фраз, предложений;
- за счёт повторности строк, фраз;
- за счёт цепной связи строф (когда последняя строка, фраза, повторяясь, становится началом следующей строфы).
Особенно следует выделить специфику строения строф протяжных песен. Как правило, после первой, «ненормативной» строфы, выделяется в качестве «сцепляющего» запева фраза, слово или предложение из её текста, после чего формируется трёх- ,четырёх- (или более) строчная строфа.
Например: 1. Подуй-ка, развей да погодушка
Калину в саду.
2. Калину в саду…
Калинушка, ой да с малиною,
Лазоревый цвет.
3. Лазоревый цвет… и т.д.
В.М.Щуров («Стилевые основы русской народной музыки», М.1998.,гл. VI) отмечает сочетание признаков нестрофической и строфической форм и называет две разновидности этого явления, которые встречаются в песнях традиционных жанров.:
1. Тирадные и многочастные.
Это когда в процессе ритмического варьирования однострочного (одномотивного) напева образуется песенные строки нестабильных размеров, либо образуются мелодические изменения, связанные с новым по смыслу содержанием текста. Например, к таковым можно отнести популярную величальную «ЧАРОЧКУ»:
Чарочка моя, серебреная,
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 386; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!