Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 32 страница
Было бы глупо игнорировать их, совершенно глупо. У нас долж ны быть свои собственные группы для работы среди них, специ альные методы агитации и специальные формы организации. Это не “буржуазный” феминизм; это практическая революцион ная целесообразность»1. Взгляды Ленина, явно показывающие его прагматичное отношение к женщинам, напрямую уходят кор нями в русскую революционную традицию и разделялись всеми основательницами и руководительницами Женотдела.
|
|
Однако «антифеминистское» течение, появившееся среди со циал-демократов еще в 1905 г., продолжало существовать среди некоторых советских лидеров и после революции. К примеру, Зиновьев и Рыков выступали против созыва Съезда женщин
1918 г. Более серьезной была оппозиция со стороны профсоюзов: под знаменем антифеминизма их лидеры призывали к упраздне нию Женотдела. Частично это раздражение было вызвано пере плетением сфер юрисдикции - обычная причина межорганиза-ционных трений тех лет, однако на более опасном уровне, так как это отражало враждебное отношение рядовых рабочих к женской конкуренции на рынке труда. Антагонизм партии и Женотдела принимал различные формы. Например, некоторые большевики противились празднованию Международного женского дня, на зывая его пустой тратой сил и забывая, как отметила одна боль шевичка, что это был праздник пробуждения самосознания, как мужчин, так и женщин. Другие же, по свидетельству Давида Ря занова, «предпочитали полное разделение труда между мужчина ми и женщинами» и считали, что Женотдел должен заниматься женским вопросом, а «Мужотдел» (то есть вся остальная пар тия) - мужскими проблемами (означавшими самые важные). Со противление коммунистов на местном уровне проведению спе
|
|
|
|
|
|
1 Lenin V.I. On the Emancipation of Women. Moscow, n.d. P. 106.
462
циальной работы среди женщин достаточно полно отражено в работах Кэрол Юбэнк и других1.
целом, партия поддерживала (правда, порой, на словах и в расплывчатых фразах) созданный ею специальный механизм для политической работы среди женщин. Однако, начиная с XI съез да партии (1922), речи о необходимости Женотдела стали допол няться жалобами на его недостатки. На XII съезде (1923) была принята резолюция, которая указывала на то, что определенные условия поощряют рост «феминистских тенденций». «Эти тен денции, - говорилось в ней, - дают возможность создавать спе циальные общества, которые под знаменем улучшения женского образа жизни в действительности могут привести к тому, что женский трудовой контингент порвет с общей классовой борь бой». Резолюция заканчивалась фразой о том, что средством борьбы с этим является сохранение Женотдела и создание креп ких связей между женщинами, профсоюзами, кооперативами и Советами. В циркулярном письме 1927 г. от ЦК к местным парт организациям отмечалась неудача последних в надлежащем ис пользовании «делегатских собраний» для мобилизации женщин вокруг неотложных задач партии. По сути эти обтекаемые резо люции, допускающие двойное толкование, и вечные жалобы от ражали разногласия среди лидеров по вопросу о том, сохранять ли эту часть политического механизма или же демонтировать ее. Каким образом партийные лидеры разделились по данной про блеме, общество так и не узнало2.
Прелюдией к ликвидации в 1930 г. Женотдела, стало упразд нение в 1926 г. Международного женского секретариата. Про изошло это на международных съездах коммунисток, организо ванных Женотделом и приуроченных к съездам Коминтерна. Первый из них состоялся в 1920 г. в Москве. Арманд, имевшая огромное влияние на нем, вызвала беспокойство немецкой
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!