ТИПЫ РУССКОГО НАРОДНОГО МНОГОГОЛОСИЯ



 

Многоголосие – отличительная черта русского народного пения.

В народном пении преобладает ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ или ПОДГОЛОСОЧНЫЙ склад. (I.)

Наряду с ним (в меньшей мере) – ГОМОФОННО – ГАРМОНИЧЕСКИЙ склад. (II.)

 

 

ПОДГОЛОСОЧНАЯ ПОЛИФОНИЯ. Имеет 5 разновидностей.

 

 

1. ГЕТЕРОФОНИЯ – это такой принцип соотношения голосов, когда каждый из них воспроизводит ВАРИАНТ одной и той же мелодии. При этом характерно эпизодическое ответвление от унисона.

Такой склад характерен для западно-русской традиции, а так же для северных областей.

(Смоленская, Псковская, Новгородская, частично Тверская; Архангельская, Вологодская, Вятская).

 

В гетерофонии сложились четыре типа:

а). Гетерофония « УНИСОННОГО» типа, или «МОНОДИЙНАЯ».

В ней возможны разъединения голосов на КОНСОНИРУЮЩИЕ интервалы (терции, кварты, квинты) в КАДЕНЦИИ, но они являются сиюминутным ( и необязательным) проявлением желания кого-либо из поющих.

 

б). Гетерофония «РЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ».

В ней строгое, постоянное разделение вокальных линий соблюдается не только в концовках напева, но и в развитии голосов.

 

в). Гетерофония «РАЗВЕТВЛЕННАЯ».

В ней линии голосов пучкообразно расходятся и периодически сходятся к унисону. Голоса не контрастируют друг другу, но в сочетании образуют насыщенные созвучия.

 

г). Гетерофония «РАЗВИТАЯ» или « насыщенная».

В ней возникают многоголосные созвучия, как диссонансы, так и консонансы. Этот вид гетерофонии определен Н.Н. Гиляровой по характерным в Рязанском песенном фольклоре сочетаниям, которые она называет термином « кластерные созвучия».

 

2. ПЕНИЕ С БУРДОНОМ – это многоголосие, где в основе ДВА голоса, из которых верхний – основной, развивающий; а нижний – фон, бурдонирующий. Различаются четыре типа бурдона.

а). Верхний голос ведет простую мелодическую линию узкого диапазона (обычно в пределах терции-кварты), а нижний постоянно стоит на одном звуке. Это ПРОСТОЙ БУРДОН.

б). Когда нижний голос периодически уходит на секунду или терцию вниз и затем возвращается. Такой бурдон называется ПЕРЕМЕЖАЮЩИМСЯ.

 

в). Особая форма бурдона – «БУРДОН С КВИНТОВОЙ РАМКОЙ».

 

Эта разновидность пения с бурдоном образуется в результате расслоения основных двух голосов и эпизодическом возникновении трех- или четырехголосия. В таких случаях проявляется ГАРМОНИЧЕСКОЕ мышление у исполнителей. Все голоса мелодически развиты, а между крайними часто звучит квинта.

 

г). «ПЕНИЕ С МНИМЫМ БУРДОНОМ».

Возможно такое сочетание голосов, где все время слышится выдержанный звук, но на самом деле бурдон-голос отсутствует. Этот повторяющийся звук находится в разных голосах.

 

КОНТРАСТНАЯ ПОДГОЛОСОЧНАЯ ПОЛИФОНИЯ

 

Встречается в Средней России, на Юге, в Поволжье, на Урале, в Сибири. Отмечено две разновидности:

а). ДВУХГОЛОСИЕ, где нижний голос – основа, а верхний – вспомогательный ( его еще называют орнаментальный подголосок);

 

б). ТРЕХГОЛОСИЕ, где запевает средний голос (альт или баритон),

верхний – подголосок, нижний в квинтовом соотношении с верхним является устойчивым басом. Если голоса разделяются, то периодически образуются трех-, четырехголосные, иногда пятиголосные созвучия (но разделяются именно три ОСНОВНЫХ голоса, когда много поющих). Народные певцы говорят: « Верхние «подголашивают», нижние « басуют». Большое значение в таком пении приобретает гармоническая вертикаль, где часто звучит скрытый параллелизм трезвучий.

 

ЛЕНТОЧНОЕ» МНОГОГОЛОСИЕ

( или по определению Т. Бершадской – « СКЛАД СО ВТОРОЙ»).

 

а). « Склад со второй» предполагает двухголосную основу, где голоса движутся ПАРАЛЛЕЛЬНО ( в терцию, иногда в кварту, квинту), иногда сливаясь В УНИСОН. Основной голос – нижний.

Характерен: для Урала, Сибири, Среднего Поволжья, Приуралья, Средней России.

 

б). «Двухрегистровое ленточное многоголосие».

Это тот же « склад со второй», но с удвоением в октаву ( выше или ниже) звучания основных голосов. Встречается на Севере, в Подмосковье, в Поволжье, в Предуралье.

 

5. ИМИТАЦИОННАЯ ПОЛИФОНИЯ. Существует в двух разновидностях.

 

а). « КАНОН» (или двухорное пение) – пение, например, свадебных, календарных песен двумя группами: одна начинает, другая наступает.

 

б). Народная « АЛЕАТОРИКА».

Это сочетание песни (как фона) с наложенным на нее речитативом (свадебное пение с плачем). В результате образуются признаки полиритмии и полиметрии. Встречается в свадьбах: Северной, Сибирской, Средней России.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 740; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!