ГОМОФОННО-ГАРМОНИЧЕСКИЙ СКЛАД
Начало гармонического склада в народных песнях заложено еще в давние времена в звучании народных инструментов.В этом истоки народной гармонии. Гомофонно-гармонический склад свойствен песням позднего периода, появившимся под влиянием западно-европейской музыки. Пришел в Россию с танцами «кадриль», «ланце», а также проявился в частушках, т.е. во всем, что поется в сопровождении гармошки, балалайки, гитары и предполагает гармоническую фактуру сопровождения. К национальным особенностям гармонического склада относится плагальность (T- S). В народных песнях, как правило, гармонический склад сочетается с полифоническим или подголосочным.
3. РИТМИЧЕСКОЕ СООТНОШЕНИЕ СТИХА И НАПЕВА В НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ. (Принципы тактировки).
По соотношению ритма в стихе и напеве народной песни сложилось ПЯТЬ ВИДОВ:
I. СИЛАБИЧЕСКИЙ
II. ТОНИЧЕСКИЙ
III. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ (сочетание признаков силлабики и тоники)
IV. ТАКТОВИК
V. СТОПНЫЙ или РИФМОВАННЫЙ (в классической теории стиха – силлабо-тонический).
Именно первые четыре вида стиха в народных песнях тактируются по иным правилам и принципам, чем в академической музыке. В них нет традиционной тактовой черты, выступающей в роли выделения сильной доли, акцента. Её место занимает либо пунктирная тактовая черта, либо знак «акцента», либо относительно сильная доля остаётся невыделенной. ТАКТОВАЯ черта в большей части песен с силлабическим, тоническим, промежуточным стихом или тактовиком выполняет роль РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЙ, а не акцентной черты. В этом и заключается принципиальная особенность тактировки в народныхпеснях подлинной «аутентичной» природы. Использование тактовой черты в роли акцентной, т.е. привычной для академической музыки, возможно в распетых формах тонического стиха, а также в песнях с рифмованным, литературным текстом, как правило, в жанрах городского происхождения.
|
|
I. СИЛЛАБИКА
Силлабический стих называется ещё «слогочислительным» или «мерноцезурованным».
Его признаки:
1. Деление смысловой строки стиха на слова или группы слов с постоянным, неизменным на протяжении всего текста песни, количеством слогов;
Слоговые группы, так называемые «синтагмы», в развитии текста могут варьироваться плюс - минус 1 – 2 слога.
2. Образуемая между группами слогов ЦЕЗУРА находится на постоянном месте.
)
5 + 5 слогов
. а) А весна, весна, // что ты принесла,
ой, лёли-лёли, // что ты принесла?
Девкам по булке, // мальцам по вулке,
ой, лёли-лёли, // мальцам по вулке.
|
|
Девкам лент ворох, // мальцам мешок блох,
ой, лёли-лёли, // мальцам мешок блох.
6 + 6 слогов
. б) Лузи мои лузи, // лузи зеленые,
лузи зеленые, // травы шелковые.
Как по тем по травам // ходили гуляли,
ходили-гуляли // две красны девчонки,
две красны девчонки, // купечески дочки.
1.2. Из двух неравнослоговых групп
5 + 3 слогов
а) Наша Манечка / - маков цвет,
а ваш Ванечка // - старый дед.
4 + 5 слогов
б) А бояре, // да мы к вам едем,
молодые, // да мы к вам едем!
Офицера, // да чего вы к нам,
молодые, // да чего вы к нам?
( вариационность в слогоых группах- 4 + 7)
А бояре, // а мы девок выбирать,
молодые, // а мы красных высмотрять.
Разновидностью примера, где сочетаются в одной песенной строфе две разные равнослоговые группы, является ПАРАПЕРИОДИЧЕСКАЯ ФОРМА напева:
6 + 6
3 + 3 слогов
Собирайтесь, гости, // все ко мне на свадьбу, (6 + 6)
|
|
Заинька // серая! (3 + 3)
На моей на свадьбе // пива-вина много, (6 + 6)
Заинька // серая! (3 + 3)
Пива-вина много, // хлеба-соли тоже, (6 + 6)
Заинька // серая! (3 + 3)
2.1. Из трёх слоговых групп с равным количеством слогов (равнослоговой стих)
4 + 4 + 4 слогов
Дубровушка // зеленая, //ладу, ладу,
дубровушка // зеленая, // душель моя.
