ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА В ТЕКСТАХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН
Поэтический прием – обращение – к людям, явлениям природы, к птицам, к растениям. Обращения часто встречаются в начале песни и выполняют роль песенного зачина:
Ах ты мать, моя матушка,
ты зачем меня на свет родила?
Ах вы, ночи, ночи темные…
Ты взойди, взойди, солнце красное…
Ивушка, ивушка зеленая моя…
При этом характерна вопросительная или восклицательная интонация.
Повторения в тексте песни слов, фраз, предложений, усиливающих значение этих слов:
Красота ли моя, красота,
красота ты моя девичья.
На горе-то калина,
на горе-то калина,
калина, калина, калина,
чубарики-чубарики, калина!
Эпитеты, усиливающие выразительность слов.
Эпитет точнее характеризует предмет. Постоянные эпитеты: море синее, снега белые, ветры буйные, лебедушка белая, леса темные, сады зеленые и т.д. Место эпитета после существительного называется ИНВЕРСИЕЙ.
4. Уменьшительные и ласкательные формы слов:
а) в существительных: матушка, батюшка, детинушка, сиротинушка, утушка, соловушка, кукушечка, дубровушка, березынька, кустики, камушек, соколочек, гуляньице и т.п.
б) в наречиях: близешенько, ранехонько, белешенько, тяжелехонько, грустнехонько и т.п.
|
|
в) в прилагательных: миленький, молоденький, цветик аленький, головка спобедненькая, сад зелененький, сторонушка далеконькая и т.п.
5. Двойные формы слов:
глаголы.
Одна и та же мысль подчеркивается двумя разными глаголами в одинаковой грамматической форме: ходила-гуляла, щипала-ломала, кидала-бросала, протекала-пролегала, ходит-бродит, звала-позывала и т.п.
существительные двух видов:
а) тавтологии (разные слова, но близкие по значению – синонимы): род-племя, путь-дорога, грусть-тоска, суда-корабли и т.п.
б) приложения (определение, дающее слову, предмету другое название): Волга-река, Ярослав-город, соловей-птица, изюм-ягода и т.п.
Встречаются сочетания различных существительных, которые стали нераздельными в народной речи: гуси-лебеди, отец-мать, калина-малина, вор-собака и др.
6. Метафора (олицетворение, аллегория, иносказание), т.е. неживым, неодушевленным предметам приписывается свойство и действие живых существ: «кусточки призадумавшись стоят», «высота-высота поднебесная», «растерял я свой голосочек» и др.
7. Гипербола (преувеличение).
Образное выражение, дающее преувеличенное представление о каком-либо предмете, действиях или свойствах героя, которых на самом деле не бывает: «комар ножку отдавил», «рюмки по столику ходят и стаканы гуляют», «чарочки по столику похаживают», «книга голубиная – сорока пудов» и др.
|
|
8. Вставные:
а) междометия, слова, частицы, словосочетания: ах, ох, эх., ой, е-ой, ой да ну; любо-любо, швандер-навендер;
б) строки: «Бай, бай, говори головка!» «Вот, вот, вот и я, вот и милая моя!»
МУЗЫКАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА
МЕЛОДИКА В РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ
Термин «мелос»ввел в научное употребление советский музыковед Б. Асафьев в работе «Речевая интонация» (в 30-е годы). В разные годы свои наблюдения о свойствах песенной мелодики высказывали В.Одоевский, В.Серов, В.Прокунин, П.Сокальский, Ю.Мельгунов, Е.Линева, В.Пасхалов и др. Позже Л.Мазель и В.Цуккерман говорили о принципах анализа мелодики, а Т.Бершадская- о последовании интонационных циклов. Музыковеды-фольклористы М.Енговатова и Б.Ефименкова при рассмотрении мелодики народных песен употребляют понятие «мелодические ячейки». В.М.Щуров предлагает название «мелодические звенья», т.к. напевы народных песен часто строятся путём сцепления нескольких мелодических попевок*. Итак, в научном взгляде на мелодику подходы различны, но типичные мелодические рисунки до настоящего времени не были охарактеризованы.
|
|
Понятие «мелодика» употребляется в обобщенном (широком) или конкретном (узком) значениях.
Широкое – мелодичность музыки, когда речь идет о певучести, лиричности, т.е. о выразительных качествах музыки.
Узкое имеет три значения:
1).Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосно (в вокальной музыке или одноголосный наигрыш в инструментальной музыке).
2).Мелодия – это совокупность нескольких компонентов музыкального языка – интонация, ритм, ладовая окраска.
3). Мелодия – это главный (или равноправный наряду с главным) голос многоголосного музыкального произведения. Например, в подголосочной полифонии типа «склад со второй».
Для собирателей и исполнителей народной песни особый интерес должно представлять крестьянское понимание мелодии.
Например, Е.Э.Линева, много и интересно описывавшая свои встречи с крестьянами, записала: «песня, как река льется, с извилинами и загонами, а новая – как чугунка бежит».
Формы и тип мелодики
1) Попевочный тип – простейшая форма, которая складывается из варьирования и повторения простейших интонаций (или интонационных элементов). Встречается в календарных песнях, детских, древних хороводных, причитаниях. Это напевы с узким
|
|
звуковым объемом.
В.М.Щуров. Стилевые основы русской народной музыки.Тема «Изучение народной мелодики» гл.У111.стр.185
2) Развитый тип мелодики, ее формы:
-нисходящее мелодическое движение из « вершины-источника»;
-нисходящее движение с признаками поступательного;
- восходящее движение одним или несколькими скачками и заполнение его нисходящим движением.
-мелодический рисунок в виде «синусоиды», где напев начинается в среднем регистре, достигает вершины, а затем опускается ниже своего начала (может вернуться на начало);
-мелодический рисунок в виде «восходящей волны»;
-мелодический рисунок в соотношении «вопроса-ответа»; «ответа-вопроса»;
-вращательное движение (опевание основных звуков);
- «обращенная волна» - нисходящее переходит в восходящее.
В песенных мелодиях – голосах существует понятие вариантности ивариационности (импровизационности) в двух значениях:
а) узкое
Вариации – это ритмические, мелодические изменения основного напева песни в разных строфах (куплетах);
Варианты – это ритмические или мелодические изменения в одном произведении подголосочного склада в разных голосах.
б) широкое
Варианты – разные исполнительские варианты одного произведения;
Разные мелодические варианты произведения одного (сходного) содержания, записанные в разных местностях.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 1808; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!