Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 30 страница



 

Bryant L. Mirrors of Moscow. N.Y., 1923. P. 121; Гринфельд Ю. Из воспоминанийо борьбе за свободу и народовластие в Одессе, 1918-1920 гг. Н.-Й., 1962. С. 42-44; Chambertin W. Soviet Russia. P. 378.

2 Астахова Hr, Целиариус E. Товарищ Ольга. C. 115-117.


 

458


боте на низшем уровне. Наиболее сильное сопротивление дея­ тельности Женотдела оказывалось в деревнях и неславянских пограничных районах. Украинская активистка Киселева про­ шла несколько километров от райкомовской штаб-квартиры до маленькой деревушки Срипаи, чтобы собрать женщин в из­ бе-читальне и попытаться их организовать. Мужское население деревни окружило избу, выкрикивая: «Мы вас убьем, если вы будете трогать наших женщин». В Чигиринском районе за один год «бандитами» были убиты три сотрудницы Женотдела. С на­ чалом коллективизации украинским активисткам пришлось оп­ ровергать слухи о том, что в колхозах мужчины будут «распре­ делять» между собой молодых женщин, а из старых варить мыло. Повсеместно мужчины (неизменно называемые в литера­ туре «кулаками») сопротивлялись попыткам Женотдела втя­ нуть их жен в политику1.

 

Огромные трудности заключала в себе работа Женотдела среди «восточных» женщин. Съезды Коллонтай были всего лишь началом. Эти женщины могли едва лишь намекнуть (да и то, только после настойчивых просьб) на жизнь, которой они жили при традиционном порядке. «Мы были молчаливыми ра­ бынями, - говорила одна из них, - мы были вынуждены пря­ таться в своих комнатах и раболепствовать перед нашими мужьями, которые были нашими господами». Другая рассказы­ вала Кларе Цеткин, которая в начале 1920-х гг. инспектировала деятельность Женотдела на Кавказе, находясь там на лечении: «Наши отцы продавали нас в десятилетнем возрасте, и даже еще раньше. Наш муж бил нас палкой и стегал кнутом, когда ему этого хотелось. И если он хотел, чтобы мы замерли, мы за­ мирали. Наших дочерей, нашу радость и помощниц по дому, он продавал также, как в свое время продали нас самих». Ис­ пытывая недостаток в местных большевистских кадрах, Женот­ дел направил для работы в этом регионе русских революцио­ нерок и педагогов. Типичной женотделовкой была Надежда Колес­ никова - опытная пропагандистка и дочь одного из легендарных

 

Бюллетень № 15 отдела ЦКРКП по работе среди женщин. М., 1922. С. 12-13; Stavrakis В. Women and the Communist Party in the Soviet Union, 1918-1935.Western Reserve University, 1961; Астахова H., Цеяиариус E. Товарищ Ольга. C. 122,140; Женщины в революции. С. 263. Больше информации о деятельности местных женотделов см.: Бюллетень М? 5/6 отдела ЦКРКП по работе среди жен­ щин. М., 1922; Женщины в революции. С. 272-276, 283-287, 296-301; а также документы Женотдела (1922-1934), находящиеся в Смоленском архиве, указан­ ные на 17 странице архивного справочника. Арманд И. Статьи, речи, письма. С. 94-98,123-139.


 

459


26 Бакинских комиссаров. Другой была Ольга Чулкова - бес­ тужевка, библиотекарь и учительница, которая работала в Женотделе Сухуми и пыталась организовать женщин Абхазии. Женотделовские активистки отправились в горные аулы и аги­ тировали никогда не покидавших своих родных селений жен­ щин приехать в Сухуми. Некоторые из них были отправлены в Москву для учебы, остальные вернулись в горы и стали созда­ вать там дневные ясли1.

Как отмечала Ставракис, отсутствие местных большевичек, языковые проблемы, размеры территории, преобладание негра­ мотных женщин, конфессиональное многообразие, незначитель­ ное влияние коммунистов в некоторых областях и, главное, край­ няя враждебность со стороны мужчин заставили руководитель­ ниц женотделов приспосабливать методы работы к местной ситуации. Эти методы были весьма разнообразны: тайные посе­ щения женщин, встречи в банях, создание артелей и «женских клубов» - то есть общественных организаций для повышения уровня политического сознания. В Батуми в женском клубе сперва выступали мужчины, пока не встала первая женщина и не сорвала с себя чадру; в Баку клуб насчитывал несколько тысяч членов и стал для женщин школой, церковью, центром общения, заменив собой базар. Активистки Женотдела появлялись в таких местах, где никогда прежде не видели горожан. В Центральной Азии они кочевали по степи на импровизированных транспорт­ ных средствах, останавливались в аулах, читая лекции с исполь­ зованием движущихся картинок «волшебного фонаря» (как это делали в 1890-х гг. в Петербурге учительницы воскресных школ), изображавших мусульманку, которая отказалась выйти замуж за купившего ее старика2.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!