Что ты рано // зашумела, // ладу, ладу,
что ты рано // зашумела, // душель моя?
Не сама я // зашумела, // ладу, ладу,
не сама я // зашумела, // душель моя.
2.2. Силлабический стих из трёх слоговых групп с неравным количеством слогов (неравнослоговой).
4 + 4 + 3 слогов
На ком же в нас // крутой-витой // веночек?
На Манечке // крутой-витой // веночек.
да кто ж бы ей // тот веночек // совивал?
2.3. Разновидностью силлабического стиха из трёх неравнослоговых групп является «коломыйка» (4 + 4 + 6 слогов), называемая так по сходству строения с украинскими песнями.
4 + 4 + 6
а)Полно, полно // вам, ребята, // чужо пиво пити,
не пора ли // вам, ребята, // свово наварити?
б)Чтой-то звон да, // чтой-то звон да // в нашей
колокольне,
|
|
не про нас ли, // друг-Ванюша, // все бают-гутарят?
Таким образом:
ПРИНЦИПЫ ТАКТИРОВКИ В СИЛЛАБИЧЕСКОМ СТИХЕ:
Тактовая черта разделяет группы; внутри групп сильная доля подчёркивается знаком акцента или, в распевной форме изложения, перед ней ставится пунктирная тактовая черта.
II. ТОНИКА (т.е. «акцентный стих»).
Признаки тонического стиха:
1. Акценты в тоническом стихе имеют определённое, неизменное место – 3-й слог от начала и 3-й слог от конца стиховой строки.
2. В отличие от силлабики, в тоническом стихе отсутствует цезура (и равнослоговое строение не является постоянным).
Встречается тонический стих в былинах, духовных стихах, исторических песнях; свадебных (плачах, причетах, песнях); скоморошинах, плясовых типа «Камаринская», хороводных, а также в эпического склада протяжных песнях. Разновидностей тонического стиха много, но наиболее распространены ДВЕ ФОРМЫ ТОНИЧЕСКОГО СТИХА.
1. КЛАССИЧЕСКИЙ, ДВУХУДАРНЫЙ.
Из-за лесу, лесу тёмного,
из-за садику зелёного…
Как по саду было, садику,
по зелёну виноградику…
Горе, горе мне, молодчику,
далеко гонят, в Сибирицу…
По значению первое ударение слабее второго, отсюда – тактировка в песнях с тоническим стихом следующая:
Если форма изложения речитативная, то второе (сильное) ударение отмечается пунктирной тактовой чертой, а первое выделяется знаком акцента.: >
Если же форма изложения полураспевная, то второе ударение выделяется сплошной тактовой чертой, а первое – пунктирной.
Например:
(Речитативная форма)
♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ | ⌡ ⌡
3 + 3 ˘ ˘ / ˘ ˘ ˘ / ˘ ˘
4 Вы цве-ты ли мо-и, цве-ти-ки,
♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ⌡ ♪ ♪
˘ ˘ > / ˘ ˘ ˘ / ˘ ˘ ˘
Вы цве-ты мо-и, ла-зо-ре-ва-и,
(Полураспевная форма)
˘ ˘ / ˘ ˘ ˘ ˘ ˘ / ˘ ˘
3+9 Ши-ро-ко ле-жишь ты, мо-ре | бе-ло-е.
8 ⌡ ♪ | ⌡ ♪ ⌡ ♪ ⌡ ♪ | ♫ ♪ ⌡
>
2. ТРЁХУДАРНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ (2 варианта).
Дополнительное 3-е ударение образуется:
а) между первым и вторым. Это стих типа «ВЫСОТА».
♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ⌡ ♪ ♪ ⌡ ⌡ ⌡
3+2 > > >
4 Вы-со-та ли, вы-со-та под-не- | 4 бес-на-я
3 + 2 ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ | ♪ ♪ ♪ ♪ | ⌡ ⌡ ⌡
4 > > >
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 397; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!